Коллегам: конспекты, мастер-классы, проекты и другие практические разработки

Елизарова Анна Алексеевна

Уважаемые коллеги!

На этой странице Вы можете ознакомиться с моими практическими разработками к образовательной деятельности, по осуществлению социального партнерства с семьями воспитанников:

конспекты, схемы для моделирования, мнемотаблицы, звукотаблицы, памятки и многое другое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Звуковые таблицы как способ повышения эффективности работы по автоматизации звуков 482.62 КБ
PDF icon Звукотаблицы1.02 МБ
PDF icon Мастер – класс для родителей : "Автоматизация звуков с помощью звуковых таблиц»572.52 КБ
Microsoft Office document icon Сообщение из опыта работы "Совершенствование звукопроизношения посредством использования мнемотехники"967 КБ
PDF icon Альбом Автоматизация СВИСТЯЩИХ звуков в стихах и текстах по мнемодорожкам1.42 МБ
PDF icon Конспект индивидуальной образовательной деятельности учителя-логопеда "Путешествие в зоопарк" (старшая группа)220.07 КБ
PDF icon Мастер-класс для родителей воспитанников с ТНР "Мнемотехника в работе по совершенствованию звукопроизношения"155.68 КБ
Файл Дыхательная гимнастика в детском саду. Консультация для воспитателей.68.5 КБ
Файл Играем пальчиками и развиваем речь. Практикум для воспитателей.16.61 КБ
Файл Роль подвижных игр в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи. Консультация для воспитателей.21.6 КБ
Файл Эссе на тему: Речь воспитателя как пример для подражания14.81 КБ
Microsoft Office document icon Методические рекомендации для воспитателей Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР63.5 КБ
PDF icon Альбом Автоматизация ШИПЯЩИХ звуков в стихах и текстах по мнемодорожкам1.06 МБ
PDF icon Альбом Автоматизация звуков [Л-Л’], [Р-Р’] в стихах и текстах по мнемодорожкам1.65 МБ
Файл Семинар - практикум "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста."429.38 КБ
PDF icon Конспект индивидуальной образовательной деятельности учителя-логопеда "Домашние птицы" (старшая группа)350.22 КБ
PDF icon Конспект индивидуальной образовательной деятельности учителя-логопеда "Осень" (подготовительная уппа)839.07 КБ
PDF icon Мнемотаблица к рассказу "Осень"391.41 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

«Закрепление звукопроизношения в стихах посредством мнемотехники»

Сообщение из опыта работы

Выполнила:

учитель-логопед

Елизарова А.А.

                                                         

Актуальность темы

Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы представления и воображения. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Мышление и речь тесно связаны между собой. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов.

Почти сто лет назад К.Д. Ушинский в своих трудах писал:

 "Если хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус... и при таком дружном воздействии всех органов чувств в акте усвоения... вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая третью и т.д."

Не секрет, что у детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы: бедный словарный запас, аграмматизмы в речи, нарушения слоговой структуры и звукопроизношения. У большинства детей неустойчивое и кратковременное внимание, несовершенно логическое мышление, слабая память. Поэтому логопедическое воздействие при устранении всех недостатков устной речи – очень сложное дело.

Дошкольники с нарушениями речи без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речью. Поэтому очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.

Теоретическое обоснование

Автоматизация звука – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. 

 Целью автоматизации является правильное произношение поставленных звуков в свободной речи, а задачей является постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

Как сделать коррекционно-развивающую работу по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка? Мы часто задаем себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому я в своей работе по автоматизации звуков в самостоятельной речи использую распространенный прием мнемотехники.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи..

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В.К.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.).

Но все авторы едины во мнении о важности использования   мнемотехники в работе с дошкольниками.  Поскольку именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

 Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно — схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3.Воспроизведение информации (стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Практическая работа

В коррекционно-развивающей работе с детьми подготовительной к школе группе я на протяжении всего года использовала технологию мнемотехники в процессе автоматизации звуков в стихах и простых текстах.

По результатам диагностики речевого развития на начало 2015-2016 уч. года в сентябре месяце, уровень развития звукопроизношения у детей соответствовал 67,5%. Это недостаточно высокий показатель для детей второго года обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Поэтому, выбор данной технологии был актуален и обоснован.

В ходе работы, мною был создан альбом со схемами на все «трудные» звуки. Стихи были взяты мною в книгах следующих авторов: Е.А. Алифанова, Н.Б.Егорова, Е.Н. Спивак. Картинки подбирала в базе картинок yandex и google.

В ноябре 2016 года я создала личный мини-сайт в сети работников образования nsportal.ru. В разделе сайта «Дома закрепляем: не трудные «трудные» звуки» я разместила схемы к стихам на все группы звуков. Данный раздел позволяет осуществлять взаимодействие с родителями и вывести его на новый, более современный уровень.

Таким образом, на протяжении всего года на занятиях по совершенствованию звукопроизношения я предлагала детям мнемодорожки и мнемотаблицы из альбома.

В мае 2016 года процент развития звукопроизношения достиг 94%. Данного результата, по моему мнению, во многом удалось достигнуть благодаря использованию метода мнемотехники в коррекционно-развивающей работе по совершенствованию звукопроизношения.


Приложение

Страницы из альбома по закреплению звукопроизношения у детей с ОНР посредством мнемотехники

 Соня в суп добавит соль, а потом - капусту,

Все соседи хвалят суп, он сегодня вкусный.

 Я был в зоопарке сегодня с утра,

Там видел я зебру, верблюда, моржа,

Мартышку, оленя, ежа и гориллу,

Жирафа, тюленя, лису, крокодила.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 80»комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

«Дыхательная гимнастика

в детском саду»

Консультация для воспитателей 

Выполнила:

учитель-логопед

Елизарова А.А.

dyh

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся : грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной неправильного звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
    В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
   
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
    - выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
    - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;    

- заниматься до еды;
    - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
    - дозировать количество и темп проведения упражнений;
    - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
    - вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
    - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
    - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить» свечу.
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе опускать, произнося «Гу-у-у» (8-10 раз).
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звкук (М) надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.
«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.).
«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.                                         
«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальчиками на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с)
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

«Играем пальчиками и речь развиваем»

Практикум для воспитателей 

Выполнила:

учитель-логопед

Елизарова А.А.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

Пальчиковые игры и упражнения- это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой. Персонажи предлагаемых пальчиковых игр (бабочка, рыбки, лошадки и др.) знакомы и понятны малышам.

Трехлетние малыши осваивают игры для двух рук, например, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая- мышку.

С четырех лет дети могут играть в игры, в которых несколько явлений или действий сменяют друг друга.

Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным материалом- бусинами, карандашами, тканью, бумагой и т. п.

Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки-сгибания и разгибания пальчиков (например, игры «Наши пальчики», «Пальчики-забияки», «Цветок», «Моя семья», «Пчелки», «Мышиная семья») –это простейший набор движений. Можно расширять диапазон использования пальчиковых форм в повседневной работе с ребенком. Например, игрой «Наши пальчики» вы можете предварять занятия по лепке, рисованию, конструированию, аппликации. Она поможет разогреть ручки малыша перед работой и ввести его в игровую ситуацию.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.).Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений:»Братья», «Цветок», «Моя семья», «Пчелки» и др.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

«Цветок»

Будит солнышко цветочек:   ----------Локти стоят на столе, ладони направить

«Просыпайся-ка, дружочек. -------------Вверх, соединить запястьями, пальцы

Раз, два, три, четыре, пять------------------ Сложить в виде бутона цветка: большой

Новый день пришел опять».----------------- Палец правой руки подушечкой соеди-

А как вечер опустился------------------------ нить с большим пальцем левой руки,

Спать цветок заторопился.------------------ Указательный – с указательным и т. д.

Раз, два, три, четыре, пять- -----------------Большие пальцы отвести в стороны,

Завтра с солнышком вставать!--------------Показывая, как раскрываются «лепестки

Цветка».------------------------------------------Поочерёдно отводить одноименные

                                                                      пальцы в стороны, показывая как раскры-

                                                                       ваются все лепестки цветка.

                                                                       Поочерёдно соединять одноименные

                                                                          Пальцы, показывая, как закрывается

                                                                              Цветок.

«Моя семья»

Знаю я, что у меня --------------------Руку поднять вверх ладонью к себе, пальцы

Дома дружная семья: --------------------Выпрямить.

Это-мама,---------------------------------- Согнуть безымянный палец.

Это -я, ---------------------------------------Согнуть мизинец.

Это-бабушка моя, -------------------------Согнуть средний палец.

Это-папа, ------------------------------------Согнуть указательный палец.

Это-дед. --------------------------------------Согнуть большой палец.

И у нас разлада нет! -------------------------Пальцы сжать в кулак.

"Мышиная семья"

Раз гостила у меня --------------------------Руку поднять вверх ладонью к себе, паль-

Вся мышиная семья: -----------------------цы выпрямить.

Папа-мышка, --------------------------------Пригнуть большой палец.

Мама-мышка,-------------------------------- Пригнуть указательный палец.

Мышь-дочурка, ------------------------------Пригнуть средний палец.

Мышь-сынишка -----------------------------Пригнуть безымянный палец.

И еще сынок-мышонок- ------------------------Пригнуть мизинец.

Самый маленький ребенок.

Вот такая у меня --------------------------------Пальцы сжать в кулак, а затем выпрямить.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

«Подвижные игры для детей

с общим недоразвитием речи»

Консультация для воспитателей 

Выполнила:

учитель-логопед

Елизарова А.А.

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в I—II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность подбирать подвижные игры.

Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в группе с ОНР.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером—одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием 14 каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд, «Само может проходить по типу игр-инсценировок («Теремок», проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничность движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть «травлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к Детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важнее, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

После тог, как большинство детей усвоит правила игры им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы для прогулки.

Спортивные игры

1)"Не теряй равновесия"

Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно отклониться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой - проигрывает.

2)"Кому достанется кегля"

На табурет ставится кегля или булава. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

3)"Тик-так-тук"

Ведущий говорит, обращаясь к детям: "Игра, в которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик-так-тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: "Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук,- скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.

4)"Не перепутай" ("Нос-ухо-нос")

Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

Ведущий пытается запутать детей: "Нос-нос-нос-ухо". Сказав УХО, ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д.

Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.

5) "Узнай по голосу"

Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встанем.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай?

Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

6)  «Салки» в два круга

Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, т. е. дотронуться рукой до кого-либо раньше, чем те успеют присесть. «Осаленные» дети встают во внутренний круг, я игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4—6).

7) «Нас не слышно и не видно»

Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.

8)  «Найди флажок»

На небольшом участке (участок, где много кустов, деревьев) ведущий прячет несколько флажков в таких места, где их не сразу можно найти, но ветками и травой не прикрывает. На поиски флажков отводится 15 мин, после чего подается сигнал и каждый, кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто принесет больше флажков.

Вариант: принеся флажки, играющие говорят, где и как они их нашли. Точно так же можно прятать любую игрушку в помещении, на прогулке. В данной игре можно усложнить и речевую задачу. Если ребенок найдет сразу два предмета, он может составить простое предложение с однородными членами: «Вот утка и петух», «Катя, неси утку и петуха», «Вот кубик и домик», «У меня кубики и домик» и т. д.

9)«Передай — садись»

Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.

10) «Передача мяча по кругу»

Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т. е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.

Усложненный вариант игры.

После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капп тана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращения к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.

11) «Быстрей шагай»

Играющие строятся в одну шеренгу. Спиной к играющим на другой стороне площади стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока он произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победи гелем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

«Речь  воспитателя  как пример  для  подражания  детям»

Эссе на тему 

Выполнила:

учитель-логопед

Елизарова А.А.

