ПРОЕКТ "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Ольховецкая Евгения Михайловна

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА 

ПРОЕКТ "Все профессии нужны, все профессии важны!"

 

Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы.

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности имеет приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, удовлетворение и развитие гендерных познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Во время мероприятий по проекту я стремлюсь пробудить у детей интерес к предлагаемой деятельности, формировать реалистические представления о труде людей, помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии, формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний, поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. 

Изучение профессий мы начали с создания и организации выставки мини-проектов "Где работают мои родители" при участии детей и родителей. Родителями совместно с детьми были изготовлены ЛЕПБУКИ.

        

Родители воспитанников принимали активное участие в оформлении стенгазеты «Профессии наших родителей».

В ходе проекта нами были изучены такие профессии, как врач, водитель, архитектор, изобретатель, воспитатель, учитель, продавец, то есть те профессии, что окружают каждого человека в мире. Для лучшего освоения профессий мы с воспитанниками провели КВЕСТ - ИГРУ "ПРОФЕССИИ"

Работа над проектом позволила создать условия в группе для проявления познавательной активности и инициативы дошкольников. Одним из незапланированных результатов работы над проектом стало укрепление детско-родительских отношений. Родители отмечают, что дети стали выполнять посильные трудовые обязанности дома; в общении с ребенком появились новые темы для разговора и дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация дошкольника – залог успешного будущего.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Поэтому важно предоставить ребёнку максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребѐнка.

Реализация задач ранней профориентации в нашем детском саду основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

Педагогами дошкольного учреждения была разработана система психолого-педагогического сопровождения по формированию системных  знаний о труде взрослых и ранней профориентацией у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованного взаимодействия по трем направления работы: дети, родители,  педагоги.

Работа с детьми по формированию системных  знаний о труде взрослых и ранней профориентации у детей дошкольного возраста осуществлялась путем реализации  проекта «Профессии вокруг нас», который имел  определенную структуру:

- «Мир вокруг нас» - деятельность по данному направлению способствовала формированию осознанного отношения ребенка к социальным нормам поведения, уважительному отношению к труду и его значению в жизни человека. В рамках данного направления реализовывался детско-родительский проект «Наши добрые дела»;

- «Все профессии важны, все профессии нужны» - данное направление знакомит детей  с миром профессий, их значением, реализует мини-проекты профориентационной направленности: «Профессии моих родителей», «Профессии транспорта» и особое внимание уделяет организации сюжетно-ролевых игр  данной тематики, как основному виду деятельности дошкольников.

В каждом направлении деятельности были реализованы детские и детско-родительские мини-проекты. Работа с родителями проводилась в рамках просвещения в тесном взаимодействии с воспитателями.  

Для реализации проекта была организована специальная развивающая предметно-пространственная среда с учетом специфики каждой возрастной группы детей, что способствовало созданию  условий  для развития игровых сюжетов и организации разнообразных видов деятельности.

Инновационным подходом в создании развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду стали тематические лэпбуки и макеты. При работе с лэпбуками дети имеют возможность самостоятельно  получать информацию по изучаемой профессии и использовать её в процессе не только познавательной, но и игровой деятельности. Макеты позволяют знакомить детей с жизнью и трудом людей в разных видах деятельности и дают возможность обыграть различные ситуации, используя накопленный материал.

Лепбуки и макеты изготавливаются совместно с детьми и родителями и являются многофункциональными.

В процессе реализации профориентационного проекта «Профессии вокруг нас» на постоянной основе в холле ДОУ  функционирует «Биржа профессий», представленная разнообразием стенгазет, позволяющих знакомить детей с многообразием профессий города Бугуруслана, области. Здесь также располагается дидактический материал по ранней профориентации: куклы разных профессий, лепбуки, дидактические игры, пособия, макеты, аудио и видеоматериалы. Собранный материал на «Бирже профессий» используется при проведении занятий, досугов, квест-игр, игр-путешествий.

Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Именно поэтому такая форма работы с детьми как квест-игра стала всё чаще использоваться педагогами при организации детской деятельности, что способствует всестороннему развитию детей, обеспечивает интеграцию содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС ДО).

Наряду с перечисленными формами работы педагогами нашего детского сада используются информационно-коммуникационные технологии, которые предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

Таким образом, вся проделанная работа по профориентации дошкольников позволяет говорить о том, что использование предложенной системы работы способствует реализации поставленных целей и достигнуть ожидаемых результатов:

- дети получили новые знания о профессиях окружающих их взрослых, стали больше проявлять творческую активность в процессе продуктивной деятельности;

-  педагоги повысили компетентность в освоение проектного метода, что способствовало расширению образовательного пространства, организации насыщенной детской деятельности;

- родители повысили педагогическую компетентность в рамках взаимодействия с детьми.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.

2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.

4. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.

5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;

Используемые сайты интернета:
www.Viki.rdf.ru
http://pochemu4ka.ru/
www.SkyClipArt.ru!
http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html