Методическая работа

Елена Викторовна  Винник

На данной странице помещены различные  работы, фото и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской и проектной деятельности в учреждении дополнительного образования: проблемы и способы их решения

(из опыта работы БОУ ДО города Омска «Дом творчества «Кировский»)

Детство – пора жизни, имеющая самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении одарённых, талантливых детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь виды  занятий соответствовали бы  их способностям.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, времени их освоения с учётом индивидуальных наклонностей.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – одно из направлений работы БОУ ДО г. Омска «ДТ «Кировский».  На протяжении многих лет педагоги дополнительного образования, организуя учебно-исследовательскую и проектную деятельность, становятся организаторами познавательной деятельности учащихся, результатом которой становятся успехи и достижения детей (победители лауреаты, участники городских и всероссийских конференций).

Среди задач, над реализацией которых работает наш коллектив, можно выделить следующие:

- формирование активной позиции учащихся к самостоятельному  поиску знаний;

- развитие познавательного интереса учащихся, желания открывать для себя что-то новое;

-  выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской и проектной деятельности;

- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках реализации проекта «Через тернии к звёздам»; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

- активизация творческого потенциала педагогов через взаимообогащение опытом;

- формирование сообщества педагогов  для обучения проектной и исследовательской деятельности в рамках    действующего методического объединения.

Проект “Через тернии   к звёздам” задуман в целях интеллектуально-творческого развития учащихся через организацию интеллектуальной  проектной и исследовательской деятельности. В рамках проекта  проходят интеллектуальные, творческие конкурсы, а также конференции.

С целью создания условий для активного включения педагогов и их учащихся  в учебно-исследовательскую и проектную деятельность организована  работа методического объединения педагогов ДТ, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью с детьми.

В рамках работы методического объединения педагоги выявили ряд проблем и определили шаги для их решения.

Одной из проблем явилась низкая мотивация детей к исследованию. Многие учащиеся считают исследовательскую деятельность сложной и непонятной. Для решения данной проблемы  решено было систематизировать учебно-исследовательскую деятельность. Был составлен примерный план работы на год, в котором заложены занятия теоретические и практические. Учащиеся не только постигают теоретические основы исследования, но и включаются в практическую деятельность, проводя опыты, эксперименты, наблюдения.

Второй проблемой стала сама организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в детском коллективе. Для её решения было организовано методическое объединение педагогов, занимающихся подобной деятельностью. Составлен план работы на год.

В рамках работы МО проведены семинары-практикумы, представлен опыт работы  педагогов учреждения.

***

Из опыта работы

педагога дополнительного образования

Винник Е. В.

Одним из модулей образовательной программы «Познаём, творим, исследуем» является модуль «Юный исследователь», который  предназначен для обучающихся 7-11 лет,  интересующихся исследовательской и проектной деятельностью.

Содержание модуля направлено  на формирование оргдеятельностных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. А также на занятиях формируются креативные  качества: гибкость ума, терпимость к противоречиям,  критичность, наличие собственного мнения, коммуникативных качеств.

Очень важной в организации исследовательской работы является индивидуальная работа педагога с учащимся, основанная на личностном подходе, сотрудничестве и сотворчестве.

Вначале работаем по тетради А. И. Савенкова «Я – исследователь».  Дети имеют возможность самостоятельно определять цели, задачи, методы  исследования и др.

Решаем проблемные задачи с применением различных методов: анкетирования, опыта, наблюдения, эксперимента.

Часто тема для исследования зарождается в ходе решения различных задач.

Работая по плану, учащиеся «проживают» каждый этап исследования.

Самым сложным является подбор необходимой литературы и её анализ. На данном этапе подключаются родители и педагог, т. к. без помощи взрослого ребёнку сложно ориентироваться в большом количестве источников информации.

А вот на этапе практической работы дети больше проявляют самостоятельности и креативности. Тут, самое главное, направлять ребёнка к цели исследования, поддерживать его.

Если цель и задачи исследования, как правило, учащийся формулирует совместно со взрослыми, то выводы старается делать самостоятельно.

Большое внимание уделяем оформлению работы. У каждого ребёнка есть памятка по оформлению работы  и подготовке к публичному выступлению. Памятку составляем  совместно на занятиях.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся на этапе определения темы работы. И в ходе проведения исследования придерживаются данных критериев.

Всегда готовимся к публичной защите работы: вначале выступаем на занятии, потом – перед родителями или ребятами других групп и только после этого выходим на конкурс.

Ежегодно ребята становятся лауреатами и победителями городских и всероссийских конкурсов. В 2015-2016 году – 2 лауреата и 6 участников городского конкурса и 11 победителей всероссийского конкурса.

Но главный результат – это приобретение проектных и исследовательских навыков, повышение мотивации к исследовательской и проектной деятельности.

***

Из опыта работы организации

учебно-исследовательской деятельности

в детском объединении «Юный эколог»

педагога дополнительного образования Астафьевой Г.Н.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста и считаю, что именно в этом возрасте дети - это неутомимые, прирожденные и старательные исследователи.

 На первом этапе, стараюсь выявить группу детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, при этом немаловажное значение имеет помощь и поддержка родителей в исследовательском поиске.  Без поддержки взрослых ребенку будет трудно справиться с этой работой. Но помощь должна быть деликатной, должна носить  лишь направляющую функцию.

Предоставляю возможность детям самим выбрать интересную для них  тему  исследования. Из личного  опыта знаю, что процесс работы над исследованием будет успешнее, если  будут значимыми для ребёнка  его цель и результат.

