Классное руководство

Лукьянова Ольга Ивановна

Классный руководитель – особый феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы

          Цель воспитания: формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья.

        Воспитательные задачи:

1.Способствовать формированию сознательного отношения к учению, развитию познавательных интересов учащихся.

2.Содействовать формированию классного коллектива и развитию в нём системы самоуправления.

3.Способствовать формированию экологического мировоззрения путём реализации воспитательной программы «Экологическая тропа».

4. Применять в учебно – воспитательном процессе принципы здоровьесбережения.

5.Создать условия для активного участия родителей в учебно –воспитательном процессе.

1.Формирование сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов  обучающихся.

Работа, направленная на развитие познавательных интересов обучающихся состоит из двух этапов:

1.Диагностика

В 5, 6 классах было проведено анкетирование по изучению познавательных интересов обучающихся (приложение № 1).

 Цель анкетирования: определить уровень развития познавательных интересов, характер мотивации. Уровень активности и самостоятельности обучающихся, как критериев развития познавательных интересов. (Методика Кувалдиной Е.А.)

Из диаграммы видно, что в 5 классе более половины обучающихся имели низкий уровень развития познавательных интересов, мало обучающихся с высоким уровнем. В 6 классе количество  обучающихся с высоким уровнем развития познавательных интересов повысился, а с низким – понизился.

2. На втором этапе были использованы различные формы и методы, направленные на формирование познавательных интересов обучающихся:

- выпуск предметных газет;

- участие в предметных декадах;

- составление рейтинговой системы достижений учащихся класса;

- турниры знатоков;

-устные журналы;

-познавательные игры.

Выводы:

 - у  обучающихся повысился интерес к знаниям, уровень активности и самостоятельности по добыванию знаний;

-  расширился кругозор;

Всего  участвовало в олимпиаде (2016 -2017 учебный год) 13 обучающихся. Некоторые из них приняли участие в олимпиаде по нескольким предметам.

2.Формирование классного коллектива и развитие в нём системы самоуправления

       Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, возможности каждого конкретного ученика.

Структура самоуправления.

         Высший орган самоуправления - это классное собрание, в работе которого принимают участие все обучающиеся  класса и классный руководитель, могут привлекаться родители. На классном собрании формируются  экологические группы (3), внутри которых экологические звенья. Каждая  экологическая группа выбирает 1 представителя  в экологический совет класса путём открытого  голосования (решения считается принятым, если проголосовало более половины  учащихся), который решает вопросы жизни классного коллектива, утверждает общественные поручения, слушает отчёты об их исполнение, вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.

         В работе органы ученического самоуправления опираются на помощь и поддержку психологической службы школы, которая в лице психолога помогает ребятам анализировать и искать пути совершенствования отношений в коллективе.

      Развитие  ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного роста, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.

        Результативность деятельности оценивалась по методике определения уровня самоуправления в ученическом коллективе. (приложение №2)

      Вывод: на данном этапе уровень самоуправления в ученическом коллективе – средний. У  ребят хорошо развиты такие качества личности как ответственность за порученное дело, активность в планировании жизнедеятельности класса. Но пока ещё дети недостаточно самостоятельны  в решении ряда вопросов.

Также была проведена оценка групповой сплочённости  Сишора –Ханина

(приложение  № 3)

Коэффициент  групповой сплочённости на хорошем уровне. На данный результат повлияли тренинговые занятия, которые проводит  психолог школы. Занятия позволили  развить  такие навыки и умения, как доброжелательность, сотрудничать и действовать сообща, разрешать конфликтные ситуации. В результате отношения между ребятами и общий психологический климат в группах изменился в лучшую сторону. Дети стали больше контактировать  между собой, научились поддерживать друг друга в различных ситуациях, а также получили положительный опыт сотрудничества.

        Большую  роль  в создании эмоционально  благоприятной среды для развития обучающихся играет результативная совместная деятельность, направленная на общий  результат.

        В течение двух лет классный коллектив занимает призовые места в общешкольных конкурсах «Лучший класс года», в конкурсе воспитательных проектов.

№ п/п

Учебный год

Класс

Название конкурса

Результат

1.

2015-2016

5

«Лучший класс года»

4 место

2.

2016-2017

6

«Лучший класс года»

2 место

3.

2015-2016

5

Конкурс воспитательных проектов

1 место

4.

2016-2017

6

Конкурс воспитательных проектов

1 место

5.

2016-2017

6

VII Областной конкурс социальных проектов «Будущее зависит от нас!», посвящённого году Экологии.

3 место

3.Формирование экологического мировоззрения путём реализации воспитательного проекта «Экологическая тропа»

        В основе моей воспитательной работы лежит проект «Экологическая тропа».  В 2015-2016 учебном  году в классе было проведено исследование, целью которого было выявление направленности деятельности классного коллектива.  90% обучающихся  отдали предпочтение экологической деятельности.  Этот показатель связан с тем, что в начальной школе мною проводилась работа с детьми данного класса по программе экологической направленности «Школа добрых волшебников».  

       Дальнейшее   исследование выявило не только недостаток знаний по вопросам экологии, но и   недостаточно высокий уровень экологического поведения.  Основываясь на данных результатах, мною была разработана воспитательный проект «Экологическая тропа».

                                           

4. Применение  в учебно–воспитательном процессе принципов здоровьесбережения

        Одним очень важным направлением в моей деятельности является сохранение  и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся потребностей в здоровом образе жизни. Основной задачей является исследование и оценка состояния здоровья детей в процессе учебной деятельности. С этой целью в школе ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся. Измеряются  антрометрические параметры детей и высчитываются индексы гармоничности физического развития.

Индекс Кетле характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения. Динамика положительная, показатели улучшились.

Показатель

2015 -2016 учебный год

2016 -2017 учебный год

тучное

1

1

дефицит

2

4

гармоничное +

2

1

гармоничное -

10

7

гармоничное

8

10

.

Индекс Робинсона характеризует состояние сердечно – сосудистой  системы. По этому показателю нет детей с низким уровнем регуляции сердечно – сосудистой системы.

Показатель

2015 -2016 учебный год

2016 -2017 учебный год

низкий

0

0

ниже среднего

0

0

средний

8

8

выше среднего

8

8

высокий

7

7

 Индекс Шаповаловой показывает развитие силы, быстроты и выносливости мышц. По этому показателю снизилось число детей с низким уровнем развития.

Показатель

2015 -2016 учебный год

2016 -2017 учебный год

низкий

0

0

ниже среднего

1

1

средний

3

4

выше среднего

3

3

высокий

16

15

Формы деятельности, направленные на формирование культуры здоровья:

- Дни здоровья;

- Спортивные праздники и соревнования;

-Походы выходного дня;

- «Жить здорово» (беседа);

- «Спорт – альтернатива вредным привычкам» (дискуссия);

- «В здоровом теле – здоровый дух» (устный журнал).

        Ведётся работа с детьми и родителями по привлечению максимального количества учащихся к занятиям в спортивных секциях.

        Для здоровья ребёнка очень важно удовлетворение его социальных потребностей в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, интересам и способностям. Психическое здоровье ребёнка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также в дальнейшем успешной социализации. С педагогом- психологом и социальным педагогом ведётся работа по таким направлениям:

- Психодиагностика. Как классный руководитель  составляю карту – профиль психологического климата  (приложение №5), провожу методику «Цветопись», предложенную А.Н. Лутошкиным, в которой учащимся предлагается выбрать, с каким цветом  у них ассоциируется пребывание в данном коллективе. Все 20 учащихся отметили, что они спокойны, радостны, уравновешены.

Вывод: каждый обучающийся в классе пребывает в комфортном  психоэмоциональном  состоянии.

- Развитие и психокоррекция

        Для учащихся проводятся психологические тренинги по программе «Я -подросток» А.В.Микляевой.  Комплекс таких  занятий позволяет формировать у обучающихся положительное самоотношение и принятие других людей, обучать рефлексии своего эмоционального состояния.

 - Консультирование и просвещение

     В  классе проводятся  систематические индивидуальные консультации по результатам обследования обучающихся, по запросу родителе,  педагогов. Просветительская работа представлена организацией родительских собраний, проводятся «Дни открытых дверей».

5.Создание  условия для активного участия родителей в учебно –воспитательном процессе.

        Методом анкетирования  и опроса учащихся   была выявлена  прямая зависимость  уровня культуры  школьников разных возрастных групп  от уровня экологической культуры родителей  в среднем на 70 % . Поэтому, приступая к социально-педагогическому партнерству, учителю необходимо наладить доброжелательные доверительные отношения  в первую очередь с родителями. Ответственная  задача классного руководителя сделать родителей активными участниками педагогического процесса.  Для решения этой задачи  реализуются следующие направления деятельности:

- Изучение семей обучающихся позволяет понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребёнка. Использую такие формы работы как посещение семей, анкетирование, сочинения о семье, формирование электронного банка о семье и семейном воспитании.

- Педагогическое просвещение родителей: родительские собрания, индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей, лекции по педагогике и психологии, педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье, обмен опытом по вопросам воспитания.

- Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении  коллективных классных дел  осуществляется через включение их в такие виды взаимодействия как:

 -совместное планирование воспитательной работы в классе;

- творческие отчёты для родителей «Добро пожаловать в наш класс!»;

- выставки творческих работ;

- совместное проведение экологических акций;

- помощь в оформлении класса;

- день здоровья.

- Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса

- выборы родительского комитета;

- помощь в планировании его деятельности;

- работа с социально неблагополучными семьями.

-Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется через организацию:
-  тематических и итоговых родительских собраний;

- проверку дневников учащихся;

-направление родителям благодарственных писем, писем –характеристик.

Принципы построения взаимоотношений с родителями:

- высокое уважение личности отца и матери, их родительской заботы;

- умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны;

- обращение к чувству родительской любви и уважению.

      Применяя методику анкетирования «Воспитательная работа в классе глазами родителей», можно сделать вывод об удовлетворённости родителей жизнедеятельностью в классе. (приложение №6)

Вопросы

Результаты

2015-2016 учебный год

Результаты

2016-2017 учебный год

1.Актуальна ли и значима для Вас тематика и форма родительских собраний , которые проводит классный руководитель?              

Да – 90%

Нет -10%

Да – 98%

Нет -2%

2.Своевременно ли продуктивно разрешаются возникающие в классе проблемы?            

Да – 98%

Нет -2%

Да – 100%

Нет -0%

3.Устраивает ли Вас качество проводимых мероприятий в классе, направленных на развитие положительных качеств вашего ребёнка?              

Да – 98%

Нет -2%

Да – 100%

Нет -0%

4.Оцените деятельность классного руководителя по пятибалльной системе

1-0%

2-0%

3-0%

4-6%

5-94%

1-0%

2-0%

3-0%

4-4%

5-96%



Предварительный просмотр:

Участие обучающихся в социальных акциях и инициативах, в социально – значимых делах  

Название социально – значимого дела

Дата

Степень участия класса (отдельных воспитанников) в процессе

Результат

1

«Всемирный День защиты животных»

Октябрь 2015 г.

100%

Все участники проекта

Подготовили  и подарили обучающимся 1 кл. медали с изображением животных.

Подготовили и показали экологическую сказку для обучающихся  начальной школы «Кошкин дом»

2.

«Вода России»

Октябрь 2015 г.

100%

Все участники проекта

Приняли участие во Всероссийском уроке

3.

«Всемирный День защиты животных»

Октябрь 2016 г.

100%

Экогруппа  «Красный десант»

Провели акцию в начальной школе ко Дню защиты животных

«Они нуждаются в нашей защите»;

Выпустили и развесили экологические листовки для жителей села;

4.

«Мы в ответе за тех кого приручили»

Сентябрь 2017г.

100%

Все участники проекта

 Провели благотворительную акцию совместно с родителями, уч –ся школы и студентами Самарского государственного социально-педагогического университета   (собрали  корма для животных приюта «Надежда» г. Самара)

5.

«День синиц»

Ноябрь 2015 г.,  2016 г.

 100%

Экогруппа «Зелёный патруль»

Подготовили и развесили в школьном дворе кормушки;

 выпустили экологические листовки для жителей села.

Подготовили и показали театрализованное представление для уч –ся 5 классов «Синичкин праздник».

6.

«Зимний сад»

Сентябрь - ноябрь

 2016 г.

100%

Все участники проекта

При поддержке родителей создали в классе «Зимний сад»

7.

«Цветы для школы»

Апрель 2016г.. 2017 г.

 100%

Все участники проекта

Вырастили рассаду цветов петуньи, бальзамина, сальвии,  бархатцев.

8.

«Весенний скворечник»

Март 2016г., 2017г.

 100% Экогруппа «Жёлтый дозор»

Изготовили и развесили скворечники совместно с родителями и старшеклассниками школы;

 создали  буклеты «Войди в природу другом» и раздали их уч -ся

9.

«Цветущий май»

Апрель 2016 г., 2017г.

 100%

Все участники проекта

Изготовили цветы из полиэтиленовых пакетов, которые украсили нашу колонну на митинге 9 мая;

Подарили цветы ветеранам

10.

«Войди в природу другом»

Май 2016 г.

 100%

Экогруппа «Красный десант

Разработали  памятки «Правила безопасного поведения  в природе» и раздали их уч –ся школы

11.

«Будь уютным, чистым, радостным наш любимый школьный двор!»

Апрель

2016 г.,2017г

 100%

 Все участники проекта

Провели экологический субботник

12.

 «Чистый берег»

Май 2016 г.. 2017г.

 100%

Все участники проекта

Провели акцию, убрали мусор на берегу водохранилища и на берегу реки Съезжая

13.

«С Днем рождения, Земля!»

Апрель 2017 г.г.

 100%

Все участники проекта

Подготовили и показали театрализованное представление

«Экологический светофор»

14.

«Добрый след»

Февраль 2014 г.

 100%

Все участники проекта

Подготовили солонцы для животных, заготовили корма и передали старшему егерю «Алексеевского» Самарского общества  охотников и рыболовов 

15.

Областная экологическая акция, посвящённая Международному Дню птиц

Апрель 2017г.

100%

Все участники проекта

Организовали конкурс и  рисунков и  выставку поделок «Птицы –наши друзья  для уч – ся начальной школы, 5 и 6 классов

16.

Областная экологическая акции «День Земли»

Май 2014 г.

 100%

Все участники проекта

Очищены от мусора школьные и пришкольные территории

17.

 «Только объединившись, мы сможем сделать наш дом чистым и экологически безопасным!»

Май 2017 г.

100%

Все участники проекта

Экологическое мероприятие совместно с родителями

18.

VII Областной конкурс социальных проектов органов ученического самоуправления «Будущее зависит от нас!», посвященного году Экологии.

Март 2017г.

100%  

Все участники проекта

Диплом III степени

Директор школы                         Е.А.Чередникова