Предметно-развивающая среда моей группы

Даньшина Дарья Константиновна

Предметно-развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста «Радуга», реализующая программу "Детство"

         Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т.е. среда. Наш детский сад реализует собственную общеобразовательную программу, основанную на программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО, поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности. Программа “Детство” предъявляет определенные требования к предметно – развивающей среде. Среда должна быть:

·        обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;

·        побуждающей детей к деятельности;

·        способствующей развитию самостоятельности и творчества;

·        обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка.

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся!

          В соответствии с ФГОС ООП ДОУ ППРС должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Поэтому  предметную  и игровую среды своей группы, мы строили, учитывая психолого-педагогические принципы её построения.

Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Педагог, работающий по программе “Детство”, имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово!

          Размеры и организация этого пространства связано с его возрастными особенностями. Среда является одним из важнейших факторов развития личности ребенка, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Правильно организованная предметно - пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного речевого, игрового, интеллектуального  развития и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

          Предметно развивающую среду в нашей группе мы «строили» для своих воспитанников совместно со старшим воспитателем, родителями и детьми. Особое внимание  уделялось  формированию предметно-развивающей среды, исходя из развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Обогащали  среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей; конструировали таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду,  мог найти для себя увлекательное занятие, организовала так, чтобы  у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть.

           Развивающая предметная среда:

- это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка;

- она состоит из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; позволяет ребенку переходить от одного вида деятельности к другому;

- является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Групповая комната старшей группы представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.

           Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда в группе «Радуга» МБДОУ «Детский сад  № 97» отвечает художественно-эстетическим требованиям. Пространство помещений преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры», которые выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и активности.

В то же время некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, развитие способности к самостоятельности.

 

          Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Фотографии предметно-развивющей среды в  альбоме  "Предметно-развивающая среда моей группы".