Проекты


Предварительный просмотр:

XIV ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Первые шаги в науку –   2013»

Тема работы: «Способ ассоциаций при запоминании словарных слов»

Тип работы: исследовательская работа

Выполнила: уч-ся 4 класса В

МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска

Дурнас Елизавета.

Руководитель: учитель

 начальных классов

МБОУ «СОШ №2»

Андрюшкина Наталья  Николаевна.

                                           Лесосибирск 2013

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………..3
  2. Основная часть

§1. Метод ассоциаций. Варианты его применения…………………..…….....6

§2. Проблемы усвоения словарных слов………………………………..…......9

§3. Применения ассоциативного метода в практике запоминания словарных слов…………………………………………………………………..…………12

  1. Заключение………………………………………………………..……………….17
  2. Литература………………………………………………………..………………..19
  3. Приложение 1  ………………………………………………….……………........20

Приложение  2…………………………………………..............………………...20

Приложение 3 ……………………………………………………..………………21

Приложение 4 ……………………………………………………..………..……..22

  1. ВВЕДЕНИЕ

Словарные диктанты на уроках русского языка показывают, насколько эффективно ребята усваивают написание словарных слов, указанных в программе. Часто в результате диктанта из 12 – 15 словарных слов у шести – семи человек из класса бывают отрицательные отметки. Как же можно помочь тем ребятам, которым трудно усваивать и запоминать новые словарные слова? Из-за плохой памяти таким учащимся сложно усваивать не только словарные слова, но и запоминать стихи, правила, другой учебный материал.

По программе в каждом классе необходимо знать достаточно большое количество словарных слов [3] и при этом показать  хороший результат их  запоминания во время письменных диктантов, а также употребления этих слов в различных ситуациях. Наше небольшое исследование посвящено методу ассоциативного запоминания словарных слов. В опросе по теме принимали участие 62 школьника от 8 до 16 лет. Из них 46 человек на вопрос «Почему трудно запоминать словарные слова?» связали это с большим количеством словарных слов или ответили: «Нет правил для их проверки».

Встреча с новым словарным словом обычно сопровождается на уроке различными видами работы. Ребята узнают о происхождении и значении слова, ставят в нём ударение, подчёркивают буквы, которые необходимо запомнить, придумывают предложения, вспоминают пословицы, фразеологизмы и т. д. Учебник [1] предлагает учащимся лишь одно-два упражнения, где встречается новое словарное слово. Затем ещё одна-две встречи происходит со словом в печатной тетради. [2] Но есть ребята, которым такой работы недостаточно, так как зрительная или слуховая память у них развиты недостаточно хорошо. И через два-три дня эти учащиеся забывают написание слов, правописание которых невозможно проверить. Здесь встаёт проблема, какие возможности человеческой памяти можно использовать для активного и успешного запоминания словарных слов, благодаря какому «ключику» можно включить такие механизмы памяти, которые позволят долговременно запоминать и хранить любую информацию.

В интернете [11] предлагаются различные варианты работы со словарными словами. Многие из них основаны на многократном употреблении слова в различных упражнениях. Поиски именно способа запоминания словарных слов привели к знакомству с такими терминами, как «мнемоника» и «мнемотехника».[12] Мнемоника – (греч.) искусство запоминания. Вся совокупность приёмов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе. Мнемотехника – практическое применение методов, определённых в данной, конкретной мнемонике. Это система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами. Применяется для запоминания незапоминаемой информации. Почти все источники предлагают лишь рекомендации  по использованию этих методов и приёмов на примере запоминания одного-двух слов. Чтобы проверить эффективность таких методов в области запоминания слов с непроверяемыми написаниями была проведена экспериментальная работа с учащимися 2, 3, 4, 8 и 11 классов.

Работа посвящена описанию результатов исследования применения ассоциативного метода для запоминания словарных слов.

           Мы поставили перед собой цель – доказать, что метод ассоциаций является самым эффективным при работе со словарными словами.

Объектом нашего исследования является словарные слова.

Предметом исследования  - метод ассоциативного запоминания.

Для реализации этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Собрать и изучить  как можно больше материала о методе ассоциаций, вариантах его применения.

2.Выяснить, как относятся к проблеме запоминания словарных слов учащиеся разных возрастных групп.

3. Сгруппировать словарные слова, при изучении которых будет применён метод ассоциаций.

4.Выяснить насколько эффективно работает метод ассоциаций при усвоении словарных слов учащимися разных классов.

           В работе использовались следующие методы:

1.Описательный.

2.Анализ литературы.

3.Анкетирование учащихся нашей школы.

4.Систематизация полученных данных.

         Мы предполагаем, что метод ассоциаций является самым эффективным при запоминании словарных слов. Владея им  как надёжным инструментом для запоминания слов с непроверяемыми написаниями, можно без опаски работать с любой информацией, требующей долговременного хранения в памяти.

           Актуальность нашей работы в школьной практике мы видим в облегчении процесса качественного и долговременного запоминания словарных слов учащимися, а для учителя предлагаем варианты применения ассоциативного метода при изучении новых словарных слов с использованием медиаисточников.  

