Внеклассные мероприятия

Внеклассные мероприятия по географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

                Внеклассное мероприятие «Международный день гор»

Цель:

1. формирование познавательного и географического мышления, коммуникативных навыков общения;

2.        нравственное совершенствование личности;

3.        привитие интереса к предмету географии и любви к природе.

Оборудование: физическая карта мира, России; карточки задания;магнитные флажки.

                                                         Ход мероприятия

Учитель : Здравствуйте ребята! 11 декабря отмечается «Международный день гор», установленный по решению 57-й Генеральной Ассамблеи ООН в 2003 году. 
 Генеральная Ассамблея ООН призвала международное сообщество организовывать в этот день мероприятия на всех уровнях с целью привлечения внимания к проблемам развития горных регионов планеты и необходимости оказания помощи их населению. В соответствующей резолюции отмечена особая актуальность действий, направленных на устойчивое развитие горных регионов. 

Когда я утром открываю шторы,
То далеко, в туманном полусне,
Я вижу удивительные горы,
Вершинами сверкающие мне.

Кому-то просто непонятно это,
Мол, горы - на другом краю Земли,
А за окном - всего лишь игры света
И облаков, мерцающих вдали.

Но знаю я - за горизонтом горы,
Которые прекрасно помнят нас.
И пусть мы с ними встретимся нескоро,
Но ведь еще случится этот час!

1ведущий.

 Горы, занимая почти 27 процентов земной суши, играют важнейшую роль в продвижении нашего мира к устойчивому экономическому развитию. Они не только дают источник средств к существованию и благополучию почти для 720 миллионов людей, проживающих в горных районах, но опосредовано благоприятно влияют на миллиарды проживающих у их подножья.

2 ведущий. В частности, горы дают пресную воду, энергию и продовольствие — ресурсы, которых в грядущие десятилетия будет все меньше и меньше. При этом, в горных районах наиболее высокий уровень бедности, и они чрезвычайно уязвимы под воздействием изменений климата, обезлесивания, деградации земли и природных катастроф.

1 ведущий. Горы – это и источник пресных вод – ведь многие реки берут начало именно в горах. Пресная вода с гор необходима для обеспечения глобальной продовольственной безопасности, так как она идет на орошение посевов фермерами в большинстве сельскохозяйственных районов на низменности

2 ведущий. Горы – это и электрическая энергия . В настоящее время гидроэнергетика поставляет почти пятую часть всего электричества в мире, а некоторые страны почти полностью зависят от гидроэнергетики в горных регионах  Это дешёвая и экологичная энергия .

1 ведущий. Горы – это и продовольствие .Из 20 видов растений, обеспечивающих 80 процентов продовольствия в мире, шесть происходят с гор: это кукуруза, картофель, ячмень, сорго, томаты и яблоки; В Андах выращивается почти 200 сортов местного картофеля, а традиционные фермеры Непала разводят около 2 000 сортов риса. Так  - же горными культурами являются кофе и чай.

2 ведущий. Однако, сегодня все шире признается, что горы являются уязвимыми экосистемами, имеющими глобальное значение как источник большей части мировых запасов пресной воды, место обитания уникального биологического разнообразия и расположения богатого культурного наследия, популярное место отдыха и туризма. Ведь ухудшение состояния окружающей среды приводит к засухе, оползням, обвалам и другим стихийным бедствиям в горах, а обострение политической обстановки в горных регионах — к локальным войнам, распространению терроризма, росту числа беженцев, голоду и болезням. И все это приводит к потере уникального природного и человеческого потенциала горных регионов. Поэтому так важно привлекать внимание мирового сообщества к этим проблемам для сохранения гор.

1 ведущий. Япония  например неоднократно выдвигала самую высокую гору Японии, «визитную карточку» страны — гору Фудзи — кандидатом на занесение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но кандидатура Фудзи отклонялась в связи с сильной замусоренностью горы. В Японии началось поистине всенародное движение добровольцев с целью привести склоны горы в порядок — альпинисты и скалолазы, служащие компаний и пенсионеры, учителя, школьники и студенты — все неравнодушные приняли участие в уборке национальной гордости. И вот 22 июня 2013 года гора Фудзи была официально включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


2 ведущий. Конечно теме мусора актуальна не только в горах, но и на остальной территории земли , например очень замусорены берега нашей великой реки Волги, которая протекает и по территории нашего района.  Конечно можно прочитать о загрязнении окружающей среды в учебнике, можно услышать со слов учителя, можно посмотреть фильм, но самый верный способ научить экологической грамотности – это пойти и увидеть воочию, как огромные территории  завалены банками, упаковками. всевозможными отходами . Вот это и будет  – настоящий УРОК экологии, который запомнится нам  на всю жизнь.

1ведущий

В России горы и возвышенности располагаются в 43 субъектах Федерации и покрывают более половины территории страны. Среди любимых горнолыжных и альпинистских зон одно из первых мест занимает Кавказ.

2 ведущий: А наш Урал! Это уникальный  регион, по которому проходит граница двух частей света – Европы и Азии. Уральские горы таят множество самых разных полезных ископаемых и минералов. Именно на Урале открыли первое российское золото, а запасы платины были самыми большими в мире.. Есть здесь и самоцветы – изумруды, бериллы, аметисты и многие другие. Прославился на весь мир и уральский малахит.

 1 ведущий

А так же вдоль южных границ страны протягивается пояс высоких гор Алтая и Саян.

1 ведущий:

Горы это отдых для души и ума, в первую очередь, а также развитие для нашего тела. Они могут дать нам много интересных впечатлений и открытий, возможность познать себя и других. Много людей едет в горы с разными целями: пройти, пролезть, проплыть и даже пролететь. У каждого вида отдыха в горах есть свои названия и особенности. Но самый распространённый - это альпинизм

2 ведущий

 Альпини́зм — вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота, рельефпогода), на пути к вершине

Учитель: Сегодня мы с вами тоже попробуем взойти на вершину и эта вершина – называется

пик «  Знаний»

На доске вычертить контур горы с обозначением вершины знаний и «перевалов» с обозначением высот.

Викторина «Выше гор, только горы!»

Класс делится на две команды. Выбирается старший «альпинист».

1. Сборы в дорогу…

Выбрать из данного списка географические приборы:

1.        термометр;

2.        нивелир;

3.        компас;

4.        гигрограф;

5.        микроскоп;

6.        вольтметр;

7.        рулетка;

8.        барометр;

9.        флюгер;

10.        анемометр;

11.        амперметр.

Кто быстрее и правильнее ответит на этот вопрос, получает -3 очка.

Правильные ответы:

1.        термометр;

2.        нивелир;

3.        компас;

4.        гигрограф;

5.        рулетка;

6.        барометр;

7.        флюгер;

8.        анемометр.

2. Первая высота.

(По 10 баллов за каждый правильный ответ, максимум - 50 очков). Каждая покоренная высота отмечается флажком.

Команды отвечают по очереди.

1.        Самая высокая вершина мира. (Эверест).

2.        Самая высокая гора России. (Эльбрус).

3.        Самые длинные горы на Земле. (Анды).

4.        Самые длинные горы России. (Урал).

5.        Остроконечная вершина. (Пик).

6.        Удобное место для перехода в горах. (Перевал).

7.        Наиболее высокая часть горы. (Вершина).

8.        Линейно вытянутое горное сооружение со склонами, наклоненными в противоположные стороны (Горный хребет).

9.        Основание горы, холма. (Подошва).

10.        Огнедышащая гора (Вулкан).

3. Вторая высота.

(50 очков, по 10 очков за каждый правильный ответ и объяснение).

Народом сложено очень много пословиц и поговорок о горах.

Из данных слов сложить 5 пословиц и объяснить их смысл. Задание одинаковое для обеих команд. Кто быстрее справится с заданием.

С плеч, за, горами, обойдет, дела, идут, в, гору, умный, не, как, гора, пойдет, крут.

Правильные ответы:

•        Как гора с плеч.

•        Крут, как гора.

•        Не за горами.

•        Дела идут в гору.

•        Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Дополнительные очки получит та команда, которая вспомнит другие поговорки о горах.

(Если гора е идет к Магомеду, то Магомед сам пойдет к горе; С горы видней; Встать горой за кого-то; Гора с горою не сходится, а человек с человеком сходится).

3. Высота третья.

(100 очков).

Соотнеси горы, вершины и их местонахождение:

Задание первой команде:

Альпы         Белуха        Евразия

Кавказ                Тубкаль                   Африка

Атласские        Эльбрус        Европа

Алтай          Монблан        Азия

Задание второй команде:

Урал        Мак-Кинли        Северная Америка

Кордильеры        Народная         Евразия

Анды        Джомолунгма        Южная Америка

Гималаи        Аконкагуа        Австралия

4.Четвертая высота.

1. Масса снега от вершины

Вмиг бежит с горы в долину

Не вставай ей на пути,

А спеши скорей уйти.

(Лавина).

2. У подножия вершины есть зеленые…..

(Долины).

        1. Грязекаменный поток все сбивает на пути, не мешай ему идти,

быстро ноги уноси.

(Сели).

2.

Если горы в беспорядке,

Много гор, а не одна,

То запомните, ребятки,

Это……..

(Горная страна).

3. К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг.

(Ура - Урал).        

3. С «Г» - я выше облаков,

С «Н» - я домик для зверьков.

(Гора-нора).

4. Взлетают пыль и кучи пепла,

В земле бушует бог огня.

Какие горы Этна? Гекла?-

Такой вопрос вам от меня

(Вулканы).        

4. Бьет источника фонтан,

Струя до поднебесья

В соседях с ним живет вулкан,

Фонтан вам тот известен.

(Гейзер).

Высота пятая .Конкурс старших альпинистов.

2.Горная дуэль. Капитаны по очереди называют названия гор. Побеждает тот, кто назовет последним.

(100-очков победителю,80- проигравшему).

6. Высота шестая «Штурм».

(Вопросы зачитываются в течение одной минуты).

(Максимальное число очков-150, за каждый правильный ответ-10 очков.)

1. Совокупность неровностей земной поверхности.

(Рельеф).

2. Волны, вызываемые землетрясением и извержением подводных вулканов.

(Цунами).

3. Что расположено в центре Земли?

(Ядро).

4. Полуостров России, где много вулканов и гейзеров.

(Камчатка).

5. Нагорье, которое именуют «крышей мира».

(Тибет).

6. Люди, изучающие землетрясения.

(Сейсмологи).

7. Выходы фундамента, сложенного кристаллическими породами.

(Щит).

8. Горы юга Сибири.

(Алтай).

9. Горы Камчатки.

(Срединный хребет).

10. Горы, расположенные на побережье Японского моря на Дальнем Востоке.

(Сихотэ-Алинь).

11. На какой равнине находится ЯНАО?

(На Западно-Сибирской).

12. Горы, образующие на карте «Молоток».

(Саяны).

13. Горы Камчатки.

(Срединный хребет).

14. Подвижные участки земной коры называются ….

(Складчатыми поясами).

15. Чашеобразное углубление на вершине вулкана.

(Кратер).        

1. Горы, которые являются границей между Европой и Азией.

(Уральские).

2. Ученый, изучающий пещеры.

(Спелеолог).

3. Скопление пресного льда на суше.

(Ледник).

4. Самый высокий вулкан России.

(Ключевская Сопка).

5. Горы, которые являются границей между Европой и Азией.

(Уральские).

6. Гора, которая является самой южной точкой России.

(Базардюзю).

7. Рыхлые глинистые ледниковые отложения.

(Морена).

8. Горное сооружение на С-В страны названное в честь И.Д.Черского.

(Хр.Черского).

9. Горы, между Черным и Каспийским морем.

(Кавказ).

10. Модель Земли.

(Глобус).

11. На какой равнине расположена столица России?

(Восточно-Европейская).

Нагорье в бассейне реки Колымы.

(Колымское нагорье).

13. Горный хребет на побережье Охотского моря.

(Джугджур).

14. Устойчивые участки земной коры.

(Платформы).

15. Наиболе распространенные полезные ископаемые гор.

(Руды).

При равном количестве очков - дополнительный вопрос:

1) Назовите высочайшую вершину ЯНАО. (г. Пайер, на Приполярном Урале).

2) Что в списке гор лишнее:

•        Тянь-Шань;

•        Гималаи;

•        Кордильеры;

•        Альпы.

(Кордильеры- в Северной Америке).

Учитель: Вот и закончилась игра!

Подвести итог  пришла пора!

Что ж, друзья, вы не ленитесь-

На пятерочки учитесь!

Знания нужны всегда-

Без учёбы ни куда!

Учитель: Наша задача - не тайны земные открыть,

Наша задача-хотя бы немного

К ним интерес пробудить!

И вас за активность в игре можно наградить!

Подведение итогов.

Награждение. Вручение дипломов  за 1 место, 2 место

Литература:

1.        Газета «География в школе», № 1 за 1999 год.

2.        И.Д.Агеева «Веселая география на уроках и праздниках».

3.        М.В. Постникова «География. Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты».

http://www.fao.org/forestry/41547-0b1a10db57f540e60107f5b7072da4d1e.pdf

http://www.calend.ru/holidays/0/0/1730/