Результативность работы педагога-психолога

Вахрушева Надежда Викторовна

Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА  школьников

 о психологических занятиях по саморазвитию личности, проводимых педагогом-психологом Н.В.Вахрушевой

Дата проведения опроса: 23-28 октября

В ходе опроса школьников были получены следующие ответы на заданные вопросы:

  1. На психологических занятиях я узнал, что …

- у меня очень сильный характер;

- я вспыльчивая, но это можно исправить;

- мне подойдёт работа, не требующая длительного выполнения однообразных действий;

- очень много нового о себе самом;

- мой характер, оказывается, совсем не такой, как я думал раньше;

- я хорошо знаю теперь себя;

- у меня слабый тип нервной системы, но это не есть плохо, а всего лишь то, что мне нужно подбирать профессию, подходящую именно для такого типа нервной системы;

- стать отличником может каждый;

- очень много про саму себя, какой я человек;

- я человек с крепкими нервами;

- какой у меня характер на самом деле;

- много нового про своих одноклассников, узнала их с другой стороны;

- у меня высокий уровень (выносливость) нервной системы;

- мой характер не все знают, даже я сам!

  1. На психологических занятиях мне понравилось…

- отгадывать психологические загадки;

- вопросы, на которые нашли ответы;

- когда мы проверяли свою психику;

- когда мы выясняли, какой у нас тип нервной системы;

- советы школьного психолога;

- что тип моего характера оказался именно таким, как я и думал;

- узнавать о себе;

- вести душевные беседы;

- как весело и с юмором оглашались результаты тестов;

- проходить тесты и узнавать результаты – 2 человека;

- угадывать, кому принадлежат слова;

- игры в шарик

- всё! – 7 человек

  1. На психологических занятиях мне НЕ понравилось…

- поведение некоторых одноклассников на первом занятии;

- когда в играх, где нужно угадать, некоторые одноклассники выдавали себя своей несдержанностью и интрига отсутствовала.

  1. Я считаю такие занятия для себя …

- значимым ……..

- важным …………

- нужным …………

- интересным ….

- увлекательным

- весёлым ………..

- бесполезным ..

- пустым …………..

- скучным ………...

 

  1. Школьный психолог общался с детьми …

- уважительно ….

- увлекательно …

- по-дружески …

- неприязненно

- высокомерно

- назидательно

  1. Возникло ли у вас желание ещё участвовать в подобных занятиях?

- да – 18

- нет - 2

  1. Какие темы вам было бы интересно обсудить на следующих занятиях?

- любые, связанные с психологией – 5

- характер человека – 2

- личности - 1

- много-много о себе - 1

- незнаю - 11



Предварительный просмотр:

РЕЗЮМЕ

Вахрушевой Надежды Викторовны,

педагога-психолога МБОУ

«Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

Как школьному психологу, мне приходится выполнять различные трудовые функции, но наиболее сложной и одновременно интересной для себя считаю психологическое сопровождение инклюзивного образования. Результативность деятельности в данном направлении работы подтверждает позитивная динамика сформированности УУД у обучающихся данной категории:

C:\Users\Ученик_3\Desktop\Вахрушева Новопортовская школа\Безымянный5.png

               

Личностные проблемы каждого отдельно взятого ребёнка (будь то дисциплина или школьная мотивация) невозможно решить автономно, ведь он живёт и учится в коллективе. Поэтому считаю важным решать проблемы таких детей через целенаправленную работу с классом. Примером результативности такой работы могут служить итоги сравнительной диагностики уровня сплочённости коллектива. Индекс сплочённости по методике Сишоры в данном классе на момент начала реализации программы тренинговых занятий «Усмири в душе дракона», составленной на основе техники Хосе Стивенса, составлял 6,3 балла (что интерпретируется как уровень ниже среднего). На момент окончания реализации данной программы этот показатель заметно возрос и составил 16,4 балла: C:\Users\Ученик_3\Desktop\Вахрушева Новопортовская школа\Безымянный.png

Основной акцент в работе с родителями делаю на развитие умения «читать» детскую душу и предвидеть проблему. Для этого использую такие приёмы подачи информации, когда дети и родители выступают в роли соперников, или, напротив, в «одной связке». Многие родители, посетившие заседание клуба «Рука в руке», которые мной организуются и проводятся, не стесняются обращаться за психологической помощью индивидуально, доверяя свои тайны. В результате этого за последний год значительно возросло количество индивидуальных консультаций для обучающихся и их родителей по личной инициативе:

  C:\Users\Ученик_3\Desktop\Вахрушева Новопортовская школа\Безымянный4.png

За последние два года имею следующие достижения:

  • Благодарность МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя» за подготовку победителя в номинации «Создание имиджа ученика» XVII школьной краеведческой конференции учащихся «Ямал: прошлое, настоящее, будущее»;
  • Грамота Департамента образования Ямальского района за участие в муниципальном туре регионального конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2017», номинация «За лучшее представление психолого-педагогических технологий»;
  • Диплом за I место в муниципальном этапе VIIЕпархиальных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».



Предварительный просмотр:

Как много в жизни человека зависит от его эмоционального состояния! И потому первым мероприятием «Недели психологии» в Новопортовской школе-интернат стала психологическая акция «Радуга настроения».

В акции приняли участие все желающие: ученики, педагоги и работники школы. Для активистов – участников элективного курса «Линия жизни» было важным выяснить: как изменяется эмоциональная атмосфера в школе с момента прихода и до окончания учебного дня. С этой целью использовалась психологическая цветометодика А.Н.Лутошкина.

Акция проходила оживлённо: ранним утром на пороге школы педагогов и учащихся встречали улыбчивые девушки Салиндер Виталина, Окотэтто Юлия и Козина Дарья, которые предлагали всем входящим выбрать цветной жетон, соответствующий   их настроению.

Оказалось, что большинство учеников (45%), идя утром в школу, испытывают спокойное состояние, 29% - приятное тёплое ощущение предстоящих дел.

Интересно, а как же меняется настроение школьников в течение дня? Для этого цветовой опрос был продублирован в конце учебного дня. Результаты оказались неожиданными: теперь среди школьников преобладали восторженное активное настроение (38%) и чуть грустное (22%). Конечно, можно предположить, что это результат полученных оценок – у кого-то отличных, у кого-то – не очень…, но будем надеяться, что грусть обусловлена окончанием учебного дня и предстоящим расставанием с друзьями до следующего дня.

Среди педагогов, как выяснилось в ходе акции, утром присутствуют совсем иные настроения. Половина педагогов обозначили своё состояние как ровное и спокойное, 31% - ощущали при входе в школу приятное желание «свершать великие дела». Интересно, что по окончании учебного дня большинство педагогов также испытывали другие ощущения, нежели ребята: 45% педагогов были спокойны и удовлетворены, а вот 23% - о чём-то грустили. Быть может, это грусть о том, что не получилось, не удалось…

Акция завершилась, приятно удивив своими итогами. И пусть не преобладает по окончанию учебного дня восторженно-радужное настроение, но приятно осознавать, что таких жителей школьной страны, кто обозначил бы своё настроение как плохое – оказалось ничтожно мало… А значит, следуя словам драматурга и сценариста Марселя Ашара «Успех приходит к тем, кто просыпается в хорошем настроении», успех нашей школе и её жителям – обеспечен!



Предварительный просмотр:

Целью второго дня «Недели психологии было поддержание того положительного настроя, который удалось создать в первый день. Уже с утра, на минутках нравственности, школьники вспоминали интересные и смешные истории из жизни класса, шутили и смеялись.

Все классы проявили творческое воображение и находчивость. Под руководством своих классных руководителей (которым хочется выразить особую благодарность!) они создали оригинальные и красочные фотоколлажи.

В результате такой активной творческой и позитивной деятельности в коридоре школы появился яркий букет из цветных воздушных шаров «Улыбки наших классов», который заражает позитивом и оптимизмом.

Малыши тоже не остались в стороне: в здании начальной школы пышным цветом «зацвела» сказочная поляна из «классных ромашек».

«Неделя психологии» закончится, страсти поулягутся… А букеты воздушных шаров и цветочные поляны, выполненные школьниками с любовью, ещё очень долго будут радовать глаз и дарить всем нам хорошее настроение!



