Дидактический коррекционный материал для детей с ОВЗ

Чернова Татьяна Вениаминовна

Различные коррекционные игры, упражнения для детей с ОВЗ, направленные на адаптацию к социуму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_sotsiumu.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

         Использование сказки в коррекционной работе с детьми

 Выделяются следующие возможности работы со сказкой.

         1. Использование сказки как метафоры.

Подбирается сказка, сходная с проблемой ребенка. Текст вызывает определенные ассоциации, которые обсуждаются с ребенком, а выявленные пути решения проблем рассматриваются в плане их использования в реальной жизни.

         2. Рисование по мотивам сказок.

В рисунке проявляются свободные ассоциации, которые проявляют проблему ребенка. Продолжение работы может быть в процессе драматизации сказочного сюжета с возможными вариантами решения проблемы.

         3.Обсуждение поведения, мотивов  и действий персонажа.

Сюжет сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребенка, систему его оценок «Хорошо - плохо».

          4. Проигрывание эпизодов сказки.

Проигрывание  отдельных эпизодов сказки дает возможность каждому участнику прочувствовать значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Проигрывание можно осуществить в песочнице, с куклами, с одноклассниками.

         5. Творческая работа по мотивам сказки.

Переписывание сказки.

Этот прием используется тогда, когда ребенок не согласен с развитием событий  или концом сказки. Осуществляя изменения в сказке,  ребенок сам выбирает  наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот событий или находит вариант решений, помогающий ему освободиться от  внутреннего напряжения. В этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Сочинение новой сказки.

С каждой сказке есть определённый ход развития сюжета: герой растёт, покидает дом, путешествует, приобретает друзей, борется с врагами, преодолевает препятствия и возвращается домой, достигнув цели. Для облегчения сочинения сказки можно обозначить знаками или символами каждый эпизод сказки, который придумывают дети по очереди или один ребенок выбирает необходимые ему символы и по ним сочиняет свою сказку.

Для детей в возрасте младшего школьного возраста  наиболее целесообразно использовать:  проигрывание эпизодов сказки, обсуждение поведения, мотивов  и действий персонажа.

Дети с ОВЗ  способны использовать все предложенные варианты.

Основные проблемы детей и сказки, используемые для их коррекции

  • зависимость от других («Птенец», «Цепь», «Теремок», «Зимовье зверей», «Серая шейка»);
  • непринятие себя, заниженная самооценка ( «Гадкий утенок»,  «Коряга»,
  • непринятие своего окружения («Колючка», «Тучка», «Котенок»);
  • неумение общаться («Золотая рыбка», «Вежливое слово», «Сокровище», « Два жадных медвежонка»);
  • тревога, непонимание своих чувств («Ласточка», «Принцесса на горошине»),
  • страх («Пых», «Тараканище», «Краденое солнце» «Жёлуди»,  «Муха-Цокотуха», «Зайкина избушка», «Ручейки»).

Театр масок

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились! Далее учитель, на свое усмотрение, может похвалить особо тревожных детей, например так: «Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы! Рабочий день актёра закончен. Мы с вами устали. Давайте посидим молча, расслабимся и отдохнём».