НМР и инновации

Алтынбаева Анна Александровна
НМР и инновационная деятельность

Паспорт инновационного проекта

учителя физкультуры Алтынбаевой Анны Александровны

ГБОУ Уфимская коррекционная школа – интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата

 Программа развития координации движений у школьников с ДЦП в коррекционном учреждении на уроках физической культуры

http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/libra...

Содержание инновационного проекта

"Развитие координации движений у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта

средствами физической культуры"

          Актуальность проекта обоснована тем, что детский церебральный паралич (ДЦП) является тяжелым заболеванием, затрагивающим многие системы организма, в том числе нервную и мышечную системы, ведущие не только к двигательным нарушениям, но и вызывающие задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения. Степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений и ориентировки в пространстве. Это препятствует социальной адаптации и предусматривает комплексный подход в двигательном, психоэмоциональном и социально-педагогическом аспектах развития личности.

           ДЦП является причиной тяжелых двигательных нарушений, нарушено формирование реакции равновесия и координации движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. Поскольку в управлении движениями принимают участие многие отделы ЦНС, нарушения координации движений у детей с ДЦП проявляются нарушениями устойчивости при стоянии и ходьбе, асимметрией движений правой и левой стороны, нарушениями точности движений.

          Данный проект не случаен - поскольку значимость координации движений является принципиально важной в жизни детей с ДЦП. Именно координация движений является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и с жизнедеятельностью человека, особенно для ребенка с ДЦП.

          Координация не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство. Координация движений поддается тренировке, и можно добиться значительного повышения её уровня.

Цель – изучить координацию движений обучающихся с ДЦП и  нарушениями интеллекта и разработать программу её развития на уроках физической культуры.

Объект исследования – моторная сфера обучающихся среднего школьного возраста с ДЦП.

Предмет исследования - процесс развития координации движений обучающихся среднего школьного возраста с ДЦП.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить медицинскую, педагогическую, психологическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить степень изученности проблемы координации движений обучающихся с ДЦП.

3. Изучить и охарактеризовать нарушения координации движений обучающихся с ДЦП.

4. Разработать и апробировать на уроках физической культуры программу по развитию координации движений обучающихся с ДЦП.

5. Провести анализ результатов исследования.

Методами исследования являются

-  изучение и анализ научно – методической литературы по проблеме исследования;

- изучение медико- психолого-педагогической документации.

- наблюдение, беседы в ходе опытно - экспериментального исследования;

- эксперимент (констатирующий и его анализ);

-количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментального исследования;

- анализ медико-психолого-педагогической характеристики обучающихся,

- педагогическое наблюдение и тестирование.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представлена программа развития координации движений обучающимися с ДЦП на уроках физической культуры.

База исследования ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата. В эксперименте приняли участие обучающиеся 7 класса с ДЦП, в течение  2014-2015, 2015-2016 уч. годов.

          В результате теоретического анализа на первом этапе исследования мы выделили, что координация - умение согласовывать движения различных частей тела. По мере роста ребенка возникает необходимость в освоении более сложных навыков, требующих более высокого уровня координации движений. Самые сложные доступны лишь детям среднего и старшего возраста, это разноименные и разнонаправленные движения. Поэтому развитие координации движений, помимо физических качеств, в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания.

           Координация движений человека регулируется многими уровнями нервной системы: корой большого мозга, подкорковыми узлами, мозговым стволом, мозжечком, спинным мозгом. Движение управляется сразу несколькими уровнями одновременно.

          Координация движений, которая характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечивается сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

          С момента рождения и буквально, до 1,5 лет, ребенок приобретает огромный опыт произвольных движений, его двигательная память обширна. С возрастом на них наслаиваются все новые двигательные навыки. Дети 4-5 лет обладают еще недостаточным уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. В возрасте 7-8 лет, двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 14-15 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 15-16 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений. Далее точные координированные движения превращаются в навыки, в сложные двигательные комплексы.

         Таким образом, с возрастом у здорового ребенка моторика и ее координация с вегетативными функциями постепенно значительно совершенствуется и с помощью тренировок можно развить координацию до высочайшего уровня.

          У детей с церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено с периода новорожденности. Нарушения координации движений у детей с ДЦП проявляются неустойчивостью при стоянии и ходьбе, асимметрией движений правой и левой стороны, неточностью выполнения движений по пространственным, силовым и временным параметрам, снижением быстроты решений в изменяющихся условиях тренировки. Значение развития координации движений для школьников с ДЦП неоспоримо. Комплексная работа по развитию координации движений у обучающихся с ДЦП - это сложнейший многоуровневый процесс, который складывается из развития способности к освоению простых и затем сложных координационных действий; способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; из развития точности движений по силе, во времени и пространстве.

          Для развития координации движений детей школьного возраста используют разнообразные методы, такие как методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, которые являются главными методами развития координационных способностей. А также игровой и соревновательный методы.

          Исследования проводились по изучению у обучающихся 7 класса с ДЦП формирования устойчивости при стоянии и ходьбе, точности выполнения движения по пространственным, силовым и временным параметрам и силы движений, преодоления асимметрии движений правой и левой стороны тела.

           Основным методом диагностики координации движений обучающихся являются специально подобранные двигательные тесты.

          Анализируя результаты исследования на констатирующем этапе, мы отмечаем следующее, что у семи обучающихся изучаемой нами группы выявлен низкий уровень развития координации движений по всем направлениям исследования и двое обучающихся показали средний уровень развития координации.

         На основании анализа материала, полученного в эксперименте можно сделать вывод, что практически все обучающиеся исследуемой группы не владеют в достаточной степени развитыми координационными способностями. Показатели выполнения обучающимися экспериментальной группы упражнений отличают нарушения с точки зрения, как точности пространственного, временного и силового параметров, так равновесия и согласованности движений, что подтверждает системное недоразвитие координации движений в целом.

          Таким образом, координация движений обучающихся с ДЦП характеризуется следующими нарушениями: устойчивостью при стоянии и ходьбе, асимметрией движений правой и левой стороны, точностью движений. При этом исследования показали, что применение специальных упражнений на формирование равновесия, точность и симметричность движений при выполнении упражнений, использование степ и фитболл-гимнастики, специальных подвижных и спортивных игр дало положительный результат, а именно способствовало улучшению рассматриваемых нарушений координации движений.

            На первом этапе изучив медицинскую, педагогическую, психологическую литературу по проблеме исследования мы выделили следующее:

- координация - умение согласовывать движения различных частей тела и по мере роста ребенка возникает необходимость в освоении более сложных навыков, требующих более высокого уровня координации движений;

- самые сложные доступны лишь детям среднего и старшего школьного возраста, это разноименные и разнонаправленные движения, поэтому развитие координации движений, помимо физических качеств, в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания;

- координация движений тренируема и с возрастом она более совершенствуется, именно подростковый возраст наиболее сложен и, в то же время, благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.

         Выявив степень изученности проблемы координации движений обучающихся с ДЦП отмечаем, что между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координации не существует взаимосвязи, а между диагнозом ДЦП и координацией движений есть прямая связь. Поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения, особенно с детьми с ДЦП.

         Для развития координации движений обучающихся школьного возраста используют методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, а также игровой и соревновательный методы. Наиболее эффективными средствами развития координации движений являются игры и упражнения.

          В результате экспериментального исследования на втором этапе, изучив научно-методическую литературу и выявив нарушения координации движений обучающихся 14-15 лет, выяснилось, что

- все обучающиеся исследуемой группы не владеют в достаточной степени развитыми координационными способностями;

- показатели выполнения обучающимися экспериментальной группы упражнений выявляют нарушения с точки зрения, как точности пространственного, временного и силового параметров, так равновесия и согласованности движений, что подтверждает системное недоразвитие координации движений в целом.

          При разработке программы предполагалось, что процесс развития координации движений обучающихся среднего школьного возраста с ДЦП будет успешным при формировании устойчивости при стоянии и ходьбе, точности выполнения движения по пространственным, силовым и временным параметрам; преодолении асимметрии движений правой и левой стороны тела.

         Практическая значимость исследования представлена в виде, разработанной и апробированной на уроках физической культуры, программы развития координации движений обучающимися с ДЦП, в основе которой лежит сложнейший многоуровневый процесс по развитию способности к освоению простых и затем сложных симметричных координационных действий; способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; устойчивости при стоянии и в движении, точности движений по силе, во времени и пространстве.

        Применение специальных упражнений на формирование равновесия, точность и симметричность движений при выполнении упражнений, использование степ и фитболл-гимнастики, специальных подвижных и спортивных игр дает положительный результат.

 Программа развития координации движений у школьников с ДЦП в коррекционном учреждении на уроках физической культуры

http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/libra...