Социальные проекты

Салимова Альмира Анваровна

Социальные проекты и пратнёрство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ДДТ»

                                                                                                   _____________  Л.С. Унжакова

                                                                                                       Приказ №  ________

                                                                                                             от «____»________2015 г.

Социально-образовательный проект

«По мотивам хантыйских сказок»

г. Когалым 2015

Рекомендовано педагогическим  советом МАУ ДО  «ДДТ»

Протокол заседания   №           от    2015 г.

Автор проекта – Салимова Альмира Анваровна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «ДДТ»

Организация-исполнитель – МАУ ДО «ДДТ»,

г. Когалым, ул.Прибалтийская, д.17А, т. 2-72-93

Участники проекта -  учащиеся объединения «ГАММА», воспитанники ДОУ.

Актуальность создания проекта

Югорский край, как ты велик,

гостеприимен, щедр, красив.

Кругом леса, болота и снега,

 и это все моя Югра!

Сохранение культуры родного края является актуальной проблемой, а особенно края, где проживают малочисленные народы Севера – ханты и манси – хранители самобытной культуры. Вопрос о сохранении их культуры на сегодняшний день актуален.  Так, 2015 год в ХМАО-Югре  был посвящен культуре коренных народов «Год сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного неследия, населяющих Югру» (Приказ Департамента культуры ХМАО-Югры от 26.02.2015 года №86/01-09 «О мерах по реализации плана основных мероприятий по проведению в 2015 году в ХМАО-Югре Года сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного неследия, населяющих Югру»). В Когалыме  был разработан план по поддержке  культуры коренных народов  (были проведены мероприятия Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «На счастье», посвященный к празднованию праздника Масленица; II Экологический фестиваль фольклора и театрализации коренных малочисленных народов Севера «По ягельным тропам потомков», «Хантыйский сувенир», творческий мастер-класс в рамках празднования Дня коренных малочисленных народов Севера; «Дни национальных культур» мероприятие в рамках взаимодействия с национально-культурными организациями; Цикл мастер-классов по изготовлению символических сувениров разных народов; Реализация проекта «Ремесло Vокруг» - в МВЦ г.Когалым).  Но, этих мероприятий недостаточно, кроме того, большая часть из них была ориентирована на взрослых.  Анализ интернет-страниц показал, что элементы культуры: сказания, праздники включаются в образовательную деятельность образовательных учреждений всех уровней.

Реализуя данный проект, мы осуществим попытку  сохранения и передачи хантыйский сказок через художественно-творческую деятельность.

Данный проект направлен на приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к национальной культуре малочисленных коренных жителей хантов.

Цель проекта – организация социально-значимой деятельности силами учащихся изостудии «Гамма», направленной на    поддержку интереса к культуре коренных народов ХМАО через создание творческих работ по мотивам народных сказок.

Задачи проекта:

  • создать условия для творческого развития личности учащихся объединения при реализации совместных мероприятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  • приобщить участников проекта к художественно-творческой деятельности, путем совместного выполнения работ;  
  • познакомить с простейшими способами выполнения рисунка в разных техниках;
  • формировать культуру делового и дружеского общения между взрослыми и     детьми  (участниками проекта), поддерживать тёплые дружеские отношения;
  • воспитывать нравственные качества участников проекта: доброту, толерантность к  культуре народов хантов (манси).  

Целевая аудитория.

Проект «По мотивам хантыйских сказок» предусматривает планирование и организацию тематических программ для различных целевых аудиторий слушателей:

  • Воспитанников детских дошкольных образовательных учреждений.
  • Учащихся образовательных школ города.

Для  аудитории слушателей подготовлены тематические занятия с демонстрацией презентаций и выступлениями учащихся изостудии «Гамма»:

  • Образ белового лебедя в сказках народов Севера;
  • « Весенний праздник Вороний день».

Реализация данного проекта направлена на одновременное решение нескольких проблем:        

  • Предоставление возможности слушателям расширить свои    представления о культуре малочисленных народов ХМАО-Югры, обогащение их художественного опыта,  приобщение к художественно-эстетическому (изобразительному) искусству;
  • Создание условий для  реализации полученных художественных навыков учащихся изостудии «Гамма» через участие в социальной деятельности.  

Совместная деятельность, осуществляемая в рамках проекта, носит практико-ориентированный характер, способствует формированию нравственных качеств и коммуникативных умений через обучение учащимися объединения   практическим навыкам работы, реализацию практических навыков, художественно-эстетические восприятия. Знакомит с  произведениями,   декоративно-прикладного искусства, повышает уровень нравственно-эстетической культуры личности.

Сроки реализации проекта:   -  краткосрочный (сентябрь – апрель)

Материальное оснащение: кабинет, художественные материалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры), кисти, альбомы, форматы А4, вата, клей, образцы работ подготовленные   детьми.

Этапы проекта:

  • Подготовительный  этап. Основная деятельность – социальное проектирование.
  • Основной этап. Активная социально-значимая деятельность во взаимодействии с внешними социальными партнерами – художественно-творческая работа.
  • Заключительный этап -  определение результатов проекта, оформление отчётной документации.

         План реализации проекта.

п/п

Вид

деятельности

Участники проекта

Форма

Место

Сроки

Подготовительный этап

1.

Подбор материала. Изучение древних традиций, обычаев и обрядов, сказок хантов и манси; роль птиц и животных в жизни народов Югры; разработкам сценариев тематических занятий.

Педагог

Учащиеся

проектная деятельность

Учебный кабинет

Сентябрь

февраль

2.

Работа над сценарием тематических встреч

Педагог

Учащиеся

Учебные занятия, дополнительные занятия

Учебный кабинет

Сентябрь-

февраль

3.

Организация взаимодействия с социальными партнёрами

Педагог

Представители учреждений

Беседа, собеседование

Детские сады

СОШ

сентябрь

Основной этап

1.

Проведение тематических  встреч

  • Образ белового лебедя в сказках народов Севера;
  • «Черный ворон. Весенний праздник Вороний день»;

Педагог

учащиеся

Проведение встреч

Детские сады

СОШ

Сентябрь,

Апрель

2.

Оценка представленных программ

Представители учреждений

Слушатели

Опросы

Анкетирования

Отзывы

 

Детские сады

СОШ

По мере проведения

Заключительный этап

1.

Изучение качества реализации проекта

Педагог

Анализ собранных материалов

ДДТ

Апрель-

Май

2.

Оформление отчётной документации

Педагог

Фото отчёт

ДДТ

Май

Методы исследования:

Опросы, интервью, анкетирование, анализ результатов анкетирования, статистика, описание прогнозирование.

Количественные показатели:

  • Увеличение количества учащихся, активно участвующих  в тематических мероприятиях.
  • Проведение 4-х тематических занятий с выступлениями учащихся изостудии.
  • Количественный охват воспитанников и учащихся на тематических встречах.

Качественные показатели:

  • Организация социально-значимой деятельности, способствующей вовлечению детей в социально-общественную деятельность через изобразительное искусство.  
  • Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций учащихся изостудии.
  • Уровень мотивации участников социального проекта: слушателей и исполнителей.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации проекта «По мотивам хантыйских сказок» предполагается:

  • Вовлечь учащихся изостудии к участию в общественной деятельности;
  • Расширить знания участников социально-образовательного проекта в области традиций хантов;
  • Проявить и поддержать интерес у целевой группы к художественно-творческой деятельности и культуре народов Севера через реализацию проекта;
  • Охватить тематической работой 15-30 слушателей одной возрастной аудитории.



Предварительный просмотр:

Наши соседи – наши друзья.

Ход занятия

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)

Ребята, посмотрите кто к нам пришёл в гости? (олень)

Верно, это северный олень. Посмотрите какой он красивый. Скажите, а кто знает где его дом и чем он питается? (в лесу…)

А может олень нам сам покажет? Он хочет нам что-то показать. Скорей собирайтесь вместе в упряжку (обруч) и поскачем за оленем. Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам.

Ну вот, ребята, мы в тайге.

Посмотрите олень захотел есть, чем же питается северный олень? Он ест мох – ягель, который растет в нашем краю. Он копытами разрывает снег и добирается до ягеля. А где же люди, которые пасут оленей?

Звучит музыка (хантыйская песня)

Вы слышите, кто-то поет? Значит, мы уже пришли.

Смотрите какой интересный дом. Кто знает, как он называется? И Кто в нём живёт? (чум, ханты)

Это ЧУМ – жилище ХАНТОВ. Это наши соседи – коренные жители севера, наши друзья.

(Из чума выходят 2 куклы.)

Посмотрите, кто нас встречает. Хантыйка Энны:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, и так и живут в лесу. Такое хантыйское хозяйство называется стойбище. 

В нем несколько чумов. Зимой в них очень тепло. А почему в нем так тепло, чем он утеплен   (оленьими шкурами).

В.: Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.

-Ребята, а, чем же еще так полезен олень у хантов?

Д.: Он заменяет им лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум оленьими шкурами.

А вот как выглядит чум изнутри. (показываю картинки)

Ребята, а чем занимаются ханты – мужчины? (Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей).

А женщины? (выделывают шкуру, шьют одежду, готовят пищу, занимаются хозяйством)

Как вы думаете, что согревает хантов в морозную зиму? (одежда)

Из чего сшита их одежда? (Из оленьей шкуры)

: Есть у меня 2 расписных мешка – тутяко, для хранения мужской и женской одежды, много интересного могу я вам  рассказать и показать, а вы слушайте внимательно и запоминайте.

 Давайте посмотрим и узнаем, что внутри. (открывает мешок, достает верхнюю мужскую одежду)

- Одежда хантов хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ханты одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном. Малица (малъця) — длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. Поверх малицы обычно надевают сорочка из плотной материи, иногда из сукна.

Показывает ремень

Малицу подпоясывают сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя.

Обувью служат кисы — высокие меховые сапоги из камуса (оленьи лапы), с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя). Внутрь кисов вкладывают стельки из сухой травы. Кисы надевают с «чижами».

У мальчиков такая же одежда только меньше размером. Маленькие оленеводы помогают родителям в тундре.

: Есть у меня второй мешок, где хранится женская одежда. Показывает ягушку.

Женскую одежду — ягушку — шьют из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летнюю ягушку шьют из сукна и украшают бисером. Женская обувь отличается лишь деталями выкройки.

Праздничная одежда отличается от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные малицы у мужчин). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к ягушке). Широко распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, бисер, а так же используется Орнамент – это узор для украшения одежды и быта.

 (Показ::Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)

Посмотрите какая красивая одежда у хантов. (показываю наглядный материал)

А чем же расшита и украшена одежда? (орнаментом, узором)

В.: У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивают свою одежду орнаментом. Ханты верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того, чтобы духи не приносили им зла, а наоборот, оберегали их, ханты наносят орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую — другие.

э: А хотите, я и вас научу составлять орнаменты? (ответ детей) Я приглашаю вас в свою мастерскую.

Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам)

В: — Так как ханты живут в лесу рядом с животными, то и орнамент связан с животными и растениями. Посмотрите, этот орнамент, называется «оленьи рога»,  этот «заячьи ушки», «лапа лисы», «медведь».

Ханты вышивают свои орнамент бисером, и вырезают из шкуры.

А мы будем выкладывать орнамент из бумаги и рисовать цветными фломастерами.

Одна половина мастерской будет украшать наши будущие чумы, для стойбища, а вторая половина будет украшать одежду наших друзей – хантов.

(Дети складывают треугольники из бумаги и украшают заготовками из бумаги, рисуют фломастерами.)

Полоски бумаги складваем в треуголник, сгибая углы «как на самолетик», а потом украшаем его орнаментом.  Фигурки человечка – наклеиваем ему белый меховой ворот и наклеиваем голову – рисуем лицо. Наклеиваем из цветной бумаги орнамент. (Помощь в работе детям.)

Отлично, ребята, вы большие молодцы! У вас получились замечательные чумы и ханты.

Теперь мы их поселим вот на их стойбище. (наклеивают на ватман)

Отличная совместная работа у нас с вами получилась. Каждый смог передать орнамент и настроение человечка. Думаю наши гости рады такому соседству.

У кого мы были в гостях?

Как называется круглое жилище без углов?

Как назвается одежда хантов?

Молодцы!!!!! Наша мастерская закрывается. И нам пора возвращаться в группу.

Мы прощаемся с друзьями – хантами и до новых встреч!!!