   

                                       

                                 

ΙΙ.   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1 Метод ассоциаций. Варианты его применения

           На всех этапах развития человеческого общества высоко ценились те люди, которые обладали способностью удерживать в памяти и воспроизводить в нужный момент важную информацию. Искусство запоминания было особенно важным  в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги – всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное нахождение в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.

           Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения способность держать знания в голове  ценилась очень высоко. Например, книгу по мнемонике «О тенях идей»[12] написал Джордано Бруно. Король Франции Генрих III, желая выяснить откуда у Джордано столько знаний, приглашал знаменитого астронома к себе. Следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.

Современному человеку приходится ориентироваться в огромном потоке информации. С юных лет изучение таких дисциплин, как физика, химия, иностранный язык  предполагает хранение в памяти большого количества слов с абстрактным значением. Если такие слова просто «зазубрить», то они исчезают из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно легкого запоминания следует наполнить слово содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными или звуковыми образами. Вот здесь то и приходит на помощь весь арсенал современной мнемотехники, основным способом запоминания которой является приём образования ассоциаций. В «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко это явление определяется следующим образом. Существительное  ассоциация  образовано от лат. associatio – «соединение» и обозначает  «возникающую  в  опыте  индивида закономерную связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого» (БПС, 2003. С. 17). Изучение ассоциаций восходит к Аристотелю, Платону и Т. Гоббсу, однако термин ассоциация был предложен Дж. Локком (британским педагогом и философом, 17 век). Методика ассоциативного эксперимента широко использовалась в работах Юнга и в исследованиях таких русских ученых, как В. М. Бехтерев, М. И. Аствацатуров, А. Г. Иванов-Смоленский, В. П. Протопопов и др. [14]  

Этот метод и  его варианты встречаются также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод ассоциативных связей, цепной метод запоминания. Данный  метод может использоваться для запоминания последовательности слов, в том числе иностранных, чисел, телефонов, дат.

           Итак, суть ассоциативного метода [9] в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создаёт из предметов, не имеющих между собой ничего общего единое целое. Другими словами, под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включённых в ассоциацию, влечёт непременное появление другого объекта. В ассоциации при этом могут участвовать два и более объекта.  

           Чтобы что-то запомнить, нужно просто связать разные факты в одно целое. Связи могут быть самыми разными, главное. Чтобы они что-то значили для человека. Если связи между объектами нет, то её необходимо придумать. Она может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Рассмотрим некоторые примеры.[13, 12]

  1. Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания. Можно использовать, например, такую фразу:

Мы   Dарим   Сочные  Lимоны,  Хватит  Vсем    Iх.

Соответственно: М (1000), D (500), С (100), L (50), Х (10), V (5),  I (1)

  1. Для запоминания употребления слов «одевать», «надевать» можно воспользоваться такой фразой:

«Надеваю одежду, одеваю Надежду»

  1. Для усвоения названия и порядка следования планет Солнечной системы (начиная от Солнца):

«Мы Встретимся Завтра, Мой  Юный Спутник, У Новой Планеты»

или «Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли»

Соответственно: М – Меркурий               Ю -  Юпитер

                            В – Венера                      С – Сатурн

                            З – Земля                         У – Уран

                            М – Марс                        Н – Нептун         П – Плутон

  1.  Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации. Например, для запоминания того, растущей ли является фаза Луны, можно использовать палец, приставленный к полумесяцу на небе: если получается буква «Р» - растущая, если «С» - стареющая (вариант: «Р» - ребёнок, «С» - старик).

        Таким образом, варианты использования ассоциативного метода безграничны. Мнемоника может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» - невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.

                       

                     

§2  Проблемы усвоения словарных слов

           В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным и интересным – задача сложная, требующая большой творческой работы от учителей и учащихся. Механическое заучивание словарного слова, многократное его повторение или написание не всегда даёт положительный результат, так как уровень развития памяти у всех ребят разный. Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных упражнений, направленных на усвоение учащимися лексических, грамматических, орфоэпических и орфографических норм литературного языка. Чтобы добиться прочного усвоения словарных слов, необходимы различные методы, способы, приёмы, которые облегчают процесс запоминания.

           Мы решили выяснить, как относятся к проблеме запоминания словарных слов учащиеся четвёртых, восьмых и одиннадцатых классов. Для этого им была предложена анкета  (см.  Приложение1.  Анкета для учащихся 4, 8, 11 классов).

           Мы получили следующие результаты.

1 вопрос. Трудно ли вам запоминать словарные слова?

4 класс

8 класс

11 класс

Нет

16 человек

16 человек

9 человек

Да

7 человек

6 человек

8 человек

2 вопрос. Можете ли вы сейчас написать 5-10 словарных слов, изученных в этом году?

4 класс

8 класс

11 класс

Меньше 5 слов

9 человек

2 человека

2 человека

5-6 слов

2 человека

12 человек

15 человек

10 слов и более

2 человека

1 человек

0 человек

С ошибками

10 человек

7 человек

11 человек

       

3 вопрос. Как вы считаете, почему некоторым ученикам трудно запоминать  словарные слова?

4 класс

8 класс

11 класс

Нет правил для их запоминания

8 человек

15 человек

10 человек

Большое количество словарных слов

11 человек

6 человек

6 человек

Редко употребляются в письменной речи

4 человека

3 человека

1 человек

 

  4 вопрос.  Пользуетесь  ли вы  каким-то способом  для  заучивания  

словарных слов? Если да, то каким?

4 класс

8 класс

11 класс

Нет

0 человек

0 человек

10 человек

Надеюсь на свой мозг

0 человек

1 человек

0 человек

Подбираю похожие по звучанию слова

0 человек

0 человек

1 человек

Надеюсь на память

15 человек

1 человек

0 человек

Вспоминаю по учебнику

1 человек

1 человек

0 человек

Зубрю

3 человека

2 человека

1 человек

Не ответили

4 человека

17 человек

5 человек

   

            Таким образом, большинство учащихся не видят проблемы в запоминании словарных слов, но при этом не могут вспомнить от 5 до 10 словарных слов, изученных в этом году. Выяснилось также, что в каждой группе достаточно большой процент учащихся записали словарные слова с ошибками. Ребята увидели главную причину, связанную с трудностью

запоминания слов, а именно: отсутствие правил проверки. Отвечая на вопрос о способах запоминания таких слов, большинство учащихся либо не смогли ответить, либо указали, что у них нет такого способа, либо надеются на свою память. Лишь один человек из 11 класса указал способ, который представляет для нас определённый интерес и рассматривается в данной исследовательской работе. Конкретно – это метод ассоциаций, который облегчит процесс запоминания словарных слов на длительный период.  

   

 

   

   

§3 Применение ассоциативного метода в практике запоминания словарных слов

           Исходя из определения «ассоциаций», для трудной орфограммы словарного слова необходимо найти такой ассоциативный образ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Например, берёза  (бЕлая).

           Для того чтобы ассоциативный образ выполнил свою функцию, он должен соответствовать следующим требованиям: [13]

1.Образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком:

а) по цвету;                                     е) вкусу;

б) месту расположения;                 ж) материалу;

в) форме;                                         з) назначению;

г) звучанию;                                    и) количеству;

д) действию;                                    к) по времени; и т. д.

  2.  Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например.

Словарное слово  берёза,  (по цвету) бЕлая,  (кудрявая, нужен грЕбень, чтобы расчесать). Результат: берёза (бЕлая, грЕбень, буква Е).

Словарное слово карман. (В кармане может быть дырА).

Результат: карман  (дырА, буква А).

3.Ассоциативную связь легче устанавливать, зная лексическое и  этимологическое значение слова, особенности его употребления.

            Для того чтобы проверить на практике данные утверждения необходимо было выделить группу словарных слов, с которым учащиеся ещё не встречались на уроках. Мы определили по 10 словарных слов для учащихся 2, 3, 4, и 11 классов. Далее идёт описание этапов нашей дальнейшей работы.

1этап. Для чистоты эксперимента слова для каждого класса брали из программы следующего года обучения. [3], [4] Например, для учащихся второго класса мы предложили 10 слов из программы третьего класса и т.д. Лишь в 11 классе мы взяли слова по согласованию с учителем русского языка и литературы  (см. Приложение 2. Группы словарных слов для каждого экспериментального класса).

2 этап. В течение недели были проведены словарные диктанты. В эксперименте приняли участие учащиеся 2Б и 2В, 3А и 3Б, 4А, 4Б и 4В, 11А классов.

3 этап. По итогам проверки оказалось, что наибольшее количество ошибок учащиеся второго класса  допустили в словах:

Слова

Количество ошибок

Итого

2 Б класс(14 чел.)

2 В класс(22 чел.)

медленно

14 человек

20 человек

34чел.

профессия

13 человек

22 человека

35 чел

расстояние

14 человек

18 человек

32чел.

библиотека

12 человек

11 человек

23чел.

В третьих  классах были следующие результаты:

Слова

Количество ошибок

Итого

3 А класс(23 чел.)

3Б класс(23 чел.)

представление

23 человек

23 человек

46чел.

аппликация

20 человек

17 человек

37чел.

одиннадцать

23 человека

22 человека

45чел.

Наибольшее количество ошибок у  учащихся четвертых классов были в следующих словах:

Слова

Количество ошибок

Итого

4Акласс(18 чел.)

4Б класс(26ч.)

4В класс(23ч)

шампиньоны

17 человек

26 человек

23 человек

66чел.

стеллаж

18 человек

24 человек

21 человек

63чел.

бриллиант

18 человек

26 человек

22 человек

66чел.

целлофан

17 человек

25 человек

21 человека

63чел.

         В 11А классе обучается 24 человека.  Из них наибольшее количество ошибок допустили учащиеся в таких словах:

Слова

Количество ошибок

пьеса

10 человек

реформа

6 человек

палисадник

8 человек

претензия

12 человек

В итоге была выделена группа слов для нашего эксперимента. Мы решили предъявлять учащимся не все слова на основе ассоциативного метода, а лишь те, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. С остальными из данной группы словами в ходе исследования решено было знакомить учащихся лишь с опорой на лексическое, этимологическое значение и особенности его употребления. Мы надеялись достоверно проверить эффективность ассоциативного метода в сравнении с общепринятыми способами работы со словарными словами.

4 этап. В 1973 году психологами были проведены несложные опыты. Испытуемым показывали 11000 слайдов, через месяц предъявляли их смешанными с другими и просили опознать. Испытуемые вспомнили слайды и дали верные ответы в 73% случаев! Это говорит о том, что изображения слайдов с первого предъявления проникли в долговременную память. Следовательно, при запоминании слов надо использовать не только их значение и звучание, но и яркие, красочные, интересные картинки.[14]  Учитывая эти выводы,  мы разработали методику работы со словарным словом, оформление слайда.

Работа строилась  с опорой на 3 словаря.[5,7,8] Именно с помощью этих источников были подобраны такие ассоциации, которые помогли ярче представить значение слова и запомнить его написание.  Предъявление словарного слова шло по такому плану:

а) Запись слова.

б) Лексическое значение слова.

в) Этимологическое значение слова.

г) Произношение слова.

д) Постановка в слове ударения и выделение орфограммы.

е) Нахождение ассоциативного образа (слово + картинка).

ж) Одно-два упражнения с данным словом  (см. Приложение 3. Оформление слайда).

Здесь надо сказать, что к учителям экспериментальных классов мы обратились с просьбой не повторять изученные в ходе эксперимента новые словарные слова.

5 этап. Через две недели после предъявления учащимся словарных слов был проведён повторный диктант    (см. Приложение  4. Результаты повторного диктанта).

В следующей таблице видно как изменился результат написания словарных диктантов №1 и №2 во всех экспериментальных классах. Слова, которые изучались с помощью ассоциативного метода во время повторного диктанта, выделены жирным шрифтом.

Результаты диктанта №1

Результаты диктанта №2

Слова

Классы

Количество ошибок

Количество ошибок

медленно

2Б и 2В

классы

34 человек

16 человек

профессия

35 человек

18 человек

расстояние

34 человека

27 человек

библиотека

22 человека

15 человек

представление

 3А и 3Б

 классы

36 человек

16 человек

одиннадцать

45 человек

5 человек

аппликация

46 человек

36 человек

шампиньоны

4А, 4Б, 4В

классы

59 человек

16 человек

бриллиант

62 человека

24 человека

стеллаж

57 человек

59 человек

целлофан

66 человек

60 человек

пьеса

11 А класс

10 человек

2 человека

палисадник

8 человек

2 человека

реформа

6 человек

_

претензия

12 человек

4 человека

Проверка работ и сравнение результатов показали, что в словах предложенных учащимся две недели назад по методу ассоциаций ошибок было сделано в 2–3 раза меньше, чем в тех словах, которые мы предлагали запомнить ребятам без подбора к ним  ассоциативного образа. Также из таблицы видно, что за две недели учащиеся улучшили результат написания слов, к которым были подобраны ассоциации в 2-4 раза, а в отношении слова «ОДИННАДЦАТЬ»  в 9 раз.

   Данная диаграмма представляет соотношение между количеством ошибок, допущенных в словах (%),   изученных по методу ассоциаций и возрастным составом учащихся.

   В ходе эксперимента выяснилось, что чем старше учащиеся, тем лучше помогает метод ассоциативных связей усваивать словарные слова, а значит и любую другую информацию. Это связано, скорее всего, с более обширным словарным запасом и имеющимся жизненным опытом старшеклассников.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В ходе данной исследовательской работы мы интересовались, прежде всего, использованием ассоциативного метода для запоминания словарных слов, его эффективностью по сравнению с другими приёмами словарной работы. Анализ литературных и медиаисточников показал, что данный метод предлагается как один из эффективных приемов долговременного хранения информации в памяти. При этом мы не обнаружили системных исследований по использованию метода ассоциативных связей для заучивания словарных слов учащимися средней общеобразовательной школы. Наши выводы сделаны на основе экспериментальной работы с различными возрастными группами учащихся. А именно: вторых, третьих, четвёртых, восьмого и одиннадцатого классов. Всего в эксперименте приняло участие 195 учащихся нашей школы.

           Результат №1.

Большинство участников эксперимента увидели главную причину, связанную с трудностью запоминания словарных слов – отсутствие правил проверки таких слов.

Результат №2. При воспроизведении по памяти словарных слов, изученных в этом учебном году,  до 43% учащихся разных классов сделали ошибки.

           Результат №3.

Из 62 участников, принявших участие в анкетировании, лишь один назвал способ, которым всегда пользуется при запоминании словарных слов. Остальные берут в помощь учебник, или им приходится зубрить и надеяться на свою память.

           Результат №4.

Использование ассоциативного метода при заучивании словарных слов является эффективным способом для безошибочного воспроизведения данных слов через длительный промежуток времени.

           Результат №5.

Для того чтобы ассоциативный образ был более ярким и запоминающимся, необходимо рассматривать слово с точки зрения этимологического и лексического значения. Здесь же надо сказать, что ребята предлагали свои ассоциации к словарным словам и затем лучше вспоминали именно эти ассоциативные образы, чем предложенные нами. Поэтому можно сделать вывод, что самый ценный и запоминающийся образ тот, который ученик придумывает сам.

   

         Результат  №6.

Чем старше учащиеся, тем лучше помогает метод ассоциативных связей усваивать словарные слова, а значит и любую другую информацию.

            В заключении хотели бы указать на то, что для той группы учащихся, которые допустили ошибки в словах, изученных с применением данного метода, одномоментное построение цепочки ассоциаций является недостаточным условием для запоминания словарных слов. Смеем предположить, что этим ребятам необходимо несколько раз обратиться к ассоциативным образам, записанным или зарисованным в словарике, а также использование различных ситуаций, в которых слова с непроверяемыми написаниями будут активно усваиваться. Большинству же учащихся для того, чтобы запомнить словарное слово, нужно всего лишь соотнести его (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь своё воображение.

  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч.2/ С.В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144 с.: ил. – (Начальная школа XXIвека), с.27.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова. – 2 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 64с.: ил. – (Начальная школа XXI века ), с.12, с. 16-17.
  3.   Русский язык: Учебник для учащихся 3, 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч.2/ С.В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2006.: ил. – (Начальная школа XXI века),
  4. Львова С.И. Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч2/ С.И. Львова, В.В. Львов – 9-е изд., перераб. – М.:Мнемоника, 12012.-167с.:ил.
  5. Карантиров С.И. Этимологический словарь русского языка для       школьников.  М.: 2009г.
  6. Шанский Н.М.Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей.М.: Просвещение, 1975.
  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.- 944стр.
  8. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся/ В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская; Под ред. В.В.Иванова.- М.: Просвещение,1983. – 207с.
  9. http://www.mnemonica.ru/assoc
  10.  http://www.psycholoqos.ru /
  11.  http://www.menobr.ru/ 
  12.  http://ru.wikipedia.orq/wiki/
  13.  http://solnet.ee/parents/loq_57.html/
  14. http://thelib.ru/books/tatyana_vitalevna_popova/associativnyy_eksperiment_v_psihologii-read.html
  15. http://philosophy.mipt.ru/

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Анкета для учащихся 4, 8 , 11 классов.

  1. Трудно ли вам запоминать словарные слова?

  1. Можете ли вы сейчас написать 5 – 10 словарных слов, изученных в этом учебном году?

  1. Как вы считаете, почему некоторым ученикам трудно запоминать словарные слова? Отметьте одно из утверждений:

А) Нет правил для их запоминания;

Б) Большое количество словарных слов;

В) Редко употребляются в письменной речи.

  1. Пользуетесь ли вы каким то способом для заучивания словарных слов? Если да, то каким?

Приложение 2. Группы словарных слов для каждого экспериментального класса

2 класс

3 класс

4 класс

11 класс

медленно

охотник

деликатный

пьеса

расстояние

железо

сожаление

реформа

библиотека

представление

аппарат

палисадник

профессия

аппликация

жеманный

претензия

яблоко

надежда

остолбенеть

завод

одиннадцать

торопливый

вокруг

тайга

шампиньоны

болото

волшебник

целлофан

комната

стеллаж

пирог

бриллиант

Приложение 3.Оформление слайдов.

 Слайд №1.

Слова

Количество ошибок

Итого

2 Б класс(14 чел.)

2 В класс(22 чел.)

медленно

7 человек

9 человек

16чел.

профессия

5 человек

13 человека

18 чел

библиотека

7 чел.

8 чел.

15 чел

расстояние

11 чел

16 чел

27 чел.

Слова

Количество ошибок

Итого

3А класс(23 чел.)

3Б класс(23 чел.)

представление

9 человек

7 человек

16чел.

одиннадцать

2 человека

3 человека

5 чел

аппликация

17 человек

19 человек

36 чел

Слова

Количество ошибок

Итого

4Акласс(18 чел.)

4Б класс(26ч.)

4В класс(23ч)

шампиньоны

6 человек

4 человека

6 человек

16чел.

стеллаж

16 человек

24 человека

19 человек

59чел.

бриллиант

8 человек

7 человек

9 человек

24чел.

целлофан

17 человек

21 человек

22 человека

60чел.

Слова 11 класса

Количество ошибок

пьеса

2 человека

реформа

_

палисадник

2 человека

претензия

4 человека


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Запоминаем словарные слова методом ассоциаций. Составители: Дурнас Елизавета, Андрюшкина Наталья Николаевна 2013 год

Слайд 2

бриллиант Лексическое значение слова . Драгоценный камень – гранёный и шлифованный ювелирный алмаз. Бриллиантовые украшения Этимологическое значение слова . Слово пришло в русский язык из французского языка через немецкий язык. Первоначальное значение «блестящий».

Слайд 3

Произношение слова: Написание слова: [ б р´ и л´ й´ а н т ] б р и л л и а´ н т бр И Л Л И хо Ассоциации: м илли онер своё ли цо, а на руках у него сверка ли бр илли анты

Слайд 4

Упражнения со словом бриллиант . Образуй словосочетание с родственным прилагательным со значением «75–летие супружеской жизни» 2) Загадки - шутки Название какого самолёта спряталось в слове «бриллиант»? бр и лл и антовая свадьба ИЛ Что делал Ли ? БРИЛ

Слайд 5

аппарат 3. Совокупность учреждений или сотрудников учреждения, организации, какой-нибудь области управления. Государственный аппарат. Лексическое значение слова аппарат. 1. Прибор, техническое устройство, приспособление. Телефонный аппарат. 2. Совокупность органов, выполняющих какую – либо функцию. Пищеварительный аппарат.

Слайд 6

Произношение слова: Написание слова: [ а п а р а т ] а п п а р а´ т п а п а Ассоциации: 2 1 3 4 а ПП а

Слайд 7

1) Шифровка «слоговое сложение» Разбейте слова на слоги и путём сложения слогов получите новое словарное слово Упражнения апрель крупа препарат Ап па рат аппарат 2) Загадка шутка В слове аппарат спрятался сильно нагретый влажный воздух. Найди его! п а р

Слайд 8

шампиньоны Лексическое значение слова Съедобный серовато-белый пластинчатый гриб. Выращивается в теплицах. Известны дикорастущие виды Этимологическое значение слова (франц.) гриб

Слайд 9

Произношение слова: Написание слова: [ ш а м п´ и н´ й´ о н ы ] Ш а м п и н ь о´н ы гр И б Ассоциации: ш А пка хват Ь

Слайд 10

Упражнения Шифровка «Добавь гласные буквы и знак. ШМПНН Ш А МП И Н Ь О Н Ы 2) Спишите и вставьте пропущенные буквы. Ш _ мп _ н _ ончик – ш _ мп _ н _ он Сварим из тебя бульон. а и ь а и ь



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Лесосибирска»

Праздник

Проводы зимы

Андрюшкина Наталья Николаевна,

 учитель начальных классов

Корзунова Инна Иннокентьевна,

учитель начальных классов

Предметная область: окружающий мир, физкультура

Возраст участников: 3 класс (9 – 10 лет)

Форма проведения: КТД, спортивно-игровая программа

Цель:

Создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников через приобщение их к богатым традициям русского народа.

Планируемые цели для учителя: познакомить с народными обычаями праздника Масленицы; воспитывать уважение к традициям русского народа; развивать творчество учащихся; формировать проектировочные умения по организации своей деятельности; продолжать  работу в направлении сплоченности коллектива.  

Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, проектная деятельность.

Вид внеурочной деятельности:  досугово - развлекательная, спортивно- оздоровительная.

Форма проведения: проект «Масленичная неделя»

Личностные УУД: самоопределение, ценностное отношение к природному миру; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Познавательные УУД: поиск информации в тексте, в интернете, постановка учебной задачи, определение темы и целей, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, установка причинно следственных связей.

Регулятивные УУД: применять установленные правила в планировании способа решения, предвосхищать результат, контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. планирование учебного сотрудничества, работа в группах, общение, сотрудничество, умение выражать свою мысль.

Уровень результатов внеурочной деятельности: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Оборудование: компьютер, экран, презентация, костюмы для детей, блины, чучело Масленицы, маршрутные листы, инвентарь для спортивных конкурсов, канат.

                                               План проведения мероприятия.

(Вывешивается в школьный уголок заранее)

  1. Понедельник: «Введение в тему праздника. Встречаем Весну красную».
  2. Вторник: Оформление выставки детских рисунков «Зимние забавы», разучивание на переменах игр «Горелки», «Заря», «Вот так».(Приложение 2)
  3. Среда: Ярмарка. Выставка-распродажа кондитерских изделий, домашней выпечки. Условие ярмарки: обязательные элементы русского народного костюма (продавцы используют для привлечения покупателей рифмованные зазывалки, надевают платки, расшитые народным узором  рубахи и т. д.)
  4. Четверг: «Разгул». Каждый класс в параллели готовит гостей для других классов. Гости заходят на уроке и в течение 5 минут разучивают с ребятами заклички, загадки, пословицы о весне.(Приложение 3)
  5. Пятница: праздник «Проводы зимы»

Содержание мероприятия

«Введение в тему праздника.

Встречаем весну красную» (понедельник).

Сбор учащихся третьих классов в музыкальном зале. Звучит музыка П. И. Чайковского «Март». Выступление артистов сопровождается презентацией

( Приложение 1). Входит девушка в костюме весны.

Весна. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? А знаете ли вы, как на Руси встречали весну? С давних пор встреча весны начиналась с весёлого праздника «Масленица». Ой, ребята, кто к нам в гости спешит? «Хвост с узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает. Кто это?»

Дети. Петушок!

(Входит мальчик в костюме петушка)..

Петушок. Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко! Кто меня зовёт? Я сегодня рано встал. Всем. Всем Масленицу прокричал. (Показывает чучело.) Вот она, Дуня белая, коса длинная, Дуня румяная. Сегодня начинается русский праздник Масленица. Будем зиму провожать, Дуню катать, песни ей распевать.