       Дети дошкольного возраста, подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построение фраз, но также  и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

       Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Речь взрослого должна быть выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, грамматически оформленной, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

       Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызывает интерес у детей, заставляет их сопереживать, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

       Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.

       Чтобы знать о совершенстве собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей.

       Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной отчётливой речью.

       Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Замедленную речь детям легче воспринимать, следить за её содержанием, запоминать текст. Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

       Голос – это профессиональный инструмент воспитателя и им необходимо правильно пользоваться, беречь от перегрузок. Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.

       Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь , т.е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.
  6. Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
  7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона , грубых выражений.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

«Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Методические рекомендации

для воспитателей ДОУ

Выполнила:

учитель-логопед

Елизарова А.А.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по формированию ритмико-слоговой структуры слова.

Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речевой деятельности, необходимо учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

При этом важно в работе по коррекции дефектного произношения и формированию фонематической стороны речи использовать все сохранные анализаторы. Для того, чтобы ребенок мог достичь полного восприятия нужного звука, внимание его прежде всего фиксируется на правильном звучании этого звука при отчетливом произнесении его педагогом.

Благодаря сохранному слуховому анализатору ребенок учится узнавать и выделять нужный звук среди других речевых звуков.

Посредством зрительного анализатора ребенок воспринимает некоторые движения речевых органов (губ, языка, нижней челюсти) педагога и, контролируя с помощью зеркала собственную артикуляцию, воспроизводит необходимое положение речевых органов для произнесения нужного звука.

Важна также роль тактильно-вибрационных ощущений в более полном восприятии ребенком правильного произношения звуков. Это связано с тем, что посредством кожно-вибрационного анализатора ребенок может дополнительно воспринимать характер выдоха, работу голосовых связок в момент произнесения данного звука педагогом и контролировать собственное произношение. Особое значение для усвоения правильной артикуляции и контроля над ней имеют собственные двигательно-кинестетические ощущения ребенка, образующиеся в результате повторных движений речевых органов в момент воспроизведения нужного звука. С помощью соответствующих кинестетических ощущений в дальнейшем ребенок контролирует собственное произношение.

Подробнее остановимся на особенностях коррекционной работы по развитию слухового восприятия, преодолению нарушений слоговой структуры слова, развитию артикуляционной моторики.

Логопедическая работа по формированию фонематических процессов и ритмико-слоговой структуры слов осуществляется сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Развитие фонематического восприятия осуществляется в игровой форме, так как ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

На  данном этапе  в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Автомашина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка) и т.д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из соседнего помещения  и т.д.

Далее широко используется такой дидактический материал, как различные крупы (гречка, пшено и др.), а также горох, фасоль, разложенные в пустые пузырьки и коробочки из-под лекарств, конфет и др., разного размера колокольчики, погремушки, емкости с водой. При встряхивании, переливании будут возникать различные звуки: стук, громыхание,  шуршание, бульканье и т.д.

Возможные вопросы и задания:

  • Что находится в коробочке (емкости)?
  • Как звучит гречка (фасоль, горох и т.д.), если емкость с ней встряхнуть?
  • Закройте глаза. Какой звук вы услышали сейчас? С помощью какого предмета возник этот звук? (Шуршание – гречка в спичечной коробке).
  • Как вы могли бы изобразить звон колокольчика (шуршание, громыхание фасоли, пшена) голосом, если бы у нас сейчас их не было? («дзынь», «грым», «ш»).
  • Как «разговаривают» звери и птицы? Как издаваемые ими звуки можно изобразить голосом человека? (собака – «гав!», «р-р-р», «у-у»; кошка – «мяу», «мур»;  лошадь – «иго-го», «фр-р» и т.д.).
  • Какие звуки мы слушали и слышали?
  • Как называются эти звуки? (Лай, мяуканье, блеяние, мычание и т.д.).

Проводятся  также игры: «Колокольчик», «Наседка и цыплята», «Отгадай, что звучит?» и т.д.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Сначала дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим  целям  служит целый ряд игр: «Эхо», «Котенок», «Три медведя» и др.

Затем дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Речевые игры в этот период должны проводиться в определенной последовательности, с обязательным использованием вспомогательных карточек-опор.

Развитие восприятия речи проводится также с использованием заданий на имитацию слогов. На этом этапе сначала предлагаются слоги без стечений согласных с артикуляторно-простыми звуками, затем – слоги со стечением согласных.

В дальнейшем переходят к развитию элементарных форм фонематического анализа. На предварительном этапе развивают у детей умение узнавать звук на фоне слова, определять первый и последний звук. Работа проводится над выделением звуков, правильно произносимых детьми, после уточнения их артикуляции и слухового образа.

Преодоление нарушений слоговой структуры слов на невербальном материале  осуществляется после проведения  с детьми работы по развитию слухового внимания и восприятия на невербальном материале.

1. Работа над ритмом. Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из  одинакового количества ударов (.. .. … … … …). Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками: ..__, …__, __..__, __…, __…__, ..__.. . Детям предлагают различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладони, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
  • Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладони, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
  • Сравнение ритмов:  !-!!;  !!-!!-!;
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:  !!!;   !!!!!;
  • Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
  • Воспроизведение   долгих  звуков (дудка, губная гармошка – символ «-») и коротких (барабан, бубен – символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим:  - -  + +,   + + - + - -   и  т.д.

2. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировки, легкий бег, ходьба.

3. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак - ребро, кулак – ребро - ладонь.

4. Упражнения на развитие рециопрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.).

5. Графические   упражнения   на   переключение   (продолжи   строчку): 0 – 0 – 0 … ,  + = + = … .

Преодоление нарушений слоговой структуры на вербальном материале. Используются  игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как «начало», «середина», «конец»; «перед», «за», «после»; «первый», «последний». Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом используется создание дидактических игровых ситуаций с помощью, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э.В.Рыбиной. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый - последний, начало – середина - конец, между – за – перед - после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

Развитие артикуляционной моторики. При проведении артикуляционной гимнастики используются игровые приемы: «Сказка о Веселом Язычке»,  «Театр пальчиков и языка» и др.

Обязательно учитываются требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, следует  переходить к отработке движений, обязательных для других звуков.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего от  далеких  артикуляторно и акустически:

  • поднять флажки, если в слове слышится звук [ш];
  • отобрать картинки, в названии которых имеется [ш] (предлагаются картинки с изображением рамы, шапки, дома, шубы и т.д.);
  • определить место [ш] (начало, середина, конец) в словах: шарф, кошка, карандаш.

С учетом уровня овладения фонематической стороной речи  проводится работа и над сложными формами фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, какой по счету звук [ш]  в словах шина, кошка, ушанка, мышка; нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука [ш]. При этом следует отметить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники

в развитии речи детей дошкольного возраста.

Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

    - скудный словарный запас,

    -неумение согласовывать слова в предложении,

    -нарушение звукопроизношения, внимания,

    -несовершенно логическое мышление, память.

Со стороны взрослых бывает много жалоб на плохую память ребенка. Дети часто не могут вспомнить, чем они занимались в саду, что сегодня делали на занятиях …

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.

Дело в том, в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Необходимо помнить, что на эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать — это и есть инновационные методы и приемы мнемотехники.

      Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство).

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э .

Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.

МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (запоминание цветов радуги по первым букам каждого слова – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый 

Структура мнемотехники: Мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. (рис.1) http://les-skazka-f.ucoz.ru/66/bez_imeni6.jpg 

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

 Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы рисунки, ребенок легко запоминает информацию. (рис.2)

 

http://les-skazka-f.ucoz.ru/66/bez_imen5.jpg 

Мрнемотаблица к сказке "Колобок"

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

      Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: