литературное чтение

Конспекты уроков, статьи и сценарии внеклассных и внешкольных мероприятиий по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Литературные термины      

 Автобиография - описание автором собственной жизни. Обстоятельства своей жизни часто описывают в своих произведениях И.С. Шмелев, В.В. Набоков, А.И. Цветаева, С.С. Гейченко.

Автор — тот, кто написал (создал) произведение: литературное, музыкальное, живописное и др.

Аллегория — иносказание, раскрытие отвлеченной идеи, понятия через конкретный образ, который имеет лишь условное значение, сам этот образ и олицетворяет понятие. Аллегория всегда однозначна, в отличие от символа.

Аллегорий много в баснях и сказах. Так в басне И. Крылова «Ворона и Лисица в образе Вороны аллегорически изображается глупость, любовь к лести, а в образе Лисы - хитрость и коварство. В русской народной сказке «Лиса и Волк» жадность предстает перед читателем в образе Волка.

Аллегорию использовал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»: рассказывая о тучах, он думал о себе, своей судьбе, отождествляя себя с «вечными странниками» (в это время его сослали на Кавказ):

Тучки небесные, вечные странники!

 Степью лазурною, цепью жемчужною

 Мчитесь вы, будто как я же, изгнанника

 С милого севера в сторону южную.           

Аллитерация - повторение однородных согласных звуков (иногда в сочетании с соответствующими согласными), что придает художественной речи, особенно стихотворениям, особую выразительность - звуковую и интонационную. Так, в отрывке из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина повтор звуков [л],  [н] создает впечатление мягких и нежных, ласковых морских волн, а звук [ш] передает шум волн и шуршание песка на берегу во время прилива и отлива.

   А дитя волну торопит:

   «Ты, волна моя, волна!

   Ты гульлива и вольна;

   Плещешь ты, куда захочешь,

   Ты морские камни точишь,

   Топишь берег ты земли,

   Подымаешь корабли –

   Не губи ты нашу душу:

   Выплесни ты нас на сушу!»

   И послушалась волна:

   Тут же на берег она

    Бочку вынесла легонько

   И отхлынула тихонько.

Аллитерация встречается и в прозаических произведениях. Читая, например, зарисовки М.М. Пришвина, стоит обратить внимание на его поэтико-звуковые образы:

Последние грибы

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой  липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

     Аллитерацию рассматривают как один и видов звукописи.

 Аннотация — краткая информация о содержании книги, статьи и пр. Можно показать младшим школьникам, где чаще всего располагается аннотация: в самой книге (в начале или конце), в библиографических материалах, в печатной рекламе.            

   Ассонанс — повторение одинаковых гласных звуков в художественной речи. Как и аллитерация, ассонанс рассматривают как один из видов звукописи.

     В песенке Февраля из сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» долгий гласный звук [у] передает завывание ветра, вьюги:

                                              Ветры, бури, ураганы,

                                              Дуйте, что есть мочи,

                                              Вихри, вьюги и бураны,

                                              Разыграйтесь к ночи!

                                              В облаках трубите громко,

                                              Вейтесь над землею;

                                              Пусть бежит в полях поземка

                                              Белою змеею!

   Ассонансы встречаются в скороговорках:

Около кола бьют в колокола.

На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.

      Афоризм - четкое, лаконичное (краткое) изречение, выражающее оригинальную мысль. Афористичными часто становятся поэтические строки.                  

  | За морем жить не худо. (А. Пушкин.)      |

     

    Афоризмами стали многие выражения из басен И.А. Крылова:

Когда в товарищах согласия нет,

На лад их дело не пойдет.

                     («Лебедь, Щука и Рак»)

Вперед чужой беде не смейся Голубок.

                               ( «Чиж и Голубь»)

Отдельные прозаические фразы также могут становиться афоризмами.

Ученик без книги, что солдат без ружья. (Н.И. Новиков)

Басня — краткий (небольшой), чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного характера. Басня относится к сатирическому жанру; в ее основе лежит аллегория. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, дурных поступков, явлений. Главные персонажи басен - чаще всего звери, олицетворяющие недостатки и пороки. Характерный признак построения басенного произведения краткий вывод, называемый «моралью». Она может располагаться или в конце или в начале басни.

Учащиеся начальной школы знакомятся с баснями И.А. Крылова, С.В. Михалкова.

  Бывалыцина (былиночка, быль) - короткий устный рассказ об удивительных, невероятных событиях, происшедших на самом деле или выдаваемых за таковые, чем и отличаются от сказки.

Былины — жанр русского фольклора, устного народного творчества. Былины — эпические песни-сказки о богатырях, народных героях, исторических событиях Древней Руси. Основное отличие былин от сказок — их историзм. Реальные события истории Древней Руси существуют в былинах вместе с вымышленными образами, фантастическими ситуациями. Былинные герои (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Миклуха Селянинович и др.) воспринимаются как идеал защитников родной земли от врагов, символ мощи земли Русской.

