Формирование навыков творческого самоопределения у детей объединения «Спектр» педагогом Жидковой Н.А.

Жидкова Наталья Александровна

Данное выступление содержит подходы формирования творческого самоопределения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков творческого  самоопределения у детей

объединения «Спектр» педагогом Жидковой Н.А.

          Декоративно-прикладное  и изобразительное искусства являются одним из главных направлений развития  творчества. Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. По определению Д. Б. Богоявленской творчество – это  деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности.

          Процесс обучения творчеству я стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение, создавать свои новые уникальные творческие работы из материалов предусмотренных дополнительной образовательной программой «Спектр».

          Для этого я  формирую навыки творческого самоопределения детей.

Я считаю, что эти  навыки формируются через  активность ребенка, именно она  является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, она закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала ребенка.  

Но сначала выясним, что  такое творческое самоопределение личности?

            По определению В.А. Бодрова творческое самоопределение личности - это самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе, проявляющиеся  в создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, и  уникальностью.

        Формирование навыков творческого самоопределения у детей  на занятиях  в объединении «Спектр» я осуществляю используя эмоциональный и индивидуальный подходы.

        Я считаю, что эмоциональный подход  помогает ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

На занятиях этот  подход я осуществляю через:

- создание ситуации успеха, поощрение, свободный выбор в изготовлении любого  вида изделия;

- одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали, «изюминка» в каждой работе детей;

- укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживания и сочувствовать другому;

- укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребенка на желание творить

           Наряду с эмоциональным подходом я использую и индивидуальный подход.

Этот подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка и формирования навыков творческого самоопределения.  В объединение «Спектр» дети приходят разного возраста и разных способностей: некоторые более свободные в своих действиях, а некоторые боятся провести даже простую линию. Здесь на занятиях я стараюсь укрепить в ребенке уверенность в себе и в том, над чем он работает. И подход здесь применяю сугубо индивидуальный:

- кому-то приходится тут же увеличивать объем работы, не отступая от темы;

- другим детям  страшно, что у них ничего не получится, и рады нескольким удачным линиям и действиям.

Индивидуальный  подход также осуществляется мною через  выполнение творческих заданий.  Обучающимся первого обучения даются простые творческие задания, например, детям предлагается дополнить  образец деталями, придумать другое оформление изделия, а затем работа усложняется  через создание своего изделия отличного от образца. Обучающиеся 3-го и 4-го годов обучения по заданию педагога

сами ищут учебную литературу в библиотеке и сети Интернет  придумывают и выполняют  свои рисунки, изделия из глины, соленого теста, модульного оригами и пластилина. При этом творческие задания постоянно усложняются  и повышается требовательность в ходе совместной деятельности.

Я считаю, что при выполнении таких творческих заданий у детей развивается внимание, наблюдательность, воображения, фантазия, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами.

При выполнении творческих заданий я так же предлагаю детям иллюстрации и образцы того или иного изделия, затем обучающиеся в группе сами обсуждают и выбирают вариант  из предложенного и создают свое новое изделие. При этом на занятиях обязательным условием является создание   благоприятного психологического микроклимата, способствующего  стимулированию творческого самоопределения  детей, где я стараюсь быть не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником.  Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом и с другими детьми.

В результате применения выше перечисленных подходов у обучающихся в объединении «Спектр» формируются такие навыки творческого

 самоопределения, как:

- навыки самостоятельного и творческого  выполнения своего придуманного и сконструированного изделия;

- навыки работы в группе ( творческое сотрудничество при создании нового изделия из предложенного материала);

- навыки самообразования (поиск  нового в сети  Интернет, изучение литературы по декоративно-прикладному и изобразительному искусству)

           Результатом формирования навыков творческого самоопределения является активное и успешное  участие детей объединения «Спектр»  в окружных, областных, всероссийских и  международных выставках. 

           Таким образом, на занятиях в объединении «Спектр» у воспитанников формируются навыки творческого самоопределения, дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, творческого самоопределения,  выбора жизненного пути ребенка. Поэтому становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества и наивысшего мастерства.