Аттестация

Голуб Оксана Николаевна

Оценочный лист педагогической деятельности учителя-логопеда 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Театральная ромашка»

Автор и разработчик

Голуб Оксана Николаевна, учитель - логопед

Тип проекта

Краткосрочный, групповой, творческий творческо-информационный

Вид проекта

Групповой

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель – логопед.

Актуальность

Дети с речевой патологией испытывают трудности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо - эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Используемые мною в работе приемы, позволяют добиваться положительных результатов в коррекционно-речевом развитии детей с ТНР, максимально реализуя их потенциальные речевые возможности.

Цель проекта

Внедрение в логопедическую работу театрализованной  деятельности как средство преодоления речевых нарушений.

Задачи проекта

-создать предметно – развивающую  среду, побуждающую ребенка к активной речи через театральную деятельность;

-формировать навыки устной речи;

-формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;

-развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;

-побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.

Методы проекта

Исследовательские методы: изучение и анализ психолого - педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

Практические методы: упражнения, обыгрывание проблемно – игровых ситуаций.

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, , организация выставки поделок, рисунков, изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация.

Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.

Сроки реализации

2 месяца

Ожидаемый результат

- активизация словаря детей;

- совершенствование звуковой культуры речи,

- интонационного строя;

- развитие диалогической и монологической форм речи; 

- совершенствование лексико-грамматических средств языка; 

- совершенствование навыков общения детей в коллективе;

- повышение общей культуры ребенка.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение

основных направлений, изучение педагогической литературы

II этап– формирующий

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда

педагогических знаний среди воспитателей и родителей

III этап – заключительный

Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка изготовленных

пособий.

Подготовительный этап:

- составление рекомендаций для родителей, воспитателей;

- разработка бесед с детьми;

- подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов, фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями

Формирующий этап - работа с детьми:

- дыхательная и артикуляционная гимнастика;

- разучивание диалогов к сказке «Колобок»;

- этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера;

- упражнения – пантомимы;

- упражнения на координацию речи с движением;

- пересказ прочитанных сказок, их инсценирование;

- рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок;

- выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ;

- Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка.

Работа с родителями:

- беседа с родителями «Знакомство с проектом»;

- еженедельное информирование о ходе проекта;

- домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам);

- чтение сказок с детьми.

Консультации:

- по развитию интонационной выразительности речи,

- по разучиванию диалогов между героями сказок;

- по развитию мелкой моторики.

— Семинары-практикумы:

- знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;

- обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

- знакомство с речевыми играми.

Заключительный этап – итог проекта:

  • показ спектакля «Колобок для детей младших групп, родителей;
  • выставка поделок;
  • оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением.

Заключение:

В данном проекте нашло подтверждение то, что использование театрализованной деятельности способствует преодолению речевых нарушений, совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико – грамматических средств языка; расширению словарного запаса. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.

Педагогическими условиями эффективности данного процесса явились: диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе театра; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами. Особая роль отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании театрализованной деятельности, разъяснялась им большая значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение театрализованной деятельности в коррекционно – развивающий процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника. 

Методическое обеспечение:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.

2. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. – М., 1999.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт.сост.: Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – 5е изд. исп. и доп. – М., 2010.

Приложение 1

Комплексно – тематическое  планирование

 

Виды деятельности:

Реализуемые мероприятия:

Сроки:

Ответственные

1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.

Речевое развитие:

Беседа: «Что такое  театр»,

«С чего начинается театр», презентация для детей о различных видах театра;

 «Правила поведения  в театре»,   рассказы детей о посещении театров.

Март

Учитель – логопед, воспитатели

2.

Развитие мимики

«Съешьте кислый лимон»

(дети морщатся).
«Рассердитесь на драчуна» (дети сдвигают брови)

Март

Воспитатели

3.

Развитее пантомимики

«Расцвели, как цветы», « Завяли, как травка», «Полетим, как птицы», «Идет медведь по лесу», «Крадется волк за зайцем» и т.п.

Март

   Воспитатели, учитель - логопед

4.

Развитее речевого дыхания

Упражнение: «Ветерок», «Подуем на горячий колобок» и т.п.

Март

Воспитатели, учитель - логопед

5.

Чтение художественной

литературы

Народная сказка: «Колобок», потешки,  поговорки, загадки

Март Апрель

Воспитатели

6.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра  «Театральная

шкатулка»  (знакомство с видами театров, театральные профессии).

Март

Воспитатели

7.

Продуктивная

деятельность:

Создание коллажа на тему  «Театр»

Рисование «Моя любимая сказка»

Март

Воспитатели, учитель - логопед

8.

Работа с родителями:

Анкетирование: «Любите ли Вы театр?» Консультация: «Театр – помощник в воспитании детей»,

 Мастер-класс «Пальчиковый театр своими руками»

Март

Воспитатели, родители, учитель - логопед

2 ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП  

1.

Речевое развитие:

- Составление творческих рассказов на тему: «Мой любимый спектакль», «Я артист».

 Разучивание диалогов к сказке «Колобок»;

Апрель

Учитель – логопед, воспитатели

2.

Развитие мимики

Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции.

Апрель

Воспитатели

3.

Развитее пантомимики

Этюды на выражение основных эмоций: «Заинька», «Дедушка», «Весёлый колобок», «Хитрая лисичка»

Апрель

Воспитатели, учитель - логопед

4.

Развитее речевого дыхания

Упражнение: «Подуем на горячий колобок», «Подышим лесным воздухом»

Апрель

Воспитатели, учитель - логопед

5.

Чтение художественной

литературы

Пересказ сказки «Колобок»

Апрель

Учитель  - логопед

6.

Игровая деятельность:

Импровизация игр-драматизаций, знакомых произведений с помощью разных видов театра.

Апрель

Воспитатели

7.

Продуктивная

деятельность:

Рисование и лепка героев  из сказки «Колобок», изготовление атрибутов театра, декораций.

Апрель

Воспитатели

8.

Работа с родителями:

Викторина "Знатоки театра"

Оформление стенгазеты: «Мы любим театр», фотовыставки «Театральный выходной».

Выставка поделок «Герои сказок» (из разного материала).

Апрель

Воспитатели, родители.

3  ИТОГОВЫЙ ЭТАП

1.

Итоги проекта:

Показ сказки «Колобок» для детей младшей  группы  и родителям;

Апрель

Воспитатели, родители, учитель – логопед

Приложение 2

Игровые упражнения:

Развитие мимики
• Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.
• Рассердитесь на драчуна. Дети сдвигают брови.
• Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.
• Испугайтесь забияку. Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза и открывают рот.
Обучение жестам
• Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.
• Покажите направления: вверх, вниз, вокруг.
• Покажите разных людей: я, ты, мы.
Развитее пантомимики
• Расцвели, как цветы
• Завяли, как травка
• Полетим, как птицы
• Идет медведь по лесу
• Крадется волк за зайцем


Развитее речевого дыхания


«Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).

«Считай до пяти»
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.
«Звериные скороговорки»

Цель: учить четкости дикции
Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
От топота копыт пыль по полю летит.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку купила капюшон.


«Диалогические скороговорки»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: