Разработки и рекомендации для коллег

Астафьева Наталья Владимировна

Учебно-методическое пособие "Приключения дошкольников в Дорожном государстве"

                Содержание учебно-методического пособия «Приключения дошкольников в Дорожном государстве» включает в себя разработку комплекса учебных занятий для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Основным преимуществом данного пособия является уникальность разработанных занятий в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ), соблюдение основных требований к организации и проведению занятий для детей дошкольного возраста и учёт возрастных особенностей воспитанников.

                 Пособие предназначено для педагогических работников (педагогов-специалистов и воспитателей), работающих в учреждениях государственного воспитания с детьми дошкольного возраста.

Царство - дорожное государство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приключения дошкольников в Дорожном государствеbuchbuch

j0205462j0251871

j0183328


Авторы – составители: Астафьева Наталья Владимировна, Данилкина Елена Анатольевна, Пальгуева Ирина Андреевна

Дизайнер макетов: Никифорова Марина Алексеевна

Структура учебно-методического пособия и содержание занятий утверждены на заседании педагогического совета ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5» (протокол № 1 от 31.08.2012г.)

Содержание учебно-методического пособия «Приключения дошкольников в Дорожном государстве» включает в себя разработку комплекса учебных занятий для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Основным преимуществом данного пособия является уникальность разработанных занятий в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ), соблюдение основных требований к организации и проведению занятий для детей дошкольного возраста и учёт возрастных особенностей воспитанников.

Пособие предназначено для педагогических работников (педагогов-специалистов и воспитателей), работающих в учреждениях государственного воспитания с детьми дошкольного возраста.


Пояснительная записка

Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях будет увеличиваться. В связи с этим продиктована необходимость формирования у детей навыков безопасного поведения и воспитания законопослушного гражданина.

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности на дорогах являются приоритет жизни и здоровья граждан, а также, соблюдение их интересов. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых детский дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах погибает 24 000 детей и подростков. Различные дорожно-транспортные происшествия занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.

Поведение на дороге и вблизи нее – это целая наука. По статистике, основной причиной ДТП по неосторожности детей чаще всего становится нарушение правил перехода проезжей части. В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются, прежде всего, через пример и оценочные суждения взрослых. Еще одной частой причиной ДТП с участием детей становятся их неконтролируемые игры вблизи проезжей части.

К сожалению, даже если заставить малыша выучить наизусть все правила дорожного движения, это не будет являться 100-процентной гарантией его безопасности на дороге до тех пор. Как отмечают психологи, зачастую дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принять правильное решение.

Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильно принимает решение. Выработать этот, можно сказать, жизненно важный навык предвидения скрытой опасности можно посредством игры, так как именно игровая деятельность является основной и ведущей у детей дошкольного возраста.

Особое внимание необходимо уделять воспитанникам закрытых детских учреждений, находящихся на полном государственном обеспечении. В связи с особенностями здоровья и спецификой учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с реальностью только отдельными сторонами.

Участие ребенка дошкольного возраста в дорожно-транспортных происшествиях может быть обусловлено многими причинами, такими как, например, обозначил Н.И. Клочанов:

  • расстройства, вызывающие заторможенное или расторможенное эмоциональное состояние ребенка;
  • отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
  • более узкий угол зрения, чем у взрослого человека (у шестилетнего ребёнка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 200-220, а в вертикальной – 120-150; рост угла зрения продолжается до 20 лет);
  • время реакции ребёнка (время от начала обнаружения опасности до начала действия значительно медленнее, чем у взрослого человека, у которого оно составляет 0,6-0,8 с., а у дошкольника – 1,3-1,5 с.);
  • чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильно принимает ребёнок решение, он теряется;
  • клетки коры головного мозга легко истощаются, быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
  • отсутствие контроля взрослых (появление малыша одного на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

При проведении профилактических мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно учитывать психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность правильно оценить обстановку;
  • быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  • процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
  • потребность в движении преобладает над осторожностью;
  • специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;
  • отсутствие способности отделить важные факторы от менее важных;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • неадекватная реакция на сильные и резкие раздражители.

В течение всего периода нахождения воспитанника в учреждении его сопровождает постоянный контроль педагогических работников, вследствие чего приобретение опыта для самостоятельной жизни в открытом социуме осуществляется не в полной мере. В связи с этим выделены наиболее эффективные принципы педагогической деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях детского дома:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей воспитанников и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
  • Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст дошкольников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия дорожно-транспортного происшествия. Воспитанники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улице.
  • Принцип социальной безопасности. Воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила.

Среди наиболее эффективных методов работы выделены внушение, убеждение, упражнение и поощрение.

  • Внушение. Дети дошкольного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если использовать яркие образные формы, приводить наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
  • Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
  • Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у воспитанников является основой культуры их поведения в дорожной среде.
  • Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Предполагается внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Для создания у детей интереса и мотивации к соблюдению основных правил дорожного движения и было разработано данное учебно-методическое пособие, основной целью которого является – формирование культуры и навыков ответственного поведения в сфере дорожной безопасности у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Основными задачами являются:

  1. Разработать содержание учебных занятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий.
  2. Систематизировать накопленный материал по профилактике дорожно-транспортных происшествий.
  3. Разработать дидактические материалы для организации и проведения учебных занятий.

ЗАНЯТИЕ 1

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ,

ДОРОЖНОМ ГОСУДАРСТВЕ…

Чтение и просмотр с детьми сказки о Драндуле (приложение 1 – видеофайл)

Стояла прекрасная солнечная погода, по небу плыли прекрасные облака. Вот, маленькое облако догоняет свою бабушку и просит с ним поиграть, но бабушка сегодня очень устала, потому, как переделала много важных дел. Поэтому и предложила внуку своему послушать историю…

В некотором Царстве – Дорожном государстве приключилася вот какая история… Однажды на улицах этого славного города собралось очень много машин и людей. Они спорили, кто же важнее?! Люди, говорили, что они – самые лучшие, умные, сильные, много всего знают и без них не прожить на белом свете. Машины утверждали, что они – быстрые, мобильные, в них комфортно передвигаться по городу и они намного красивее людей…

И совершенно неизвестно, чем бы закончился этот спор, только появился на дорогах этого города самый простой Автомобиль и имя у него интересное – Драндуль. Да только не совсем простым он оказался: сначала он медленно подъехал к правой половине города, на которой были только люди и восхваляли свои достоинства. Он собрал их всех подле себя и начал что-то тихо говорить. Никто кроме людей и не слышал, о чем им рассказывал Автомобиль, да только притихли они, перестали хвалить себя и на машины наговаривать, стали они внимательно смотреть на левую половину города.

Драндуль же тем временем спокойно переехал на сторону машин и начал с ними вести беседу, которую тоже, кроме них никто и не слышал. И, о, Чудо! Машины притихли, задумались и посмотрели на людей. Облака, которые по небу, совсем были в замешательстве: что же случилось такое, почему спора больше нет, о чем задумались люди и машины?

Только потом произошло совсем невероятное – самая Важная машина, слегка потрепанная и грязная, поехала в сторону людей, а навстречу ей вышел Человечек, уставший от постоянной ходьбы по городу. Машина предложила человечку прокатиться и почувствовать, как же хорошо и комфортно будет передвигаться. Человечек же в благодарность предложил Машине отремонтировать сломанный бампер и подкрасить потрескавшуюся краску…

С тех пор жизнь в городе наладилась и началась Великая дружба Машин и Людей. И все это, благодаря Драндулю, так внезапно появившемуся в их городе. С тех пор многое изменилось: построили большой дворец Правил дорожного движения, появился Мост пешеходов, для машин построили проспект Автомобильный – да и много еще чего интересного произошло. Ведь сам Драндуль приглашает ребят в свое Государство и рассказывает забавные истории. Скоро и мы с вами туда отправимся…

Только облакам, плывущим по небу, было очень интересно, что же такое он сказал, что обе стороны к нему, неизвестно откуда взявшемуся, прислушались и в городе наступил мир?

Так бы и мучились несчастные облака, да только однажды собрались Машины и Люди снова вместе и порешили, что в знак благодарности и уважения напишут они Драндулю стихи.

Посвящается Драндулю…

Без печалей и забот

Драндуль в городе живет

Мирно ездит по дорожкам

Тихо песенки поет.

Выезжает на Проспект

В светофоре – красный свет.

Значит, надо тормозить

И помеху пропустить.

После красного окошка

Желтый поморгал немножко,

А зелёный засветил –

Драндуль дальше покатил

Что за зебра на дорогах?

Это путь для пешеходов.

Человек идет пешком

В этом месте – главный он.

Драндуль Правила все знает,

Знаков он не нарушает.

Мир в государстве он установил

Людей с Машинами сдружил.


Вот так и закончилась эта необычная история про дружбу Машин и Людей, которая приключилась с ними в Дорожном государстве.

- Бабушка, спросило маленькое облако, а что же все-таки сказал Драндуль в самом начале истории. Почему все его вдруг послушали?

- Тот из вас первым прекратит спорить друг с другом, восхвалять себя без причины и найти достоинства своего соперника, кто мудрее всех остальных…

ЗАНЯТИЕ 2

ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ПРИКЛЮЧИЛАСЬ

С УЧАСТНИКАМИ ДВИЖЕНИЯ

НА ПРОСПЕКТЕ АВТОМОБИЛЬНОМ

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Инструментарий: Большая машина (главный автомобиль Дорожного государства) Драндуль, машинки с верёвочками, макет дороги.

Цель: создание условий для ознакомления детей с участниками дорожного движения, расширение их кругозора и воспитания внимательного отношения к окружающему миру.

Подготовительная работа:

  • Прогулка по улицам города, целью которой является ознакомление детей с понятиями «Водитель», «Пешеход».
  • Просмотр мультфильма «Про котёнка Женю и правила дорожного движения»
  • Выполнение аппликации на тему: «Машины».
  • Заучивание песенки: «Правила везде» (исполняется на мотив песни «На далекой Амазонке»). Автор не известен.


Ход занятия

Организационный этап. Воспитатель: Ребята, сегодня во время прогулки, мы с вами наблюдали, что происходит вокруг нас. Что мы увидели?

Дети: (едут машины, гуляют взрослые и дети).

Воспитатель: А вы заметили, что так много машин и людей, а никто некому не мешает, никто никого не обижает, не толкает. А происходит это потому, что все соблюдают правила дорожного движения.

Чтение стихотворения «ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ». Ю. Яковлев

Воспитатель: Вы должны тоже стать грамотными участниками движения на улице, для этого мы с вами отправимся в Царство – Дорожное государство. В этом государстве все выполняют правила дорожного движения, а следит за порядком – самый главный автомобиль Драндуль. Он пригласил нас в своё царство, чтобы мы познакомились с его жителями. Вы готовы туда отправиться?

Мотивационно-ориентировочный этап. Дети под музыку заходят в зал. В центре зала стоит большой автомобиль в нём сидит школьник, который будет озвучивать автомобиль, машинки, светофор, висят на стене дорожные знаки.

Воспитатель: Здравствуй, Главный автомобиль Царства – дорожного государства.

Драндуль: Здравствуйте,  ребята, зачем пожаловали?

Ребёнок: Мы хотим стать грамотными участниками движения на улице, помоги нам, пожалуйста.

Драндуль: Ну, что – это хорошо, мы с моими помощниками, постараемся научить вас правилам дорожного движения. С начала я хочу посмотреть, как вы сейчас двигаетесь по улицам города, мальчики будут водителями, девочки пешеходами. Сегодня специально для вас, мы освободили от машин проспект Автомобильный, что бы вы были в безопасности.

Звучит знакомая музыка, мальчики берут в руки верёвочки, привязанные к машинкам, и передвигаются по залу в любом направлении, а девочки просто ходят.

Драндуль: Так себя вести на дороге нельзя, может из-за такого беспорядка авария случиться, или кто-нибудь под машину попадёт…

Поисковый этап. Ребёнок: А что же нам делать?

Дети предлагают варианты ответов. Основным методом выступает постановка проблемных вопросов: Как вы думаете, что такое «Проезжая часть», «Пешеходная дорожка»? Могут ли автомобили передвигаться там, где ходят люди?

Практический этап. Драндуль: Запоминайте первое правило: «Машины передвигаются по дороге, которая называется «Проезжая часть», а для пешеходов есть специальная дорожка, которая называется «Тротуар». Проезжая часть разделена на две половинки, по ним машины движутся в разном направлении, не мешая друг другу.

Прошу водителей с машинками встать на проезжую часть, а пешеходов на тротуар.

Дети под музыку передвигаются.

Драндуль: Вот теперь вы настоящие участники движения!

Воспитатель: Скажи, мудрый Автомобиль, тебе понравились наши детки, ты будешь их дальше учить правилам дорожного движения.

Драндуль: Конечно, ведь порядок на дороге, это очень важно, и поэтому мне пора на дороги моего Царства – Дорожного государства.

Рефлексивно-оценочный этап. Воспитатель: Спасибо, тебе, Главный автомобиль, мы с ребятами, обязательно, будем учиться у тебя правилам дорожного движения и хотим украсить твоё Царство, автомобилями, которые мы смастерили сами.

Дети показывают выставку своих работ на тему «Машины, машины, машины!», благодарят Главного автомобиля за занятие, под музыку выходят из зала.

ЗАНЯТИЕ 3

В ГОСТЯХ НА УЛИЦЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область: познавательное развитие.

Инструментарий: письмо, светофор, машинки с верёвочками, сигнальные карточки (красный, жёлтый и зелёный цвет), мультфильм «Светофор».

Цель: воспитание внимательного отношения друг к другу и формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Подготовительная работа:

  • Проведение дидактической игры «Красный, желтый и зеленый».
  • Заучивание слов песни «Мы едем, едем, едем». Слова С. Михалкова.
  • Знакомство с игрой «Моторчики»

Ход занятия

Организационный этап. Ребята, нам сегодня пришло письмо из Царства – Дорожного государства.

Наш друг – Главный автомобиль государства Драндуль приглашает нас в гости, что бы познакомиться с древнейшим жителем – Светофором, а ждать он нас будет на улице Внимательности. Ребята вы готовы, тогда заводим моторы.

Игра «Моторы», после слов дети прилетают в зал, там их встречает Драндуль.

Мотивационно-ориентировочный этап. Воспитатель: Здравствуй, наш дорогой Драндуль, мы получили от тебя письмо и сразу же отправились в путь. А ещё мы приготовили для тебя интересную песенку, которая называется «Мы едем, едем, едем»

Дети исполняют песню

Автомобиль: Спасибо, Вам, ребята! Давайте, посмотрим, какие вы смекалистые, отгадайте-ка загадки о жителях моего государства.

Скорость – двести километров! Это сколько будет миль?

Превосходит скорость ветра легковой... (Автомобиль)

Топай смело, без тревоги – безопасней нет дороги.

Всё запомнили, ребята? И гулять не страшновато?

Что ж, проверим, поглядим, Но сначала повторим:

Раньше счёта и письма, рисованья, чтенья,

Всем ребятам нужно знать … (Азбуку движенья!)

Как зовутся те дорожки, по которым ходят ножки?

Различать учись их точно, не лети как на пожар.

Пешеходные дорожки – это только (тротуар)

Автомобиль: Молодцы! Теперь пришло время познакомиться с моим другом, без которого в нашем Царстве никак нельзя.

Я предлагаю по тротуару на улице Внимательности пройти до перекрёстка. Перекрёсток – это пересечение двух дорог, по которым мчатся машины, давайте, посмотрим, как это происходит.

Поисковый этап. Звучит музыка, дети школьники с машинками в руках, начинают движение согласно сигналам светофора.

Автомобиль: Ребята, вы заметили, что машины на разных дорогах едут в разное время, с начало едут одни, а потом другие. Кто же помогает машинам договориться? Это мой друг светофор. У него три глаза, три сигнала. Красный обозначает – стой, жёлтый – готовься, зелёный – двигайся.

Воспитатель: Главный автомобиль, а мы с ребятами, тоже знаем такие цвета, и используем их в подвижной игре «Красный, жёлтый, зелёный».

Практический этап. Воспитатель проводит подвижную игру «Красный, жёлтый, зелёный».

Автомобиль. Ребята, а теперь вставайте на тротуар, будем двигаться по дороге, выполняя требования светофора.

Рефлексивно-оценочный этап. Ребята, а теперь, предлагаю посмотреть мультфильм, который называется «Светофор».

Просмотр мультипликационного фильма

Драндуль: Ребята, послушайте стихотворение:

Три друга пешехода в любое время года.

Красный свет – твой первый друг – деловито строгий.

Если он зажёгся вдруг – нет пути дороги.

Жёлтый свет – твой друг второй, даёт совет толковый:

Стой! Внимание утрой! Жди сигналов новых!

Третий друг тебе мигнул своим зелёным светом:

Проходи! Угрозы нет! Я порукой в этом!

Обсуждение стихотворения

Молодцы! До свидания! Соблюдайте правила дорожного движения! Дети заводят моторы, улетают в группу.

ЗАНЯТИЕ 4

ПУТЕШЕСТВИЕ ЗЕБРЫ

ПО ПЕРЕУЛКУ БЕЗОПАСНОСТИ

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Инструментарий: коробка-посылка, колесо, руль от машинки, игрушечный человечек, три сигнала светофора, игрушка-зебра.

Цель: ознакомление детей с пешеходным переходом и воспитание навыков внимательности, наблюдательности.

Подготовительная работа:

  • Знакомство с художественной литературой по правилам дорожного движения; Н. Носов «Автомобиль»
  • Дидактическая игра «Красный и зелёный».
  • Объяснить детям значение пословиц «Тише едешь – дальше будешь», «Правила движения каждый должен знать обязательно на «пять».

Ход занятия

Организационный этап. Воспитатель. Ребята, посмотрите, нам принесли посылку, вам интересно, что там. Тогда давай те посмотрим. На посылке написано, что она из Царства – дорожного государства. А внутри записка:

«Ребята, в этой посылке находятся разные предметы, попробуйте определить, что это. Так мы проверим, как вы были внимательны на занятиях в Царстве – Дорожном государстве».

Воспитатель достаёт предметы из посылки, дети отвечают (колесо – машина, руль – машина, человечек – пешеход, три сигнала – светофор, игрушка «Зебра»).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в посылке из Царства – Дорожного государства могла оказаться зебра.

Дети: Не знаем.

Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться в гости к Главному автомобилю Царства и узнать, что он имел в виду,  отправив нам зебру.

Сегодня я предлагаю, поехать на лошадках.

Мотивационно-ориентировочный этап. Дети заходят в зал. Их встречает Главный автомобиль Драндуль.

Драндуль: Здравствуйте, ребята. Вы получили мою посылку, смогли ответить, что за предметы там находятся.

Воспитатель: Да, Главный автомобиль, мы все предметы узнали, только один предмет нас очень удивил. Это – зебра.

Драндуль: Да, ребята, в моём Царстве – Дорожном государстве, зеброй называют пешеходный переход, которым пользуются пешеходы при переходе дороги, там ,где нет светофора. А «Зеброй» его называют, так потому, что состоит он из белых полос, начерченных на проезжей части.

Предлагаю, пройтись по переулку Безопасности моего государства и посмотреть на пешеходный переход.

Дети вместе с воспитателем и Главным автомобилем, идут по тротуару, переходят дорогу по светофору, доходят до пешеходного перехода. Автомобиль обращает внимание детей на белые полосы на дороге, по ним переходят дорогу, автомобили при этом останавливаются.

Драндуль: Ну что, ребята, теперь вы знаете, что такое зебра в Царстве – дорожном государстве.

А теперь давайте с вами поиграем.

Поисковый этап. Дидактическая игра «Собери светофор». Детям раздаются детали светофора, их задача из них, составить светофор, правильно расположив «глаза» - сигналы.

Практический этап. Дидактическая игра «Воробышки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу, находить свое место.

Описание. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне становится взрослый. Он изображает автомобиль. После его слов «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

Воспитатель: По сигналу «Автомобиль едет, воробушки летят в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Рефлексивно-оценочный этап. Воспитатель: Дорогой, Драндуль мы с ребятами, очень тебе благодарны и хотим пригласить тебя к себе в гости!

Драндуль: Спасибо, я обязательно к вам приду. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 5

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА МОСТУ ПЕШЕХОДОВ

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Инструментарий: карточки с сигналами светофора и цветные карандаши.

Цель: закрепление знаний по правилам дорожного движения, развитие мышления и активизация словарного запаса.

Подготовительная работа:

  • Знакомство с профессией «Регулировщик дорожного движения»
  • Дидактическая игра «Художник».
  • Заучивание «Песенки весёлых зверей».

Ход занятия

Организационный этап. Стук в дверь. В группу заходят Главный автомобиль Драндуль и сотрудник ГИБДД.

Автомобиль: Здравствуйте, ребята! Вы приглашали меня в гости, вот я и пришёл, да не один, а с самым настоящим сотрудником ГИБДД! Сегодня мы с вами поиграем, покажем товарищу полицейскому, какие мы с вами грамотные участники дорожного движения!

Ребята, давайте представим, что мы с вами в Царстве – Дорожном государстве на берегу реки Магистральной. Светит ярко солнышко, и мы с вами можем там поиграть. Машин там не будет потому, что они движутся по старому, красивому мосту. Он помогает автомобилям с правого берега перебраться на левый, и наоборот.

Мотивационно-ориентировочный этап. Первое задание «Конкурс загадок»

В два ряда дома стоят:

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят (Улица)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю – Правила я выполняю (Пешеход)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Будь внимателен при ней (Машина)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Полосатые лошадки

Поперёк дорог легли-

Все авто остановились

Если здесь проходим мы.

(Переход-зебра)

Поисковый и практический этап. Второе задание. Игра «Светофор» с участием сотрудника ГИБДД. Воспитатель показывает цветные карточки, по сигналу которых нужно выполнять определённые движения: зелёная – топать, жёлтая – хлопать, красная – присесть.

Третье задание «Доскажи словечко»

Все будьте правилу верны:

Держаться правой стороны.

Жёлтый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения.

Зелёный свет открыл дорогу,

Переходить ребята могут.

Красный свет нам говорит:

«Стой! Опасно! Путь… Закрыт!»

Лёша с Любой ходят парой.

Где идут? По тротуару.

По асфальту точек стежка –

Пешеходная дорожка.

Экзамен важного значенья

Держи по Правилам Движения.

Воспитатель: Дорогие гости, мы с ребятами знаем «Песенку зверей» в ней поётся о том, что даже зверушки рады тому, что знают правила дорожного движения. Послушайте, пожалуйста.

Дети поют «Песенку зверей» и танцуют.

Четвёртое задание «Угадай-ка».

Дети по половине изображённого предмета должны назвать, что хотел нарисовать художник.

Варианты: автомобиль, велосипед, светофор, дом, дерево.

Пятое задание «Художники». Детям предлагают дорисовать вторую половину предмета.

Рефлексивно-оценочный этап. Драндуль: Ну что ребята, вы молодцы! Я желаю вам быть дисциплинированными участниками дорожного движения, а в память о нашем занятии, мы дарим вам сувениры.

Дети благодарят гостей за сувениры, прощаются с ними.

ЗАНЯТИЕ 6

СЕКРЕТЫ ЗАМКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Образовательная область: познавательное развитие.

Инструментарий: дорожные знаки, часы с дорожными знаками, телефон сотовый.

Цель: воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения и знакомство с дорожными знаками

Подготовительная работа:

  • Беседа о железнодорожном виде транспорта
  • Дидактическая игра «Паровозик».
  • Просмотр мультфильма «паровозик из Ромашкова»
  • Макет часов, на котором изображены предупреждающие и запрещающие знаки
  • Карточки с объяснительной запиской знаков, которые изображены на макете

Ход занятия

Организационный этап. У воспитателя звонит телефон, он его включает на громкую связь.

Драндуль: Здравствуйте, ребята! Я в очередной раз жду вас в гости, что бы продолжить знакомить вас с правилами дорожного движения.

Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться в Царство – Дорожное государство. Сегодня предлагаю отправиться на паровозике, цепляйте ко мне свои вагончики.

Дети заходят в зал по песенку «Мы едем, едем, едем». Шаинского В. Детей встречает Главный автомобиль.

Мотивационно-ориентировочный этап. Воспитатель. Здравствуй, Главный автомобиль, мы рады твоему приглашению в твоё Царство – дорожное государство. Ты хочешь рассказать нам, что-то новое.

Драндуль: Да, но сначала давайте-ка проверим, как вы соблюдаете те правила, с которыми уже знакомы.

Дидактическая игра «Это Я!»

Дети должны ответить на вопрос Автомобиля там, где нужно: «Это я, это я, это все мои друзья».

Драндуль: Кто у вас идёт вперёд только там, где переход?

Кто из вас в вагоне тесном уступит бабуле место?

Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?

Поисковый этап. Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с другими важными жителями моего Царства. Это дорожные знаки, ими пользуются водители и пешеходы, они тоже служат нашей безопасности. У нас в Царстве - Дорожном государстве есть Замок дорожных знаков, там идёт работа по изготовлению знаков, что бы на всех дорогах и других государств на страже порядка, стояли дорожные знаки. Знаки и сейчас на работе…

Дети вместе с воспитателем и Автомобилем идут по Царству, соблюдая правила дорожного движения. Останавливаясь, у знаков рассказывает о знаке, читая стихотворения «Место для разворота»

В этом месте круглый год

Совершают разворот!

«Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

«Движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

«Подземный пешеходный переход»

Знает каждый пешеход

Про подземный этот ход.

Город он не украшает,

Но машинам не мешает!

«Дети»

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

«Железнодорожный переезд»

Не один здесь знак, а много:

Здесь железная дорога!

Рельсы, шпалы и пути –

С электричкой не шути.

Практический этап. Драндуль: Наше путешествие закончилось, а сейчас мы посмотрим, как внимательно вы меня слушали.

