СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Пирогова Надежда Васильевна

Базовые личностные качества, в том числе и основы взаимоотношений в обществе, закладываются в дошкольный период детства, поэтому вопросам социализации малышей в современном детском саду уделяется особое внимание.

Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие социально-коммуникативных навыков у ребёнка, который только учится налаживать контакт с окружающими, а также с самим собой.

И педагог ДОУ выступает своеобразным проводником, обеспечивающим условия полноценного развития социально-коммуникативных навыков у детей.

Эта работа требует глубоких теоретических и практических знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                   «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 14 «Гнёздышко»                                                                                                                                г. Зеленогорск Красноярского края

Воспитатель: Пирогова Надежда Васильевна

Родительское собрание в нетрадиционной форме

 «Путешествие в страну игр» (игровой практикум)

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

План проведения:                                                                                                                Вступительный этап:  введение в проблему;  создание проблемной ситуации. Основная часть:  игротека в форме путешествия на поезде по станциям. Подведение итогов собрания:  решение родительского собрания;

Ход мероприятия:

Подготовительный этап: изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию, подборка и оформление рекомендаций по теме собрания, изготовление «ящика ощущений» и подготовка для него объекта, музыкальное оформление.

Организационный этап: подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.

Вступительный этап.                                                                                                        Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко.

Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.                                                                                                                        Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны.                                                                                                                          Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?                                               Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.                                                                                                                    

- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)                                                                                                                    - При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений».

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика (воспитатель даёт подсказку  показывает одну карточку красного  цвета, затем показывает вторую и третью карточку (круглой формы, маленького размера). Значит в ящике предмет красного цвета, круглой формы, маленького размера.                                                                                                                                  Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения (это яблоко)

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.                                                                                                                        - Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научат вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала и рисовать в нетрадиционной технике.  А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну игр!

Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку.

Вот я палочкой взмаху –

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», родители становятся «паровозиком».                                                

Солнышко светит,                                                                            Облака плывут,                                                                                    Паровозик едет                                                                                               Тук, тук, тук, тук, тук.                                                                                        Тук, тук, тук колеса,                                                                                      Мчится паровоз,                                                                                                           Он в страну Сенсорику                                                                                               Всех детей привез!

1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,                                                                                      В масле, что лежит в масленке,                                                                                 В каждом спелом колоске,                                                                                             В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

(Выставляются человечки соответствующего цвета)

***

Он с лягушкой может квакать,                                                                             Вместе с крокодилом плакать,                                                                                Из земли с травой расти,                                                                                            Но не может он цвести (зелёный цвет)

***

Всех быков он возмущает,                                                                                 Ехать дальше запрещает,                                                                                          Вместе с кровью в нас течет,                                                                                    Щеки всем врунам печет (красный цвет)

***

Им треть флага занята,                                                                                                    Он в название кита,                                                                                                     И в букете васильковом,                                                                                           И на ящике почтовом (синий цвет)

- Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают»

 (Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.                                           (Поднять большой палец, пошевелить им.)                                                               Указательный с порога указал ему дорогу.                                                                    Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.                                    (Выполнять щелчки большим и средним пальцами)                                      Безымянный поедает                                                                                                       (Поднести безымянный палец ко рту)                                                                              А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает                                              (Постучать мизинцем по столу)

Игра «Построим башню».                                                                                            Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».                               Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» - «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» (демонстрация игры с 1 родителем) В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню (играют все родители).

Игра «Разноцветные флажки».                                                                                            Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.                                                                                                                            Описание игры: Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

 Игра «Разложи по коробочкам».                                                                                         Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.                                                                                                                                     Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.                                                                                                                   Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов увеличить                    

- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.(Звучит музыка, паровоз едет дальше.)

Солнышко светит,                                                                                                    Облака плывут,                                                                                                             Паровозик едет                                                                                                               Тук, тук, тук, тук, тук.                                                                                            Тук, тук, тук колеса,                                                                                      Мчится паровоз,                                                                                                      На следующую станцию                                                                                               Он детей привез!

2. Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,                                                                                                 А родня – одни блины (круг)

***                                                                                                                   Обведи кирпич мелком                                                                                      На асфальте целиком,                                                                                                И получится фигура –                                                                                                     Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

***

Злая рыба хвост-лопата                                                                                 Откусила полквадрата –                                                                                       Целый угол, верь не верь!                                                                                         Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

***

Кубик в краску окуни,                                                                                 Приложи и подними.                                                                                          Вася десять раз так сделал –                                                                    Отпечатались они (квадраты)

***

Треугольник с полукругом                                                                            Круг дразнили «толстым другом».                                                                    Круг, расстроившись до слез,                                                                           Уже стал и вверх подрос.                                                                                     Кто же угадает тут,                                                                                              Как теперь его зовут (овал)

- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Волшебный мешочек» Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Определи форму» Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

-А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!

Вагончики, вагончики,                                                                                                                          По рельсам тарахтят,                                                                                                Везут на станцию ИЗО                                                                                  Компанию ребят.                                                                                                  Чох-чох, чу-чу                                                                                               Паровоз летит                                                                                                               Чох-чох, чу-чу                                                                                                 Паровоз гудит.

3. Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселый человечек-художник Карандаш). Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать.

(Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)

- Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.                                                                            - Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?                                                                                                                 (Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети

- Это наши юные художники старались для своих родителей в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели. Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование ладошкой и пальчиками) Какие цвета использовались? (основные: зеленый, синий, красный) А какого цвета не хватает? (желтого)                                                                                                                              - Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка) Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко.                                         (Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)

- Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!

Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А паровоз снова зовёт нас в путь:                                                                          Вагончики, вагончики,                                                                                                         По рельсам тарахтят,                                                                                                          Везут на станцию игрушек                                                                                         Компанию ребят.

4. Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает (выставка игр для развития сенсорики, выполненные руками воспитателей и родителей из подручных материалов).  Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся (знакомство с играми).                                    

Предложить родителям изготовить игру для детей из бросового материала.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

5. С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия):

Вот я палочкой взмахну –                                                                                          Всем ребятам помогу                                                                                                       А теперь начнём вращаться,                                                                                           И во взрослых превращаться.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.                                                                                            - Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).

Решения родительского собрания.                                                                                      1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.                                    2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.                                                                 3. Принимать активное участие в жизни детского сада.

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.