ПОЗНАВТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Пирогова Надежда Васильевна

Основой работы с детьми дошкольного возраста является формирование личного опыта ребенка, его отношения к миру, потребностей в познании всего нового и неизведанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever.docx16.8 КБ
PDF icon 20288.pdf1.27 МБ
Файл алгоритмы экспериментирования1.58 МБ

Предварительный просмотр:

«АРКТИКА»

Воспитатель:  отправимся путешествовать по северным странам  Показ слайда 1

Воспитатель: Планета Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, а на суше живут люди и животные. Земля настолько огромна, что потребуется несколько месяцев, чтобы объехать ее вокруг даже один раз. Слайд 2

На протяжении нескольких дней мы говорили и знакомились с теми районами на нашей огромной планете, где дуют холодные ветра, лежат огромные толщи снега и льда, а лето столь коротко и незаметно, что кажется будто его совсем нет. О каких районах на Земле идет речь? (Арктика, Антарктика и другие северные земли).   Выводится слайд №3

       -Вспомним, какая погода, климат  преобладают в Арктике?  слайды

      -Действительно, погода здесь ветренная, холодная, морозная, множество айсбергов, льдов, снега.   Здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы, здесь очень холодно, вся земля покрыта льдом и снегом и никогда не тает. На этом материке никогда не бывает тепла. Здесь много животных,

    -Что известно о растительности этих краёв? (очень скудная растительность, преобладают мхи, лишайники, ягель, карликовые березы, небольшие кусты.  Выводятся слайды 

      -А еще здесь произрастает удивительно растение - камнеломка. (Выводится слайд № 8).  Как вы думаете, почему люди дали растению такое название? (За удивительную способность и стремление к выживанию в суровых условиях, приспособленность расти среди камней).

Воспитатель: Антарктида на глобусе обозначена белым цветом, почему?

Дети: Потому что там снег и лёд. Слайд 2,3

Воспитатель: Как же нам отправиться в такое дальнее путешествие, какой транспорт использовать – если много воды и льда? Слайд 4

Дети: Корабль, ледокол

Воспитатель: Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины и называется ледокол    Показ слайда. 5

Вот мимо проплывают айсберги – это огромные глыбы льда, которые плавают в океане.Показ слайда.6

А что это на небе? (Северное сияние) Северное сияние светит только на этом материке, переливается разноцветными огнями.   Показ слайда

-А что такое северное сияние? (Это то же, что и полярное сияние- природное явление, которое возникает от разноцветных  волн света слайд 7,8

Воспитатель: послушайте загадку:

Большие рога, высокие ноги

Он ходит по снегу совсем без дороги.

Помочь человеку он может в делах.

Катает детишек на быстрых санях.

(Северный олень)      Показ слайда.9

Воспитатель: Северный олень – крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами, всё тело покрыто густой тёплой шерстью. Зачем оленю тёплая, густая шерсть? ( Чтобы не бояться холода.)

Воспитатель: Конечно, потому что здесь сильные морозы и шерсть спасает от холода. Олени живут стадом и путешествуют все вместе в поисках корма, питаются мхом, лишайником, грибами, листьями. Человек приручил оленей и теперь они помогают в качестве транспортного средства. Оленей запрягают в упряжку и могут ехать на дальние расстоянии

 Давайте поиграем в игру: «Олени». Дети изображают оленей и выполняют движения.

Ходит северный олень по сугробам целый день

(Дети, скрестив руки вверху, словно рога оленей, и высоко поднимают ноги)

А устанет – отдыхает  Мох копытом он копает

(Дети останавливаются, шаркают ногой, словно капают мох)

Разучился он летать

Может плавать и нырять.

Ходит в стае среди льдин

Птица важная…пингвин    Показ слайда.10

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о пингвинах? (ответы детей)

Рассказ воспитателя: Пингвины не летающая, а водоплавающая птица. Самый крупный вид – это императорский пингвин. У них очень толстый слой жира, который помогает переносить холод и морозы. Короткие крылья устроены так, что могут работать в воде, как винт корабля, а ноги маленькие и смещены назад, поэтому пингвин смешно ходит, переваливаясь с боку на бок. На лапках есть плавательные перепонки. Пингвины ныряют в воду и ловят рыбу. Живут пингвины большими стаями. Самка откладывает яйцо и вылупляется маленький … пингвинёнок. Высиживать яйцо помогает отец – пингвин, он меняет самку и сам его высиживает. Затем пингвиненка выращивают оба родителя, заботятся о нём – кормят, оберегают от врагов. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание.

Живут в колонии пингвины

Равноправны и едины

Пингвин пингвину - брат родной

Живут они одной семьёй.

          Давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов0

Воспитатель : У него есть брат в лесах

Сам он плавает во льдах,

Бурый брат, а он весь белый

Но такой же сильный, смелый

Белый медведь       Показ слайда. 11

Воспитатель: А почему медведя назвали белым? (из – за окраски шерсти) Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем. Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая. Подумайте хорошо, как помогает белый цвет медведю? (Белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда) Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу. А как называют детёныша медведя? (медвежонок)

Воспитатель: Так где мы сегодня побывали?

- Как выглядят северные олени?

- Чем питаются олени?

- Пингвины – это животные или птицы?

- Как своего детёныша выводят пингвины?

- Как выглядит белый медведь?

- Чем питается?

Игра № 1. "Закончи предложение"

У бурого медведя шерсть темная, а у северного медведя - ... ( белая). Бурый мишка спит в берлоге, а белый - ...( на льдине)

Игра № 2. "Четвертый лишний"

Выводится слайд с изображениями животных. Необходимо среди четверых найти одного лишнего и объяснить выбор.  Слайды

Воспитатель: Вы верно назвали всех животных, вот сколько северных жителей нас приветствуют. А сколько следов они оставили! Попробуйте отгадать, как чей след называется.

Игра № 3. "Как след называется?"

У медведя след - медвежий, у моржа- ...(моржиный), у тюленя-...(тюлений), у оленя-...(олений), у собаки-...(собачий).

А сейчас я назову слова, которые относятся к Арктике. Внимательно послушайте и ответьте, всё ли было сказано правильно. Итак...

Игра № 4. "Исправь ошибку"

       Белая медведь, собачий упряжка, ценная мех, полярный сова, северный сияние.

 Отгадайте загадки:

Он на севере живёт, Снежный наст копытом бьёт,

Из-под снега корм добудет, Снег поест - вот так он пьёт  (Северный олень)

Здесь Ледовитый океан, Плывет на льдине капитан.

Он в белой шубе, он лохмат, Как брат лесной, он косолап (Белый медведь)

        Растянулся среди льдин Толстокожий господин.

       В  холодину, братцы, Лезет он купаться.

       Проведя в воде часы Вылез он на льдину,

       Важно фыркает в усы, Чешет ластом спину.

       Важен, грозен, толстокож Господин усатый (Морж)

       В дальних северных морях, На арктических полях,

       Я охочусь день-деньской, Крики чаек надо мной;

       Я ныряю целый день, А зовут меня - (тюлень ).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: