Приказы

Кагарлыцкая Татьяна Леонидовна

В связи с ликвидацией МБОУ СОШ №2, приказы выкладываю на сайте

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

«Понимание назначения»

Предложите ребенку объяснить:

• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?

Что было, если бы…

Можно сочинить целую сказку, предложив ребенку необычную ситуацию.

Варианты:
• … если бы из крана бежала не вода, а сладкий сироп.
• … если бы цветы умели мечтать.
• … если бы шкаф ожил.
• … если бы лев захотел быть в полосочку.
• … если бы кот умел превращаться в дракона.

Даем волю воображению

Попробуйте сочинить сказку, отталкиваясь от пары слов. Предложите ребенку придумать одно слово, а мама называет другое. Например: мишка – ветер, шоколадка – пианино и т.д. Начните сами историю, ребенку предложите дополнить сюжет, наталкивая фразами: «Что же было дальше? Кто постучал в дверь?» Главное, раскрепоститесь, показывая крохе, что в сказке может быть любой сюжет, даже неправдоподобный. В результате получится веселая сказка и фантастическая душевная атмосфера.
Пример сюжета кораблик – муравей:
Весна, дети пускают кораблики. Один кораблик впервые видит солнышко, водичку, очень радуется. В воде плещется маленький муравьишка, он тонет. Кораблик спасает его. Дальше они становятся друзьями, и тут начинаются их путешествия.

 «Невероятные фантазии»

• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

«Продолжи предложения»

• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .

         В помощь родителям:

Подготовила:

учитель-логопед

МБОУ СОШ №2

Кагарлыцкая Т.Л.

Предлагаем Вам игры для обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи и связной речи.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п.

«Подбери слова»

Шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать...шарф.

«Бюро находок»

Узнай предмет по его описанию. Например, Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Наоборот»

Подбор антонимов, например:
птица летит высоко, а комар ... (низко);
летом жарко, а зимой ... (холодно);
черепаха двигается медленно, а заяц ... (быстро)

«Назови целое»

Взрослый называет части предмета, а ребенок называет сам предмет. Например, спинка, сидение, подлокотники  есть у кресла; рукав, карман, манжеты, воротник – у рубашки и т.д.

"Добавь слово"

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из слив … (сливовый); из вишни … (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 «Волшебные очки»

«Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Чего много?»

Закрепляем образование и употребление родительного падежа: взрослый называет слово, а ребенок дружит его со словом «много». Например, игрушка – много игрушек, платье – много платьев и т.п.

 «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

«Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .

     Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

  Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Логопедическая пятиминутка - комплекс специально подобранных логопедических упражне-ний, направленных на формирование правильной красивой речи и должна включать разнообразные виды логопедических упражнений, что будет способствовать коррекции речи, как системы.

  В логоминутку входят упражнения и игры для коррекции различных компонентов речи: фонетико-фонематических, просодики, лексико-граммати-ческого строя, мелкой  и артикуляционной моторики, на развитие связной речи. Каждый из них, является главным и необходимым в коррекции всей речевой системы.                                                                                                                                                                                                

Развитие слухового  восприятия

«Лишнее слово»

Предложите ребенку внимательно слушать слова и хлопнуть в ладоши, как только прозвучит другое, непохожее слово.  Например:

- сон, сон,, сон, сон, тон, сон, сон, сон. ..

- коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса..

- сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый..

- голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос.

- граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб. …

- коробок, колобок, коробок, коробок…

-челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка.

Развитие фонематического слуха

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Повтори, не ошибись»

Произносится цепочка слогов, а ребенок повторяет её. Например: ми – ни – ни – ми,

 ра – ла – ла – ра, по – бо – бо – по и т.д.

«Твёрдый – мягкий»

Взрослый бросает мяч и произносит слоги с твёрдым звуком, а ребенок возвращает мяч и произносит слог с мягким звуком. Например: ла – ля, ом – омь, зу – зю…

«Измени слово»

Взрослый произносит слова с парным глухим звуком, а ребенок заменяет его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот.  Например: 

шар – жар, шила – жила, шитьё – житьё..

 «Подскажи звук»

     Взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).

Развитие, обогащение и активизация словаря

    Обогащение словаря ребёнка – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Расширяйте словарь ребёнка по темам «Одежда», «Обувь», «Времена года и их признаки», «Животные и их детеныши», «Мебель», «Город», «Транспорт и его виды », «Птицы» и т. д. На кухне можно развивать словарь ребёнка по темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника». Игры: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот».

"Игра в слова". Я буду называть тебе слова, а ты рассказывать, что этот предмет может делать: Метель - метет, а гром - ...,  ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...". Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребёнок подберёт как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Формирование навыков звукового анализа и синтеза

« Слово - загадка»

Ребенку предлагается отгадать слово и записать его из букв. Например: В этом слове первый звук такой же, как в слове утка, второй звук – это первый звук слова дом, третий звук – это второй звук слова сом, четвёртый звук – это третий звук слова вода. (Удод.) В конце показывается картинка, на которой изображена отгадка.

«Рассыпанное слово»                                                             Произносятся слоги и предлагается ребенку составить из них слова. Например: ка – щу (щука), баш – ка – ру (рубашка), ран – даш – ка (карандаш).

«Поменяй букву»

 В этой игре родитель называет (короткое) слово, а ребенок должен изменить одну букву в слове, чтоб получилось другое слово:  сон – сын, дом – дым, Маша - Миша или Маша – Даша.

«Последняя буква» 

Это вариант игры «Города».  Ребенок должен назвать следующее слово, которое начинается с последней буквы первого. И так по цепочке. Например: трубА – ананаС – соК – кашА. Как вариант, можно усложнить: ребенок называет слово на последний слог или называть только слова, которые обозначают живые предметы, или, наоборот, неживые.

«Слово из трех букв»

Предлагается поочередно называть слова с заданным количеством букв: 3, 4 или 5 и т.д.

«Слова на букву…»                                                                 (для развития слуховой дифференцировки)

1. Предлагается выбрать какую-либо букву и по очереди называть слова на, эту букву. Кто больше назовет слов.

2. Назвать как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

3. Назвать как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

"Закончи слово"

 В этой игре предлагается назвать начальный слог слова или несколько первых букв слова, например, КАР, ребенок должен закончить слово

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка) КАР-ТОШКА или КАР – ТОЧКА, или КАР – МАН, МЫ – ШИМЫ – ЛО.

"Придумай новое слово"

Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом - дым". Слова для изменения: сон, сок, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

                          "Длиннее - короче"

Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают.

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

"Слова-приятели" (синонимы)

1."Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный), "Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

2."Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

3."Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?" Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
- Грустный, печальный, унылый, 
глубокий

- Храбрый, звонкий, смелый, отважный

- Слабый, ломкий, долгий, хрупкий 

- Крепкий, далекий, прочный, надежный

"Слова-неприятели" (антонимы).

Скажи наоборот: холодный - ГОРЯЧИЙ, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко;

низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.

2- вариант: сахар сладкий, а перец ..., дорога широкая, а тропинка ..., пластилин мягкий, а камень ..., чай горячий, а мороженое ..., кисель густой, а морс ..., лист наждака шершавый, а лист бумаги ... заяц бежит быстро, а черепаха ползёт ... , днём светло, а ночью... 3 -  вариант: Кашу варят густую и ... (жидкую). Звери бывают смелые и ... (трусливые). Морковь можно есть сырой и ... (варёной). Яблоки могут быть мелкими и ... (крупными).

 "Один и много" (изменение слов по числам)

1."Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши", книга, ручка, лампа; город, стул, ухо; ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг.

2. А теперь попробуем наоборот. Я говорю слово, обозначающее много предметов, а ты - один": облака, воины, листья; цветы, пилы, молодцы ….

"Уменьшение"

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...", трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Развитие грамматических навыков

"Кто? Что?"

(составление предложений по разным моделям)

"Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что?  Например: «Кошка лакает молоко».  Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой). Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

"Закончи предложение"

"Попробуй угадать конец фразы". Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .

"Добавь слова"

(распространение предложений)

"Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?" Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Работа с литературными текстами.

Литературные тексты – бесценный помощник в развитии речевых способностей школьников. Поговорите о положительных и отрицательных героях, обсудите их речь. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения. Это обогатит его речь новыми словами, оборотами, синтаксическими конструкциями.

