Рисовать, чтобы выжить!

Работу выполнили учащихся лицея: Вилкова Валерия и Симакина Анастасия. В работе рассказываептся о малолетних узниках концлагеря Терезин. Посвящается учителю изобразительного искусства Фридл Диккер-Брандейсова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovat_chtoby_vyzhit.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рисовать, чтобы жить!»

                                   Автор:

                                                      Вилкова Валерия,

                                                             Симакина Анастасия,

                                                                                      учащиеся  8 «В» класса,

                                                                                      МАОУ «Лицей № 62»

                                                                     Научный руководитель:

                                                           Крейс О.В., учитель

                                                                         изобразительного искусства

                                                                МАОУ «Лицей № 62»                                                                                    

Содержание

Введение                                                                                                  3

Этапы работы…………………………………………………………..4

       Глава I.  Гетто Терезин                                                                    5

       Глава II. Учитель рисования Фридл Диккер-Брандейсова.      

                      «Рисовать, чтобы жить!».                                                5-9

Заключение                                                                                              10

Список литературы                                                                                 11

Наша работа посвящается:

малолетним узникам концлагеря Терезин

учителю изобразительного искусства  Фридл Диккер-Брандейсова     

Актуальность темы: Память о тяжёлом времени войны. Толерантное отношение к людям разных национальностей.

Цель работы:  Сохранение исторической памяти о трагических событиях 1941-1945 годов.  Познакомить окружающих нас людей с рисунками детей-узников концлагеря Терезин.

Задачи: Научиться сопереживать детям войны, понимать боль чужих, далёких сверстников.

Введение

       « Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла  и как можно больше добра»

                                                                                                            Л.Н. Толстой

Проблема толерантности в России очень актуальна. Политика толерантности – это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу.  Только через воздействие искусства возможно формирование духовно богатой личности.  

      Искусство очень сильно воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека. Оно является могучим средством взаимопонимания, поднимает человека на новый уровень развития, формирует у людей чувство прекрасного,  моральный и нравственный облик, обогащает душевные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               переживания и восприятие окружающей жизни, развивает творческие способности.

  …Воздействие искусства на человека неизмеримо. В военное время  мастера искусства (музыканты, художники, архитекторы, скульпторы) стремились  внести свой вклад в общенародную победу.

      На уроках изобразительного искусства мы услышали рассказ учителя о творчестве малолетних узников гетто Терезин. Нас заинтересовала эта тема и мы решили как можно больше узнать об этом. Можно ли вообще обучать детей чему-либо в нечеловеческих условиях? И дети ли они после всего увиденного? «Зачем Фридл в голоде, холоде, страхе обучала детей приемам композиции? Зачем изобретала для них постановки из скудной барачной утвари? Зачем знакомила их с законами цветовой преференции? Зачем после каждого урока раскладывала подписанные детьми работы по папкам? Зачем, спрашивается, это было нужно Фридл, когда траспорты смерти, один за другим, увозили детей «на Восток» — в Освенцим?» (Из статьи «В начале было детство» 17.07.2003 г.). Прочитав статью, нам захотелось ответить на эти вопросы.

Этапы работы:

  1. Поиск материала о гетто Терезин, изучение архивных материалов.
  2. Проведение анкетирования.
  3. Систематизировать и обобщить полученные результаты.
  4. Рассказать другим о том, что узнали. (Выступление на классных часах, конференциях).

        Осуществляли поиски литературы по данной теме, Елены Макаровой,

автора повествований о концлагере Терезин. Познакомились с книгами  Документальная повесть «Фридл», «Крепость над бездной».

Поддерживали связь с Еврейским центром г. Саратова они нам подарили

материал «История холокоста 1933-1945 гг.», с фондом Холокоста г. Москва, нам прислали книги о Холокосте, с Израилем г. Иерусалим, институт Яд Вашем.

       Нашли воспоминания о концлагере Терезин. Иосиф Абкович: «Я выжил, потому что очень хотел жить» «Мне казалось, что после Освенцима и Бухенвальда ничего страшней уже не увижу. Но в Терезине ужас был совсем другой. Люди, получившие свободу, оказались запертыми в стенах крепости: эпидемия!»

       Мы провели анкетирование в лицее, в тех классах, где были проведены нами классные часы на эту тему  и в тех, в которых мы ещё не были.

        В анкетах классов, где мы провели классные часы на эту тему, многие просили рассказать о детях Терезина более подробно, интересовались об учителе рисования Фридл. В классах, где мы не были, предложенная тема заинтересовала ребят и они просили нас рассказать о детях войны. До проведения классных часов и анкетирования многие не слышали о том, что дети в годы войны рисовали в концлагерях, переводили стихи А.С. Пушкина.

        По результатам анкетирования мы сделали вывод, что изучать тему военного времени – очень необходимо новому поколению, чтобы не повторился ужас того времени, чтобы не взрывались бомбы, чтобы у детей было детство. Да и просто для того, чтобы быть терпимыми в отношениях друг к другу.

ГЛАВА I. .  Гетто Терезин

В Терезине (Терезиенштадте), городе-крепости в северо-западной Чехии, в ноябре 1941 года было организовано гетто, в котором нацисты собрали интеллектуальную элиту из Рейха, Чехии, Голландии и Дании. Это гетто, находившееся  в ведении СС, для многих узников стало перевалочным пунктом на пути в лагеря уничтожения. Кроме того, оно выполняло роль «образцового» гетто, которое можно было демонстрировать в пропагандистских целях. За время существования гетто Терезиенштадт (ноябрь 1941- апрель 1945 гг.) через него прошло более 155 000 человек; 35 440 из них погибли в самом гетто, а около 80 000 были отправлены в лагеря уничтожения.

 Нас поразила судьба детей. Как можно будучи в заточении рисовать, творить? Вглядываясь в детские рисунки хотелось больше узнать, что же происходило в то далекое время. Статья Николая Ламм:  «О страшных цифрах и прекрасном искусстве» (Журнал «Пионер» ноябрь 1989 г.). до глубины души нас взволновала. Над темой «Дети концлагеря Терезин» начали работать в 2008 году. Занимались поиском источников в разных направлениях: библиотеки, Интернет, общество инвалидов Великой Отечественной Войны. По крупице собирая материал, анализируя собранное, мы приходили в ужас от того, что  испытывали дети в концлагерях. Затем в Интернете нашли документальную повесть Елены Макаровой «Фридл». После прочитанного материала никто не хотел уходить домой, молча сидели со слезами на глазах. И кто-то из нас сказал: «Об этом нельзя забывать!».

Глава II. Учитель рисования Фридл Диккер-Брандейсова.

               «Рисовать, чтобы жить!».

          Всех поразила судьба Фридл. Кто такая Фридл? Трудно сказать о ней в нескольких словах. 

Фридл Диккер-Брандейсова родилась в Вене  30 июля 1898-го, училась в Веймаре (1919—1923), там же окончила Императорскую школу прикладного искусства, работала в Берлине (1923—1925), в Вене (1925—1934), оформляла спектакли в театрах Дрездена и Берлина, проектировала дома, рисовала. Эмигрировала в Прагу (1934—1938), переехала в Гронов (1938—1942), депортирована в Терезин (1942—1944), в Освенцим (6.10.1944), погибла в Освенциме (9.10.1944).

Фашизм настиг её в Чехословакии. Фридл отказалась от визы в Палестину и… попала в Терезин. Фридл  была художницей. В Терезине не остаётся времени для размышлений на тему, кто она, художник или педагог, все периферийные идеи ушли, осталось одно - работать с детьми и тем вернуть милосердие в этот страшный мир. В концлагере Терезин Фридл стала учителем рисования. Там, быть может, она и совершила главное дело своей жизни. В лагере, где любая педагогическая деятельность каралась смертью, Фридл учила детей рисовать. Кажется, вопрос чудовищный и бредовый. Но ведь Фридл учила детей рисовать. И дети рисовали. А смерть действительно была рядом. И не сказочная, костлявая с косой, а настоящая, в мундире со сдвоенными блестящими молниями в петлицах и с автоматом». Значит, методика всё-таки у Фридл была? Наверное. Но больше всего её мучил вопрос – как сделать, чтобы обрывков ткани и бухгалтерских ведомостей, огрызков карандашей и остатков краски хватило на всех, кто хотел рисовать. Фридл вынуждена была ограничивать своих учеников в средствах, но при этом она дарила им свободу. Нет, она не могла вывести их из концлагеря, но она хотела заставить ребячью фантазию унестись за пределы проклятого богом Терезина.

        И пока оставались клочки каких-то ведомостей и кусочки картона,

огрызки карандашей и засохшие краски, обрывки ниток и выцветшие тряпки – дети рисовали, клеили, раскрашивали. 

Вглядитесь  в эти  рисунки   -     их   выполнили малолетние узники

концлагеря Терезин  -  ваши  сверстники.

                  Хана Бекова              28.4.30  -  15.5.44

                  Эдита Биккова         9.5.33  -  23.10.44

                   Роберт Бонди             1.5.32  -   6.10.44

                  Павел Нейман           25.6.34  -  15.12.43

                  Густав Цвейг             31.7.30  -   4.10.44

                  Руфь Чехова              14.4.31  -   19.10.44

Две даты, даты рождения и смерти.

Страшными становятся цифры, если посчитать, что самый «старый» из художников едва  дожил до 14 лет.

Творчество замученных детей не подлежит художественному анализу.

Среди тех, кого депортировали в Освенцим, было 15 000 детей.

В живых  осталось меньше ста.

Из детей младше 14 лет из Освенцима не вернулся ни один.

Они были разные… Но у всех на одежде светились желтые звезды.

И всех ждала дорога   в   Н И К У Д А.

       У детей Терезина не оставалось времени, чтобы научиться не  бояться смерти. Их заставляли сразу  стать взрослыми.

А потом сразу умереть.

Как же жутко должно было быть им?

        Спасибо Фридл, которая сказала: «Если дан день, то его надо тоже прожить».

        Они творили. И тогда отступал Гитлер и его миллионные армии. Отступали жаркое дыхание тифа и неумолимый лай овчарок. Отступал ужас смерти. Фридл за колючей проволокой дарила детям то, что обещала. Она дарила им свободу.

        Стать учителем в мире, обречённом на гибель, - страшная участь.    

        «Занятия рисованием, - писала Фридл Диккер-Брандейсова в своей лекции для учителей и воспитателей, найденной после войны, не ставят целью сделать всех художниками, они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии, как творчество, самостоятельность, пробудить фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности... Чего следует ждать от творческого рисования? Прежде всего стремления к всеобъемлющей свободе, именно в ней реализуется ребёнок».

        В лагерях истребления дети рисовали – они обращались к карандашу и бумаге как к своим спасителям. Цветы, стол с едой, гора, по которой когда-то съезжали на санках, калитка в сад – дети не рисовали почти ничего сказочного потому, что мир, откуда их изгнали, стал для них сказкой.    Рисовать, чтобы была надежда на спасение, рисовать,чтобы жить!

         К первому  уроку  Фридл  и  подготовиться  не  успела.  Вальтер Фройд,

молодой человек  в  круглых очках с толстыми стёклами,   поднёс   к  глазам

 разграфлённый  лист  и  велел  начать  с  комнаты  № 28.  Фридл достала  из

  рюкзака бумагу и клей, подумав, взяла и краски и поднялась на третий этаж.

        С этого момента началась эпидемия рисования.

        Оставшиеся в живых дети вспоминают:

«…Фридл влетела в комнату, распределяя материал, она, разумеется, говорила с нами, она всё время была с нами, пока мы работали. Уроки были короткими. Мы работали интенсивно и, как помнится, в тишине. Она давала нам тему для воображения, например, поле, по нему бредёт лошадь… может быть, она нам показывала какой-то образец или картину… Про коллаж с лошадью я точно помню. Фридл приносила ворохи обрезков и показывала, как делать коллаж. Я не думаю, что она учила нас, как именно рисовать пейзаж или выклеивать его… не помню…»;

«…Мы жили на верхнем этаже. И рисовали из окна небо, горы, природу… Наверное, это особенно важно для заключённых – видеть мир по другую сторону, знать, что она есть… Стихия свободы…»;

«… Фридл говорила, как приступать к рисованию, как смотреть на вещи, как мыслить пространство. Как мечтать о чём-то, как воображать что-то, как желать делать что-то, как претворять фантазии. Каждый урок она меняла техники – то коллаж, то акварель, то ещё что-то. После уроков она собирала рисунки и уходила. Урок кончался так же стремительно, как начинался. Я панически боялась конца. Я готова была продолжать до ночи…».

       Фридл была с детьми, не покинула их до последнего мгновения. С уцелевшими в Терезине детьми в сорок четвёртом году Фридл была депортирована в Освенцим. То, что она вложила в детей, погибло вместе с ними в душегубке.

        Практически все ученики Фридл погибли, задушенные газом «циклон Б». А у нас остались их рисунки. Собрание четырех тысяч рисунков стало самым известным, хорошо сохранившимся и потрясающим наследием замученных терезинских детей» (из каталога «Рисунки детей концлагеря Терезин» 1987 г.).  Души умерших детей живут в нарисованном мире.      

           Стоит вглядеться в детские рисунки, и сразу становится ясно – в них отражается   отношение к жизни,  гражданская позиция,  внутренние идеалы.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Изобразительное искусство помогало на время забыть страшную действительность, которая окружала узников Терезина. Искусство давало хотя бы маленькую надежду на будущее.

Дети в Терезине рисовали обычную жизнь – дома, цветы, бабочек? Они не изображали страшную действительность которая была вокруг них – лай собак, холод, голод.  Хотя появлялись рисунки с изображением убитых, вокруг них сочувствующие и сопереживающие люди. Картины  из  жизни гетто рисовались меньшими размерами, чаще всего карандашом. А рисунки позитивные на большем формате, яркие коллажи. Дети рисовали, то чего им не хватало – родительской заботы, материнского тепла. Дети в лагерях истребления рисовали то, чего были лишены не по своей воле.

Фридл помогала детям вернуться в их прошлое, там где была у них обычная жизнь. Этот метод применялся к пожилым людям. Но у детей в гетто прошлое и настоящее было разорвано. И Фридл напоминала детям – что деревья, дома  - они есть, они никуда не делись, надо их вспомнить и нарисовать. С помощью рисунка Фридл помогала соединить прошлое с настоящим и тогда появлялась надежда…

Детские проблемы отражаются в их рисунках. Фридл не опасалась за свою жизнь, она работала с детьми, помогая им приобрести «свободу» в момент рисования.          

Как бы ни было велико значение искусства в создании окружающей среды, главная его цель всё же – воспитание души, чувств, высоких духовных помыслов. 

Позже искусствоведы отметят, что по некоторым признакам можно догадаться, будто дети, создавшие эти рисунки, находились в неволе.

Возможно.  Искусствоведам виднее. Но в детских рисунках можно увидеть и другое. Фридл за колючей проволокой дарила детям то, что обещала. Она дарила им свободу.

Пусть нигде и никогда не повторится этот ужас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. Макарова. РИСУНКИ ДЕТЕЙ КОНЦЛАГЕРЯ ТЕРЕЗИН.  Каталог выставки. Сов. Комитет Защиты мира, М., 1989 36с.

2 Е. Макарова  «Фридл» Документальный роман. Журнал «Дружба народов» 2000г. №9.

3. Николай Ламм. Статья «О страшных цифрах и прекрасном искусстве». Журнал «Пионер» 1989 г. ноябрь.

4. И.Мерас «Жёлтый лоскут». Повесть перевод с литовского И. Декторайте. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, Москва 1963 г.

5. Е. Макарова  «Фридл» Документальный роман. Журнал «Дружба

народов» 2000г. №9.

6. Яд Вашем. Израиль. Энциклопедия Катастрофы. Избранные статьи.

2011-2012гг. « Терезин», «О гетто».

7. Яд Вашем. Израиль. Энциклопедия Катастрофы. Из статьи «В начале

        было детство» 17.07.2003 г.