Классный руководитель

Болтыхова Наталия Александровна

Предварительный просмотр:

Работа с родителями как одно из направлений

 деятельности классного руководителя

 в условиях реализации ФГОС

Выполнила Болтыхова Н.А.,

классный руководитель 7 класса

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. 

Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

-                   участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации;

-                   обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

Основной целью  системы работы образовательного учреждения с  родителями (законными представителями) установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие: 

1)  психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Например, можно использовать следующие формы работы с родителями:

 Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

 Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные  в данный момент проблемы.

 Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Родительское собрание

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.



Предварительный просмотр:

                 Классный час в 5 классе, посвященный Дню Матери        

 Самый близкий и родной человек

Цель: 

  • способствовать формированию у детей значимости слова мама, семья,
  • воспитывать любовь к матери,
  • формировать чувство гордости за свою маму,
  • прививать детям и взрослым умение дарить радость общения в коллективе

Ход мероприятия

Дети исполняют песню «Солнечный круг»

1 ученик

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно:

по- английски- мазэ

по- немецки- муттер

по- киргизски-апа

по-грузински-дэда

по- украински- ненька

по- русски- мама, матушка

по- белорусски- маци, матуля

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё.

2 ученик

От чистого сердца,

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

__________________________________________________________________________

Мы любим её,

Как хорошего друга.

За то, что у нас

С нею всё сообща.

За то, что, когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим её и за то,

Что порою

Становятся строже

В морщинках глаза.

Но стоит с повинной

Прийти головою-

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце свое,

Что она- наша мама,

Мы крепко и нежно

Любим её.

3 ученик

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

У. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

4 ученик

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю.

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу и светлому дню.

За то, что тебя я, родная, люблю?

За небо, за ветер, за воздух вокруг.

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Ни усталости не зная,

Ни покоя, каждый час,

День и ночь родная мама

Всё тревожится о нас.

Нас баюкала, кормила,

У кровати пела нам.

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

5 ученик

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл.

Перемыл бы чашки- ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка,

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала:

-Молодчина ты, сынок.

(Э. Успенский)

У. Посмотрим наших помощников. Конкурс. Приглашаем четырёх мальчиков. Мальчики с завязанными глазами за 1 минуту навести в доме порядок: убрать разбросанные на полу кубики. Победит тот, кто больше насобирает в пакет кубиков.

У. А сейчас дорогие мамы для вас подарок. Наши дети исполнят частушки.

Исполнители частушек:

Дорогие наши мамы,

Мы частушки вам споём.

С праздником вас поздравляем

И привет большой вам шлём!

Вот начистить раз в году

Я решил сковороду,

А потом четыре дня

Не могли отмыть меня.

Подгорели суп и каша,

Соль насыпана в компот.

Как пришла с работы мама,

Было много ей хлопот.

В кухне веник я нашёл

И квартиру всю подмёл,

И осталось от него

Три соломинки всего.

Саша пол натёр до блеска,

Приготовил винегрет.

Ищет мама, что же делать:

Никакой работы нет.

Валя вымыла полы,

Катя помогала,

Только жалко- мама снова

Всё перемывала.

Папа мне решил задачу,

В математике помог,

Мы потом решали с мамой то,

Что он так решить не смог.

Маме утром наша Мила

Две конфеты подарила,

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

Мы вам спели, как сумели,

Мы ведь только дети,

Зато знаем, наши мамы-

Лучшие на свете.

Пусть звенят повсюду песни

Про любимых наших мам.

Мы за всё, за всё, родные,

Говорим: «Спасибо Вам!»

У. Каждый в детстве, наверное, слышал сказку про сороку-белобоку, которая кашу варила. Ребята, а вы знаете, из чего варить кашу? Давайте проверим: если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы должны сказать «да», а если продукт не нужен, то «нет».

Сорока- белобока задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла…

Парное молоко? - да!

Куриное яйцо? – нет!

Крупа манная? – да!

Капуста качанная? – нет!

Солёный огурец? – нет!

Мясной холодец? – нет!

Сахар да соль? – да!

Белая фасоль? – нет!

Масло топлёное? – да!

Рыбка солёная? – нет!

Лавровый лист? – нет!

Китайский рис? – да!

Чернослив да изюм? – да!

Шоколадный лукум? – нет!

Перец болгарский? – нет!

Соус татарский? – нет!

Клубничное варенье? – да!

Бисквитное печенье? – нет!

У. Да, славненькая кашка получилась! А у нас следующий конкурс.

Чтец:

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз - и готово!

(Если мама готовит обед)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!)

Очень

Трудно

Готовить

Обед.

У. Вызываем две команды: девочки и мальчики. Задание для первой команды - приготовить плов, а для второй – борщ. Для этого первые участники команд бегут к столу, на котором лежат карточки с названием продуктов, выбирают продукт для своего блюда и, вернувшись на место, кладут его в кастрюлю. Затем бегут следующие игроки. Победит та команда, которая первой приготовит блюдо.

Карточки

Плов- мясо, рис, морковь, лук, чеснок, соль, масло.

Борщ- свёкла, капуста, морковь, картофель, мясо, лук, соль, помидор.

Чтец:

Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте её.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто гладит и чинит бельё?

Кто дом по утру прибирает,

Кто ставит большой самовар?

Кто с младшей сестрёнкой играет

И водит её на бульвар?

Кем коврик бахромчатый вышит

(Сестрёнке- видать по всему)?

Кто письма подробные пишет

Солдату, отцу моему?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочинила стихи?

Е Бдагинина

У. В нашем следующем конкурсе мы узнаем, легко ли  всё-таки быть мамой. Приглашаются 2 мамы и 2 ребёнка. Дети должны завязать маме бант, приготовить завтрак в школу, намазать хлеб маслом, завернуть в фольгу и положить в портфель, затем взять маму за руку и отвести в школу (до стула). Кто это сделает быстрее, тот победит.

У. А сей час предоставим вам слово, дорогие ребята.

Чтец:

Дорогие наши мамы! Оставайтесь всегда неповторимыми и желанными. Самыми красивыми, самыми добрыми.

Чтец:

Пусть в ваших глазах сияют скромность, мягкость, нежность- те качества, что придают вам столько прелести и очарования. И пусть всегда в жизни светит вам звезда счастья и любви. Земной поклон вам, дорогие мамы!

Чтец:

Мы поздравляем милых мам,

Прекрасных женщин всей планеты,

И пусть все люди дарят вам

Благоуханные букеты!

У. Я желаю нашим мамам быть всегда здоровыми, красивыми, весёлыми, бодрыми, а детям - ласковыми и послушными.

«К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе» (Сократ)

Дети дарят открытки мамам.



Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы в 8 классе за 2022-2023 учебный год.

Классный руководитель: Болтыхова Н.А.

Целью воспитательной работы являлось формирование гражданско-патриотического сознания и духовно-нравственных ценностей современного школьника.

Перед учащимися были поставлены следующие воспитательные задачи:

-создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации ребенка в процессе творческой деятельности;

-переживание ситуации успеха в различных сферах деятельности;

-создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сферы;

-укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Программа воспитания: «Дисциплина и ответственность - залог успеха»

1.Гражданско-патриотическое направление.

По этому направлению прошли 2 значимых месячника: «Месячник Мужества» и «Они сражались за Родину». Были проведены мероприятия:

- митинг, посвященный освобождению Воронежа, День народного единства, День Октябрьской революции, День Героев Отечества, Митинг, посвященный Острогожско-россошанской операции и освобождению Правобережья Дона, День памяти воинов-интернационалистов;

- классные часы: «Наш адрес – Россия», «Кто такой патриот?», «Письма, опаленные войной», «Что такое подвиг?», «Российская армия», «Единая Россия – непобедимая», «Самые известные войны России», «Великая Победа: наследники и наследие», «Воспитание гражданина»;

- стрелковый поединок;

- выставка книг на военно-патриотическую тему;

- смотр строя и песни;

- просмотр фильма «Без срока давности»;

- информирования: «Международный день освобождения узников фашизма», «Международный день памятников и исторических мест», «Водружение Знамени Победы»,  «День героев Отечества», «День Конституции»;

- акции: «Георгиевская ленточка», «Стена признаний», «Бессмертный полк»;

- просмотр фильмов патриотического характера.

Все, что запланировано по программе, проведено, а также в течение года добавлялись районные, областные и всероссийские мероприятия.

Помимо патриотического направления, были затронуты и другие стороны воспитательной работы.

2.Нравственное и духовное воспитание.

В начале учебного года прошли акции: «Забота» и «Белый цветок».

День солидарности в борьбе с терроризмом.

Классные часы: «Культура общения», «Учитесь властвовать собой», «Уроки этикета».

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- уборка в классе;

- дежурство по школе;

- уборка памятника;

- уборка пришкольной территории;

- уроки растениеводства и технологии.

4.Интеллектуальное воспитание.

  В марте прошел Месячник Науки. Открытием стало информирование, посвященное дню Российской науки. В рамках Месячника проведены предметные недели. В октябре-ноябре 2020 года учащиеся приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

5.Здоровьесберегающее воспитание:

- Дни Здоровья;

- профилактика суицидов, наркомании, ПАВ;

- беседы: «Суициды подростков», «Гигиена тела и одежды», «Режим дня школьника», «Наркотики - путь в никуда», «Безопасность в сети Интернет», «Быть здоровым – здорово!», «Спорт для жизни и здоровья», «Профилактика коронавирусной инфекции», «Осторожно, клещи!», «Здоровое питание», «Причины агрессивного поведения», «Я и компьютерные игры»;

- День борьбы со СПИДом;

- конкурс рисунков и плакатов «Будущее без наркотиков».

7. Культурно-творческое и эстетическое воспитание (участие в выставках, встречи с людьми интересных профессий).

8.Правовое воспитание и культура безопасности (профилактика правонарушений, инструктажи).

Весь год велись беседы по пожарной безопасности на следующие темы:

«Пожары», «Взрывы», «Условия и причины возникновения пожаров и взрывов», «Возможные последствия пожаров и взрывов», «Правила пожарной безопасности», «Правила при пожаре и угрозе взрыва», «Действия при пожаре в общественном месте», «Действия при пожаре в общественном транспорте».

Также проводились беседы по безопасности на дороге:

«История дорожных знаков», «Движение пешеходов», «Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах», «Остановочный и тормозной путь автомобиля», «Велосипед с подвесным двигателем и мопед», «Пассажиром быть не просто», «Оказание первой медицинской помощи в ДТП».

Кроме того, обсуждалась безопасность на железной дороге, а также безопасность во время осенних, зимних и весенних каникул.

9. Воспитание семейных ценностей:

 - акции «Забота», «Мы всегда будем рядом»;

- День Матери;

- Праздник «8 Марта»

- День Семьи

В 2022-2023 учебном году проведены 9 родительских собраний (2 общешкольных и 6 классных):

- Об итогах прошедшего 2021-2022 учебного года;

- Психологические возрастные особенности подростка;

- Основы профессионального самоопределения;

- Мода и здоровье подростка;

- Право в образовании;

- Союз семьи и школы;

- Вызывающее поведение подростков;

- Итоги учебного года. Летняя кампания.

Учащиеся 8 класса вовлекались в школьную жизнь в течение учебного года.

В сентябре весь класс подготовил классный уголок. В начале учебного года учащиеся активно вовлекались в уборку пришкольной территории.

 Все учащиеся участвовали в классных часах, в акциях, митингах. 8 класс стал участником Смотра строя и песни, командир – Образцов Д.  В этом году ребята удостоились чести участвовать в Митингах в качестве членов почетного караула «Пост №1».

В следующем учебном году необходимо содействовать личностному росту обучающихся на основе воспитания социально - компетентной личности, воспитывать настоящих патриотов, вовлечь их в жизнедеятельность учебного коллектива; усилить работу по гражданско-патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни. Важно – продолжать работу по профориентации, а также работать над дисциплинированностью и ответственностью ребят.



Предварительный просмотр:

Выступление на МО классных руководителей

Тема: «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого учащегося».

Выполнила: классный руководитель 8 класса Болтыхова Н.А.

             Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. При введении стандартов второго поколения особое внимание уделяется личности учащихся, их духовно – нравственному развитию. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Каждый  человек формируется и развивается в соответствии с  врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.

             Большое влияние на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, которая с рождения программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня хотелось бы поговорить не о роли семьи в воспитании личности, а о  роли классного руководителя и влиянии классного коллектива  на развитие личности.

             Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит учителю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность.            

Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок, уметь  как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка, не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость - в твердость характера, жадность для себя - в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке - в выступление на сцене и т.д.    Чтобы «лепить», надо знать свойства «материала», другими словами,  «изучить» душу воспитанника.

Пути изучения:

а) наблюдение за учащимися в общих делах: заочные экскурсии и  походы в музей, оформление школьных стендов, дежурство по школе;

б) присутствие на уроках других учителей;

в) просмотр ученических сочинений на свободную тему;

г) психологические эксперименты (редко и осторожно).

д ) индивидуальные беседы.

Ниже приведены некоторые методы формирования личности:

  • поручения, их проверка и помощь в выполнении;
  • организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания;
  • беседы, разговоры (не нотации) - не в классе и не при всех;
  • дневники наблюдений.

Классному руководителю необходимо остерегаться ошибок и всегда помнить:

  • одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю;
  • тактичность в обсуждении семьи и в беседах о родителях;
  • не все можно обсуждать в коллективе, лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе;
  • не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому (тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

 

Человек, хочет он того или нет,  всегда  входит в какую-либо  группу людей, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.

             Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения. Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Классный руководитель, в свою очередь,  поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

             Чтобы ученику было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:

1.  Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2.   Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3.      Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.  Создать условия для социальной адаптации каждого обучающегося к современному обществу.

     Классный руководитель  играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива  должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.

В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

1.        «Контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).

2.        «Проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе).

3.        «Нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении).

4.        «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на

основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома).

5.        «Старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).

6.        «Социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).

7.        «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

            Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

Основные направления работы классного руководителя                                   по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности;
  • организация самоуправления;
  • организация перспективы развития коллектива;
  • организация традиций коллектива;
  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Слово «сплотить» означает плотно соединить, добиться единства. Организатор, он же классный руководитель, должен быть дирижером, уметь руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить ребят дружить, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива  сродни восхождению к вершине. Одному туда никак не добраться, только сообща можно  дойти до пика, именуемого  коллективом.

Можно условно разделить этапы восхождения  и представить их  в следующем  виде: у самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь»; на расстоянии одного перехода – «Мягкая глина»; примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина – «Горящий факел».

Этап «Песчаная россыпь»  можно наблюдать в каждом  коллективе в самом  начале его существования, когда каждый ведет себя как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Отношения самые разные – доброжелательные,  прохладные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа заметно отличается от  других групп своей индивидуальностью, но иногда не хватает сил подчиниться коллективным требованиям.

«Алый парус». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

И наконец «Горящий факел» - живое пламя, «горючим» материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Доминирующими  факторами сплочения коллектива являются общие интересы, стремление каждого приспособиться к специфическим условиям, авторитет лидера, а также наличие   моральных и социальных норм.

Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Строя свою работу, классный руководитель должен опираться на принципы  сотрудничества, а именно:

  • безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • терпение в достижении результатов воздействия и терпимость по отношению к членам коллектива;
  • диалогичность в общении;
  • использование чувства юмора;
  • отсутствие страха сделать ошибку и наличие мужества признать её.

А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиций педагога:

1. Первая стадия характеризуется тем, что педагог организует жизнь и деятельность группы, объединяя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива. Субъект воспитания – воспитатель.

2. Вторая стадия - требования педагога поддерживаются активом, это наиболее сознательная часть группы предъявляет их к товарищам, требование воспитателя становятся опосредованными. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Педагог способствует укреплению позиции актива и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную деятельность. Субъект воспитания – актив.

3. Третья стадия – большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогу корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Субъект воспитания – коллектив.

4. Четвертая стадия – педагог поддерживает самоуправление и интерес к другим коллективам. Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Каждый воспитанник сам предъявляет к себе определенные требования.

Показателями  развития коллектива являются:

  • мобильность;
  • товарищеские взаимоотношения;
  • мажорное мироощущение;
  • ответственность за коллективное дело;
  • самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей.

Формы и методы

воспитательного влияния коллектива на личность

Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны личности, выявить интересы и склонности учащихся, обеспечить развитие их положительных черт.

Опора на общественное мнение определяет ту атмосферу доверия и требовательности, которая характерна для каждого организованного коллектива. Общественное мнение в классе формируется постепенно. В процессе общественно полезного труда и общественной работы школьники приучаются правильно оценивать поведение товарищей, анализировать достижения и недостатки в деятельности коллектива.

Преодолению недостатков в классе способствует организация соревнования. Борясь за высокие показатели в общественной работе и в труде, учащиеся более решительно выступают против всех, кто мешает им в этом. Требовательная товарищеская критика и самокритика помогают преодолеть недостатки в поведении учащихся и формировать у них высокие моральные качества. Если ученик, нарушивший дисциплину и порядок в классе, встречает осуждение со стороны товарищей, он старается в дальнейшем не допускать недостойных поступков. В хорошем коллективе обычно плохие поступки не остаются незамеченными.

В основу критики и самокритики в ученическом коллективе должны быть положены не личные, а общественные, гражданские мотивы, забота об общих интересах коллектива. Недостойное поведение отдельных учащихся осуждается, прежде всего, потому, что оно мешает нормальной жизни и работе коллектива. При помощи критики воспитывается не только тот, кого критикуют, но и тот, кто выступает с критикой. Самокритика, честное признание своих ошибок и недостатков помогают нравственному росту школьников. У них развиваются чувство человеческого достоинства, смелость и мужество.

Классное собрание также является одной из самых мощных массовых форм воспитания школьников в классном коллективе. На собрании каждый может участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказывать свое мнение и выражать свое отношение к обсуждаемым событиям или к поступкам товарищей.

Для того, чтобы повысить воспитательное значение ученических собраний, нужно тщательно к ним готовиться и заранее продумывать все вопросы, подлежащие обсуждению. Темы собраний должны быть актуальными, волнующими классный коллектив. Помимо всего вышеперечисленного, классный руководитель должен уметь прогнозировать  развитие коллектива на ближайшие годы.

А.С. Макаренко считал, что движение вперед – закон жизни детского коллектива, остановка – смерть.

Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.

                             

Список использованной литературы:

  1. Каманин О.Н. Создание детского общественного объединения. Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с. 33- 40;
  2. Нечаев М.П. Имидж классного руководителя. Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с. 33 – 35;
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения, т. 1. А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983. - 386 с.;
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. - 286 с.