Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.
материал по теме

Гусева Наталия Николаевна

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo2012g.docx860.54 КБ

Предварительный просмотр:

      Термин ,,координация’’ происходит от латинского и переводится как ,,взаимоупорядочение’’. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. В осуществлении координаций движений участвуют все отделы центральной нервной системы – от спинного мозга до коры большого мозга.

    И.М.Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результата созревания неких нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не передаются, а возникают в процессе развития как результат образования ассоциативных связей между ощущениями зрительными, осязательными и мышечными при активном взаимодействии с окружающей средой. Таким образом, организованные действия руки начинают формироваться у ребенка постепенно. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые хватательные движения выполняют пальцы. Так рука начинает действовать как сугубо человеческий орган. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства, а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т.е. зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки.

   Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большой степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как, например, протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. Однако по отношению к детям с глубокой умственной отсталостью этот вопрос приобретает значимость проблемы. Согласно исследованиям большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях. Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией т.п., обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорно – перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела. Но если занятия проводить систематически и ежедневно, то можно добиться результатов.

   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение,зрительная и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для выполнения множества разнообразных бытовых действий.

   Для развития координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью можно применить следующие упражнения:

- перемещение деталек по шнурку

- перекладывание поролоновых квадратиков из банки и обратно

- вытягивание веревочки с последующим движением игрушки

 

- собирание пирамидок

- использование готовых игр-вкладышей

- игра «Тянем-потянем»

- сухой бассейн для рук

- собрать цепочку из колечек

- собирать кубики, группируя их по цвету

- с помощью ложки перекладывать желуди

- катать массажные мячики

- использовать крупную мозаику

- использовать всевозможные погремушки

   Заключение: Для развития координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью необходимы занятия, развивающие мелкую моторику рук. Эти занятия необходимо проводить систематически и ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, основных психических процессов, а также коммуникативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 6 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство"представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирова...

Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)

Специальная индивидуальная программа развития представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-...

«Двигательное развитие" для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Главной задачей занятий по двигательному развитию, является укрепление здоровья занимающихся, коррекция дефектов физического развития и моторики, обучение использованию полученных навыков в повседневн...