Методические разработки

Циклы музыкальных занятий, направленные на всестороннее развитие детей, раскрытие музыкальных способностей по средствам синтеза разных видов искусств, который является основой формирования художественного вкуса,интереса к  музыкальному искусству и художественно-творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план интегрированных занятий по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия

Образовательные задачи

Содержание

Методическое обоснование

Взаимодействие с родителями

1

«Витаминная корзина»

1. Формировать и совершенствовать основные виды движений; активной двигательной деятельности.

2. Развивать у детей ощущение музыкальной фразы.

3. Различать и определять направление мелодии.

4. Учить детей четко произносить слова, запоминать текст. Петь эмоционально, с динамическими оттенками

5. Продолжать учить различать по тембру голоса детей.

6. Двигаться в соответствии с 2хчастной формой произведения

7. Учить детей ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки.

Запоминать правила игры

8. Предложить детям придумать свою композицию, используя знакомые движения.

Зрительный компонент:

– картинки с разным выражением лица

– музыкальная лесенка с фигуркой петушка

Литературный компонент:

– пословица «Если хочешь быть сильным»

Музыкальный компонент:

1. Музыкально-ритмические движения:

«Поезд» С. Найдененко, «Шаг с притопом» р.н.мелодия «Ах, вы сени»

2. Слушание:

«Сладкая греза» П.И. Чайковский

3. Пение. Распевание:

«Горошина» М. Красевой, «До, ре, ми» Н. Березняк, «К нам гости пришли» А. Александрова, «Журавли» С. Лившица

4. Музыкально-дидактическая игра:

«Догадайся, кто поет?»

5. Игра на музыкальных инструментах:

«Горошина» С. Красевой

6. Танцевальное творчество:

«Листочки» Д. Джойса

7. Музыкальная игра:

«Игра с бубном» укр.н. мелодия.

Методическое обоснование:

чтение пословиц, беседа, исполнительство, музыкально-дидактическая игра, творчество.

Формы:

путешествие по станциям на поезде. 

Буклеты о здоровьесберегающих технологиях

2

«Краски осени»

1. Познакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского, закрепить понятие музыкального жанра – вальс.

2. Воспринимать веселый, жизнерадостный характер песни, формировать доброе отношение друг к другу.

3. Учить петь выразительно, легким звуком, импровизировать слова ответа.

4. Упражнять в чистом интонировании повторяющихся звуков, поступенного движения.

5. Точно выполнять ритм. рис. в связи с изменением текста, правильно передавать мелодию.

6. Самостоятельно менять движения со сменой 2хчастной формы музыки. Соблюдать правила игры

Зрительный компонент:

– три иллюстрации с изображением сентября, октября и ноября.

Литературный компонент:

– Загадка об осени.

– Стихотворение «Приметы осени» Т. Шорыгина.

Музыкальный компонент:

1. Слушание:

«Вальс» Д. Кабалевского

2. Пение. Распевание:

«До, ре, ми» Н. Березняк, «Настоящий друг» П. Савельев

3. Музыкально-дидактическая игра:

«Я начну, а ты продолжи»

4. Танцевальное творчество:

«Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» Д. Джойса

5. Музыкальная игра:

«Будь ловким» М. Ладухина.

Методическое обоснование:

беседа, чтение стихов, исполнительство, импровизация, музыкально-дидактическая игра

Формы:

работа в группах и парах.

Выставка рисунков «Разноцветная осень»

(нарисовать вместе с детьми три осенние картины - ранняя, золотая и поздняя).

3

«Наша Армия сильна»

1. Воспитывать чувство гордости и уважение к защитникам Родины, обогащать знаниями о родах войск Российской армии.

2.Формировать умение определять черты жанра, как марш.

3. Учить слушать и определять характер произведения, понимать содержание.

4. Разучить припев песни, передавая её ритмический рисунок

игрой на барабане.

5. Побуждать детей передавать бодрый маршеобразный характер песни.

6.Учить детей выполнять движения свободными, мягкими руками. Отработка танцевального движения – прямой галоп.

7. Побуждать передавать игровые образы различного характера в соответствии с характером музыки

Зрительный компонент:

– Видео презентация «Наша Армия»

Литературный компонент:

– Стихи об Армии И. Токмаковой «Пилоты», «Пехотинцы», «Моряки».

Музыкальный компонент:

1. Музыкально ритмическое движение:

«Галоп» М. Витлина, «упражнения для рук» р.н.м. «Во саду ли в огороде»

2. Слушание:

«Наша Армия» А. Филипенко

3. Пение:

«Бравые солдаты» А. Филипенко, «Ты, не бойся мама» М. Протасова

4. Танцевальное творчество:

«Салют» В. Агафонникова

5. Музыкальная игра:

«Мы военные» Н. Сидельникова.

Методическое обоснование:

беседа, чтение стихов, исполнительство, импровизация, музыкально-дидактическая игра

Формы:

работа в группах и парах

Разучивание стихов с детьми об Армии И. Токмаковой

Подготовка костюмов (моряка, пилота и пехотинца)

Тема занятия

Образовательные задачи

Содержание

Методическое обоснование

Взаимодействие с родителями

4

«Наш любимый композитор»

творчество П.И. Чайковского

1. Закрепить знания детей о русском композиторе П.И. Чайковском; вспомнить ранее слушанные пьесы, познакомить с новым произведением композитора,

2. Учить различать характер музыки, понимать содержание пьес,

3. Побуждать детей к активному восприятию музыки: исполнению в движениях, игре на муз инструментах.

4. Развивать творческие способности детей.

Зрительный компонент:

– Видео презентация П.И. Чайковский,

– Видеоклип «Новая кукла» (мультипликация),

– Портрет композитора П.И. Чайковского.

Литературный компонент:

Стихотворение И. Вахрушевой «Музыка»

Музыкальный компонент:

1. Слушание:

«Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мужик на гармонике играет» П.И. Чайковский

2. Танцевальное творчество:

Пластический этюд «Сладкая греза», Танец с цветами «Вальс цветов» П.И. Чайковский

3. Игровое творчество:

«Баба Яга» П.И. Чайковский

4. Оркестрование:

«Вальс» П.И. Чайковский

Методическое обоснование:

Беседа, чтение стихов, исполнительство, импровизация, музыкально-дидактическая игра

Формы:

работа в группах и парах. 

Рекомендация для родителей «Как поддержать у ребенка интерес к музыке»

5

«Посиделки у Хозяюшки»

1. Учить детей менять движения в соответствии со сменой частей музыки. Учить детей определять

характер музыки.

2. Различать вариационное строение произведение, передавать его имитационными движениями.

3. Слушать песню нежного, лирического характера, воспитывать любовь к русской природе.

4. Развивать творческие способности детей, ладотональный слух.

5. Учить детей ходить простым хороводным и дробным шагом по кругу и в кружении.

 

 Зрительный компонент:

– карточки к музыкально-дидактической игре

Литературный компонент:

– загадки

Музыкальный компонент:

1. Музыкально ритмическое движение:

«Возле речки, возле моста» р.н.м.

2. Слушание

«Камаринская» П.И. Чайковский, «Ай, да березка» Т. Попатенко

3. Музыкально-дидактическая игра:

«Узнай настроение» Е. Тиличеевой

4. Песенное творчество:

«Колыбельная Ванечке»

5. Инсценирование песни:

«Как у наших у ворот» р.н.м.

6. Танцевальное творчество:

«Круговая пляска» В. Агафонникова

Методическое обоснование:

беседа,

исполнительство, музыкально-дидактическая игра, творчество.

Формы:

работа в группах и парах. 

Индивидуальная консультац

ия «Музыкальные и творческие способности вашего ребёнка».

6

«В гостях у Василисы»

1. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора.

2. Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

3. Закреплять у детей умение воспринимать веселую задорную весеннюю песню. умение петь в умеренном темпе, напевно.

4. Исполнять песни легким звуком. Добиваться выразительного исполнения в передаче музыкальных оттенков.

5. Познакомить с новыми движениями русской пляски.

Добиваться плавного перехода одного движения в другое. Познакомить с игрой, различать контрастные части музыки.

6. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами:

ц

ветные карандаши, акварель.

Зрительный компонент:

– Видео презентация «Русские народные инструменты»

Литературный компонент:

– Загадки о музыкальных инструментах

Музыкальный компонент:

1. Музыкально ритмическое движение:

«Учись плясать по-русски» р.н.м., «Подскоки» укр.н.м.

2. Слушание:

«Веснянка» укр.н.м.

3. Музыкально-дидактическая игра:

«Бай, качи» р.н.м.

3. Пение:

«Песенка о весне» Т. Бойко, «Бабушка моя» С. Насауленко

4. Игра на музыкальных инструментах:

Ритмический ансамбль «Веселые ложкари» р.н.м.

5. Танцевальное творчество:

Пляска «Веселые дети» гр. «Непоседы»

6. Художественное творчество:

«Пряники» дети расписывают гуашью

прянички из слоеного теста.

Методическое обоснование:

беседа, исполнительство, музыкально-дидактическая игра, творчество.

Формы: работа в группах и парах.

Выставка работ из соленого теста «Дымковская игрушка»

7

«Животные и птицы зимой»

1. Развивать художественные представления, воспитывать бережное отношение к природе.

2. Учить составлять рассказ на музыкальную пьесу.

3. Развивать способность передавать интонацией различные чувства.

4. Совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.

5.Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.

6. Побуждать передавать игровые образы различного характера в соответствии с музыкальным характером.

7. Учить моделировать из бумаги

фигуры птиц.

Зрительный компонент:

– иллюстрации «Птицы зимой»

– карточки к музыкально-дидактической игре

Литературный компонент:

Дети читают стихи о птицах, зимующих животных.

Музыкальный компонент:

1. Слушание:

«Почему медведь зимой спит»

2. Музыкально-дидактическая игра:

«Птенчики и птицы» Е. Тиличеева.

3. Песенное творчество:

«Зайка, зайка, где бывал?»

4. Танцевальное творчество:

Этюд «Воробьи на солнышке»

5. Игровое творчество:

«Зайцы и …..» (придумывают дети)

6. Конструирование:

«Снегири» Оригами (дети делают из бумаги птичек снегирей и сажают на ветку рябины).

Методическое обоснование:

беседа, исполнительство, музыкально-дидактическая игра, творчество.

Формы:

работа в группах и парах. 

Выставка работ

«Снегири на ветке». 

8

«Клоун в гостях у ребят»

1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого,

задорного характера.

2. Развивать умение высказываться об образном содержании песни, различать средства музыкальной выразительности3. Совершенствовать умение легко и ритмично выполнять подскоки.

4. Учить передавать в шаге простой ритмический рисунок.

5.Упражнять детей в чисто интонировании квинты вверх вниз.

6. Закреплять умение точно начинать петь после вступления, петь ласково, напевно, допевая долгие звуки. Учить брать дыхание между фразами.

7.Побуждать детей самостоятельно, эмоционально

передавать игровой образ.

Зрительный компонент:

– видео презентация «Клоуны»  

– музыкально-дидактические пособия

Литературный компонент:

– беседа о клоунах

Музыкальный компонент:

1. Музыкально ритмическое движение

«Петушок» р.н.м., «Подскоки» укр.н.м.

2. Слушание:

«Клоуны» Д. Кабалевский

3. Музыкально-дидактическая игра:

«Тихо – громко» Е. Тиличеева

4. Пение. Распевание:

«Курица» Е. Тиличеева, «Саночки» А. Филипенко, «Дед Мороз» В. Варламова

5. Игровое творчество:

«Повтори за мной»

Методическое обоснование:

беседа, исполнительство, музыкально-дидактическая игра, творчество. Формы:

работа в группах и парах.

Анкетирование

«Насколько музыкальна ваша семья»

9

«Мечта»

1. Продолжать знакомство с творчеством композитора П.И. Чайковского.

2. Углублять эмоциональную отзывчивость на пьесы различного характера.

3.Учить детей самостоятельно определять характер, средства выразительности, различать оттенки настроений музыкального произведения

4. Развивать фантазию, воображение, творческие

способности в танцевальной

деятельности.

Зрительный компонент:

– Портрет П.И. Чайковского

Литературный компонент:

– Стихи об осени, зиме.

Музыкальный компонент:

1. Слушание:

«Сладкая греза», «Вальс» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковский

2. Танцевальное творчество:

«Танец с листьями», «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковский

3. Художественное творчество:

«Мечта» – рисование акварелью.

Методическое обоснование: беседа, исполнительство, музыкально-дидактическая игра, творчество.

Формы:

работа в группах и парах.

Выставка рисунков «Моя мечта».

10

«День матери»

1. Познакомить детей с особенностями изображения образа матери в

музыкальных произведениях

2. Побуждать вслушиваться в музыкальные интонации, воспринимать глубину чувств музыкального языка.

3. Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к маме.

4. Учить сочинять и выразительно исполнять песни о маме.

5. Упражнять в чистом пропевании мелодии построенную на двух звуках. Правильно передавать ритмический рисунок попевки.

6. Совершенствовать умение двигаться в парах. Воспитывать чувство партнерства.

7. Побуждать к выразительным импровизациям знакомых детям танцевальных движений в свободной пляске.

 Зрительный компонент:

– Видео слайды: «Картины о материнстве»

Литературный компонент:

– Стихи о маме

Музыкальный компонент:

1. Слушание:

«Ave-Maria» Ф. Шуберт

2. Музыкально-дидактическая игра:

«Песенка лесенка» Е. Тиличеева

3. Пение. Распевание:

«Гуси-гусенята» А. Александрова, «Песенка о маме» А. Филипенко, «Настоящий друг» С. Савельева

4. Игра на музыкальных инструментах:

«.Дождик» р.н.м

5. Танцевальное творчество:

«Веселые дети» лит.н.м обр. А. Агафонникова

6. Музыкальная игра:

«Вместе мы одна семья» р.н.м.

Методическое обоснование беседа, исполнительство, музыкально-дидактическая игра, творчество.

Формы:

работа в группах и парах.

Выставка-проект «Моя мамочка».

Конспекты интегрированных занятий по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие №1

Тема «Витаминная корзина»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: Закрепить знание о здоровье, знания детей о фруктах и показывать форму (круглую), цвет, вкус. Активизировать словарь детей.

Образовательные задачи:

1. Дать детям общее представление о "Здоровье", здоровом человеке.

2. Воспитывать чувство любви к себе, к людям, к жизни; способствовать формированию положительных эмоций.

3. Формировать и совершенствовать основные виды движений; активной двигательной деятельности.

4. Учить детей ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки.

5. Развивать у детей ощущение музыкальной фразы.

6. Учить детей различать и определять направление мелодии.

7. Учить детей четко произносить слова, запоминать текст. Петь эмоционально, с динамическими оттенками

8. Продолжать учить различать по тембру голоса детей.

9. Двигаться в соответствии с 2хчастной формой произведения. Запоминать правила игры

10. Предложить детям придумать свою композицию, используя знакомые движения

Музыкальный ряд:

1. Музыкально-ритмические движения: «Поезд» С. Найдененко, «Шаг с притопом» р.н.м. «Ах, вы сени»

2. Слушание: «Сладкая греза» П.И. Чайковский

3. Пение. Распевание: «Горошина» М. Красевой, «До, ре, ми» Н. Березняк, «К нам гости пришли» А. Александрова, «Журавли» С. Лившица

4. Музыкально-дидактическая игра: «Догадайся, кто поет?»

5. Игра на музыкальных инструментах: «Горошина» С. Красевой

6. Танцевальное творчество: «Листочки» Д. Джойса

7. Музыкальная игра: «Игра с бубном» укр.н. мелодия

Оборудование к занятию: ноутбук с колонками, флешка.

Материал: мешочек с муляжами фруктов, металлофон, ударные инструменты, бубен, письмо – конверт, бумажные осенние листики.

Зрительный ряд: картинки с разным выражением лица, лесенка с фигуркой петушка

Литературный ряд: пословица «Если хочешь быть сильным»

Словарная работа: валеология, греза – мечта, характерные особенности фруктов (форма, цвет и т.д.), композитор П.И. Чайковский.

Предварительная работа: Импровизация движений «Листочки».

Взаимодействие с родителями: Буклеты о здоровьесберегающих технологиях.

Организация образовательного пространства:

1 – танцевальное пространство,

2 – пространство для исполнительства, для беседы и восприятия музыки,

3 – пространство для игрового творчества.

Краткий сценарий занятия:

Путешествие на поезде по станциям. Итак, внимание! Поезд отправляется! (звучит музыка «Поезд» С. Надененко – аудиозапись)

Первая станция «Движение – жизнь»

«Шаг с притопом» р. н. м. «Ах, вы сени». Конец фразы отмечают хлопками, тремя притопами. Шаги выполняют с продвижением вперед. Вопрос детям - что означает пословица: «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». (Ответы детей.) Воспитатель обобщает ответы детей.

Аэробика «Зверобика».- по окончании дети занимают места в «поезде».

Станция «Мечта».

Доктор Пилюлькин прислал письмо с игрой «Валеология» (дети желают друг другу здоровья)

«валеология» – это наука о здоровье человека.

композитор П.И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Сладкая греза» (греза – это мечта), дети мечтают каждый о своем под музыку

Слушание: «Сладкая греза» П.И. Чайковского

Станция «Хорошее настроение» – детям прпредлагается подумать, почему станция так называется. (Ответы детей.)

Пение: Распевание: «Горошина» М. Карасевой, «До, ре, ми» Н Березняк

(по лесенке дети водят петушка в соответствии с направлением мелодии)

«К нам гости пришли» А. Александрова (узнать песню по ритму, петь естественным голосом, напевно, разучивание 1 куплета).

«Хоровод с Осенью» П. Витлина (слова Осени исполняет дети – солисты. Все поют вопрос к Осени. Запев поют умеренно громко, припев – чуть громче, без напряжения).

«Журавли» С. Лившица (из нескольких картинок с разным выражением лица выбирают соотв. характеру музыки. Самостоятельное исполнение).

Музыкально-дидактическая игра «Догадайся, кто поет?» (вызываются дети, не участвовавшие ранее в игре).

Игра на музыкальных инструментах «Горошина» М. Карасевой (пропевая попевку прохлопывают ритм, играют на ударных инструментах, металлофоне и бубнах).

 «Игра с бубном» укр. н. мелодия. (под музыку передают бубен по кругу, как музыка остановилась у кого бубен, тот показывает спортивное упражнение – дети повторяют).

Последняя станция «Витаминка». Проводится беседа о витаминах.

Игра «Волшебный мешочек» (муляжи фруктов, музык. руководитель описывает вместе с детьми форму (круг), цвет, вкус, характерные особенности фруктов).

Игра "Назови по описанию" на ощупь». (дети угадывают на ощупь фрукт, называют его и описывают характерные особенности).

Танцевальное творчество «Листочки» Д Джойса (дети с бумажными листьями импровизируют танец)

В конце занятия вывод о зарядке, о фруктах и овощах, о дружбе «Давайте будем всегда здоровыми, веселыми, жизнерадостными и дружными».

Звучит песня «Здоровье в порядке», дети выходят из зала.

Методическое обоснование. Чтение пословиц, беседа, исполнительство, музыкально-дидактическая игра.

Формы: путешествие по станциям на поезде.

Занятие №2

Тема «Краски осени»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: Обобщить представление детей о признаках осени, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений, чтении стихов.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского, закрепить понятие музыкального жанра – вальс.  

2. Воспринимать веселый, жизнерадостный характер песни, формировать доброе отношение друг к другу.

3. Учить петь выразительно, легким звуком, импровизировать слова ответа.

4. Упражнять в чистом интонировании повторяющихся звуков, поступенного движения.

5. Точно выполнять ритм. рис. в связи с изменением текста, правильно передавать мелодию.

6. Самостоятельно менять движения со сменой 2хчастной формы музыки. Соблюдать правила игры.

Музыкальный ряд:

1. Слушание: «Вальс» Д. Кабалевского

2. Пение. Распевание: «До, ре, ми» Н. Березняк, «Настоящий друг» П. Савельев

3. Музыкально-дидактическая игра: «Я начну, а ты продолжи»

4. Танцевальное творчество: «Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» Д. Джойса

5. Музыкальная игра: «Будь ловким» М. Ладухина

Оборудование к занятию: ноутбук с колонками, флешка.

Материал: Осенние листья, иллюстрации с разной осенью.

Зрительный ряд: три иллюстрации с изображением сентября, октября и ноября.

Литературный ряд: Загадка об осени.

Стихотворение «Приметы осени» Т. Шорыгина.

Словарная работа: Ранняя осень – это преобладание зеленого и немного желтого цвета. Золотая – желтый, красный, оранжевый и немного зеленого, а поздняя – белый или серебристый; характер музыки (стремительный, страстный, бурный, или плавный, воздушный, лиричный); : композиторы – «песенники» (кто они такие);

Предварительная работа: Импровизация движений «Листочки»

Взаимодействие с родителями: детям дома с родителями нарисовать три осенние картины (ранняя, золотая и поздняя).

Организация образовательного пространства:

1 – танцевальное пространство,

2 – пространство для исполнительства, для беседы и восприятия музыки,

3 – пространство для игрового творчества.

Краткий сценарий занятия:

Дети входят в зал композиция с листьями «Вальс» Е. Дога.

Загадка «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья, Она птиц к югу отправляет, она же и деревья раздевает, Ребята, когда это бывает? Осенью!

Дети рассматривают три иллюстрации с изображением сентября, октября и ноября. Проводится беседа о признаках осени ранней, золотой и поздней.

Дети читают стихотворение «Приметы осени» Т. Шорыгина.

«Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни на дорожку упадет.

Это – первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их накроет тень, станет пасмурней река.

Третья верная примета: Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны, лягут влажные туманы,

А потом, уж жди не жди, – Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь, значит, наступила осень

Слушание: «Вальс» Д. Кабалевского. Дети описывают характер музыки (стремительный, страстный, бурный, или плавный, воздушный, лиричный).

Понятие: композиторы – «песенники» (кто они такие).

исполним наши знакомые песни.

Пение: Распевание: «До, ре, ми» Н. Березняк, «Хоровод с Осенью» П. Витлина, «Настоящий друг» П. Савельева,

Музыкальный руководитель: расскажу историю, которая случилась с маленьким ветерком.

«Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» Д. Джойса

Музыкальный руководитель: «Однажды нежный летний Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежит через парк, в котором жили его друзья – листочки. Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер». (Дети бегают врассыпную по залу, останавливаются, поднимают листья, далее дети импровизируют в соответствии с текстом).

Музыкально-дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи» (каждому

ребенку предлагается разное задание – мелодия, танцевальное движение, стишок)

Обобщение занятия: Вот и пришло время прощаться. Давайте вспомним, что мы делали, сегодня на занятии и что вам больше всего понравилось (ответы детей).

Музыкальный руководитель предлагает детям дома с родителями нарисовать три осенние картины. Под музыку прощается с детьми, дети уходят.

Методическое обоснование. Беседа, чтение стихов, беседа, исполнительство, импровизация, музыкально-дидактическая игра

Формы: работа в группах и парах.

Занятие № 3

Тема «Наша Армия сильна»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: Воспитывать патриотические чувства через содержание произведений искусства, чувство гордости к защитникам Отечества, уважение к воинам, стремление мальчиков быть похожими на них

Образовательные задачи:

1. Воспитывать чувство гордости и уважение к защитникам Родины, обогащать знаниями о родах войск Российской армии.

2. Формировать умение определять черты жанра, как марш.

3. Учить слушать и определять характер произведения, понимать содержание.

4. Разучить припев песни, передавая её ритмический рисунок игрой на барабане.

5. Побуждать детей передавать бодрый маршеобразный характер песни.

6.Учить детей выполнять движения свободными, мягкими руками. Отработка танцевального движения – прямой галоп.

7. Побуждать передавать игровые образы различного характера в соответствии с характером музыки.

Музыкальный ряд:

1. Музыкально ритмическое движение: «Галоп» М. Витлина, «упражнения для рук» р.н.м. «Во саду ли в огороде»

2. Слушание: «Наша Армия» А. Филипенко

3. Пение: «Бравые солдаты» А. Филипенко, «Ты, не бойся мама» М. Протасова

4. Танцевальное творчество: «Салют» В. Агафонникова

5. Музыкальная игра: «Мы военные» Н. Сидельникова

Оборудование к занятию: мультимедийное оборудование, ноутбук с колонками, флешка.

Материал: барабан, ленты разного цвета, пилотки, морские пилотки, фуражки, пилотки летчиков.

Зрительный ряд: Видео презентация «Наша Армия»

Литературный ряд: Стихи об Армии И. Токмаковой «Пилоты», «Пехотинцы», «Моряки».

Словарная работа: Кавалеристы, рода войск - ракеты, танки, самолеты, и корабли.

Предварительная работа: подготовка видео презентации «Наша Армия»

Разучивание стихов об Армии И. Токмаковой «Пилоты», «Пехотинцы», «Моряки».

Взаимодействие с родителями: Разучивание стихов с детьми об Армии И. Токмаковой.

Организация образовательного пространства:

1 – танцевальное пространство,

2 – пространство для исполнительства, для беседы и восприятия музыки,

3 – пространство для игрового творчества.

Краткий сценарий занятия:

Дети входят в зал под военный марш «Наша Армия» А. Филиппенко

Беседа о празднике 23 февраля.

Видео презентация «Наша Армия»

Слушание «Наша Армия» А. Филиппенко - разучивание припева

«Будем в Армии служить, будем Родину хранить,

Чтобы было нам всегда хорошо на свете жить!»

Пение: «Бравые солдаты» А. Филиппенко – отработка дикции 1,2 куплета.

– А воины, которые скачут на конях, как называются? – Это отважные кавалеристы. «Командир наш впереди, ловко он в седле сидит!

Конь под ним горячий, ловко, ловко скачет!»

Упражнение «Галоп» М Витлина (отработка движения – прямой галоп), Упражнение для рук» р. н. м. «Во саду ли в огороде»

Беседа о родах войск ( ракеты, танки, самолеты, корабли. Мальчики одевают пилотки летчиков, моряков, пехотинцев.

Построение «Наша Армия» А. Филиппенко

Чтение стихов: об Армии И. Токмаковой

Пилоты:

У пилота на фуражке золотятся крылья птицы

И, как небо голубое и погоны, и петлицы.

Пехотинцы:

За ними пехотинец идет молодой.

Звезда на пилотке, ремень со звездой.

Моряки:

Смотрит матрос в полосатой тельняшке.

Матрос в бескозырке, и якорь на пряжке.

Танцевальное творчество «Салют» – мальчики с флажками, девочки с ленточками.

Обобщение занятия: стихотворение С. Малкова:

«Благодарим солдаты вас, за жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом, за мир, в котором мы живем!»

Музыкальный руководитель предлагает детям предлагает детям в группе с воспитателем сделать подарки дедушкам, папам к празднику.

дети уходят.

Методическое обоснование. Беседа, чтение стихов, исполнительство, импровизация, музыкально-дидактическая игра

Формы: работа в группах и парах.

Занятие № 4

Тема «Наш любимый композитор»

Творчество П. И. Чайковского.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: Вызывать эмоциональную реакцию на музыку П.И. Чайковского.

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о русском композиторе П.И. Чайковском; вспомнить ранее слушанные пьесы, познакомить с новым произведением композитора.

2. Учить различать характер музыки, понимать содержание пьес.

3. Побуждать детей к активному восприятию музыки: исполнению в движениях, игре на муз инструментах.

4. Развивать творческие способности детей.

Музыкальный ряд:

1. Слушание: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мужик на гармонике играет» П.И. Чайковский

2. Танцевальное творчество: Пластический этюд «Сладкая греза», Танец с цветами «Вальс цветов» П.И. Чайковский

3. Игровое творчество: «Баба Яга» П.И. Чайковский

4. Оркестрование; «Вальс» П.И. Чайковский

Оборудование к занятию: мультимедийное оборудование, портрет композитора П.И. Чайковского, ноутбук с колонками, флешка.

Материал: музыкальные инструменты (колокольчики, барабаны, бубны), цветы, костюм Бабы Яги, иллюстрации.

Зрительный ряд: Видео презентация П.И. Чайковский, Видеоклип «Новая кукла» (мультипликация), портрет композитора П.И. Чайковского.

Литературный ряд: Стихотворение И. Вахрушевой «Музыка»

Словарная работа: композитор, музыка народная композиторская,

Предварительная работа: подготовка видео презентации о творчестве П.И. Чайковского и видеоклипа (мультфильма) «Новая кукла»

Взаимодействие с родителями: Рекомендация для родителей «Как поддержать у ребенка интерес к музыке»

Организация образовательного пространства:

1 – танцевальное пространство.

2 – пространство для исполнительства, для беседы и восприятия музыки.

3 – пространство для игрового творчества.

Краткий сценарий занятия:

Звучит пьеса «Болезнь куклы» вопросы о кукле и ее болезни

Видеоклип «Новая кукла» (мультипликация)

Беседа о великом русском композиторе П.И. Чайковском

Видео презентация П.И. Чайковский

Пластический этюд «Сладкая греза» - плавные движения рук.

Творчество: Танец с цветами «Вальс» Чайковского

- дети исполняют произвольный танец, затем ставят цветы в вазу

Игра на детских музыкальных инструментах «Вальс» Чайковского

- поможем мелодии зазвучать еще краше, звонче и милее. Перед вами на столе колокольчики, барабаны, бубны. Выберите те инструменты, которые подойдут к нежному звучанию «Вальса»

Русский народный мотив в музыке композитора:

Слушание «Мужик на гармонике играет» пьеса звучит важно, тяжело – гармонь большая, в музыке много повторов.

-«Камаринская» (русская пляска) пьеса легкая, задорная, плясовая.

-А это кто? Как вы думаете?» (звучит отрывок пьесы «Баба Яга»)

Творчество «Баба Яга» П.И. Чайковского (дети по желанию показывают характерные движения сказочного персонажа)

Обобщение занятия: Музыка П.И. Чайковского

Звучит, всех нас звучаньем удивит.

Мягкая, душевная, легкая, напевная.

Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство, о

Осторожно, осторожно – не вспугнуть бы нам его!

Пусть льется музыка рекой

Будем, музыка, дружить с тобой! (Стихи И. Вахрушевой)

(под музыку П.И. Чайковского дети выходят из зала)

Методическое обоснование. Беседа, чтение стихов, исполнительство, импровизация, музыкально-дидактическая игра

Формы: работа в группах и парах.

Занятие № 5

Тема «Сказка «По щучьему веленью»

Сценарий кукольного театра с мюзиклом и использованием ИКТ

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: Вызвать эмоциональную отзывчивость на русскую народную сказку.

Образовательные задачи:

1. Формировать представления об образной природе музыки (музыкальные характеристики героев сказки)

2. Познакомить с национальными калоритами в музыке

3. Побуждать к песенной, речевой, танцевальной импровизации

4. Учить свободно владеть куклами

5. Развивать умение петь легким, звуком чисто интонируя. Упражнять в четкости дикции

6. Упражнять в выразительной импровизации известных детям движений в танцах, стремиться к искренности движений в соответствии с характером музыки

Музыкальный ряд:

1. Танец скоморохов р.н. мелодия «Гусачёк»

2. Русская народная песня «Ах, вы сени»

3. Таней ведер р.н. мелодия «Плясовая»

4. Цыганский танец

5. Восточный танец

6. Песня «Соловей, соловей пташечка»

7, Песня «Ой, как было у царя, у гороха» муз. Д. Дубравина

Оборудование к занятию: мультимедийное оборудование, ноутбук с колонками, флешка, ширма

Материал: презентация, кукольный театр (Емеля, матушка, Несмеяна, царь, няня, глашатай, рыбка-щука), костюмы героев ( скоморохи, ведра, воевода с солдатами, цыганские, восточные, Емели и Несмеяны)

Зрительный ряд: видео презентация(оформление к сказке)

Литературный ряд: стихи и диалоги из р.н. сказки «По щучьему веленью»

Предварительная работа: подготовка видео презентации, разучивание ролей, изготовление атрибутов (дрова, сани, печь, ведра)

Взаимодействие с родителями: подготовка костюмов, разучивание ролей с детьми

Краткий сценарий сказки:

Вместо ширмы в центре зала экран (для презентации). Куклы двигаются поверх экрана

Часть 1 – Танец скоморохов (р.н. мелодия «Гусачек»)

Идет Емеля (кукла) с ведрами и поет песню «Ах, вы сени»

Рубит прорубь, зачерпывает воду и ловит щуку

Щука говорит волшебные слова «По щучьему веленью, по моему хотенью»

Танец ведер (р.н.м. «Плясовая»)

Емеля садится в сани и едет и поет песню «Ах, вы сени»

Топор рубит дрова, пила пилит, дрова летят и складываются в сани, веревочка их перетягивает.

Глашатай – Кто Царевну Несмеяну рассмешит, потешит!

Часть 2 – Царские палаты. Сидит Несмеяна и плачет. Входит нянька, Царь

уговаривают её не плакать.

Приезжают гости, чтобы развеселить царевну

Цыганский танец

Восточный танец

Часть 3 – Воевода и 3 солдата идут к Емеле и поют песню «Соловей, соловей пташечка!»

Емеля лежит на печи и играет на балалайке (кукла). Воевода подходит к ширме, к Емеле и уговаривает пойти к царю и рассмешить царевну.

Емеля «По щучьему веленью, по моему хотенью – Пусть пляшет войско царское!»

Емеля играет на балалайке «Барыню», а воевода и солдаты танцуют

Воевода (танцуя) Пожалей, Емеля!

Песня «Ой, как было у Царя, у гороха» муз. Д. Дубравина

Часть 4 – Царский дворец. Емеля въезжает на печке и играет на балалайке.

Емеля – Здравствуйте, что ли!

Царь – Это что, ты Емеля и есть?

Емеля – «По щучьему веленью, по моему хотению – Смейся Царевна!»

Несмеяна – А я все равно не буду смеяться!

Емеля – Нет, будешь! А теперь еще и танцуй!

Емеля играет на балалайке, а Несмеяна танцует и смеется.

Несмеяна – Ой, хорошо-то как! Мне так весело никогда не было!

Емеля – А давай убежим отсюда?

Несмеяна – Да как же, убежишь отсюда!

А как бы мне хотелось на мир взглянуть

Емеля – Ну тогда держись за меня.

« По щучьему велению, по моему хотению, пусть мы сейчас же очутимся в лесу»

Часть 5 – Емеля и Несмеяна выходят перед ширмой.

Несмеяна – Ой, красота-то какая!

Флер – моб «Добрые сказки» муз. Д. Дубравина

Методическое обоснование: инсценирование русской народной сказки, диалоги, чтение стихов, исполнительство (песня, танец), импровизация, работа с куклами

Формы: работа в группах и парах и индивидуально.

             Целью комплекса занятий оздоровительной направленности является повышение уровня развитости музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.

             Выбор содержания, форм и методов организации музыкально-игровой деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей музыкально-творческих способностей, что было выявлено в процессе исследовательской работы и в результате анализа продуктов музыкально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр

Игра «Озорное эхо»

Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.

Ход игры: Дети стоят по кругу, педагог в центре круга с мячом. (Мячик – эхо, разрисованный с одной стороны веселым смайликом (солнышком), а с другой – грустным (тучкой)). Педагог бросая мячик кому-либо из детей пропевает его имя или слово весело или грустно по мячику. Ребенок должен пропеть свое имя в том настроении в котором спел ему педагог (повторить интонацию педагога).

Игра «Колокольцы-бубенцы»

Цель: развитие вокального тембрового слуха.

Ход игры: Дети, взявшись за руки, идут по кругу (в хороводе). Исполняют попевку. В центре круга стоят два водящих: у одного завязаны глаза, а у другого в руках колокольчик или бубен. По окончании попевки ребёнок с завязанными глазами должен поймать ребёнка с колокольчиком и угадать кто он (ребёнок).

Игра «Угадай инструмент»

Цель: развитие тембрового слуха в сочетании концентрации внимания.

Ход игры: Дети, сидя полукругом перед столом, на котором находятся картинки с изображениями различных инструментов. Педагог предлагает детям прослушать звучание различных музыкальных инструментов. Дети должны выбрать карточку с изображением этого инструмента. Далее педагог предлагает прослушать музыкальное произведение и определить какие музыкальные инструменты звучали в произведении (показать карточки и изображением инструментов).

Игра «Игра с платочком»

Цель: развивать реакцию на смену динамических оттенков.

Ход игры: Дети стоят или сидят на стульчиках в кругу в руках разноцветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, пол тихое – прячут платочки за спину. Невнимательные дети выбывают из игры. (В.А. Моцарт вариации из оперы «Волшебная флейта»).

Игра «Угадай мелодию»

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Ход игры: Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни. Ребёнок угадывает название песни и прохлопывает её ритм. Можно использовать различные детские ударные инструменты, для поддержания интереса детей к игре.

Игра «Ритмический оркестр»

Цель: учить детей одновременно петь и играть на детских музыкальных инструментах.

Ход игры: Дети стоят или сидят на стульчиках подгруппами по форме квадрата в руках детские музыкальные инструменты. В центре квадрата стоит ребёнок – дирижёр. Все дети исполняют песню. По указанию дирижёра, обращённому к той или иной подгруппе детей, дети исполнят этот фрагмент песни на детских музыкальных инструментах и поёт.

Игра «Верные друзья»

Цель: учить детей согласовывать и менять свои танцевальные движения при восприятии многочастного музыкального произведения.

Ход игры: Под вариации русской народной мелодии «Ах, вы сени» дети в парах импровизируют танцевальные движения, самостоятельно меняя движения со сменой вариации.

Игра «Потанцуй со мной, дружок»

Цель: формировать у детей представления о видах танцев: полька, вальс. На основе танцевальных движений.

Ход игры: Педагог делит детей на две подгруппы, которые стоят друг против друга. Каждой команде предлагается музыкальный фрагмент (вальс или полька), дети должны исполнить те танцевальные движения, которые характерны этому танцу.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр: