1. 7. ПЕНИЕ

Никитушина Любовь Валерьевна

Мне хочется, чтобы процесс обучения пению проходил с интересом, в игровой форме, поэтому я каждый раз ищу все новые и новые методы и приемы. Одним из таких приемов является "Мнемотехника", которая позволяет детям с ОНР быстрее запоминать текст песни.

В нашем ДОУ ведется большая работа не только с детьми с ОВЗ, но и с одаренными детьми. Я веду кружковую деятеятельность с одаренными детьми по развитию певческих навыков. Кружок называется "Улыбка".

Детям очень нравятся выполнять упражнения, которые я им предлагаю. Особенно упражнения из книги "Играем и поем", в которой я использую русские попевки, игры из книги М.Ю.Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду", Н.А.Ветлугиной "Музыкальный букварь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМА МНЕМОТЕХНИКИ

Выполнила:

Музыкальный руководитель

Никитушина Л.В.

г.Клин

2019 г.

Песня – один из наиболее любимых видов деятельности детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», благодаря словесному тексту, который доступен детям по содержанию.

Однако, при разучивании песен дети сталкиваются с рядом трудностей. Например, трудности при запоминании текста, что ведет к непониманию и неосознаванию основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием исполнения, певческое дыхание и др.)

Поэтому в своей работе я стала применять методический приём наглядности. Это приём я увидела впоследствии  у логопедов и воспитателей. Он называется мнемотехника.

Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание.

Структуру мнемотехники  составляют: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Они оказались очень эффективны при разучивании песни. Суть их состоит в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, вся песня зарисовывается схематически.

Дети дошкольного возраста имеют наглядно-образное мышление, поэтому такой визуальный ряд рисунков или схем помогает ребёнку легче запомнить информацию.

Большим плюсом стало то, что овладение приемом работы с мнемотаблицами значительно сократило мое время при разучивании песни и одновременно решило задачи, направленные на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, восприятия, образного мышления), а так же развития речи.

Работа с мнемотаблицами начинается:

  1. Рассматривание таблиц, разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование из абстрактной символики в образы.
  3. Пение по заданной схеме.
  4. Пение индивидуально, по подгруппам, коллективно, прохлопывая ритм, произнося и пропевая текст.
  5. Можно составить таблицу вместе с детьми.

Изготовление таких таблиц не требует художественных способностей от педагога, любой может нарисовать изображение в виде символов к тексту песни.

Однако хочется порекомендовать, что для детей младшего возраста от 3-5 лет мнемотаблицы должны быть цветные, для закрепления в памяти отдельных образов. Например: лиса –лисичка-сестричка, цыплята и т.д.

В заключении, хочется сказать, что применение мнемотехники помогает развить речь, расширить не только словарный запас у детей, но и знания об окружающем мире. При заучивании песен, превращённое в игру, у детей появляется желание петь.

Данную технологию можно применять не только на музыкальном занятии, но и при совместной деятельности. Мнемотаблицы с песнями, оформленные в виде книги, можно поместить в центр «Художественно-эстетической направленности», где дети смогут одни или вместе с воспитателем спеть эту песню.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В КРУЖКЕ УЛЫБКА».

ВЫПОЛНИЛА:

МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ

НИКИТУШИНА Л.В.

Г.КЛИН

2021 Г.

  1. Музыкальная одаренность – это особая форма детской одаренности, которая помогает развить в ребенке не только музыкальность и творческие способности, но и интеллектуальные данные. Такие дети встречаются редко, но все же выявление их уже в дошкольном возрасте является важным делом в нашей работе.  
  2. В дошкольном учреждении я веду работу с одаренными детьми по развитию певческих  навыков в кружке «Улыбка». Его посещают дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Проводится он один раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Цель его: cоздание условий для творческой самореализации через развитие певческих навыков.

  1. Для планомерной работы в кружке мною была написана рабочая программа по дополнительному образованию, которая помогает выявить детей с музыкальными способностями, а потом в дальнейшем продолжать их развитие, выпустить детей из детского сада, чтобы они продолжили свое обучение в кружках и школах по данному направлению.

4.В начале года со всеми детьми 5-7 лет в игровой форме я провожу небольшую диагностику (О.П.Радыновой), которая  осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в процессе непосредственной образовательной работы. Детей с хорошими вокальными данными, отбираю в кружок, где ведется планомерная работа по дальнейшему развитию певческих навыков.  

5. Построить такую работу, которая бы заинтересовала детей, мне помогают методики и технологии: для быстрого запоминания текста песни – технология «Мнемотехники», по развитию певческих навыков – метод Емельянова Владимира Владимировича «Развивающие голосовые игры», а также методическое пособие Картушиной Марины Юрьевны «Вокально – хоровая работа в детском саду». С помощью них формируется непринужденность звукообразования, легкость и полетность голоса, развивается музыкальный слух, четкая дикция.

6. Особенно хочется остановиться на наглядном пособии «Играем и поем», изготовленном мною по книге Картушиной М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». Это бизиборд в виде текстильной книги, страницы которой имеют отдельную музыкально-дидактическую игру на развитие голоса и слуха. В книге представлены такие игры как «Баба Яга», «Птички на ветке», «Кто в домике живет?», Куда скачет кузнечик?», «Динозаврик», «Будильник», «Музыкальная лесенка». Каждую игру можно использовать по-разному, как в виде попевки, так и в виде отдельной сказочки.

7. Еще одно из новых для меня упражнений – это голосовые игры (автора Т.Э.Тютюнниковой), которые мало известны в нашей работе, но с помощью них можно добиться хороших результатов в развитии интонирования. Она представляет собой графические карты, которые предлагаются в логической последовательности. Упражнения используются в качестве голосовой разминки.

8.Результаты нашей работы, мы демонстрируем на праздниках, развлечениях и других мероприятиях, таких как фестивали, концерты, конкурсы.

Работа была бы не полной без взаимодействия с родителями, которые тесно сотрудничают с нами на протяжении всей деятельности кружка. Это и индивидуальные консультации об охране детского голоса, беседы о значении пения в жизни ребенка, обсуждение по поводу изготовления костюмов на выступления, рекомендации для поступления в кружки дополнительного образования.

9. Наблюдая и анализируя сегодняшнюю ситуацию с пением в детском саду, могу сказать только одно: чтобы научиться петь – надо петь! Но петь играя!



Предварительный просмотр:

Эта страница книги - наглядные пособия с движущимися деталями, которые позволяют изменить мелодическую линию и способствуют развитию музыкально-слуховых представлений. Например, музыкально-дидактическая игра «Листопад», в которой на березку прикрепляются три листа. При повторном исполнении попевки можно изменить положение листьев и получить варианты мелодии.

     Упражнение «Крещендо на осенних листьях». Е.И. Юдина предлагает использовать зрительный фактор — показать детям осенние листья, расположенные по цветовому crescendo от зеленого до желтого, оранжевого, красного. А потом пропеть поступенную мелодию листьев с crescendo или diminuendo, в зависимости от их расположения.

Музыкально-дидактическая игра «Птички на дереве» (автор 3. Роот). На ветвях дерева расположены веточки в виде нотного стана. Педагог прикрепляет силуэты птиц к дереву, дети пропевают получившуюся мелодию.

Фонопедическое упражнение «В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

(Модель М. Картушиной)

Хорошо осенью в лесу! Деревья стоят, одетые в разноцветные наряды. Пролетает ветерок), качает деревья («у»), играет их листьями. Листочки на ветру шелестят («ш-ш-ш...»). Дунул ветер посильнее («ф-ф-ф...»), и полетели листочки вниз. Первым не удержался на веточке золотой березовый листок (нa звук «у»), за ним полетел красный листок с осинки (звук «о»). Вот и с клена сорвался оранжевый листок (звук «а»). Только старое сухое дерево недовольно скрипело, раскачиваясь на ветру (ххх). А ветерок, наигравшись с листьями, полетел дальше («у»).

Говорят в грудном регистре, в конце фразы произносят 3раза ххх, опустив руки вниз.

Повторяют упражнение.

Кладут ладони под щеку, закрывают глаза и 3 раза произносят [хр].

Грозят пальцем и говорят {п}.

Музыкально-дидактическая игра «БАБА-ЯГА»

Для детей старшего дошкольного возраста

(Автор — М. Картушина)

Цель — способствовать укреплению голосового аппарата детей и расширению диапазона голоса.

Упражнение основано на фонопедическом методе В.В. Емельянова.

Его рекомендуется проводить перед прослушиванием пьесы «Баба-яга» П.И. Чайковского.

Динамика (греч. dynamis — сила) - совокупность явлений, связанных с громкостью, - силой звучания. Динамика в музыкальном произведении обозначается нюансами.

Нюансы (франц. nuance — оттенок) - динамические оттенки звука. Согласно классификации П. Чеснокова, нюансы делятся на подвижные (crescendo, diminuendo) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые) в пределах данного построения.

Нюансировка - важное средство выразительности. Она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения и индивидуальными особенностями исполнителя.

Наиболее сложный для исполнения детям нюанс — forte, потому что дети часто переходят на крик. Нюанса fortissimo в пении ребенка-дошкольника быть не должно в силу слабости его голосовых данных. И недопустимо, когда музыкальный руководитель или воспитатель говорит: «Дети, пойте громче! Я вас не слышу!», побуждая тем самым детей к крику. Крик с осторожностью допустим только в речевых играх. Вся вокальная работа должна строиться на негромкой динамике. Основой воспитания детского голоса должна быть выработка активного piano. Причем при работе над тихим звучанием надо руководствоваться принципом «piano — это тихое forte. Это значит, что и дыхание, и звукообразование должны быть так же активны, как при пении forte. Pianissimo должно быть слышным, звучным, не «пропадать», не «проваливаться». При исполнении подвижных нюансов нужно соблюдать их постепенность и принцип сохранения ансамбля. В diminuendo это сделать значительно труднее.



Предварительный просмотр:

«Динозавр»

Фонопедический метод В.В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса, разработанный врачом-отоларингологом и певцом В.В. Емельяновым, направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона голоса. Фонопедические упражнения широко используются в работе с детскими и взрослыми хоровыми коллективами, а также при лечении профессиональных заболеваний певцов.

В речевых играх по методу В.В. Емельянова используются крайние звуки регистров от самого низкого, грудного до фальцетного, шипения, хрипы, губной вибрант, штро-бас, заднеязычный носовой сонант. Нередки упражнения на глиссандо от крайних звуков диапазона («звуковая волна»).

Рассмотрим несколько фонопедических упражнений, предложенных В.В. Емельяновым и И.А. Трифоновой для детей. Определим условные обозначения графического описания голосообразующих движений.

ххх - шумовой режим работы гортани (штро-бас-регистр), шорох, рокот, скрип, урчание. Вибрант голосовых складок шумового характера без фиксированной высотности.

h - шипение горлом (пропускание воздуха через гортань с плотно сомкнутыми, но не звучащими складками, т.е. через заднюю комиссуру - шепотный треугольник). Пение гласного «а» шепотом.

(Р) (р) - губной вибрант - имитация звука «р» вибрацией губ.

[хр] — вибрант мягкого неба на вдохе.

(У) (У) - гласный «у» (грудной или фальцетный) с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкой губы при разомкнутых боковых зубах.

глиссандо от самого верхнего звука к самому нижнему, глиссандо от самого нижнего звука к самому верхнему.

Ктотам бродит по болоту? ххх

Поступь, как у бегемота, ххх

Голова на длинной шее. ххх

Хвост за ним еще длиннее, ххх

В этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность -фальцетный режим, грудной режим, штро-бас - с постепенным понижением интонации и увеличением силы звука.

Возраст

Группа

Певческий диапазон

2-3 года

Первая младшая

Ми1 - ля1

3-4 года

Вторая младшая

Ре1 - ля'

4-5 лет

Средняя

ре1 - си-бемоль1

5-6 лет

Старшая

Ре1 - до2

6-7 лет

Подготовительная

До1 - до2

к школе

Общий диапазон голоса у детей дошкольного возраста по Гуцману)



Предварительный просмотр:

Музыкально- дидактическая игра "Поющие часы" для детей старшего дошкольного возраста.

Данная игра используется музыкальным руководителем в образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей. 

Ценность данного пособия заключается в интеграции музыкального и речевого развития, что соответствует ФГОС ДО. 

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 

Цель: Отработка правильного формирования слогов в пении и закрепление знания букв.

Задачи:

- формировать умения детей чисто интонировать в пределах квинты-сексты;

- развить звуковысотный слух;

- способствовать развитию музыкальных способностей детей;

- способствовать умениям детей пропевать мелодию на заданный слог.

Задание:

Определить на какой слог покажут стрелки часов? Минутная показывает на гласный, часовая  – на согласный.

Педагог предлагает детям посмотреть на «Поющие часы» и определить,

какой слог покажут стрелки часов. 

Дети называют слог и поют распевку.

Мелодию для упражнения педагог выбирает произвольно в пределах квинты-сексты.

При повторном распевании положение стрелок меняется.

Распевание ведется по полутонам.

Еще вариант использования этой страницы:

Стихотворение «Гласные». Закрепить правильное положение рта при пропевании гласных помогает пение гласных на одном звуке. Каждая гласная берется отдельно, с мягкой атакой.

Для пения гласные звуки важны -

И напевны, и нежны.

Летят, как птицы, в синеву —

А-Э-И-О-У.

Крикливо и громко не надо их петь -

Горло может заболеть.

Ушки держи начеку —

А-Э-И-О-У.

В. Степанов



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Куда спешит кузнечик?»

На странице книги изображены пять цветков, расположенных по ступеням звукоряда. На липучке прикреплена фигурка кузнечика. Дети поют попевку, воспитатель или ребенок показывает направление мелодии, передвигая кузнечика по цветам. После окончания пения ребенок последовательно показывает, на какие цветы прыгает кузнечик. Дети должны пропеть получившийся мотив. Непременное условие: кузнечик прыгает только на три цветка (образуется мотив из трех звуков), и последний цветок, на который он опускается, должен быть самым низким (возвращение на тонику).



Предварительный просмотр:

Дидактическая игры с Теремком

« Три голоса»

Задача: Создавать условия для формирования представлений о свойствах и высоте звука.

Цель: знакомить дошкольников с музыкальными регистрами и их выразительными возможностями в создании музыкальных образов, формировать умение различать и воспроизводить звуки разных регистров

(высокого, среднего, низкого) голосом и на звуковысотном музыкальном инструменте.

Игровой материал и оборудование: декорация «В теремке», графическая модель «Дверь», фигурки медведя, зайца и др.; звуковысотные музыкальные инструменты на выбор (фортепиано, баян, ксилофон или др.)

Игровые правила: В игре могут участвовать от 1 до  5-6 детей. Дети поочерёдно вслед за взрослым выступают в роли ведущего, исполняя песенку  выбранного персонажа голосом или на инструменте в соответствующем регистре. Игра может продолжаться до тех пор, пока все участники не побывают в роли ведущего хотя бы один раз ( если играют 4 и более детей) либо пока каждый из играющих, находясь в роли ведущего, не исполнит песенки всех трёх персонажей ( если играют 1-3 ребёнка).

Игровые  действия: узнавание голоса персонажа, вокальная или инструментальная импровизация песенки персонажа в одном из регистров.                             

 Ход игры: Взрослый знакомит детей с некоторыми жителями теремка поочерёдно: медведем, зайцем и др.. Появление каждого персонажа он обыгрывает, используя декорацию «В теремке», и сопровождает их появление исполнением импровизационной песенки персонажей на слог «ля» в трёх различных регистрах, соответствующих образам. Затем, используя находящие вопросы, он уточняет представления детей о высоте голоса каждого из героев. После этого взрослый, выступая в роли ведущего, уволит персонажей за теремок, используя прорезанную дверь в декорации, и предлагает детям определить, чей голос звучит из-за домика, импровизируя песенку  одного из персонажей. Ребёнок, который первым правильно выполняя задание, становится ведущим, занимая место рядом со взрослым за теремком, и импровизирует свою песенку понравившегося персонажа.

«Кто в домике живет?»

Задача: Развивать представление о регистрах.

Игровой материал: Теремок с окошками, карточки с животными (кошка, котёнок, птица, птенец, собака, щенок).

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей вокруг стола и показывает им домик-теремок. Говорит, что в нём живут кошка с котёнком, птица с птенчиком, собачка со щенком. Объясняет, что на первом этаже живут мамы, а на втором – дети. Однажды, все пошли гулять, а когда вернулись, перепутали, кто, где живёт. Предлагает помочь найти свои комнаты (раздаёт детям персонажей). Проигрывает песни в различных регистрах. Дети слушают, определяют, чья музыка звучит, и вставляют карточку.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Музыкальная лесенка»

(Методическое пособие «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю.Картушиной, «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной)

  1. Используется игровой момент. Пение попевок, основанных на поступенном движении, перемещением по лесенке сопровождается движением какой-либо игрушки. Например, попевки «Лесенка» или «Домик на горе», построенные на поступенном мелодическом движении вверх и вниз.
  2. Страничку книги еще можно использовать, рассказывая сказку, историю при распевании. Например, сказка «Лесенка» В. Шейн. В кратком изложении ее можно использовать на занятии так: 

в одной деревне жили-были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!» (Дети поют ре.) На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Ква-ква!» (Дети поют ми.) На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!» (Дети поют фа#.) Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, — вот так: «Мяу-мяу!» (Дети поют соль.) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик - чирик!» (Дети поют ми )

  1. Как кричит котенок?
  2. Мя-у!
  3. Как кричит щеночек?
  4. Гав-гав!
  5. Как кричит утенок?
  6. Кря-кря!
  7. Как кричит цыпленок?
  8. Пи-пи!

Для отработки интонирования минорной тонической терции упражнение можно петь в миноре («грустные козлята», «грустные телята» и т.д.).

 Дидактическая игра «Ступеньки»

Возраст: от 3 до 4 лет

Цель: Развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: Лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта, металлофон).

Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.


Предварительный просмотр: