11 класс

Зуева Елена Владиславовна
Подготовка к  ЕГЭ по русскому языку

Памятка по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Демоверсия по русскому языку

Итоговое сочинение

Подготовка к сочинению

 

Домашнее задание (русский язык)

 

на 11.11.2015

Тема: "Обособление обстоятельств, выраженныз деепричастием"

Выпонить тест

на 13.11.2015

Тема: "Обособление обстоятельств, выраженных существительным или наречием"

Подготовиться к словарному диктанту

на 18.11.2015

Тема: "Урок - практикум по теме "Обособление обстоятельств""

Выполнить задание ЕГЭ


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://yadi.sk/i/cfuWGPt1kWqiG104.5 КБ
PDF icon https://yadi.sk/i/gX0EhjV4kWqiV460.95 КБ
Файл https://yadi.sk/i/0L0YdBpZkWrmJ2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Семь шагов к успеху»

(В помощь сдающему ЕГЭ по русскому языку, задание «С»)

Пояснительная записка

 « По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том , с кем мы имеем дело .Мы можем определить степень интеллектуальности человека,»- утверждал один из выдающихся ученых современности  Д.С. Лихачев.

  Вот и часть 3 (С) по русскому языку не только дает представление о том, как выпускники владеют  монологической речью, анализируют текст, аргументируют свои точки зрения, но  и показывает уровень ученика, его нравственность и культуру. Сократ еще говорил: «Заговори, чтобы я увидел».

Однако который год, анализируя результаты экзаменов по русскому языку, прихожу к выводу, что  ученикам критерий 2 (комментарий к сформулированной проблеме текста) и 4- (аргументация собственного мнения по проблеме) представляют самые сложные для них виды работы при написании сочинения по исходному тексту. Некоторые выпускники не могут воспринять информацию текста, прокомментировать  его.

 Кроме того, многие учащиеся не могут обосновать тезис примерами из читательского опыта не только потому, что мало читают, но и просто не знают, как применить известный им материал в качестве аргументов.

         Памятка как раз и предназначена  учащимся, чтоб не возникли сложности при выполнении задания С, подскажет, как работать, чтоб не сбиться на пересказ; как сделать так, чтобы доводы в аргументации собственного мнения не только соответствовали по смыслу тезису, но и развивали его; напомнит, как избежать разного рода ошибок.

Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть С ЕГЭ

Часть "С" – задание с развернутым ответом. Выполняется по исходному тексту и проверяется экспертами. При выполнении на ЕГЭ по русскому языку задания части "С":

         Помни!Создавать литературный шедевр не требуется, равно как и проводить подробный лингвистический анализ исходного текста;

рекомендуемый объем письменной работы - не менее 150 слов;

75 слов и менее - это НОЛЬ баллов;

более 250 слов испортят настроение эксперту, а уж он-то в долгу не останется.

В третьей части ЕГЭ необходимо написать небольшое сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Важно то, что оценивается не работа в целом, а отдельные умения и навыки, требуемые для написания развернутого ответа. Эксперты ЕГЭ оценивают отдельные аспекты работы, проставляя баллы по конкретным критериям. Таким образом, они разбирают по частям, по "кирпичикам" то, что мы должны с вами так же по "кирпичикам" и выстроить. Для получения максимального количества баллов это должно быть красивое, монолитное здание, построенное из отборного материала и качественным технологиям. Для многих выпускников - это серьезное препятствие для получения высокого балла по ЕГЭ. Качественно написанное сочинение - это 35% от общего количества баллов. Теперь вы понимаете, что сочинение требует большой подготовки?!

Для того чтобы набрать максимальный балл за часть "С", прежде всего мы должны знать, чего от нас ждут. Говоря проще, те критерии оценки, которыми будут руководствоваться эксперты при разборе работ. Во-первых, следует повторить, что оценивается не работа в целом, а отдельно каждая составляющая

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части "С" – соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок.
Вот они, эти критерии (в скобках - максимальное значение первичного балла):

  • Формулировка проблем исходного текста (1)
  • Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2)
  • Отражение позиции автора исходного текста (1)
  • Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (3)
  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (2)
  • Точность и выразительность речи (2)
  • Соблюдение орфографических норм (3)
  • Соблюдение пунктуационных норм (3)
  • Соблюдение языковых норм (2)
  • Соблюдение речевых норм (2)
  • Соблюдение этических норм (1)
  • Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1)
    Итого: (23) первичных балла по всем критериям проверки

            Эти нормативы представляют для нас большую ценность, так как теперь мы знаем, в каком направлении работать и на что обратить особое внимание.

Шаг №1.Как начать работу?

Что такое рассуждение и как его построить.

По прочитанному тексту нужно написать собственное сочинение-рассуждение, которое имеет особую композицию.

1. Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Строение текста-рассуждения. В таком тексте обычно выделяются З части: 1) тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; З) вывод.

3. Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая МЫСЛЬ обосновывается?

4. Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выступают в роли основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: « С помощью чего ведется обоснование тезиса?»

    Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры — самые убедительные аргументы.

В качестве аргументов в сочинении-рассуждении Части С ЕГЭ по русскому языку могут быть приведены, кроме того, примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта.

На заметку! В тексте-рассуждении в качестве средства связи предложений, аргументирующих высказанную мысль, часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов.

Композиция сочинения

  • Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
  • Комментарий к сформулированной проблеме текста.
  • Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме
  • Аргументация собственного мнения по проблеме:

           1)Тезис;

           2) Аргументы:

                 а) первый аргумент;

                 б) второй аргумент.

           3) Вывод.

  • Заключение

           Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как    минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше,  абзацев. Если в тексте нарушено абзацное членение текста,  снижается оценка по критерию К5.

Возможные варианты вступления:             

  • Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

(Что такое …?Словарь дает ответ, что это … Об этом и размышляет автор предложенного текста  …)

  • Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

(Что такое  ..? Из чего…? Такие вопросы возникают после прочтения текста …)

  • Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором  будет  рассказываться в тексте.
  • Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

(Кто из нас не слышал о том, что…? Вы, наверняка, сталкивались…)

  • Цитата.
  • Лирическое вступление.
  • Краткая справка о писателе.
  • Определение темы текста.

(Настоящий текст о том, что…)

  • Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

(В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти и не забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.)

  • Заглавие, которое можно дать тексту.

(…- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет…, не является….? Обратимся к этому тексту.)

  • Связь с современностью.

(В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на  это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.)

  • Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

(Я очень люблю…. Нельзя не согласиться с… )

  • Историческая характеристика  соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

(В истории человечества есть примеры того, как …)

Шаг №2.Как обозначить проблему?

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Помни, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме.

Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Допустим, что вам сложно обозначить проблему. Попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим (то есть не требующим ответа). Кроме того, в тексте может быть не одна проблема, а несколько, и часто бывает так, что в начале текста автор обозначает одну проблему, а к концу текста говорит о другой. Нужно несколько раз прочитать текст с карандашом в руке и подчеркнуть в тексте ключевые понятия (на листах с заданиями писать можно!)

Формулировка проблем исходного текста:

  • С помощью риторического вопроса
  • С помощью клише:
  • автор коснулся проблемы…,
  • уделил внимание проблеме…,
  • над …. проблемой думал, работал;
  • поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил …. проблему…

Можно указать № предложения  из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая,нравственная
Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

Помни: тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого.

Шаг№3. Самое сложное - комментарий.

Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна? Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Следующие синтаксические конструкции при текстуальном комментарии помогут  не  сбиться на пересказ исходного текста.

  • Начало комментария:
  • Проблему (чего)  автор раскрывает на примере…
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Рассматривая проблему (чего)  на примере…., автор с (иронией, тревогой, возмущением) рассказывает о том, что..
  • Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность, новизну, актуальность и т.д.)
  • Проблема актуальна особенно сегодня, потому что….
  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить ….
  • Автор текста обращает внимание читателя на…
  • Повествователь , ведя повествование от лица…, дает возможность…
  • Две контрастные картины – и читатель понимает, что..
  • Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому…
  • Автор так воссоздает эту историю, что…
  • Каждая реплика героя (ев) текста позволяет понять, что…
  • Избранный автором художественный прием… усиливает эмоциональное воздействие рассказа…
  • Композиционный прием  … помогает  автору…
  • Избранный автором художественный прием … помогает глубже понять …, усиливает эмоциональное воздействие текста.
  • Проникновенность авторской речи объясняется тем, что…
  • Композиция текста помогает понять , что…
  • Автор убедительно показывает, что…
  • Писатель всем ходом повествования доказывает …
  • Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, культурную и т.д.) проблему, раскрыл ее сущность.
  • Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции:
  • Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…
  • … - вот авторская позиция по данной проблеме
  • Автор считает, что ….
  • Синтаксические «маркеры», которые можно использовать в основной части комментария:
  • На мой взгляд, автор одним из первых привлек  внимание читателей к подобным явлениям.
  • Эмоциональность, экспрессивность  текста достигается употреблением...
  • По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям…
  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
  • Новизна авторского взгляда  на поднятую проблему в том, что…
  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры..
  • Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  • Автор убеждает, что…, и подобная уверенность небезосновательна
  • Автору важно убедить читателя в том, что…

Передавая содержание текста,  помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Шаг №4.  Авторская позиция

Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, это то, в чем автор видит решение проблемы.

В публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить.

  • В тексте доказывается мысль о том, что...,
  • По мнению автора, …

        Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.

 В тексте художественном -  позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее:

  •  Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …

Запомни! Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на поставленный вопрос.
        Позиция автора публицистического текст чаще всего выражена чётко.
Для выявления позиции автора художественного текста постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  • Как автор оценивает ситуацию, поступки героев.

Помни!  Нужно не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Шаг  №5   Как аргументировать свою позицию

      В этой  части работы нужно  следовать правилам построения текста-рассуждения

 Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, недопустимо писать: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»

При аргументации необходимо использовать причинно-следственные связи:

                                           ТЕЗИС

                                           

                                ПОЧЕМУ это так?

                       ПОТОМУ  ЧТО    ( ТАК     КАК )

            АРГУМЕНТ №1                      АРГУМЕНТ №2

        

           ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗ ВЫШЕСКАЗАННОГО?

         Не забудьте артикулировать свое отношение к позиции автора:

  • Я полностью поддерживаю эту позицию,
  • С этим мнением можно согласиться лишь частично,
  • Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору.

        Если вы разделяете мнение автора, следует привести не менее двух доказательств в поддержку его позиции. Если не разделяете - должны выдвинуть контртезис и подтвердить его доказательствами. Аргументируя свое мнение, не забывайте о корректности.

        Один из приводимых аргументов должен быть взят из художественной, публицистической или научной литературы. Вы также можете сослаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или на знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта

  • В прочитанной мною биографии … приводится факт…,
  • Из курса физики нам известно, что…,
  •  В одной из газет, которые регулярно читают в нашей семье, я обратил внимание на статью, где обсуждалась та же проблема).        

Согласие с мнением автора можно изложить по-разному:

  • Следует отметить, что бесспорность авторских суждений  не вызывает сомнений.
  • Автор убедительно доказывает, что
  • В правоте авторских оценок не приходится сомневаться.
  • Не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что..
  • Убежденность автора в правильности данных им оценок  передается и читателю…

Этически корректное возражение автору с изложением своей позиции:

  • Автор, по-моему , не совсем прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю , что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях о…
  • Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорная.
  • Утверждение, высказанное автором, …
  • Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание  о том, что…
  • Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора…

Введение аргументов в изложение собственной позиции:

  • С помощью слов и словосочетаний:
  • Обратимся к ( факту, научным исследованиям. воспоминаниям..)
  • Достаточно привести такой пример…
  • Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент..

Вспомним о…

  • Свидетельством этого служит такой ( случай, пример, эпизод произведения…)
  • Данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом. аргументом…)
  • Убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…
  • В этом легко убедиться, обратившись к…
  • Подобная ситуация …
  • И вот почему…
  • И еще одна ( история, факт, …)
  • С помощью вводных слов и словосочетаний:
  • Во-первых,..
  • Например,
  • Допустим,
  • По свидетельствам…, по утверждению…
  • С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения с использованием союзов:
  • Так как
  • Потому что,
  • Оттого что
  • Благодаря тому что,
  • В связи с тем что,
  • В результате того что…

Найди абзац сочинения, в котором  аргументируешь свою точку зрения.

