Готовимся к ЕГЭ

Гомбоев Бато Болотович

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ege._test_4.doc104 КБ
Microsoft Office document icon ege._test_6.doc195.5 КБ
Microsoft Office document icon sobytiya_i_daty_ist._rossii_xx_v.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Единый государственный экзамен по истории России. XVIII век.

  1. Какие из названных событий произошли в XVIII веке?

а) Семилетняя война,

б) секуляризация церковных земель,

в) национально-освободительное движение на Украине,

г) раздел Речи Посполитой,

д) Смоленская война,

е) учреждение в России патриаршества.

Укажите верный ответ:

1) АБВ,              2) АБГ,             3) БВД,              4) ВГД.

  1. Кто был объявлен одним из руководителей Великого посольства?

1) Петр I,

2) Франц Лефорт,

3) Александр Меншиков,

4) Федор Ромодановский.

  1. Кто такой Феофан Прокопович?

1) полководец, фельдмаршал,

2) дипломат, один из руководителей Великого посольства,

3) вице-президент Синода, публицист,

4) предприниматель и заводовладелец.

  1. В каком ряду названы даты Северной войны, обеспечившей России выход в Балтийское море?

1) 1700-1711,

2) 1700-1721,

3) 1756-1762,

4) 1787-1791.

  1. Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»?

1) сражение при Лесной,

2) взятие Нарвы,

3) взятие Нотебурга,

4) битву при Ниеншанце.

  1. Что относится к военным реформам Петра I?

а) создание первых полков «нового строя»,

б) введение рекрутской повинности,

в) создание школ для подготовки морских и сухопутных офицеров,

г) введение всеобщей воинской повинности,

д) создание стрелецкого войска,

е) создание Военной коллегии.

Укажите верный ответ:

1) АБД,              2) АВЕ,             3) БВЕ,              4) БГД.

  1. Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра I?

а) Н. Панин,

б) А. Аракчеев,

в) Б. Шереметев,

г) П. Ягужинский,

д) Ф. Лефорт,

е) С. Разин.

Укажите верный ответ:

1) АБД,              2) АВГ,             3) БВД,              4) ВГД.

  1. Кто из перечисленных лиц относится к современникам Петра I?

а) В.В. Голицын,

б) Д.М. Пожарский,

в) Ф.Я. Лефорт,

г) Б.П. Шереметев,

д) А.Г. Орлов,

е) Ф.М. Апраксин.

Укажите верный ответ:

1) АВГ,              2) БВД,             3) ВГЕ,              4) ГДЕ.

  1. В каком году произошло Полтавское сражение?

1) 1702,

2) 1709,

3) 1711,

4) 1714.

  1. Какова причина начала Прутского похода Петра I?

1) вступление Турции в войну с Россией,

2) обязательства перед Польшей и Австрией,

3) намерение вернуть Азов и Таганрог,

4) угроза перехода Украины под власть Турции.

  1. В результате Северной войны Россия получила

1) выход в Балтийское море,

2) Новгородские земли,

3) Смоленские земли,

4) Финляндию.

  1. В 1722 году Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право

1) лично выбирать и назначать наследника,

2) выбирать наследника вместе с Сенатом,

3) передавать престол строго по наследству,

4) передавать престол только по мужской линии.

  1. Чем знаменателен 1721 год?

1) отменой крепостного права,

2) провозглашением России империей,

3) присоединением к России Крыма,

4) принятием Соборного уложения.

  1. Какое событие произошло раньше?

1) открытие Московского университета,

2) основание российской Академии наук,

3) открытие первого в России музея – Кунсткамеры,

4) введение в России летоисчисления от рождества Христова.

  1. Какие крестьяне назывались приписными?

1) работающие на казенных мануфактурах,

2) записанные в посадское население,

3) внесенные в списки налогоплательщиков,

4) определенные в рекруты.

  1. Как называется защита отечественного производителя от иностранной конкуренции?

1) изоляционизм,

2) меркантилизм,

3) модернизм,

4) протекционизм.

  1. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII века было вызвано:

1) церковным расколом,

2) введением подушной подати,

3) появлением медных денег,

4) установлением налога за соль.

  1. В каком ряду указаны даты дворцовых переворотов

1) 1547, 1598,

2) 1610, 1613,

3) 1741, 1762,

4) 1725, 1796,

  1. Какие из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов России?

а) верховники,

б) коллегии,

в) Кабинет министров,

г) кондиции,

д) Новоторговый устав,

е) приказ Тайных дел.

Укажите верный ответ:

1) АБВ,              2) АВГ,             3) БВД,              4) ВГД.

  1. Чье правление отмечено победами в Семилетней войне?

1) Петра I,

2) Екатерины II,

3) Анны Иоанновны,

4) Елизаветы Петровны.

  1. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержались в

1) Соборном уложении,

2) кондиции,

3) Табели о рангах,

4) Духовном регламенте.

  1. С каким из названных событий связано понятие «кондиции»

1) восшествием на престол Екатерины I,

2) реформами Петра I,

3) реформами Павла I,

4) восшествием на престол Анны Иоанновны.

  1. И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками царя (царицы)

1) Петра I,

2) Павла I,

3) Петра III,

4) Елизаветы Петровны.

  1. Современником Анны Иоанновны был

1) А. Курбский,

2) С. Дежнев,

3) Э. Бирон,

4) Б. Хмельницкий.

  1. Кто подписал Манифест о вольности дворянства?

1) Елизавета Петровна,

2) Петр III,

3) Екатерина II,

4) Павел I.

  1. Картина В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные:

1) с дворцовыми переворотами,

2) с Северной войной,

3) со стрелецкими бунтами,

4) с крестьянским восстанием под руководством К. Булавина.

  1. Кто был фаворитом Екатерины II?

1) Эрнст Бирон,

2) Григорий Орлов,

3) Алексей Разумовский,

4) Иван Шувалов.

  1. Какое событие произошло в 1785 году?

1) вхождение Крыма в состав России,

2) издание Жалованной грамоты городам,

3) открытие Академии Художеств,

4) первый раздел Речи Посполитой.

  1. Что было одной из причин пугачевского бунта?

1) введение рекрутской повинности,

2) запрещение продавать крестьян без земли,

3) ликвидация казачьих вольностей,

4) предоставление иностранным купцам права беспошлинной торговли на Волге.

  1. Манифест о вольности дворянской, Жалованная грамота дворянству характеризовали процесс

1) законодательного оформления прав дворянства как привилегированного сословия,

2) решения крестьянского вопроса,

3) осуществления реформ в области государственного управления,

4) введения обязательной службы для дворян.

  1. Что из названного было одним из результатов принятия Манифеста о вольности дворянской, Жалованной грамоты дворянству?

1) освобождение дворян от обязательной службы,

2) введение денежного налога – подушной подати,

3) ограничение дворянских прав и привилегий,

4) ликвидация белых слобод.

  1. Кто из перечисленных лиц совместно осуществлял государственную политику в XVIII веке?

1) Екатерина II и Григорий Потемкин,

2) Михаил Федорович и патриарх Филарет,

3) Павел I и Константин Победоносцев,

4) Петр I и Михаил Сперанский.

  1. Какие из названных имен связаны с развитием художественной культуры XVIII века?

а) С. Дежнев,

б) В. Баженов,

в) Е. Канкрин,

г) М. Казаков,

д) А. Сумароков,

е) И. Ползунов.

Укажите верный ответ:

1) АБВ,              2) БГД,             3) БГЕ,              4) ГДЕ.

  1. Когда в России было введено новое летоисчисление?

1) 1 января 1700,

2) 1 сентября 1709,

3) 1 января 1725,

4) 1 сентября 1721.

  1. Крупнейшим мастером гравюры XVIII века был

1) В.И. Баженов,

2) А.Ф. Зубов,

3) Н.И. Новиков,

4) С.Ф. Щедрин.

  1. Известным русским поэтом XVIII века был

1) Г.Р. Державин,

2) Ф.С. Рокотов,

3) Д.Г. Левицкий,

4) Н.И. Новиков.

  1. Определите принцип, по которому образован ряд исторических деятелей: Борис Шереметев, Бурхард Миних, Петр румянцев, Александр Суворов.

П

О

Л

К

О

В

О

Д

Ц

Ы

  1. Определите принцип, по которому образован ряд исторических деятелей: Иван Болотников, Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев.

В

О

Ж

Д

И

В

О

С

С

Т

А

Н

И

Й

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика: «Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлевские хоромы, он вывел натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским, недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды».

П

Е

Т

Р

П

Е

Р

В

Ы

Й

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, к которой относится эта характеристика: «Начала свое царствование с того, что щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 года была осуществлена секуляризация церковных земель».

Е

К

А

Т

Е

Р

И

Н

А

В

Т

О

Р

А

Я

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите фамилию государственного деятеля, к которому относится эта характеристика: «В свое несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю».

М

Е

Н

Ш

И

К

О

В

  1. Прочтите отрывок из именного указа от 1721 года и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь: «Позволяется сим наших указом для размножения …. заводов, как шляхетству, так и купеческим людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

П

О

С

Е

С

С

И

О

Н

Н

Ы

Е

  1. Прочтите отрывок из именного указа от 1711 года и напишите название государственного органа, о котором идет речь: «Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и несправедливых судей наказывать… 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артерии войны…».

С

Е

Н

А

Т

  1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

а) основание Славяно-греко-латинской академии,

б) отмена местничества,

в) Великое посольство,

г) восстание под предводительством Степана Разина.

1

2

3

4

г

б

а

в

  1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

а) деятельность Уложенной комиссии,

б) издание указа о трехдневной барщине,

в) основание Академии Наук,

г) отмена внутренних пошлин.

1

2

3

4

в

г

а

б

  1. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности.

а) А.Л. Ордин-Нащокин,

б) М.М. Сперанский,

в) А.Г. Орлов,

г) А.Д. Меншиков.

1

2

3

4

а

г

в

б

  1. Расположите следующие термины в хронологической последовательности.

а) Уложенная комиссия,

б) Верховный тайный комитет,

в) Негласный комитет,

г) Земский собор.

1

2

3

4

г

б

а

в

  1. Установите соответствие между монархами и их приближенными:

1)

Анна Иоанновна

а)

Алексей Аракчеев

2)

Елизавета Петровна

б)

Эрнст Бирон

3)

Екатерина II

в)

Александр Меншиков

4)

Александр I

г)

Григорий Потемкин

д)

Иван Шувалов

1

2

3

4

б

д

г

а

  1. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их правления:

1)

Василий Шуйский

а)

Ливонская война

2)

Иван IV

б)

Восстание И. Болотникова

3)

Петр I

в)

Восстание Е. Пугачева

4)

Екатерина II

г)

Северная война

д)

Смоленская война

1

2

3

4

б

а

г

в

  1. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их правления:

1)

Иван Грозный

а)

«просвещенный абсолютизм»

2)

Анна Иоанновна

б)

опричнина

3)

Екатерина II

в)

полки «иноземного строя»

4)

Алексей Михайлович

г)

бироновщина

д)

министерства

1

2

3

4

б

г

а

в

  1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

а) принятие Петром I титула императора,

б) учреждение Табели о рангах,

в) учреждение Сената,

г) начало Северной войны.

1

2

3

4

г

в

а

б

  1. Установите соответствие между именами исторических лиц и сферами их деятельности:

1)

Аввакум

а)

государственный деятель

2)

Григорий Потемкин

б)

композитор

3)

Василий Баженов

в)

церковный деятель

4)

Федор Шубин

г)

архитектор

д)

скульптор

1

2

3

4

в

а

г

д



Предварительный просмотр:

Единый государственный экзамен. Россия в конце XIX – начале XX века.

Часть 1.

  1. Александр III царствовал в:

1) 1825-1855 годах,

2) 1855-1881 годах,

3) 1881-1894 годах,

4) 1894-1917 годах.

  1. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Александра III?

А) прекращение временнообязанного состояния крестьян,

Б) учреждение Государственного совета,

В) создание единого свода законов Российской империи,

Г) отмена университетской автономии,

Д) реформа государственных крестьян,

Е) издание циркуляра о «кухаркиных детях».

Укажите верный ответ.

1) АГД,                      2) БВЕ,                    3) АГЕ,                   4) ВАБ.

  1. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

А) денежная реформа С.Ю. Витте,

Б) создание законосовещательного Государственного совета,

В) «Кровавое воскресенье»,

Г) перевод крестьян на обязательный выкуп,

Д) аграрная реформа П.А. Столыпина,

Е) учреждение Крестьянского и Дворянского поземельных банков.

Укажите верный ответ.

1) АБД,                      2) АВД,                    3) БВГ,                   4) ВГЕ.

  1. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

А) создание законосовещательного Государственного совета,

Б) Московское декабрьское вооруженное восстание,

В) учреждение должностей земских начальников,

Г) издание циркуляра о «кухаркиных детях»,

Д) третьиюньский государственный переворот,

Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделов.

Укажите верный ответ.

1) АБГ,                      2) АВД,                    3) БВГ,                   4) БДЕ.

  1. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

А) Всероссийская октябрьская политическая стачка,

Б) убийство П.А. Столыпина,

В) подавление крестьянских восстаний в селах Бездна и Кандеевка,

Г) учреждение суда присяжных,

Д) третьиюньский государственный переворот,

Е) создание Верховной Распорядительной комиссии.

Укажите верный ответ.

1) АБД,                      2) АВГ,                    3) БГЕ,                   4) БДЕ.

  1. Какова была численность населения Российской империи к началу ХХ века?

1) около 60 миллионов человек,

2) около 94 миллионов человек,

3) около 127 миллионов человек,

4) около 163 миллионов человек.

  1. Что являлось особенностью развития капитализма в России в начале ХХ века?

1) активное вмешательство государства в экономику,

2) низкие темпы роста промышленного производства,

3) преобладание металлургических предприятий,

4) создание независимых профсоюзов.

  1. Какие из перечисленных ниже черт характеризуют российскую экономику конца XIX – начала XX века?

А) прекращение продажи хлеба за границу,

Б) быстрые темпы промышленного развития,

В) развитие исключительно за счет опоры на собственные силы,

Г) интенсивное железнодорожное строительство,

Д) преобладание промышленной продукции в российском экспорте,

Е) создание торгово-промышленных монополий.

Укажите верный ответ.

1) АБГ,                      2) АДЕ,                    3) БГЕ,                   4) ВГЕ.

  1. Что являлось элементами модернизации С.Ю. Витте?

А) изоляционизм,

Б) меркантилизм,

В) введение золотого стандарта,

Г) введение натурального обмена,

Д) реформа системы образования,

Е) создание сети железных дорог.

Укажите верный ответ.

1) АВД,                      2) АГЕ,                    3) БВЕ,                   4) БГД.

  1. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте:

1) основой денежной системы стал золотой рубль,

2) основой денежной системы стал серебряный рубль,

3) из обращения были изъяты бумажные деньги,

4) было восстановлено обращение бумажных денег.

  1. Что из названного относится к времени правления императора Александра III в крестьянском вопросе?

1) разрешение семейных разделов только с согласия сельского схода,

2) возвращение отрезков крестьянам,

3) повышение выкупных платежей,

4) введение временнообязанного состояния.

  1. Аграрный строй в России в начале ХХ века (до 1905 года) характеризовался

1) высоким уровнем товарности крестьянских хозяйств,

2) преобладанием фермерских хозяйств,

3) крестьянским малоземельем,

4) отсутствием помещичьих земель.

  1. Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала:

1) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность,

2) сохранение крестьянской общины,

3) предоставление крестьянам возможности создавать хутора и отрубы,

4) выкуп помещичьей земли и продажу ее крестьянам.

  1. Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала:

1) свободный выход крестьян из общины с наделом,

2) финансовую поддержку крестьянских общин,

3) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность,

4) конфискацию помещичьей земли.

  1. Как П.А. Столыпин решал проблему крестьянского малоземелья?

1) свободным выходом крестьян из общины,

2) приобретением на государственные деньги земельных участков,

3) конфискацией помещичьей земли,

4) переселенческой политикой.

  1. Что явилось последствием Столыпинской аграрной реформы?

1) начало первой русской революции,

2) преобладание в деревне крепких крестьянских хозяйств,

3) расслоение крестьянства,

4) снижение социальной напряженности в деревне.

  1. Что стало главным препятствием на пути проведения аграрной реформы?

1) противодействие императора и Государственного Совета,

2) постоянные крестьянские бунты,

3) крестьянская психология,

4) отсутствие механизмов реализации идей П.А. Столыпина.

  1. Какие из перечисленных ниже мероприятий связаны с деятельностью П.А. Столыпина?

А) перевод крестьян на обязательный выход,

Б) введение военно-полевых судов над гражданскими лицами,

В) строительство Сибирской железной дороги,

Г) изменение избирательного закона по выборам депутатов Государственной Думы,

Д) принятие программы создания рабочих организаций под контролем полиции,

Е) предоставление крестьянам права свободно покидать общину с наделом.

Укажите верный ответ.

1) АБГ,                      2) БВД,                    3) БГЕ,                   4) ВГЕ.

  1. Какой из названных органов государственной власти существовал в России в начале ХХ века (до 1905 года)?

1) Государственная Дума,

2) Временный комитет Государственной Думы,

3) Правительствующий Сенат,

4) Земский собор.

  1. Какие из перечисленных ниже органов государственной власти существовали в России в самом начале ХХ века (до 1905 года)?

А) Сенат,

Б) Государственный совет,

В) Верховный тайный совет,

Г) Синод,

Д) Непременный совет,

Е) Государственная Дума.

Укажите верный ответ.

1) АБГ,                       2) АДЕ,                     3) БГД,                  4) БДЕ.

  1. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался: «Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа»:

1) Государственный Совет,                

2) Государственная Дума,

3) Правительствующий Сенат,          

4) Комитет министров.

  1. Чьи взгляды отражают слова: «Без общины не может существовать дух России»?

1) анархистов,

2) консерваторов,

3) либералов,

4) марксистов.

  1. Какое из политических движений начала ХХ века характеризовалось социалистическими представлениями?

1) эсеры,

2) кадеты,

3) октябристы,

4) черносотенцы.

  1. Какая политическая партия в России стала преемницей народнической идеологии и традиций?

1) Союз русского народа,

2) социал-демократы (большевики),

3) социал-демократы (меньшевики),

4) эсеры.

  1. Какие из перечисленных общественных объединений, партий руководствовались идеями К. Маркса?

А) Российская социал-демократическая рабочая партия,

Б) «Народная воля»,

В) Конституционно-демократическая партия,

Г) «Земля и воля»,

Д) группа «Освобождение труда»,

Е) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Укажите верный ответ.

1) АБВ,                      2) АДЕ,                    3) БВД,                   4) ВГЕ.

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и укажите, о чьих воззрениях идет речь: « - Насчет мужика – это дело пустое, - говорил кто-нибудь из спорщиков. – Ульянов прав: чтобы установить диктатуру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. Прежде всего надо уничтожить общину. Это пережиток глухой старины».

1) революционных народников,

2) декабристов,

3) социал-демократов,

4) либеральных народников.

  1. Какие из перечисленных ниже событий относятся к периоду революции 1905-1907 годов?

А) созыв Учредительного собрания,

Б) отречение Николая II,

В) Всероссийская октябрьская политическая стачка,

Г) Декабрьское вооруженное восстание в Москве,

Д) создание Реввоенсовета,

Е) восстание на броненосце «Потемкин».

Укажите верный ответ.

1) АБЕ,                      2) АГД,                    3) БВГ,                   4) ВГЕ.

  1. Когда произошло вооруженное восстание в Москве?

1) в январе 1905 года,

2) в декабре 1905 года,

3) в марте 1906 года,

4) в октябре 1906 года.

  1. Какое из названных событий относится к революции 1905-1907 годов?

1) образование Партии социалистов-революционеров,

2) создание Союза освобождения,

3) учреждение «Союза 17 октября»,

4) создание Прогрессивного блока.

  1. Какое из названных событий относится к революции 1905-1907 годов?

1) начало работы IV Государственной Думы,

2) Манифест о незыблемости самодержавия,

3) образование Совета рабочих уполномоченных,

4) Ленский расстрел.

  1. Манифест 17 октября 1905 года провозглашал:

1) введение политических свобод;

2) ликвидацию сословий;

3) ликвидацию помещичьего землевладения;

4) ликвидацию неравноправия народов России.

  1. В чем особенность Манифеста 17 октября?

1) он был подписан премьер-министров Витте, а не царем,

2) против него проголосовало большинство членов Государственного совета,

3) он стал первой российской конституцией,

4) он был декларацией намерений, а не законом.

  1. Какие из перечисленных ниже внешнеполитических событий произошли в царствование Николая II?

А) русско-японская война,

Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны,

В) создание русско-французского союза,

Г) первая мировая война,

Д) заключение Рапалльского договора с Германией,

Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Иране, Афганистане, Тибете.

Укажите верный ответ.

1) АБГ,                      2) АГЕ,                    3) БДЕ,                   4) ВГЕ.

  1. Что является одной из причин начала русско-японской войны 1904-1905 годов?

1) спор за острова Курильской гряды,

2) борьба за сферы влияния в Китае и Корее,

3) захват Японией Китайской Восточной железной дороги,

4) отказ Японии открыть свои порты для доступа российских кораблей.

  1. Кому принадлежит высказывание: «Чтобы предотвратить революцию, нам нужна маленькая победоносная война»?

1) Николаю II,

2) В.И. Ленину,

3) В.К. Плеве,

4) К.П. Победоносцеву.

  1. «Несчастная война на десятки лет приблизила революцию». Эти слова принадлежат:

1) Николаю II;                                      

2) С. Ю. Витте;

3) П. А. Столыпину;                            

4) П. Д. Милюкову.

  1. Что стало поводом к началу Первой мировой войны?

1) нападение Австро-Венгрии на Сербию,

2) убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево,

3) угроза захвата Голландии и Бельгии со стороны Германии,

4) ультиматум Германии к России.

  1. Какое событие произошло летом 1914 года?

1) Германия объявила войну России,

2) Болгария вступила в войну с Германией на стороне России,

3) русские войска оставили Галицию,

4) Турция вступила в войну с Россией.

  1. Какие из перечисленных стран выступали союзниками России в Первой мировой войне?

А) Австро-Венгрия,

Б) Франция,

В) Болгария,

Г) Германия,

Д) Великобритания,

Е) Италия.

Укажите верный ответ.

1) АБД,                      2) БВД,                    3) БДЕ,                   4) ВГЕ.

  1. Кто был главнокомандующим российской армии в 1914 году?