При выборе темы исследования важно, чтобы работа не была долгосрочной, а предполагала быстрый, наглядный и яркий результат.

Чаще мы работаем группами по 2-3 человека над одним исследованием, но если ребенок  желает работать индивидуально, это приветствуется.

На втором этапе исследовательской деятельности  мы актуализируем проблему. Цель этого этапа выявить проблему и определить направления будущего исследования.

Третий этап исследования это постановка целей и задач,  определение предмета и объекта исследования. Здесь, конечно, идет совместная работа педагога и детей.

Затем идет этап выявления и систематизации подходов к решению задач: мы выбираем методы исследования.

А далее идет организация самого исследования.  Стараюсь как можно больше предоставить самостоятельности детям, чтобы они в полной мере почувствовали себя настоящими исследователями, поработали над сбором и обработкой информации, над постановкой экспериментов, попытались проанализировать и обобщить полученный материал.

И, конечно, важным этапом  исследовательской деятельности является публичная презентация результатов своей работы. Совместно с педагогом и родителями дети  готовят доклад, презентацию к выступлению.

Своё выступление дети несколько раз   репетируют в объединении.  Затем выступают на конференции «Почемучка».

Я считаю очень важным тот факт, что в процессе исследовательской деятельности у ребенка формируется активная позиция к процессу обучения и развиваются исследовательские компетенции.

***

Из опыта работы педагога дополнительного образования Н. И. Рожкова

(Театр – студия русской народной и авторской сказки «Завалинка»)

Организация проектной деятельности

        Для развития творческой активности учащихся  в театре – студии «Завалинка» используются различные технологии. Одной из наиболее перспективных и результативных является технология «Проектной и исследовательской деятельности, поскольку данные виды деятельности ориентированы на познавательную активность учащихся и, как правило, имеют опережающий характер обучения.

        Главная цель проектной деятельности заключается в формировании самостоятельной поисковой, исследовательской позиции. Проектная деятельность реализуется в три основных этапа.

        На подготовительном этапе выбирается тема, определяются участники, распределяются задания, определяется проблематика выбранной темы. Проблема, лежащая в основе проекта, должна быть сформулирована руководителем и учащимися в соответствии со своим объемом знаний на доступном уровне сложности и адекватности.

        Практический или информационный этап заключается в сборе, обработке материалов и представление участниками информационного материала по проблематике проекта, разработке окончательного вида проекта и его реализации. 
        
Презентационный этап завершает проект выступлением группы и обсуждением результатов работы в целом.

        Такая последовательность предполагает целостное восприятие учениками всего рабочего процесса, что является необходимым условием обучения. А знание и понимание структуры проектной деятельности в дальнейшем может лечь в основу индивидуальной стратегии учащегося в учебном процессе.

         В ходе работы учащиеся обучаются писать сценарии спектаклей,  анализировать и обобщать информацию, создавать спектакли и выступать с ними перед зрителями.

Алгоритм работы над проектом.

  • Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
  • Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  •  Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
  •  Репетиция всей пьесы целиком в костюмах.
  • Уточнение темпоритма спектакля.
  • Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  • Премьера спектакля.
  • Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
  • Повторные показы спектакля

Проекты, реализованные за три года работы:

  • Новогодние забавы «Коза - Дереза и Дед Мороз».
  • Сказка - урок по противопожарной безопасности «Как Емеля пожарное дело изучал».
  • Спектакль - воспоминание «В лесу прифронтовом».
  • Сказка-поздравление к Дню учителя «Скатерть-самобранка».
  • Спектакль - концерт «Русский разгуляй».
  • Новогодний спектакль «Семь Морозов».
  • Спектакль «Про Красную Шапочку и Серого Волка».
  • Инсценировка по книге Г.Остера «Вредные советы».
  • Сказка - беседа «Царевна-Лягушка».        •
  • Литературно-музыкальная композиция к 70 летию Великой Победы «Поклонимся великим тем годам...».
  • Сказка - импровизация « Про Деда, Бабку и Репку».
  • Дворовый спектакль «Замарашка».
  • Спектакль - игра «Новый год на лесной полянке».
  • Спектакль – презентация театра «Окрошка»
  • Мини - спектакль «Волк и семеро козлят».
  • Спектакль - агитплакат «Будь здоров без докторов!»

***

Подводя итоги, нужно отметить, что обучение исследовательским и проектным умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне.

Само исследование или проектирование должно  быть посильным, интересным и полезным.
Педагог  должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской и проектной  работе.

Проектная и исследовательская деятельность в рамках кружковой работы дает возможность учащимся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

Винник Е. В.

Астафьева Г. Н.

Рожкова Н. И.



Предварительный просмотр:

бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска

«Дом творчества «Кировский»

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ ДО

г. Омска

«Дом творчества «Кировский»  

_____________Т. А. Рогачёва

«____»______________2016  г.

Проект «На пути к успеху»

(для учащихся  БОУ ДО г. Омска «ДТ «Кировский»)

2016-2017 учебный год

        Автор проекта:

Винник Елена Викторовна, методист,

педагог дополнительного образования

БОУ ДО  г. Омска

«Дом творчества «Кировский»  

Омск- 2016 г.

Пояснительная записка

Проект “На пути к успеху” задуман в целях интеллектуально-творческого развития учащихся через организацию интеллектуальной  проектной и исследовательской деятельности.

Руководство проектом осуществляет методист БОУ ДО г. Омска «ДТ «Кировский» (далее – ДТ), осуществляющий руководство   деятельностью научно-исследовательской направленности.  

Данный проект является продолжением проектной деятельности, которая осуществляется на протяжении нескольких лет.

На первом этапе работы по проекту было разработано Положение, в котором отражены цели, задачи,  идеи проекта.

Положение утверждено на заседании методического совета Дома творчества.

Также составлен план мероприятий на учебный год в рамках проекта.

Так в 2016-2017 учебном году намечено  проведение  следующих мероприятий:

  • познавательно-развлекательная   игра для учащихся ДТ «Любимый Домик» (Положение 1);
  • учебно-практическая конференция учащихся  «Почемучка» (Положение 2);
  • интеллектуально – творческий   конкурс «Умники и умницы» (Положение 3);
  • график консультации для педагогов, занимающихся исследовательской  и проектной деятельностью с детьми (Положение 4).

Данный проект считается долгосрочным: срок реализации – сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Положение о проекте “ На пути к успеху ”

  1. Основание.

Данный проект осуществляется в рамках реализации образовательной программы учреждения и программы развития.

2. Актуальность.

Проект создается в соответствии с новыми тенденциями образования, сформулированными в ряде нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
  • и др.

В связи с  ориентацией современного образования на развитие  личности учащегося особую актуальность приобретает использование методов и способов, направленных на развитие детей и формирование их готовности к творческой деятельности,  к нестандартному  решению разнообразных жизненных ситуаций.

Цель проекта: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством вовлечения их в личностно-ориентированный вид деятельности: проектную и исследовательскую  деятельность.

Задачи проекта: 

  • развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых сфер личности учащегося;
  •  развитие сферы социальных навыков личности учащегося;
  • развитие  стремления к самореализации учащегося;
  • выявление наиболее сплоченных и творческих коллективов;
  • активизация творческого потенциала педагогов через взаимообогащение опытом;
  • поддержка педагогов, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью с детьми.

3. Содержание проекта.

- Участники.

Участниками проекта могут быть учащиеся Дома творчества в возрасте 6-17 лет.

- Номинации.

Для каждого конкурса или игры жюри определяет номинации.

- Время реализации проекта.

Мероприятия проводятся в течение учебного года (сентябрь – май).

- Этапы реализации проекта.

1 этап – разработка проекта и документации к нему и утверждение на методическом совете – июль-сентябрь 2016 г.

2 этап – знакомство педагогов с проектом – сентябрь 2016 г.

3 этап – реализация проекта – сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

5. Руководство проектом.

Организатор проекта – МО методистов Дома творчества.

 Руководитель проекта – Винник Е. В.

Помощники – педагоги Дома творчества, методисты.

6. Риски проекта

Внутренние силы, поддерживающие проект: готовность педагогов к участию в проекте, желание и готовность учащихся заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью, желание учащихся повысить свой интеллектуальный уровень, опыт проектной деятельности.

Внешние силы, поддерживающие проект: направления личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования и воспитания, курсы повышения квалификации.

Внутренние сопротивления: отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта и др.

Внешние сопротивления: неверное планирование этапов проекта  и др.

7.  Конкретный продукт проекта: повышение интереса учащихся к интеллектуально - творческой деятельности, улучшение показателей проектной и исследовательской деятельности,  повышение интереса к  учебным занятиям.

8. Критерии оценки эффективности:

  • рост процента педагогов, использующих инновационные технологии;
  • рост процента учащихся, участвующих в проектной и исследовательской  деятельности;
  • увеличение количества родителей, включенных в интеллектуально-творческую  проектную деятельность  учреждения.

ПОЛОЖЕНИЕ 1

о проведении познавательно-развлекательной   игры для учащихся ДТ «Любимый Домик»

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о проведении познавательно-развлекательной   игры «Любимый Домик» для учащихся ДТ между детскими объединениями определяет порядок организации и проведения игры.

1.2. Одним из методов интеллектуально-творческой деятельности учащихся является игровое взаимодействие. Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии.

2. Цель и задачи  проведения интеллектуальной игры.

2.1.Цель: приобщение учащихся к изучению истории  Дома творчества, информации о людях, внёсших вклад в его развитие.

2.2. Задачи:

  • организация  интеллектуально-творческой деятельности учащихся;
  1. Участники интеллектуальной игры.

3.1. Участниками познавательно-развлекательной   игры могут стать учащиеся Дома творчества 7-10 лет.

4. Порядок проведения познавательно-развлекательной   игры.

4.1. Интеллектуальная  игра  проводится для учащихся Дома творчества  с 01.10. 2016 г. по 30. 10. 2016 г. Заявка подаётся с 01 по 04 октября 2016 г. в кабинет  №8.

4.2. Познавательно-развлекательная    игра проводится между командами детских объединений в два тура: первый тур – заочный, второй тур – очный.

Состав команды – 3 человека. Капитан команды выбирается до начала игры.

  1. 3. Для участия в заочном туре нужно коллективно выполнить предложенные задания в письменной форме и сдать до 14 октября 2016 года в кабинет №8  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Второй тур – очный – проходит на базе ДТ, СОШ №28, «Ровесник», «Радуга».  Каждая команда готовит визитку: название, девиз, эмблема (время выступления не более 3 минут). Будут предложены задания, связанные с историей и жизнью Дома творчества. (Приложение 2).  Время проведения очного тура будет объявлено дополнительно.

4.4. Игра организована в рамках празднования  70-летия Дома творчества и направлена на выявление знаний учащихся об истории и жизни Дома творчества.

 4.5. Задания Интеллектуальной игры разрабатываются педагогами и методистами  Дома творчества.

5.  Подведение итогов и награждение победителей.

5.1. Подведение итогов и награждение победителей осуществляет жюри. В состав жюри входят директор,  зам директора, методисты и педагоги Дома творчества.

5.2. Работы участников проверяются и оцениваются членами жюри по критериям, разработанным авторами заданий.

5.3. Победители (1 место) и призёры (2-3 места) награждаются дипломами и призами. Участники получают сертификаты. Количество призовых мест устанавливает жюри.


ПРИЛОЖЕНИЕ к  Положению1

Заявка

на участие в  познавательно-развлекательной   игре

«Любимый Домик»

Название детского объединения_______________________________

Возраст________________________________________

Название команды__________________________________________

ФИО всех  участников______________________________________

ФИО и телефон руководителя_________________________________

Положение 2

об  учебно-практической конференции учащихся

«Почемучка»

БОУ ДО города Омска «Дома

творчества «Кировский»

  1. Цели и задачи конференции

Цель – выявление, поддержка и  развитие творческих способностей, проектных и исследовательских компетенций  учащихся  ДТ, пропаганда научных знаний.

Задачи:

  • Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск учащихся;
  • развитие навыков самообразования;
  • развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация результатов работы).
  1. Порядок организации и проведения конференции

  1. Конференция проходит в три этапа:
  • конференция учащихся  ДТ – декабрь (до 25 декабря 2016 г.):
  • «Почемучка» - дети от 5-ти лет до 5-го класса («Мир моих увлечений», «Окружающий мир», «Это интересно»),
  • «Шаги в науку» - дети с 5-го по 11 класс (по направлениям деятельности учреждения);
  • Городские конференции – февраль – март 2017 г.;
  • областная конференция – апрель-май 2017 г..

2. На конференцию  ДТ представляются работы, выполненные в детских объединениях ДТ индивидуально или коллективно, как под руководством педагогов, так и самостоятельно.

На защиту работ предоставляется 5-7 минут.

Защиту рекомендуется сопровождать слайдами, фотографиями, графиками и т.п.

Для защиты творческого проекта необходимо представить изделие.

  1. Требования к работам

1. Работа должна содержать исследование: выдвижение проблемы, гипотез, методов и способов их решения.

2.  Тема исследования должна соответствовать возрасту учащегося.

3. Учебно-исследовательская работа должна соответствовать следующим требованиям:

Объем - до 20 страниц без учёта приложения;

Шрифт, формат:

  • формат А 4 через 1,5 интервал;
  • поля:  слева от текста – 3 см., справа – 1,5 см.,  сверху, снизу – 2 см.;
  • Шрифт 14 Times New Roman;
  • Дошкольники  свою работу могут оформить в виде сообщения, рисунков, поделок и т. д. с помощью родителей или руководителя.

4. Работа должна включать следующие разделы:

  • Титульный лист.
  • Оглавление (с указанием страниц по разделам).
  • Введение (содержит актуальность темы, практическую значимость УИР, постановку целей и задач, объект и предмет исследования, гипотезы, кратко описание методики исследования). – 1-1,5 стр.
  • Главы основной части (история проблемы, связь с традициями, опыты, эксперименты в соответствии с выбранной методикой исследования).
  • Заключение (выводы и перспективы работы).- 1-2 стр.
  • Библиографический список.
  • Приложение (схемы, рисунки, графики и т. д.).

  • Каждая глава начинается с новой страницы, как и оглавление, введение, заключение, список литературы, приложение.
  • Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть 3 интервала. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке нельзя.
  • Фразы с новой строки печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 0,5 см.
  • Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифра номера страницы ставится вверху по центру страницы; на титульный лист  №  страницы не ставится.
  • В работе желательно использовать не менее 5 источников. Необходимо соблюдать правила оформления библиографического аппарата (списка литературы).
  • Удобнее использовать алфавитный способ построения библиографического списка; фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту.

Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы.

Цитаты и ссылки на высказывания оформляются обычно так: в конце предложения в квадратных скобках указывается № источника по списку [3]. Сноски и примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

  1. Требования к презентации Power Point

  • Шрифт :
  • Не менее 18.
  • Оптимальное сочетание цветов.
  • Дизайн слайдов единый.
  • Количество слайдов не более 10-15.

6. При оценке учебно-исследовательских работ жюри учитывает следующие моменты:

  • Актуальность, социальная значимость;
  • Новизна;
  • Созидательная направленность (значимость исследования);
  • Связь теории с практикой;
  • Элемент исследования;
  • Учёт региональных, национальных и других особенностей;
  • Доступность и посильность выполнения с учётом возрастных особенностей детей;
  • Наличие необходимой материально-технической базы и квалифицированного руководителя;
  • Преемственность и разнообразие тематики;
  • Оформление работы в соответствии с требованиями.
  • Учёт возможностей и интересов детей (занимательность);
  • Особое мнение эксперта;
  • Профориентационная направленность.

  1. Награждение лауреатов конференции

Участники конференции, показавшие лучшие результаты:

1. Награждаются дипломами (грамотами) администрации ДТ.

2. Получают рекомендации к участию в городской научно-практической конференции.

Педагоги, подготовившие призёров научно-практической конференции:

  1. Получают премию (по усмотрению администрации ДТ).
  2. Награждаются грамотами администрации.

  1. Оргкомитет конференции

Общее руководство подготовкой и проведением научно-практической конференции осуществляется оргкомитетом, состоящим из директора, зам. директора по  учебно-воспитательной работе, методиста по НИД, руководителей отделов, методистов.

Оргкомитет:

- организует и проводит консультации по всем вопросам:

- определяет порядок организации и проведения  конференции:

- утверждает состав жюри;

- определяет место и время проведения;

- обобщает и анализирует итоги работы (совместно с жюри), оформляет результаты конференции;

- награждает победителей.

ПОЛОЖЕНИЕ 3

о проведении интеллектуально – творческого   конкурса

«Умники и умницы»

I. Общие положения

1.1.         В целях  выявления и поддержки разносторонне одаренных учащихся проводится ежегодный интеллектуально-творческий конкурс «Умники и умницы».

1.2.         Основные цели и задачи интеллектуально-творческого конкурса:

  • создание условий для выявления одаренных и талантливых учащихся;
  • стимулирование интереса участников марафона к дальнейшему самообразованию                          и  самосовершенствованию,
  • создание условий для развития познавательного интереса и активности учащихся;
  • создание условий для развития социальной активности учащихся.

II. Участники конкурса

2.1. Участниками интеллектуально-творческого конкурса  являются учащиеся в возрасте:

  • 8-9 лет;
  • 10-11 лет;
  • 12-13 лет.

2.2. От каждого детского объединения  может быть представлено не более 2 участников.

III. Порядок организации и проведения конкурса

3.1. Конкурс  проводится  в сроки с «01»  по 30 марта 2017  года без предварительного отбора.

3.2. На участие от детского объединения оформляется заявка установленного образца (см. Приложение). Заявки принимаются в методический кабинет БОУ ДО «ДТ  «Кировский» с 09.00 до 17.00 час. в распечатанном варианте  с «01»  по «07» марта 2016 г.

3.3. Регистрация участников  и проведение  конкурса  организуется «будет объявлено дополнительно» марта 2016 года в БОУ ДО «ДТ  «Кировский» с 14:30 ч.

Задания будут предложены из различных областей и сфер жизни в соответствии  с возрастом и интересами  учащихся:

  • литература;
  • русский язык;
  • музыка;
  • изо;
  • математика;
  • окружающий мир;
  • химия;
  • физика;
  • история;
  • география;
  • из разных областей знаний (Приложение 3).

IV. Организационно-методическое обеспечение конкурса

4.1. Общее руководство конкурсом  осуществляет методический отдел БОУ ДО «ДТ «Кировский».

4.2. Для проведения конкурса  создается организационный комитет, который осуществляет      непосредственно руководство конкурсом, определяет порядок и срок его проведения, формирует состав жюри, подводит итоги и вносит предложения о поощрении участников конкурса.

4.3. Оргкомитет интеллектуально-творческого конкурса «Умники и умницы»:

- определяет форму проведения конкурса, разрабатывает его содержание и конкурсные материалы;

- разрабатывает методику проведения конкурса, необходимую документацию (положение, тексты, относящиеся к содержанию конкурса, сертификаты участников);

- осуществляет тиражирование и поиск материалов;

- определяет порядок проведения конкурса;

- формирует состав жюри;

- анализирует и обобщает итоги конкурса;

- готовит дипломы и сертификаты для участников конкурса, достигших наилучших результатов.

V. Критерии оценивания выполнения заданий интеллектуально-творческого конкурса «Умники и умницы»  

5. 1. При выполнении заданий конкурса  участникам необходимо продемонстрировать интеллектуальные, коммуникативные, творческие  компетенции.

5.2.. Критериями оценивания работ являются:

·        правильность выполнения заданий;

·        креативность;

·       полнота выполнения заданий.

VI. Подведение итогов

6. 1.  Все участники конкурса  будут награждены сертификатами участников интеллектуально-творческого конкурса  «Умники и умницы», победители получат дипломы I, II и III степени.

ПРИЛОЖЕНИЕ к Положению

Заявка

для участия в интеллектуально-творческом конкурсе  «Умники и умницы»

детское объединение: ________________________________________

 

ФИО участника (полностью)

Возраст

ФИО педагога полностью, телефон

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 4

о работе педагогов ДТ, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью с детьми

I. Общие положения

1. С целью создания условий для активного включения педагогов и их обучающихся  в учебно-исследовательскую деятельность запланирована работа педагогов ДТ, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью с детьми (Приложение  4).

2. Задачи:

  • создание условий для преодоления трудностей, связанных с организацией проектной и исследовательской деятельности в детских объединениях;
  • определение и использование  эффективных методов и приёмов организации проектной и исследовательской деятельности на учебных занятиях в детских объединениях.

Педагоги, имеющие помимо учебной нагрузки методические часы, а также все желающие педагоги, методисты, зав. отделами посещают консультации по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности.

III. Порядок работы

  1. Консультации  проводятся 1 раз в месяц (третий понедельник) с 9*30 до 10*30 ч.
  2. Консультации проводятся по плану.

№ п/п

Дата

Тема заседания

Ответственные

1

Сентябрь

 2016г.

Знакомство с планом работы на год.

Представление планов работы педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью с детьми.

«Организация проектной (исследовательской) деятельности в д/о». (Постановка цели, планирование путей ее достижения).

Винник Е. В.

2

Октябрь 2016 г.

Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

Винник Е. В.

Педагоги ДТ

3

ноябрь

Итоги реализации первого этапа проекта.

Винник Е. В.

4

декабрь

Формы представления проектных и исследовательских работ.

Педагоги ДТ

5

Январь

2017 г.

Обсуждение проведённой конференции «Почемучка».

Педагоги ДТ.

6

февраль

Защита конспекта

 «Занятие-проект».

Винник Е. В.

Педагоги ДТ

7

март

Отчёт каждого педагога о проделанной работе.

Винник Е. В.

Педагоги ДТ.

8

апрель

Подведение итогов работы за год.

Составление планов на

 2017-2018 учебный год.

Винник Е. В.

Педагоги

IV. Организационно-методическое обеспечение

  1. Общее руководство работой педагогов   осуществляет методист БОУ ДО «ДТ «Кировский», курирующий научно-исследовательское направление деятельности в учреждении.

  1. Подведение итогов

По итогам работы все активные участники получают сертификаты.

Лучшие методические разработки участников  будут рекомендованы к публикации.

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании».- fgos…fgos…закон-об- образовании.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. – минобрнауки.рф›. Документы. Основное общее образование.
  3. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 г.
  5. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  6. Калачихина, О.Д. Создание личностно-ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся/ О.Д. Калачихина  //Школьные технологии.-2007.-№4.-С.112-115.
  7. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя М.: Просвещение, 2008.
  8. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  9. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика. // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.
  11. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование /.  // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148.
  12. Савенков А. И. «Учим учиться самостоятельно» Развивающее обучение. Практические задания. – Ярославль. Академия развития, 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВИКТОРИНА

для познавательно-развлекательной   игры

для учащихся ДТ «Любимый Домик»

д/о__________________________________________________

  1. Ответьте на вопросы викторины

ВИКТОРИНА

«Прошлое и настоящее Дома творчества «Кировский»

  1. В каком году и месяце был открыт Кировский Дом пионеров?

(декабрь 1946 г.)

  1.  Сколько кружков стало работать в момент открытия Дома творчества? Какие это были кружки?

(шесть: фотокружок,  кружок астрономии,  авиамодельный,  музыкальный, хоровой, балетный)

  1. Из скольких человек состоял педагогический коллектив?

(семь человек)

  1.  С какого года Домом творчества руководит Т. А. Рогачёва?

(с 1882 г.)

  1. Назовите несколько педагогов, проработавших много лет в Доме творчества и внёсших свой вклад в его развитие.

(Арапова Н. А., Инешина Г. В., Сакута В. В. и др.)

  1. Как называлась детская организация, в которой раньше все состояли   учащиеся Дома творчества?

(Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина)

  1. Какими видами творчества занимались ребята в прошлом и занимаются в настоящее время?

(пение, танцы, ИЗО, ДПИ, народное творчество и др.)

  1. На  скольких базах размещается в настоящее время Дом творчества?

(3 базы: Лесной проезд, «Ровесник», «Радуга»)

  1.  Нарисуйте на листе формата А3, каким вы представляете себе Дом творчества к его 100-летию (Дом творчества в будущем).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАДАНИЯ

для очного тура

познавательно-развлекательной   игры

для учащихся ДТ «Любимый Домик»

  1. Что  такое Дом  творчества? (Место, где каждый ребёнок может раскрыть свои способности и развить их).
  2. В каком году и месяце был открыт Кировский Дом пионеров? (декабрь 1946 г.)
  3. Сколько кружков работало  в момент открытия Дома творчества? Какие это были кружки?

(шесть: фотокружок,  кружок астрономии,  авиамодельный,  музыкальный, хоровой, балетный)

  1. Из скольких человек состоял педагогический коллектив?

(семь человек)

  1. Кто руководит нашим домом творчества? (Т. А. Рогачёва)
  2. С какого года Домом творчества руководит Т. А. Рогачёва?

(с 1882 г.)

  1. Назовите несколько педагогов, проработавших много лет в Доме творчества и внёсших свой вклад в его развитие.

(Арапова Н. А., Инешина Г. В., Сакута В. В. и др.)

  1. Как называлась детская организация, в которой раньше все состояли   учащиеся Дома творчества?

(Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина)

  1. Какими видами творчества занимались ребята в прошлом и занимаются в настоящее время?

(пение, танцы, ИЗО, ДПИ, народное творчество и др.)

  1.  На  скольких базах размещается в настоящее время Дом творчества?

(3 базы: Лесной проезд, «Ровесник», «Радуга»)

  1.  Названия каких детских объединений Дома творчества  вам известны? Чем занимаются ребята в этих детских объединениях? («Родничок» - ИЗО и ДПИ; «Орнамент» - хореография; «ABC – club» - английский язык; «Веснянка» - вокал и хореография и др.)
  2.  Какие мероприятия проводятся  в Доме творчества  для всех учащихся? (Новый год», «Воспитанник года», «Почемучка», «Умники и умницы» и др.).
  3.   Существует ли сайт нашего Дома творчества? (Да)
  4.  Какую информацию можно найти на нашем сайте? (об истории ДТ, о детских объединениях и др.)
  5.  Назовите  адрес главного корпуса Дома творчества. (Лесной проезд 6).
  6.  Назовите  адрес, по которому  вы занимаетесь в детском объединении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерный   план занятий

по индивидуальной образовательной программе

«Организация проектно-исследовательской деятельности»

учащегося  д/о «--------------------»

на 2015-2016 учебный год

Всего занятий – 34- 68   Занятий в неделю – 1-2 (зависит от количества часов в неделю)

Этапы

Содержание работы.

Кол-во час.

Сроки

Формы работы

Консультант

Первый этап – подготовки к исследованию.

1. Выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

2.Определение объекта и предмета исследования. Определение основных понятий темы.

3.Изучение литературы по теме исследования.

- сбор источников и их анализ;

- выбор методик исследования;

- составление плана проведения опытов и экспериментов по теме.

4.Уточнение темы; формулировка гипотезы; цели и задач.

1-2

2-4

5-10

2-4

Апрель-май

Беседа.

Самостоятельная работа         в библиотеке.

Практическая работа с источниками

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Поиск информации в интернете

Руководитель

Руководитель

Руководитель

Второй этап – подготовки и проведение исследования.

1.Подготовка диагностических  материалов по теме исследования и выбор методик проведения опытов и эксперимента.

2.Проведение исследований по теме (опыты, эксперимент).

3. Анализ исследования, выводы по эксперименту.

2-4

5-10

4-8

Май-июнь

Оформление дневников наблюдений и проведения диагностик

Практическая работа: составление таблиц, схем, графиков, диаграмм

Руководитель

Руководитель

Третий этап – оформления исследовательской работы.

1. Написание основной части работы:

- актуальность темы;

- описание методики исследования;

- литературный обзор и обзор источников;

- описание результатов исследования;

- написание выводов.

2.Составление списка литературы.

Составление приложений.

3.Оформление иллюстраций.

4. Оформление всей работы

4-8

1-2

2-4

1-2

1-2

Сентябрь-октябрь

Практическая работа.

Компьютерная обработка материалов

Библиографическая работа.

Руководитель.

Четвёртый этап - подготовка и защита работы на конференции

1.Подготовка тезисов доклада и презентации.

2.Изучение правил публичного выступления.

1-2

1-2

ноябрь

Самостоятельная работа.

Изучение требований публичного выступления.

Пятый этап – выступление на научно-практической конференции»

1. Представление своей работы.

1-2

Декабрь-март

Защита работы.

Шестой этап - рефлексивная деятельность.  

1.Подведение итогов деятельности.

Выбор темы исследования на следующий год.

1-2

Апрель

Рефлексия.

Перспективы дальнейшей работы.

Шестой этап - рефлексивная деятельность.  

1.Подведение итогов деятельности.

Выбор темы исследования на следующий год.

1-2

Апрель

Рефлексия.

Перспективы дальнейшей работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Примерный   план занятий

по индивидуальной образовательной программе

«Организация проектной деятельности

учащегося  д/о «--------------------»

на 2016-2017 учебный год

Этапы

Содержание работы.

Кол-во час.

Сроки

Формы работы

Первый этап – подготовительный.

1.  Изучение проблемы;

Формулировка проблемы

2. Определение темы и цели проекта.

3. Составление плана работы.

4. Определение источников необходимой информации.

5. Определение формы проекта;

Установление процедур и критериев оценки проекта.

  1. Подбор рабочей группы.

Распределение обязанностей между членами группы (если предусмотрен групповой проект).

1-2

1-2

1-2

1-2

2-4

2-4

Беседа, анализ источников информации.

Заполнение паспорта проекта.

Поиск и анализ источников информации.

Разработка критериев оценивания

Работа в группах, распределение ролей и обязанностей.

Второй этап –  Реализация проекта

1. Сбор и уточнение информации;

Выявление и обсуждение вариантов, возникающих в ходе выполнения работы;

2. Поэтапное выполнение поставленных задач.

2-4

7-14

Оформление паспорта проекта, листов наблюдений, экспериментов и др.

Практическая работа: составление таблиц, схем, графиков, диаграмм др.

Третий этап –

Работа над творческим отчётом

1. Анализ информации;

Формулирование выводов

2.Составление списка литературы.

Составление приложений.

3.Оформление иллюстраций.

4. Оформление всей работы.

8-16

Практическая работа.

Компьютерная обработка материалов

Библиографическая работа.

Самостоятельная работа.

Четвёртый этап - Подготовка к защите творческого проекта

1.Составление доклада;

2. Распределение ролей в ходе выступления (для группы);

3. Подготовка иллюстративного материала.

2-4

2-4

2-4

Самостоятельная работа.

Изучение требований публичного выступления.

Пятый этап – выступление на конференции».

1. Представление своей работы.

1-2

Защита работы.

Шестой этап - рефлексивная деятельность. 

1.Подведение итогов деятельности.

Выбор темы проекта на следующий год.

2-4

Рефлексия

Перспективы дальнейшей работы.



Предварительный просмотр:

Сценарий

Ведущий

Сколько у нас гостей!

Сколько вокруг хороших друзей!

Всех девчонок и мальчишек,

Шалунов и шалунишек

Мы зовём на поздравленье

Под названьем День рожденья!

- Добрый день, уважаемые ребята! Мы рады приветствовать вас на познавательно-развлекательной   игре «Любимый Домик». Кто подскажет, какому событию посвящена игра? (юбилею ДТ).

- Сегодня в игре принимают участие команды из детских объединений……(ведущий  называет детские объединения).

- Игра  будет  проходить в 3 тура.

Первый тур – представление команд (название команды, девиз, рассказ (презентация)  о своём детском объединении).

Второй  тур – викторина.

Третий тур – творческое  задание.

Оценивать команды  будет жюри в составе… (в жюри могут входить педагоги, родители).

- Начинаем нашу игру.

Пусть праздник звёзды зажигает.

Пусть в доме творчества все узнают,

Какие звёздные команды

У нас сегодня выступают.

- Представление команд (команды по очереди представляются).

Ведущий

 Пока жюри оценивает работу,  проведём  физминутку «Как живёшь?»

Движениями показывайте ответы на вопросы. Все встаём.

- Как живёшь?  (Вот так! Показываем руками)
- Как идёшь? (Шагаем)
- Как бежишь? (Бежим на месте)
- Как от холода дрожишь? (Дрожим всем телом)
- Как летишь? (показываем руками)
- Как плывёшь? (показываем руками)

- Как  прыгаешь? (прыгаем)
- Как поёшь? (поём)
- Как  молчишь? (молчим)
- Как за партою сидишь? (садимся)

Спасибо всем. А теперь слово жюри.

- Слово жюри (оглашение  оценок).

Ведущий

- Следующий тур – викторина.

 Каждая команда  отвечает по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. В случае если команда не может ответить на вопрос, это право имеет команда, первая поднявшая руку. За это получает дополнительный балл.

  1. Что  такое Дом  творчества? (Место, где каждый ребёнок может раскрыть свои способности и развить их).
  2. В каком году и месяце был открыт Кировский Дом пионеров? (декабрь 1946 г.)
  3. Сколько кружков работало  в момент открытия Дома творчества? Какие это были кружки?

(шесть: фотокружок,  кружок астрономии,  авиамодельный,  музыкальный, хоровой, балетный)

  1. Из скольких человек состоял педагогический коллектив?

(семь человек)

  1. Кто руководит нашим домом творчества? (Т. А. Рогачёва)
  2. С какого года Домом творчества руководит Т. А. Рогачёва?

(с 1882 г.)

  1. Назовите несколько педагогов, проработавших много лет в Доме творчества и внёсших свой вклад в его развитие.

(Арапова Н. А., Инешина Г. В., Сакута В. В. и др.)

  1. Как называлась детская организация, в которой раньше все состояли   учащиеся Дома творчества?

(Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина)

  1. Какими видами творчества занимались ребята в прошлом и занимаются в настоящее время?

(пение, танцы, ИЗО, ДПИ, народное творчество и др.)

  1.  На  скольких базах размещается в настоящее время Дом творчества?

(3 базы: Лесной проезд, «Ровесник», «Радуга»)

  1.  Названия каких детских объединений Дома творчества  вам известны? Чем занимаются ребята в этих детских объединениях? («Родничок» - ИЗО и ДПИ; «Орнамент» - хореография; «ABC – club» - английский язык; «Веснянка» - вокал и хореография и др.)
  2.  Какие мероприятия проводятся  в Доме творчества  для всех учащихся? (Новый год», «Воспитанник года», «Почемучка», «Умники и умницы» и др.).
  3.   Существует ли сайт нашего Дома творчества? (Да)
  4.  Какую информацию можно найти на нашем сайте? (об истории ДТ, о детских объединениях и др.)
  5.  Назовите  адрес главного корпуса Дома творчества. (Лесной проезд 6).
  6.  Назовите  адрес, по которому  вы занимаетесь в детском объединении.

А теперь слово жюри.

- Слово жюри (оглашение  оценок).

Ведущий

-  Итак, переходим к третьему  туру игры – творческому заданию. Каждая команда должна была приготовить эмблему ДТ и поздравление к юбилею.

Нужно будет защитить свою эмблему (рассказать о ней) и выступить с поздравлением.

- Начинаем. Слово командам.

Команды по очереди представляют свои работы (эмблему и поздравление).

Ведущий

- Пока жюри подводит окончательные итоги игры, мы с вами поиграем в игру.

- ИГРА «Снежный ком»

Играющие становятся  в круг. Первый называет своё имя. Второй называет имя первого и своё имя. Третий называет два предыдущих и своё имя. И так далее, пока первый не назовёт имена всех стоящих в кругу.

- Слово жюри (оглашение  оценок, вручение дипломов).

Ведущий

Вам понравилось играть? (Ответы). Спасибо всем за участие. До новых встреч на юбилее Дома творчества!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЮБИЛЕЙ Дома творчества «Кировский» 70 лет

Слайд 2

Дом пионеров Кировского округа , сейчас Дом творчества «Кировский», был открыт в тяжелые послевоенные годы в декабре 1946 года

Слайд 4

В то время начали работать первые шесть кружков : фото, астрономия, авиамодельный, музыкальный, хоровой, балетный. Занимались в них 96 учащихся.

Слайд 8

Добрые традиции учреждения создавались не одним поколением педагогов и воспитанников Дома творчества. Навсегда вошли в историю учебного заведения имена преподавателей разных лет, которые терпеливо и увлеченно воспитывали юные таланты и дарования, отдавая им тепло своих сердец: Маковская Евгения Васильевна ,педагог, а потом и директор Дома творчества, педагоги Маковский Федор Герасимович, Сыропятова Елизавета Петровна, Колотилова Татьяна Васильевна , Инешина Галина Владимировна., заведующая методическим отделом Рожкова Ирина Викторовна и другие .

Слайд 9

В разное время директорами Дома творчества были Новиков Федор Георгиевич Базарова Ф.В. Мичурина Ольга Викторовна Кисилева Елизавета Дмитриевна Брун Александр Константинович Больбут Екатерина Прокопьевна Фрайд С.М. Маковская Евгения Васильевна Бабичева Любовь Арсентьевна Наумович Людмила Васильевна

Слайд 10

С 1982 года бессменным директором ДТ «Кировский» является Татьяна Аркадьевна Рогачева - талантливый организатор, замечательный педагог и широкой души человек .

Слайд 11

Дом творчества «Кировский» гордится своими лучшими педагогами : Кучеренко Людмилой Ивановной, Каликиной Татьяной Борисовной, Даниловой Татьяной Николаевной, Терещенко Еленой Геннадьевной, Сенюшкиной Мариной Владимировной, Олейниковой Мариной Владимировной, Сакута Владимиром Викторовичем и многими другими.

Слайд 12

Сейчас в Доме творчества занимается около 3-х тысяч ребят в детских объединениях различных направленностей.