Проверь, доказывают ли  аргументы то, что ты утверждаешь.

Убедись, что нет противоречий в приведенных примерах и не нарушена ли логика их изложения.

Если есть малоубедительные аргументы, замени их двумя бесспорными.

Убедись в отсутствии фактических ошибок.

Шаг №6. Заключение.

Концовка сочинения должна подводить итог изложенному и связывать текст воедино. Желательно, чтобы в ней были сконцентрированы все ключевые слова работы.

        Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов ( объём работы должен быть не менее 150 слов!) , можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задал себе вопрос и сам на него отвечаешь.Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз.

Возможные варианты заключения:

  • Итог и обобщение сказанному.

(Прочитав  текст…, понимаешь, что…)

  • Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части
  • Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

(Рассуждение …не может никого оставить  равнодушным. Я согласна с автором, что…)

  • .Концовка- афоризм.

(Снова и снова мы убеждаемся  в том,…)

  • Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

(Для чего же …)

  • Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.
  • Корректное возражение автору.

(Сложно не согласиться с  автором текста…, что…. Но …)

  • Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Шаг №7 .

 Проверьте ваше сочинение на предмет орфографических ошибок,

правильной расстановки точек и запятых и точного употребления грамматических форм. Проверяйте, вдумчиво читая по одному предложению с конца. Так вы сможете избежать эффекта «авторской слепоты».

        Настало время переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление - особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво.

        И последний совет: накануне экзамена  прочитайте еще раз внимательно эти советы. Думаю, все не так уж сложно, вы справитесь, и ваши усилия будут вознаграждены хорошими результатами!        

           Пробуйте, и у вас всё получится!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Задачи введения итогового сочинения в 11 классе
Выявитьуровень речевой культуры учащихся;его начитанность;личностную зрелость;умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу.
Итоговое сочинение: вопросы и ответы
Какие задачи решает итоговое сочинение?     Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и  форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения?  Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?  При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).На скольких произведениях нужно  строить рассуждение?       Можно строить рассуждение с опорой на  одно  произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.Что собой представляют темы итогового сочинения? Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?        Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?   Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: "ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.
Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе
Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль;опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
В темах сочиненийумышленно не используются узкие формулировки;реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Надпредметный характер сочинения
Выпускники должны использовать знания по истории, обществознанию, литературе, биологии, географии и т.д.Работа проверяет личностные качества ученика: готовность к самостоятельной рефлексии, способность размышлять, умение выстроить ассоциативный ряд в рассуждении.
Обратите внимание!
Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
"Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые вообще мы формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами“. Н.Д.Солженицына.
Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем
2014-2015 уч. год«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)Вопросы, заданные человечеству войнойЧеловек и природа в отечественной и мировой литературеСпор поколений: вместе и врозьЧем люди живы?
2015-2016 уч. годНет привязок к датам;В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, в их рамках – тематика, по 5 тем в регионе.Пересечения тем в регионах не будет!
Что такое концепт?
«Концепт – это термин, служащий объяснению той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека, всей картины мира, отражённой в человеческой психике».«Константа (концепт)– постоянная величина в ряду изменяющихся» Ю.С.Степанов«Константы культуры – это такие концепты, которые появляются в глубокой древности и прослеживаются через взгляды мыслителей, писателей и рядовых носителей языка вплоть до наших дней». В.А.Маслова
«Константа – это концепт, в содержании которого заложен постоянный, неизменный фрагмент картины мира. Таким постоянным фрагментом мира является любовь, душа, Бог, вера, родина и т.д.»Г.А.Крюкова
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Художественное время как особый способ познания мира.
Время в художественном произведении — это длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанных на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи. обратимо (автор воскрешает события прошлого), многомерно (действие развертывается в разных временных плоскостях) нелинейно (рассказ о событиях прошлого нарушается рассуждениями, комментариями, оценками). Время в тексте имеет четко определенные или достаточно размытые границы (события, например, могут охватить десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться или, напротив, не обозначаться в произведении по отношению к историческому времени или времени, устанавливаемому автором условно (роман Е. Замятина «Мы»).
Образ времени может быть связан с мотивами
движения;развития;становления;преходящего, земного;вечного;противопоставления преходящего и вечного.
Образ времени в литературе
Образы художественного времени
Характеристика
Произведения
Биографическое
Детство, юность, зрелость, старость
Л.Н,Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»;М.Горький «Мои университеты»
Историческое
Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества
Л.Н.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.Булгаков «Белая гвардия» В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», М.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» и др.
Космическое
Представление о вечности и вселенской истории
М.Булгаков «Мастер и Маргарита», поэзия Лермонтова, Тютчева, Блока и т.д.
Календарное
Смена времен года, будней и праздников
И.Шмелёв «Лето Господне»
Суточное
День и ночь, утро и вечер
И.С.Тургенев «Бежин луг», А.П.Чехов «Степь», поэзия Пушкина, Фета, Есенина и т.д.
Как можно рассматривать время?
биографическое время как одно из проявлений времени исторического («отражение истории в человеке»);как категорию существования человека во времени (тема детства как времени);как время, представленное в образах, событиях (политических, экономических, военных и т.п.):И. Бабель «Конармия», рассказы Зощенко, В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня» и.т.д)как наиболее яркое событие в жизни героя, ее эмоциональная вершина; художественное время при этом замедляется, «растягивается», течение же последующей жизни героя передается обобщенно, суммарно (И.Тургенев «Вешние воды», И.Бунин «Руся»)как этап становления личности героя (Л.Толстой «Война и мир»)как жизненный путь героя (Гончаров «Обломов»)время как испытание (литература Гражданской войны, военная литература)как взаимоотношение поколений (тема отцов и детей)как непрерывную цепь событий и фактов в истории человечества (А.Чехов «Студент») и т.д.
Соотношение прошлого, настоящего, будущего
И.Бунин «Холодная осень»,М.Лермонтов «Мцыри»
Один «миг» жизни, воскрешаемый героями в воспоминаниях, оценивается ими как реальный, исчезает противопоставление прошлого и настоящего.
Мерой человеческой жизни признается наличие в ней моментов, причастных к вечности и освобожденных от власти необратимого физического времени.
Будущее для героев оказывается связанным не с земным бытием, не с объективным временем с его необратимостью, а с памятью и вечностью.
Устанавливается истинное время — время сознания повествователя или героя, которое противопоставляет «ненужному сну» бытия неповторимые мгновения, запечатлевшиеся навсегда в памяти.
Длительность и сила воспоминаний героев сохраняют память об ушедших, о прошлой жизни, о лучших днях жизни.
Устанавливается неразрывная временная связь прошлого, настоящего и будущего.
Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Многозначность образа Дома в литературе
Дом жилище,Россия,родина,хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций,крепость в хаосе военных, революционных событий,пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления;место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций;утверждение вечности, красоты и прочности жизни, воплощение связи времён прошлого и настоящего,духовный портрет семьи;отражение сущности человека, приём характеристики героя,центр мира,род,место восстановления сил и т.д.
Дом (семья, детство)
Проблемы памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка;роли отчего  дома  в судьбе человека;восприятия ребёнком окружающего мира;  роли  детства в становлении личности человека; связи поколений; взаимоотношений с близкими людьми; роли детских воспоминаний в жизни человека;роли общения в развитии личности ребёнка;роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка;влияния детства на формирование жизненной позиции человека;влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.
ДОМ
Шмелёв И.С.«Лето Господне»
Пушкин А.С.«Капитанская дочка»
Л.Н.Толстой«Война и мир»
Шолохов М.А. «Тихий Дон»
Солженицын А.И. «Матрёнин двор»
Астафьев В.«Царь-рыба»
Духовная сила Соблюдение традиций и обрядовРусский характерХранитель православных ценностей
Сохранение нравственных традицийПрямодушиеЧестностьВерность долгуМилосердиеДуховность
ВзаимопомощьЗабота друг о другеТрудолюбие Сохранение традицийСовестьЛюбовь
ДушевноеспокойствиеДобротаПраведностьСовестливость
РодинаРоссияПриродаСовесть и т.д.
Идеал домашнего очага, — семьи Болконских, Ростовых:теплота внутрисемейных отношений,хлебосольство, гостеприимство,высокая мораль,честь,долг,патриотизм
«Родительский дом – начало начал…» (М. Рябинин)«Мой дом везде, где есть небесный свод…» (М. Лермонтов)
Распутин В. («Прощание с Матёрой», «Пожар», «Изба»)
Если традиционно дом мыслился как мир, то теперь мир представляется домом «человека мира».
АНТИДОМ
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.Островский «Гроза»
Распутин В.Г.«Прощание с Матёрой»
ГрубостьДеспотизмНевежествоЖажда наживыБездушие
ЛицемериеХанжествоДеспотизмУнижениеЛожьСмерть
Разорение Разрушение жизненного уклада Утрата связи с прошлымБеспамятство
Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Гиперо́нимы — слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие
К кому (чему) можно испытывать?
Какой бывает?
взаимной, страстной, по расчёту, безграничной,, слепой, вечной, глубокой, бескорыстной, благоговейной, жертвенной, материнской, братской, сыновней, безгрешной, родительской, неразделённой, трепетной, искренней,инстинктивной, безоглядной, разумной,  романтической, безответной, отвергнутой, чистой, неземной, негасимая, всепоглощающей, несчастной, единственной, грешной и т.д.…
любовь
Что может?
«вспышка», миг
отношение
способ-ность
вспыхнуть, победить, согреть, переполнять, говорить, спасти, закончиться, расцвести, помочь, править, родиться, превратить, сказать, длиться, расти, убить, угаснуть, смениться, охватить, помогать, преобразить, иссякнуть, ослепить, исчезнуть, оставаться, существовать, захватить, умереть, возникнуть, зарождаться, превращаться, расти, обязывать прозвучать, рождаться, усиливаться, улетучиться, отсутствовать, связывать, смениться, оставаться…
Семья, свобода, человек, счастье, судьба, ревность, родина, жизнь, смерть, искушение,предательство, вера, ненависть, труд, грех,самопожертвование, страсть, надежда, забота, долг, сострадание, бескорыстие…
К Богу родителям, близким, окружающим, себе, родине, России, природе, народу, профессии, работе, деньгам, музыке, истине, жизни, свободе, чтению и т.п.
самопожертвование, готовность на всё во имя любви и блага Близкого человека
От художественныхзадач авторов, их нравственных и эстетических идеалов.
Многоплановость смысла в литературе
проверка состоятельности человека как личности
трагедия, величайшая тайна
благодать, воскрешающая сила
преображающая сила,воздействующая на характер, психику и мировоззрение личности и т.п.
чувство
основасущество-вания
состояние
эмоции
С какими понятиями связана?
От чего зависит переосмысление концепта?
«нигилистический» блок признаков, передающих неподконтрольность или отрицающих ценность данного феномена: любовь – морок, болезнь души, безумие.
"Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И.Тургенев«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность, а – в любви».«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». А.Куприн«Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней». А. Толстой«Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам». В. Пекелис«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое». В. Белинский
Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Год литературы – хорошая возможность напомнить людям о роли умной книги в жизни общества. Литература «развивает творческий потенциал людей, объединяет нацию вокруг общих духовных и нравственных ценностей, задаёт стратегические идеи, культурные ориентиры гражданам». Путин В.В.
Юбилеи и возможные темы
24 мая - 110 лет со дня рождения М. А. Шолохова (1905-1984), советского писателя и общественного деятеля,21 июня - 105 лет со дня рождения А. Т. Твардовского (1910-1971), русского поэта,15 января- 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова (1795-1829), русского писателя,28 августа - 90 лет со дня рождения А. Н. Стругацкого (1925-1991), писателя-фантаста7 сентября - 145 лет со дня рождения А. И. Куприна (1870-1938), русского писателя,3 октября - 120 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895-1925), русского поэта,22 октября - 140 лет со дня рождения И. А. Бунина (1870-1953), русского писателя, поэта, ноябрь (по др. данным декабрь) - 195 лет со дня рождения А. А. Фета (1820-1892) , русского поэта-лирика,28 ноября – 135 лет со дня рождения А. А. Блока (1880 – 1921), русского поэта.
Мир, открытый мне (фамилия писателя).Современен ли (фамилия писателя)?Способна ли литература воспитывать человека?Какой опыт даёт человеку литература?Может ли литература помочь человеку понять себя?Книга, научившая меня жить.Мой любимый поэт (писатель).Герои произведений (автор указан), близкие мне.Чем творчество (автор указан) может быть интересно моему поколению? Литература – отражение жизни? и т.п.
Тема, сформулированная в виде утверждения
Тема, переформулированная в виде вопроса
«Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.
Что помогает человеку выжить на войне? Что спасает человека в условиях войны?
Произведение о войне, которое Вас взволновало
Почему произведение о войне (указать название) меня взволновало?
Война: преступление и подвиг
Что на войне можно считать преступлением, а что – подвигом, и в чём они противостоят друг другу?
Роль родительского наставления в жизни человека
Какую особую роль играет родительское наставление в жизни человека?
«Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)
Почему жизнь без любви невозможна?Почему жить – это значит любить?
Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения.
Выбор и обдумывание темы сочинения
Обратите внимание! Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки
Выявление ключевых слов темы сочинения
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений:В чём истоки непонимания людей разных поколений?Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?Во имя чего человек может идти на самопожертвование?Чем может быть ценен для детей опыт отцов?Чем опасно равнодушие?Почему так важно сохранять связь между поколениями?Что важнее: любить или быть любимым?Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
Понимание и осмысление содержания терминов и понятий
Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем и направлений итогового сочинения:дом, любовь, счастье, путь, судьба, время, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.;герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.
Проверяем себя
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений:В чём истоки непонимания людей разных поколений?Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?Во имя чего человек может идти на самопожертвование?Чем может быть ценен для детей опыт отцов?Чем опасно равнодушие?Почему так важно сохранять связь между поколениями?Что важнее: любить или быть любимым?Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
Определение главной мысли сочинения
Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений:Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.)Почему тема войны не уходит из литературы?Как природа помогает понять мир человеческих чувств?Почему так важно сохранять связь между поколениями?Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
Подбор литературного материала
Основные условия:Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала. Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства главной мысли.При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным.
Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.)Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны.Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война», «нравственный выбор на войне» и др. Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…
Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана)
Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.
Написание сочинения на черновике. Обдумывание структуры и композиции сочинения
При написании черновика выпускник должен:постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении;не отклоняться от темы и рассматривать ее в нужном ракурсе;следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы;при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей;выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.
Обратите внимание! Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто: черновик работы экспертами не проверяется.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение оценивается по шести критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№6).При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.  
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм
Критерий №1 Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
 Критерий №2 Аргументация. Привлечение литературного материала
  Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
 Критерий №3 Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 
Критерий №4 Качество письменной речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 
К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
 2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
1
Сочинение не соответствует теме,и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
 2
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
1
сочинение написано без привлечения литературного материала,или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
0
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
 2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,и/или мысль повторяется и не развивается.
1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
0
К4. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
 2
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
0
К5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
 1
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
0
К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок.
 2
Допущены 3-4 речевые ошибки.
1
Допущены 5 и более речевых ошибок.
0
К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
 3
Допущены 2-3 орфографические ошибки.
2
Допущены 4-5 орфографических ошибок.
1
Допущено более 5 орфографических ошибок.
0
К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
 3
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
2
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.
1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
0
К9. Грамматические нормы
Допущено не более 2 грамматических ошибок.
 2
Допущены 3-4 грамматические ошибки.
1
Допущено 5 и более грамматических ошибок.
0
К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют.
 2
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
1
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
20
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Первичный балл
0-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19
20

Литература
Материалы сайта www.fipi.ruН.В.Беляева «Подготовка школьников к итоговому сочинению»Г.А.Крюкова «Определение объёма содержания понятия «концепт»» Н.А.Николина «Филологический анализ текста», 2003В. В. Цуркан «Антология художественных концептов русской литературы XX века», 2013