конспекты ООД

Адиева Лейля Райшатовна

конспекты ООД воспитателя по обучению детей татарскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dlya_st.gr_bez_hezmet_yaratabyz.odt10.02 КБ
Файл itogovoe_zanyatie_st._gr.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по татарскому языку для старшей группы детей по теме «Без хезмәт яратабыз»

Возраст детей: 5-6 лет (старшая подгруппа)

Группа детей: старшая

Тема: «Без хезмәт яратабыз»

Максат: Информацион-коммуникатив технологияләр, уен-ситуацияләр, күргәзмәлелек кулланып тел өйрәнү, аралашу теләге тудыру.

Бурычлар: 1. Яшелчәләр темасы буенча балаларның сүз байлыгын булдыру, ныгыту.

2. Гади диалогта катнаша белү, сүзләрне отып алу аша хәтер, зиһен үстерү.

3. Татар теленә кызыксыну уяту.

Дәрес барышы

  1. Тәрбияче: Исәнмесез балалар!

Балалар: Исәнмесез.

Тәрбияче: Хәлләр ничек?

Балалар: Әйбәт, рәхмәт. Хәлләр ничек?

Тәрбияче: Әйбәт, рәхмәт. Ребята, сегодня я вам принесла наш волшебный мешок. Что лежит в мешке, вы должны угадать на ощупь.

        - Бу нәрсә?

        - Бу кишер (суган, бәрәңге, кишер, кыяр, кәбестә).

        -Кишер (суган, бәрәңге, кишер, кыяр, кәбестә) нинди?

        - Кишер (суган, бәрәңге, кишер, кыяр, кәбестә) тәмле (зур, кечкенә, баллы, чиста, пычрак, әче).

II.  Тәрбияче: Ребята, посмотрите кто к нам пришел. Это наши друзья Акбай и Мияу. Они пришли не с пустыми руками, а принесли нам корзины с овощами. Посмотрите и скажите, какие овощи они собрали с грядки? (работа с интерактивной доской)

        - Бу нәрсә?

        - Бу кишер (суган, кыяр, бәрәңге, кәбестә).

        Сана, ничә кишер (суган, кыяр, бәрәңге, кәбестә).

        6 кишер (1-6).

Тәрбияче: Найди соответствующую цифру и поставь ее под овощем, которой она подходит.

Тәрбияче: Скажите, какой овощ больше всего собрали Акбай и Мияу?

  1. Тәрбияче: Ребята, а что можно приготовить из овощей?
  • Салаты, супы, пюре, каши, второе.

Тәрбияче: Правильно. А давайте мы с вами сейчас сходим в магазин и купим овощи  и приготовим потом салат.

Сюжетно-ролевая игра «Кибет»

Диалог между детьми:

        - Исәнмесез.

        - Исәнмесез.

        - Нәрсә кирәк?

        - Кишер (суган, кыяр, помидор, кәбестә, бәрәңге) бир.

        - Нинди кишер (суган, кыяр, помидор, кәбестә, бәрәңге)?

        - Зур (кечкенә, чиста, тәмле).

        - Ничә кишер (суган, кыяр, помидор, кәбестә, бәрәңге)?

        -1 (1-10) кишер (суган, кыяр, помидор, кәбестә, бәрәңге).

        - Мә 1 зур (1-10) кишер.

        - Рәхмәт. Ничә сум?

        - 3 сум.

        - Сау булыгыз.

        - Сау булыгыз.

  1. Тәрбияче: Ребята, давайте сделаем салат. Нам понадобиться нож и разделочная доска. Сделаем салат из капусты.

Пальчиковая игра «Салат ясыйбыз».

Тәрбияче: Ребята, мы с вами молодцы. Собрали овощи, посчитали и даже сделали салат. Пришло время и веселиться. Предлагаю вам спеть хороводную песню про наш урожайный огород. Давайте выберем овощи считалкой.

         Кишер, кишер.

        Тәмле кишер,

        Зур кишер,

        Баллы кишер.

  1. Песня «Бар матур бакча»
  2. Ребята, у меня есть идея. Предлагаю вам сделать сюрприз для воспитателей. У вас в группе есть овощи? Давайте вы сейчас пойдете в группу и сделаете свой вкусный салат для ваших воспитателей и угостите их.



Предварительный просмотр:

Зурлар төркемендә “Уйный-уйный үсәбез” проекты буенча

татар теленнән йомгаклау дәресе

Максат:  Балаларның көндәлек тормышта татарча аралашуга алу күнекмәләрен ныгыту.

Бурычлар: 1. Сөйләм күнекмәләре формалаштыру.

2. Мөрәҗәгать итә белү, көндәлек яшәештә аралаша алуны камилләштерү.

3. Әдәпле итеп кара-каршы сөйләшә белү күнекмәләрен тәрбияләү.

Тема: Йомгаклау. Үткәннәрне кабатлау.

Җиһазлау: интерактив такта, төсле конвертлар, яшелчә кибете атрибутлары, таратма картинкалар, кафе атрибутлары, ноутбук

Белем бирү эшчәнлеге.

Тәрбияче: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Алсу. Она хочет вас пригласить вас в загадочную страну пазла.  Посмотрите на экран. Поздаровайтесь с ней.

Балалар:. Исәнме, Алсу. Хәлләр ничек?

Алсу: Әйбәт. Ребята, я сегодня хочу вам показать какая же эта стана пазла. Но чтобы увидеть ее, нам нужно разгадать каждую задачу разноцетного пазла.  Надеюсь мы с вами решить все задания и наконец увидем, какая же она страна пазла. Посмотрите,здесь разноцветные пазлы.  Выберите любимый цвет и выполните задание, которое находится под пазлом. Тогда картинка пазла откроется. Дарья выбери цвет. Нинди пазл?

Бала: Кызыл.

Тәрбияче: (Берет красный конверт и читает задание). Посмотрите на картинке и скажите что это, какой он и сколько? Бу нәрсә?

Бала: Бу аю. Аю зур, матур (кечкенә), чиста (пычрак), матур (ямьсез). 5 аю.

(Открывают каждую картинку и отвечают на вопросы).

Когда ребята ответят на вопросы, цвет пазла меняется и появляется маленькая часть картинки.

Алсу: Олег, выбери цвет другого пазла.

Бала: Яшел.

Тәрбияче: (Открывает зеленый конверт, где нарисован овощной магазин).

Ребята, чтобы картинка пазла раскрылась, нам нужно купить овощи для салата. Давайте с вами повторим считалку и выберем продавца магазина.

Балалар: Кишер кирәк,

                Суган кирәк,

                Бәрәңге кирәк.

                Барысы бик күп,

                Кәрзинеңә сал тизрәк.

Тәрбияче: Милана, кил монда.

Кибет уены.

Бала: Исәнмесез?

Сатучы: Исәнмесез. Нәрсә кирәк?

Бала: Суган бирегез әле.

Сатучы: Нинди суган?

Бала: Зур суган.

Сатучы: Ничә суган?

Бала: 5 суган.

Сатучы: Мә 5 зур суган.

Бала: Рәхмәт. Ничә сум?

Сатучы: 6 сум.

Бала: 1,2,3,4,5,6. Сау булыгыз.

Сатучы: Сау булыгыз. (диалог шул рәвешле 2-3 бала арасында дәвам итә).

Тәрбияче: Ребята, я предлагаю сделать из этих овощей витаминный салат и угостить Алсу.

Бала: Без кәбестә турыйбыз,

        Аннан аны тозлыйбыз,

        Аннан суын сыгабыз,

        Аннан тутырабыз,

        Тәлинкәгә салабыз.

        МММ, тәмле.

Алсу, мә салат аша.

Алсу: Рәхмәт, салат бик тәмле. Посмотрите, картинка на этом пазле тоже появилась. Становится все интересней. Какая же это страна пазлов. Данил выбери следующий цвет.

Бала: Ак.

Тәрбияче: (Открывает белый конверт). Ребята, здесь макеты мальчика и девочки. Нам надо одеть их на праздник. Аделия, одень на девочку желтое платье, красные туфли и белую шляпу.

Бала: Кыз, мә сары күлмәк ки, кызыл туфли ки, ак шләпә ки.

Тәрбияче: Гриша, одень на мальчика зеленую футболку, черные брюки, красивые кроссовки и белую безболку.

Бала: Малай, мә яшел футболка, кара чалбар, матур кроссовки, ак безболка.

Алсу: Вот и эту картинку открыли. У нас остается еще 3 цвета. Радмир, выбери цвет свой любимый.

Бала: зәңгәр.

Тәрбияче: В конверте нарисован экран. Внимание на экран. Ребята назовите каждый предмет на картинке и разложите их на свои места.

(сары зур тәлинкә, кызыл чинаяк, яшел кашык, кечкенә карават, куян йоклый, урындык, аю утыра). Өстәлдә нәрсә бар?

Бала: Чинаяк, кашык, тәлинкә бар.

Тәрбияче: Урындыкта нәрсә бар?

Бала: Урындыкта аю бар.

Тәрбияче: Караватта нәрсә бар?

Бала: Караватта куян бар.

Алсу: Молодцы. Мы открыли и эту картинку пазла. Артем, выбери следующий цвет.

Бала: Сары.

Тәрбияче: Открывает желтый конверт.  Ребята, здесь нарисован детское кафе. Помоему нам пора перекусить. Давайте пройдем в кафе. Присаживайтесь. Рома, Артур, Дарья я предлагаю вам побыть немного официантами этого кафе.

Дети надевают фартук, берут поднос и подходят к поситителям.

Бала: Исәнмесез.

Официант: Исәнмесез. Нәрсә кирәк?

Бала: Ботка, чәй, салат кирәк.

Официант: Мә ботка, салат аша. Мә чәй эч.

Бала: Рәхмәт. Ботка салат тәмле, чәй баллы. Сау булыгыз

Официант: Сау булыгыз. (диалогта 3 бала катнаша).

Тәрбияче: Ребята, вам понравилось в кафе.  Вспомним нашу веселую песню, о вкусной каше и супе.

Балалар: Без ашыйбыз тәмле аш,

Тәмле аш, тәмле аш.

Без ашыйбыз тәмле ботка,

Тәмле ботка, тәмле ботка.

Алсу: Здорово. Вот и раскрылась следующая картинка. Остался только один цвет. Андрей, назови, какой цвет мы еще не открыли?

Бала: Кара.

Тәрбияче: Открывает конверт. Ребята, здесь нарисован какой-то праздник. Кто сможет назвать, что это за праздник?

Балалар: Сабантуй.

Тәрбияче: Прекрасно. Мы сейчас с вами сможем немного поиграть. Какие игры этого праздника вы знаете?

Бала: Бег с мешком, бег с ложкой во рту, битье кувшина, искать монету в молоке..

Тәрбияче: Молодцы. Мы сейчас с вами поиграем в игру бег с мешком. Давайте разделимся на 2 команды. Игра – эстафета.

Алсу: Ура. Мы открыли все картинки. Посмотрите какая красивая, яркая, светлая страна появилась у нас на картинке. Вы молодцы. За ваши старания я хочу вам подарить такие же яркие шарики, как на картинки. Берите шарик и улыбнитесь. А я с вами прощаюсь, сау булыгыз балалар.

Балалар: Сау бул Алсу. Сау булыгыз апа.