Предварительный просмотр:

"Жить – здорово!»" – именно под таким девизом прошёл третий день «Недели психологии» в Новопортовской школе-интернат, организаторами которого стали девятиклассники - слушатели элективного курса «Педагог кочевой шкоы», а помогали им школьные активисты-интеллектуалы Кирилл Ряшин и Роман Сингур.

Уже после первого урока все ребята спешили на второй этаж школы, ведь именно здесь развернулось увлекательное действо под названием «Весёлые перемены». Но попасть сюда оказалось делом не простым, ведь на входе дежурили ооочень ответственные ребята Кирилл Ряшин, Алина Вануйто и Антонина Яптунай, которые были ответственны за позитивную атмосферу в царстве психологии и пропускали лишь тех, кто сумел избавиться от негативных эмоций на «коврике злости».

Те, кому был дан «зелёный свет», смогли вдоволь поиграть и проверить собственную смекалку, посмеяться и пошутить, проявить выдержку и терпение; получив за это ещё и сладкие призы, любезно предоставленные администрацией школы-интерната.

Первая станция «Кибер-умники», как и её организатор Роман Сингур, оказались очень серьёзными: соревнуясь парами, нужно было собрать всем известный кубик Рубика. Не все справились с этим заданием, но проигравшие уходить не спешили: они ещё долго наблюдали за тем, как это делали другие.

Ведущий второй станции «Дружная компания» Вениамин Худи сумел организовать и увлечь целые команды ребят: они с увлечением строились по росту, возрасту, датам рождения в году, числам рождения в месяце и т.п. И, хотя команды организовывались спонтанно, в них чувствовались единение и сплочённость.

На третьей станции «Нейробика», организаторами которой были Виктория Окотэтто и Ангелина Езынги, было необычайно тихо. Наверное, потому, что задание требовало от участников особенного старания: им нужно было написать любую фразу… левой рукой. Быть может, позитивная эмоциональная аура сделала своё дело, и очень приятно осознавать, какие красивые фразы рождались на листах участников: «Сегодня прекрасный день!», «Как хорошо осенью!», «Люди, будьте здоровы!».

В отличие от предыдущей станции, дружный хохот участников станции «Весёлые модники», которую организовали Прасковья Салиндер, и Алёна Худи, слышались по всему коридору. Ещё бы! Ведь именно здесь пары участников старались как можно быстрее «принарядить» себя в футболку и кепку, а потом запечатлеть себя в интересной позе. От желающих не было отбоя, но ещё больше было зрителей – и те, и другие получили массу позитивных эмоций и заряд бодрости на целый день.

Казалось, все интересы и пожелания школьников были учтены: на станциях дети смогли проявить свои интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, трудолюбие, скорость и быстроту… Но как же без спортивных игр? Именно поэтому Наталья Яптик, Светлана Вануйто и Марина Тадибе организовали станцию «Ведро гнева», где ребята соревновались в меткости, стараясь попасть в урну бумажным «снежком» (который сделали сами, скомкав чистый лист бумаги, напитав при этом его негативными гневными эмоциями, которые ещё задержались в душе). Глядя на то, с каким желанием они это делали, и как просветлялись их лица, хочется верить, что всё плохое осталось далеко и у наших ребят будет только хорошее настроение, отличные оценки и добрые дела!



Предварительный просмотр:

Психологическая акция «Жизнь – бесценна!» в Новопортовской школе-интернат прошла в форме большой переписки друзей «Как прекрасна эта жизнь, посмотри!».

Открывала акцию школьный психолог Н.В. Вахрушева, которая предложила участникам задуматься о том, почему люди разочаровываются в жизни? Почему живущие рядом люди не замечают надвигающейся беды? Мнение присутствующих было единым: потому, что не всегда внимательны бываем мы к настроениям и состояниям своих друзей, да и просто окружающих нас людей…  а ведь порой так мало нужно, чтобы помочь человеку: выслушать, сказать доброе слово, дать полезный совет… И сегодня у школьников появилась замечательная возможность сделать это.

Разойдясь по своим кабинетам, классы вместе со своими первыми помощниками – классными руководителями - написали письма ребятам из других классов. Письма получились совершенно разные: кто-то писал о красоте родной природы, кто-то – о предстоящих жизненных перспективах (неужели вы не хотите всего этого испытать?). Пожалуй, самые философские письма написали старшеклассники, которые сожалели о том, что жизнь так быстротечна и может оборваться в любой момент…

Отрадно, что в каждом письме ребята говорили о том, что жизнь – величайшая ценность и призывали её беречь!



Предварительный просмотр:

Погода в тот день была хмурой и неприветливой, что, несомненно, сказывалось на настроении входящих в школу людей. И очень кстати оказалась акция «Добротой делюсь с тобой», завершающая Неделю психологии в Новопортовской школе-интернат.

Позитивный настрой фразой «Начни свой день с улыбки!» создавали приветливая улыбчивая ученица 11 класса Козина Дарья и школьные психологи.

Предполагалось, что в акции будут участвовать все желающие из числа учеников, педагогов и работников школы. Но, как оказалось, в обиход подобных акций уже можно вводить такое понятие, как «трижды желающие», потому как не только школьники, но и педагоги, прочитав предсказания и пожелания, которые они достали из шкатулки, были настолько приятно удивлены, что у них возникло желание сделать это повторно. Участники акции не скрывали, что получать хорошие пожелания и слышать добрые слова в хмурое субботнее утро особенно приятно.

Не смотря на яркие улыбки, расцветающие на лицах тех, кто читал послания «волшебной» шкатулки, общую позитивную и доброжелательную атмосферу, было что-то грустное в данном событии, ведь оно было последним… Это был последний день Психологической недели, последний учебный день сентября… Но тем жизнь и удивительна, что за последним следует продолжение и даже начало! И нас ждёт начало новой недели, нового месяца, нового года… и пусть всё новое окажется позитивным для всех нас!



Предварительный просмотр:

«Искусством спора можно овладеть!» - именно под таким девизом прошёл 13.09.2018г. психологический час в 6а классе Новопортовской школы-интернат.

Шестиклассники – народ серьёзный. Именно поэтому перед ними был поставлен серьёзный вопрос: «В чём разница «спора» и «ссоры»?». Чтобы найти ответ на этот вопрос, детям было предложено…поиграть. Игры были разные: и серьёзные, и – не очень.

Положительный эмоциональный фон задала игра «Космическая скорость», где участники практически сразу обнаружили собственные недостатки в коллективной работе, исправили ошибки и справились с заданием на «отлично»!

Жаркая дискуссия развернулась вокруг искусственно созданной психологом Н.В.Вахрушевой проблемной ситуации «Какой фрукт вкуснее?». Итогом этой дискуссии стал вывод самих ребят о том, что у спора должна быть серьёзная причина, а мелкие разногласия и пустяки не должны портить настроение друзьям.

Уж если спор неизбежен, то как не допустить, чтобы он превратился в ссору? Ответ на этот вопрос дети нашли в игре «Угол зрения», когда, разделившись на три команды и заняв разные позиции, они смотрели на одни и те же предметы. Почему одни увидели красную ручку, а другие – фиолетовую? Одни смогли перечислить все предметы в раскрытом пенале, а другие увидели только крышку пенала?.. Ответ дали сами ребята: потому, что мы смотрим с разных позиций. И на вопрос психолога: «Как найти истину в споре?» прозвучало очевидное: нужно представить себя на месте другого человека и постараться увидеть мир его глазами.

Наигравшись вдоволь, получив массу положительных эмоций, ребята с замиранием сердца слушали притчу о друзьях, идущих по пустыне и словах на песке…

Не секрет, что подростки любят общаться по телефону. И потому особенное оживление у них вызвало предложение «отправить» смс-сообщение с игрушечного телефона для педагога-психолога, выразив в нём свои впечатления о занятии и предложения на будущее.



Предварительный просмотр:

Наши предки не могли даже представить себе, что письмо в тысячу слов или краткое послание «Привет, с добрым утром!» моментально получит адресат в любой точке мира. С тех пор как в древности появилась первая переписка на глиняных табличках, многое изменилось.

Однако спустя века люди продолжают делать ошибки. И в современном мире речь идет не о банальных ошибках в словах, а о позабытой этике, уместности выражений и умении достойно вести онлайн-переписку в любой ситуации.

Классный руководитель предложила начать встречу с решения сложной задачи под названием «Общение в интернете» - именно такую проблему решали ребята данного класса вместе со своими родителями. Разделившись на две команды, участники написали друг другу письма с большим уважением. Сколько красивых слов было сказано! Но почему же в обычной жизни мы не так красноречивы?  Почему используем в своей речи бранные слова? На эти вопросы предстояло найти ответы. И такие ответы были найдены.

Так, данные опроса самих ребят, которые представила педагог-психолог Н.В.Вахрушева, показали, что сквернословят они в том случае, когда злятся, испытывают недовольство или негодование. Именно поэтому все присутствующие стали свидетелями эксперимента «Шарики гнева», после чего с лёгкостью вывели правила, как лучше избавиться от гнева, не причиняя вреда окружающим.

Интересным для всех участников оказался виртуальный экскурс в историю смайлика. Оказывается, самый древний смайлик был обнаружен археологами на кувшине, изготовленном еще до нашей эры, во время раскопок в Италии. Позднее, только 1982 Скотт Фалман предложил использовать двоеточие, дефис и скобку для выражения эмоций в переписке, а в 1998 году японский дизайнер Сигэтака Курита создал первые эмодзи.

В завершении все участники смогли потренироваться в красноречии, им предстояло подобрать синонимы к наиболее часто употребляемым словам. И это у них получилось, ведь любое чувство можно выразить аккуратно, для этого есть много слов.



Предварительный просмотр:

Наши предки не могли даже представить себе, что письмо в тысячу слов или краткое послание «Привет, с добрым утром!» моментально получит адресат в любой точке мира. С тех пор как в древности появилась первая переписка на глиняных табличках, многое изменилось.

Однако спустя века люди продолжают делать ошибки. И в современном мире речь идет не о банальных ошибках в словах, а о позабытой этике, уместности выражений и умении достойно вести онлайн-переписку в любой ситуации.

Классный руководитель предложила начать встречу с решения сложной задачи под названием «Общение в интернете» - именно такую проблему решали ребята данного класса вместе со своими родителями. Разделившись на две команды, участники написали друг другу письма с большим уважением. Сколько красивых слов было сказано! Но почему же в обычной жизни мы не так красноречивы?  Почему используем в своей речи бранные слова? На эти вопросы предстояло найти ответы. И такие ответы были найдены.

Так, данные опроса самих ребят, которые представила педагог-психолог Н.В.Вахрушева, показали, что сквернословят они в том случае, когда злятся, испытывают недовольство или негодование. Именно поэтому все присутствующие стали свидетелями эксперимента «Шарики гнева», после чего с лёгкостью вывели правила, как лучше избавиться от гнева, не причиняя вреда окружающим.

Интересным для всех участников оказался виртуальный экскурс в историю смайлика. Оказывается, самый древний смайлик был обнаружен археологами на кувшине, изготовленном еще до нашей эры, во время раскопок в Италии. Позднее, только 1982 Скотт Фалман предложил использовать двоеточие, дефис и скобку для выражения эмоций в переписке, а в 1998 году японский дизайнер Сигэтака Курита создал первые эмодзи.

В завершении все участники смогли потренироваться в красноречии, им предстояло подобрать синонимы к наиболее часто употребляемым словам. И это у них получилось, ведь любое чувство можно выразить аккуратно, для этого есть много слов.



Предварительный просмотр:

«Как не ошибиться с выбором?» - такой вопрос задают себе выпускники школы. «Как помочь ребёнку обрести своё место в жизни?» - проблема, волнующая родителей. «Какие методы использовать, чтобы выбор оказался правильным?» - дилемма для педагогов.

Так или иначе, эти разные вопросы касаются одной темы – выбор профессии. И решить эту проблему можно только сообща. Именно поэтому в Новопортовской школе-интернате вопросы профориентации «тонкой нитью» пронизывают все проводимые мероприятия. Проведённый школьным психологом Н.В.Вахрушевой в преддверии новогодних праздников месячник профориентации «PROпуск в PROфессию» включал в себя много разнообразных мероприятий.

Обучающиеся начальной школы приняли участие в классных часах различной тематической направленности, но объединённых единой целью: знакомство и проба себя в различных профессиях. Играя роль следователя, ребята проявили чудеса смекалки и логики, разгадывая запутанные «преступления». Примеряя на себя роль артиста, школьники тренировали дикцию и демонстрировали творческие способности.

Профориентационные часы среди подростков проводились с использованием комплекта профориентационных игр «Мир профессий будущего» и были направлены на расширение кругозора обучающихся.

Для старшеклассников очень интересной и познавательной оказалась игра «Мои жизненные ориентиры» с использованием этого же комплекта. Во время игры школьники узнали много интересных сведений о рынке профессий, проанализировали свои метапредметные и надпрофессиональные навыки, необходимые для овладения понравившейся им профессией.

Особое внимание было уделено будущим выпускникам. Они не только прошли тестирование по методике Д.Холланда «Определение профессионального типа личности», но и совершили онлайн-визит в «Примерочную профессий» на всероссийском сайте «ПроеКТОриЯ». Пройдя все этапы примерки, старшеклассники смогли определить для себя круг профессий, отвечающих их индивидуальным способностям, интересам и возможностям.

Не остались в стороне и родители школьников. Они с удовольствием приняли участие в работе диалоговой площадки по вопросам профессионального ориентирования детей в рамках форума «Все вместе: взгляд в одном направлении».  

Много приятных впечатлений у школьников от мала до велика оставила проводимая в рамках всё того же месячника профориентации Благотворительная ярмарка. Довольны были не только покупатели, но и те школьники, благодаря кому эта ярмарка состоялась: кулинары, повара, продавцы, кассиры и рекламные агенты. Именно здесь ребята смогли проявить себя в этих профессиях, они приобрели ценный опыт. Как и следовало ожидать, не всё получилось так, как было задумано… Но главная цель, ради чего это всё затевалось – была достигнута: кто-то из ребят ещё больше полюбил профессию кулинара, а кто-то понял, что быть рекламным агентом – это не его призвание.

Верно подметил французский писатель и драматург Адриан Декурсель: «Призвание - есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеёк», а потому очень хочется верить, что те препятствия, которые Новопортовские педагоги искусственно создают для школьников, позволят последним вовремя направить «ручеёк» своих природных способностей в русло реки под названием «Призвание».  



Предварительный просмотр:

Следуя народной мудрости «Готовь сани летом, а телегу - зимой», в Новопортовской школе-интернате полным ходом идёт подготовка будущих первоклассников к обучению в школе.

И если открытие «Школы будущего первоклассника» для дошкольников, проживающих в посёлке, стало уже традиционным, то в этом году подготовкой к школе охвачены и дети, проживающие в кочевьях. За неделю до учебных каникул для них распахнула свои двери «Школа знаний» под руководством школьного педагога-психолога Н.В.Вахрушевой. Здесь дошколята знакомятся со школой и её правилами, осваивают азы предшкольной подготовки: решают логические задачки, разучивают считалки и скороговорки, тренируют точность и координацию движений при помощи пластилиновых раскрасок.

Не секрет, что многие родители умиляются над ошибками своих «маленьких» деток, повторяют неправильно сказанные слова и тем самым, не приносят пользы интеллектуальному развитию своего ребёнка. Новый формат занятий в формате родительского клуба «Рука в руке», когда родители, ведущие кочевой образ жизни, сидят за партами вместе с детьми, интересен ещё и тем, что вместе с детьми учатся и сами родители. Занятия проходят в рамках проекта «Университет семейных дел» и родители, присутствуя на занятии, которое проводит школьный психолог, учатся правильно задавать ребёнку вопросы, акцентировать своё внимание на главном и важном, тренируются в умении не подсказать правильный ответ если ребёнок сомневается, а грамотно «натолкнуть» его на верную мысль.

Не остаются в стороне и слушатели элективного курса «Педагог кочевой школы». Девчата с удовольствием занимают будущих школьников во время переменок: играют с ними в подвижные игры, а также тренируют мелкую моторику рук с помощью самостоятельно изготовленных пособий и шнуровочных тренажёров.