1) Николай II,

2) великий князь Николай Николаевич,

3) генерал Брусилов,

4) генерал Самсонов.

  1. 1915 год в истории Первой мировой войны характеризовался

1) наступлением русской армии на Юго-Западном направлении,

2) вступлением в войну на стороне Антанты США,

3) выходом России из войны,

4) массовым отступлением русской армии.

  1. Командующим Юго-Западным фронтом, в июне 1916 года прорвавшим австро-венгерскую оборону в Галиции, был

1) великий князь Николай Николаевич,

2) генерал Алексеев,

3) генерал Брусилов,

4) генерал Самсонов.

  1. Какая военная операция относится к истории Первой мировой войны?

1) Брусиловский прорыв,

2) Висло-Одерская операция,

3) операция «Рельсовая война»,

4) взятие Кенгсберга.

  1. Чья деятельность в наибольшей степени способствовала падению популярности династии Романовых в стране?

1) А.А. Брусилова,

2) Г.Е. Распутина,

3) М.В. Родзянко,

4) П.А. Столыпина.

  1. Позиция большевиков во главе с В.И. Лениным в отношении Первой мировой войны выражалась в 1914 году в лозунге:

1) продолжения войны до победного конца,

2) превращения войны империалистической в войну гражданскую,

3) защиты Отечества от германского нашествия,

4) провозглашения «гражданского» мира.

  1. Какое научное открытие или изобретение было сделано в России в начале ХХ века?

1) изобретено радио,

2) открыт периодический закон химических элементов,

3) создан первый авиационный ранцевый парашют,

4) сформулирован закон гомологических рядов.

  1. Что из названного ниже было характерно для «серебряного века» русской культуры?

1) поиск новых художественных форм и средств,

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры,

3) жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой,

4) господство метода критического реализма.

  1. Творчество кого из названных ниже представителей отечественной культуры было связано с «серебряным веком»?

А) А.П. Чехов,                                          

Б) А.Н. Бенуа,

В) П.А. Федотов,                                      

Г) А.А. Блок,

Д) А.Г. Венецианов,                                

Е) И.Ф. Стравинский.

Укажите верный ответ:

1) АБГ,                      2) АГЕ,                    3) БДЕ,                   4) ВГЕ.

  1. Какое здание построено в Москве по проекту В.М. Васнецова?

1) гостиница «Метрополь»,

2) Киевский вокзал,

3) особняк Рябушинского,

4) Третьяковская галерея.

  1. Творчество какого художника относится к серебряному веку русской культуры?

1) И.Н. Крамского,

2) А.Н. Бенуа,

3) И.С. Глазунова,

4) Н.Н.Ге.

Часть 2.

  1. Прочтите фрагмент и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной Думе в 1907 году с данными предложениями.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

С

Т

О

Л

Ы

П

И

Н

  1. Прочтите отрывок из воспоминания современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 лет спокойных лет – и вы не узнаете России», - говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».

С

Т

О

Л

Ы

П

И

Н

  1. Прочтите отрывок из доклада комиссии и напишите фамилию исторического деятеля, о котором идет речь.

«Шествие рабочих к Зимнему дворцу, назначенное на 9 января с целью подачи всеподданнейшего прошения, было организовано Петербургским общество фабричных и заводских рабочих, официальное открытие которого состоялось в начале 1904 года в присутствии градоначальника. Делами общества заведовал выборный комитет, председателем которого был священник Георгий …».

Г

А

П

О

Н

  1. Прочитайте фрагмент листовки «К рабочим» 1905 года.

«Товарищи! Вы убедились теперь, что просить царя и его правительство о правах и справедливости бесполезно. Царь залил нашей кровью улицы Петербурга. Товарищи, с оружием в руках примыкайте к Российской социал-демократической партии…».Какое название получило в народе событие, упомянутое в листовке?

К

Р

О

В

А

В

О

Е

В

О

С

К

Р

Е

С

Е

Н

Ь

Е

  1. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение … южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

Я

П

О

Н

И

Я

  1. Прочтите отрывок из международного договора и напишите фамилию государственного деятеля, подписавшего его со стороны России.

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение … южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

В

И

Т

Т

Е

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь.

«Центральный пункт их программы – социализация земли, то есть ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они положили уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 года была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М. Чернов».

Э

С

Е

Р

Ы

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название политической партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала ХХ века, мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли и в русском либерализме на рубеже XIX – ХX веков.

В либеральном движении все громче и уверенней зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена, экономистов и публицистов – П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяева».

К

А

Д

Е

Т

Ы

  1. Прочтите отрывок из документа и напишите название политической партии, которая занимала данную позицию в годы Первой мировой войны.

«Для нас … не может подлежать сомнению, что с точки зрения рабочего класса и трудящихся масс всех народов России наименьшим злом было бы поражение царской монархии, самого реакционного и варварского правительства…».

Б

О

Л

Ь

Ш

Е

В

И

К

И

  1. Прочтите отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.

«Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчетном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 255 экземпляров, приобретенных в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию ее владельца, посвятившего всю свою жизнь на созидании действительно национального музея для русского искусства… который завещается им Москве».

Т

Р

Е

Т

Ь

Я

К

О

В

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

Ш

А

Л

Я

П

И

Н

  1. Установите соответствие между датами и событиями.

1)

26 января 1904 года

А)

«кровавое воскресенье», начало первой русской революции

2)

9 января 1905 года

Б)

начало восстания на броненосце «Потемкин»

3)

9 ноября 1906 года

В)

начало русско-японской войны, нападение на Порт-Артур

4)

3 июня 1907 года

Г)

роспуск II Госдумы и изменение избирательного закона

Д)

указ о свободном выходе крестьян из общины

1

2

3

4

в

а

д

г

  1. Установите соответствие между партиями и их лидерами.

1)

Союз 17 октября

А)

Ю.О. Мартов

2)

РСДРП

Б)

В.М. Чернов

3)

Конституционно-демократическая партия

В)

А.И. Дубровин

4)

Партия социалистов-революционеров

Г)

П.Н. Милюков

Д)

А.И. Гучков

1

2

3

4

д

а

г

б

  1. Установите соответствие между военачальниками и данными ими сражениями или проведенными военными операциями.

1)

генерал Брусилов

А)

Восточно-Прусская операция,

2)

генерал Кондратенко

Б)

наступление Юго-Западного фронта в Галиции

3)

генерал Самсонов

В)

оборона Порт-Артура

4)

контр-адмирал Рожественский

Г)

сражение под Мукденом

Д)

Цусимское сражение

1

2

3

4

б

в

а

д

  1. Установите соответствие между деятелями искусств и сферой их деятельности.

1)

Василий Качалов

А)

балет

2)

Казимир Малевич

Б)

живопись

3)

Сергей Рахманинов

В)

кинематограф

4)

Александр Ханжонков

Г)

музыка

Д)

театр

1

2

3

4

д

б

г

в

  1. Установите соответствие между фамилиями и сферой деятельности.

1)

В.О.Ключевский

А)

живопись

2)

И.Е. Репин

Б)

литература

3)

Н.А. Римский-Корсаков

В)

театр

4)

Д.С. Мережковский

Г)

музыка

Д)

история

1

2

3

4

д

а

г

б

  1. Установите соответствие между деятелями русской культуры и их произведениями.

1)

И.Е. Репин

А)

«Вишневый сад»

2)

Ф.О. Шехтель

Б)

памятник Александру III

3)

П.П. Трубецкой

В)

особняк Рябушинского

4)

А.П. Чехов

Г)

«Три богатыря»

Д)

«Заседание Государственного совета»

1

2

3

4

д

в

б

а

  1. Установите соответствие между деятелями русской культуры и их произведениями.

1)

А. А.Блок

А)

«Черный квадрат»

2)

К.С. Малевич

Б)

цикл стихов «О прекрасной даме»

3)

Ф.О. Шехтель

В)

«Мать»

4)

М. Горький

Г)

Медный всадник

Д)

здание Ярославского вокзала в Москве

1

2

3

4

б

а

д

в

  1. Какие три государственных деятеля из перечисленных ниже занимали высокие посты в царствование Николая II? Обведите цифры, под которыми эти фамилии указаны.

1) Е.Ф. Канкрин,

2) П.А. Столыпин,

3) П.Д. Киселев,

4) В.К. Плеве,

5) К.П. Победоносцев,

6) А.Х. Бенкендорф.

Запишите в порядке возрастания обведенные цифры (не более трех цифр).

  1. Какие три из перечисленных ниже названий относятся к политическим партиям начала ХХ века? Обведите цифры, под которыми эти названия указаны.

1) кадеты,

2) нечаевцы,

3) народовольцы,

4) петрашевцы,

5) октябристы,

6) эсеры.

Запишите в порядке возрастания обведенные цифры (не более трех цифр).

  1. Какие три из перечисленных ниже названий относятся к программным положениям Союза 17 октября? Обведите цифры, под которыми эти названия указаны.

1) единая и неделимая Россия,

2) диктатура пролетариата,

3) 8-часовой рабочий день,

4) политика протекционизма для защиты отечественной промышленности,

5) сохранение монархического правления,

6) национализация земли.

Запишите в порядке возрастания обведенные цифры (не более трех цифр).

  1. Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) С.Л. Перовская,

Б) В.И. Ленин,

В) Н.М. Муравьев,

Г) А.Н. Радищев.

1

2

3

4

г

в

а

б

  1. Расположите события революции 1905-1907 годов в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) созыв II Государственной Думы,

Б) Декабрьское вооруженное восстание в Москве,

В) «Кровавое воскресенье»,

Г) восстание на броненосце «Потемкин».

1

2

3

4

в

г

б

а

  1. Расположите в хронологической последовательности события первой русской революции. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в строку ответа.

А) начало Всероссийской Октябрьской стачки,

Б) вооруженное восстание рабочих в Москве,

В) образование либеральных партий,

Г) восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».

1

2

3

4

г

а

в

б

  1. Расположите в хронологической последовательности события русско-японской войны 1904-1905 годов. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в строку ответа.

А) выход эскадры вице-адмирала Рожественского из Балтийского моря,

Б) нападения японцев на Порт-Артур,

В) Цусимское сражение,

Г) гибель крейсера «Варяг»..

1

2

3

4

б

г

а

в

Часть 3.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Какие сословия существовали в Росси в конце XIX – начале XX века? Какие основные классы существовали в России в тот период, представители каких сословий преобладали в составе этих классов?

Сословия: дворянство, духовенство, казачество, купечество, крестьянство, мещанство.

Классы: помещики (преобладало дворянство), крестьяне (преобладало крестьянство), буржуазия (преобладало купечество), пролетариат (преобладало мещанство и крестьянство).

С6. Задание на анализ исторической ситуации.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В условиях нарастающего политического и социального кризиса царь Николай II назначил в августе 1904 года министром внутренних дел известного своими либеральными взглядами князя П.Д. Святополк-Мирского. Период его министерства получил название «весны Святополк-Мирского», так как были улучшены отношения с либеральной общественностью, готовился ряд мер по либерализации режима. Многим казалось, что выход из кризиса будет найден.

Каким путем стали развиваться события? Укажите не менее трех причин такого развития событий.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Назовите не менее трех результатов революции 1905-1907 годов. Приведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала ХХ века.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина:

  1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907 годов.
  2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правого государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 года.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Первая точка зрения:

  • Столыпин известен жестоким преследованием революционеров, учреждением военно-полевых судов,
  • Столыпин был одним из инициаторов третьиюньского переворота,
  • Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей нерусских национальностей,
  • многие законопроекты проводились Столыпиным по 87-й статье Основных законов без участия Государственной думы.

Вторая точка зрения:

  • Столыпин защищал право частной собственности,
  • борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона,
  • Столыпин взаимодействовал с той частью Государственной думы, которая была готова сотрудничать с правительством,
  • Столыпин стремился создать слой крестьян-собственников, которые бы уважали закон, способствовали развитию правовой культуры.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

В.И. Ленин оценивал столыпинскую реформу как «политику разорения крестьян дотла, насильственного слома общины для расчистки пути капитализму в земледелии во что бы то ни стало».

Какую другую точку зрения по вопросу о столыпинской аграрной реформе вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Назовите две войны, которые вела Россия в начале ХХ века до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

Войны: русско-японская война 1904-1905 годов, Первая мировая война 1914-1918 годов.

Цели правительства в русско-японской войне: установление политического преобладания России на Дальнем Востоке, защита российских экономических интересов на Дальнем Востоке, стремление за счет маленькой победоносной войны решить внутренние проблемы.

Цели правительства в Первой мировой войне: сохранение влияния России на Балканах, защита Сербии и других балканских народов от австрийско-немецких притязаний, захват Босфор и Дарданелл, поддержка своих союзников в Европе.

С6. Задание на анализ исторической ситуации.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Разрабатывая совместно с французским военным командованием план возможной войны с Германией в начале ХХ века, царское правительство предполагало, что, пока французская армия будет сдерживать напор немецких войск, русские войска нанесут удар в сердце Германии и победоносно войдут в Берлин.

Какой результат имела реализация этого плана в начале войны? Укажите не менее трех причин такого развития событий. Укажите основное последствие этой войны для внутреннего положения России.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Назовите основные идейные направления (течения) в русской литературе начала ХХ века. Приведите примеры поэтов и писателей, относящихся к этим направлениям.

Реализм: Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин,

Символизм: Д.Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, З. Гиппиус, А. Белый,

Акмеизм: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий,

Футуризм: В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность которых относится к XIX – началу ХХ века. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

Творческие объединения: «Могучая кучка», «Товарищество передвижных художественных выставок», «Мир искусства».

«Могучая кучка»: отказ от шаблонов итальянского искусства, создание национальной оперы, использование в музыкальных произведениях народных мотивов.

«Товарищество передвижных художественных выставок»: отказ от эстетических канонов академизма, стремление следовать принципам реализма, критика существующих порядков, устройство передвижных выставок.

«Мир искусства»: отказ от эстетических принципов академизма, противопоставление своего творчества реалистическому направлению, обращение к наследию прошлых веков, популяризация западноевропейского искусства.

С6. Задание на анализ исторической ситуации.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. 2 марта 1917 года в Пскове Николай II написал отречение от престола. Каковы были причины, побудившие царя сделать это? Какие в связи с отречением императора возникали исторические альтернативы (возможности развития событий)?

Причины отречение Николая II (не путать с причинами Февральской революции):

  • вооруженное восстание в Петрограде (Февральская революция),
  • падение авторитета царя в армии, командующие фронтами настаивали на отречении,
  • давление на Николая членов Временного комитета Государственной Думы (А.И. Гучков и В.М. Родзянко).

Возможные исторические альтернативы:

  • установление в России конституционной монархии,
  • установление в России демократической республики,
  • перерастание буржуазной революции в революцию социалистическую, установление социалистической республики
  • гражданская война, распад Российского государства,
  • реставрация самодержавной монархии.

С7 – Задание на сравнение.

Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-х годах и в 1907-1914 годах. Укажите, что было общим (две общие характеристики), а что – различным (не менее трех отличий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

Различия

Общее

  • сохраняется неравноправное положение крестьян,
  • низкий уровень товарности крестьянских хозяйств,
  • малоземелье,
  • сохранение общины.

Различия

1870-е годы

1907-1914 годы

временнообязанное положение крестьян

крестьяне не имели никаких обязанностей перед бывшими помещиками

выкупные платежи

отмена выкупных платежей

крестьяне не могли покидать общину

крестьяне имели право выхода из общины на хутор или отруб

С7 – Задание на сравнение.

Сравните систему государственного управления в России до 1905 года и в 1906-1914 годах. Укажите, что было общим (две общие характеристики), а что – различным (не менее трех отличий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

Различия

Общее

Различия

Система управления до 1905

Система управления в 1906-1914 годах



Предварительный просмотр:

Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ

по истории России XX в.

Раздел I. Россия в 1900-1916 гг.

Опорные знания

1.1. Ключевые даты и события

 1900-1903 гг. - экономический кризис

 1901г.- создание партии (эсеров)

1903 г. - II съезд РСДРП - основание партии, возникновение течений большевиков и меньшевиков

1904-1905   гг. - русско-японская война

1905-1907 гг. - первая российская революция (1905г.: 9 января - «Кровавое воскресенье»; март- образование первых профсоюзов; май-июнь- стачка в Иваново-Вознесенске, создание первого Совета; июнь- восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»; август- принятие закона об учреждении законосовещательной Государственной Думы (Булыгинская Дума); октябрь - Всероссийская политическая стачка; 17 октября- издание Манифеста; декабрь- вооруженное восстание в Москве; 1906 г. - деятельность I Государственной Думы; 1907 г. - деятельность II Государственной Думы; 3 нюня 1907 г. - издание указа о роспуске II Государственной Думы)

1906г.; 1910 г. - издание указа и закона о проведении аграрной (Столыпинской) реформы

 1907 г. - подписание соглашения между Россией и Англией о разграничении интересов в Иране, Афганистане, Тибете; этим соглашением завершилось создание Тройственного согласия - Антанты

1907-1912 гг. - деятельность III Государственной Думы

1910 г, - начало Русских сезонов в Париже, организованных С.П. Дягилевым

апрель 1912 г. - расстрел рабочих на Ленских приисках

1912-1917 гг. - деятельность IV Государственной Думы

1914-1918 гг. - Первая мировая война (1914 г.: июль - объявление Германией войны России; август-сентябрь - операции в Восточной Пруссии, Галиции; 1915 г. - поражение русских войск в Галиции (Горлицкий прорыв); 1916 г., май-июль - Брусиловский прорыв)

1915 г. - образование «Прогрессивного блока» в Думе

1.2. Основные понятия

Монополия, картель, концерн, трест, синдикат. Империализм. Столыпинская реформа, хутор, отруб. Большевизм, меньшевизм. Социалисты-революционеры (эсеры). Кадеты, октябристы. Черносотенцы. Зубатовщина. Революционная ситуация. Советы. Государственная Дума. Третьеиюньский переворот. Трудовики. «Прогрессивный блок».

Модернизм, символизм, авангардизм. Декадентство. Меценат. «Мир искусства». Русские сезоны.

Антанта. Тройственный союз. Военно-промышленные комитеты.

                            1.3. Исторические источники

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905г.). Указ 1906 г. и Закон 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Раздел II. Россия в 1917-1920 гг.

 Опорные знания

                               1.1. Ключевые даты и события

27 февраля 1917 г. - восстание в Петрограде, образование Петроградского Совета, создание Временного комитета Государственной Думы

2 марта 1917г.- отречение Николая II от престола; создание Временного правительства во главе с Г.Е. Львовым (действовало до конца апреля 1917 г.)

март 1917г.- опубликование манифеста о восстановлении автономии Финляндии

апрель, июнь, июль 1917 г.- кризисы Временного правительства

     август 1917г.- принятие VI съездом РСДРП (б) курса на вооруженное восстание; проведение Государственного совещания в Москве в поддержку «сильной власти»; выступление генерала Л.Г. Корнилова

I сентября 1917 г. - провозглашение России республикой

24-26 октября - вооруженное восстание в Петрограде, арест Временного правительства

25-27 октября - II съезд Советов: провозглашение советской власти, принятие «Декрета о мире» и «Декрета о земле», создание Совета Народных Комиссаров

октябрь 1917 - февраль 1918 г. - установление советской власти на большей части территории бывшей Российской империи; первые преобразования советской власти

5-6 января 1918 г. - открытие и роспуск Учредительного собрания

январь 1918 г. - издание декрета об отделении церкви от государства, школы от церкви

март 1918 г. - подписание Мирного договора между Россией и Германией в Брест-Литовске        

июль 1918 г. - вооруженные выступления левых эсеров в Москве и других городах

- принятие первой Конституции РСФСР

1918-1920 гг. - Гражданская война в России (существует также датировка с более широкими хронологическими рамками-с ноября 1917г. по 1922 г.)

                        Основные блоки событий Гражданской войны

(термин «периодизация» в данном случае не используется, поскольку в исторической и учебной литературе предлагается много разных периодизаций):

март- август 1918г.- вторжение сил интервентов (Север, Дальний Восток, Закавказье, восстание чехословацкого корпуса) и выступления внутренних противников власти большевиков (Добровольческая армия, Комуч, Сибирское правительство в Омске и др.)- Советская республика в кольце  фронтов;

осень 1918 г. - март 1919 г. - контрнаступления Красной Армии на Восточном фронте, на Дону, в Прибалтике; расширение интервенции (на Юге России) и действий антибольшевистских сил (Директория на Украине, А.В. Колчак в Сибири, Вооруженные силы Юга России, войска  Н. Н. Юденича на Северо-Западе);

март 1919 г. - март 1920 г. - решающие сражения на Восточном и Южном фронтах; разгром Красной Армией войск Н.Н. Юденича (под Петроградом). А.В. Колчака, А.И. Деникина;

апрель - ноябрь 1920 г. - заключительный этап войны в европейской части России: советско-польская война, разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму;

конец 1920 г. - 1922 г. - завершение Гражданской войны на всей территории РСФСР (Закавказье, Дальний Восток)

1919-1920 гг. - издание декретов СНК о ликвидации грамотности, открытии рабочих факультетов (рабфаков)

1.2. Основные понятия

Временное правительство. Двоевластие. Корниловский мятеж. Военно-революционный комитет. ВЦИК. Совнарком. Декрет. Учредительное собрание. Диктатура пролетариата. Красногвардейская атака на капитал. Национализация. Конфискация. «Военный коммунизм». Комитеты бедноты (комбеды). Продразверстка. Продотряд. Субботник. Саботаж. Гражданская война. Интервенция. Красные. Белые, Белое движение. «Зеленые». Террор. Эмиграция. Контрибуция. Репарации. Ликбез, рабфак.

                              1.3. Исторические источники

Приказ № I Петроградского Совета, «Апрельские тезисы» В.И. Ленина, Декрет о мире. Декрет о земле, «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917г.). «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918г.).

Раздел III. Россия, СССР в 1920-1930-е гг.

 Опорные знания

                          1.1. Ключевые даты и события

Установление дипломатических отношений РСФСР с соседними государствами: 1920г.— подписание мирных договоров с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией; 1921г.— подписание Рижского мирного договора с Польшей (март), мирных договоров с Ираном, Афганистаном, Турцией, Монголией

март 1921 г. - X съезд РКП(б), переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике; декрет о замене продразверстки продналогом

1922 г. - изъятие церковных ценностей, судебные процессы против служителей церкви

апрель - май 1922 г. - участие делегации РСФСР в Генуэзской конференции, подписание советско-германского договора в Рапалло

август 1922г. - высылка из России деятелей науки и культуры («философский пароход»)

30 декабря 1922 г. - I Всесоюзный съезд Советов, утверждение Декларации и Договора об образовании СССР

21 января 1924 г. - смерть В.И. Ленина

январь 1924 г. - утверждение Конституции СССР

1924-1925 гг. - полоса дипломатического признания СССР: установление дипломатических отношений с 13 государствами (Великобританией, Италией, Францией и др.)

декабрь 1925 г. - XIV съезд ВКП (б), принятие курса ускоренную индустриализацию

декабрь 1927 г. - XV съезд ВКП (б), выдвижение зад: колл е кти визацин

1928г.- введение пятилетних планов: 1-я пятилетка 1928-1932 гг., 2-я пятилетка-1933-1937 гг.

1929 г. - высылка Л.Д. Троцкого из СССР

  1. г. - выпуск первых советских звуковых кинофильмов
  2. г.,   1934 г. - создание творческих союзов: Союза композиторов СССР, Союза советских архитекторов, Союза
    советских писателей
  3. г. - установление дипломатических отношений между СССР и США

1933-1934 гг. - полярная экспедиция О.Ю.Шмидта на корабле «Челюскин»

1934        г. - XVII съезд ВКП (б) - «съезд победителей»
сентябрь 1934 г. - принятие СССР в Лигу Наций
декабрь 1934 г. - убийство С.М. Кирова

май 1935 г. - подписание договоров о взаимопомощи с Францией, Чехословакией

- пуск первой линии Московского метрополитена

      август 1935 г. - начало стахановского движения

      1936-1937 гг. - серия политических процессов над видными деятелями партии, военачальниками

      декабрь 1936 г. - принятие новой Конституции СССР

     1936-1939 гг. - оказание Советским Союзом помощи Испанской республике

1937г.- беспосадочные перелеты советских летчиков в США

  1. г. - вооруженный  конфликт между советскими и японскими войсками в районе озера Хасан
  2. г. - бои между советскими и японскими войсками в районе р. Халхин-Гол (Монголия)

август 1939 г. - переговоры военных делегаций СССР, Великобритании и Франции в Москве

23 августа 1939 г. - подписание советско-германского договора о ненападении и секретного протокола о разделе сфер интересов в Восточной Европе

1 сентября 1939 г. - нападение Германии на Польшу; начало Второй мировой войны

      17 сентября 1939 г. - вступление войск Красной Армии в Восточную Польшу

28 сентября 1939г. - подписание советско-германского договора о дружбе и границе

ноябрь 1939 г. - март 1940 г. -  советско-финляндская война

декабрь 1939 г. - исключение СССР из Лиги Наций

1939-1940 гг. - включение в состав СССР территорий Западной Украины и Западной Белоруссии (1939г.), Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины (1940 г.)

1.2. Основные понятна

Новая экономическая политика (НЭП). Продналог. Хозрасчет. Концессия. Синдикат, трест. План ГОЭЛРО. Индустриализация. Коллективизация, колхоз, двадцатипятитысячник, «великий перелом». Пятилетка. Ударник. Стахановское движение.

Авторитаризм. Тоталитаризм. Культ личности. Оппозиция. Троцкизм. Репрессии, «большой террор», ГУЛАГ. Антоновщина.

Автономизация. Федерация.

Культурная революция. Социалистический реализм.

Коминтерн. Лига Наций, Мирное сосуществование. Политика коллективной безопасности.

1.3. Исторические источники

«Письмо к съезду» в.И. Ленина (1923г.). Постановление ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (1930г.). Статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов» (1930 г.).

Раздел IV. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Вторая мировая война

Опорные знания

                            1. 1. Основные периоды

22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г. - начальный период и оборонительный этап войны

19 ноября 1942 г. - конец 1943 г. - период коренного перелома в ходе войны

1944 г. - 9 мая 1945 г. - завершающий период Великой) Отечественной войны и войны в Европе, освобождение СССР  и стран Европы, разгром нацистской Германии

6 августа - 2 сентября 1945 г. - завершающий этап Второй мировой войны, разгром Японии

1.2. Основные даты и события

                                1941 год

22 июня - нападение Германии на СССР, начало Великой Отечественной войны •

30 июня - создание Государственного Комитета Обороны (ГКО)

10 июля -10 сентября - Смоленское сражение

8 сентября - начало блокады Ленинграда

29 сентября - 1 октября- Московская конференция представителей СССР, США, Великобритании

30 сентября 1941 г. - апрель 1942 г. - битва под Москвой (19 октября - объявление осадного положения; 7 ноября - парад на Красной площади; 5-6 декабря - начало контрнаступления
Красной Армии)

декабрь 1941 г. - нападение войск Японии на Перл-Харбор, вступление США в войну

                          1942 год

1 января - подписание Деклараций Объединенных наций о борьбе против стран фашистского блока

апрель - май - неудачное наступление Красной Армии в Крыму

май - создание Центрального штаба партизанского движения

июль 1942 г. - февраль 1943 г.- Сталинградская битва (3 сентября - прорыв немцев к Волге; 19 ноября - переход войск Красной Армии в контрнаступление; 2 февраля 1943 г. - капитуляция окруженной немецкой группировки)

28 июля - издание приказа № 227 («Ни шагу назад!»)

                                                                    1943 год

январь - прорыв блокады Ленинграда

январь - февраль - освобождение Кавказа

5 июля - 5 августа - Курская битва (12 июля - танковое сражение у д. Прохоровка)

5 августа - первый салют в Москве в честь победы советских войск (освобождения Орла и Белгорода)

23 августа - освобождение Харькова        -

август - декабрь - битва за Днепр

6 ноября - освобождение Киева

28 ноября - 1 декабря - конференция глав правительств СССР, Великобритании и США в Тегеране

1944 год

                   Военные операции советских войск и важнейшие события в общем ходе войны

январь - февраль - Ленинградско-Новгородская операция  (28  января - снятие  блокады  Ленинграда),  Корсунь-Шевченковская операция

январь - март - Днепровско-Карпатская операция

апрель - май - Крымская операция

июнь - август - Белорусская операция («Багратион»)

6 июня - открытие второго фронта в Западной Европе

июль - август - Львовско-Сандомирская операция

июль -сентябрь - Прибалтийская операция

август - Ясско-Кишиневская операция

сентябрь - октябрь - Восточно-Карпатская операция

октябрь - Петсамо-Киркенесская операция

                              1945 год

январь - февраль - Висло-Одерская операция

январь- апрель - Восточно-Прусская  и Померанская операция        

февраль - Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР, Великобритании и США февраль - Будапештская операция

март - апрель - Венская операция

16 апреля - 2 мая - Берлинская операция

25 апреля - встреча советских и американских войск на р. Эльбе

апрель - июнь 1945 г. - конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско, принятие Устава ООН

с 8 на 9 мая - подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии

9 мая - Пражская операция

17 июля — 1 августа - Берлинская (Потсдамская) конференции глав правительств СССР, Великобритании и США

6, 9 августа - атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки

8 августа - вступление СССР в войну против Японии, в течение августа - разгром Квантунской армии

2 сентября - подписание Акта о безоговорочной капитуляции Японии.

1.3. Основные  понятия

Отечественная война. Эвакуация. Карточная система. Депортация. Блокада. «Блицкриг» («молниеносная война»). Оккупация, геноцид. Партизанское движение. Подполье. «Рельсовая война». Коренной перелом в ходе войны. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Второй фронт. Репарации. Оккупационные зоны.

1.4. Исторические источники

План «Барбаросса», план «Ост». Заявление советского правительства 22 июня 1941 г. Приказ № 227 («Ни шагу назад!»). Устав ООН (1945 г.).

Раздел V. СССР в 1945-1991 гг.

Опорные знания

1.1. Основные периоды

В истории советского государства и общества второй половины XX в. выделяются несколько периодов, характеризующихся: разными процессами и тенденциями в развитии страны, изменениями в политике государственных лидеров

вторая половина 1940-х - начало 1950-х гг. - послевоенное восстановление, «апогей сталинизма»

вторая половина 1950-х - середина 1960-х гг. - «оттепель», либеральные веяния и противоречия хрущевского руководства

вторая половина 1960-х - середина 1980-х гг. - консервация политических и экономических основ общественного строя, брежневский «застой»

вторая половина 1980-х гг. - «перестройка», курс М.С. Горбачева на перемены во внутреннем развитии и внешней политике

1.2. Ключевые даты и события

1946-1950 гг. - пятилетка восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства (4-я пятилетка)

1947 г. - денежная реформа, отмена карточной системы

1949 г. - создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

- испытание первой советской атомной.бомбы

1946-1953 гг. - волна идеологических и политических кампаний и репрессий (постановления о журналах, кинофильмах,   музыкальных   произведениях,   кампания   против «космополитизма», «Ленинградское дело», «дело врачей»)

март 1953 г. - смерть ИЛ. Сталина

сентябрь 1953 г. - избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС

-  испытание в СССР первой водородной бомбы
1950-1955 гг. - начало реабилитации жертв сталинских репрессий

1954 г. - начало освоения целинных и залежных земель

- пуск первой в мире атомной электростанции

1955 г. - создание Организации Варшавского Договора
октябрь 1956 г. - XX съезд КПСС

- участие советских войск в подавлении восстания в Венгрии

февраль 1957 г. - создание вместо министерств совнархозов

июнь   1957 г.   -   осуждение   «антипартийной   группы» В.М. Молотова, Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича

лето 1957 г.- проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов

октябрь 1957 г. - запуск первого в мире искусственного спутника Земля

12 апреля 1961 г. - полет в космос Ю.А. Гагарина 1961г.- ХХП съезд КПСС, принятие программы построения коммунизма

июнь 1962 г. - подавление выступления рабочих в Новочеркасске

октябрь 1962 г. - Карибский кризис

1963 г. -  подписание в Москве договора между СССР, Великобританией и США о запрещении ядерных испытаний  в атмосфере, космосе, под водой

октябрь 1964 г. - отстранение Н.С. Хрущева от руководства партией и страной, избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева

1965 г. - начало экономической реформы (Косыгинская реформа), восстановление отраслевого метода управления хозяйством

середина 1960-х гг. - начало диссидентского движения

август 1968 г. - ввод войск СССР и других государств-членов ОВД в Чехословакию

1975 г. - участие делегации СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (г. Хельсинки)

октябрь 1977 г.- принятие новой Конституции СССР (Конституции «развитого социализма»)

декабрь 1979 г. - ввод советских войск в Афганистан, начало афганской войны

лето 1980 г. - проведение в Москве ХХП Олимпийских игр

май 1982 г. - принятие Продовольственной программы

ноябрь 1982 г. - смерть Л.И. Брежнева

ноябрь 1982 г. - февраль 1984 г. - пребывание на руководящих постах в партии и государстве Ю.В. Андропова

февраль 1982 г. - март 1985 г. - пребывание на руководящих постах в партии и государстве К..У. Черненко

март 1985 г. - избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС

1986 г. - авария на Чернобыльской АЭС

1987 г - подписание договора между СССР и США о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности

1988 г. - XIХ конференция КПСС, начало политических реформ

1989  г. - завершение вывода советских войск из Афганистана

1990-1991 гг. - вывод советских войска и з стран Восточной Европы

март - май 1990 г. - решения парламентов Литвы, Эстонии, Латвии о восстановлении независимости республик

12 июня 1990 г. - принятие Декларации о государственном суверенитете России

июнь 1991 г. - избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР

1991 г. - роспуск ОВД и СЭВ

август 1991 г. - выступление ГКЧП

декабрь 1991 г. - Беловежские соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР (Б.Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С.С. Щушкевич)

- заявление М.С. Горбачева о своей отставке с поста Президента СССР

1.3. Основные понятия

Денежная реформа. Паспортный режим. «Космополитизм». Формализм в искусстве. «Лысенковщина». Культ личности.

Десталинизация. Реабилитация. Либерализация. Волюнтаризм. Децентрализация управления. Совнархоз. Научно-техническая революция. Военно-промышленный комплекс. «Застой». Номенклатура. Товарный дефицит. Теневая экономика.

«Оттепель». Шестидесятники. Диссиденты. Самиздат. Правозащитники.

«Холодная война», «железный занавес». Карибский кризис. Мирное сосуществование. Разрядка международной напряженности. Хельсинкский процесс. Военно-стратегический паритет. Биполярная система международных отношений.

Перестройка. Многопартийность. Гласность. Рыночная экономика. Акционирование. Кооперация. Арендный подряд. СНГ. Региональные конфликты. Новое политическое мышление в международных отношениях. Демилитаризация.

1.4. Исторические источники     

Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 г). Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности его последствиях» (1956г.). Конституция СССР 1977 г. Декларация   о   государственном  суверенитете   Российской Советской   Федеративной   Социалистической   Республики» (1990 г.). Беловежские соглашения 1991 г.

Раздел VI. Россия в 1992-2004 гг.

Опорные знания

1.2. Ключевые даты и события

Январь 1992 г. - объявление Российской Федерации правопреемником СССР в международных вопросах

февраль 1992 г. - опубликование Декларации РФ и США о прекращении состояния «холодной войны»

март 1992 г. - подписание Федеративного договора (о разграничении предметов, ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ)

август 1992 г. - начало ваучерной приватизации

январь 1993 г. - подписание руководителями РФ и США (Е.Н. Ельцин, Дж. Буш) Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

март 1993 г. - начало противостояния высшей законодательной (Верховный Совет) и исполнительной (Президент) власти

3-4 октября 1993 г. - вооруженные столкновения между сторонниками Президента и Верховного Совета; штурм «Белого дома» правительственными войсками

12 декабря 1993 г. - первые в постсоветской истории выборы в Государственную Думу и референдум по проекту Конституции Российской Федерации

11 января 1994 г. - начало работы российского парламента - Федерального Собрания (в составе двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы)

11 октября 1994 г. - «черный вторник» - обвальное  падение обменного курса рубля

декабрь 1994 г. - август 1996 г. - первая Чеченская война|

март 1996 г. - указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю»

июль 1996 г. - избрание Б.Н. Ельцина Президентом РФ второй срок

август 1998 г. - дефолт, девальвация рубля

май 1999 г. - обсуждение в Государственной Думе вопроса об импичменте Президента Б.Н. Ельцина

сентябрь 1999 г. - начало боевых действий («контртеррористической операции») федеральных войск в Чечне

31-декабря 1999 г. - заявление Б.Н. Ельцина о досрочно отставке с поста Президента РФ

март 2000 г. - избрание ВЛ. Путина на пост Президента РФ

март 2004 г. - избрание В.В. Путина на пост Президента РФ на второй срок

сентябрь  2004 г. -    захват    террористами    школы г. Беслане (Северная Осетия)

1.3. Основные понятия

Президентская республика. Федеральное Собрание. Федерации. Государственная Дума. Разделение властей. Референдум. Импичмент.

Приватизация. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Акция. Биржа. Ваучер. Девальвация. Дефолт. Конверсии.

СНГ. Ближнее зарубежье.

1.4. Исторические источники

Конституция Российской Федерации (1993 г). Указ реализации   конституционных   прав   граждан   на землю»

(1996 г.). Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (1997г.).