К пересказу прочитанного текста подойдите творчески. Предложите ребёнку пересказать текст от лица одного из героев. Можно рассказывать по очереди, включать элементы инсценировки.

Достоинством предложенных упражнений является то, что они не требуют материальных затрат и специальной подготовки. 

 

Игры и упражнения                                                                                          по формированию

и развитию

различных

компонентов речи

http://cs623416.vk.me/v623416423/579b/odSH8K-eBG0.jpg

     Подготовила: учитель-логопед

    Кагарлыцкая Т.Л.



Предварительный просмотр:

                            «Змейка»                                                                     Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к  себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.                                                                                              - Змея шипит, шипит, шипит.                            - Пол года учит алфавит.

 

                      «Кулак – ладонь.»                                                                   Положите ладони на колени, сожмите правую ладонь в кулак, а левая  ладонь раскрыта.  Совершаем движения   под счет, при этом одновременно меняем положение ладоней.  

 

                   «Зеркальное рисование»                                                   Положите на стол лист  бумаги. Взять в обе руки  по карандашу или  фломастеру. Начать  рисовать одновременно   обеими руками зеркально- симметричные рисунки.

«Горизонтальная восьмерка»                                     Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.



Предварительный просмотр:

Выделенные УУД составили основу Таблицы динамического наблюдения. Приложение №1 могут использовать как учителя начальных классов, так и специалисты сопровождения (психолог, логопед, дефектолог, тьютор).

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места).

3.Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора).

4. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям.

5.Умение ориентироваться в пространстве класса, школы.

6.Умение организовать учебное пространство.

7.Умение принимать учебную задачу.

8.Умение сохранять учебную задачу.

9.Способность добиваться результата.

10. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок).

11. Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка, похвала, порицание).

12. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков.

13. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

14. Использование коммуникативных средств.

15. Умение вести диалог.

16. Умение задавать вопросы.

17. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

18. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг).

Приложение 1.

Адаптация образовательной программы обучающегося

с расстройствами аутистического спектра

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

(УУД оценивают только в школьных ситуациях или во время проведения школьных мероприятий)

Баллы

баллы

начало

конец

1. Мотивация к учебной деятельности

С удовольствием ходит в школу на большинство уроков, сформирована учебно-познавательная мотивация

4

Демонстрирует единичные протестные реакции (описать, какие именно) в ситуации обучения в классе, но продолжает выполнять задания.

3

Иногда демонстрирует протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать на каких именно) или при выполнении определенных заданий (описать каких именно), отказ от выполнения заданий

2

Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать на каких именно), отказ от выполнения определенных заданий (описать каких именно)

1

Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно), отказывается от выполнения заданий на большинстве уроков

0

2. Соблюдениенормиправилповедения(школа, общественныеместа)

Примеры дезадаптивного поведения:

–выкрикивает с места, кричит, бегает по классу, выбегает из класса, сползает под стол, бросает вещи на пол и пр.

–проявляет физическую агрессию (бьет, кусает и пр.) по отношению к учителю, сверстникам;

–проявляет вербальную агрессию (ругается, сквернословит, обзывается и пр.) по отношению к учителю, сверстникам;

- проявляет аутоагрессию (кусает себя, бьет, рвет волосы и пр.);

–специально ломает, портит предметы в классе, школе, у одноклассников или учителя

Соблюдает нормы и правила поведения, как в школе, так и в обществен-ных местах на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

Соблюдает установленные нормы и правила поведения в школе. Изредка нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого. В незнакомой ситуации способен ориентироваться на модель поведения другого человека: «Посмотри, как ведет себя мальчик. Веди себя так же».

3

Самостоятельно соблюдает правила поведения в структурированной ситуации (урок). В неструктурированной ситуации (перемена, столовая, экскурсия и пр.), непредвиден-ная смена помещения или педагога, нуждается в контроле со стороны взрослого

2

Соблюдает школьные нормы и правила поведения только при постоянном контроле со стороны взрослого

1

Не соблюдает большинство правил поведения (например, выбегает из класса, не соблюдает очередь и пр.) в школе и в общественных местах даже при постоянном контроле взрослого

0

3. Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора)

Способен действовать самостоятельно на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

Способен действовать самостоятельно. Поддержка взрослого необходима в новых (каких именно), незнакомых ситуациях

3

Нуждается в сопровождении тьютора только в некоторых ситуациях (описать каких именно) и на некоторых уроках (описать на каких именно)

2

Нуждается в постоянном присутствии тьютора на всех уроках и в течение всех режим-ных моментов, но некоторые действия ребенок способен выполнить самостоятельно (описать какие именно)

1

Нуждается в постоянном сопровождении и помощи тьютора (максимальная степень участия тьютора)

0

4. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям

Легко адаптируется к изменениям в классе, в школе (порядок уроков, место классе и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

Демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на конкретные единич-ные изменения (какие). (Напр, хочет сидеть на определенном месте в столовой и пр.)

3

Иногда демонстрирует негативные реакции (описать какие именно), на изменения (какие), легко успокаивается

2

Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие), но легко успокаивается

1

Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие) в классе, в школе, с трудом успокаивается

0

5. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы

Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, школы 4

4

Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, в большинстве случаев способен найти необходимое помещение в школе

3

Самостоятельно ориентируется в пространстве класса. При передвижениях по школе нуждается в помощи взрослого, изредка ориентируется на визуальные подсказки

2

Ориентируется в пространстве класса при использовании визуальных подсказок

1

Не ориентируется в пространстве класса, школы

0

6.Умение организовать учебное пространство

Может самостоятельно приготовиться к определенному уроку или в качестве подсказ-ки способен использовать модель поведения другого человека. Самостоятельно поддер-живает порядок на рабочем месте на уровне, ожидаемом для сверстников

4

Способен самостоятельно приготовиться к уроку, ориентируясь на фронтальную инструкцию. Не способен в качестве подсказки использовать модель поведения другого человека

3

Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте, в основном ориентируется на фронтальную инструкцию, но может нуждаться в частичной помощи взрослого

2

Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте при частичной помощи со стороны взрослого, но ориентируется на инструкцию, обращенную персонально к нему

1

Нуждается в постоянной помощи со стороны взрослого при организации учебного пространства

0

7. Умение принимать учебную задачу

Понимает и принимает большинство фронтальных и индивидуальных учебных инструкций

4

Понимает и принимает знакомые фронтальные инструкции, иногда требуется индивидуальное дублирование

3

Понимает и принимает инструкции, подкрепленные жестом или визуальной подсказкой

2

Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в персональной, неоднократно повторенной учебной инструкции

1

Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в физической поддержке взрослого (например, взрослый сидит рядом, берет руку ученика и они пишут вместе слово)

8. Умение сохранять учебную задачу

Самостоятельно выполняет знакомое задание до конца

4

Эпизодически прекращает выполнение задания, но самостоятельно способен к продолжению учебной деятельности

3

Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается во внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности только для сложного или продолжительного задания

2

Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности

1

Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности при выполнении большинства заданий

0

9. Способность добиваться результата

Прикладывает усилия для получения результата, проявляет настойчивость, добивается результата на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, сразу обращается за помощью, не делает попыток добиться результата самостоятельно

3

При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, протестует и отказывается от выполнения задания

2

Как правило, начинает выполнять задание, но при необходимости прикладывать малейшие усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, прекращает деятельность

1

Не начинает выполнять задание, если оно ему кажется сложным и не обращается за помощью

0

10. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок)

Самостоятельно проверяет и находит ошибки на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

Способен найти самостоятельно незначительное количество ошибок

3

Самостоятельно найти ошибки не способен, может найти ошибки при минимальной помощи учителя

2

Способен найти единичные ошибки при постоянной помощи со стороны взрослого

1

Не способен находить ошибки, не понимает, что от него требуется

0

11. Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка, оценка как похвала/порицание)

Адекватно воспринимает оценку, как учителя, так и одноклассников на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

Адекватно воспринимает оценку учителя. Чрезмерно эмоционально реагирует на негативную оценку сверстников

3

Эпизодически излишне эмоционально реагирует на оценку (плачет, чрезмерно расстраивается)

2

Ребенок принимает только положительную (с его точки зрения) оценку своей деятельности. В случае неприятия оценки бурно реагирует (проявляет агрессию, плачет и пр.).

1

Безразличен к внешней оценке (учителя, одноклассников)

0

12. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков

Легко использует усвоенные знания и сформированные навыки в новых ситуациях на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием, не нуждается в специальном обучении для этого

4

Способен в основном самостоятельно переносить знания и навыки в аналогичную среду, но иногда нуждается в специальном обучении

3

Способен к переносу единичных усвоенных знаний и навыков в аналогичную среду без специального обучения, но в основном нуждается в таком обучении

2

Нуждается в специальном обучении, чтобы переносить хорошо усвоенные знания и отработанные навыки в аналогичную учебную ситуацию

1

Не использует сформированные навыки и усвоенные знания в новых ситуациях

0

13. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Вместе с другими планирует и участвует в совместных мероприятиях (совместная игра, соревнование, другая совместная деятельность) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

При планировании совместной деятельности соглашается на предложения других, но во время деятельности эпизодически начинает выполнять действия без ориентации на партнеров

3

При планировании совместной деятельности настаивает на своем, не учитывает интересы и пожелания других. В случае отказа принять его требования, может избегать совместной деятельности

2

Эпизодически (самостоятельно или с помощью взрослого) включается в совместную деятельность, но быстро теряет интерес

1

Избегает совместной деятельности. Может бурно реагировать (описать как именно) при попытках включения его в совместную деятельность

0

14. Использование коммуникативных средств

Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи в любых ситуациях с разными людьми на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи. В новых (каких именно) ситуациях требуется напоминание

3

Может выражать просьбу, отказ, просит о помощи и пр. Иногда требуется напоминание в привычных для ребенка ситуациях

2

Способен выражать просьбу, отказ, просить помощь доступными средствами при наличии поддержки со стороны взрослого. Эпизодически использует крик или другие формы нежелательного поведения (описать какие именно)

1

Не владеет навыком выражения просьб (в том числе просьбе о помощи) либо использует с этой целью нежелательные формы поведения (какие именно).

0

15. Умение вести диалог

Умеет адекватно начинать и завершать диалог, учитывать интересы собеседника, придерживаться темы диалога на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

Может в течение некоторого времени поддерживать диалог на тему, предложенную собеседником

3

Предпочитает говорить на интересующие его темы, не учитывая мнение собеседника

2

Иногда инициирует диалог с другими людьми

1

Самостоятельно диалог не инициирует. Способен отвечать на вопросы других людей

0

16. Умение задавать вопросы

Задает вопросы разным людям в адекватной форме для получения необходимой информации на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

Задает вопросы знакомым взрослым и сверстникам для получения необходимой информации

3

Задает некоторые вопросы для получения необходимой информации, но только взрослым. Вопросы сверстникам может задать только с поддержкой взрослого

2

Часто стереотипно повторяет один и то же вопрос даже в тех случаях, когда на них уже был получен ответ

1

Практически не задает вопросы

0

17. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание

Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям (в том числе помогает, радуется за их успехи и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям. Понимает причины некоторых эмоциональных состояний других людей

3

Замечает эмоциональное состояние других людей. Иногда выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям

2

Иногда проявляет интерес к эмоциям других (смотрит, подходит, комментирует, пр.)

1

Отсутствует реакция на чувства и переживания других людей, либо реагирует специфическим образом (плачет, смеется и пр.)

0

18. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг)

Организует собственную деятельность, в том числе опираясь на модель поведения другого человека на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием. Часто выбирает себе такое же занятие, что и окружающие, занимается им продолжительное время

4

Самостоятельно организует свою деятельность, способен заниматься чем-либо продолжительное время, но деятельность носит достаточно стереотипный характер

3

Нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого при организации деятельности. Самостоятельно, либо после подсказки выбирает себе простое занятие. Может быстро пресыщаться и менять один вид деятельности на другой

2

Самостоятельно организовать собственную деятельность не может. Способен заняться какой-либо деятельностью только при постоянном внешнем стимулировании со стороны взрослого

1

Не способен самостоятельно организовать свою деятельность. Будучи предоставлен самому себе демонстрирует полевое поведение и/или множественную аутостимуляцию. Попытка предложить ему какое-либо занятие не приводят к успеху (полевое поведение, аутостимуляция либо просто стоит).

0