МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Фоменко Вера Анатольевна

В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ НАХОДЯТСЯ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ, ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЯХ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Елочка"

 «Роль прогулки в оздоровлении детей дошкольного возраста».

Подготовила:

 воспитатель Фоменко В.А.

п. Седаново, Усть-Илимский район

       Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, то есть здоровье – это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» - гиподинамию, то есть количество движений, проводимые ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.

       Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. С каждым годом все больше отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности поступающих в детский сад детей, снижение иммунитета. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности в течение дня.

       Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

    В нашем детском саду огромное внимание уделяется правильной организации прогулки в режиме дня дошкольника. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Воспитанники нашего детского сада много играют, двигаются на прогулке. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

    Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей. Они озеленены, спланированы и оборудованы в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная группа располагает отдельным участком. На всех участках выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

     Помимо игровых площадок на участках имеются закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность проводить время на улице в любую погоду.

      В зимнее время на участках  совместно с детьми строим горки, ледяные дорожки и снежные сооружения, лабиринты.

      Совместно организуем игры, преимущественно подвижные. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра проводим в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру мы проводим в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

     Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни  начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываем малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

     Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии проводятся в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

     Во время прогулок нами широко используются бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кольцеброс, кегли.

     Помимо подвижных игр проводим на свежем воздухе дыхательную гимнастику, в теплое время года водные и воздушные процедуры, ходьба босиком по песку и коррегирующим коврикам. Так же на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом — это езда на велосипеде, зимой — катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

     Во время прогулок проводим индивидуальную работу с детьми: для одних организуем игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через гимнастические палки, сбегание с пригорков.

     Во время прогулки  следим за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает,  привлекаем к участию в более спокойных играх.

    Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Даем детям кубики, лото, поощряем игры в семью, автобус, пароход, больницу и др. Помогаем развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

     Большое место отводим наблюдениям. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем.

     Организуем наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки, походы в парк, лес.

     В летний оздоровительный период все занятия и виды деятельности стараемся проводить на свежем воздухе:  приём детей на прогулочном участке, утренняя гимнастика, физкультурные и музыкальные занятия, художественное творчество, беседы и т.д.

     На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

     Во время прогулки мы уделяем внимание и трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, переносим песок в песочницу; зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения.

      Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В  детском саду предлагаем родителям консультации: «Роль прогулки для оздоровления ребенка дошкольного возраста», «Поиграем на прогулке с дочкой и сыночком», памятки. Родители частые гости на участке, на свежем воздухе. Вместе с родителями дети ходят в походы на целевые прогулки, экскурсии, занимаются на участке физической культурой вместе с детьми и  общеразвивающими упражнениями, основными видами движения, проводим совместные эстафеты, игры, развлечения.

       Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в здоровьесбережение, развитие и воспитание дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ /Под ред---2-е изд., и доп. \М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. Киселева Г. М., Пономарева Л. И. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы»// Методическое пособие/Под ред--- М.: ТЦ Сфера, 2009

3. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня» //Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2011.



Предварительный просмотр:

Фоменко Вера Анатольевна,

воспитатель,

Усть-Илимский район, посёлок Седаново

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,-  не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.

          Сегодня мы все чаще возвращаемся к понятию «духовно-нравственное воспитание», имеющее актуальность в прошлом советском государстве и дружно «похороненному» нашим обществом в настоящее время.. Жизнь заставила вернуться. Да, изменилось время, изменились обстоятельства, меняемся мы, изменяются наши убеждения, взгляды, идеалы…

         Поэтому целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

              ФГОС- выдвигает одним из основопологающих принципов дошкольного образования «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.»

              Стандарт направлен на решение задач, в том числе и на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

               Стандарт направлен на формирование общей культуры личности детей, интелектуальных, физических качеств. Инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

               В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

-формирование патриотизма и гражданственности (23 февраля, 9 мая).

-гуманного отношения к людям и окружающей природе.

-духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

-уважение к своей нации.

-понимание своих национальных особенностей.

-формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

-уважение к представителям других национальностей.

-формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

-воспитание уважительного отношения к труду.

             Говоря о духовном и нравственном воспитании ребенка, следует понимать, что эти два понятия не являются идентичными, хотя имеют определенную схожесть.

                Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религиозное») по смыслу несколько шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие, по меньшей мере, двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н, Толстой, духовный человек « живет своими мыслями и чужими чувствами».

           Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного  образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

            Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».  Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (Консультации, памятки, индивидуальные беседы, круглые столы, родительские собрания).

             Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

            В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.

            Персонажи сказок, герои мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью («Человек паук», «Черепашки Ниндзя»).

            Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными и поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме. Справедливости и доброте, милосердии и великодушии.

           В погоне за развитием  интеллекта  многие родители упускают из вида необходимость работы над воспитанием души своего ребенка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

               В наше время возникла еще одна проблема, с которой человечество столкнулось в результате компьютеризации, это интернет-зависимость и компьютерная игромания.

       Отсюда возникает агрессия у детей, жестокость в отношениях со сверстниками, педагогами, родителями.

       Но нельзя отрицать и положительного влияния компьютерных игр. Игры- стратегии, логические игры развивают мышление, память, воображение,  математические способности, заставляют думать, анализировать и прогнозировать различные ситуации.

        Наиболее благоприятным периодом в жизни индивида для формирования духовно – нравственной сферы является дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит активное развитие душевных и телесных сил человека. Решение проблем духовно – нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Большая роль в осуществлении многосторонних задач по нравственно-духовному воспитанию отводится художественной литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др. авторов.

        С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») – придумываем и сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо путем создания специальных ситуаций.

        В своей работе используйте методы напоминания, разъяснения, объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте, что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно.

        Используйте положительную оценку, похвалу, одобрение, которые создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.

        В старшем возрасте придавайте поведению детей общественную направленность: воспитывайте в детях желание считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.

        Всю работу необходимо проводить в тесной связи с семьей. Если ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.

       Образцы родного языка очень ярко представлены в сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д. Фольклор вмещает в себя все ценности родного языка.

              Важную роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники проводимые в детском саду. Они ярко отражают национальный характер и самобытность времени. Родители и дети объединяются совместными действиями, общим переживанием.

Это:

-«Праздник осени»

-«Проводы Зимы»

-«Пасха»

«Масленница»

«День России» и другие…

            На музыкальных занятиях дети знакомятся с элементами русской пляски- хороводный шаг, топающий, переменный шаг, шаг с притопом. «ковырялочка», присядка, полуприсядка.

             Народные песни обладают воспитательной ценностью, формируют художественный вкус ребенка, обогощают речь типичными народными выражениями.«А я по лугу», «Во кузнице», «Где был , Иванушка?»Эти песни можно инсценировать.

             Использование русского народного творчества отражается на успехах детей. Они становятся активнее, эмоциональнее, обогащается их словарный запас, развивается музыкальная память, слух, ритм!

           В детском саду рекомендую оформить  мини - музей «Русская изба».

           Проводить совместно с родителями краткосрочные и долгосрочные проекты: «Моя семья», «Традиции в нашей семье», «Праздники в нашей семье», и т.д.

          Уважаемые педагоги, хотелось бы услышать, какую работу по формированию духовно-нравственного воспитания проводите вы с детьми дошкольного возраста.

Руссо считал, что ребенок с малых лет должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут хороши с ним.

        Хочется верить, что при таком подходе ребенок уже в детстве сможет понять, что любовь, доброта, великодушие, благородство сильнее зла, пошлости, насилия.

Благодарю за внимание!

Список литературы

1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

2.Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.

3.Данилюк, А.Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,2010.

4.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.

5.Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

6.Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000