РМО учителей географии Саратовского района

Погосян Наталия Анатольевна

Предварительный просмотр:

Анализ работы

 районного методического  объединения учителей географии  образовательных учреждений Саратовского  района за 2011 - 2012 учебный год

        Районное методическое объединение учителей географии осуществляло свою работу в условиях обновления содержания географического образования, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки, исходя из основных задач, определенных приказами, рекомендациями, инструктивно-методическими письмами управления образования.        В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.

        Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью у них профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.

                Учителя работали над методической проблемой «Создание условий для повышения  профессиональной компетентности учителей географии в условиях обновления содержания образования».

        В связи с этим в 2011–2012 учебном году решались следующие задачи:

  • диагностика качества образования, профессиональных потребностей и запросов педагогов;
  • повышение профессиональной квалификации педагогов через систему непрерывного повышения квалификации и организацию методической работы с ними в межкурсовой период;
  • изучение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий;
  • организация аттестации педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе;
  • научно-методическое обеспечение изменения образовательного процесса в связи с новыми направлениями в сфере образования;
  • совершенствование работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта;
  • продолжение работы по дальнейшему обновлению содержания образования.

        Учителя района работали над формированием у учащихся ключевых компетенций, то есть готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.

                Деятельность районного методического объединения учителей географии строилась на основе диагностики и имела практическую направленность.

        

        Вследствие этого в работу районного методического объединения учителей географии были включены следующие вопросы:

 Учебный географический кабинет – центр пропаганды географических знаний.

 Использование контрольно-измерительных материалов на уроках географии для объективной оценки учебных достижений школьников.

 Приемы педагогической техники, направленные на формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках географии.

        Основными формами проведения заседаний были семинары, семинары-практикумы.

        

Практическая часть представляла собой открытые уроки с последующим самоанализом, изучение нормативных и методических рекомендаций, проведение практикумов, мастер-классов, отчётов по темам самообразования.

        В прошлом учебном году в рамках заседаний районного методического объединения учителей географии были организован и проведен открытый интегрированный урок географии совместно с учителем технологии Щебетиной В.Г.и Погосян Н.А в 8 классе по теме «Русская равнина . Народные промыслы Центральной России»в .

Проведение открытых уроков показало, что учителя владеют методикой преподавания предметов на достаточно высоком уровне, обладают профессиональной компетентностью. Уроки отличались высокой плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов.

        Кроме того, в рамках работы районного методического объединения в 2011-2012 учебном году были заслушаны доклады:

 «Требования к объективной оценке знаний и умений школьников по географии» Кудашева А.А. ( Константиновка);

 «Использование контрольно-измерительных материалов для объективной оценки учебных достижений учащихся по географии» Голобокова Т.Н. (Михайловка);

 «развитие общеучебных умений и навыков , логического и креативного мышления через систему самостоятельной работы с различными источниками информации» Карасева С.Ю (Александровка);

Участникам заседаний РМО были представлены презентации опыта работы по организации экологической культуры на уроках географии через организацию исследовательской деятельности школьников.

        Проведены практикумы:

▪ Организация работы с демоверсией КИМов по географии 2012 года для учащихся 9 клсса.

▪ Организация работы с демоверсией КИМов по географии 2012 года для учащихся 11 класса .

        Подготовлены выступления:

 Создание и оборудование кабинета географии как средство решения задач географического образования (учитель Погосян Н.А. Кр. Текстильщик);

        

        Отличительной особенностью выступлений была их практическая направленность. Учителя на заседаниях могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике.

Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.        

        Однако, наряду с этим, следует отметить недостаточную работу районного методического объединения по вопросу организации включения учителей географии в процесс овладения современными информационно-коммуникативными технологиями. Здесь педагогам необходимо преодолеть барьер, который держит многих на значительном расстоянии от электронных средств обучения. Задача методической службы - помочь учителям овладеть техникой получения  информации и на этой основе переходить к методической помощи по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

        Самообразование. Работа по самообразованию – одно из важнейших направлений педагога по повышению своего профессионального мастерства. Целью самообразования педагога является расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

                                Таким образом, самообразование педагогов остаётся проблемой. В работу школьных методических объединений необходимо включать презентации или публичные защиты тем по самообразованию во время творческих отчётов или аттестации педагогов.

Решению обозначенной проблемы также будет способствовать включение вопросов овладения педагогами навыком самодиагностики, позволяющим самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, и организации работы по теме самообразования, с тем, чтобы педагоги имели возможность познакомиться с индивидуальными наработками своих коллег по теме самообразования.

        Одной из задач районного методического объединения является разъяснительная работа среди руководителей общеобразовательных учреждений о необходимости организации системного подхода к аттестации педагогов на протяжении пяти лет (межаттестационного периода). Направить деятельность РМО по реализации этой задачи через повышение уровня профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации, работу по теме самообразования и участие в методической работе.                В систему работы методического объединения вошло изучение нормативно – правовых документов по организации географического образования, новинок методической литературы (методическое письмо, государственный стандарт, новые учебно-методические комплексы по предмету).

Факторы, препятствующие развитию  профессиональной компетентности субъектов образовательной деятельности

В ходе проблемно – ориентированного анализа выявлены следующие проблемы:

  • неэффективна деятельность районного методического объединения по ориентации учителей на повышение уровня профессиональной компетентности по организации работы с одаренными детьми;
  • недостаточно эффективно осуществляется практическое внедрение учителями активных образовательных и инновационных технологий;
  • недостаточна ориентация учителей на участие их в конкурсах профессионального мастерства;
  • актуальной остается наработка практического опыта учителями по учебно–методическим комплектам в соответствии с концентрической системой  географического образования.        

        »          

        Сегодня главной целью деятельности районного методического объединения является:

  • объединение учителей географии вокруг значимых инициатив, интересного опыта;
  • развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

        Для этой цели необходимо решение следующих задач:

  • совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми;
  • активизировать работу по вовлечению учителей к участию в конкурсах профессионального мастерства;
  • создавать условия для обеспечения профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
  • оказывать методическую поддержку педагогам при переходе на новый базисный учебный план, работе по новым учебным программам, реализации государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования;
  • способствовать освоению и внедрению новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
  • создавать организационные условия для курсовой подготовки педагогических работников;
  • продолжить формирование банка актуального педагогического опыта, распространяя его и внедряя в практику работы школ района;
  • создавать условия для творческой работы педагогов с перспективой на опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность;
  • акцентировать профессиональную компетентность педагогов на конечные ориентиры в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.



Предварительный просмотр:

План работы РМО учителей географии на 2012-13 учебный год

Тема « Повышение качества образования через реализацию требования ФГОС начального и общего образования»

тема

Место проведения

Сроки проведения

1

- Анализ работы РМО и основные направления работы на предстоящий учебный год.

- анализ состояния преподавания географии, уровня обучения, в т. ч. по результатам ЕГЭ.

- утверждение плана работы РМО на 2012- 2013 учебный год.

- Выступление методиста УО Клименок В.П. об итогах ГИА и ЕГЭ за прошедший учебный год

Управление образования

сентябрь

2.

-практикум.

 Современные образовательные технологии , их роль в развитии личности обучающихся.

- необходимость разнообразия СОТ в обучении географии;

- уровни использования СОТ географами района;

- опыт использования технологий формирования понятий, закономерностей, причинно-следственных связей, предметных и общеучебных умений в процессе обучения географии на примере разных курсов, разделов и тем;

2. Мастер-класс открытый урок по ФГОС .

3. отчет учителей по темам самообразования

Школа ?

ноябрь

3

Практикум

- создание условий для развития исследовательских способностей учащихся средствами уроков географии

-содержание и организация исследовательского обучения географии школьников.

-организация исследовательского обучения на уроках географии как условие  развития устойчивого интереса к обучению.

-воспитание экологической культуры на уроках географии через организацию исследовательской деятельности школьников.

- отчеты учителей по темам самообразования

Школа?

февраль

4

-Итоговая государственная аттестация выпускников 9 и 11 классов по географии как средство оценки предметной и ключевых компетентностей обучающихся:

- подготовка обучающихся к решению компетентностных задач в рамках ГИА и ЕГЭ;

- решение задач с практическим содержанием;

-реализация межпредметных связей.

- Подведение итогов работы по формированию и развитию ключевых компетентностей в процессе обучения географии.

