Педагог года - 2017

Фоменко Лилия Викторовна

Документы для участия в конкурсе педаогического мастерства, номинация "Сердце отдаю детям"

Видеопрезентация "Мой посёлок - моя работа - моя педагогическая деятельность" - http://nsportal.ru/video/2017/01/moy-posyolok-moya...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

пеликан

E:\педагог года 2017\ПЕЧАТЬ\Фоменко Л.В..jpg

1. Общие сведения

Населенный пункт

п. Сингапай, Нефтеюганский район

Дата рождения (день, месяц, год)

22.12.1984 г.

Место рождения

г. Горнозаводск, Пермская область

Адрес личного сайта, блога  и т. д., где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

http://nsportal.ru/fomenko-liliya-viktorovna

Адрес школьного сайта в Интернете

http://singapaischool.ru/

2.  Сведения о профессиональной деятельности

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Занимаемая должность

Социальный педагог

Преподаваемые предметы

-

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

7 «А» класс

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

 Общий трудовой стаж – 9 лет, педагогический стаж – 9 лет

Квалификационная категория

Соответствие занимаемой должности

(прохожу процедуру аттестации на 1кв.кат)

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

-

Участие в конкурсах профессионального мастерства, конкурсных отборах ПНПО

  • Районный конкурс  программ и проектов, в рамках Фестиваля идей по правовому воспитанию несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни, 2016 г., 2 место.
  • Участие в муниципальном этапе окружного конкурса «Золотое будущее Югры» (представление проекта «Вирус» сквернословия в подростковой среде» в номинации «Специалист в области социального управления», 2015 г.).

Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность)

НРМОБУ «Сингапайская СОШ», воспитатель

3. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, 2007 г.

Специальность, квалификация по диплому

Специальность «Социальная работа», квалификация «Специалист по социальной работе»

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)

Курсы повышения квалификации: «Социально-политическая активность молодёжи как средство профилактики экстремизма в молодёжной среде», 72 ч., г. Сургут, 2014 г.; «Разрешение школьных конфликтов, ресоциализация несовершеннолетних, совершивших противоправные действия и подготовка специалистов по проведению примирительных процедур», 72 ч., г. Сургут, 2015 г.; «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): организация и содержание образовательной деятельности», 72 ч., г. Салехард , 2016 г.  

Обучение по профессиональной деятельности: «Феномен подростковой агрессии», 2014 г., г. Сургут; «Полиэтническое пространство для диалога в молодёжной среде: вызовы, тенденции развития, методика», 2016 г., г. Москва.

Ученая степень

-

Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги)

Сайт общеобразовательного учреждения:

http://singapaischool.ru/info/2024

Личный сайт: http://nsportal.ru/fomenko-liliya-viktorovna 

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

С 2009 года  - член участковой избирательной комиссии в п. Сингапай, с 2014 года – секретарь участковой избирательной комиссии п. Сингапай

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

Муниципальный Центр культурно-языковой адаптации для детей-мигрантов (в составе Центра)

5. Семья

Семейное положение

Замужем

Дети (имена и возраст)

Дарья, 7 лет

6. Досуг

Хобби

Создание видео и фото презентаций

Спортивные увлечения

Лыжи

Сценические таланты

Хореография

7. Контакты

Домашний телефон

-

Мобильный телефон

8 (982) 543 99 05

Рабочая электронная почта

Singapai13@mail.ru

Личная электронная почта

Lilia221284@yandex.ru

8. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

Истинным ориентиром школьных предметов должна быть не наука, не литература, не история и не география, а социальная деятельность самого ребёнка

Любимый афоризм

«Жизнь – слишком сложная штука, чтобы о ней разговаривать» (О. Уальд)

Любимая поговорка (пословица)

Какими глазами ты смотришь, такими смотрят на тебя

Почему нравится работать в образовательном учреждении

Школа - это моя жизнь, работа в школе развивает меня как личность и профессионала. Работа мне дает огромное поле деятельности для творчества, для реализации проектов и новых идей. Я надеюсь, что сформированные человеческие качества помогут моим воспитанникам  выстоять и быть успешными

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику

Работоспособность, постоянное повышение своего профессионального уровня, самообладание, альтруизм, добросовестность, целеустремленность  

В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Педагог  года - 2017»

Вдохновлять педагогов  на постоянное развитие и самосовершенствование

9. Приложения

Подборка цветных фотографий:

  1. Портрет 9×13 см;

  2. Жанровая (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т. п.);

  3. Дополнительные жанровые фотографии (не более 5)

На обратной стороне подписывается ФИО конкурсанта, на жанровых фото –    название мероприятия.

Электронная версия фото представляется на компакт-диске в формате JPEG («*.jpg») с разрешением не менее 300 точек на дюйм без уменьшения исходного размера

Интересные сведения об участнике, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов)

  • Продолжила семейную династию учителей, став педагогом в третьем поколении
  • В 2002 окончила детский образцовый театр балета «Рябинка», получила образование по программе классического и эстрадного танца

Не публиковавшиеся ранее авторские статьи и разработки участника, которые он хотел бы опубликовать в средствах массовой информации

-

Сценарий внеклассного мероприятия

Представляется на компакт-диске вместе с другими документами.

Сценарий 1 классного часа

Сценарий 1 мероприятия по работе с родителями

Видеоролик  «Визитная карточка конкурсанта» (либо презентация не более 15 слайдов)

Представляется на компакт-диске.

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: _______________________           (Фоменко Лилия Викторовна)

           (подпись)                       (фамилия, имя, отчество участника)

«19» января 2017 г.      

                                                                                                                                                                                                                                      Фоменко Лилия Викторовна,

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 ЭССЕ «Я - педагог»

Фоменко Лилия Викторовна,

социальный педагог

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»,

п. Сингапай, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра

         Любовь, забота и добро – вещи, без которых мир был бы пустым.

          Север… Мороз… Снега… Суровые условия… Но есть на Севере маленький уютный уголок. Где слились воедино сердца детей и взрослых. Здесь царит атмосфера добра и благополучия. Это мир Детства. Мир – то удивительный, то странный, то милый и трогательный. Мир - окруженный вниманием и заботой взрослых. Это Мир, куда мне хочется возвращаться каждый день, снова и снова приходить в школу. Размышляя о своём жизненном пути, я отчётливо понимаю, что не могу провести грань, отделяющую мою профессиональную деятельность от моей судьбы, потому, что это и есть моя философия, мой путь к счастью, моя дорога, ведущая к бесконечному повторению и продолжению в душах и судьбах  учащихся. С ними я познаю мир, учу их и учусь сама вместе с ними, ищу новое и внедряю его в свою деятельность. И этот путь бесконечен. И в этом – счастье и смысл моей жизни.

На свете есть много различных  профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней,

Чем та, кем работаю я.

            Моими вдохновителями и наставниками были мои родные. В этом нет ничего удивительного. Я - педагог в третьем поколении. Династия педагогов началась с моей бабушки и дедушки, моей тёти и конечно же с моего отца – педагога с 43-летним стажем, отличника народного просвещения.  Мой отец всегда остаётся главным УЧИТЕЛЕМ в моей жизни, образцом творческого, бескорыстного служения детям.  Любовь к детям, жажду знаний, веру в себя и преклонение перед школой как началом всех начал, я переняла у него и все годы стремлюсь передать это ребятам.

Пусть не черствеют наши души,

И в сердце доброта царит,

Не важен облик твой наружный,

А важно, кто же ты внутри…

          Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: доброты, заботы, уважения, любви к детям, слова педагога, силы личного примера, справедливости. К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

          В этом и есть моё высокое предназначение – помочь педагогам и родителям понять, принять ребенка таким, какой он есть, не пытаясь воплотить в нем свои несбывшиеся мечты и надежды. Он самостоятельная личность, у него своя судьба.

        Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Задумайтесь, насколько порой ребенку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё происходит», и оттого обострённее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих. Ребёнку труднее регулировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые, находить им замену или компенсацию. Помочь детям понять, кто есть кто, понять себя – тоже непросто. И если мне это удаётся, я говорю себе, я – социальный педагог и я горжусь этим! Мир ребенка чрезвычайно разнообразен, порой нам непонятен. Но этот мир – мир детского сознания – рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит нам его голосом, выражает себя в его поступках. Когда-то и мы были такими, но забыли это.

        Как же понять ребенка? Заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить  с детьми. Дети любят нас и ждут от нас взаимности, тепла. Мы – тот мир, в котором сосредоточенны все детские надежды и чувства.

          Только любовь и понимание поможет увидеть ребенка с другой стороны, разобраться в его непростом внутреннем мире, осознать мотивы тех или иных его поступков. И тогда какие-то недостатки ребенка  покажутся не столь страшными и уж, по крайней мере, не свидетельствуют о формирующейся испорченности, что многие черты, вызывающие у взрослых неодобрение и настороженность, объясняются простыми и естественными причинами и легко изживаются сами по себе. Нужна смелость педагога, способного увидеть за хулиганской выходкой ребёнка, за его реакцией неприятие чего-либо, за молчанием или демонстрацией негативного отношения, глубокий страх перед жизнью, непонимание себя.

        В наше довольно жестокое время, когда родители обременены решением материальных проблем своей семьи, очень важно, чтобы у каждой юной души был человек, к которому ему можно было прийти как с радостью, так и с бедой и найти понимание в самых щепетильных ситуациях.

       Я для каждого ребёнка в школе, прежде всего, старший друг и советчик, уважаемый и мудрый наставник, интересный человек, способный дать ответы на все вопросы или подсказать пути самостоятельного поиска таковых.

       Для меня быть социальным педагогом – значит, каждый час  и день своей жизни посвящать детям, любимому делу. Книги, которые я читаю, публикации, которые заинтересовали меня, фильмы, затронувшие душу, увиденное в музеях, яростные спортивные сражения, трагические гримасы современной политики, холодная прелесть весеннего снегопада, буйство майского цветения – всё переплавляю я в слово, дающее моим воспитанникам всю полноту и многообразие жизни. Я искренне делюсь с ними всем пережитым – и они платят мне тем же.

       Настоящего педагога, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречная нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение всеми современными методами, формами и средствами, глубокое знание психологии, а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние.

Педагог – он вечный созидатель.
Он жизни учит, и любви к труду.
Я педагог, наставник, воспитатель,
За что благодарю свою судьбу.

        Именно доброта, любовь в самом широком понимании этого слова стали для меня и ключом к профессии, и её содержанием. Они залог моих достижений и успехов. Ведь успех есть там, где живут любовь и доброта.

Думала: главное – формировать,

Делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать,

Править, лепить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несёт.

А оказалось – всего лишь любить.

Только любить, вот и всё.

        Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя забота и любовь согреют их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.

И цель одна: чтоб детям дать добро,

Частичку сердца, да уменье жить.
Чтоб вышли в люди, не упав «на дно»,
За что смогли бы нас благодарить.

Фоменко лилия Викторовна

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий классного часа

«Права ребёнка»

для учащихся 2-3 классов

Автор: Фоменко Лилия Викторовна,

социальный педагог

п. Сингапай

2017 год

Классный час "Права ребенка".

Актуальность мероприятия.

 Успехи на пути формирования правового государства зависит не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от уровня правовой культуры граждан. Одна из задач школы – способствовать развитию правовой культуры и правосознания учащихся, будущих граждан России, в процессе усвоения ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, а главное – через получение практических навыков применения этих знаний в жизни.

Цели:

1. развитие у учащихся представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей.

      Задачи:

- познакомить учащихся с основными группами прав Конвенции о правах ребенка;

- формирование правовой культуры;

- развитие умения высказывать свое мнение, не нарушая прав других.

        Оборудование: мультимедия, карточки-заготовки, фломастеры, ручки,

Методы работы: беседа, игра, групповая работа, творческое задание.

Возраст участников: учащиеся 2-3 классов.

Время занятия: 45 минут.

Ожидаемые результаты:

•        учащиеся познакомились с правами детей (Конвенция о правах ребенка);

•        во время работы дети были доброжелательны,  показали умение высказывать собственное мнение и выслушивать одноклассников.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим на очень важную тему, которая касается всех нас вместе и каждого из вас в отдельности. А о чём же пойдёт речь? Расположите буквы так, чтобы получилась фраза. Она и станет ключиком к сегодняшнему мероприятию (Права ребёнка). Молодцы.

Прежде, чем начать мне бы хотелось напомнить вам о некоторых правилах общего разговора:

-слушай внимательно, не перебивай!

-говорить не заставляем, но и не запрещаем!

-не повторяйся в выступлениях!

-говори точно и только по делу!

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это наши права. Права человека есть у всех людей.

Ребята, попробуйте объяснить смысл слова «права».

Вывод: это данные человеку возможности жить в обществе как свободной личности. Права никто не даёт, человек получает их от рождения.

Вы, дети, самое дорогое, что есть у ваших родителей. О вас заботится государство, и даже в вашу честь есть праздники, которые отмечаются не только в нашей стране.

– Кто знает, о каких праздниках я говорю? (День защиты детей – 1 июня, всемирный день ребенка – 20 ноября).

– Как вы думаете, где можно узнать о правах человека и его обязанностях? Как называется основной закон нашей страны? (Конституция). Что же такое Конституция?

12 декабря отмечался праздник – День Конституции. Именно в этот день в 1993 году была принята Конституция, основной закон, по которому мы с вами живем.

– Как вы думаете, почему государство заботится о детях?

– Существует специальный документ, в котором прописана необходимость заботы о детях. Отгадайте, как он называется. (Конвенция). Что же такое Конвенция? Видео ролик.

Физкультминутка “Хлопай-топай”.

– Если действия, которые я буду называть, вы считаете неправильными – тогда топаете, а какие, наоборот, подходят для вас – хлопайте.

Помощь маме.

Посещение концерта.

Нарушение обещания.

Посещение кружка, секции.

Помощь другу.

Драка.

Невыполнение домашнего задания.

Признание своих ошибок.

Грубость в разговоре, поведении.

У нашей планеты есть главный помощник – ОСЛЦЕН.

Кто же этот таинственный незнакомец? Солнце.

Как солнце помогает всем нам?

И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

– Как вы думаете, что для нас является самым ценным, самым дорогим? (Открывается лучик со словом “жизнь”)

Вывод: человек имеет право на жизнь (картинка на доске).

– Не менее важным, подсказывает солнышко, является … (здоровье).

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Картинка на доске).

– Ой, смотрите, лучик нас куда-то зовет. Пойдем?

Это сказочные герои (волк, лиса). Вы их узнали? Они здесь собрались неслучайно. Вспомните, чьей жизни они угрожали.

Солнышко радо, что вы справились с заданием. Идем дальше.

– Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей; открывается слово “семья”).

Вывод: каждый человек вправе иметь семью, жить в семье (картинка на доске).

– Лучик опять нас зовет в какую-то сказку.

– Что же это за сказка? (Морозко).

Почему же эта сказка перед нами?

Открываем следующий лучик – образование.

Вывод: каждый человек имеет право на образование (картинка на доске).

Зачем здесь Буратино? Конечно, он не воспользовался своим правом на образование. Расскажите, что с ним произошло.

Солнышко нас к себе зовет. Следующий лучик – отдых.

Вывод: Каждый человек имеет право на отдых (картинка на доске).

Вспомните циркового льва, который очень хотел отдохнуть на каникулах у бабушки? (Бонифаций).

Загорелся лучик – дом.

Вывод: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища (картинка на доске). (Три поросенка).

Ну что ж, молодцы. Вместе вы легко справляетесь со всеми заданиями. А теперь очень трудный вопрос. Попробуйте отгадать, о каких сказочных героях идет речь.

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им. Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек).

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Ребята, а для чего необходимо знать свои права, чтобы... Ответы детей.

Вы сегодня многое узнали,

         Думаю, что вовсе не скучали.

Итог все вместе подведем,

         И правила класса соберем.

Выберите те высказывания, по которым будет жить ваш класс:

– Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.

– В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

– Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

– В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

– Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

– В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

– Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

– Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

– Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

– Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

– Надо быть лично ответственным за свои слова и поступки.

– Надо следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.

        Предлагаю ещё поиграть. Игра называется «Разрешается – запрещается» (детям раздаются знаки красного и зелёного цвета).

Посмотри на этот знак:

 Человек поднял флаг.

 Слушать мнение ребенка (разрешается).

 Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

 Бить, наказывать ребенка

 Строго (запрещается)

 С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

 Эта грань обозначает:

 Мать с ребенком разлучают.

 Это (запрещается).

 Рисовать и петь учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

 Этот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

 Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

 Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Вашим помощником сегодня было солнышко. Какую роль оно выполняло? Сегодня солнышко играло роль правовых знаний. Я очень довольна вашей работой, моё солнышко подтверждает это. Если вы сегодня многое узнали, вам было интересно на занятии, то ваше солнышко присоединится к моему. Детям предлагается нарисовать смайл-солнце на заготовках и прикрепить на доску в виде большого солнца.

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым

Было очень интересно с вами общаться. Наше занятие подошло к концу.

Я вас благодарю.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»http://dszolushka.caduk.ru/images/yachfyiv

Сценарий родительского собрания

 «Толерантность – залог успешной социализации человека»

Автор: Фоменко Лилия Викторовна,

социальный педагог

п. Сингапай

2017 год

Сценарий родительского собрания

 «Толерантность – залог успешной социализации человека»

Актуальность мероприятия: 31 декабря 1999 г. в России принят план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Проблемы межкультурного общения  и толерантности являются весьма актуальными в ХМАО-Югре, Нефтеюганском районе.  Актуальны они и в нашей школе, где обучаются представители 18 национальностей.  Многонациональная среда  - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Вопросы толерантности целесообразно решать совместно с родителями.

Цель проведения родительского собрания: повышение уровня культуры родителей в вопросах толерантности в семейном воспитании.

Цель данного мероприятия позволит организовать взаимодействие школы и родителей в вопросах толерантного воспитания учащихся.

Задачи:

1. создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении темы собрания;

2. познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека;

3. способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества;

4. побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям, к детям и к себе.

Правовые основы организации родительского собрания:  Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Международная конвенция прав детей, Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. (утверждена постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497), ООП НРМОБУ «Сингапайская СОШ».

Реализация родительского собрания позволит:

1. способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод каждого члена семьи;

2. сформирует у родителей  навыки бесконфликтного общения и противостояния социально опасному влиянию;

3. способствует преодолению границ этнокультурной изоляции;

4. обеспечит необходимую адаптацию и социализацию детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.

Направление мероприятия: духовно – нравственное.

Жанр мероприятия: родительское собрание. 

Инструментарий включения родителей в образовательный процесс (мероприятие): беседа, тренинги, проектирование проблемной ситуации, родительский практикум, памятка для родителей.

Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей): опрос, рефлексия.

Психолого-педагогические основы коммуникации: тренинги.

Содержание мероприятия.

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть Вас. Проблема, которая является предметом нашего обсуждения, актуальна на сегодняшний день. Необходимость ее решения связана с  тем, что толерантность человека является одним из фактором успешной социализации и определяет жизненный путь человека. Мы – часть  общества. Вокруг нас миллионы  людей. Мы не задумываемся, что каждый из нас абсолютно уникален, нет одинаковых людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Включение в тему. Упражнение «ИЗОБРАЗИ  ЧЕЛОВЕКА».

Все родители получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)

Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово толерантность. Именно об этом я хочу поговорить на нашем собрании.

Тема собрания очень актуальна и важна в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения. Вопросы формирования нравственной культуры школьников нельзя отдавать только на откуп школе, эту проблему надо решать совместно с семьей. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе. Но реальная действительность диктует совсем другое.

1 этап. Родительский практикум.

Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь. Это особенно важно, поскольку в первый год жизни нового человека формируется его базовое доверие к миру. И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь. В первый год жизни ребенка особое значение имеет мать, вообще этот период времени можно смело назвать годом матери. Именно она удовлетворяет все потребности малыша. Но, между тем, присутствие отца тоже имеет важное значение. Во-первых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребенка и именно от его поведения зависит самочувствие матери. Во-вторых, ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье. Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее, чем уже сделано и хочется ее радовать.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.

Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

Упражнение для родителей «Другой ребенок».

Каждому родителю выдается карточка с надписью.

Надписи:

«Я заикаюсь»;

«Я ношу вещи старшей сестры (брата);

«Я люблю вышивать и плести из бисера» (мальчик);

«У нас нет машины»;

«Меня воспитывает бабушка»;

 «Я меньше всех в классе»;

«Я не умею давать сдачи»;

«Я не умею сидеть спокойно»;

 «Я всё время плачу, если у меня что- то не получается»;

«Я постоянно опаздываю на первый урок» и другие.

Учитель тоже берёт себе табличку с надписью.

Мы не будем демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам. Но я даю минуту, для того, что бы вы представили себя маленьким ребенком, который прожил на свете всего шесть-семь лет, и о котором все думают только то, что написано на вашей карточке. Время пошло…(Спустя минуту).

Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию. Расскажите, что вы чувствуете? А теперь мы поучимся толерантности. Мы увидим в «другом», непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок шепелявит,…зато он прекрасно бегает!»

Каждый родитель по очереди называет качества, написанные на карточках, а другие предлагают альтернативные, «позитивные» варианты. Когда каждому, «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «Зато…», я вам снова прошу почувствовать свое состояние, что вы чувствуете сейчас? Я МОЛОДЕЦ!

Я подняла сегодня эту тему не только для того, чтобы обсудить данную проблему, но и сделать каждому для себя определенные выводы.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.

В школе сейчас появляются дети с ограниченными возможностями здоровья, много детей разных представителей наций.  Мы должны этих детей принять такими, какие они есть. Я предлагаю Вам поиграть в игру.

2 этап. Проблемная ситуация для родителей.

Существует понятие кубик толерантности - наглядное представление ликов толерантности. Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.

Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

        Схема достойного выхода из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: "Когда ты накричала на меня при ребятах…".

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: "… я почувствовал себя неудобно…".

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: "… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…".

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: "… тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям".

Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне нее.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего.

3 этап. Памятка для родителей.

Помните дорогие родители:

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

Заключительные слова. Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.

Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.

Итог собрания. Рефлексия.

Подводя итоги нашего собрания, мне хотелось бы задать ещё три вопроса и выслушать ваши мнения. Предлагаю три группы. (Можно поднять карточку с вопросом).

Вопрос первый: ПОЧЕМУ?

(ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека?)

Вопрос второй: ЗАЧЕМ?

(ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека?)

Вопрос третий: КАК?

(КАК мы должны воспитывать толерантного человека?)

Решение родительского собрания.

1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.

2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.

В заключении я предлагаю вам увидеть лица тех, ради кого здесь собрались (фото презентация). Спасибо, что приняли участие в работе нашего собрания!

Данный алгоритм включения родителей в родительское собрание позволит: 1) сформировать у родителей  навыки бесконфликтного общения и противостояния социально опасному влиянию на детей; 2) обеспечить необходимую адаптацию и социализацию детей из семей мигрантов.

        По результатам проведенного мероприятия вносятся корректировки в план работы с родителями: проведение индивидуальных консультаций с родителями, включение нуждающихся родителей в работу Центра культурно-языковой адаптации детей – мигрантов, организация патронажа семей по необходимости.

Список источников

Нормативно-правовая база:

  1. Конституция РФ;
  2. Семейный кодекс РФ;
  3. Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;
  4. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»;
  5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. (утверждена постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497);
  7. Основная Образовательная программа НОО на 2016-2017 гг. НРМОБУ «Сингапайская СОШ», утверждённая приказом от 25.08.2016 г. № 386

Литература, используемая для разработки сценария

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.;
  2. Лучина Т. Родительские собрания вместе с учащимися. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 2000.;
  3. Николаева Л. Педагогика понимания. Газета «Начальная школа», 1997.;
  4. Перегибов Г. Азбука воспитания: советы родителям. Журнал «Воспитание школьников» № 7, 2001.;
  5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. М. 2004.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.babyblog.ru/community/post/psy/1674568
  2. http://college.future.org.ru/sami/PROEKT/toler.htm
  3. http://festival.1september.ru/articles/623101/
  4. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/vospitanie-tolerantnosti-0
  5. http://www.materinstvo.ru/art/793/

 


Предварительный просмотр: