«Семинарское занятие №7: «Арт-педагогика» в свете новых ФГОС предметов математического цикла.

Елена Анатольевна Бейбулатова

Учителя предоставили разработки уроков , занятий кружков и внеклассных мероприятий. Провели мастер-классы с применением различных приемов арт-педагогики:

Михеева Ю.В., учитель русского языка, провела мастер-класс по применению артпедагогики на уроках русского языка(музыкальные фрагменты, рисование музыки, стихи, иллюстрации, загадки, пояснялки и т. д.)

Учитель математики, Копылова Т.Ю., рассказала об изучении экономики в начальной школе (с применением сказочных героев), провела мастер-класс по теме Рисунки на координатной плоскости. В ходе мастер-класса учителя с удовольствием рисовали с помощью точек цветы Заволжья.

Сейдалиева З.А., учитель математики, продемонстрировала учителям фрагмент урока в 11 классе Применение производной. По ходу демонстрации учителя чертили графики и рисунки ассоциаций, прослушивая музыку.

Учитель математики Екушева Н.А., показала мастер-класс по применению артпедагогики на уроках геометрии при изучении геометрических фигур и симметрии.была проведена ролевая игра по обучению детей правилам раскрытия скобок и вынесении общего множителя «Солдат в гостях у бабушки и дедушки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы артпедагогики в математике.

       Использование средств артпедагогики дает возможность учителю неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин (это снижает учебную перегрузку детей).

      Дидактические принципы артпедагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в опыте работы:

  • принцип гуманизации, который предполагает восхождение к человеку как  высшей ценности средствами искусства. При этом вне зависимости от художественных, интеллектуальных способностей ребенка. Вера в индивидуальность ребенка предполагает большую работу учителя над  самим собой, над своим отношением к детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога.

  • принцип творчества  предполагает, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, интуиция, воображение.        

   • принцип рефлексивности предполагает  готовность и способность человека  творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. Показатель сформированности рефлексивной культуры – способность ученика работать в условиях  неопределенности.

  • принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности.

Основополагающие методы артпедагогики:

  -импровизация;

  -проблемно – диалоговый метод;

  -метод игры.

 Креативность предполагает четыре аспекта:

  • креативная среда

  • креативная личность

  • креативный продукт

  • креативный процесс.

  Рисунки ребенка и учителя становятся креативным продуктом в процессе проживания, прочувствования, осмысливания по – новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы урока.

Приведем лишь несколько примеров применения артпедагогики на уроках математики.

  1. Семья из геометрических фигур. 5 класс.

После изучения темы «Круг. Окружность» возможно дать задание  учащимся нарисовать свою семью из геометрических фигур. Это не только закрепление  умений владеть чертежным инструментом, но и психологический тест. С его помощью можно узнать о самооценке ребенка.

Некоторые комментарии к психологическому портрету можно сделать и по особенности изображения человечков:

• маленький размер рисунков может быть связан с утомленностью, скованностью, дискомфортом;

• усиленная штриховка — с внутренним напряжением, подозрительностью, иногда с состоянием предзаболевания;

• прорисовка  лица связана чаще с повышенной общительностью, а отсутствие ее — со сложностями в общении, которое целесообразно выяснить;

• наличие «шеи» у человечка свидетельствует часто о высокой ранимости человека, которая затрудняет общение и от которой целесообразно избавиться;

• наличие квадратных карманов на теле человека может свидетельствовать о повышенной заботе по отношению к детям;

• наличие круглых «пуговок» — о сочувственной заботе к старшим близким;

• наличие «треугольников» — о необходимости сделать какое-либо распоряжение, указания.

2.   Распределительный закон. 5 класс

При изучении распределительного закона а*(в+с)=а*в+а*с, предлагаю детям поиграть в сказку (инсценировать).

а- солдат, в- бабушка, с – дедушка, скобки – домик. Детям раздаю роли.

Итак, шел солдат со службы домой. Он очень устал. Увидел красивый дом, в котором жили бабушка и дедушка. Он постучался в домик. Дверь открылась и солдат зашел в дом.

Солдат был вежливый? – да(ответы детей)

Что он сделал, когда вошел в дом? – поздоровался(ответы детей)

Поздоровался с кем-то одним? – нет, и с бабушкой и дедушкой (ответы детей)

Принцип распределительного закона(объяснение на примере).

3.Проекты. «Симметрия вокруг нас», «Координатная плоскость». 6 класс.



Предварительный просмотр:

Выступление учителя математики Т. Ю. Копыловой.

В начальной школе мною проводился курс экономики для малышей, которая неразрывно связана с математикой.  Форма проведения курса была конечно игровая. Весь процесс обучения происходит в ...необычном лесу. В одной части леса, мрачной и неприветливой каждый сам по себе и один против всех: водяная крыса, Сорока,  Богатый Филин, владелец и правитель, который держит в страхе всю округу. В другой с солнечными полянками и перелесками живут хозяюшка и хлопотунья Белка со своими друзьями: безотказным добрым мышонком Шмыгом, рассудительным мастером Ежиком и хвастунишкой Лисом Фуксом. Чтобы вести своё хозяйство, друзьям приходится считать и планировать, используя основные экономические законы. Ребята на уроках использовали нашу собственную валюту: монеты и грошики, у которых свой собственный валютный курс.  Денежные единицы  входили в дидактический материал. Ребята  с удовольствием играли роль друзей Белки, помогая ей решать экономические задачки. Давайте и мы поможем нашей героине. Эти задачи можно предлагать  на математике ребятам разного возраста.

 Если Белка соберёт 10 кг земляники, то она её может продать за 20 монет. Но Белка хочет сварить варенье. Для этого нужно добавить 20 кг сахара (по 1 монете за 1 кг) и затратить труд. В результате получится 20 банок варенья. Какой способ реализации земляники более выгоднее и на сколько , если Белка продаст варенье по 4 монеты за банку?

20*4=80 монет - доход

20 монет - расход

80-20 =60 монет прибыль

60-20= на 40 монет выгоднее.

 Вместе с Белкой мы отгадывали загадки с экономическими терминами

На товаре быть должна
Обязательно... цена

  • Как ребёнка нет без мамы,
    Сбыта нету без...
    (Рекламы)
  • Чуть оплошаешь - так в тот же момент
    Рынок захватит весь твой...
    (Конкурент)

Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить...
(Налоги

Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким...
(Доход

 Не только театрализованные моменты уроков являются принципами артпедагогики. Несколько слов о её дидактических принципах.

  • принцип гуманизации. Этот принцип предполагает приоритет воспитательных целей над целями обучения: насыщение обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии,
  • принцип творчества предполагает, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, эксосенсорные качества (интуиция, воображение) .

  • принцип рефлексивности предполагает  готовность и способность человека  творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации; адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Все эти принципы неразрывны с деятельностным подходом и приоритетом личностных результатов при реализации ФГОС, что говорит о необходимости применения в нашей деятельности принципов артпедагогики.
Основополагающие методы артпедагогики:
  - импровизация;
  -проблемно – диалоговый метод;
  -метод игры.

Цель артпедагогики: поддержать, а не воспитывать. Взрослый – друг, партнер.

Мы должны помнить, что принцип творчества должен переплетаться со всеми остальными: насыщением урока добром, любовью, красотой и гармонией и обучением преодолевать проблемы.

Ну а пока еще немного о творчестве на уроках математики

Рисование и конструирование.

Давайте вспомним построение точки по ее координатам. Если вы даже не умеете рисовать, то с помощью последовательных соединений точек можно нарисовать любой рисунок. Посмотрите как отмечаются точки на координатной плоскости. Давайте выполним творческую работу. Если вы забыли как это делать посмотрите на слаид. Выполним творческую самостоятельную работу. В координатной плоскости нарисуем цветы нашего края, занесённые в красную книгу. Это не известные нам всем тюльпаны. 1 вариант соединим точки желтым и зеленым карандашом. 2 вариант – бардовым и зеленым.

 Если у кого – то большие сложности с координатной плоскости, тот может дорисовать эскиз древнегреческого сосуда, используемого еще до нашей эры для вина и воды. Но запишите справа координаты получившихся точек.

 Пока вы отмечаете точки и соединяете их, поговорим о другом виде творчества. Послушайте эту замечательную музыку. Все знают о числе Пи. Что это за число? Да, это бесконечная непериодическая  дробь, иррациональное число, равное отношению длины любой окружности к её диаметру. Это число используется в геометрии, тригонометрии,  в других науках, неразрывно связанных с математикой. Если каждое последующее число после запятой сопоставить с нотой в ля-миноре. (т.о. 0 = ля, 1 = ля-диез, 2= си и т.д.) и добавить гармонию левой руки, то получится вот такая мелодия. О необходимости этого числа спорить не приходится. Чуть позже я вам раскрою секрет другого числа, которое звучит еще лучше. А пока посмотрим что у нас получилось. У тех, кто рисовал эскиз сосуда, должно получиться вот это. Посмотрите какой прекрасный замечательный симметричный рисунок у нас получился. У 1 варианта получился вотт такой цветок. Это горицвет. У второго варианта полевой рябчик. Они все занесены в красную книгу. Ребята с удовольствием выполняют творческие работы на координатной плоскости, особенно если под рукой компьютер. Ну и мы с вами молодцы. Ну а теперь обещанный секрет.

Гораздо выгоднее, с  точки зрения современных математиков, использовать другую математическую константу — число Тау, поскольку оно выражает отношение длины окружности к ее радиусу. Американский музыкант положил на музыку математическую константу под названием Тау. Число Тау в два раза больше числа Пи и приближенно равно 6,28.

Посмотрите и послушайте как звучит число тау, если перевести на ноты на разные октавы цифры, из которых это число состоит. Если присвоить  нотам от «До» одной октавы до ноты «До» следующей октавы номера от 1 до 8. Блейк взял запись числа Тау с точностью до 126ого знака после запятой и проиграл ее в соответствии с выбранной кодировкой нот. Далее музыкант аранжировал получившуюся мелодию.

 Вот что получается, если гармонично объединить звучание этого необыкновенного числа в нескольких исполнениях.

Эта мелодия намного благозвучнее. И это о многом говорит. Спасибо за внимание.



Подписи к слайдам:

В наслаждении красотою естьэлемент наслаждения мышлением.Аристотель
Настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса. А. Энштейн.
Применение производной к исследованию функции
Музыкальная пауза с применением артпедагогики.
Ребята прослушали отрывок музыкального произведения (вальс Е. Дога). Несомненно, прослушанное произведение никого не оставляет равнодушным, ребята рассказали о своих впечатлениях, чувствах, возникающих при прослушивании произведения.
Задание№1
При повторном прослушивании изобразить музыкальное произведение как график функции. После выполнения задания, сравнить с графиком динамики звука.
График функции
Задание№2
Построить график производной функции. Описать свойства функции по графику производной.
График производной