Весна. Масленица бывает в конце февраля – начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица – великий праздник на Руси. Народ её отмечал шутками, играми, плясками, кулачными боями. 

В первый день Масленицы утром дети в деревнях собирались вместе и шли от дома к дому с песнями. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Хозяйки угощали детей блинами. Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

 Первый день катания с гор был детским, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

На второй день Масленицы начинались карнавальные шествия ряженных. Не потешиться, не повеселиться от души в широкую Масленицу – значит «жить в горькой беде». Второй день, как правило, считался днём для молодожёнов. Молодые семьи приглашались кататься с горы.

Среда - Лакомка. В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Даже есть выражение в русском языке «к тёще на блины». Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор.

Четверг – Разгуляй Четверток широкий, гулянье в самом разгаре. Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собиралось всё общество. Устраивались знаменитые кулачные бои, взятие снежных городков. В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел. Само же чучело  Масленицы из соломы поднимали на гору.

 Пятница – Тёщины вечёрки. В этот день зятья-папы угощали своих тёщ-маминых мам (бабушек) блинами. В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем,  присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

Импровизация «Тёща». (Выходит подготовленная девочка-старшеклассница)

                        Теща:У меня, у тёщи семеро зятьев.

                        Так к какому зятю в гости я пойду?

                        Старший зять, Андрюша, до чего сердит.

                        А второй Петруша, целый день ворчит

                        Третий зять, Степаша, до обеда спит.

                        А четвертый, Саша, все жену бранит.

                        Пятый зять, Алёша, калачи жует.

                        А шестой, Сережа, в гости не зовет.

                        А седьмой,  Ванюша, дудочку берет-

                        Песенки веселые на дуде поет.

                        Дудочку послушать,

                        Пироги покушать-

                         Сяду-ка я в сани да  поеду к Ване!

Суббота  – Золовкины посиделки.

Золовка – сестра мужа. Родственники собираются на обед, ужин, долго сидят, общаются, дарят подарки.

Воскресенье – «Прощёное воскресенье».

В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся. Проходят проводы Масленицы.

Петушок. А сейчас отгадайте мою загадку: «Золотое блюдечко по небу катится, людям улыбается». Что это?

Дети. Солнышко.

(Заходит девочка в костюме Солнышка).

Солнышко. Доброе утро! Я как масленый колобок по небу катилось и к вам закатилось.

Весна. Солнышко, а ты любишь смотреть сверху, как ребята зимой развлекаются?

Солнышко. Я всё-всё вижу: и снег, и горки, вижу, как ребята развлекаются. Очень жалко. Что летом это всё забудется.

Весна. А вот и не забудется! Ребята, давайте нарисуем все наши зимние забавы и подарим  картинки Солнышку на память. Приходи, Солнышко, завтра за рисунками.

Солнышко. Обязательно приду. Спасибо вам, ребята! А я спешу! Работы у меня много: надо леса и поля в ярком свете искупать , птичек, и зверушек порадовать теплом, да к вам в окошечки солнечных зайчиков пустить поиграть. До скорой встречи!  (Уходит).

Весна. И нам пора с петушком по своим делам. А вы ребята сегодня на уроке изобразительного искусства нарисуйте весёлые картинки на тему «Любимые зимние забавы». Завтра мы оформим выставку ваших лучших работ. А мы с вами встретимся на празднике «Проводы зимы» в пятницу. До скорой встречи! (Уходят весна и Петушок, дети расходятся по классным комнатам).

Сценарий праздника «Проводы зимы» (пятница).

  1. Общий сбор (актовый зал).

Ведущий:  Широкая Масленица к нам пришла:

                     Поиграть, позабавиться.

                     Покататься, потешиться,

                     Блинами полакомиться.

                     Долго зима лютовала

                     Пора её замыкать.

-Ребята, Давайте зиму позовём, пусть власть Весне передаст!

- Дети: (хором) Зима! Зима!

(Звучит музыка «У леса на опушке», идёт Зима, поёт)

Зима: У леса на опушке живу в своей избушке.

            Среди сугробов, елей, буранов и метелей.

            Укутываю снегом леса, поля, дома,

             И льдом я выстилаю озёра, реи и моря.

  Припев: Хоть и зимушка я и холодная.

                  Зря вы прячете нос, я же добрая!

                  Вас за щёчки щипну ради шалости.

                  Всем забавы даю лишь для радости!

- Здравствуйте, ребята! Ну, вот закончилось моё время. В назначенный срок передам я свои права средней сестре Веснянке и распрощаюсь с вами до следующего года. Но перед тем. Как уйти, хотела бы узнать, чем вы занимались зимой.

(Ведущая проводит игру)

Игра. Что делал зимой, дай дружок мне ответ! Слушай внимательно, отвечай: «Да» иль «Нет»!

- В снежки играли вы с друзьями?

- Грибы по лесу собирали?

- С горки на санках катались?

- В деревне на речке купались?

- В лесу на лыжах бродили?

- А много цветов находили?

- В саду своём грядки копали?

- А с дедом Морозом плясали?

- Друзья, не устали ещё отвечать?

- А через год меня ждёте опять?

Зима: Спасибо, ребята! Я так рада, что моё время принесло вам много радости! Да где же сестра моя Веснянка?

Ведущая: Позовём, ребята, Весну. А поможет нам песенка-закличка! (на слайде появляется песенка-закличка «Жучик-крючик-паучок»).

Дети: (хором) Жучик-крючик-паучок

                           Прилети к нам, паучок!

                          Виту-виту-виту-лай,

                          Принеси весну в наш край!

                          Приди, Весна, растопи снега!

(Появляется «Весна»)

Весна: Кто меня Весну-красну звал, зазывал? Это вы, ребята? Вот я и пришла с сестрицей Зимушкой попрощаться. Для этого слова особые нужно сказать, какие в давние времена говорили:

                          Кулик-кулик! Замыкай Зиму! Отпирай Весну!

                              (Ведущая вешает Зиме на шею замок)

Ведущая: Праздник в разгаре! И час наступает! Весна у Зимы власть перенимает! (Зима уходит). Ребята, встречать Весну поможет нам Масленица. Давайте её позовём!

(Выходят подготовленные дети и поют песенку-закличку):

          Дорогая гостьюшка масленица! Авдотьюшка Изотьевна!

          Дуня белая, Дуня румяная! Коса длинная, трёхаршинная!

          Лента алая, двухполтинная, платок беленький, новомодненький!

         Шуба синяя, латки красные! Лапти частые, головастые!

          Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!

                        (выходит нарядно одетая Масленица с соломенной куклой в руках)

Ведущая:  Здравствуй, Масленица дорогая! Надолго ль ты к нам пришла?

Масленица: Здравствуйте гости дорогие! Пришла я к вам всего на 7 дней! Мой первый день – встреча, а седьмой – проводы!

Ведущая: А с чем пришла ты, масленица?

масленица: Встречают меня испокон века сытостью и довольствием. Чем богаче масленица, тем богаче год будет. А когда провожают люди масленицу, то чучело её (показывает соломенное чучело) сжигают, а с ним и все болезни, неудачи, ссоры сгорают. А вы, ребята, хотите от всего этого избавиться? Тогда сначала поиграйте, позабавьте меня, а потом вас ждёт костёр весёлый. Да блины вкусные.

Ведущая: Ребята! Следующая часть нашего праздника «Проводы зимы» пройдёт на школьном дворе. Там вас ждут площадки с играми. (Каждый класс заранее делится на 3 команды, выбирает капитана и  название команды). На каждой площадке встречаются две команды, которые будут бороться за большее количество баллов. Постарайтесь набрать на каждой площадке как можно больше баллов-солнышек. Та команда, которая наберёт как можно больше таких «солнышек» получит право первой сплясать у костра.  Итак, капитаны команд получите маршрутные листы! (Приложение 4).  Встречаемся на школьном дворе через 15 минут! (дети одеваются, выходят на школьный двор, строятся по командам)

  1. Игровая программа на школьном дворе (з этапа)

1 этам. Конкурсы на площадках

Площадка №1. «Меткий стрелок»

Каждый игрок команды по одному разу кидает заготовленные родителями учащихся или старшеклассниками снежки в фанерный лист с мишенью. Команда получает набранной количество баллов-солнышек и переходит на следующую площадку.

Площадка №2. «Гонка мячей»

Команда встаёт в круг. Одному  игроку даётся мяч. Ведущий засекает 3минуты. За это время команда должна прогнать мяч по рукам всех игроков  по кругу столько раз сколько успеет. Количество баллов равно количеству пройденного по кругу  мяча.

 Площадка №3. «Бой козлов»

Очерчивается круг – ринг. Игрок  встают на одну ногу, руки кладут за спину и стараются вытолкнуть противника из круга. Победитель награждается «солнышком».

Площадка №4. «Три ноги»

Команда разбивается по 2 человека. Игрокам завязывают две соседние ноги так, что на двух игроков получается по 3 ноги. По сигналу пара игроков бежит до отмеченного места и спиной вперёд возвращается на место. Побеждает та пара, которая ни разу не упала и быстрее вернулась на своё место.

Площадка №5. «Упряжка»

Команда делится на пары, например, девочка-мальчик. У каждой пары санки. Девочка садится на санки, а мальчик по сигналу везёт её  до отметки и обратно, а затем передаёт эстафету следующей паре. Количество баллов равно количеству пар, вернувшихся на своё место быстрее.

Площадка №6. «Змейка»

Команда встаёт друг за другом. Игроки держатся друг за друга. По сигналу вся команда бежит змейкой по площадке и возвращается также назад. Побеждает та команда, которая вернулась на своё место быстрее,  и в которой было меньше разрывов.

Подведение итогов на общей линейке. Капитаны команд считают свои баллы и отдают их ведущему.

  2 этап.   Перетягивание каната между игроками двух классов. 

 3 этап. Сжигание чучела масленицы. После чего дети идут в столовую на чаепитие с блинами.

 


Предварительный просмотр: