Программа развития координации движений у школьников с ДЦП
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему

Алтынбаева Анна Александровна

Программа развития координации движений у школьников с ДЦП в коррекционном учреждении на уроках физической культуры

Актуальность Данная программа разработана для обучающихся с ДЦП в условиях специального коррекционного образовательного учреждения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Значимость координации движений является принципиально важным в жизни детей с ДЦП, так как именно координация движений является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и вообще с общей жизнедеятельностью человека, особенно для ребенка с ДЦП.

В нашей школе в реабилитации детей с ДЦП широко применяются современные технологии физкультурно-спортивной деятельности для развития координации движений: фитболл-гимнастика, степ аэробика, элементы хореографии, работа на колясках, и др. с помощью которых возможно активизировать и расширить двигательную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развития координации движений у школьников с ДЦП в коррекционном учреждении на уроках физической культуры

Пояснительная записка.

Актуальность Данная программа направлена и разработана для обучающихся с ДЦП в условиях специального коррекционного образовательного учреждения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Значимость координации движений является принципиально важным в жизни детей с ДЦП, так как именно координация движений является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и вообще с общей жизнедеятельностью человека, особенно для ребенка с ДЦП.

В нашей школе в реабилитации детей с ДЦП широко применяются современные технологии физкультурно-спортивной деятельности для развития координации движений: фитболл-гимнастика, степ аэробика, элементы хореографии, работа на колясках, и др. с помощью которых возможно активизировать и расширить двигательную деятельность.

Цель программы развитие координации движений обучающихся с ДЦП.

Задачи программы:

Оздоровительные задачи предусматривают:

- укрепление здоровья;

- формирование навыков правильного дыхания при передвижениях;

- соблюдение правил личной гигиены.

Образовательные задачи предусматривают:

- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

- улучшение показателей физического развития в целом и развитие координации движений в частности:

-формирование устойчивости при стоянии и ходьбе,

- точности выполнения движения по пространственным, силовым и временным параметрам и силы движений,

-преодоление асимметрии движений правой и левой стороны тела.

- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок,

- расширение диапазона функциональных возможностей организма,

- овладение комплексами упражнений,

- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений с учетом рекомендаций врача и педагога;

- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок.

Воспитательные задачи предусматривают:

- формирование волевых качеств личности, интереса к регулярным занятиям ФК;

Коррекционные задачи разделены на основные и вспомогательные.

К основным относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям: коррекция ходьбы, бега, прыжков и т.д.

К вспомогательным задачам относятся:

- нормализация произвольных движений в суставах конечностей;

- нормализация дыхательной функции;

- формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп;

- коррекция сенсорных расстройств;

- коррекция координационных нарушений;

- профилактика и коррекция контрактур;

- активизация психических процессов и познавательной деятельности.

Контингент обучаемых

Программа рассчитана для обучающихся 7 класса, 14-15 лет.

Объем часов

Учебный план включает 3 часа занятий в неделю, 36 часов на период эксперимента.

Ожидаемые результаты

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровью, воспитанию и развитию личности.
  • Развитие координации движений:

- формирование устойчивости при стоянии и ходьбе,

- точности выполнения движения по пространственным, силовым и временным параметрам и силы движений,

- преодоление асимметрии движений правой и левой стороны тела.

  • Увеличение и расширение двигательных возможностей и опыта обучающихся.
  • Применение нетрадиционных форм и упражнений коррекционной направленности будет способствовать:
  1. в период начального этапа физической подготовки - развитию координации движений, равновесия, чувствительности всех сенсорных систем,
  2. в период развивающего этапа физической подготовки - укреплению мышечного корсета, уравновешиванию нервных процессов, развитию стойкого умения владеть своим телом в пространстве, держать баланс,
  3. в период тренирующего этапа – преодолению ассиметрии движений, развитию точности выполнения упражнений, активизации двигательной деятельности.

Учебно-тематический план программы 7 класса

Тема

Всего часов

Устойчивость при стоянии и движении

34

Точность выполнения движений

34

Симметричность движений

34

Итого

102


Содержание программы седьмого класса

Тема № 1 (34ч)

Устойчивость при стоянии и в движении.

Строевые упражнения. Выполнение поворотов на месте и в ходьбе на месте. Перестроение из 1 колонны в 2, из 1 шеренги в 2. Перестроение в движении из колонны по одному в колонны по два (три, четыре). Изменение скорости движения по командам: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!». Повороты направо, налево в движении. Выполнение команды «Прямо!».

Общеразвивающие упражнения. Степ-аэробика - комплекс (приложение 1), разновидность шагов (переменный шаг, перекрестный шаг, танцевальный) и бега, различные виды равновесия, соединение танцевальных шагов, «волны», повороты, прыжки; перестроения; упражнения с предметами – мячами различных параметров, обручами, скакалками и палками.

Гимнастическая полоса препятствий. Ходьба по гимнастической скамейке; подлезание под «воротами» высотой 40-60см; лазание по наклонной гимнастической скамейке (один конец закреплен на высоте до 30 см); передвижение по гимнастической стенке вправо (влево) приставными шагами; медленный бег.

Упражнения в равновесии. Фитболл-гимнастика (приложение 2). Стоя на полу, равновесие «ласточка» (руки в стороны, на пояс, вверх). Одна нога впереди (ступни составляют одну линию) - подняться на носки (с различными движениями рук). То же с поворотом. Подняться на носки с закрытыми глазами. Стоя на гимнастической скамейке на одной ноге, другую выставить вперед, отставить в сторону, назад. То же, но стоя продольно. Ходьба по скамье выпадами, приставными шагами, с различными движениями рук: со взмахами рук, с хлопками под ногой на каждом шаге; с подбрасыванием и ловлей мяча. Бег по коридору шириной 10-15см. Бег по скамье с различными положениями рук и с мячом с последующим соскоком. Переменные шаги: вперед, вперед и назад, скрестный шаг. Комбинация из нескольких упражнений. Переход из основной стойке - в стойку на одно колено и обратно; в полуприсед и обратно. Кружение на месте переступанием, руки в сторону. Перешагивания через бруски, палки, обручи, лежащие на полу на расстоянии 50 см. Медленная ходьба по наклонной гимнастической скамье; балансирование на двух ногах на «диске»; ловля мяча, стоя на «диске»; прыжки через скакалку; игра в «Классики».

В ходьбе. Продолжительная ходьба (15-20 минут) в различном темпе. Ходьба с изменением ширины и частоты шага по команде учителя. Прохождение отрезков от 100 до 400м. Ходьба группами на перегонки.  Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба по залу с ускорением и замедлением, со сменой видов ходьбы по команде учителя.

В беге. Высокий старт и стартовый разгон до 15-20 м. Низкий старт и стартовый разгон. Эстафетный бег с этапами до 20 м. Чередование бега с ходьбой до 3 минут. Бег с изменением скорости по ориентирам и сигналам учителя до 3 минут. Специальные беговые упражнения. Бег с переменной скоростью до 3 минут. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег.

Учащиеся должны знать:

- значение степ аэробики и фитболл-гимнастики для развития координации движений.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять комплексы степ аэробики и фитболл-гимнастики;

- сохранять устойчивость при стоянии и ходьбе;

- выполнять упражнения в равновесии, полосу препятствий.

Тема № 2 (34 ч)

Упражнения для развития точности выполнения движений по пространственным, временным и силовым параметрам.

Выполнение исходных положений: упор лежа, упор присев, упор стоя на коленях, упор сидя сзади без контроля зрения по словесной инструкции. Передвижение в колонне прыжками с соблюдением определенной дистанции. Метание в цель чередованием разными по весу мячами.

Упражнения с набивными мячами. Принимать различные исходные положения, удерживая мяч в руках. Прокатывание мяча на дальность разгибанием руки (кисть сверху). Катание мяча толчком одной руки (двумя), лежа на животе. Стоя на коленях, перекатывать мяч вокруг себя, друг другу. Сидя на полу, ноги скрестно (выпрямлены) - прокатывание мяча вокруг себя. Прокатывание мяча перед собой с продвижением по залу. Броски мяча через преграду, лежа на животе.

Метание. Метание малого мяча на дальность правой и левой рукой. Метание малого мяча в горизонтальную цель. Метание мяча на дальность отскока. Толкание набивного мяча весом до 2 кг с места на дальность. Метание стрел «дартс».

Прыжки. Запрыгивание на препятствия высотой 50-60 см и спрыгивания с них. Во время бега прыжки вверх к баскетбольному кольцу левой, правой, обеих ног. Прыжковые упражнения. Выпрыгивания с мячом вверх из полуприседа.

Развитие двигательных качеств. Бег в чередовании с ходьбой до 500 м. Челночный бег 3x10 м (индивидуально). Упражнения на развитие быстроты движений, выносливости, гибкости. Медленный бег в сочетании с ходьбой: 20 с - бег, 20 с - ходьба, постепенно увеличивая количество повторений до 4-6 раз. Метание мячей в цель; на дальность, на дальность отскока мяча.

Упражнения с малыми (теннисными) мячами. Сгибание, разгибание кисти, предплечья и всей руки, с удержанием мяча. Перекладывание мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной в основной стойке и изменяя исходное положение. Различные виды бросков и ловли: «Школа мяча».

Упражнения с баскетбольными мячами. Повороты на месте вперед и назад. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Броски мяча в кольцо одной рукой после ведения и остановки. Ведение мяча с обводкой препятствий. Передачи мяча: одной рукой от плеча; двумя руками от груди, из-за головы, в одностороннем движении; при встречном движении, на месте с отскоком от пола в парах с продвижением вперед. Броски в кольцо с места и в движении. Штрафной бросок. Игра в баскетбол по упрощенным правилам (на колясках и на ногах). Эстафеты с передачами, ведением, бросками мяча. Выполнение игровых заданий по сигналу.

Упражнения с волейбольными мячами Подачи мяча. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками, одной рукой с места и после 3-х шагового перемещения. Приемы мяча одной и двумя руками. Учебные игры.

Упражнения на колясках. Передвижения с различными скоростями, управляя коляской двумя руками и одной, маневрируя предметами при игре с имитацией удара по мячу. Передвижения на коляске, отбивая мячи. Хоккей на колясках. Перемещения, удары и остановки мяча клюшкой. Передачи в парах. Ведение мяча с изменением скорости и направления. Перемещения вправо, влево. Передачи, приемы шайбы, броски на точность. Обводящие действия. Обманные движения.

Подвижные игры с бегом, прыжками, метанием: «Попади в цель», «Прокати мяч», «Переправа», «Обойди кегли», «Ведение мяча по лабиринту», «Мяч капитану!», «Вызов номеров». Эстафеты с этапами до 20 м.

Игры-эстафеты, в которых бег сменяется ускоренной ходьбой без предметов и с предметами.

Учащиеся должны знать:

значение применения упражнений с предметами для развития координации движений.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять упражнения с мячами и другими предметами;

- выполнять упражнения на точность по пространственным, временным и силовым параметрам;

- применять изученные приемы в игровой деятельности.

Тема № 3 (34 ч)

Общеразвивающие упражнения.

Комплекс упражнений (приложение 3).

Дыхательные упражнения. Элементарные гимнастические упражнения для всех групп мышц в исходных положениях «сидя», «стоя», «лежа» с акцентом на удлиненный выдох. Восстановление дыхания после ускорений и пробежек. Регулирование дыхания во время бега.

Согласованность движений рук и ног. Проползание сквозь трубу, лазание по шведской стенке с перехлестом рук, упражнение, с передвижением на четвереньках, дуя на катящийся перед ним теннисный шарик, ходьба с попеременным подниманием разноименных руки и ноги. Упражнения со скакалкой; «рисование восьмерок» в воздухе руками; упражнения в позе «сидя по-турецки»; ползание; перелезание, подлезание, упражнение «тачка» (ходьба на руках с поддержкой за ноги); игры с мячом и ракеткой; различные виды прыжков с задействованием рук; использование «туннелей», игра с большим мячом на мате; ловля мячей различных размеров или мячей с шипами;

Ходьба с выполнением заданий для рук по начерченной на полу линии, по гимнастической скамейке, между мячами и кеглями.

Выполнение элементов произвольной программы гимнастики без предметов под музыку в сочетании с комплексами общеразвивающих упражнений различной направленности и акробатическими упражнениями. Усложненные подвижные игры с использованием гимнастических предметов «Кому бросать», «Эстафета со скакалкой», «Кати прямо», «Отбери мяч», «Эстафета с мячом», Бросай выше», «Вправо-влево», «Попрыгунчик», «Не останься без места».

Упражнения на колясках. Передвижения с различными скоростями, управляя коляской двумя руками и одной, маневрируя ракеткой при игре в теннис с имитацией и ударом по мячу. Передвижения на коляске, отбивая мячи. Теннис на колясках. Перемещения, удары и остановки на колясках. Передачи в парах. Ведение коляски с изменением скорости и направления. Перемещения вправо, влево. Передачи, приемы мяча, броски на точность. Обманные движения. Подвижные игры на колясках: «Переправа», «Акула и рыбки», «10 передач», «Стой», «Колдуны и волшебники» и др.

Учащиеся должны знать:

значение применения упражнений для развития координации движений.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять упражнения с мячами и другими предметами;

- выполнять упражнения на преодоление ассиметрии движений;

- применять изученные приемы в игровой деятельности;

- правильно сочетать дыхание с различными движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта

Элемент игры  очень важен на   занятиях  ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья.  Упражнения развивают чувство ...

Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки....

Комбинация 1 port de bras со сменой позиций ног. Её влияние на развитие координации движений, зрительную и мышечную память.

Занятие для воспитанников с хореографической подготовкой на развитие координации движений, а так же для  формирования навыка взаимодействия нескольких центров тела. Данное занятие было проведено ...

"В гостях у сказки"- интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики.

Интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики содержит элементы развития речи, координации движений, развитие графических навыков дошкольников....

Развитие координации движений с помощью спортивных занятий.

Координация движений означает их согласованность, гармонию между ними. Для выполнения одного движения необходимо поступление к определенной группе мышц точно дозированных нервных импульсов...

Развитие координации движений у обучающихся с ДЦП

Координация движений принципиально важно для детей с ДЦП. Так как именно координация движений это первооснова, фундамент любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но...

Учебно-тренировочное занятие "Развитие координация движений младших школьников с использованием предметов в 4 классе" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие "Развитие координаций движений младших школьников с использованием предметов в 4 классе" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....