- отчет учителей по темам самообразования

Управление образования

апрель



Предварительный просмотр:

Районное методическое объединения учителей географии Саратовского района.

«Современные образовательные технологии, их роль в развитии личности обучающихся»

10 ч. – регистрация участников.

10. 10-10. 45-начало работы, обсуждение тем:

1. Необходимость разнообразия СОТ в обучении географии.

2. Использование СОТ географами района.( Пономарева Т.Ю. , Швачкина В.И.)

10.50-11.35- Открытый урок географии в рамках ФГОС. «Ориентирование на местности» (Погосян Н.А)

11.40-12.20- анализ урока, отчет учителей географии школ района  по темам самообразования. ( Кудашева А.А., Чернышева Л.П.)

12.25- обед

12.45-отъезд участников методического объединения.



Предварительный просмотр:

28 ноября 2012 года на базе школы п. Красный Текстильщик Саратовского района состоялось очередное заседание районного  методического объединения учителей географии по теме «Современные образовательные технологии, их роль в развитии личности обучающихся».

 C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\РМО геограФОВ  ФОТО\SL380096.JPG

Руководитель РМО Погосян Н.А. и учителя района говорили о необходимости разнообразия СОТ в обучении географии. Педагоги делились своим опытом. Пономарева Т.Ю. учитель географии с. Березина Речка  рассказала о современных образовательных технологиях и их использовании на уроках и внеурочной  деятельности.

 C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\РМО геограФОВ  ФОТО\SL380112.JPG

Учитель географии Погосян Н.А. провела урок в 5 классе по теме  «Ориентирование на местности» с учетом требований ФГОС. После урока педагоги обсудили различия между обычным уроком и уроком проведенным по новым стандартам. 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\РМО геограФОВ  ФОТО\SL380108.JPGC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\РМО геограФОВ  ФОТО\SL380102.JPG

Чернышева Л.П. учитель географии р.п. Красный Октябрь поделилась своим опытом работы. Людмила Павловна активно занимается кружковой  и краеведческой деятельностью.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\РМО геограФОВ  ФОТО\SL380110.JPGC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\РМО геограФОВ  ФОТО\SL380111.JPG



Предварительный просмотр:

Уважаемые учителя географии!

27 ноября в 10 часов на базе Управления Образования состоится очередное заседание учителей географии Саратовского района.

Тема заседания «Формирование метапредметных знаний и умений в обучении географии в контексте перехода на федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения»

Повестка дня:

  1. Круглый стол «Плюсы и минусы учебников географии в рамках ФГОС»
  2. Отчет учителей географии по темам самообразования.
  3. Сообщение учителей (по желанию)«Разнообразие технологий, применяемых в современных условиях образовательного процесса. Их роль и задачи»

По всем вопросам обращайтесь по телефону 89053240377.

 С уважением Погосян Н.А.



Предварительный просмотр:

План работы РМО учителей географии на 2013-14 уч. Год

тема

Место проведения

Сроки проведения

1

1.Анализ   работы  РМО   за 2012 – 2013 учебный   год.

 УМК по географии, реализующих требования стандартов второго поколения.

2.Планирование  организации   работы  методического  объединения  на  новый  учебный  год.
3. Информация  о конкурсах,  периодической печати(География. Всё для учителя). Клименок В.П.

4.Выступление методиста УО Клименок В.П. об итогах ГИА и ЕГЭ за прошедший учебный год

Управление образования

сентябрь

2

«Формирование метапредметных знаний и умений в обучении географии в контексте перехода на федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения»

1.Открытое мероприятие

2.Проблемный урок – основа  познавательной  деятельности уч-ся.(сообщение)

3.Сообщение «Разнообразие технологий, применяемых в современных условиях образовательного процесса. Их роль и задачи»

4.Отчет по темам самообразования

Школа?

ноябрь

3

«Пути совершенствования географического образования школьников с позиции государственных образовательных стандартов второго поколения».

1.Открытое мероприятие

2.Мастер  - класс  по развивающему
обучению: сочетание индивидуальных, парных, групповых форм работы
на уроках географии.

4. Из опыта работы «Организация самостоятельной работы обучающихся на   уроках географии.

5.Отчет по темам самообразования

Школа?

февраль

4

1.Подведение итогов работы РМО по реализации основных направлений

2.Организация работы с демоверсиями ГИА и ЕГЭ

3.Из опыта работы «Подготовка переводной и выпускной аттестации по

географии»                                                                              

Управление образования

апрель



Предварительный просмотр:

5 февраля   в 10 ч.на базе школы с. Б. Речка состоится третье заседание МО учителей географии Саратовского района.

Тема: «Пути совершенствования географического образования школьников с позиции государственных образовательных стандартов второго поколения».

1.Открытое мероприятие . Урок географии в 6 классе по теме «Ветер»  Пономарева Т.Ю.

2.Обсуждение темы « Развивающее обучение на уроках географии: сочетание индивидуальных, парных, групповых форм работы» Выступление желающих учителей

3. Из опыта работы «Организация самостоятельной работы обучающихся на   уроках географии.»    Выступления желающих учителей

4.Отчет по темам самообразования

Уважаемые учителя географии будьте активны, делитесь опытом своей работы!

По всем вопросам обращайтесь по тел. 89053240377   Погосян Н.А.



Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Интеграция современных технологий в преподавании географии»

 Февраль 2020 год

Секция «Внеурочная деятельность по географии в условиях реализации национального проекта «Образование».

Выполнила учитель географии МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Погосян Наталия Анатольевна

Название работы «Географический кружок одна из форм внеурочной деятельности»

Оглавление

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические основы Внеурочная деятельность по географии в условиях национального проекта «Образование»……………………………………………………………….5

Глава II. Концепция развития географического образования в Российской Федерации……………………………………………………………………..7

Глава III. Из опыта работы…………………………………………………..11

Заключение …………………………………………………………………..16

Список использованной литературы и информационных источников ... ..17

  1. Введение.

В настоящее время в научных кругах и педагогической общественностью широко обсуждаются пути реализации принятых предметных Концепций. Они представляют собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития школьного образования и просвещения, в том числе географического. Главная цель Концепции развития географического образования – устранение существующих недостатков в системе географического образования и ее адаптация к запросам современного общества.

проблемы мотивационного характера, «связанные с низким престижем географии как таковой в школе и обществе в целом; непониманием и недооценкой значимости географического образования для повседневной жизни и деятельности человека, невостребованностью географии как предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах». Отмечено так же, что «недостаточно дидактически обоснованный отбор содержания в школьной географии, равно как и отсутствие критериев этого отбора, приводят к переизбытку географической информации, затрудняющему её усвоение и зачастую выходящему далеко за рамки общего образования. В существующих курсах практически не реализуется важнейшая интеграционная, межпредметная функция географии, позволяющая акцентировать географическую составляющую современных геополитических, геоэкологических, социальных и экономических процессов, способствующая повышению предметной учебной мотивации и интереса к изучению.

Актуальность проблемы:

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования по географии должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности по географии .

Цель – теоретически изучить модель организации внеурочной деятельности учащихся по географии в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;

Задачи исследования:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся;

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Глава I. Теоретические основы Внеурочная деятельность по географии в условиях национального проекта «Образование»

 География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Разработчики стандарта второго поколения, понимая важность предмета, предложили начать преподавание географии с 5-го класса. Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям:

общеинтеллектуальное направление, общекультурное направление, спортивно-оздоровительное направление, духовно-нравственное направление, социальное направление.

На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития универсальных учебных действий.

Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.

На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну.

Глава II. Концепция развития географического образования в Российской Федерации

Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации,
а также определяет механизмы ее реализации.

География – наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические.

Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства.

География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.

Качественное географическое образование призвано обеспечивать:

формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;

формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;

формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;

основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;

начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт и геоинформационных систем).

Преподавание географии в организации, реализующей образовательные программы начального общего (через учебный предмет «Окружающий мир»), основного общего и среднего общего образования (далее – образовательная организация), должно быть направлено на формирование яркой и образной географической картины мира, установление причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода в образовании, который предполагает:

высокую мотивацию к изучению географии;

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Концепция развития географического образования в Российской Федерации (в рамках образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования) призвана обеспечить сохранение лучших традиций отечественного образования наряду с внедрением прогрессивных инноваций в преподавании географии, ликвидировать имеющиеся недостатки, проблемы и противоречия.

Цель настоящей Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

Задачи Концепции:

совершенствование содержания основных общеобразовательных программ в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения;

популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся;

совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования.

Реализация Концепции предполагает:

обновление содержания географического образования в образовательных организациях в соответствии с современным состоянием географической науки;

детализацию требований ФГОС, касающихся результатов освоения основной общеобразовательной программы по географии (личностных, метапредметных, предметных), а также внесение изменений в примерные основные образовательные, в том числе в целях обеспечения преемственности его содержания с предметом «Окружающий мир» (начальное общее образование);

стимулирование включения в школьный курс географии модуля под единым названием «География родного края», а также организацию его изучения в том числе в рамках внеурочной деятельности;

разработку модельных нормативных актов, регламентирующих проведение школьных экспедиций, а также методических рекомендаций по их организации;

внесение предложений по структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;

включение мероприятий по популяризации географии России и географических знаний в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами.

Глава III. Из опыта работы

Школьное лесничество «Лесной дозор»– это общественное эколого-лесохозяйственное объединение школьников, создаваемое на добровольных началах при участии педагогов и специалистов лесного хозяйства в целях воспитания у учащихся бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных функций леса.
В своей деятельности школьное лесничество опирается на законы и постановления правительства РФ по лесопользованию, восстановлению, охране и защите лесов.

Цель деятельности школьного лесничества – формирование лесоэкологической  культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности.

Задачи школьного лесничества:

  • формирование у членов школьных лесничеств активной жизненной позиции;
  • изучение и овладение школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;
  • приобретение  ими начал ведения исследовательских работ;
  • приобретение юными лесоводами навыков в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;
  • приобщение детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развитие осознанного интереса к производительному труду;
  • проведение лесоохранной агитации и пропаганды;
  • изучение членами школьных лесничеств спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;
  • организация содержательного и рационального использования свободного времени учащихся;
  • формирование у населения ответственности, любви, понимания бережного отношения к природе родного края.

Направления деятельности школьного лесничества:

  • теоретическая и практическая (допрофессиональная) подготовка членов школьных лесничеств;
  • ведение лесного хозяйства (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов) на территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством, под руководством специалистов базовых лесничеств и хозяйствующих на данной территории лесного фонда структур;
  • осуществление исследовательских работ, направленных на применение знаний для достижения практических целей;
  • природоохранное просвещение, лесоохранная агитация и пропаганда.

Содержание работы школьного лесничества
Члены школьного лесничества могут участвовать в выполнении следующих видов работ:
- посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями; закладка питомников и дендрологических участков, уход за ними; выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов и так далее;
- участие в проведении профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, выявление очагов вредителей и болезней леса и своевременное оповещение об этом;
- охрана полезных насекомых, зверей и птиц, проведение биотехнических мероприятий (заготовка кормов для зимней подкормки и подкормка диких животных, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек), огораживание муравейников и так далее;
- сбор лесных семян деревьев и кустарников (без подъема в крону деревьев), лекарственного, технического и пищевого сырья;
- выявление и охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы, организациямикрозаказников;
- проведение фенологических наблюдений; опытническая и учебно-исследовательская работа по программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений, заданию лесхоза;
- организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и проведение тематических экскурсий;
- пропаганда вопросов охраны и защиты леса, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках и других мероприятиях лесохозяйственного направления.

Руководство всей деятельностью школьного лесничества

Общее руководство всей деятельностью школьного лесничества осуществляется школой совместно с Саратовскимлесничеством. Директор школы и руководитель лесничества в равной степени несут ответственность за постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда учащихся, соблюдение ими правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение необходимых условий их труда, быта и отдыха; утверждают план работы школьного лесничества. 

Руководитель школьного лесничества назначается директором школы из числа педагогических работников. Он отвечает за организацию работы школьного лесничества в целом, осуществляет педагогическое руководство его деятельностью, участвует в разработке программы и обеспечивает её выполнение, руководит теоретическими и практическими занятиями, следит за соблюдением режима труда и отдыха, санитарно-гигиенических условий труда и быта школьников, правил по технике безопасности.

Курирует работу школьного лесничества специалист лесного хозяйства, который назначается руководителем лесхоза

Охрана труда

Члены школьного лесничества проходят обучение по охране труда в виде вводного инструктажа, первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, а также целевого инструктажа при выполнении разовых работ.
Члены школьного лесничества допускаются к работе только после проверки их знаний по охране труда, проводимой методом устного опроса каждого лица и соответствующей записи в журнале по охране труда.

Педагогические работники, специалисты лесного хозяйства, привлекаемые к руководству работой школьного лесничества, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и об охране труда, действующих нормативных правовых актов по производственной санитарии, пожарной безопасности.

Кружок «Школьное лесничество» «Лесной дозор» был создан в 2012 году. В среднем занятия посещают 12 человек из разных классов. Закреплённая за школьным лесничеством площадь лесного участка 203 (га).

Первой задачей кружка была изучение местности. Прошли  и изучили  интересные места поселка. Рассмотрели не только лесные массивы , но и рассмотрели геологическое строение. На основании изученных материалов составили небольшое атлас поселка, в который входит несколько карт. Это : рельеф, климат, овражная сеть , антропогенная нагрузка. Кружок тесно сотрудничает с лесничим  Чаплыгиным Матвеем Матвеевичем, который рассказал ребятам , как лес препятствует развитию оврагов в поселке.По мимо изучения территории в школе часто проводятся уборки территории не только школьной , но и уборка леса и набережной в окрестностях поселка от мусора и проводятся насаждения.  В школе каждый год проводится сбор желудей, которые отправляются в детский экологический центр г. Саратова.

Участники кружка 3 года подряд принимали участие в областном школьном конкурсе «Лес и человек» проводимый на базе аграрного университета . В 2015 году учащиеся заняли почетное третье место. Чаплыгин М.М . проводил консультации к конкурсу. Рассказывал ребятам о значении леса в нашем поселке. Работали по карте и планшетам нашей территории. По мимо участия в конкурсах ребята проводили лекции , игры, лектории , конкурсы на лесную тематику среди учащихся в нашей школе и детского сада. Тематика различная: «Пожарная безопасность» , «Лекарственные растения нашего леса» , «Видовое разнообразие леса», «Опасные места леса»,конкурсы рисунков.

Среди старших учащихся Чаплыгин М.М. проводил лекции на тему «Пожарная безопасность», профориентационая  направленность.  

В этом года ребята кружка активно занялись агитацией на тему « Охрана нашего леса» . Ученики проводили беседы с населением нашего поселка, раздавали листовки, расклеивали плакаты.

На следующий учебный год планируем работу в этом направлении . Хотим создать агитбригаду и выступать с различными темами среди учащихся нашей школы и жителями поселка.

Заключение

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опыта работы по реализации внеурочной  деятельности обучающихся на уроках географии, позволяет сделать вывод об актуальности проводимой работы. В исследовании представлены теоретические аспекты реализации внеурочной  деятельности, проанализирована работа на практике. Доказана актуальность, раскрыта сущность внеурочной  деятельности, рассмотрены педагогические условия реализации внеурочной  деятельности обучающихся на уроках географии, и опытным путем доказана ее эффективность. Результаты проведенного теоретического исследования и опытноэкспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы. Педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся на уроках  во внеурочное время включают:

- создание ситуаций успеха;

 - учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся;

 - внедрение современных информационных технологий в процесс реализации внеурочной деятельности;

 - активная позиция обучающихся во внеурочной деятельности; - актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся;

 - обеспечение возможности реализации индивидуальной и групповых форм работы; -

- практическая значимость результатов работы. В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о правомерности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели.

Список использованной литературы и информационных источников

https://multiurok.ru/files/organizatsiia-vneurochnoi-deiatelnosti-po-geografi.html

http://gimc.ru/content/posobie-opyt-prepodavaniya-geografii-v-usloviyah-fgos-i-koncepcii-geograficheskogo-obrazovanija

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/normativnye-dokumenty/kontseptsiya-razvitiya-geograficheskogo-obrazovaniya-v-rossijskoj-federatsii.html

http://www.niro.nnov.ru/?id=27300

http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/file/gie_16_05_2019_10_08_42.pdf