ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ


Предварительный просмотр:

Системный подход в формировании культуры здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы страны. Эта мудрость прошла через века. Многим известна история о том, что ответил мудрец на вопрос: что важнее для человека, богатство или слава? Он утверждал: «Ни то, ни другое, а важнее – здоровье. Здоровый нищий, счастливее больного короля». Другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – здоровье, только тогда, когда его у нас уже нет». Что же такое здоровье?

 «Понятие «Здоровье» сформулировано в Уставе Всемирной организации

Здравоохранения: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней». Здоровье бесценный дар, который поможет сделать первые шаги в мир, держаться на плаву, достойно сопротивляться невзгодам, строить жизнь по своему желанию и добиваться своих целей.

По результатам статистики здоровье детей дошкольного возраста снизилось на

15 %. У 80% детей этого возраста наблюдаются нарушения физической, психической, эмоциональной, соматической сфер. Эти дети страдают пониженным иммунитетом, и дефицитом движений, так как многие родители больше занимаются интеллектуальным развитием своих детей и меньше уделяют времени двигательному режиму. Причинами снижения здоровья детей являются плохое состояние здоровья матери, социальные потрясения, безграмотность родителей в вопросах формирования и сохранения детей.

Статистика и исследования отвечают на вопрос: от чего же зависит здоровье?

Оказывается, что если принять условно уровень здоровья за 100% , то

- 20% его зависит от наследственных факторов,

- 20% от влияния средовых условий (от экологии),

- 10% от деятельности системы здравоохранения,

- 50% от факторов образа жизни, который ведёт каждый конкретный человек.

Что же понимается под здоровым образом жизни?

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь , наркотики)

- достаточная физическая активность

- рациональное питание

- закаливающие мероприятия,

- личная гигиена,

- положительные эмоции.

Приоритетными задачами в программе модернизации российского образования

являются сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а осознание взрослыми и детьми правильного отношения к своему здоровью есть системообразующий фактор модернизированной политики в области дошкольного образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

Стандарт направлен на формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности. Основные образовательные программы ДОУ должны быть разработаны с учётом ФГОС ДО.

Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования

возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Участниками реализации образовательной программы являются: педагоги, дети, родители. Здоровье детей – в наших руках: в руках педагогов и родителей.

КОГДА МЫ ЕДИНЫ МЫ НЕПОБЕДИМЫ, тогда достижение любых целей нам по плечу.

СЕМЬЯ + ДОУ=УСПЕХ

Образовательная программа ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, формировании культуры и здорового образа жизни.  Основная образовательная программа ДОУ направлена

-на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, на основе сотрудничества со взрослыми;

-на осуществление преемственности дошкольного и начального общего

образования;

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни осуществляется при

изучении каждой образовательной области в отдельности и благодаря интеграции пяти образовательных областей. Образовательная деятельность ДОУ направленная на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек), ведущими к здоровому образу жизни осуществляется:

- в ходе режимных моментов;

-в организованный детской деятельности;

- в самостоятельной детской деятельности;

- при взаимодействии с семьей.__

Здоровый образ жизни - универсальное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья.

Исходя из задач и средств физического воспитания  детей дошкольного возраста, у детей каждой возрастной группы должны быть сформированы определенные умения и навыки, детям должны быть даны определенные знания,  должны быть воспитаны полезные привычки, среди которых  определяющее значение имеет воспитание  привычки к здоровому образу жизни. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Работая с дошкольниками, я стараюсь воспитать у них любовь к физкультуре, спорту, движению, мышечной работе; всегда это поощряю, направляю, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.

 «Движение-жизнь» - такого девиза я придерживаюсь, ведь целенаправленная двигательная активность-это залог здоровья. Я в системе провожу с детьми утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после дневного сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальную работу по развитию движений, физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья, физкультурно-оздоровительные прогулки, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры. Организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5-2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны. А в результате происходит тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата; предупреждение гиподинамии, которая  развивается при недостаточной двигательной деятельности; предупреждение проявления отрицательных эмоций.

Начиная с младшей группы при благоприятных погодных условиях гимнастику и физкультурные занятия я провожу на свежем воздухе. Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время её дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности. И в этом отношении наша  утренняя гимнастика на свежем воздухе равняется обычной часовой прогулке.

Проводя гимнастику после дневного сна, стараюсь поднять настроение и мышечный тонус  детей, обеспечить профилактику нарушений осанки, воспитывать самоорганизованность.

Считаю важным ежедневно проводить оздоровительный бег (длительный бег в медленном темпе). Предварительно провожу разминку, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. В разминку включаю приседания, различную ходьбу, бег на месте. Затем дети бегут в нужном  темпе. Заканчивается бег замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, упражнений на расслабление.

Приобщаю детей к регулярным занятиям физкультурой, работаю над созданием у них установки на самостоятельные занятия, даю необходимые знания по физической культуре, безопасному поведению. Формирую представление о том, что каждый человек должен сам заботиться о  себе и своей здоровье, прививаю культурно-гигиенические навыки, воспитываю сознание того, что человек-часть природы, общества, что надо бережно относиться к окружающей нас среде («болеет» природа - болеет и человек); даю детям сведения о том, что полезно для здоровья что вредно.

Но ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги». Поэтому я стараюсь всегда установить доверительный деловой контакт между семьей и детским садом, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были понятны родителям. Предоставляю информацию для родителей на стендах, в папках-передвижках, оказываю консультативную помощь. Систематично и последовательно работаю в течение всего периода пребывания ребенка в детском учреждении над формированием и укреплением здоровья, его полноценным развитием, считаю, что принцип здорового образа жизни должен стать жизненным принципом каждого педагога, родителя, ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 7»

Мастер-класс

"Применение кейс-технологий в ДОУ"

Подготовила и провела:

воспитатель

Лозовая Н.Н.

Мастер-класс: «Применение кейс – технологии в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах».

Цель:  расширение знаний в использовании кейс-метода в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:  расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении;  создать  условия  для  профессионального  общения,  самореализации  и  роста  творческого  потенциала педагогов; повысить их профессиональное мастерство.

Оборудование: проектор, ноутбук, игрушки, дорожные знаки, кейсы с дорожными ситуациями и атрибутами. 

Ход мастер-класса. (Слайд № 1)

  1. Вступительная часть.

      - Добрый день, уважаемые коллеги! Для мастер-класса прошу выйти 6 человек. Нужно поделиться на 2 команды по 3 человека и присесть за столы.  Спасибо.

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии.

В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода  и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом в детском саду на примере  дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах. 

Слайд № 2. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно- деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности. 

Слайд №2. Родиной кейс-технологии  являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета, в России она появилась

3-4 года назад, но быстро приобрел популярность. 

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик.  

Слайд №3. Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. 

Слайд №4. Виды кейсов:

-Печатный кейс;

-Мультимедиа кейс;

-Видео кейс.

Слайд №5. Что может содержать кейс?

-Текстовый материал;

-Иллюстративный материал. 

Слайд №6. Типы кейсов:

Кейсы-инциденты

Кейсы-вариации и догадки

Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации.

Кейсы-драматизации.

Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений.

Серия опорных картинок.

Предметные картинки, демонстрирующие источник опасности.

Кейсы наоборот.

Кейсы-варианты развития событий.

 

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Знакомство с ситуацией.
  2. Выделение основной проблемы.

3.Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.

  1. Формулирование правила, вывода по основной проблеме. 

Слайд № 7. Пример работы с фото-кейсом.

Практическая часть.

       Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю на практике изучить несколько видов кейсов. Как вы понимаете, работать будем по подгруппам: 1-ая и, соответственно, 2-ая подгруппа (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.

Слайд №8.  «Фото-кейс» рассмотрим с 1-ой подгруппой воспитанников.

- Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?

- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. Отвечает один из подгруппы. (Ответы детей, формулировка правила: « Переходи дорогу в положенном месте, по «зебре» или по светофору)

Молодцы! Верно! 

Слайд №9. 2- ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Кейс-иллюстрацию». - Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге)  Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей) А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. ( Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)

Словесное поощрение за правильные ответы. 

Слайд № 10. «Кейс - наоборот» (каждой подгруппе).

1-ой подгруппе. Вчера я услышала, как папа ругал своего сына. Послушайте: « Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом , не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Итак, вопросы:

   - Какие неправильные действия совершил мальчик?

- К чему приводит такое поведение на дороге?

- Как нужно было перейти дорогу?

- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми) 

2-ой подгруппе. Мама ругала девочку на улице: « Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»

Итак, вопросы вам.

- Какие неправильные действия совершила девочка?

- К чему приводят игры рядом с дорогой?

- Как нужно было поступить девочке?

-  Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги») 

Слайд № 11. Следующее задание это - «Кейс – драматизация». Каждой подгруппе предлагается набор: дорожные знаки, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения. 

Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации. 

Подведение итогов.

Уважаемые коллеги, позвольте подвести итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-технологией, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.

И еще, при решении кейсов с детьми поощряйте и стимулируйте их

Слайд № 12. За активную работу, правильные  решения можно вручить детям сертификат, диплом, грамоту. Такой «документ» будет стимулировать детей узнавать новое и запоминать ранее изученные правила дорожного движения. Поэтому, за активную, сплоченную и дружную работу хочу наградить участников мастер - класса дипломами. А членам жюри разрешите вручить сувениры, которые будут напоминать о правилах дорожного движения. 

Слайд № 13.И в заключении, как гласит  современная  народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках,  а очень умный – на кейсах!». Спасибо за внимание!»