Наряду с героическими складывались былины, в которых отразился общественный уклад, быт русского народа того давнего времени («Садко», «Василий Буслаев»).

Былинный стих отличается своеобразием: для него характерны богатство и разнообразие ритмов.

Гимн - торжественная песня в честь какого-либо знаменательного лица, события или явления. В античном мире гимн - похвальная песнь богам.

Каждое государство имеет свой национальный гимн. С 1 января 2001 г. Государственным гимном России стало произведение с модифицированным, современным текстом С.В. Михалкова на музыку А.А. Александрова.

Гипербола — образное выражение, намеренное чрезмерное преувеличение всего предмета, явления, действия или отдельных их деталей.

Сидит в палате царь морской, голова у царя как куча сенная («Садко».) Ну, на такой кобыле быстро не поедешь. Ехал он целую зиму, весной остановился. (Русская народная сказка «Про одного солдата».)

Противоположна гиперболе - литота. См. «Дюймовочку»  Х.-К. Андерсена, стихотворение НА.Некрасова «Мужичок с ноготок».

Гусляр - древнерусский певец-профессионал, который исполнял былины и песни, аккомпанируя себе на гуслях.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты.

Как начал плясать царь морской во синем море... («Садко»)

Двустишие - простейшая форма строфы. Двустишиями написаны многие произведения Н.А. Некрасова: первая часть «Дедушки Мазая и зайцев», поэма «Саша».

                                           Плакала Саша, как лес вырубали,

                                           Ей и теперь его жалко до слез.

                                           Сколько тут было кудрявых берез!

                                                                                      («Саша»)

Диалектизм — слово, оборот речи, принадлежащие какому-либо говору (диалекту). Авторы включают их в язык своих произведений для создания местного колорита. Объяснение употребляемых в произведении диалектизмов чаще всего требует объяснения.

... для скота приволье требуется, где еланки и степочки.

Выбрал листвянку повыше... (П. Бажов, «Золотой волос»)

(Еланка- травянистая полянка в лесу. Листвянка - лиственница.)

        Диалог — разговор двух или более лиц (в отличие от монолога). В драматических произведениях диалог - главное средство изображения действия и характеров.

 Волк.

             Лисавета, здравствуй!

Лиса.

            Как дела зубастый?

Волк.

              Ничего идут дела,

               Голова еще цела.

А хочу я, Лисовета,

У тебя просить совета.

Видишь в поле теремок?

(С. Маршак, «Терем-теремок»)

Дневник  1) Систематические записи о событиях ежедневной жизни. Чаще всего дневники пишутся для себя. Дневники выдающихся людей с течением времени приобретают не только биографический, но и  культурный интерес; 2) Литературные произведения, написанные в форме дневниковых записей, например «Дневник фокса Микки» Саши Чернело, книга И. Пивоваровой «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса»

Драма, - один из основных родов художественной литературы наряду с эпосом и лирикой. Отличительный признак драмы - диалогическая форма. Драмы, как правило, предназначены для постановки на сцене (пьесы). В начальной школе дети знакомятся с пьесами С. Маршака («Терем-теремок»), Е. Шварца («Двенадцать месяцев»). -

Дума - поэтический жанр в русской литературе. Думы содержат размышления автора на философские, исторические и социальные темы, например «Иван Сусанин» К. Рылеева.

              Жития (святых)— описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых, например «Житие Сергея Радонежского»:

«Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит».

               Загадка — прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки - излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. (Тень)

     Что стучит без рук? (Дождь)

Авторские загадки создаются как в традиционной, так и в «новой» форме, где отгадкой бывает пословица, слово; отгадку можно найти, составив в слово начальные буквы стихотворения, и др.

Звукоподражание - воспроизведение языковыми средствами звуков, которые характерны для описываемых предметов, явлений. Один из видов звукописи.

Гроза грозна, грозна гроза.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка.

 Цынцы-брынцы, не хочу.

 Цынцы-брынцы, спать хочу!

    Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды.

Ж                                                                                          

Жжж

Жжжжжжжжж

Жжжжж.

Жжжжжжжжжжжж

Бац!

Ж....Ж...

Жжжж        

Жжжжжжжжжжжжжж                          

Бац! Бац!

Жжжж                

Бац! Бум! Дзинь! ...            

Жжжжжж            

Топ.

Жжжжж

Топ-топ

Жжжжжжж

Топ-топ-топ

Жжжжжжжжжжжжжж

Шлеп!

Шмяк.

И стало тихо. (Тим Собакин)

Ёлка, помнишь, под травой

 Жил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

Как живая елочка?

                          (Я. Сатуновский)

Ворчливые мухоморы

 Ворчали в чаще бора

Два старых мухомора:

       -  Отчего это народ

Нас с тобою не берет

И поверх других  

В лукошко

Осторожно не кладет?

Отчего берет каких-то,

С ноготок, маслят под пихтой,

А у нас,

А на нас

На секунду скосит глаз

И проходит, как нарочно,

И уходит прочь, в кусты ...

- Неужели от того, что

Нету

          чувства

                          красоты?

(Ответьте, название какого вкусного фрукта произнесли мухоморы, когда вели свой ворчливый разговор? —Ананас.) (И. Мазнин)

           Зачин  - традиционное начало произведений устного народного творчества: былины, сказки и др.

Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывалъщину... («Добрыня Никитич»)

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жил-был...

Звукопись - система звуковых повторов, подбираемых автором с расчетом создать яркое, эмоциональное впечатление от описываемого, воспроизвести звуки изображаемой природы, звуки, производимые предметами. К звукописи относят аллитерацию, ассонанс, диссонанс, звукоподражание, а также ритм и рифмы строк.

С веселым треском трещит затопленная печь. (А. Пушкин)

Еще не наступил июнь,

Еще весна, но, накопляясь,

Сбегают капли — динь-денъ-дунъ-

На лодочку цветка, на завязь. (Н. Ушаков)

Иллюстрация - передача средствами изобразительного искусства образов литературного произведения.

Комикс — серия (цикл) рисунков с кроткими текстами, представляющая собой законченный рассказ. Комиксы распространены в детской литературе, их часто печатают в детских журналах. Для чтения в начальной школе можно предложить стихотворные комиксы Л.Каминского, например «Про Вову Костина и джина в джинсах».

 Композиция — построение художественного (в данном случае - литературного) произведения.

    Куплет - часть текста песни, обычно - законченная строфа. Отличается от припева - повторяющихся строк песни.

       

     Легенда — прозаическое или поэтическое произведение в фольклоре, рассказывающее о каком-либо замечательном событии, о жизни и поступках известных, прославившихся людей. Сюжет легенды часто фантастичен. Легенды могут служить основой литературных произведений (Н.Телешов, «Белая цапля»),

      Летопись - рукописные русские исторические повествования, в которых рассказывается о событиях жизни по годам; обычно летописи  начинаются словами «В лето...» (т.е. в год), отсюда и название этого жанра литературы. На Руси летописи стали вестись с Х века, наиболее значительная из них «Повесть временных лет».

       Лирика — один из трех видов литературы наряду с эпосом и драмой. Лирика изображает переживание автора в определенный момент жизни. Лирическое произведение - это чаще всего внутренний монолог в стихотворной форме.

                                       Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне! Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

                                       Для ясных дней, для новых откровений

                                       Переболит скорбящая душа.

                                                                                           (   а. Фет )

«Это стихотворение предстает перед нами, с одной стороны, как косвенно, но и четко выраженная жизненная позиция поэта, а с другой стороны, как горячий призыв следовать ему, не ссылаясь и не жалуясь на трудности и неудачи, сомнения и горести. Поэтический обет самого поэта и страстная просьба к читателю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат; молчи и ты») из-за повелительных учись (у них) и молчи (и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком)». (Н.Шаинский)

Метатеза — перемена местами отдельных частей слова, меняющая звуковой, а иногда и смысловой облик слова: сражу зе вместо сразу же. На этом принципе построено стихотворение С.Маршака «Вот какой рассеянный».

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

 Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

 Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

          (С.Маршак)

Метафора — один из основных тропов художественной речи, состоящий в перенесении свойств одного предмета (явления, события) на другой на основании признака (признаков), общего для обоих. В основе метафоры - неназванное сравнение, позволяющее раскрыть сущность изображаемого предмета (явления, события). Метафоры присутствуют в обычной речи (солнце встает, горячее сердце), а художественная метафора всегда необычна.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

                                                                                  (А.Пушкин)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

                                                                                               (С.Есенин)

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

                                         (Д.Кедрин)

Красною кистью

 Рябина зажглась

Падали листья

Я родилась.

                                   (М.Цветаева)

Океан приподнимался слепо шарил в темноте и тяжело падал ничком. (В.Набоков)

Когда в окнах заполыхал багровый закатный огонь, музыка наконец оборвалась. (К.Паустовский)

Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. (Е.Шварц)

Метонимия - один из тропов, основанный на замене прямого названия предмета (понятия, явления, события) другим, имеющим причинную связь с первым: упоминание имени автора вместо названия его произведений или наоборот, указание на признаки, части предмета вместо называния всего предмета, представление предмета материалом, из которого он сделан, и т. д. Метонимию нельзя «переделать» в сравнение (в отличие от метафоры).

- Положим, братья, головы за землю Русскую, да не завоеваны будут наши города погаными, да не рассеяны будем по лицу всей земли, да не будут наши жены и дети взяты в плен. (А.Старостин)

Вот раз пришла к нам в гости дама. Она считала, что она красавица. Разряженная. Вся так шелком и шуршит. (Б.Житков)

Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый. скользкий - Пашка едва на нем удержался. (К.Паустовский)

Миф - предание, возникшее в древние времена, вид устного народного творчества. В мифах действительность предстает в образе богов, враждебных или добрых по отношению к человеку, героев. Мифы близки к легенде, но в мифе все вымышлено, придумано.

Мифы послужили материалом для дальнейшего развития художественного творчества: художник, скульпторы, писатели использовали мифологические образы и сюжеты для олицетворения явлений действительности, временных нравственных понятий, человеческих качеств.

            Монолог - речь одного из литературных героев, не связанная с репликами других лиц в произведении. Чаще всего о монологе говорят применительно к драме. Однако в прозаических и поэтических произведениях (лирические стихи) монолог имеет самостоятельное значение.

Мораль — в басне: название заключительных строк, содержащих нравоучение (иногда мораль располагается в начале басни, например у ИА.Крылова в басне «Ворона и Лисица»).

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна: но только все не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

                                                               (И.Крылов)  

Вперед чужой беде не смейся голубок.          

                                                               (И.Крылов)      

              Название (заголовок, заглавие) - наименование произведения (журнала, книги и т. д.). По названию произведения часто бывает ясно, о ком, о чем пойдет в нем речь.                                  

Олицетворение — вид метафоры, перенесение свойств Одушевленных предметов на неодушевленные.                          

Капля дождевая

Говорит другим:

«Что мы здесь в окошко

Громко так стучим?»

                            (А.Плещеев)

Много тут было печальных картин:

Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы...

                                              (Н.Некрасов)

Росинка дрожала на тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

                              (К.Бальмонт)

Палиндром - слово, выражение, стихотворение, которые одинаково читаются как справа налево, так и слева направо.

                         А роза упала на лапу Азора. (А.Фет)

                        Ян около коня.

                        Осело колесо.

                        Я рад даря: Аде - перепела. Енота - Тоне, а Вере - тетерева. (Г.Цепленкова)

Пейзаж — изображение картин природы в художественном произведении. Пейзаж - образное выражение замысла автора, он может быть связан с настроением, чувствами героев, может иметь самостоятельное значение.   (                                                                                                                                                                                    

- Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что: же ты меня не встречаешь. Я воротилась раньше срока назначенного целым часом со минуточкой.

Ни ответа, ни привета не было, тишина стояла мертвая: в зеленых садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких. Дрогнуло сердечко у купецкой дочери, красавицы писаной. Почуяла она нечто недоброе... (С.Аксаков)

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. (А.Чехов)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселый, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют    

           

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. (И. Бунин)

Перевод (художественный) — воспроизведение литературных произведений на другом языке. В художественном переводе должны отразиться не только содержание, но и особенности стиля, интонации оригинала.

Персонаж - действующее лицо в художественном (в том числе и литературном) произведении.                                

Повесть - литературное произведение с последовательным [ развертыванием сюжета, с минимумом сюжетных линий. Условно занимает место между романом и рассказом, так как границы между этими жанрами неустойчивы, часто размыты.                                

Поговорка - меткое образное народное выражение, не составляющее в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка всегда одночастная форма выражения без противопоставления.

 Один в поле не воин.                    

 Держи карман шире.

                                                          Больному все горько.

Портрет - изображение внешности одного или нескольких персонажей в произведении.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос и с платья прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто ее только что вытащили из реки. (Х.К.Андерсен)

Встал с постели Коля, худой, бледный, зеленый; губы без цвета, глаза ввалились, ручонки на свет сквозные, чуть розоватые. (А.Куприн)           j

Когда вышла принцесса, вся толпа замерла в восхищении, до того была прекрасна Изольда! Одетая в белоснежное платье, с длинной серой мантией, с роскошным убором на голове, она была прекрасна и молода. Как весна, царившая вокруг.  (Н.Телешов)

Пословица — краткое народное изречение с назидательным смыслом обычно двучастной формы; народный афоризм.        

Больше слушай, меньше говори.

 Нет друга - ищи, а нашел - береги.        

Зависть никогда не имеет покоя.

               Поэзия — художественные произведения в стихах, в отличие от прозы.

Предание - устное повествование о достоверных событиях истории, реальных лицах. Многие предания легли в основу художественных произведений например: в основе сказов П.Бажова - предания уральских рабочих.    

Предисловие - небольшая статья, которая предваряет произведение. В нем могут быть даны сведения о писателе и его книге, история написания и краткая характеристика произведения.

Прибаутка — короткий, складный, часто смешной или шуточный рассказ в прозе или стихах, характерный для народного творчества.

                                                  На болоте стоит пень,

                                                  Шевелиться ему лень,

                                                  Шея не ворочается,

                                                  А посмеяться хочется.

Присказка - прибаутка, которую добавляют в сказки - в начало (перед зачином), в середину или конец. Ее содержание не связано со сказочным действием.  

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жили-были двенадцать богатырей. Это будет не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба. (Еруслан Лазаревич»)

             Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак, да и ну толкать; надели на меня кузов: «Ты, детинушка, не гузай, убирайся-ка поскорей со двора». («Перышко Финиста, ясна сокола»)

Проза - один из основных типов литературы, в широком смысле все виды не стихотворно-организованной речи. Прозе присуще разнообразие жанров: от рассказа до эпопеи.

Псевдоним - вымышленное имя, под которым автор печатает свое произведение.

Пьеса - литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене.

Рассказ - небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод.

Ритм - повторяемость (чередование) однородных звуковых явлений через определенные промежутки времени. Ритм - основа стихотворной речи (хотя особый ритм есть и в прозе). Элементами ритма являются ударения, созвучия. Ритмичность может создаваться одинаковым порядком расположения слов, их повторов, параллелизмом структуры предложений. Ритм бывает разным: быстрым, медленным, плавным, напряженным, неторопливым, энергичным, монотонным, веселым и т.д.. Четким ритмом отличаются считалки.

Аты-баты - шли солдаты,

Аты-баты - на базар.

Аты-баты - что купили?

 Аты-баты - самовар.

Аты-баты - сколько стоит?

Аты-баты - три рубля.

Аты-баты - кто выходит?

Аты-баты - это я.

Бесы (отрывок)

 Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дан-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

                                 (А.Пушкин)

Рифма — повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу. Рифмы делятся на группы:

1) по слоговому объему - мужские, женские, дактилические, гипердактилические; открытые и закрытые;

2) по характеру звучания - точные, неточные, богатые, бедные, ассонансы, диссонансы, составные и др.;

3) по положению в стихе и строфе - конечные, начальные, внутренние, смежные, перекрестные и охватные;

4) по кратности повторов - парные, тройные, четверные, многократные. Стихи без рифмы называются «белыми».

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

                        (Е.Благинина)

Лошади умеют плавать,

 Но - нехорошо. Недалеко.

 «Глория» по-русски значит «Слава».

Это вам запомнится легко.

                                    (Б.Слуцкий)

Прямо в рот летят снежинки...

Огонечки фонарей...

 «Ну, извозчик, поскорей!

Будут, мамочка, картинки?»

                                   (М.Цветаева)

Роман — жанр повествовательной литературы, сосредоточенный на истории нескольких судеб на протяжении длительного времени. Чаще всего роман - произведение прозаическое, но бывают и романы в стихах (А.Пушкин «Евгений Онегин»), Романы различны по тематике (семейно-бытовые, приключенческие, фантастические и пр.), по структуре.

Символ - образ, максимально обобщенно выражающий суть явлений, событий, становящийся их условным знаком. Смысл символа многозначен, например, образ Икара служит символом стремления человека в космическое пространство, барон Мюнхгаузен — символ выдумщика.

Сказ - 1) повествовательное произведение русского народного творчества, выдержанного в форме бытового говора форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П. Бажова, произведения Б.Шергина.

Сказание - произведение фольклора исторического характера. В основе этих произведений лежат исторические легенды, предания.

              Сказитель - народный поэт-певец, исполняющий свои былины, песни.

Сказка — фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл. Наиболее распространенные виды сказок - волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.

Скороговорка - «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых и трудных для произношения» (В.И.Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

Ха-ха-ха-ха-ха!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома,

От такого рева гром

Притаился за бугром.

                             (Т.Белозеров)

Толст тот, кто ест торт. (В.Бахревский)

Сравнение - образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, понятия, явления с целью пояснить один из них при помощи другого. Из сравнения «вышли» все остальные тропы.

Есть в осени первоначальной

 Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

(Ф.Тютчев)

На окне, серебряном от инея.

За ночь хризантемы расцвели,

В верхних стеклах - небо ярко-синие

И застреха в снеговой пыли.

                                   (И.Бунин)

        Рассеялся предутренний туман, и солнце озарило славное русское воинство, его щиты и знамена. А ордынские полки серые, будто огромная грозовая туча, и сверкают в ней, как синие молнии, острые сабли.   (А. Старостин)

Стихотворение — название небольших литературных произведений, написанных стихами, законченных по смыслу и форме.

Строфа - группа стихотворных строк, составляющих определенную ритмическую единицу и синтаксическое целое. У строфы чаще всего общая система рифмовки. Строфы могут состоять из разного количества строк: от двух (двустишие) до 14 (сонет, онегинская строфа).

На письме строфы отделены друг от друга увеличенным интервалом.

Июль, таскающий в одеже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Все громко говорящий вслух.

Степной несчастный растрепа

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа

Июльский воздух луговой.

                               (Б.Пастернак)

Сюжет — ход повествования о событиях в любом литературном произведении. Главные составляющие сюжета - завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Сюжет можно изложить кратко.

Тема — главный предмет повествования, то, о чем говорится в произведении (события, явления).

Троп - обороты речи, в которых слова, фразы, выражения употреблены в переносном, образном смысле. Основные тропы: метафора, метонимия, гипербола, литота. Некоторые литературоведы относят к ним аллегорию, символ, эпитет.

Фантастика — выдуманная воображением автора, его фантазией действительность. В отличие от сказки фантастика основывается на прогнозе развития науки, техники, общественного сознания. Лучшие образцы детской фантастики проникнуты верой в силы человека, его разум, доброту.

           Фольклор - устное народное творчество.    

Эпиграф - выражение (цитата, афоризм, поговорка и др.), помещаемое автором перед своим произведением или его частью. Эпиграф выражает основную мысль (суть) авторского замысла.

Эпитет — образное определение (метафорическое прилагательное), которое подчеркивает важный в данном контексте признак предмета. Эпитеты следует отличать от обычных определительных прилагательных.

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян.

                                         (И.Никитин)

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

                            (Н.Рубцов)

             Эпос - 1) один из трех родов литературы (наряду с лирикой и драмой);

произведения объективно-повествовательного характера; 2) древние народные повествовательные произведения (сказания, былины и т. д.).

Юмор — изображение в смешном, добродушном виде недостатков, слабостей кого- или чего-либо. В отличие от сатиры юмор не обличает.



Предварительный просмотр:

Как подготовить домашнее задание по чтению

Как подготовить домашнее задание по литературному чтению
Задано : прочитать произведение

Тест : правильно ли я понимаю произведение ?

1. Могу ли я понять прочитанное ?
2. Могу ли я рассуждать о прочитанном, то есть высказывать свое мнение об этом произведении ?
3. Могу ли я после прочтения мысленно представить героев, события ?
4. Могу ли я читать это произведение выразительно, вдумчиво, с чувством ?
5. Могу ли я пересказать текст ( подробно, кратко, выборочно ) ?

Задано : выразительное чтение стихотворного произведения

Правила выразительного чтения стихотворного произведения

1. Прочитай произведение «про себя» и определи его главную мысль , идею.
2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери :
- темп ( скорость );
- интонацию;
- громкость чтения;
- жесты и мимику.
3. При чтении вслух выдели голосом важные посмыслу слова.
4. Обязательно соблюдай :
- рифму ( делай правильное ударение в словах);
- стихотворный размер ( все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
5. Постарайся выразить :
- эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.
6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.
7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчетливо.
Задано : выучить стихотворное произведение и рассказать его в классе

Как понять стихотворное произведение, выучить и рассказать его на «5»
Чтобы в классе рассказать на «5»,
надо дома знать на «6».

правило-шутка
Анализ стихотворного произведения
1. Подумай, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение ?
2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения ?
3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными ( прочитав их, ты смог представить себе написанное ).
4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми ?
5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.
6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.
7. Какова роль этих сравнений ?
8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении ?
9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения ?
10. Какую иллюстрацию ты сделал бы к этому стихотворению ?

Правила заучивания наизусть
1. Прочитай стихотворное произведение «про себя».
2. Прочитай стихотворное произведение вслух.
3. Раздели стихотворное произведение на смысловые части ( иногда помогает деление на строфы *).
4. Заучивай по одной части, каждый раз повторяя вместе ранее выученное и новую заученную часть.
5. Повтори выученное вечером, перед сном, и с утра.

* Строфа – группа стихов, объединенных между собой по смыслу, а также рифмой ( например, четверостишье ).
Правила чтения стихотворного произведения в классе
1. Перед выступлением в классе отрепетируй чтение дома. Помни, что голос – это музыкальный инструмент, который должен помогать при чтении.
2. Перед чтением произведения вслух обязательно назови имя автора и название произведения.
3. Не начинай читать в шумном классе. Дождись тишины.
4. Чтобы не волноваться и не сбиваться, смотри чуть выше голов слушателей или на доброжелательное лицо в классе. Не обращай внимания на провокации и смешки ( к сожалению, такое иногда случается ). Спокойно продолжай выступление, тогда в классе тебя будут слушать.
5. Никогда не читай, повернувшись к учителю ( как бы адресуя свои слова ему одному ). В классе может стать шумно.
6. Читая стихотворение, не торопись.
7. Заканчивая чтение, не «проглатывай» последних слов ( не читай их торопливо ). Иначе испортишь все впечатление от чтения.

При выборе стихотворения помни :
- короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные ( не успеваешь себя выразить, «реализовать» );
- «сюжетные» стихотворения больше подходят для заучивания и для выразительного чтения.

Задано : составить план текста

Запись в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Как составить план
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. вырази идею в одном предложении.
5. раздели произведение на части.
6. озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить каждый из них ? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову )

Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например :
- Кого поймали в море ?
- О чем плакала пойманная черепаха ?
- Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.

Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например :
- В море поймали черепаху.
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
- Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например :
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
- Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.

Задано : выполнить один из видов пересказа

Пересказ – воспроизведение по памяти и изложение своими словами содержания устного или письменного текста.
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно – много раз.
Это нудно – много раз
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нём :
Что рассказано ? О чём?
Что за чем произошло
И к чему всё привело?
Прочитайте еще раз –
И запомнится рассказ.
С Бондаренко

Виды пересказа
Подробный – пересказ, близкий к тексту, подробно, в деталях передающий содержание произведения.
Краткий – сжатое, короткое изложение самого главного в произведении. При кратком пересказе опускаются факты, не имеющие большого значения в раскрытии основных мыслей, идеи произведения.
Выборочный – пересказ тех частей текста, которые для нас или наших слушателей наиболее интересны, важны. При выборочном пересказе излагаются факты, помогающие ответить на вопросы учителя.
Творческий – пересказ от лица автора, героя или постороннего наблюдателя. Содержание произведения надо передать так, будто ты – его автор, участник описываемых событий или их очевидец.

Правила подготовки к пересказу письменного текста
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова ( они раскрывают главную мысль произведения ).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста ( не пропустил ли ты какого – нибудь эпизода ).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста ( соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т.д. )

Правила подготовки к пересказу устного текста
1. Внимательно прослушай текст.
2. Запиши ключевые слова, имена и цифры.
3. Если что-то непонятно, задай вопросы.
4. Определи основную мысль текста.
5. Раздели текст на части.
6. Составь план пересказа.
7. Пользуясь планом, перескажи текст.

Правила подготовки к пересказу учебного текста ( природоведение, московедение, история, окружающий мир и т.д. )
1. Прочитай текст и определи, о чём он.
2. Выдели в тексте основные мысли.
3. Выясни значение непонятных слов.
4. Раздели текст на части.
5. Составь план текста.
6. Выпиши из каждой части важные мысли.
7. Ответь на вопросы к тексту ( если они есть ).
8. Пользуясь планом, подробно перескажи текст.

Задано : проанализировать сказку, басню, рассказ

План анализа сказки
Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли она к устному народному творчеству или у неё есть автор.
2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни?
3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего ?
4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые являются частью реальной жизни.
5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в реальной жизни ?
6. Какой момент в сказке ты считаешь самым захватывающим ?
7. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые важные, значительные поступки.
8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки ? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.
10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка замыслом, сюжетом и характером главного героя ?

План анализа басни
Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.
Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.
1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею ?

* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.
3. Попробуй передать главную мысль ( мораль ) басни своими словами.
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.
5. Определи, как написана эта басня : прозой или стихами.
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне ?
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися ?
8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным ?
10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его ?

План анализа рассказа
Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.
1. Прочитай внимательно рассказ.
2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.
3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем ? какие еще книги этого писателя ты читал ?
4. Узнай, когда и где рассказ был написан.
5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :
- повествование ( рассказывает );
- описание ( показывает );
- рассуждение ( доказывает ).
6. Кратко перескажи рассказ.
7. Что, по-твоему , явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа ?
8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему ?
9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным ?
10. Какому из героев ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
11. О чём нам предлагает задуматься автор ? Сформулируй главную идею этого произведения.
12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем ?
13. Какие достоинства произведения ты отметил ?

План рассказа о герое
1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился(ась)», «меня ужаснул(а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным(странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился(ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.
2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.
3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.
4. Перечисли основные черты характера этого героя.
5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.
6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Хотелось ( не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя ? Почему ?
8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя ?
9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя ? В какой момент развития действия ? Что делал бы герой ? Какое у него было бы выражение лица, поза ? Во что он был бы одет ? Что происходило бы вокруг ?

ВНЕ ШКОЛЫ
Надо: составить похвальное слово
Похвала – одобрение, хороший отзыв.

Как составить похвальное слово
1. Назови имя того человека, которому посвящена речь.
2. Укажи конкретную причину, по которой сегодня тебе особенно хочется похвалить этого человека.
3. Похвальное слово должно быть развернутым, то есть состоять из нескольких предложений, а не из одного.
4. Избегай стандартных ( обычных ) выражений похвалы.
5. Твой тон должен быть эмоциональным, доброжелательным.
6. Свою речь заверши пожеланием успеха.



Предварительный просмотр:

урок литературного чтения во 2 классе (45минут)

Паутова Татьяна Григорьевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 54

Тема: Секрет счастья. Джанни Родари «Солнце и туча»

Цели: 1. Формировать оценочные суждения детей.

Учить составлять оценочную характеристику героев.

Учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев.

Формировать навык грамотного внимательного чтения.

2. Развивать словарный запас, устную связную речь.

3. Воспитывать доброе отношение к людям, которые тебя окружает, умение дарить радость другим.

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, рисунки солнца, тучи, колесницы, карточки с заданием, презентация, компьютер, мультимедиапроектор

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент (1 мин)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

II. Этап до чтения текста

1. Актуализация знаний

(3 мин)

- Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать?

- Что такое «чудо»?

Слайд 1

- В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо».

- Где можно увидеть обыкновенное чудо?

- А на уроке чтения, где можно узнать о чуде?

- В произведениях, какого жанра чаще всего встречается чудо?

- Почему вы так решили?

- А вот Борис Заходер считает, что бывают  другие сказки

«… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам».

- Сегодня нас ждёт знакомство именно с такой сказкой.

- «Самое обыкновенное чудо»

- Чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью.

- В цирке, в кино.

- В книгах, текстах, словах автора.

- В сказках.

- Именно в сказках много волшебства, фантазии, растения и животные  могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы.

2. Антиципация

(3 мин)

Слайд 2

- Сказку, какого автора мы будем читать?

- Какие произведения этого автора вы уже читали?

- Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке.

- Прочитайте название произведения.

- Кто будут героями этого произведения?

Слайд 3

- Рассмотрите их. Они уже здесь.

- Опишите, какое солнце.

- А как выглядит туча?

- Что может произойти между солнцем и тучей.

- Джанни Родари

Дети называют произведения.

Рассматривание выставки книг.

 «Солнце и туча»

Солнце и туча

3. Постановка темы урока

(1 мин)

- Какова цель нашего урока?

Познакомиться …

Понять, почему это сказка  …

- Познакомится с произведением.

- Понять, почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо»

4. Работа с ключевыми словами

(3 мин)

Слайд 4

- Прочитайте ключевые слова.

рассыпалась градом

разбрасывало лучи

ворчала

раздаривало

горделиво

злобно

- Что значит «горделиво»?

Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство.

- К кому из героев вы бы адресовали эти слова?

Чтение слов, соотнесение их с героями.

III. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение про себя

(4 мин)

- Проверим, верны ли наши предположения.

-Откройте учебник на стр. 122

- Кто из них был счастливее – солнце или туча?

- Почему?

Чтение сказки детьми

- Солнце.

- У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива.

А туча только злилась. Она была одинока.

2. Перечитывание текста и беседа по ходу чтения

(10 мин)

- Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет.

1 часть

Слайд 5

- На чём путешествовало солнце?

- Что такое колесница?

Колесница – древняя двух- или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей.

- А почему у солнца была огненная колесница?

- Что значит «щедро разбрасывало лучи»?

Щедро – не скупясь, не жадничая.

2 часть

- Почему все радовались солнечным лучам?

- А кому не нравилось солнце?

- Почему?

- Что такое гроза?

Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молнией.

- Значит, туча так злилась, что готова была на что…?

-Как она называла солнце?

- Что значит «транжира»?

Транжира – человек, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо.

- Почему «дырявые руки»?

3 часть

- Почему все старались заполучить свою частичку солнца?

4 часть

- Чему удивилась туча?

- Чем закончился день для тучи?

- А для солнца?

- На колеснице

- Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце.

- От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось  настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее.

- Туче.

- У неё было грозовое настроение.

- Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом  и молнией.

- Транжира, дырявые руки.

Высказывания детей

-Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь.

- Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе.

- Туча рассыпалась градом?

- А солнце весело бултыхнулось в море.

3. Физминутка

(2 мин)

4. Работа над выразительным чтением (4 мин)

- Возьмите карточки.

- Прочитайте внимательно задание.

- Выпишите слова из текста.

- С какой интонацией вы будете читать эти строки?

Слайд 6

Работа в группах

1 гр. – о туче

2 гр. –  о солнце

(Приложение 1)

IV. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная беседа

(3 мин)

- На чьей стороне симпатии автора?

- Почему?

- Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?

- А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»?

Слайд 7

- В данной сказке Дж. Родари использовал приём аллегории.

Аллегория – иносказание, изображение какой-то отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе.

Предположения детей.

- Людей.

- Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.

- Мрачных, нелюдимых, злых.

2. Знакомство с писателем.

(3 мин)

- Вернёмся к началу разговора.

- Почему эта сказка размещена в данном разделе?

- Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?

Слайд 8

- Произведения могут многое рассказать о самом авторе.

- Каким должен быть человек, чтобы уметь видеть в обыкновенном необыкновенное?

- Вы правы. Недаром он написал книгу, которая так и называется «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй»

- Что его привлекает в людях?

- Что отталкивает?

Автор увидел в обыкновенных вещах что-то необыкновенное

Высказывания детей

- Наблюдательным, внимательным, знающим, мечтательным, выдумщиком и фантазёром.

- Доброта, щедрость, открытость.

- Грубость, злобность, зависть.

V. Итог урока. Рефлексия

(3 мин)

- Прочитайте слова Дж. Родари

«Говорить о людях можно и рассказывая о котах и говорить о важных, серьёзных вещах, рассказывая весёлые сказки»

- В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное.

- Какой совет даёт автор читателям?

- Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче.

VI. Домашнее задание (1 мин)

1. Пересказ с опорой на ключевые слова.

2. Составить словесный портрет одного из героев по плану.

3. Сочинить сказку на тему «Розы и шипы», «Вода и огонь».

Приложение 1.

- Выбери из данных слов выражения,

относящиеся к туче.

(весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось)

СОЛНЦЕ

________________________

________________________                             _________________________

_________________________                            

С какой интонацией ты будешь читать эти строки?

(плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно)

- Выбери из данных слов выражения, относящиеся к солнцу.

(весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось)

ТУЧА

_______________________                             _______________________

_______________________                             _______________________  

С какой интонацией ты будешь читать эти строки?

(плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно)