Материалы к урокам

Прохорова Наталья Георгиевна

 

Практическая помощь молодым специалистам. В разделе представлены  традиционные и инновационные разработки уроков, презентации, олимпиадные работы по русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изложение. 7 класс

Отара овец спускалась с гор на зимовку в низины. На полдороге старший чабан вдруг обнаружил, что нет лучшей сторожевой собаки.

– Карабаш! – звал чабан собаку. Эхо далеко отдавалось в горах, а собака не отзывалась. «Наверное, издохла», – подумал чабан. Собаки, чувствуя свою кончину, уходят от хозяина. Погоревал, погоревал чабан, а там и забылось. Через немного дней после пропажи собаки чабан не нашёл своей бурки. Должно быть, забыл на летней стоянке. Чабан пожалел и о бурке.

Ранней весной колхозное стадо снова поднялось в горя на летний отгон. И здесь чабан увидел свою бурку, а возле неё Карабаша, пропавшую собаку. Чабан понял всё: собака осталась сторожить бурку. Вокруг бурки вся трава была измята и обгрызана. И сама собака была другая, остались от неё кости и кожа, да клочьями торчала бурая свалявшаяся шерсть.

– Карабаш! – кинулся к собаке чабан, доставая из сумки хлеб. Но собака не приняла ни хлеба, ни ласки. Она отчуждённо ощерила жёлтые зубы. Потом ушла, поджав хвост, не оборачиваясь на зов. Она не простила обиды.



Предварительный просмотр:

Вопросы экипажной работы по роману

М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. С какой целью автор пустил нечистую силу на 4 дня гулять и безобразничать в столице?

2. Цель столкновения зрителей театра Варьете с нечистой силой?

3. Воланд не развлекает публику, а пристально вглядывается в неё. Какой вопрос его прежде всего волнует?

4. Почему все люди понимают бесов?

5. В чём привлекательность Воланда и его свиты?

6. Согласны ли вы с таким мнением: «Воланд и его свита – ряженые»?

7. Согласны ли вы, что «нечистая сила лишь фиксирует то, что есть, ничего не добавляя от себя; проявляет скрытое, но ничего не создаёт»? Обоснуйте свою позицию.

8. Осуществилось желание Маргариты. Она невидима и свободна! Зачем ей это нужно?

9. Возможны ли визиты «нечистой силы»?

10. Зло для Булгакова?

Троемирие романа

  1. Настроение Понтия Пилата.
  2. Представьте Га-Ноцри
  3. Кто такой Левий Матвей? Его ошибки, попытки помочь.
  4. Кто, в понимании Иешуа, «управляет жизнью?
  5. В чём сила Га-Ноцри?
  6. Кто более свободен Иешуа или Понтий Пилат? Свободен ли средний мир?
  7. Один из главных человеческих пороков, с точки зрения Иешуа.
  8. «Злых людей не бывает», - считает Иешуа. Как вы понимаете эти слова? Что такое зло с его точки зрения?
  9. Недостаток Понтия Пилата, с точки зрения Иешуа?
  10. Что такое истина?
  11. Какое решение хотел принять Пилат? Почему изменил его?
  12. Что отталкивает в Га-Ноцри? Что привлекает в Воланде?
  13. Какую лазейку приоткрыл перед Иешуа Пилат?
  14. Каким предстает Понтий Пилат? Как ведет себя во время допроса? Почему утверждает смертный приговор?
  15. О чём сожалел Пилат, приговаривая Иешуа к смерти?
  16. За что наказан Пилат и когда наступает нравственное прозрение? Почему ему даровано прощение?
  17. Почему Иуду Булгаков «убивает», а не сам он вешается?
  18. Сопоставьте Мастера и Га-Ноцри.
  19.  В романе представлены три мира, которым соответствуют триады героев. Представьте их.


Предварительный просмотр:

Вопросы экипажной работы по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

  1. Что осудил писатель в комедии?
  2. Что раньше обозначало слово «недоросль»?
  3. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
  4. Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

НРАВЫ СЕМЬИ ПРОСТАКОВЫХ

  1. Докажите словами из текста, что Простакова из рода Скотининых. (д. 1, явл. 2)
  2. Кто главный в доме Простаковых? Докажите текстом.
  3. Грамотна ли Простакова и Скотинин? Как относились к образованию в их семье?
  4. Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
  5. Почему, с точки зрения Простаковой, Стародум умер?
  6. Каковы взаимоотношения между членами семьи?
  7. Какие слова доказывают, что Правдин и Скотинин совершенно разные люди? (явл.7)
  8.  Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?

МИТРОФАН (подобный матери)

  1.  Почему обучается Митрофан? Как от относится к учению?
  2. Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества.
  3. Согласны ли вы с этим? Почему?

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ

  1. Каково назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.
  2.  К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?

ОБРАЗ СТАРОДУМА

  1.  Что такое воспитание? Какова его цель?
  2.  Что такое образование? Какова его цель?

20. Что главнее воспитание или образование? Найдите ответ на этот вопрос в репликах положительных персонажей.

21. Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

22. Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

23. Подумаем, какие из правил и приёмов классической комедии сохранил  Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?

24. Кто для вас главный герой этого произведения?

25. Чем может быть интересен «Недоросль» современному читателю?

26. Продолжите афоризмы Стародума:

Начинаются чины –

Имей сердце, имей душу,

Невежда без души –

Глупому сыну –

Наличные деньги –

Честнее быть без вины обойдённу,