Дидактическая игра «Часы». Цель: Учить различать дорожные знаки; закреплять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: макет часов, на котором изображены предупреждающие и запрещающие знаки; карточки с объяснительной запиской знаков, которые изображены на макете.

Ход игры

Ведущий поворачивает стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков.

Рефлексивно-оценочный этап. Воспитатель: Спасибо, Автомобиль за путешествие, нам было очень интересно. Сейчас, ребята, нам пора домой, садитесь в свои вагончики.

ЗАНЯТИЕ 7

СЛУЖБА НА ПОСТУ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Инструментарий: художественная литература.

Цель: воспитание культуры поведения в транспорте и закрепление знаний об основных видах транспорте.

Подготовительная работа:

  • Экскурсия к остановочному комплексу по улице Чкалова, с целью знакомства с видами общественного транспорта (троллейбус, автобус).
  • Чтение стихотворения А. Барто «Любочка», беседа о поведении девочки.
  • Рассматривание трамвая на иллюстрации.

Ход занятия

Организационный этап. Воспитатель: Ребята, мы с вами прочитали стихотворение А. Барто «Любочка» и решили, что эта девочка невоспитанная.

Что же девочка делала не правильно? (Грубо разговаривала с взрослыми, не культурно вела себя в трамвае).

Правильно, а вы умеете вести себя в транспорте? А давайте, позвоним нашему другу Драндулю, попросим его, проверить правильно ли мы ведём себя в транспорте.

Воспитатель берёт телефон и разговаривает с Главным автомобилем, и они договариваются встретиться на посту Справедливости.

(Занятие будет проходить у гаража детского дома в настоящем автобусе, поэтому дети одеваются по погоде).

Воспитатель: Ребята, вот и пост Справедливости. Скажите, какой вид транспорта нас ожидает? Чем автобус отличается то троллейбуса и трамвая?

Дети здороваются с водителем и Драндулем.

Мотивационно-ориентировочный этап. Драндуль знакомит с правилами посадки и поведения в транспорте:

  • Мальчики пропускают девочек.
  • Все дети пристёгиваются ремнями безопасности.
  • В общественном транспорте нужно оплатить проезд, в автобус заходит кондуктор продаёт билеты.
  • Не разговаривать громко, чтобы не мешать другим.
  • Уступать место пожилым. В автобус заходят дети переодетые в бабушку и женщину с ребёнком на руках.

Поисковый и практический этап. Для чего нужны поручни. Игра «Вежливо - невежливо»

Ведущий называет имя и при этом ставит вопрос: «Уступить в трамвае место?» Тот, кого назвали, если это вежливо, отвечает: «Вежливо». Если это не вежливо, отвечает: «Невежливо.

Примеры вопросов:

1. Поздороваться при встрече?

2. Толкнуть, не извиниться?

3. Помочь поднять сумку?

4. Взять билет в автобусе?

5. Не уступить место в транспорте?

Рефлексивно-оценочный этап. Водитель провозит детей по улицам города, после, чего при выходе из автобуса, дети применяют полученные знания.

Слова благодарности водителю и Драндулю

ЗАНЯТИЕ 8

ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕШЕХОДЫ!

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Инструментарий: музыкальное сопровождение «Что такое осень?», «Частушки»

Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание культуры поведения и ответственного отношения к своей безопасности.

Подготовительная работа:

  • Выучивание текста частушек
  • Подготовка основных движений танца «Зелёный свет»

Ход занятия

Организационный этап. Дети заходят в зал (группу)

Воспитатель: Дорогой наш Драндуль, мы с ребятами очень тебе благодарны, что ты помогал стать нам грамотными, воспитанными и культурными. За это мы говорим тебе большое, человеческое «Спасибо!» и предлагаем тебе наш концерт.

Мотивационно-ориентировочный этап. «Парад стихов»

1. Делаем ребятам предостережение:

«Выучите срочно ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,

Чтоб не волновались, наши воспитатели,

Чтоб спокойно мчались улицей водители»

2. Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки навешаны вдоль мостовой!

3. Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилось с тобою беда!

4. Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

5. Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Вручение детям медалей за хорошее прочтение стихотворений

Поисковый этап. Воспитатель: предлагаю, вам, дорогие ребята, немного повеселиться и показать Драндулю, какие мы с вами танцевальные движения знаем.

Драндуль: Ой, как здорово! А можно мне вместе с вами?

Воспитатель: Конечно! Только движений-то у нас маловато…

Драндуль: а что если мы с вами движений еще придумаем, да в танец их объединим?

Дети придумывают разные движения, затем воспитатель их объединяет в танец и показывает.

Драндуль: А, давайте, теперь ваши танцевальные движения выполним под музыку!

Танец под песню В.Леонтьева «Зелёный свет».

Практический этап. Воспитатель: Дорогой наш Драндуль, ребята для тебя приготовили частушки

Дети поют частушки

Красный свет – сигнал тревоги

В светофоровых глазах

Не ходите по дороге

Оставайтесь на местах.

Даже если вы спешите

На работу иль в кино

Подождите, подождите

Подождите все равно.

С площадей и перекрестков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьезный

Очень важный светофор.

Чтобы вдруг не оказаться

У машины на пути

Нам автобус и троллейбус

Слева нужно обойти.

Я иду по тротуару,

Здесь машинам нет пути!

Ну а знаки нам подскажут

Где дорогу перейти.

Просто все, скажу я вам

Правил-то немного

Только выполнять их нам

Нужно очень строго!

Рефлексивно-оценочный этап. Драндуль: Ребята, вы молодцы!

Я посвящаю вас в пешеходы! Награждаю вас грамотами и вручаю вам игру «Пазлы», если вы правильно соберёте все пазлы, то у вас получится карта, моего Царства – Дорожного государства. В любое время вы посмотрите на неё и вспомните то, чему я вас учил (приложение 2 – цветной пазл).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.В, Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников» - М.: «Просвещение», 2006, 94
  2. Данилова Т.И. «Программа «Светофор»« - С-Пб.: Детство-пресс, 2009, 208
  3. Полдубная Л.Б. «Предметная неделя по ПДД» - Волгоград: ИТД «Корифей», 128 с
  4. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. «ПДД для детей дошкольного возраста»: М.: ТЦ Сфера, 2007, 64 с
  5. Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» - М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  7. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» - М.: Центр педагогического образования, 2007, 154
  8. Чермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников» -
  9. Шорыгина Т.А, «Беседы об основах безопасности с детьми 5-7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2008, 80 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………..

3

Занятие 1. В некотором Царстве – Дорожном государстве…………………………………………………………………

8

Занятие 2. История, которая приключилась с участниками движения на Проспекте Автомобильном………………………………………………………….

10

Занятие 3. В гостях на улице Внимательности………..

13

Занятие 4. Путешествие зебры по переулку Безопасности………………………………………………………………

16

Занятие 5. Приключения на мосту Пешеходов……….

18

Занятие 6. Секреты Замка дорожных знаков…………..

22

Занятие 7. Служба на посту Справедливости………….

25

Занятие 8. Посвящение в пешеходы…………………………

27

Литература………………………………………………………………….

31


ДЛЯ ЗАПИСИ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 2

D:\Пальгуева И.А\УМК по ПДД\1_Методическое совпровождение занятий_презентации\ЗАНЯТИЕ 8_Пазл  Царства государства.jpg



Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИИ

ЭЛЕМЕНТЫ ДОРОГИ.

Цель - знакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их функциями, рассматривание различных видов транспорта.

Подготовительная работа - чтение произведения С. Михалкова «Моя улица»

Беседа : Что такое улица? (дорога, дома, люди, машины)

            Что может быть опасным для тебя?                                                  

Игра с макетом «Улица» - показываю детям проезжую часть, ставлю машинки, объясняю, как движутся машины, мелкие игрушки ставлю на тротуар, объясняю, как движутся пешеходы.

Предлагаю детям пойти на прогулку рассмотреть настоящую улицу.

Называем правила поведения за территорией детского дома.

Прогулка по улице Чкалова. Обратить внимание детей, что мы идём по тротуару, машины движутся по проезжей части. Машины разноцветные, большие и маленькие, управляет машиной водитель.

На территории детского дома организую игру   «Воробышки и автомобиль»

        

        НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРАНСПОРТОМ.

Цель - знакомить детей с разными видами транспорта, правилами поведения в транспорте.

Подготовительная работа - рассматривание иллюстрации с разными видами транспорта, отмечаем их различия.

Предлагаю детям пойти на улицу посмотреть настоящий троллейбус и автобус.

Прогулка на остановку парк Чкалова. Повторяем правила поведения на улице.

Рассматриваем троллейбус, автобус, выясняем  их различия.

Беседа:

-для чего нужна остановка?

-где находиться в безопасности?

-можно ли организовывать на остановке подвижные игры?

-можно ли обходить транспорт вокруг транспорта?

После экскурсии организую вечер загадок « транспорт - наш помощник»

С правилами поведения в транспорте знакомимся с помощью стихов из цикла   «Пассажир»

На занятиях по изодеятельности закрепляем виды транспорта различными творческими способами.

Для закрепления правил поведения в транспорте читаем стихотворения А.Л. Барто  «Любочка».

Организуем сюжетно-ролевую игру «Мы по городу поедем»

        

СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА.

Цель - знакомить детей с работой светофора, развивать умение пользоваться сигналами светофора, закреплять цвета – красный,       жёлтый, зелёный.

Подготовительная работа:

Д.И  «Красный, жёлтый, зелёный».

Чтение С. Прокофьев  «Мой приятель светофор»

Беседа:      -для чего нужен светофор?

        -как он помогает правильному движению?

        -какого цвета запрещающий – разрешающий сигнал?

П.И «Светофорик»   Правила игры: « На красный сигнал дети стоят, на желтый – заводят моторы, на зеленый – движутся».

Экскурсия к перекрёстку улиц Чкалова, Бардина. Повторяем  правила поведения   на улице.                      

Находим в пространстве светофор, наблюдаем за его работой, за движением транспорта и пешеходов, согласно сигналов светофора. Переходим перекрёсток по светофору.

После прогулки организуем игру на макете «Улица», используя светофор. Наблюдаю за правильностью действий детей.

        ПЕРЕКРЁСТОК.

Цель - знакомить детей с понятием перекрёсток, с опасностями связанными с ним, закреплять умение пользоваться сигналами светофора.

Подготовительная работа - чтение А. Дорохов «Перекрёсток», рассматриваем иллюстрацию «перекрёсток», выясняем, что это такое.

Рассказываю детям историю приключений весёлых человечков на дороге. Дети рассуждают, что человечки делают не правильно.

Идём на перекрёсток улиц Бардина, Чкалова. Рассматриваем движение на перекрёстке, переходим дорогу по светофору.

После прогулки организуем творческое занятие - рисуем «перекрёсток». Оформляем выставку рисунков.

        ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.

Цель знакомить детей с понятием пешеходный переход, правилами пользования пешеходным переходом, закреплять пространственные отношения «право лево».

Подготовительная работа:

-П.И «вуги-вуги».

-чтение И. Серяков «Законы улиц и дорог»

 Рассматриваем «зебру» на макете, обыгрываем ситуации на дороге (если есть светофор, если есть пешеходный переход).

Идём на улицу Бардина к пешеходному переходу. Наблюдаем за движением пешеходов по «зебре». Переходим по переходу, используя красный флажок. Обращаю внимание детей на знак возле пешеходного перехода, объясняю, что он для водителей.

Водители должны сбавлять скорость, останавливаться, если у перехода стоит пешеход.

 



Предварительный просмотр:

Тема: «Сказочное путешествие»

Цель. Создание условий для развития познавательно – исследовательской  деятельности  детей  посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.

Задачи:

  1. создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);
  2. создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
  3. обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
  4. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);
  5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  6. способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и  сверстниками  (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельности:

  • общение ребенка с  взрослым;
  • игровая деятельность;
  • исследовательская деятельность (исследовательская практика).

Тип, форма и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют   возрастным и индивидуальным особенностям детей. 

Тип – комбинированный

Метод – словесный,  практический, исследовательский, игровой, наглядный.

Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности:  коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п. 

Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей:  ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть (организационный момент)

 В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

Дети стоят в  кругу.

Ответы детей.

Создание условий для  психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей

Вводная часть (мотивационный момент)

Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом.  Взрослый вначале не обращает на  него внимания.

Воспитатель задаёт вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать?

 В. А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть?

Ответы детей.

Условия для проявления поисковой активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом?

Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано?  

Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.

Предположения детей.

Основная часть

Проблемная ситуация:

(Взрослый читает письмо). 

Воспитатель: Дети, нас извещают, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие.

Дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и читают считалочку:  “Путь в сказку”:   один, два, три, четыре, пять. Вот и в сказке мы опять!

(порядковый счёт до 5).

Условия для развития, речевой активности.

Условия для  закрепления  порядкового счёта.

Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми.

Воспитатель:  -  Пойдёмте к компьютеру, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой – Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем… (обсуждение сложившейся ситуации).

Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера. 

Просмотр видеослайда. (Ответы детей)

Условия для взаимодействия детей со взрослым .

Условия для поддержки  речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Запись голоса диктора: «Однажды на Луне родился необычный малыш, но случилось так, что он попал на землю и встретил там много интересных друзей. А вот, что с ним произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем».

Воспитатель:  -  Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться.

Воспитатель:  Как мы можем помочь нашему другу?

Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения.

(обсуждение сложившейся ситуации).

Ответы детей.

Дети предлагают  свою помощь.

Художественное слово

В сумочке лежит вещица.
Та, что в дождик пригодится.
Мы её достанем, Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идёт:
Есть у каждого свой...

Загадка про зонтик

Воспитатель: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя.

Если вы правильно ответите, на слайде появится – картинка – правильный ответ.

Ответы  детей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития  исследовательских действий.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя.

Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду.

Ответы и предположения детей.

Атрибуты для исследования

Воспитатель: Давайте  подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства.

Ответы по ходу исследовательских действий детей.

Индивидуальная работа за столом. 

Условия для проявления поисковой деятельности.

Условия для развития познавательной активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Исследование  ткани начинается  с ситца

(беседа у стола)

Воспитатель:  Эта ткань пропускает свет? (Просвечивается – не просвечивается)

Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется)

Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая)

Ответы и исследовательские действия детей.

(работа за столами)

Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием  схем  моделирования.

Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая.

Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик?

Воспитатель: правильно, надо проверить ткань.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Эксперимент “Какая ткань не промокает?”

Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить  ткани на проницаемость.

на столах атрибуты для исследования по количеству детей.

Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой  ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик?

Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.

Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика. 

Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца?

Ответы детей. Дети называют свойства тканей.

Физкульминутка:

Капли первые упали,
Дети зонтики достали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра, испугалась детвора.

В мае молния сверкает. Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце!

Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть.

Воспитатель: Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых – это игра. Хотите поиграть?

Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих: «Дождь», выполняя с воспитателем  движения по ходу текста.

Условия для оздоровления детей и двигательной активности:

 длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

Художественно-продуктивная деятельность.

В: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик.

Ответы детей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития самостоятельности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления познавательной активности.

 

Взрослый  направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами.

Воспитатель: какие красивые  зонтики у нас получились. Я предлагаю сложить зонтики их в почтовый самолёт и отправить Лунтику и его друзьям. Закройте глазки и посчитайте до 3.

Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала.

Дети закрывают глаза и считают до 3.

Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям?

Ответы детей.

Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами.

Воспитатель: Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: “До свидания!”

Путь из сказки:

«Пять, четыре, три, два, один»!

Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный.

Дети считают от пяти до одного.

Условия для  закрепления  обратного  счёта.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей.

Воспитатель:  Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке? Воспитатель: Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для  закрепления

нового материала.

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.