Конкурс "Учитель года- 2018"

Дубоносова Наталья Анатольевна

Я с детства мечтала стать воспитателем. Моя визитная карточка называется "Мечта детства" В ней я рассказала как сбывалась детская мечта. Поделилась своими творческими успехами, рассказала о своей работе.

Эссе "Я - воспитатель"

Методический семинар "Организация системы работы по формирование духовно-нравственных качеств  у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок в условиях ДОУ "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stih_k_vizitnoy_kartochke.docx2.67 МБ
Файл moyo_esse.docx27.37 КБ
Файл doklad_dubonosova_n._a.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №14 пгт Шахтёрска
Углегорского городского округа
Сахалинской области

Сочинение - эссе

Тема: «Я – воспитатель»

Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.

Первая квалификационная категория

Январь 2018

Почему я выбрала профессию воспитателя? Эту профессию я полюбила с трех лет, когда мои родители привели меня первый раз  в детский сад «Орлёнок».  Помню, как  моя первая воспитательница Ольга Анатольевна, прижала меня к своей груди и крепко- крепко обняла.  Взглянув в её добрые глаза, увидев милую улыбку, мне совсем перехотелось плакать. Я  только крепче прижалась к ней. А что нужно для ребёнка, кроме чуткого и нежного отношения к нему.

Мою первую, самую любимую  воспитательницу, звали Заходяева Ольга Анатольевна. Она стала эталоном для подражания, моим первым учителем. Мастер своего дела, мама, организатор, актриса, тонкий психолог, красавица, лучший педагог всех времен - все эти эпитеты посвящены ей. Приходя домой из детского садика, часто уединялась в своей комнате, рассаживала игрушки, одевала длинную юбку и превращалась в свою дорогую Ольгу Анатольевну. В подготовительной группе  я уже  знала, что буду воспитателем.

Шли годы….. И как в сказке случилось чудо, что я оказалась в этом же детском саду в должности воспитателя.

Навсегда запомнилась первая встреча с детьми. Было немного страшно и тревожно - какие они, эти белокурые, темноволосые, веселые и грустные, с разными лицами, горящими глазами, которые смотрят на тебя в ожидании чуда.

Наблюдая за детьми, играя с ними, я поняла, что половина успеха – это  умение увидеть каждого ребёнка, понять своеобразие его детской души. И называя их Катями, Сашами, Ленами ты уже протягиваешь к ним важную нить доверия.

 Каждый человек, как ребенок в душе раним, и ждет любви, уважения, теплоты от других, а детям это необходимо как воздух. И они тянутся к тебе, радуются счастью поговорить, поделиться сокровенным.

И вот уже 23 года я работаю в  детском саду.

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением.

Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

Работая много лет с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.

В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность.

Второй мой принцип, личный пример. Пример активности и тёплого отношения, жизнерадостности, порядочности, пример отношения к другим. Необходимо доверие к ребёнку, способность понимать его внутренний мир, его состояние, безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть. А еще нужно любить искренне свою профессию, свое дело. Только тогда можно рассчитывать на успех.

Третий мой принцип – это «никогда не сравнивать детей друг с другом» Не должно быть победителей и побеждённых, каждый ребёнок индивидуален. Ребёнка можно сравнить только с самим собой: «какой я был вчера, такой же я сегодня». Для меня главное, чтобы ребенок, уходя домой, желал встретиться со мной вновь. Каждый день ребенок должен уходить с победой. Один отгадал загадку, другой придумал яркий рассказ, третий сочинил стихотворение. И если мои ребятишки работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – это показатель успешности моего труда.

Четвертый принцип – это «треугольник отношений» (родитель – ребенок – педагог).

К сожаленью в современном обществе существует проблема занятости родителей. Поэтому одной из главных задач для меня является взаимодействие с семьями моих воспитанников.

Семья – это первый учитель ребёнка. Родители – это помощники, наставники, советчики и хорошие товарищи своих детей. Именно при сотрудничестве воспитателя и родителей возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Поэтому в своей работе большое значение  придаю вопросам семейного воспитания, поднимаю их на всех родительских собраниях, круглых столах, семинарах,  привлекаю родителей к активному участию групповых,  внутрисадовских, мероприятиях: акциях, участие в совместных проектах, в мастер-классах, театральных гостиных, в совместном с детьми творчестве (конкурсы, выставки).

Для меня важнейшими ценностями являются такие качества личности, как честность и порядочность, открытость, доброта и терпение, уважение к старшим, ответственность и обязательность, а ещѐ справедливость, милосердие и понимание. Но главной ценностью в нашей профессии во все времена была и остается любовь к детям, ведь без нее всѐ перечисленное выше не будет иметь смысла.

Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой,  быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребенком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому.

Я – любящий человек! А это во много раз чудесней, чем быть любимой. У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю ее в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству. Л.Н.Толстой говорил; «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь» В этих словах, и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идешь к детям.

Я – созидатель! Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а воспитателей – «садовницами». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!

Я – Воспитатель!!! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии.

Каждое утро, приходя на работу, вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, и поэтому моя педагогическая деятельность заключается в повседневном общении с ними.

Совместную деятельность строю на основе доброжелательности и взаимопонимания. Они вызывают у детей эмоциональную ответственность, ответную доброжелательность, жизнерадостность, привязанность к родным и близким, вежливость, а также способствуют формированию личности ребѐнка.

Мне нравится, когда дети спорят: спорят друг с другом, спорят со мной, ведь они по-своему мудры и способны проникать в суть вещей. В диалоге ребята учатся слушать и слышать других, выдвигать и отстаивать собственную точку зрения, проектировать свою деятельность.

Работая с детьми,  стараюсь, осторожно, бережно входить в пространство детства, не разрушая его тонких границ, заполняя его драгоценными минутами общения, игры, творчества. И как отмечал Л. С .Выготский: «В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи».

Нередко в практике случаются такие ситуации, когда между детьми возникают недоразумения, ссоры и обиды. Внимание и чуткость помогают мне справедливо разрешить конфликты. Я стараюсь найти правильный выход из сложившейся ситуации, давая возможность каждому высказаться, возможность самостоятельно найти правильный путь.  Вовремя должна уметь объединить детей, затушив очаг негативных эмоций.

Очень важно не подавлять ребѐнка как личность. Поэтому предоставляю детям возможность высказаться, самоопределиться. Создаю в детском коллективе деловую обстановку. Особое внимание уделяю малоактивным детям, помогая им преодолеть застенчивость и боязнь высказать свою мысль.

В своей работе считаю долгом воспитывать патриотов своей Родины. Учу дошкольников познавать окружающий мир, делать выводы, строить умозаключения. Воспитываю в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и за свои поступки.

Поиск, инициатива и творчество – это мои спутники в работе.

 Как современному педагогу идти в ногу со временем, быть в курсе последних новинок развития науки, актуальных событий в области педагогики и методики? Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.

 Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.  

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из современных проблем дошкольной педагогики.

Поэтому в своей работе стараюсь активно использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий.

Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

Одним из показателей успешности педагога и качественности его образовательной деятельности являются и достижения его воспитанников. Так мои дети, являются участниками интернет-конкурсов: литературная викторина по сказкам Чуковского, участие в конкурсах «Светлая Пасха», «Чудеса из пластилина», «Весеннее пробуждение природы» и другие.

Работая много лет  с дошкольниками, всё чаще обращаю внимание на то, что детям очень трудно описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ. Многие дети испытывают затруднения в запоминании стихов.

Поэтому в своей работе использую технологию «мнемотехника».

 «Мнемотехника» (искусство запоминания)  развивает прежде всего  у детей все виды памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической).

Работая с мнемотаблицей, у дошкольников развивается образное и логическое  мышление. Мои воспитанники учатся анализировать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи в событиях и рассказах у них развивается смекалка. Дети сами начинают сочинять стихи, сказки, не испытывают затруднения при составлении описательного рассказа по любой предложенной картине, участвуют в конкурсах чтецов и занимают призовые места. Все эти навыки и умения пригодятся для успешного обучения в школе.

В своей работе широко применяю метод проектной деятельности, используя такие технологии как: информационно–коммуникативная, здоровьесберегающая, исследовательская, личностно – ориентированная, игровая.

Метод проектирования делает детей активными. Они получают опыт самостоятельности, уверенности в своих силах. При возникновении новых проблем у ребѐнка входит в привычку самостоятельно искать пути решения в любых условиях. Особенность любого проекта заключается в том, что в нѐм принимают участие дети, родители, педагоги. Совместная работа по разработке темы образовательной деятельности, игры, конкурсов, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.

Я всегда с грустью выпускаю своих воспитанников из детского сада в школу и осознаю ответственность за тех девчонок и мальчишек, которые ждут от нас взрослых, того, что их жизнь будет насыщенной, полной, интересной. Какими же мне видятся мои дети в будущем?  Образованными? Да! Развитыми? Да, конечно! Преуспевающими? Хорошо бы. Так хочется для них в жизни теплоты и участия! Тогда и они свои еще не ожесточѐнные сердца раскроют людям. Я стремлюсь к тому, чтобы выпускники вспоминали о днях, проведенных в детском саду, как о самой счастливой поре в их жизни.

  Убеждена, что вновь увижу их счастливые, радостные улыбки, с которыми они придут в детский сад, ко мне. Расскажут о своих успехах и достижениях. Я вижу, какие они отзывчивые, добрые, научились сочувствовать, сопереживать, оказывать посильную помощь ближнему, не быть равнодушными и видеть красоту во всем.

Значит, мои старания и труд, не прошли зря.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №14 пгт Шахтёрска
Углегорского  городского округа
Сахалинской области

Опыт работы

на конкурс «Учитель года 2018».

Конкурсное задание «Методический семинар».

Тема: « Организация системы работы по формирование духовно-нравственных качеств  у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок в условиях ДОУ ».

Воспитатель МБДОУ №14 пгт Шахтёрск
Дубоносова Наталья Анатольевна
1 квалификационная категория.

Февраль 2018

Введение. 

Слайд № 1. Доброе утро, коллеги и многоуважаемое жюри!

Тема моего выступления «Формирование духовно-нравственных качеств  детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Слайд №2. В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

  Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И   поэтому  основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

Слайд № 3. В Федеральном государственном образовательном  стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включены задачи приобщения детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения (в том числе моральным), формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Слайд № 4. Одной из главных задач нашего детского сада является духовно- нравственное развитие личности ребёнка.

Актуальность . Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, мы видим, что материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Поэтому именно остро встал вопрос о создании психолого-педагогических средств последовательного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Одним из таких средств является русская народная сказка.

«Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».  Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.

Слайд № 5. Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.  Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок, именно на это мы опираемся, работая со сказкой.

 Также мы поняли, что  необходимо создать собственную систему работы, направленную на развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством использования русских народных сказок – цель.

Слайд № 6. Для достижения цели были определены следующие задачи:

1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2.Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

   3.Приобщать детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации.

4.Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

5.Развивать умение думать, сравнивать. Анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других людей, делать нравственный выбор.

6.Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

         Практическая значимость  заключается в повышении качества воспитательного  процесса, в развитии у детей духовно-нравственных качеств, поиске новых, эффективных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию.

Данный опыт может использоваться другими педагогами как система работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника.

Слайд № 7. Система работы с русской народной сказкой.

Разберём подробней каждое звено системы.

1.Правильный отбор сказок.  Для начала нами была  сделана подборка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

Слайд №  8, 9, 10, 11 12, 13, 14.  ( № 8 - 9) Обогатили предметно-развивающую среду: разными видами театра (на фланелеграфе, плоскостной, настольный на конусах,  перчаточный, пальчиковый);  (№10) дидактическими и настольно-печатными играми  по теме;  ( №11 – 12) реквизитами для разыгрывания сценок и спектаклей, куклами для театра, ширмами для кукольного театра, элементами костюмов героев сказок, масками; (№13) сшиты русские сарафаны и косоворотки для всех детей;  (№14) в центр «Юный художник» вносим раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ.

Подобрали сказки, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности, обеспечивающих  представление о нравственных поступках.

Затем определяем более эффективные методы и приемы работы со сказкой  (конкретно с каждой), позволяющие активизировать нравственные позиции ребенка.

Слайд № 15 2.Традиционные формы и методы. Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.

Слайд № 16. Дидактические игры: они не только способствуют  развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

3.Нетрадиционные методы и формы. Мы в своей работе предлагаем подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Джанни Родари  «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.).

Слайд № 17. Методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой». Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Также  помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Чтобы мораль сказки была понятна и доступна дошкольникам, была разработана специальная универсальная схема.

Нравственный урок.

Ребёнок должен понять, в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она его,  какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. 

Сивка-бурка - послушание, милосердие, ответственность за порученные дела, учит детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Никита Кожемяка - раскрывает понимание нравственного качества: служения людям, свидетельствовать о душевной красоте таких людей, воспитывать потребность самим служить другим людям.

 Часто используем  игру «Хорошо – плохо».  Например: «Рукавичка» – хорошо, что звери встретились в рукавичке (чем хорошо? и т.д.). Плохо деду без рукавички, бабе нужно шить новую и т.д.

Слайд № 18. В работе с детьми подготовительной группы   стали проводить аналогию между русской народной сказкой  и другими фольклорными формами. Поговорки и пословицы редко используются в работе с дошкольниками, но если им удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится им доступным.

Например: в  сказке «Рукавичка» нравственный урок можно  раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде».

Жихарка   - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Лиса и журавль  - Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Воспитание добрых чувств. «…..Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща» Ш. А. Амонашвили.

Используя этот метод,  учим детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок, чтобы повернуть сюжет сказки в нужное русло. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств. 

Слайд № 19. Метод «волшебной палочки». Нашим детям он очень нравится. С помощью «волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратили в простую девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» мы изменили конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую старушку.

Слайд № 20. Участие в телепередаче «Творим добро».  Все дети с желанием принимают в ней участие. Гостями телепередачи становятся герои сказок. Корреспондент просит рассказать о добром поступке, который совершил тот или иной сказочный герой.  Приняв участие в такой телепередаче, дети учатся думать, рассуждать, оценивать хорошие поступки, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

Слайд № 21 Метод «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

Сочинение письма. Чаще стараемся сочинять письма героям сказок, нуждающимся в совете. Например, в сказке «Лиса и козел» сочиняли письмо козлу. Начинали письмо так: «Здравствуй, козел! Разве ты не знал, что лиса хитрая, нельзя всем так доверять. Есть поговорка: «Доверяй, но проверяй!». Писали письмо Морозко, просили его не губить дочь мачехину, а превратить ее в трудолюбивую, ласковую девочку.

Изменение конца сказки. Есть сказки с не очень добрым концом. Вот их мы и стараемся изменить. Это сказки «Морозко», «Царевна-лягушка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» и др.

Слайд № 22. Сериал к сказке.

Очень любят наши дети многосерийные мультипликационные фильмы. Они переживают за героев, болеют и страдают вместе с ними. Поэтому у нас возникла  идея брать за основу любимые сказки и составлять множество так называемых серий. В течении 1-3 недель  мы  вместе с детьми составляем различные сказки о Василисе Прекрасной, Крошечке –Хаврошечке»,  о Колобке другие.

Сказка «Баба - Яга»:

1 серия - традиционная сказка;

2 серия – Баба – Яга  становится певицей;

3 серия - Баба – Яга  и солдат.;

4 серия - Баба-Яга на балу у короля

5 серия - моя сказка о доброй Бабе - Яге (твоя, папина… );

6.серия - сделаем книжку с рисунками о доброй бабе Яге.  и т. д.

Слайд № 23.Потом мы обыгрываем, объединяем  и показываем  как фильм, или зарисовываем и делаем как книгу.

Выводы. Используя методику Л. Б Фесюковой  «Воспитание сказкой»,  «Грамматика фантазий» Д. Родари воздействуем на характер детей, мягко и бережно формируем положительные черты и корректируем негативное поведение детей.

 Также применяемые нетрадиционные формы работы со сказкой, позволяют развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Дети принимают активное участие в играх,  и одновременно  ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

 Такие  виды деятельности  помогают детям выражать свои мысли, чувства, учат их думать, рассуждать, оценивать различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

Слайд № 24. 4.Тематические дни и недели.

Для расширения систематизации знаний о духовно-нравственных качеств, используем планирование тематических дней и недель. В течение  дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.

«Что такое хорошо и что такое плохо».  Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

 «Человек трудом славен» Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

 «Ты да я, да мы с тобой» Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

 «Дом, в котором я живу»   Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

Слайд № 25. 5.Метод проектирования. 

Также в работе  по данной теме был использован  метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,  обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, что способствует качественному формированию духовно- нравственных чувств.

  В содержании проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, игры, театрализованные постановки, художественное творчество. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, итоговых мероприятий.

Были реализованы следующие проекты:  «Чему учит сказка», «Этот волшебный мир сказки», «Чудеса превращений», «Герои русских народных сказок».

Выводы: Применение метода проекта  в формировании у детей духовно-нравственных качеств позволяет обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к  окружающему миру,  формировать  социально-коммуникативные умения и навыки, этические  представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

 6. Взаимодействие  с родителями.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры использовались следующие формы работы:

-Были проведены заседание клуба:  «Поговорим о нравственности»,  «Сказка ложь–да в ней намек», «Воспитание добром».

Слайд №  26 -Были проведены совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла».

- Акция «Подари книгу детскому саду» - пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители,  у которых сохранились книги их детства приносили в группу

- Осуществили проект «Читающая семья».

Слайд № 27.  Родители принимали участие в мастер – классах совместно с детьми «Книжка своими руками»; «Поиграем в сказку».

Слайд № 28.  -Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки», «Мой любимый сказочный герой», «Добрая Баба Яга».

-Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Новый год; «Вовка и волшебный цветок», к сказкам «Теремок», «Царевна лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый волк». и другие.).

-Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала (совместная работа с родителями).

Слайд №  29. -На День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог»  и для всех гостей дети показали сказку «Репка на новый лад»,— сказку переделывали вместе с детьми.

Слайд  30. -Была показана постановка сказки «Вовка и волшебный цветок», «Гуси – лебеди».

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.

Слайд  № 31.Следует отметить, что после  проделанной работы с детьми существенно изменились показатели уровня сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников: у 10%  выявлен низкий уровень представлений о духовно-нравственных качествах, у 35% выявлен средний уровень представлений о духовно-нравственных качествах и уже у 55% детей выявлен высокий уровень представлений о духовно-нравственных качествах.

  В группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем значительно уменьшился.

Слайд № 32. Результаты работы

Проведённая работа позволила доказать, что данная система работы с русской народной сказкой,  способна стать эффективным средством формирования  духовно-нравственных норм у детей старшего дошкольного  возраста.

У детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, навыки культурного поведения,  научились радоваться своим успехам, успехам сверстников.

 Дети в процессе приобщения к русской народной сказке стали более сдержанными, умеют действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия, научились давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей

Родители стали  активно откликаться на наши просьбы и учитывают наши советы и рекомендации о воспитании детей в семье, правильно оценивают душевное состояние ребенка, разделяют его радости, принимают активное участие в творческих проектах, которые очень сближают их с детьми, между ними зарождается взаимопонимание.   

На основе этих результатов можно сделать вывод:  что сложившаяся система работы в данном направлении  по  формированию духовно- нравственных качеств детей посредством русской народной сказки воспитывает такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость, милосердие; способствует налаживанию межличностных отношений между детьми группы.    

Также способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Работа над темой «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников посредством русских народных сказок» необходимо продолжать. Для дальнейшего достижения поставленной цели будем продолжать, использовать русскую народную сказку в непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП, обучение грамоте, ознакомлении с окружающим.

Будем использовать  и дальше проектный метод.

Планируем продолжать формировать духовно- нравственные качества старших дошкольников через театрализацию русских народных сказок. Планируем показать театрализованную постановку «Как Иван Царевич потерялся», «Крошечка – Хаврошечка»

Слайд № 33. "Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".

«Формирование духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста  посредством русских народных сказок»

Дубоносова Наталья Анатольевна