теория вероятности

Логинова Наталья Флоренцевна

Задания по теории вероятности и статистики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК №1. ТАБЛИЦЫ. 1. Статистические данные в таблицах

Таблица 1. Население крупнейших городов России

1. Сколько было в России городов с населением более миллиона в 2002 г.?

 _____________

2. Каково население Москвы в 2006 г.?

___________________

3. Какой город в России был вторым по числу жителей в 2006 г.?

______________________

4. На сколько выросло население Москвы в 2006 г. по сравнению с 2002 г.?

______________________

Упражнение 1

1. Найдите численность населения

 а) Новосибирска в 2002 г. ______________; б) Казани в 1979 г. ____________.

2. В каком городе население в 1989 году составляло 1400 тысяч человек?

_________________________________.

3. Сколько городов в России имело население более 1 млн. человек в 1979 г., в 2006 г.: ____________; ____________.

4. На сколько изменилось население Санкт-Петербурга в 2006 г. по сравнению с 1989 г.? ____________________ = ________________ (________).

5. На сколько изменилось население Екатеринбурга в 2006 г. по сравнению с 1989 г.? _________________ = ___________________ (________________).

6. Сколько городов в России в 2002 г. имело население более 1500 тысяч человек? ____________.

Таблица 2. Производство зерна в России

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Производство зерновых, млн.т

65,5

85,2

86,6

67,2

78,1

78,2

78,6

Урожайность зерновых, ц/га

15,6

19,4

19,6

17,8

18,8

18,5

18,9

Производство пшеницы, млн.т.

34,5

47,0

50,6

34,1

45,4

47,7

45,0

Доля пшеницы, %

Упражнение 2

1. Какой была урожайность зерновых в 2000 г.? ___________________.

2. В каком году урожайность составила 19,4 ц/га? __________________.

3. В каком году урожайность была наибольшей? _________________.

4. В каком году урожайность была наименьшей? _________________.

5. Для каждого года в таблице найдите, какую долю в урожае составляла пшеница (в процентах). Заполните нижнюю строку в Таблице 2.

Формула для подсчёта: Производство пшеницы,   млн.тПроизводство зерновых,   млн.т  ∙100%.

6. В каком году доля пшеницы в урожае зерна была наибольшей? __________.

7. В каком году доля пшеницы в урожае зерна была наименьшей? __________.

8. В какие годы доля пшеницы превышала 60%? ________________________.

Таблица 3. Производство электроэнергии в России, млрд. кВт  ч

Упражнение 3

1. Сколько электроэнергии было произведено в России в 2000 г.? ___________________________.

2. В каком году электроэнергии было произведено больше: в 1999 г. или в 2000 г.? _______________.

3. В каком году в России было произведено больше всего электроэнергии? _____________.

4. В какие годы в России произведено одинаковое количество электроэнергии? ___________________________.

5. В каких единицах измеряют количество потребляемой электроэнергии в быту и в промышленности? __________________.

6. Вычислите (в процентах), как изменялось год от года производство электрической энергии в России в 1998 – 2006 гг.

Заполните таблицу:

Год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Изменение по отношению к предыдущему году, %

2,3

2,7

Пример 1. Производство электроэнергии в 1999 г. выросло на 846 – 827 = 19 (млрд. кВт  ч) по сравнению с 1998 г.

Изменение составляет 19 : 827  100%  2,3%.

Пример 2. Производство электроэнергии в 2003 г. выросло на 916 – 891 = 24 (млрд. кВт  ч) по сравнению с 2002 г.

Изменение составляет 24 : 891  100%  2,7%.



Предварительный просмотр:

УРОК №2. ТАБЛИЦЫ. 2. Поиск информации в таблицах

Таблица 4. Расписание движения поездов из Москвы в Санкт-Петербург

Пример. Группе школьников надо уехать в С.-Пб. Из Москвы после 7 часов вечера, но не позже 22.00. Для этого достаточно посмотреть колонку «Время отправления из Москвы». Таких поездов – два: №28 (в 21.30) и №56 (20.18)

Упражнение 4.

1. Ответьте на вопросы: а) когда приходит в С.-Пб. поезд №2? ____________; б) когда  уходит из Москвы поезд  №28? _________;  в) по каким дням отправляется из Москвы в С.-Пб. поезд №56? ________________; г) сколько времени находится в пути поезд №24? _______________________; д) какие поезда прибывают на вокзал, когда закрыто метро? (Метро закрывают в 0:30, открывают в 5:40) ________________________________________________.

2. Ответьте на вопросы: а) каждый ли день отправляется из Москвы в С.-Пб. поезд №20? ____________; б) сколько поездов отходит из Москвы в С.-Пб. между 20:00 и 24:00? _____________; в) какие поезда отправляются из Москвы в С.-Пб. ежедневно? ________________________________________; г) какое время находится в пути поезд №26? _______________.

3. Какой поезд имеет а) наименьшее время в пути? _________; б) наибольшее время в пути? __________.

4. Ответьте на вопросы: а) сколько времени в пути находится поезд №942? ___________; б) когда отходит из Москвы поезд №6? __________; в) какие поезда не ходят по воскресеньям? _________________; г) какие поезда приходят в С.-Пб. вечером (после 17.00)? _________________.

5. Найдите время прибытия поезда №2, №4. _________, _________.

6. Иван хочет приехать в С.-Пб. не раньше 7:00, чтобы выспаться, но не позже 8:30, чтобы успеть на работу. Какие поезда ему посоветуете? _____________.

7. Перечислите поезда, отправляющиеся из Москвы в интервале от 0:00 до 3:00 часов ночи. _____________.

8. Найдите поезда, которые приходят в С.-Пб. между 5:00 и 9:00. __________.

9. Сколько поездов вам подходит, если вы хотите выехать в С.-Пб. поездом, выходящим не позднее 11 часов вечера и приходящим в С.-Пб. утром? _____.

3. Вычисления в таблицах

Спортивный комитет выделил 50000 руб. на покупку спортивного инвентаря.

Таблица 5. Смета расходов на покупку спортивного инвентаря.

Наименование

Ед. измер.

Количество

Цена ед., р.

Стоимость, р.

1

Мяч футбольный

шт.

17

1000

2

Мяч волейбольный

шт.

20

800

3

Мяч баскетбольный

шт.

10

400

4

Ракетка

шт.

32

250

5

Воланы

коробка

10

300

6

Сетка

шт.

4

500

Итого:

Таблица 6. Смета расходов.

Наименование

Ед. измер.

Количество

Цена ед., р.

Стоимость, р.

1

Мяч футбольный

шт.

30

1000

2

Мяч волейбольный

шт.

15

800

3

Ракетка

шт.

24

250

4

Воланы

коробка

10

300

Итого:

Упражнение 5

1. По таблице 5 ответьте на вопросы: а) какой товар самый дорогой? _________________________. б) какой товар самый дешёвый? ___________; в) какого инвентаря решили купить больше всего? ________________; г) какого инвентаря решили купить меньше всего? ___________________.

Для в) и г) подумайте, почему?

2. Для таблицы 5 и таблицы 6 подсчитайте стоимость и итог.

3. По т. 5 ответьте на вопросы: а) на какой вид инвентаря планируется потратить самую большую сумму? _____________; б)  на какой вид инвентаря планируется потратить самую маленькую сумму? _______________________.

4. Предложите способ изменения таблицы 6, чтобы уложиться в 50000 рублей без остатка. Начертите свою таблицу в тетради.

5. Составьте по данным таблицы 5 свою смету расходов на 50000 рублей, включающую только два наименования товара.

6. Составьте собственную смету для покупки трёх из перечисленных видов спортивного инвентаря на общую сумму 10000 рублей.

Доли и проценты в таблицах

Таблица 7. Население России в 1897 и 2002 гг., млн. чел.

Чтобы сравнить, как изменилось население России за последние 100 лет, необходимо сопоставить процентную долю городского и сельского населения в 1897 и 2002 году (в эти годы проводилась перепись населения).

Таблица 8.

Доля городского и сельского населения России в 1897 и 2002 гг., в %

Год

Доля городского населения

Доля сельского населения

1897

13

87

2002

Пример. Вычислим процентную долю городского и сельского населения. Доля городского населения в процентах в 1897 году составляла 16,5 : 126,4  100%  13%. Тогда доля сельского населения 100% - 13% = 87%.

Заполните таблицу для 2002 года.

Упражнение 6

1. По таблице 8 найдите, насколько выросла доля городского населения в 2002 году по сравнению с 1897 г.? ________________________.

2. Составьте в тетради таблицу долей расходов на каждый тип инвентаря по таблице 5.

3. Школьный буфет закупил 50 шоколадных батончиков, 80 булочек, 40 пачек печенья, 100 бутылок воды. Стоимость шоколадного батончика – 10 руб., булочки – 4 руб., пачки печенья – 10 руб., бутылки воды – 12 руб.

а) составьте в тетради смету расходов буфета и выясните, какая сумма потребовалась для оплаты полученного товара;

б) составьте в тетради таблицу долей стоимости каждого вида товара в смете.

4. Книжный магазин начал продажу пяти новых книг по цене 30, 50, 80, 100 и 200 руб. соответственно. За день было продано 2 экземпляра первой книги, 1 – второй, 4 – третьей, 3 – четвёртой и 6 – пятой.

а) составьте в тетради таблицу продаж и вычислите, какую сумму выручил магазин за книги; б) вычислите, какую долю составила выручка за каждую из книг в общей выручке и составьте таблицу в тетради.

10*. В день рождения родители дали Саше 300 рублей на фрукты. Саша решил купить бананы, яблоки, мандарины и груши. Стоимость 1 кг бананов – 25 руб., яблок – 30 руб., мандаринов – 40 руб., груш – 35 руб.

а) сколько денег будет потрачено, если купить по килограмму каждого вида фруктов?

б) составьте смету расходов с учётом того, что фруктов каждого вида надо купить хотя бы по 1 кг. Уложились ли вы в выделенные деньги?

в) можно ли составить смету так, чтобы купить целое число килограммов каждого вида фруктов и истратить все деньги?


4. Изменения показателей в таблицах. Крупнейшие города России

Таблица 9. Города России с числом жителей более 1 млн. человек

Как получили значения столбца 5? ___________________________________.

Как получили значения столбца 6? ___________________________________.

Упражнение 7

1. В каких городах в 2006 г. население выросло по сравнению с 2002 г.? ________________________________________________________________;

В каких сократилось? ______________________________________________ _________________________________________________________________.

2. В каком городе население выросло на самое большое число жителей с 2002 по 2006 г.? __________________________.

3. В каком городе население сократилось на самое большое число жителей с 2002 по 2006 г.? __________________________.

4. В каком городе население выросло больше всего в процентном отношении с 2002 по 2006 г.? а) для всех городов таблицы _________________________; б) для всех городов, исключая Москву и С.-Петербург ___________________.

5. В каком городе население сократилось больше всего в процентном отношении с 2002 по 2006 г.? а) для всех городов таблицы ________________; б) для всех городов, исключая Москву и С.-Петербург ___________________.

6. Составьте таблицу изменения населения крупнейших городов России с 1979 по 2006 г. Найдите процентное изменение населения.

7. Население какого города России выросло меньше всего с 1979 по 2006 гг.?

8. Население какого города России выросло больше всего в процентном отношении с 1979 по 2006 г.?



Предварительный просмотр:

УРОК №3. ТАБЛИЦЫ. 5. Таблицы с результатами подсчётов

В классе был проведён опрос о том, у кого какие домашние животные. Получился следующий список:

Собака, собака, кошка, никого, кошка, рыбки, кошка, никого, кошка, кошка, птицы, никого, собака, никого, кошка, птицы, собака, кошка, собака, никого, рыбки, кошка, собака, собака, кошка, никого, черепаха, никого, собака, рыбки, кошка, собака, кошка.

Таблица 10. Подсчёт животных

Животное

Встретилось в списке

Всего

Упражнение 8

1. Какие животные чаще всего живут дома у школьника? ________________.

2. Каких животных редко держат в домашних условиях?

________________________________________________________________.

3. Составьте таблицу, показывающую число четвероногих, двуногих животных и рыб, живущих у школьников. («никого» в таблицу не включать. Сколько столбцов и строк будет в этой таблице?)

4*. Проведите такое же исследование в своём или в параллельном классе.

6. Таблицы с результатами измерений

Таблица 11. Число страниц в учебниках 9 класса

Точное число страниц – в «выходных данных» книги; толщина книги измеряется линейкой.

Упражнение 9

1. Для учебников, которые вы принесли в школу определите число страниц в каждом учебнике двумя способами: а) самостоятельно; б) по «выходным данным». Составьте таблицу:

Предмет

Число страниц самостоятельно подсчитанное

Число страниц по «выходным данным»

2. Измерьте толщину принесённых учебников и занесите данные в таблицу. Сравните получившиеся результаты с результатами одноклассников.

3. Продавцы небольших книжных киосков часто отмечают число проданных за день книг в общей ведомости, для того, чтобы в конце дня быстро подвести итоги работы. Часть такой ведомости дана в таблице 12.

Таблица 12. Учётная ведомость продажи книг

Заполните таблицу. Посчитайте общее число проданных книг и суммарную выручку.

4. По таблице 12 составьте таблицу долей выручки от продажи каждой книги.

5. Два друга решили выяснить, как часто используются те или иные буквы в русском языке. Для этого они решили подсчитать и сравнить число некоторых букв в небольших прозаических отрывках из разных произведение А.С.Пушкина.

Из «Дубровского»

По этим же приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свёл. Нечего сказать, умные головушки приказные!

Из  «Выстрела»

Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень или городков, например об ожидании почтового дня: во вторник и пятницу полковая наша канцелярия бывала полна офицерами: кто ждал денег, кто письма, кто газет.

Из «Капитанской дочки»

Вскоре все заговорили о Пугачёве. Толки были различны. Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всём по соседним селениям и крепостям. Урядник возвратился через два дня и объявил, что в степи вёрст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев, что идёт неведомая сила.

а) Подсчитайте буквы «а», «о», «и» в каждом из трёх отрывков отдельно и заполните таблицу встречаемости этих букв.

б) Посчитайте буквы «н» и «т» и заполните таблицу встречаемости этих букв.

Можно ли по полученным данным судить об использовании букв в языке?



Предварительный просмотр:

УРОК №1. СТОЛБЧАТЫЕ (СТОЛБИКОВЫЕ) ДИАГРАММЫ

1. Таблица «Количество шоколадок, проданных школьной столовой»

День недели

понед.

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Число шоколадок, шт.

18

15

14

12

13

19

 

1. Определите: а) в какой день недели продано больше всего шоколадок? ______________; б) в какой день недели продали меньше всего шоколадок? _____________ в) в какие дни недели продавали примерно одинаковое число шоколадок? _______________________.

2. Определите, во сколько раз больше продано шоколадок в понедельник по сравнению со средой? ______ с четвергом? ______.

3. Персонаж сказки «Чипполино» кум Тыква с детства мечтал построить свой дом и покупал каждый год несколько кирпичей. В таблице приведены данные о его покупках за шесть лет.

Год

1

2

3

4

5

6

Число кирпичей

1

1

2

4

3

3

По данным таблицы постройте столбиковую диаграмму.

4. За контрольную работу по математике школьники получили 6 оценок «отлично», 10 оценок «хорошо», 5 оценок «удовлетворительно» и 3 оценки «неудовлетворительно». Заполните таблицу и постройте столбчатую диаграмму:

5. В таблице указаны 6 лучших бомбардиров премьер-лиги чемпионата России по футболу в 2006 г. и место команды по итогам чемпионата.

Игрок

Команда

Число голов

Место

Р.Павлюченко

«Спартак»-М

18

2

Жо (Джоао)

ЦСКА-Москва

14

1

Домингес

«Рубин» (Казань)

13

5

П.Погребняк

«Томь» (Томск)

13

8

Д.Лоськов

«Локомотив»-М

13

3

Д.Кириченко

ФК «Москва»

12

6

а) постройте столбиковую диаграмму числа голов; б) можно ли сказать, что среди бомбардиров есть явный лидер? ______________ в) есть ли связь между числом голов, забитых лучшими бомбардирами и местом команды в чемпионате? _____________.

6. Примерная продолжительность жизни животных:

а) Кто из перечисленных животных живёт меньше всех? ____________________.

б) Кто из перечисленных животных живёт дольше всех? ___________________.

в) Кто живёт дольше, кошка или собака? ______________.

г) Какие из животных живут примерно одинаково долго? _________________________.

д) Во сколько раз лев живёт дольше кошки? ___________.

е) Во сколько раз обезьяна живёт дольше собаки? _____.

ж) Во сколько раз слон живёт дольше обезьяны? ____________.

з) Можно ли утверждать по данным диаграммы, что чем крупнее животное, тем дольше оно живёт? __________________     ___________.

7. В таблице приведены данные о выработке электроэнергии в России с 1998 г. по 2006 г. в миллиардах киловатт-часов.

а) Постройте столбиковую диаграмму по данным таблицы.

б) Сильно ли изменяется выработка электроэнергии за год? _______;

в) В каком году выработка электроэн. была самой низкой? ________; г) В каком году выработка электроэн. была самой высокой? _______; д) В каком году прирост выработки электроэн. был самым низким? _________; е) Какую тенденцию можно заметить в этих данных в начале 2000-х годов? ________________________________________.

8. В таблице собраны данные о дальности перелётов на зимовку некоторых птиц.

Птица

Расстояние, км

Постройте столбиковую диаграмму по этим данным.

Тонкоклювый буревестник

9000

Европейский белый аист

10000

Сибирская пеночка-весничка

11000

Скандинавская пеночка-таловка

13500

Полярная крачка

17000

 



Предварительный просмотр:

УРОК №2. КРУГОВЫЕ ДИАГРАММЫ

1. Таблица 1.

Доля городского и сельского населения России в 1897 и 2002 гг., в % 

Год

Доля городского населения

Доля сельского населения

1897

13

87

2002

73

27

1897 год

2002 год

1) __________________________

2) __________________________

3) __________________________

      _________________________

      _________________________

4) __________________________

5) __________________________

____________________________

1) __________________________

2) __________________________

3) __________________________

      _________________________

      _________________________

4) __________________________

5) __________________________

____________________________

2. Таблица 2. Как часто школьники 7-9 классов покупают шоколад?

Регулярность покупки

Москва

Казань

Екатеринбург

Красноярск

Реже раза в неделю

15%

8%

35%

28%

Раз в неделю

32%

28%

21%

19%

Два раза в неделю

22%

32%

23%

33%

По-другому

31%

32%

21%

20%

Москва

1) __________________________

2) __________________________

3) __________________________

      _________________________

4) __________________________

5) __________________________

6)__________________________

3. Постройте круговые диаграммы по данным Таблицы 2 для Казани, Екатеринбурга и Красноярска.

4. Таблица 3.

Городское и сельское население России в 1897 и 2002 гг., млн. чел. 

Год

Городское население

Сельское население

Всего

1897

16,5

109,9

126,4

2002

106,5

38,7

145,2

1) __________________________

2) __________________________

    __________________________

    __________________________

    __________________________

3) __________________________

      _________________________

4) __________________________

    __________________________

    __________________________

2002 год, _______ чел.

5. Таблица 4.

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Всего

Количество, шт.

3

5

12

10

Доля, %

Вычислите долю каждой оценки, произведите необходимые вычисления и постройте круговые диаграммы распределения оценок по количеству и по процентам.



Предварительный просмотр:

УРОК №3. ДИАГРАММЫ РАССЕИВАНИЯ

1. Таблица 1. Таблица роста и веса 15 юношей

Рост, см

167

169

179

178

177

175

171

181

174

175

180

174

172

178

171

Вес, кг

62

67

70

72

70

69

63

80

73

66

75

70

67

74

66

2. Таблица 2.

Гонщик

Число выигран-ных этапов

Число очков

Место

М.Шумахер

6

93

1

К.Райкконен

1

91

2

Х.П.Монтойя

2

82

3

Р.Баррикелло

2

65

4

Р.Шумахер

2

58

5

Ф.Алонсо

1

55

6

Д.Култхарт

1

51

7

Д.Физикелла

1

12

12

Упражнения.

1. Для следующего набора пар постройте диаграмму рассеивания: (1; 2), (2; 2), (3; 2), (3; 4), (4; 5), (5; 6), (4; 3), (4; 4), (6; 6). Можно ли говорить о том, что с ростом первого значения пары в целом возрастает и второе значение?

2. Для следующего набора пар значений постройте диаграмму рассеивания: (1; 2), (2; 3), (3; 3), (3; 4), (3; 2), (4; 3), (4; 4), (5; 2), (6; 3). Можно ли говорить о том, что с ростом первого значения пары в целом возрастает и второе значение?

3. В таблице приведены данные о весе и росте 12 девушек.

Рост, см

165

177

161

162

170

176

177

164

166

161

169

159

Вес, кг

53

67

45

53

60

62

58

60

62

55

55

49

Постройте диаграмму рассеивания. Есть ли взаимосвязь между ростом и весом девушек?

4. Фигуристы получают две оценки: за технику и за артистизм. В таблице приведены оценки одного судьи за выступления различных фигуристов на одном соревновании.

Техника

4,3

4,5

4,5

4,8

4,9

5,2

5,4

5,0

5,5

5,8

5,7

Артистизм

4,5

4,2

4,6

4,5

5,1

5,2

5,6

5,1

5,6

5,9

5,8

Постройте диаграмму рассеивания этих оценок. Есть ли какая-то взаимосвязь между оценками за технику и оценками за артистизм?

5. В таблице приведены данные о числе голов, забитых лучшими бомбардирами премьер-лиги чемпионата России по футболу в 2003 г., и место их команды в чемпионате:

Игрок

Команда

Число голов

Место

Д. Лоськов

«Локомотив» (Москва)

14

4

А. Кержаков

«Зенит» (С.-Петербург)

13

2

В. Есипов

«Ротор» (Волгоград)

13

12

А. Медведев

«Сатурн–REN TV» (Моск. область)

11

7

П. Роньелитон

«Рубин» (Казань)

11

3

Р. Павлюченко

«Спартак» (Москва)

10

10

Постройте диаграмму рассеивания. Можно ли утверждать, что чем больше голов забивают лучшие бомбардиры, тем лучше место их команды в чемпионате?

6. Мальчики на соревнованиях прыгали в длину с места и бежали 60 м. Их результаты приведены в таблице:

Прыжок, см

180

194

190

215

210

170

175

202

205

195

205

200

190

186

Бег, с

10,8

10,2

10,6

9,6

10,2

11,0

11,6

10,4

10,0

11,0

9,8

10,6

10,8

10,7

Постройте диаграмму рассеивания. Можно ли утверждать, что результаты прыжков с места связаны со скоростью бега на 60 м?



Предварительный просмотр:

Тема. Описательная статистика. Урок 1. Среднее значение.

Таблица 1. Производство пшеницы в России в 1995 – 2001 гг.

Год

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001



Предварительный просмотр:

Тема. Описательная статистика. Урок 2. Медиана.

Таблица 1. Производство пшеницы в России в 1995 – 2001 гг.

Год

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001



Предварительный просмотр:

Тема. Описательная статистика. 

Урок 3. Наибольшее и наименьшее значение. Размах

Таблица 1. Результаты прыжков в длину с места, см.

Номер прыжка

Петя

Вася

1. Кто победил в соревновании?

_________________.

2. Найдите наибольшее, наименьшее значения и их разность для каждого мальчика.

*****

3. Найдите среднее и медиану.

4. Кто прыгает стабильнее?

_________________.

5. Кто «в среднем» прыгает лучше?

_________________.

1

190

185

2

205

200

3

195

215

4

210

190

5

200

190

Наибольшее

Наименьшее

Разность

Среднее

Медиана

Таблица 2. Производство пшеницы в России в 1995 – 2001 гг.

Год

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001



Предварительный просмотр:

Тема. Описательная статистика. Урок 4. Отклонение. Дисперсия

1. Отклонение.

Числа

Отклонение