Статьи на профессиональную тему

Астафьева Наталья Владимировна

Статья на тему: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского дома посредством игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Астафьева Наталья Владимировна,

Воспитатель МБДОУ детского сада №553 «Журавушка»

г. Екатеринбург

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

в условиях детского дома посредством игровой деятельности

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования социально-коммуникативное развитие детей направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [111].

На основании вышеизложенного необходимо отметить, что формирование личности, способной к организации эффективного межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. При этом в случае, когда у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребительская сфера и развита познавательная активность, но и выработано умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе и усваивать новые навыки общения. Поэтому социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста становится актуальным и целесообразным.

В связи с тем, что современное общество предъявляет высокие требования к личности и приветствует творческих людей, способных нестандартно мыслить, грамотно формулировать свои идеи и воплощать их в жизнь, то необходимо обратить особое внимание на развитие социально-коммуникативных навыков у детей уже в дошкольном возрасте. Отдельного внимания заслуживают дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в условиях детского дома.

В настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу, так как оказывают огромное влияние такие факторы, как:

  • социальная депривация,
  • ограниченные возможности здоровья,
  • средства массовой информации (интерактивные игры, просмотр телевизора, неограниченный доступ к видеотеке и т.д.).

В этой связи профессиональная деятельность воспитателя должна быть направлена на создание специальных образовательных условий, в рамках которых будут сформированы необходимые умения и навыки. Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми воспитанниками ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5».

Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера асоциального комфорта, формирования взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирования у детей позитивной, социально-направленной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностями воспитанников современных технологий, методов, приемов, форм организации воспитательной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья, адаптации имеющихся или разработка необходимых учебных дидактических материалов [222].

Умение взаимодействовать – это важнейшее условие успешного социального развития ребёнка. Именно поэтому педагогу необходимо направлять своих воспитанников, способствовать установлению контактов, развивать грамотные коммуникативные умения (быть вежливым, разговаривать сдержанно, организовывать бесконфликтный диалог и т.д.).

В связи с тем, что основным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, необходимо отметить, что наиболее эффективным и способствующими достижению наилучшего результата формами работы, являются следующие:

  • игры-забавы и игры на развитие общения;
  • игры на развитие мелкой моторики рук;
  • дидактические игры и упражнения;
  • бытовые и игровые ситуации;
  • развитие голосовых реакций и собственно речевой активности.

При этом в игре необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать педагогические условия, обеспечивающие развитие разных сторон речи (лексической, грамматической и так далее).

Известный психолог Л.С.Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребёнок не просто перевоплощается в другую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает и углубляет собственную.

С помощью игры, педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром, а так же со сверстниками и взрослыми, управляя, игрой можно влиять на отношение детей друг к другу и их мировоззрение.

Наряду с расширением кругозора детей, игра способствует  развитию

эмоциональной отзывчивости, это значит, что воспитанники учатся сопереживать  другому человеку, а данное качество повлечёт за собой потребность в общении, затем  и потребность в сотрудничестве. Во время игры дети находят общие интересы, учатся дружить, считаться с мнением товарищей, приходить на помощь в нужную минуту, у детей развивается ответственность за общее дело.

 Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: "верно - неверно". Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

На основании изложенного материала, можно сделать следующий вывод о том, что социально – коммуникативная направленность работа педагогов, согласно федеральному государственному стандарту, приведёт к гармонично развивающемуся дошкольнику, способному креативно мыслить, устанавливать коммуникативные связи, эмоционально – отзывчиво относиться к окружающему миру и обществу, которое его сопровождает.

Список литературы

  1. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155