Кирилло- Мефодиевские чтения

Кушнаренко Лидия Александровна

Предварительный просмотр:

Результативность участия обучающихся

в Кирилло-Мефодиевских чтениях

№ п/п

Год

Наименование мероприятия

Место

Региональный этап

1

2016

Афон – духовный светоч православия  

Победитель

Муниципальный этап

2

2016

Афон – духовный светоч православия  

Призер

3

2017

День всех влюбленных в России

Призер

4

2018

Духовно-нравственное воспитание подростков в книгах современных авторов

Призер



Предварительный просмотр:

XIII  городские  молодежные
Кирилло – Мефодиевские чтения

Духовно-нравственное воспитание подростков в книгах современных авторов

 

 Не плоть, а дух растлился  в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует…

                               Ф. Тютчев

    Слова «библиотека» и «Библия» происходят от греческого biblion - книга. И это  глубоко символично. В Писании сказано: «В начале было Слово». Словом Божьим создан небесный и земной мир.  Слово - материальное воплощение духа, человеческой мысли,  духовных плодов человеческого разума, основа общения.     Слово  родило язык. Язык родил книгу. Следуя этой логической цепи, можно сказать, что книге самим Богом предначертано быть хранительницей и проповедницей духовности.

Чтение – неотъемлемая часть нашей жизни.   Перефразируя известное выражение можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты».

Часто  приходиться слышать от родителей и педагогов о том, что подросткам предпочтительнее читать классику, чем современные книги, потому что они низкого качества и ничему хорошему научить не могут.  Безусловно, классическую литературу читать необходимо, но надо читать и литературу современных авторов, т.к. это тоже очень влияет на культурное, духовное развитие подростков. Современные книги ребята будут с удовольствием читать, т.к. они написаны для них, их  современным  языком, они помогают подросткам  справиться с проблемами, тогда как произведения классических авторов они  читают только потому, что это необходимо для учебы.

Хороших книг для подростков немало, но я расскажу о тех, которые, на мой взгляд, заслуживают наибольшего внимания. Вот некоторые из них: Эдуард Веркин «Облачный полк»; Ольга Громова «Сахарный ребенок»; Владислав Крапивин «В ночь большого прилива»; Тамара Крюкова «Ведьма»; книги  Альберта Лиханова; Николай и Светлана Пономаревы «Боишься ли ты темноты?», «Фото на развалинах»; Михаил Самарский «Радуга для друга».

Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых. 

Среди подростковой литературы популярны следующие темы: война, сиротство, беспризорничество, неполные семьи, социальное устройство общества, переосмысление отечественной истории.

Книга Эдуарда Веркина «Облачный полк» - о войне и о детях на войне. Этой книге сами дети отдали первое место на всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». Повесть поражает своей достоверностью, почти документальностью…

Взгляд из XXI века в страшный 43-й. Холод. Грязь. Саныч и его младший напарник ведут «пленного гада» в партизанский отряд. Очень долго читатель не догадывается, что Саныч тоже подросток, мальчишка, который верит, что он «заговорен» и от пули, и от фотоаппарата (ну никак корреспонденту его не снять), верит в «топтунов» и опасается строгой девушки Алевтины… А еще постоянное чувство голода, мечта «наесться».

История партизанского отряда выписана крупными мазками, эпизод сцепляется с эпизодом. Только к самому концу повествования становится понятно, что Саныч – это Лёня Голиков, тот самый пионер-герой, портреты которого висели среди других портретов пионеров-героев почти в каждой советской школе.

Один из современных отечественных авторов для подростков, во многом сохраняющих связь с отечественной традицией, — Дина Сабитова. Центральная тема ее творчества — сиротство.

У новой книги Дины Сабитовой «Три твоих имени» целых три положительных финала. Ну, или два плохих, и один хороший. У  героини три жизни, в каждой из которых она носит новое имя. Книга начинается с того, что в глухом сибирском селе, в семье пьющего пастуха растет девочка. Родители Ритки слишком заняты водкой и гостями, и, когда она идет в первый класс, в школу ее собирает соседка. Эта часть книги заканчивается пожаром, сгорает Риткин родительский дом. Дальше дорожка сюжета раздваивается - в конце первой части книги отец девочки «берется за ум» и собирается заново отстраивать свое жилище. Но следующая глава начинается с того, что после пожара сирота Марго попадает в детдом, откуда ее забирает к себе школьная медсестра. Однако, вскоре приемная семья переезжает в другой город, и «дочку» почему-то с собой не берет, девочку возвращают в детдом. Свою приемную мать Марго зовет «мамой», но та, видимо, относится к своим усыновительским обязанностям формально, и делает для «дочки» только то, что оплачено государством. Но в конце второй части тоже есть вариант положительного финала — приемному отцу Марго удается уговорить свою жену, и девочка едет в другой город вместе со своими новыми родителями. Третья часть книги снова начинается в детдоме. Там живет девочка-подросток. Она хочет в семью, но уже великовата для усыновления. Но о героине сняла ролик приехавшая в детдом телегруппа. Гошка (теперь ее зовут так) начинает переписываться с людьми, которые откликнулись на передачу, но никто из потенциальных родителей не торопится забрать девочку домой. В конце концов, происходит чудо — Гошка попадает в семью, где ее любят. Последний, настоящий, финал книги бесспорен и основателен.

Лауреат Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков 2014 года стала Светлана Лобузнова с повестью «Билет до Луны». Вся трудовая деятельность Светланы Лобузновой связана с детьми: она работала педагогом в детском доме, педагогом-организатором в детской библиотеке, воспитателем в детском саду.

«Билет до Луны» - простая, искренняя и немного грустная книга, где есть место чуду – «билету до Луны» Повествование ведется от лица взрослого мужчины, бывшего воспитанника детского дома Юрки по прозвищу Челентано / Чили, которому как раз и повезло вытянуть счастливый билет, «билет до Луны» - обрести свою утраченную семью. Читатель вместе с главным героем путешествует сквозь воспоминания, запечатленные, словно на пленке скрытой кинокамеры, о «детстве в людях», о грустных и счастливых моментах, первой любви, верном друге и добрых и не очень добрых людях. Здесь есть место и драме, и юмору, и даже мистике. Юра вспоминает о неуютности казенных комнат, об особой атмосфере «подлодочной» столовой, о расчетливости отдельных чиновников, о сердечном участии воспитателей, о горе «возвращенцев», о радости усыновляемых, о богатом воображении детей и взрослых, скрашивающим порой очень нелегкую детдомовскую жизнь… Все это сплетается в причудливый узор непростой человеческой жизни. Но, несмотря на пережитые утраты и разочарования, главный герой заключает: «Умейте прощать, ребята. И то, что было, и то, чего не было. Жизнь так коротка, что не заметишь, как она пробежала четвертью, половиной и осталась маленьким кусочком, как луна на исходе. Обиды и пустая трата времени сотрут и этот последний кусочек. Не пускайте плохие мысли в себя. Просто живите и радуйтесь».

Один из сложнейших вопросов, которые затрагивает подростковая литература, это вопрос «исторической идентичности». Кто я перед лицом истории, ответственен ли я, как личность, за все человечество, может ли историческое прошлое воплотиться во мне и в моей повседневности? Первая книга, рассказывающая подросткам об историческом прошлом нашей страны - это книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок».

Книга записана автором  со слов Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском союзе. (Стелла Нудольская – соседка Ольги Константиновны).

Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы). Но, несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: читают стихи, поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге. САХАРНЫЙ РЕБЕНОК - это во многом "роман воспитания", история о любви, о том, что такое достоинство и что такое свобода. Точнее всего о свободе говорит мама Эли: "Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя".

Книга написана простым и доступным языком для подростков. В книге говорится о том, что как бы тяжело не было, нельзя сдаваться. Надо всегда верить в лучшее. И хорошие люди всегда есть, они помогут в трудную минуту.

Среди современных книг для подростков  есть замечательные книги о взаимоотношениях между сверстниками и учителями, книги о животных, об инвалидах.

Хочу особое внимание  обратить на творчество писателя А.А. Лиханова. Его книги популярны не только среди детей, но и среди взрослых. Каждое его произведение – это   «Уроки нравственности с А.А.Лихановым».

В заключении хочу сказать, что духовно-нравственное воспитание подростков – тема очень обширная и непростая. Подводя итог и задаваясь вопросом: какой всё-таки должна быть подростковая литература, хочу сказать, что книги должны быть написаны понятным и красивым русским  языком, без морали и нравоучений. Хорошая книга должна вызывать размышления и споры.  Хорошая литература для подростков - это искренняя, захватывающая, обязательно хорошая история. Хорошая литература взращивает культуру. «Культуру не изучают, ее нужно взращивать в человеке многими годами. Только соединение школы с культурой даст результат. Иного пути нет. Соединение именно с духовной культурой, с культурой отношения к миру»…  (Борис Неменский)

Реферат подготовила:

Кудряшова Ульяна Николаевна,

учащаяся 9 Б класса

МАОУ «СОШ №10»

Руководитель:

Кушнаренко Лидия Александровна,

учитель русского языка  и литературы

МАОУ «СОШ №10»

г. Когалым,  2018 г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание в книгах современных авторов для подростков Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует… Ф. Тютчев

Слайд 2

Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты. Культуру не изучают, ее нужно взращивать в человеке многими годами. Только соединение школы с культурой даст результат. Иного пути нет. Соединение именно с духовной культурой, с культурой отношения к миру ... ( Борис Неменский )

Слайд 3

Эдуард Веркин «Облачный полк »; Ольга Громова «Сахарный ребенок»; Владислав Крапивин «В ночь большого прилива»; Тамара Крюкова «Ведьма»; Марк Леви «Похититель теней »; Книги Альберта Лиханова ; Николай и Светлана Пономаревы «Боишься ли ты темноты?» «Фото на развалинах»; Михаил Самарский «Радуга для друга» и другие.

Слайд 4

Книга Эдуарда Веркина «Облачный полк» - о войне и о детях на войне. Этой книге сами дети отдали первое место на всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества « Книгуру ». Повесть поражает своей достоверностью, почти документальностью. Взгляд из XXI века в страшный 43-й. Холод. Грязь. Саныч и его младший напарник ведут «пленного гада» в партизанский отряд. Очень долго читатель не догадывается, что Саныч тоже подросток, мальчишка, который верит, что он «заговорен» и от пули, и от фотоаппарата (ну никак корреспонденту его не снять), верит в «топтунов» и опасается строгой девушки Алевтины… А еще постоянное чувство голода, мечта «наесться». История партизанского отряда выписана крупными мазками, эпизод сцепляется с эпизодом. Только к самому концу повествования становится понятно, что Саныч – это Лёня Голиков, тот самый пионер-герой, портреты которого висели среди других портретов пионеров-героев почти в каждой советской школе.

Слайд 5

У новой книги Дины Сабитовой «Три твоих имени» целых три положительных финала. Ну, или два плохих, и один хороший. У героини три жизни, в каждой из которых она носит новое имя. Книга начинается с того, что в глухом сибирском селе, в семье пьющего пастуха растет девочка. Родители Ритки слишком заняты водкой и гостями, и, когда она идет в первый класс, в школу ее собирает соседка. Эта часть книги заканчивается пожаром, сгорает Риткин родительский дом. Дальше дорожка сюжета раздваивается - в конце первой части книги отец девочки «берется за ум» и собирается заново отстраивать свое жилище. Но следующая глава начинается с того, что после пожара сирота Марго попадает в детдом, откуда ее забирает к себе школьная медсестра. Однако, вскоре приемная семья переезжает в другой город, и «дочку» почему-то с собой не берет, девочку возвращают в детдом. Свою приемную мать Марго зовет «мамой», но та, видимо, относится к своим усыновительским обязанностям формально, и делает для «дочки» только то, что оплачено государством. Но в конце второй части тоже есть вариант положительно финала — приемному отцу Марго удается уговорить свою жену, и девочка едет в другой город вместе со своими новыми родителями. Третья часть книги снова начинается в детдоме. Там живет девочка-подросток. Она хочет в семью, но уже великовата для усыновления. Но о героине сняла ролик приехавшая в детдом телегруппа . Гошка (теперь ее зовут так) начинает переписываться с людьми, которые откликнулись на передачу, но никто из потенциальных родителей не торопится забрать девочку домой. В конце концов, происходит чудо — Гошка попадает в семью, где ее любят. Последний, настоящий, финал книги бесспорен и основателен.

Слайд 6

«Билет до Луны» - простая, искренняя и немного грустная книга, где есть место чуду – «билету до Луны» Повествование ведется от лица взрослого мужчины, бывшего воспитанника детского дома Юрки по прозвищу Челентано / Чили, которому как раз и повезло вытянуть счастливый билет, «билет до Луны» - обрести свою утраченную семью. Читатель вместе с главным героем путешествует сквозь воспоминания, запечатленные, словно на пленке скрытой кинокамеры, о «детстве в людях», о грустных и счастливых моментах, первой любви, верном друге и добрых и не очень добрых людях. Здесь есть место и драме, и юмору, и даже мистике. Юра вспоминает о неуютности казенных комнат, об особой атмосфере « подлодочной » столовой, о расчетливости отдельных чиновников, о сердечном участии воспитателей, о горе « возвращенцев », о радости усыновляемых, о богатом воображении детей и взрослых, скрашивающим порой очень нелегкую детдомовскую жизнь… Все это сплетается в причудливый узор непростой человеческой жизни. Но, несмотря на пережитые утраты и разочарования, главный герой заключает: «Умейте прощать, ребята. И то, что было, и то, чего не было. Жизнь так коротка, что не заметишь, как она пробежала четвертью, половиной и осталась маленьким кусочком, как луна на исходе. Обиды и пустая трата времени сотрут и этот последний кусочек. Не пускайте плохие мысли в себя. Просто живите и радуйтесь». Напоследок хочу познакомить вас с невероятной, потрясающей, одной из запоминающихся на всю жизнь книгой, книгой, которая дарит легкость, свет, веру в людей.

Слайд 7

Это книга Грегори Хьюза «Луна с неба». Книга самого загадочного английского писателя, которая потрясла весь мир. Грегори Хьюз родился в Ливерпуле (Англия), восьмым ребёнком в семье, где было девять детей. Его исключили из школы и отправили в приют для трудных подростков, о чём он вспоминает с удовольствием. После нескольких бесшабашных лет Хьюз отучился в университете, а потом отправился смотреть мир. Потеряв родителей, 12-летний Боб и его младшая сестра Мэри Клэр , по прозвищу Крыса, стали сиротами. Но это не те сироты, которых отправляют в приют. Боб и Крыса - умные и смелые, они отправляются на поиски своего единственного оставшегося в живых родственника - дяди, который живёт в Нью-Йорке. Что ждёт их в большом городе? Самое невероятное путешествие всех времён. Ребята тайком, пробираются в товарный поезд, в котором проезжают через всю Канаду, пересекают границу, на велосипедах добираются до Нью-Йорка, где их захватывающая история только набирает обороты. Опасные латиноамериканские кварталы и сверкающий огнями Бродвей, ночи под открытым небом в Центральном парке. Некоторые встречи сулят опасность, поэтому три тысячи километров, которые они преодолели от Виннипега до Нью-Йорка, становятся для них серьёзной школой жизни. Боб и Крыса успевают подружиться с бродягой, контрабандистом, звездой мирового рэпа , помогают обнаружить опасного преступника и попадают на первые полосы газет. Трогательная история уже покорила немало сердец по всему миру. Это книга, которую нужно не просто прочитать, её нужно пережить. Вы просто не сможете не влюбиться в её героев! В заключении хочу сказать, что духовно-нравственное воспитание подростков – тема очень обширная и непростая.



Предварительный просмотр:

Городские Кирилло-Мефодиевские чтения

День всех влюбленных в России

В этот день расцветают сердца
Всех любимых и любящих пар.
Пронести всю любовь сквозь года –
Это самый божественный дар.

Сколько слов, сколько песен сложено об удивительном и не совсем понятном подросткам явлении любовь. Но почти все в неё «играют»… В морозный зимний день 14 февраля в День святого Валентина ребята обмениваться «валентинками», на 8 Марта дарят подарки… Во всем подражаем взрослым, а значения такого красивого слова как «любовь» и не знаем.  

Именно этот вопрос мы хотели раскрыть в ходе  исследования, которое исходит из проблемы: почему происходит трансформация отношения современной молодёжи к нашему духовному наследию, народным традициям, почему заглядываемся на зарубежные праздники, почему пренебрегаем  истоками народной мудрости?

Актуальность данной темы неоспорима, потому что нравственная ценность духовного наследия  молодыми людьми недооценивается.

Таким образом, цель нашей работы: исследовать влияние праздника «День семьи, любви и верности» на  формирование у молодёжи  семейных ценностей, ответственного и  осознанного  отношения к созданию семьи.

В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:

  • выявить отношение молодёжи к европейскому празднику «День святого Валентина» и  православному «День семьи, любви и верности»;
  • проанализировать развитие православной культуры под воздействием Дня Петра и Февронии (второе название русского православного  праздника);
  • определить тенденции в развитии нравственной культуры российского государства.

Объект: нравственная культура молодого поколения.

Предмет: русский праздник ««День семьи, любви и верности»» - духовный светоч православия.

Гипотеза: если в доме, в школе, в России не будут говорить об истоках православной веры, то будет разрушаться духовная связь между поколениями, будут разрушаться семейные узы, будут исчезать нравственные ценности у молодых.

Методы исследования:

  • изучение дополнительной литературы, интернет - источников;
  • анализ и обобщение данных.

Конечно в слове «любовь» я вряд ли разберусь, пока еще не испытала такого чувства, о котором много говорят, пишут, снимают кино, но на примере своей семьи и семей моих родных, одноклассников, друзей попробую в чём-то разобраться и  что-то понять.

День любви? В России?…Да-да-да! Оказывается, что в России есть свой праздник любви, называемый «Днем семьи, любви и верности» и отмечаемый русской православной церковью 8 июля (25 июня по старому стилю) в день памяти святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии.

Сильное государство только тогда сильно, когда в нём крепкие семьи, когда в них чтутся нравственные традиции, правила. «Жизнь прожить – не поле перейти» - гласит народная мудрость. А тут жизнь прожить с чужим человеком. Да, вы не ослышались: именно с чужим. Период ухаживания, влюблённости не есть ещё любовь, это всего лишь симпатия к другому человеку. А чтобы муж и жена стали родными, им  надо ни один пуд соли съесть. Вот тут и начинаются испытания любви в выбранной половинке. И муж не всегда умеет себя сдерживать – ругается, кричит, и молодая хозяйка, оказывается, не умеет готовить, вести домашнее хозяйство. И вот тут на помощь молодым приходят их родители со своим житейским опытом, мудростью. И если молодые действительно любят друг друга, то обязательно прислушаются к советам взрослых и сохранят, и поддержат друг друга в первых шагах семейной жизни.

8 июля в самый разгар лета среди православных людей отмечается красивый праздник «День семьи, любви и верности». События, которые послужили началу этого праздника, слагались не просто, и героям пришлось испытать немало трудностей, чтоб они поняли, что они созданы друг для друга.

«Есть в русской земле город, называемый Муромом…». Так начинается почти сказочная «Повесть о Февронии и Петре Муромских», которую мы изучали по литературе в 7 классе. Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было видение, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию за ее заботливость и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка выходила князя, однако он не сдержал своего слова. И болезнь снова возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он тогда женился на своей спасительнице.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час – 8 июля (по старому стилю – 25 июня) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они чудесным образом оказались вместе. Так и похоронили святых супругов в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Только спустя 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Итак, с 1528 года русские православные люди молятся этим святым о помощи в создании крепкой, дружной семьи (но я думаю, что им молились и раньше), где царили бы любовь и согласие, верность и преданность.

 Но вот с недавнего времени нам стали активно предлагать отмечать европейский праздник всех влюблённых. Мы с радостью согласились, и вряд ли кто вспомнил, что у нас в России есть аналог этого дня, а уж историю его и вовсе забыли.

Всё началось в 2001 году, когда глава города Мурома, где покоятся мощи святых супругов, а именно в Свято-Троицком женском монастыре, Валентин Качеван принял решение отмечать день города 8 июля, объединив праздник с Днём семейных ценностей. По словам мэра, это не только дань религиозности, а прежде всего забота о воссоздании исторического облика города. В дальнейшем администрация Мурома начала предпринимать усердные попытки сделать местный официальный праздник всероссийским. И уже в апреле 2007 года в ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил о решении объявить 2008 год «Годом семьи». Указ был подписан в июле, а председателем оргкомитета был назначен первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Проведение этого праздника так же одобрил и благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Символом торжества была выбрана ромашка - полевой цветок, самый распространённый в это время года в России, символизирующий мечты о любви и верности. (Кто из нас хоть раз не гадал на ромашке «любит - не любит?»). С этого времени день супружеской любви и семейного счастья празднуется практически в каждом населенном пункте России. Одно из общих мероприятий является вручение медали «За любовь и верность». Ею награждаются супружеские пары, прожившие в браке 25 и более лет, подающие пример крепости семейных уз, воспитавшие детей достойными членами общества. Для популяризации этого праздника в городах России устанавливаются памятники Петру и Февронии.

С 2015 года в Когалыме регулярно чествуют супружеские пары, прожившие в браке 25 и более лет, их награждают медалями «За любовь и верность». Очень приятно, что среди награждённых отмечены семьи учителей:  Сергея Ивановича и Аллы Юрьевны Говорищевых и Сергея Анатольевича и Ирины Степановны Перебатовых. Учителя подают нам пример высокой нравственности во всем: в школе, в жизни, в семье.

Мы провели небольшое исследование среди учащихся старших классов, по результатам которого хотели узнать, что знаю наши ученики о дне влюбленных в России.

Есть ли в православном календаре праздник, подобный Дню святого Валентина?

Варианты ответов

Количество ответов

Да

15

Нет

19

Не знаю

9

Как он называется и когда празднуется?

Варианты ответов

Количество ответов

День Петра и Февронии

2

День семьи, любви и верности

8

День влюбленных в России

17

Не знаю

16

Когда празднуется?

Варианты ответов

Количество ответов

8 июля

10

21 октября

6

14 февраля

27

Кто святые – покровители праздника?

Варианты ответов

Количество ответов

Святой Валентин

24

Князья Муромские Петр и Феврония

10

Николай Чудотворец

9

Что является символом праздника?

Варианты ответов

Количество ответов

Валентинка

27

Ромашка

12

Кольцо

4

Подводя итоги, с сожалением, приходится отмечать, что современная молодёжь мало интересуется народными и православными праздниками, которые являются их родными праздниками. Ведь мы – россияне, и мы должны знать и почитать свою отеческую культуру.

Нравственность едина во все века и для всех людей.

 Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

Д.С.Лихачев

Реферат подготовила:

Олейник Кристина Николаевна,

учащаяся 11А класса

МАОУ СОШ №10

Руководитель:

Кушнаренко Лидия Александровна,

учитель русского языка  и литературы

МАОУ СОШ №10

г. Когалым,  2017 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городские Кирилло-Мефодиевские чтения Секция: « Духовные ценности русской культуры» День всех влюбленных в России Реферат подготовила: Олейник Кристина Николаевна учащаяся 11 А класса МАОУ «СОШ №10» Руководитель: Кушнаренко Лидия Александровна учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» г

Слайд 3

В этот день расцветают сердца Всех любимых и любящих пар. Пронести всю любовь сквозь года – Это самый божественный дар.

Слайд 4

Проблема: почему происходит трансформация отношения современной молодёжи к нашему духовному наследию, народным традициям и праздникам. Актуальность: нравственная ценность духовного наследия молодыми людьми недооценивается. Цель: исследовать влияние праздника «День семьи, любви и верности» на формирование у молодёжи семейных ценностей.

Слайд 5

Задачи: выявить отношение молодёжи к европейскому празднику «День святого Валентина» и православному «День семьи, любви и верности»; проанализировать развитие православной культуры под воздействием Дня Петра и Февронии (второе название русского православного праздника); определить тенденции в развитии нравственной культуры российского государства. Объект: нравственная культура молодого поколения. Предмет: русский праздник ««День семьи, любви и верности»» - духовный светоч православия.

Слайд 6

Гипотеза: если в доме, в школе, в России не будут говорить об истоках православной веры, то будет разрушаться духовная связь между поколениями, будут разрушаться семейные узы, будут исчезать нравственные ценности у молодых. Методы исследования: изучение дополнительной литературы, интернет - источников; анализ и обобщение данных.

Слайд 7

В 1203 году князь Петр страдал от проказы. Его недуг исцелила крестьянка Феврония -дочь пчеловода, после чего они поженились. Они правили в городе Муром долго и счастливо и скончались в один день и в один час 8 июля в 1228 году.

Слайд 11

Символом торжества была выбрана ромашка - полевой цветок, самый распространённый в это время года в России, символизирующий мечты о любви и верности.

Слайд 12

Медаль «За любовь и верность»

Слайд 13

Памятники Петру и Февронии в городах России

Слайд 14

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя. Д.С.Лихачев



Предварительный просмотр:

Городские Кирилло-Мефодиевские чтения

Афон – духовный светоч православия  

«Российская Федерация, конечно, светское государство. Но мы все должны понимать, что православие – это стержень нашей страны. Вера нас объединяет, она нас удерживает.  Россия – государство с   духовным стержнем – православием.  Афон, и в частности  Русский монастырь на Афоне, – это изумруд в короне Русского Православия». (Директор РИСИ Л. П. Решетников).

Афон – это один из Уделов Пресвятой Богородицы( в православном предании «жребий» Божией Матери на земле — земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери.) Для людей церковных это говорит об очень важных вещах. Во-первых, если Пресвятая Богородица благословила быть здесь русским монахам, значит, Она благоволит к нашему народу – для нас это очень важно. Во-вторых, когда мы говорим "русские", то имеем в виду всех русских: это и русские-россияне, и русские-украинцы, и русские-белорусы; мы все – русские люди, все – вышли из Святой Руси, которая является нашей общей земной Родиной. Афон – это тоже наша Родина, только духовная.

Святая Гора Афон для нас – это земное небо. При всем том, что есть, конечно, и у них человеческие немощи. Афон -это чистое золото духовной жизни.

Афон имел в истории православных народов значение не только рассадника благочестия и святости. Его подвижники всегда отличались любовью к науке и просвещению. В тиши уединения они усердно занимались чтением и изучением книг и достигали иногда обширнейших познаний. Многие из них выступали на литературном поприще и оставили после себя ценные произведения из различных областей знания, главным образом по богословию.

  Первыми насельниками и подвижниками Святой Горы были греки. Достаточно прочитать «Афонский Патерик», чтобы понять значение Святой для всего православного мира.

   Как религиозно-культурный центр, Афон еще с первых веков своего существования сделался рассадником просвещения для всех православных народов, оказывая положительное воздействие на их культурную жизнь.

   Раньше других подверглись такому воздействию болгары, которые, в силу географической близости, очень рано стали посещать Афон и уже в X веке создали здесь свой монастырь Зограф.

Сербскому народу и Сербской Церкви Святая Гора дала возможность создать сербскую литературу.

От Афона ведут свое начало и с ним связаны письменность и церковная живопись Румынии.

Основанный в X в. грузинами монастырь Ивер являлся значительным центром грузинской культуры.

Особенно тесными и плодотворными были духовные связи между Афоном и Православной Русью.

Православные русские люди всегда смотрели на Афон как на святыню, как на духовную колыбель, где протекала жизнь и подвижническая деятельность их великих просветителей и родоначальников православного монашества: Захария Копыстенского, Нила Сорского,  Паисия Величковского, оптинских старцев,  Феофана Затворника,  Игнатия Брянчанинова.

Важное значение Афона для православного мира заключается еще в том, что трудами и заботами его подвижников здесь собраны богатейшие библиотеки древних книг и рукописей — греческих, славянских, грузинских, и сохранены для науки многие весьма ценные произведения христианской и древне-классической литературы. Перепискою рукописей монахи занимались преимущественно сами и достигали в этом искусстве большого совершенства. Своими рукописями они снабжали не только Афон и Византию, но и другие христианские страны.

Тысячелетие русского монашества на Афоне — дата достаточно условная: к 1016 году относится первое известное письменное упоминание о «монастыре русских» на Святой Горе. Однако история русского присутствия в «уделе Пресвятой Богородицы» насчитывает более тысячи лет.

Афон на протяжении многих веков играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси.

По преданию, первый русский монастырь на Афоне был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского (†1015) вскоре после принятия христианства на Руси: русским монахам был предоставлен скит Богородицы Ксилургу. Двумя веками позже, в 1169 году, когда число русских иноков значительно возросло, им был передан заброшенный монастырь Фессалоникийца, посвященный святому великомученику и целителю Пантелеимону. Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в

эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси.

Исключительно важную роль играли связи Руси с Афоном в эпоху послеордынского нашествия. В это время выдающимся афонитом, святителем Киприаном (Цамблак), митрополитомКиевский и всея Руси, привозится с Афона много книг, осуществляются переводы святоотеческих трудов, проводится богослужебная реформа,глубоко отразившаяся на формировании самобытной и глубоко духовной культуры Руси.

Яркими продолжателями и носителями афонского наследия на Руси этого периода были преп. Сергий Радонежский и преп. Кирилл Белозерский.

Наиболее ярко влияние афонского наследия на Руси отразилось в древнерусском искусстве, в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного, художественные шедевры которых до сих пор не перестают волновать взор и воображение своей гармоничностью, глубиной и величием. ???

Ныне, когда на Святой Горе вновь возрождается русское монашество, а вся Православная Русь готовится торжественно отметить его 1000-летний юбилей, очень важно восстановление памяти о роли и значении Афона в истории Русской Церкви и Святой Руси. Ведь подлинное возрождение возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоисточникам, где Святая Гора Афон всегда занимала одно из ведущих мест.

Теперь это место известно как Старый, или Нагорный, Руссик. Здесь братство русского монастыря находилось около 700 лет.  К началу ХХ века в Пантелеимоновом монастыре жило более тысячи монахов. В 1903 году русская братия была самой многочисленной на Афоне: из 7432 святогорских монахов (включая скиты и келлии) русских было 3496. Ежегодно Афон посещало более 30 000 паломников из России.

Октябрьский переворот 1917,  войны и военные конфликты ХХ века  привели к тому, что приток на Афон новых монашествующих не-греков практически прекратился.

К 1959 году в Пантелеимоновом монастыре оставалось 50 человек, большинство из которых пребывали в весьма пожилом возрасте; в дальнейшем число братии уменьшалось катастрофически (в 1976 г. здесь оставалось 13 насельников). Огромный урон обители нанесли опустошительные пожары 1959 и 1968 годов: пострадала

уникальная библиотека, выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, гостиницами и келлиями.

В 1972 году Святую Гору впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Это было первое посещение Афона Московским Первосвятителем. Оно положило начало долгому и непростому возрождению русского Афона.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из России, Грузии, Белоруссии, Молдавии и с Украины.

В богатейшей монастырской библиотеке находится 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.

Ведется научное изучение исторического и культурного наследия монастыря. Готовится издание не имеющей аналогов 25-томной книжной серии «Русский Афон ХIХ–ХХ веков».

Афон своего рода духовный заповедник или санаторий в том смысле, что ты просто попадаешь в иной образ жизни. Кстати, после Афона очень трудно адаптироваться к нашей обыденной мирской жизни, смириться с тем, чего ты уже лишен. На Афоне свой церковный календарь, там практически невозможно встретить человека, не знающего, что среда или пятница – постные дни.

На Афоне ты и душой и телом чувствуешь всю правду Священного Писания, ты понимаешь, что это вполне ощутимая реальность. Эти чувства сложно облечь в слова. На Афоне «разлиты» и в воздухе, и в людях, тебя окружающих, тишина, благость, радость за ближнего, истинная любовь.Та любовь, о которой апостол Павел говорит в своем послании к Коринфянам: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».  

И поныне на Афоне
Древо чудное растёт,
На крутом зелёном склоне
Имя Божие поёт.

В каждой радуются келье
Имябожцы-мужики:
Слово — чистое веселье,
Исцеленье от тоски!

              Осип  Мандельштам

Реферат подготовила:

Олейник Кристина Николаевна

учащаяся 10 А класса

МАОУ СОШ №10

Руководитель:

Кушнаренко Лидия Александровна

учитель русского языка  и литературы

МАОУ СОШ №10

первая кв. категория

г. Когалым  2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Афон - духовный светоч православия

Слайд 2

Светоч – это оберег , несущий свет знаний, просвещения, это источник истины и свободы.

Слайд 3

Россия – государство с духовным стержнем – православием .

Слайд 4

Удел Богородицы — в православном предании — святая земля , которая находится под особенным покровительством Божьей Матери. Известны четыре удела Богородицы: Иверия (Грузия), Святая гора Афон , Киево-Печерская лавра, Серафимо-Дивеевский монастырь . Иверия Дивеево Киево-Печерская Лавра

Слайд 5

Афон – золото духовной жизни Рассадник благочестия и святости для всех православных народов. Насельники отличаются любовью к науке и просвещению.

Слайд 6

«Афонский Патерик , или Жизнеописание Святых , на святой афонской горе просиявших» — собрание житий афонских подвижников.

Слайд 7

Афон- рассадник просвещения Болгары создали монастырь Зограф . Сербский народ создал сербскую литературу. Румыния начала письменность и церковную живопись. Грузия основала Иверский монастырь.

Слайд 8

Афон - духовная колыбель православной России Великие просветители, родоначальники православного монашества Нил Сорский — православный святой, крупный деятель русской церкви, основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава о скитской жизни» Архимандрит Паисий Величковский -православный монах, переводчик, святой. Феофан Затворник - е пископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник

Слайд 9

Афон – единственное в мире автономное монашеское государство на Святой Горе На Афоне 20 монастырей

Слайд 10

Первый русский монастырь на Афоне Скит Богородицы Ксилургу

Слайд 11

Митрополит Киприан - митрополит Киевский, Русский и Литовский, митрополит Малой Руси и Литвы, митрополит Киевский и всея Руси. Митрополитом привозится с Афона много книг, осуществляются переводы святоотеческих трудов, проводится богослужебная реформа.

Слайд 12

Носители афонского наследия на Руси Сергий Радонежский Кирилл Белозерский .

Слайд 13

Афонское наследие в древнерусском искусстве Феофан Грек Андрей Рублев Даниил Черный

Слайд 14

Монастырь Пантелеймона Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона , или Русик . Главный собор монастыря посвящён имени святого великомученика и целителя Пантелеймона .

Слайд 15

В 1972 году Святую Гору впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен

Слайд 16

Историческое и культурное наследие монастыря

Слайд 17

Осип Мандельштам И поныне на Афоне Древо чудное растёт, На крутом зелёном склоне Имя Божие поёт. В каждой радуются келье Имябожцы-мужики : Слово — чистое веселье, Исцеленье от тоски!