3. Профориентационная работа. Планы, графики

Бородуля Любовь Михайловна

Вниманию посетителей Методического кабинета профориентации предоставляются:

1. Организация профориентационной работы в школе.

2.Комплексный план профориентационной работы МБОУ "СШ № 39".

 3.План работы кабинета профориентации.

 4. График работы кабинета профориентации.

5. Циклограмма профориентационной работы, 1-11 классы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

                                                                профориентационной деятельности 

                                                           в МБОУ «СОШ№39» на 2015-2016 учебный год. 

  1. Общая тема профориентационной работы в 1 классе «Профессии школьной жизни».
  2. Общая тема профориентационной работы во 2 классе «Профессии моих родителей».
  3. Общая тема профориентационной работы в 3 классе «Профессии в моем городе».
  4. Общая тема профориентационной работы в4 классе «Профессии Заполярного филиала НГМК «Норильский никель».
  5. Общая тема профориентационной работы в 5 классе «Мир профессий».
  6. Общая тема профориентационной работы в 6 классе «Человек и мир профессий».
  7. Общая тема профориентационной работы в 7 классе «Мои возможности».
  8. Общая тема профориентационной работы в 8 классе «Мои желания».
  9. Общая тема профориентационной работы в 9 классе «Я выбираю профессию- мои профессиональные намерения».
  10. Общая тема профориентационной работы в 10-11 классе «Мое будущее».

 

№ п\п

                   Мероприятия

   cроки

классы

ответственные

                                                                                         СЕНТЯБРЬ.

                                        Функционирование «Календаря профессиональных праздников».  

1.

Анкетирование родителей, учителей и учащихся по составлению плана работы на 2011-2012 учебный год.

07.09-12.09.

8-9-10-11 классы, родители, учителя.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Опрос родителей о возможности экскурсии на собственные предприятия.

12.09.-30.09.

Родители 9-11 классов

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов.

02.09- 20.09.

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

кл. руководители.

4.

Анализ анкет 9 класса по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения с целью выявления учащихся, не имеющих профессионального плана или не определивших пути получения выбранной профессии.

12.09.-30.09.

9-А,9-Б классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

кл. руководители.

5.

Сопоставление и обсуждение плана профориентациооной работы на новый учебный год.

30.09.

Зам. директора по ВР, профориентатор, кл. руководители, психолог, соц. педагог.

6.

Оформление кабинета профориентации.

В течение учебного года.

Учащиеся, родите-

ли, шефы.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

7.

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

Сентябрь-октябрь

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

8.

Предусмотреть введение курса по профориентации для учащихся 9 классов.

Сентябрь-май

9-А,9-Б классы

Зам. директора по УНР

Пономарева Е.Н.

9.

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

В течение месяца

5 классы

Зам.директора по ВР

Шурдова Е.Б.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

10.

Предусмотреть в планах классных руководителей проведение целенаправленной работы по профориентации.

В течение месяца

кл.руководители

Зам.директора по ВР

Шурдова Е.Б.

11.

Оформление на каждого учащегося профориентационной карты.Создание портфолио учащихся.

Сентябрь- декабрь

9-11 классы

Кл.руководители, профориентатор.

12.

Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

в течение учебного года

5-11 классы

Библиотекарь

Яковлева С.А.

13.

Родительское собрание «Пути получения профессиональ-

ного образования после 9 класса».

В течении месяца

9 классы

Директор,

кл. руководители,

профориентатор.

14.

Провести совместное совещание руководителей школы и шефского предприятия на тему « Совместная работа школы и предприятия по профориентации учащихся»

В течение месяца

Директор школы, представители рудника «Комсомольский»

15.

Экскурсия –беседа «Они трудятся в нашей школе»

21-27 сентября

1-А,1-Б классы

Кл. руководители.  

16.

Экскурсия в корпоративный университет «Норильского никеля»

17.09.

9-А

Профориентатор Бородуля Л.М., учитель физкультуры Ершов В.Г.

17.

Старт научно- технического марафона «ARKTIK.PRO»

(первый этап)

21.09.-21.10

7-10 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

18.

Маркетинговое исследование: опрос уч-ся и их родителей по предоставлению услуг КПС (профориентация)

В течение месяца

8-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

19.

Консультация для учащихся по вопросам профессиональ-

ного самоопределения.

В течение месяца

1-11 классы

Психолог,

соц.педагог,

профориентатор.

20.

Анкетирование девиантных детей по вопросу выбора профессии.

14.09-30.09

учащиеся

Соц.педагог,

профориентатор.

                                                                                         ОКТЯБРЬ.

                                              Функционирование «Календаря профессиональных праздников».

1.

Информационно-методическое совещание для ответственных за профориентационную работу.

13.10.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Разработка планов реализации  профориентационной работы МБОУ «СШ №39».

до 03.10

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Конкурс журналистов « Я выбираю профессию»

В течение месяца

7-11 классы

Кл.руководители,

профориентатор

Бородуля Л.М. , руководитель пресс –центра Сеймуратова Ж.Б.

4.

Конкурс «Мечтая о будущей карьере!»

15.10- 25.11

9 -11классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

5.

Классный час «Мама, папа на работе» ( знакомство с профессиями родителей).

5.10-10.10.

2-А,2-Б классы

Кл.руководители

6.

 Классный час «Труд людей родного города».

12.10-17.10

3-А,3-Б классы

Кл.руководители.

профориентатор

7.

Классный час «Труд людей родного города» ( Знакомство с профессиями , преобладающими на территории г.Норильска)

26.10-31.10

4-А,4-Б. классы

Кл.руководители,

профориентатор.

8.

День открытых дверей Политехнический колледж ФБГОУ ВПО «Норильский индустриальный институт»

24.10

9-А, 9-Б  классы

Профориентатор

Бородуля Л.М., Кл. руководители.

9.

Диагностика : анкета «Каким я себя вижу»

22.10.

3-А,3-Б классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.,

психолог, кл. руководители

10.

Классный час  «Кто помогает нам учиться?»

В течение месяца

1 классы

Кл. руководители.

11.

Классный час «Профессии вокруг- карта профессий»

В течение месяца

5-классы

Кл.руководители.

12.

Диагностика 9-х классов (предпрофильная подготовка)

(1 этап).

В течение месяца

9-классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

13.

Диагностика 10 классов. (профильное образование)

В течение месяца

10- классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

14.

Классный час «Личность и профессии»

В течение месяца

6-классы

Кл.руководители.

15.

Классный час «Мои возможности».

В течение месяца

7 классы

Кл. руководители.

16.

Избрать редколлегию газеты «Кем быть», организовать регулярный выпуск газеты.

В течение месяца

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

17.

Анализ анкет 11 класса по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения с целью выявления учащихся, не определивших пути получения выбранной профессии.

03.10-28.10

11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

18.

Провести семинар на тему: «Роль учителя в изучении личности школьника в целях профконсультации».

В течение месяца

учителя

Профориетатор

Бородуля Л.М.

19.

Классный час «Мои желания»

В течение месяца

8-й класс

Кл. руководители.

20.

Классный час «Мое будущее»

В течение месяца

10-класс

Кл.руководители.

21.

Осуществление взаимодействия с учреждениями ЦО-2, Центром занятости, доп. образования.

В течение года

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л,М.

22.

Классный час «Современный рынок труда».

октябрь

11 классы

Кл.руководители.

23.

Лекция «Профессиональный тип личности» ( по профессиям «Человек- техника»). Игра «Профконсультации по рабочим профессиям».

27.10

8- классы

Кл.руководители.

24.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора учебного заведения.

В течение учебного года, по запросам родителей.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

25.

Профориентационные мероприятия в рамках работы школьной библиотеки

03.10-27.10

1-11 классы

Библиотекарь

Яковлева С.А.

26.

Семинар для родителей « Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда»

В течение месяца

9 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

27.

Краевое родительское собрание « Выбор профессии – выбор будущего».

29.10

9-11 классы

Профлориентатор

Бородуля Л.М., Кл.руководители, приглашенные специалисты ЦЗ, учебных заведений г.Норильска.

                                                                                                  НОЯБРЬ.  

                                                  Функционирование «Календаря профессиональных праздников». 

1.

Городской конкурс профессионального мастерства  «Nаш Nавигатор – профориентатор!»

05.11-01.04

1-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Научно- технический  марафон « ARKTIK.PRO» 2 –ой этап.

13.11-14.11

8-10 классы

Профориентатор,

Кл. руководители.

3.

Защита проектов участников профориентационного конкурса «Мечтая о будущей карьере!»

13.11

10 –А Черникова Ольга

Профориентатор

Бородуля Л.М..

4.

Интерактивная программа «Музейная ночь» ( волонтерская площадка МБОУ «СШ№28»

18.11

5-А,5-Б классы 15 чел.

Кл.руководители

5.

Региональная научно- практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования» Норильский техникум промышленных технологий и сервиса.

18.11

9-11классы

Зам. директора по ВР

Шурдова Е.Б.

Профориентатор Бородуля Л.М.

6.

«Совещение «Профессиональный ориентир « по обсуждению взаимодействия Техникума промышленных технологий и сервиса и ОУ города Норильска.

19.11

9-11 классы

Директор школы Кабакова В.В.

7.

Организация социальных практик профессионально сориентированных школьников 10-11 классов «Моя будущая профессия».

В течении года

10-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

8.

Организация профессиональных проб для обучающихся 9-классов.

В течении года

9 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

9.

Взаимодействие с учреждениями НПО, СПО, ВПО находящимися на территории МО г. Норильск

В течении года

9-11 классы

Кл. руководители, профориентатор.

10.

Проведение анкетирования родителей школьников г.Норильска

в течение месяца

11 -классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

11.

Презентация профессий КГБОУСПО «Норильский педагогический колледж»

в течение месяца ( по отдельному графику).

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

12.

Диагностика 9 –классов (2 этап)

В течение месяца

9 классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

13.

Психологический час «Я- реальное, я- идеальное, Мое будущее»

В течение месяца

6- классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

14.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам

выбора будущей профессии учащимися.

в течение учебного года, по запросам родителей.

8-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

15

Финал городского профориентационного конкурса «Мечтая о будущей карьере!»!»

25.11

10-А,  9 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

16.

Классный час «Куда пойти учиться…»

в течение месяца

11 классы

Кл.руководители.

17.

Профориентационный фестиваль «Абитуриент» ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

20.11

9-11классы

Профориентатор Бородуля Л.М.

18.

Городской профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошел!»  

25.11-11.02

8-9 классы

Профориентатор Бородуля Л.М.

19.

Организовать проведение радиопередач по профориентационной тематике.

в течение года

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

20.

Научный семинар по экономике  Норильский индустриальный институт.

28.11 в 15.00

9-11 классы

Профориентатор , учителя –предметники.

21

Систематически пополнять кабинет профориентации разработками внеклассных мероприятий по профориентации.

в течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

22.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора будущей профессии учащимися

в течение учебного года, по запросам родителей

8-11 классы

Профориетатор

Бородуля Л.М.

                                                                                               ДЕКАБРЬ.

                                                      Функционирование «Календаря профессиональных праздников».  

1.

2-ой этап городского профориентационного конкурса «Я б в рабочие пошел!»

08. 12.

8-9 классы

Профориентатор Бородуля Л.М.

2.

Презентация положения об Олимпиаде по экономике .

05.12

11 классы

Учителя – предметники, профориентатор

 Бородуля Л.М.

3.

Освещение мероприятий  в городских СМИ и через школьные пресс-центры, сайты МБОУ, «Норильский профиль», «Никелька» и др.  

В течении года

9-11 классы

Пресс-центр МБОУ «СОШ №39»

4.

Привлечение обучающихся к работе сайта «Норильский Профиль».

В течении года

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

5.

Первый этап Олимпиады по экономике . Норильский индустриальный институт.

В течении месяца

11 классы

Учителя – предметники , профориентатор  Бородуля Л.М.

6.

Профориентационный декадник «Мир профессий» ( в рамках Декады инвалидов)

01.12- 10.10.

Учащиеся с ОВЗ, родители

Профориентатор Бородуля Л.М.

Кл.руководители.

7.

Единый день работы добровольцев – профориентаторов – «Найди свой путь» (в рамках Международного дня волонтера) .

05.12.

9-11 классы

Профориентатор Бородуля Л.М.

8

Практический этап конкурса «Я б в рабочие пошел!»

07.12- 12.02

8-9 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

9.

Тренинг «Как правильно ставить и добиваться целей»

В течение месяца

7 -классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

10.

Классный час «Особенности национальной карьеры»

В течение месяца

11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

11.

Семинар для родителей «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда».

В течение месяца

11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

12.

Поддерживать тесное сотрудничество с шефами школы.

В течение года

Зам. директора по восп. работе Шурдова Е.Б.  

13.

Проведение консультаций по вопросу выбора профессиональных учебных заведений для реализации профессиональных планов учащихся.

В течение учебного года

9-11 классы

профориентатор

Бородуля Л.М.

14.

Профессиональное просвещение учащихся ( информация о мире профессий через информационный стенд).

В течение учебного года

8-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

15.

Инфориационное обеспечение страницы на сайте МБОУ «СОШ№39».

В течение учебного года

Для всех категорий

Профориентатор

Бородуля Л.М.

16.

Классный час « Профессии, которые окружают нас».

В течение месяца

1- классы

Кл.руководители.

17.

Занятие – праздник «Ощущение чуда : нравственно-эстетическое восприятие окружающей среды». Знакомство с профессиями флориста, садовника.

В течение месяца

7-классы

Кл. руководители.

18.

Классный час « Знакомство с профессиями наших мам и пап».

В течение месяца

2-классы

Кл.руководители.

19.

Деловая игра «Один день из жизни». Помогающее общение в профессии «человек- человек».

В течение месяца

9-классы

Кл.руководители.

20.

Классный час «Труд людей родного города».

В течение месяца

3-классы

Кл.руководители.

21.

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации.

В течение года

1-11 классы

Библиотекарь

Яковлева С.А.

                                                                                                  ЯНВАРЬ.

                                             Функционирование «Календаря профессиональных праздников». 

1.

Дискуссия с электронной презентацией «Рабочие профессии, востребованные на рынке труда»

18.01

9- классы

Кл.руководители.

2.

Деловая игра «Один день в жизни компании «Виктория».

27.01

8-классы

Кл.руководители.

3.

Практический этап городского профориентационного конкурса «Я б в рабочие пошел!»

В течение месяца ( по отдельному графику)

8-9 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

4.

Направление информации о проведении профмероприятий в КГКУ «ЦЗН»

Ежемесячно (до 25 числа каждого месяца)

Профориентатор

Бородуля Л.М.

5.

Конкурс профессионального мастерства координаторов профориентационнной работы «Nаш  Nавигатор – профориентатор».

В течение месяца по отдельному графику

Профориентатор

Бородуля Л.М.

6.

Диагностика 9-х классов ( предпрофильная подготовка)(3 этап)

В течение месяца

9-классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

7.

Родительский клуб « Мой ребенок и его будущее»

В течение месяца

Родители 8 -классов

Психолог

Матюшонок Т.В.

8.

Тренинг «Карта моего внутреннего мира»

В течение месяца

8-классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

9.

Виртуальная экскурсия « Норильский вернисаж» (знакомство с профессиями, связанными с изобразительными образами : художник, реставратор, оформитель, дизайнер).

22.01

7-классы

Кл.руководители.

10.

Классный час «Рынок образовательных услуг НПР»

29.01

11- классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

11.

Семинар « Твоя профессиональная Карьера»

30.01

9-классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

                                                                                                            ФЕВРАЛЬ.

                                                                 Функционирование «Календаря профессиональных праздников».  

1.

«Таймыр измерили шагами» .(рассказ о профессии геолога).

04.02.

9 классы

Профориентатор Бородуля Л.М.

2.

Классный час «Кем быть?»

06.02

6 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Классный час «Уважение к людям труда»

В течение месяца

3-классы

Кл.руководители.

5.

Классный час « Есть такая профессия –Родину защищать»

В течение месяца

4- классы

Кл.руководители.

6.

Семинар –практикум «Моя будущая профессия – экономист».

11.02.

8- классы.

Кл.руководители. Профориентатор Бородуля Л.М.

7.

Классный час «Все работы хороши».

В течение месяца

5-классы

Кл.руководители.

8.

Организация профессиональных проб по рабочим профессиям для обучающихся 9-11 кл.

Норильский техникум промышленных технологий и сервиса

В течение месяца

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

9.

Классный час « Познавательная деятельность и профессия»

В течение месяца

6-классы

Кл.руководители.

10.

Классный час «Интеллект как многогранное свойство»

В течение месяца

7-классы

Кл. руководители.

11.

Презентация вузов для школьников.

В течение месяца

Обучающиеся 11 классов, родители

Профориентатор

Бородуля Л.М

Кл.руководители

12.

Классный час «Жизненные трудности»

В течение

месяца

8-классы

Кл.руководители

13.

Профориентационный декадник «Путь к профессиональной карьере».

16.02- 26.02

9-11 классы

ЦЗ г.Норильска, профориентатор  Бородуля Л.М., Кл.руководители.

14.

Конкурс профессионального мастерства координаторов профориентационнной работы «Nаш  Nавигатор – профориентатор».-практический этап

В течение месяца по отдельному графику

Профориентатор Бородуля Л.М.

15.

Классный час «Как стать профессионалом»

В течение месяца

10 -классы

Кл.руководители

16.

Тренинг «Профильное обучение, как определиться в ситуации выбора. Роль родителей в профессиональном самоопределение ребенка».

В течение месяца

9-классы

Психолог

Матюшонок Т.В.  

17.

Профориентационный тренинг «Тренинг жизненных целей. Я в мире профессий»

В течение месяца

7-8 классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

18.

Книжная выставка «Профессии комбината».

В течение месяца

1-11 классы

Библиотекарь

Яковлева С.А.

19.

«Рейтинг профессий будущего»: знакомство с рейтингом самых востребованных профессий будущего и места в нем профессий типа «человек-человек».

21.02

9- классы

Кл.руководители.

20.

Заочная экскурсия в мир профессии кинолога и ветеринара. «Человек находит друга»

21.02.

7-классы

Кл.руководители.

21.

Городской профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошел!» творческий этап «Фестиваль рабочих профессий» - финал

 26.02

8-9 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

22.

Второй этап Олимпиады по экономике. Норильский индустриальный институт.

27.02

11 классы

Учителя – предметники, профориентатор

Бородуля Л.М.

                                                                                                     МАРТ.

                                                  Функционирование «Календаря профессиональных праздников».  

1.

Классный час «Все работы хороши, а я еще учусь»

04.03.

2 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Семинар для родителей «Профессиональное самоопределе-

ние».

02.03,10.03

9.11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Ярмарка образовательных услуг. ( День открытых дверей)

По плану

9,11 классы

Зам.директора поУВР ,

Профориентатор , Кл.руководители.

4.

Единый день профессиональной ориентации «Профессия – путь к успеху»

12.03

1-11 классы

Зам .директора по ВР

Профориентатор

Бородуля Л.М.

Кл. руководители

7.

Классный час « Умею ли я продавать и презентовать?»

В течение месяца

7-классы

Кл.руководители.

8.

Организация профессиональных проб по рабочим профессиям для обучающихся 9-11 классов Норильский техникум промышленных технологий и сервиса.

В течение месяца

9-11 классы

Профориентатор,

Кл. руководители.

9.

Экскурсия на Механический завод .

25.03

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М., учитель физической культуры Ершов Г.В.

10.

Городской профориентационный конкурс агитбригад «Мы – будущее «Норильского никеля»

март

8-11 классы

Зам. директора по ВР.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

11.

Конкурс «профессиональный калейдоскоп моей семьи»

«Дерево профессий»

В течение месяца

9-11 классы

Зам.директора По ВР , профориентатор,  

Кл. руководители.

12.

Классный час « Все работы хороши…»

В течение месяца

2- классы

Кл.руководители.

13.

Психологический семинар : «Особенности развития целеполагания учащихся 1-11 классов, использование Портфолио».

В течение месяца

1-11 классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

14.

Психологический тренинг «Я сам строю свою жизнь. Менеджмент времени.»

В течение месяца

5 классы

Психолог

Матюшонок Т.В.

15.

Тренинг-игра «Самопрезентация личных и профессиональ-

ных качеств». Обучение навыкам самопрезентации с целью получения рабочего места.

24.03

9- классы

Профориентатор Бородуля Л.М.

Кл.руководители

16.

Ролевая игра «Музыкальная шкатулка» ( знакомство с профессиями, связанными с музыкальными и театральными образами: композитор, дирижер, певец, музыкант, актер, клипмейкер).

22.03

7- классы

Кл.руководители

17.

Индивидуальные консультации для учащихся по вопросу выбора будущей профессии ( тестирование учащихся).

В течение года

8-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

                                                                                                         АПРЕЛЬ.  

                                                   Функционирование «Календаря профессиональных праздников».  

1.

Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» по профессиям и истории «Норильского никеля»

апрель

8-10 - классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Дни  открытых дверей учебных заведений начального и среднепрофессионального образований.

В течение месяца

9 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М

3.

Урок- размышление : «Я б в рабочие пошел…»

07.04

9 -классы

Кл.руководители.

4.

Встреча с людьми успешной карьеры.

11.04-20.04

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

5.

«Из камня и глины». Урок- представление профессий архитектора, скульптора, лепщика, гончара, игрушечника. Конкурсно- развлекательное мероприятие «Люди разные нужны».

16.04

7-классы

Кл. руководители.

6.

Дни открытых дверей  учебных заведени высшего образова- ния.

В течение месяца.

11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

7.

Профориентационная игра «Угадай профессию» («Брейн-ринг). Круглый стол «Я и рабочие профессии вокруг меня»

19.04.

8-классы

Кл.руководители.

9.

Встреча с представителями ВУЗов ( круглый стол)

13.04-17.04

11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

10.

Финал конкурса «Наш Новигатор – Профориентатор!»

26.04

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

11.

Межшкольные мероприятия по профориентации

В течение месяца

9-11 классы

Зам. Директора по ВР , кл. руководители.

12.

Конкурс прикладного мастерства.

В течение месяца

5-8 классы

Зам.директора по ВР,

кл.руководители.

13.

Подготовка к ТОШ.

В течение месяца

8-10 классы

Соц.педагог.

15.

День открытых дверей ПТК ГОУ ВПО «НИИ»

В течение месяца

9-11 классы

Профориентатор  

Бородуля Л.М.

16.

День открытых дверей КГБОУ СПО «НПК»

В течение

месяца.

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

19.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам  выбора учебного заведения.

В течение месяца по запросам родителей.

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

20.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора будущей профессии учащимися.

В течение месяца по запросам родителей.

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

                                                                                                                   МАЙ.

                                                     Функционирование « Календаря профессиональных праздников» . 

1.

День открытых дверей ПТК ГОУ ВПО «НИИ»

В течение месяца

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

День открытых дверей Норильский техникум промышленных технологий и сервиса.

В течение месяца

9-11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Индивидуальные и групповые консультации.

В течение месяца

9- 11 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.

4.

Книжная выставка по профориентации для выпускников школы .

В течение месяца

9-11 классы

Библиотекарь

Яковлева С.А.

5.

Классный час «Твоя учеба и выбор профессии»

В течение месяца

6- классы

Кл.руководители.

6.

Конкурс чтецов «Работы всякие нужны, работы всякие важны».

В течение месяца

 5-8 классы

Кл. руководители.

7..

Оформление выставочных профессиограмм.

В течение месяца

9-10 классы

Профориентатор

Бородуля Л.М.



Предварительный просмотр:

                      План работы профориентационного кабинета МБОУ СОШ№39 на 2015-2016 учебный год.

№ п\п

              Мероприятие

   Аудитория

        Срок

Ответственный

                                                                       I.ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 

1.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов.

сентябрь

Бородуля Л.М.-профориентатор,

кл. руководители.

2.

Анализ анкет 9 класса по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения с целью выявления учащихся, не имеющих профессионального плана или не определивших пути получения выбранной профессии.

9-А,9-Б классы

сентябрь

Бородуля Л.М.

кл. руководители.

3.

Анализ анкет 11 класса по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения с целью выявления учащихся, не определивших пути получения выбранной профессии.

11-А, 11-Б классы

октябрь

Бородуля Л.М,

кл.руководители.

                                                                                II.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.  

1.

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.

сентябрь

Зам. дир. по восп.работе

Шурдова Е.Б.

Профориентатор

Бородуля Л.М

кл. руководители,психо-

лог, соц.педагог.

2.

Оформление кабинета профориентации

учащиеся, родители, шефы

В течении года

Профориентатор Бородуля Л.М.

3.

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.

9-11 классы

Сентябрь- октябрь

Профориентатор

Бородуля Л.М.

4.

Избрать редколлегию газеты «Кем быть», организовать регулярный выпуск газеты.

учащиеся школы

октябрь

Редколлегия, профориентатор

 Бородуля Л.М

5.

Осуществление взаимодействия с учреждениями ЦО-2, Центром занятости, доп. образования.

учащиеся школы

В течении года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

6.

Поддерживать тесное сотрудничество с шефами школы

В течение года

Зам.дир. по восп. работе

Шурдова Е.Б.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

7.

Организовать проведение радиопередач по профориентационной тематике

учащиеся школы

В течение года

Цуркан В.С.

8.

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации .

учащиеся

В течении года

Библиотекарь

Яковлева С.А.

9.

Предусмотреть введение курса по профориентации для учащихся 9 классов.

9-А,9-Б классы

Сентябрь-май

Зам. дир. по УНР

Пономарева Е.Н.

10.

Оформление и обновление стендов «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться»

учащиеся школы

Ноябрь-январь

Профориентатор

Бородуля Л.М.

11.

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

В течение года

Зам дир. по восп. работе

Шурдова Е.Б.

                                                                                       III.РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ.  

1.

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

сентябрь

Зам.дир. по восп.работе

Шурдова Е.Б.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Постоянное знакомство учителей с инструкциями, приказами, положениями , решениями по профессиональной ориентации.

учителя школы

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам организации профориентационной работы в классе.

учителя

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

4.

Провести семинар на тему: « Роль учителя в изучении личности школьника в целях профконсультации»

учителя

октябрь

Профориентатор

Бородуля Л.М.

5.

Предусмотреть в планах классных руководителей проведение целенаправленной работы по профориентации.

кл. руководите-

ли.

сентябрь

Зам.дир. по восп. работе

Шурдова Е.Б.

6.

Систематически пополнять кабинет разработками внеклассных мероприятий по профориентации

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

7.

Предусмотреть в плане работы методобъединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.

«Система образования в России»;

«Система профориентационной работы в городе, в школе.»

«Работа с учащимися по интересам».  

учителя

В течение года

Руководители МО

8.

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника.

« Исследование готовности учащихся к выбору профессии»

«Изучение личностных особенностей и способностей учащихся».

«Изучение склонностей и интересов»

«Изучение профессиональных намерений и планов учащихся»

5-6 классы

7-8 классы

9-11 классы

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М..

9.

Организовать помощь в разработке классных часов.

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М

10.

Подготовка рекомендаций кл.руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.

кл. руководители.

В течение года.

Психолог

Матюшонок Т.В.

11.

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися.

В течение года

Зам. дир. по восп. работе Шурдова Е.Б

Профориентатор

Бородуля Л.М.

                                                                                      IV.РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ. 

1.

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения.

9-11 классы

По графику

Профориентатор

Бородуля Л.М

2.

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности.

6-11 классы

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации.

8-11 классы

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

4.

Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений.

9-11 классы

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

5.

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций  

учащихся.

6-11 классы

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

6.

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии.

1-11 классы

В течение года

Зам. по восп. работе

Шурдова Е.Б.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

7.

Проведение классных часов по профориентации (ознакомительных).

1-4 классы

По графику ВР классных руководителей

Кл.руководители

8.

Проведение классных часов, игр по профориентации

5-11 классы

По графику ВР

классных руководителей

Кл.руководители.

9.

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

10.

Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра

занятости».

9-11 классы

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

11.

Организация экскурсий в ЦО-2, помощь в определении профиля обучения.

9 классы

Октябрь- ноябрь

Профориентатор

Бородуля Л.М.

12.

Оформление на каждого учащегося профориентационной карты. Создание портфолио учащихся.

9-11 классы

Сентябрь -декабрь

Кл. руководители.

Профориентатор

Бородуля Л.М.

13.

Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

5-11 классы

В течение года.

Библиотекарь

Яковлева С.А.

14.

Защита проектов профориентационной направленности

8-11 классы

В течение года

Кл.руководители

                                                                                                          V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.  

1.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессии учащимися.

Родители,

учащиеся.

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Родительское собрание «Пути получения профессиональ-

ного образования после 9 класса».

Для родителей

9 классов.

сентябрь

Директор, кл.руководители,

профориентатор.

3.

Тематические родительские собрания по профориентации с привлечением представителей учебных заведений.

9-11 классы

Февраль- март

Кл.руководители.

профориентатор

Бородуля Л.М.

4.

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля обучения в 10 классе

Родители учащихся 9 -классов

январь

Профориентатор

Бородуля Л.М.

психолог

Матюшонок Т.В.

5.

Проведение встреч учащихся с их родителями-

представителями различных профессий.

учащиеся

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

6.

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения.

9-11 классы

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

7.

Привлекать родителей к работе по оформлению и оснащению кабинета профориентации.

родители

В теченне года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

                                                                                           VI.РАБОТА С ШЕФСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ.          

1.

Провести совместное совещание руководителей школы и шефского предприятия на тему «Совместная работа школы и предприятия по профориентации учащихся»

сентябрь

Директор школы,

представители предприятий.

2.

Привлечь представителей предприятий к организации массовых мероприятий по профориентации.

учащиеся

По плану

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Привлечь шефское предприятие к оформлению кабинета профориентации.

учащиеся

В течение года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

                                                    VI.ПО ГРАФИКУ РАБОТЫ КАБИНЕТА ПРОФОРИЕНТАЦИИ (в течение учебного года).

                                                            ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Систематическое информирование учащихся о профессиях .

8-9-10-11классы

В течение учебного года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Сбор информации о днях открытых дверей в учебных заведениях г.Норильска и доведение ее до сведения учащихся.

9-10-11 классы

В течение учебного года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

3.

Информационное обеспечение страницы на сайте МБОУ «СОШ №39 «Твой выбор»

Для всех категорий

В течение учебного года

Профориентатор

Бородуля Л.М

                                                                                               РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.

1.

Проведение консультаций по вопросу выбора профессиональных учебных заведений для реализации профессиональных планов учащихся.

8-9-10-11 классы

В течение учебного года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Профессиональное просвещение учащихся ( информация о мире профессий через информационный стенд)

9-11 классы

В течение учебного года

Профориентатор

Бородуля ЛМ.

3.

Организация встреч учащихся с представителями профессиональных учебных заведений

( профориентационное сотрудничество).

9-11 классы

В течение учебного года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

4.

Организация экскурсий учащихся в профессиональные учебные заведения на дни открытых дверей.

9-11 классы

В течение учебного года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

кл. руководители.

5.

Индивидуальные консультации для учащихся по вопросу выбора будущей профессии (тестирование учащихся)

8-9-11 классы

В течение учебного года

Профориентатор

Бородуля Л.М.

                                                                                                 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.    

1.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора учебного заведения.

В течение учебного года, по запросам родителей

Профориентатор

Бородуля Л.М.

2.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора будущей профессии учащимися.

8-9-11 классы

В течение учебного года, по запросам родителей

Профориентатор

Бородуля Л.М.



Предварительный просмотр:

Организация профориентационной работы

в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения

 в МБОУ СШ № 39

I. Общие положения

1.1. Основные этапы и цели профориентационной работы в МБОУ:

1.1.1. Начальная ступень получения образования (1-4 классы)

Цель: Формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Общая тема профориентационной работы в 1 классе «Профессии школьной жизни» (формирование первоначальных умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике, воспитание уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека).

Общая тема профориентационной работы во 2 классе – «Профессии моих родителей» (углубление представлений обучающихся о разных профессиях, формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности; обучение установлению отношений в трудовых группах, освоение различных умений и навыков трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережного отношения к результатам своего и чужого труда).

Общая тема профориентационной работы в 3 классе – «Профессии в моем городе» (продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями; выработка навыков организации своей работы и работы товарищей, проявления активности и инициативы в поисках полезных дел; воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы).

Общая тема профориентационной работы в 4 классе – «Профессии Заполярного филиала «ГМК «Норильский Никель»» (обобщение и развитие представлений о труде, полученных учащимися в 1-3 классах; расширение и углубление представлений о профессиях и отраслях перерабатывающей промышленности, связанных с использованием природных ресурсов Норильского промышленного района; начальное знакомство с технологией переработки и организаций производств; воспитание уважительного отношения к людям данных профессий и бережного отношения к природным ресурсам).

1.1.2. Основная ступень получения образования

  • 5-7 классы

Цель: Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; развитие представлений о профессиях, о собственных интересах, возможностях в области тех или иных профессий (формирование образа «Я») и соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре  и др. через формирование трудовых и коммуникативных навыков. Расширение познания перечня профессий.

Общая тема профориентационной работы в 5 классе – «Мир профессий» (ознакомление с профессиями различных отраслей, понятие профессиограммы, типов профессий («человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»), роль интересов и их развития интересов для успешного профессионального самоопределения, обсуждение значимости различных профессий профессии для общества).

Общая тема профориентационной работы в 6 классе – «Человек и мир профессий» (ознакомление с понятиями индивид, личность, индивидуальность, направленность (мотивы и потребности); составление простых профессиограмм с учетом составляющих структуры личности; введение понятий темперамент, характер, способности, познавательные психические процессы; обзор познавательных психических процессов и рекомендации по их развитию, по развитию творческих способностей).

Общая тема профориентационной работы в 7 классе –  «Мои возможности» (изучение собственных возможностей, рекомендации по их развитию, ознакомление с понятием интеллекта, видами интеллекта по Гарднеру (пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, лингвистический, логико-математический, межличностный, внутриличностный), формирование навыков самопрезентации).

  • 8-9 классы

Цель: Оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки и помощи в формировании и принятии осознанного решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего получения образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда; создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению через факультативные занятия и другие курсы по выбору, групповые и индивидуальное консультирование, социальные и профессиональные пробы,  знакомство с рынком труда и востребованными профессиями.

Общая тема профориентационной работы в 8 классе – «Мои желания» (различение понятий «мечта» и «цель», примеры трансформации детских увлечений в «прибыльное дело»; изучение способов реагирования  в случаях возникновения препятствий на пути к цели, моделирование затруднений в достижении профессионального успеха; определение личностных качеств, свойств, способностей и умений, позволяющих  справляться с жизненными трудностями).

Общая тема профориентационной работы в 9 классе «Я выбираю профессию – мои профессиональные намерения» (уточнение образовательного запроса, формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения в рамках освоения программы занятий профориентационной и информационной работы (34 часа), группового и индивидуального консультирования, участия в  мероприятиях плана по предпрофилю, прохождение профпроб).

1.1.3.Старшая ступень получения образования

  • 10-11 классы

Цель: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, самореализации, формирование профориентационных компетенций, профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Общая тема профориентационной работы в 10-11 классах – «Мое будущее» (развитие мотивов самоактуализации, ознакомление с особенностями современного рынка труда, современными критериями оценки специалистов; анализ профессиональных учебных заведений, изучение юридических аспектов поступления, прохождение профпроб).

1.2. Настоящие Рекомендации регулируют подходы к организации и осуществлению Профориентации (1-11 классы) и имеют своей целью обеспечение равных условий для профессионального самоопределения обучающихся.

1.3. Профориентация – целенаправленная социально-психологическая и педагогическая деятельность, направленная на оказание обучающимся личностно-ориентированной помощи в сознательном и обоснованном профессиональном самоопределении, формировании потребности и готовности к труду с учетом социально-экономических условий.

1.4. Профессиональное самоопределение – процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, позволяющий успешно адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

1.5. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс (включая занятия в группе продленного дня в начальной школе), внеурочную и внешкольную работу.

1.6. Основной целью Профориентации является создание эффективных условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со своими возможностями, способностями и склонностями, а также с учетом рыночных отношений.

1.7. Основными задачами Профориентации являются:

  1. Формирование профессиональной ориентационной компетентности у обучающихся через педагогическую, психологическую, информационную поддержку необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или средней (полной) школы.
  2. Построение профориентационного взаимодействия взрослых и обучающихся как равноправного сотрудничества, направленного на оказание помощи обучающимся в использовании внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленных целей, планировании карьеры и необходимых шагов по реализации профессионального выбора.
  3. Обеспечение обучающихся способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрутов.
  4. Создание гибкой системы кооперации старшей ступени общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями, организациями, учреждениями (далее – Предприятия) города, края.

1.8. Профориентационная компетентность подростков выражается в готовности в процессе профессионального самоопределения:

  1. Испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения.
  2. Ставить и корректировать соответствующие ближние и дальние цели.
  3. Использовать внешние и внутренние ресурсы.
  4. Приобретать опыт создания личностно - значимых и профессионально-ориентированных образовательных продуктов.
  5. Противостоять внешним манипулятивным воздействиям.
  6. Овладевать способами решения вопросов о продолжении образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда.
  7. Обращаться за помощью к специалистам.

II. Основные направления и формы организации Профориентации

2.1. Профессиональное просвещение – ознакомление обучающихся с современными видами трудовой деятельности, с правилами выбора профессии, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, а так же информирование о кадровом запросе рынка труда.  Профессиональное просвещение направлено на формирование у подростков мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание и соотнесение социально-экономических потребностей и своих интеллектуальных и психофизиологических возможностей.

Формы: Беседы, классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики, видеолектории о профессиях как в рамках внеклассной, так и в рамках преподавания учебных предметов (в процессе изложения учебного теоретического материала, при выполнении практических и лабораторных занятий, решения задач), экскурсии (на предприятия, организации, учреждения, профессиональные учебные заведения, и др.), рефераты по предмету, в которых используется информация о профессиях, производстве, профессиональные пробы, мастер-классы,  детско-родительские игры,  встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми специалистами и др.

2.2. Профессиональное консультирование – оказание индивидуальной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его интеллектуальным,  психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Консультирование основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств. В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда.

Формы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности, индивидуальные беседы с профконсультантом, анкетирование, тестирование и другие виды диагностики (изучение профессиональных планов обучающихся) и на их основе разработка и предоставление рекомендаций о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, о возможных путях ее получения, профессиональные игры, ситуации, тренинги.

2.3. Психологическая поддержка – методы, способствующие адекватной самооценке личных способностей, склонностей и предпочтений, позитивному  восприятию любых  индивидуальных особенностей,         снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем, разрешению межличностных и эмоциональных проблем, при необходимости, своевременной переориентации.

Формы: тьюторство, индивидуальные беседы и консультации, направленные на оказание социально-педагогической и психологической помощи при профсамоопределении и др.

2.4. Профессиональное воспитание –  система мер по формированию профессиональных интересов и развитию склонностей и способностей обучающихся через вовлечение их в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания, саморазвития  и самовоспитания.

Формы: Тематические родительские собрания, педагогические советы, семинары, предметные и познавательно-развивающие кружки, спецкурсы, элективные и факультативные занятия, профориентационные мероприятия муниципального уровня (Ученик года, Школа сотрудничества «Профиль», конкурсы юных художников, журналистов, фотовыставки и т.д.), социальные и профессиональные пробы, тематические вечера, клубы интересных встреч, ток-шоу профориентационной работы, вовлечение обучающихся в работу по оформлению кабинета профориентации, стендов, плакатов и др.

2.5. Профессиональная диагностика –  система применения диагностических и профориентационных методик для выявления профессиональных интересов и склонностей, изучения личности подростков, процесса роста, формирования качеств, способностей,  мотивов в профессиональной  направленности.

Формы:  профессиональные опросы и анкетирование, психодиагностическое тестирование, профориентационные карты и др.

2.6. Профессиональный отбор – специализированная процедура изучения  вероятности оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей. В МБОУ в рамках Профориентации в этом направлении необходимо осуществлять деятельность, направленную на создание условий, способствующих формированию у обучающихся качеств, необходимых для работы по избранной ими специальности.

Формы: диагностирование, направленное на определение профессиональных приоритетов обучающих и  выявляющее возможные противопоказания к выбранной профессии, анкетирование обучающихся, направленное на выявление приоритетов  обучения, установление возможных ограничений по медицинским показаниям для определенных видов трудовой деятельности, профессиональные пробы, стажировка и практики.

2.7. Медицинская профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии, формы обучения и места работы с учетом возможного неблагоприятного воздействия на здоровье производственных факторов.

Формы: медицинские осмотры обучающихся с целью выявления отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, их коррекции и лечения, индивидуальные врачебные профессиональные консультирования, экспертные профессиональные заключения и рекомендации.

III. Обеспечение и сопровождение Профориентации

        3.1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  • Разработка и утверждение рекомендаций, положений, инструкций, регулирующих организацию Профориентации на территории МО город Норильск.
  • Договора, соглашения с различными учреждениями, организациями и предприятиями, расположенными на территории МО город Норильск.
  • Ежегодные планы работы УОиДО по ППиПО, профориентации, а также совместные планы УОиДО по профориентации с различными учреждениями, организациями и предприятиями, расположенными на территории МО город Норильск.
  • Положение об учебно-методическом кабинете профориентации и информационного просвещения в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях муниципального образования город Норильск.
  • Муниципальный рейтинг по итогам участия ОУ в профориенатционных мероприятиях в течение учебного года.
  • Приказы и локальные акты МБОУ, регламентирующие профориентационную деятельность в МБОУ.
  • Ежегодные планы работы МБОУ по профориентации.

        3.2. Программно-методическое обеспечение:

  • Программа по профессиональному самоопределению обучающихся 9-х классов «Профессиональный выбор».
  • Циклограмма профориентационных внеклассных мероприятий на муниципальном уровне.
  • Система классных часов в МБОУ с 1 по 11 класс.
  • Базовый набор профориентационных методик, опросников, анкет, направленных на предварительное изучение интересов и склонностей учащихся с 3 по 11 класс.
  • Типовая программа «Социальная практика», предусматривающая прохождение социальных практик в т.ч. и за счет часов учебного плана.
  • Рекомендации по организации социальных практик для руководителей МБОУ МО город Норильск, соглашение  о безвозмездном сотрудничестве в области организации социальной практики.
  • Рекомендации по организации социальных практик для руководителей предприятий и учреждений.
  • Профориентационные учебно-методические комплексы.
  • Банк методических материалов, представленных в профориентационных кабинетах, кабинетах педагогов-психологов в МБОУ (профессиографические материалы, разработки занятий по профориентации и др.).
  • «Календарь профессиональных праздников».
  • Методические профиздания (газеты, журналы);

        3.3.. Информационное сопровождение:

  • Сборники справочных материалов об учебных заведениях различного уровня и др.
  • Памятки (о возможностях непрерывного обучения, льготах и гарантиях для обучающихся без отрыва от производства,  для поступающих в профессиональные учреждения получения образования и т.д.), разработанные специалистами КГКУ «Центр занятости г. Норильска», педагогами-психологами МБОУ и др.
  • Беседы с медицинскими работниками о выборе профессий с учетом состояния здоровья (медицинские показания и  противопоказания по выбранной профессии).        
  • Материалы сайта «Норильский профиль» и других профориентационных сайтов.
  • «Дни открытых дверей» МБОУ, учреждений получения профессионального образования, расположенных на территории МО город Норильск.
  • Материалы, расположенные на стендах по профориентации в МБОУ.
  • Информирование общественности, обучающихся, родителей о профориентационных мероприятиях через СМИ МБОУ и МО город Норильск.
  • Презентации, видеосюжеты о профессиях.
  • Родительские собрания, классные часы, семинары в рамках профориентационной тематики.
  • Информационные и профориентационные занятия с обучающимися 9-х классов, предусмотренные учебным планом МБОУ.
  • Информация о подготовительных курсах и приезжающих на территорию МО город Норильск приемных  комиссий различных высших учебных заведений и др.

        3.4. Кадровое обеспечение:

1. Система профориентационной помощи предусматривает возможность использования ресурсов следующих социальных институтов: общеобразовательные учреждения, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и др.

2. В МБОУ Профориентация осуществляется под руководством заместителя директора по воспитательной  и/или учебно-воспитательной работе (по распоряжению директора МБОУ), Профориентатором, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками и другими работниками МБ(А)ОУ.

3.5. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников:

Многоуровневая система диагностики, направленная на выявление уровня сформированности профориентационных компетентностей обучающихся, анализа потребности и возможности обучающихся и социума.

IV. Организация профориентационной работы

4.1. С целью эффективного и качественного подхода к реализации Профориентации в МБОУ целесообразно создание координирующего органа (Совета, кафедры по Профориентации), а также возможна организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках профориентационной работы.

4.2. Структура и функционирование соответствующего координирующего органа по Профориентации с учетом программы развития разрабатывается и утверждается в МБОУ.

4.3. Работа по Профориентации педагогическим коллективом осуществляется по годовому плану, разработанному с учетом комплексного подхода к данному направлению деятельности, скоординированному с планом работы УОиДО и утвержденному директором МБОУ.

V. Направления деятельности педагогических работников в рамках Профориентации

5.1. Координаторы деятельности:

5.1.1. Директор

Функции:

  • Назначение приказом лиц, ответственных за проведение профориентационной деятельности МБОУ.
  • Контроль процесса профориентационной деятельности и его результатов; привлечение к этой работе Профориентаторов (преподавателей и других работников МБОУ), утверждение плана, его корректировка (при необходимости), контроль хода проводимых мероприятий, анализ текущих результатов.

5.1.2. Научно-методический совет МБОУ

Функции:

  • Анализ эффективности профориентационного просвещения; разработка предложений по совершенствованию данного направления деятельности, подготовка документации по установленной форме.
  • Организация инновационной деятельности по актуальным вопросам профориентации обучающихся.
  • Инициирование педагогических работников на повышение профессионального мастерства в рамках профориентационной работы, на участие в конкурсах и грантах.
  • Обобщение и распространение профориентационного опыта.
  • Утверждение дидактических и методических разработок педагогических работников МБОУ в рамках профориентационной деятельности.

5.1.3. Заместитель директора по воспитательной работе

Функции:

  • Выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения обучающихся с целью согласования и координации их деятельности.
  • Создание условий для организации договорных отношений МБОУ с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей ступени получения образования в МБОУ.
  • Планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой МБОУ.
  • Планирование и обеспечение условий для родительского всеобуча по вопросам семейного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
  • Осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование).
  • Оказание организационной, консультационной, методической поддержки педагогическим работникам в подготовке и проведении  профориентационных мероприятий муниципального, краевого, федеральных уровней.
  • Создание условий для организации профессиональных проб и социальных практик, летних трудовых отрядов обучающихся.
  • Организация системы повышения квалификации классных руководителей, профориентатора, социального педагога по проблеме самоопределения обучающихся.
  • Руководство работой по изучению, обобщению и внедрению передового опыта по профильному обучению.
  • Осуществление функций контроля:

1) работы классных руководителей, профориентатора, социального педагога по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся;

2) организации и реализации профориентатором мониторинговых исследований эффективности профориентации в МБОУ.

  • Оказание содействия классным руководителям, педагогам, родителям в профориентационной деятельности.

5.1.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Функции:

  • Осуществление совместно с заместителем директора по воспитательной работе анализа, планирования, корректировки деятельности МБ(А)ОУ в рамках Профориентации, в том числе анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика,  определение индивидуальной образовательной траектории).
  • Организация и проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников.
  • Организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня.
  • Организация системы повышения квалификации тьюторов, учителей-предметников, педагога – психолога по проблемам самоопределения обучающихся.
  • Контроль деятельности учителей-предметников, педагога-психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
  • Организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

5.2. Профориентатор

Функции:

  • Координация функционирования субъектов системы профориентации.
  • Анализ перспективных возможностей МБОУ в области осуществления эффективной профориентационной деятельности.
  • Планирование, ход и развитие проектов и программ по профориентационной деятельности.
  • Планирование и организация (совместно с заместителем директора по воспитательной работе) мероприятий по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам профориентационной деятельности.
  • Разработка и осуществление мониторинговых исследований по вопросам эффективности реализации Профориентации в МБОУ.
  • Организация целенаправленной деятельности с обучающимися по подготовке к сознательному выбору профессии с учетом запросов обучающихся, родителей, ситуации на рынке труда (организация экскурсий, проведение конференций, круглых столов, встреч с различными специалистами в рамках Профориентации, оказание содействия для участия в профконкурсах и т.д.).
  • Консультирование обучающихся, их родителей, классных руководителей, представителей социальных институтов, привлекаемых к сотрудничеству с МБОУ по вопросам профориентации обучающихся.
  • Организация сотрудничества с социальными институтами, занимающихся профессиональной ориентацией и профессиональным  самоопределением детей и подростков.
  • Организация деятельности по установлению внешних связей МБОУ с различными организациями, предприятиями, учреждениями с целью эффективного осуществления проектов и программ по профориентации обучающихся.
  • Разработка материала для проведения профбесед.
  • Оказание содействия обучающимся в прохождении профессиональных проб и социальных практик.
  • Информирование обучающихся о рынке труда, его особенностях в регионе, востребованных профессиях, о структуре общей региональной потребности в кадрах.
  • Координация взаимодействия деятельности работников МБОУ и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам профориентации обучающихся;
  • Участие в разработке нормативных документов для структур, участвующих в проектах и программах МБОУ по профориентации обучающихся; отдельных фрагментов программ развития МБОУ и других стратегических документов в рамках Профориентации.
  • Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, способствующей реализации самоопределения планов и  обучающихся.

5.3. Классные руководители

Функции:

  • Планирование для конкретного класса (группы) педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающей разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся.
  • Организация индивидуальных и групповых профориентационных бесед, диспутов, конференций.
  • Выявление под руководством рекомендаций педагога – психолога  психолого-педагогических  склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов возможно фиксировать в индивидуальной карте обучающегося), ведение индивидуальных  профориентационных карт обучающихся класса (группы).
  • Оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, в формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии основного решения в выборе профессии; организация профессионального просвещения и консультирования учащихся.
  • Оказание содействия обучающемуся в проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профильного обучения и профессионального становления, осуществление анализа собственных достижений, составления Портфолио.
  • Организация посещения обучающимися «Дней открытых дверей» в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; тематических и комплексных экскурсий на предприятия.
  • Оказание помощи педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения.
  • Проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению.
  • Организация встреч обучающихся с выпускниками МБОУ — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
  • Организация работы с родителями (коллективной, групповой, индивидуальной) по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению, при необходимости, своевременной переориентации учащихся, по участию родителей в профориентационных мероприятиях и др.

5.4. Учителя-предметники

Функции:

  • Создание условий для развития познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся через использование разнообразных форм и методов: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, спецкурсы, элективные и факультативные занятия, различного направления конкурсы и т.д.
  • Обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у обучающихся МБОУ общетрудовых, профориентационных компетенций.
  • Оказание содействия по формированию у обучающихся адекватной самооценки.
  • Осуществление наблюдений с целью выявления склонностей и способностей обучающихся.
  • Адаптация учебных программ в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся.

5.5. Педагог-психолог

Функции:

  • Организация работы с родителями по получению согласия на проведение аналитико-диагностических исследований и профориентационной работы с детьми; по изучению родительских ожиданий в области профессиональных предпочтений детей, консультирование родителей по вопросам профориентации в семье обучающегося.
  • Изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся.
  • Осуществление  мониторинга готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через опрос, тестирование, анкетирование подростков и их родителей.
  • Обеспечение психологического просвещения обучающихся, родителей и педагогов в рамках профильного и профессионального выбора обучающихся.
  • Проведение бесед, тренинговых занятий по профориентации с обучающимися и их родителями; организация психологических консультаций с учётом возрастных особенностей обучающихся.
  • Осуществление психологического сопровождения профильного обучения: содействие в формировании у обучающихся адекватной самооценки; психологическая поддержка углубленной профориентации обучающимся, мониторинг и своевременная корректировка психофизического развития обучающихся.
  • Оказание помощи классным руководителям, учителям-предметникам в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся.
  • Формирование базы данных по профессиональной диагностике.

5.6. Социальный педагог

Функции:

  • Оказание содействия в формировании у обучающихся группы риска адекватной самооценки.
  • Оказание педагогической поддержки обучающимся группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения.
  • Осуществление  консультаций обучающихся по социальным вопросам.
  • Оказание помощи классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения обучающихся.

5.7. Библиотекарь

Функции:

  • Оказание содействия педагогическим работникам и обучающимся МБОУ по подбору литературы и методических материалов в рамках самоопределения обучающихся.
  • Изучение читательских интересов обучающихся и организация систематических выставок соответствующей литературы о профессиях и других вспомогательных материалов (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, описания профессий).
  • Проведение читательских диспутов-конференций на темы выбора профессий.
  • Обобщение и систематизация методических материалов, справочных данных о потребностях трудовых кадров территории и края.

5.8. Медицинский работник

Функции:

  • Оказание содействия в формировании у обучающихся установки на здоровый образ жизни через разнообразные формы, методы, средства медицинского просвещения;
  • Проведение с обучающимися бесед о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • Консультирование по вопросам ограничений получения различных профессий по состоянию здоровья, а также по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

VI. Подходы к определению эффективности Профориентации

Основой мониторинговых исследований оценивания эффективности Профориентации могут служить критерии (мотивационный, познавательный, деятельностно – практический) подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению и принципы (непрерывности, единства, интеграции, дифференциации и индивидуализации гибкости, открытости, активности, оптимизма) на основе которых осуществляется достижение поставленных целей и задач Профориентации.

Допустимые сокращения, используемые в документе:

ППиПО – предпрофильная подготовка и профильное обучение;

МБ(А)ОУ – муниципальные бюджетные образовательные учреждения;

МО – муниципальное образование;

Профориентация – профориентационная работа в рамках ППиПО в МБ(А)ОУ МО город Норильск;

УОиДО – Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска;

Профориентатор – педагогический работник, исполняющий функциональные обязанности профориентационного работника.