"Проектные работы"

Муртазина Розалия Решатовна
;Народная тряпичная кукла"

"Московский Кремль в прошлом и настоящем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_tryapichnaya_kukla.docx21.4 КБ
Файл moskovskiy_kreml.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возраста « Народная тряпичная кукла».

Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.

Людмила Покровская.

                                         

                                      По доминирующей деятельности: творческий.

                                                По количеству участников: групповой.

                                          Характер контактов: среди детей одной группы.

                               По продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации: шесть месяцев, ноябрь-апрель.

                     Заявитель: дети старшей группы.        

                                     Автор проекта: воспитатель Р.Р.Муртазина

2017год

Описание: данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных  учреждений.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков

Проблема: игрушки - дело серьезное. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они же, способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка. Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по-прежнему самой популярной игрой является кукла. Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе,  в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Этот проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет и научит детей своими руками изготавливать куклу.

Актуальность: Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления  дает возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Цель проекта: пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.

Задачи проекта: обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол; -формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы; учить детей изготовлять кукол своими руками; развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани, умение завязывать узелки и петельки; воспитывать интерес к русской народной кукле , бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Предполагаемые результаты для детей:

1.Повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

2.Дети узнают история происхождения тряпичной куклы.

3.Овладеют технологией изготовления тряпичной куклы.

Предполагаемые результаты для педагогов:

1.Появится тесный контакт с родителями.

2.Пополнится предметно-развивающая среда.

Предполагаемые результаты для родителей:

1.Родители станут активными помощниками в группе.

Этапы проекта:

1.Организационный.

Воспитатель-  раскрывает проблему.

Определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.

Дети-вхождение в проект.

Родители- вызывать положительный отклик у родителей на существующую проблему.

2.Планирование деятельности.

1.Педагог-изготовление пособий для проекта:

-подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы;

-изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме;

-изучение технологий изготовления народной куклы;

-анкетирование родителей «Любимые игрушки ваших детей»;

- разработка диагностического материала;

-подбор необходимого материала для практической деятельности;

-изготовление дидактических игр «Наряд для куклы», «Лоскуточки»;

-разработка консультаций и обращений для родителей;

- беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой». Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.


2. Дети- разучивание стихов «Имя для новой куклы» (Т.Полевщикова), «Обереги»(Э.Попова), «Старая кукла»(Г.Заславская), «Заплетала кукле я шелковые волосы»(Г.Браиловская); поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

3.Родители-поиск новой информации, помощь в изготовление предметно-развивающей среды.

3.Заключительный этап.

Ожидаемый результат: 

  1. Создание картотеки детской и методической литературы.
  2.  Разработка перспективного плана по теме «Народная тряпичная кукла».
  3.  Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ.
  4. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы.

Продукт: фотовыставка.

Паутинка проекта.

По образовательным областям.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Куда пошли наши подружки»

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций «Русская изба». Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки».
Знакомство с русским национальным костюмом и тканями.
Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Моя любимая кукла»

Аппликация: «Какой красивый у куклы наряд!»

Лепка: «Игрушки из бабушкиного сундука»

Конструирование: «Русская изба»                                                            

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «У бабашки в гостях», «Дом»

Речевое развитие

Чтение М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», заучивание стихов В.Приходько, Т.Ладонщикова.

Заучивание потешек на тему быта русского народа.

План осуществление проекта(основной этап).

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

1.Утро

Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Почему у народной куклы нет лица»

Составление творческих рассказов «Русская изба», «Бабушкин сундук»

Дидактические игры «Одень куклу», «Народные промыслы», «Составь орнамент»

2.Вечер

Просмотр презентаций «Праздники на Руси», «Наши предки»

Составление семейного альбома «Моя семья»

Сюжетно-ролевые игры «Домик для куклы», «У бабушки в гостях»

План реализации. II этап - исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре.

Заключительный этап.

Ожидаемый результат:

Критерии оценки результатов по диагностике.

Высокий: дети проявляют интерес к малой Родине, родному краю, их истории, проявляют самостоятельность; способность без помощи взрослого решить адекватные задачи, находить способы и решение; называют все виды тряпичных кукол, проявляют  эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народно - прикладного творчества; ориентированы на сотрудничество, дружелюбны, способны участвовать в совместных делах.

Средний: с помощью взрослого отвечают на вопросы: из чего изготовлена кукла, с помощью чего; Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Низкий: не проявляют интереса к данному проекту, не сразу подключаются в работу; с трудом заучивают потешки о куклах; не называют ни один вид тряпичной куклы; эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослыми, но сами не проявляют активности.

Продукт проекта:

Диагностика детей по проекту.

Презентация проекта.

«Куклы, в которые играли наши бабушки».

Выводы:

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Результат работы: куклы-обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Выполнил:

Муртазина Розалия Решатовна                                                                                            

                                              воспитатель

                                                                                                МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова

Пояснительная записка.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике. Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни. 

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

Национальной доктрине образования Российской Федерации,

Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что  «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что  цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не саам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное  отношение к окружающим  людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной.  Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство  Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее  благоприятную среду для выявления и развития ребёнка национальных особенностей.

Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется  яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В.А.Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» точно отражается специфика и суть работы педагогического коллектива детских садов в работе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является  и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей  во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы  родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем  человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено  особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины  - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для  осуществления определённых задач патриотического воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники героико-патриотические тематики, мы одновременно учим  и воспитываем наших детей. На таких занятиях,  праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами. Поют военные песни. Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном  пространстве,  прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения,  устанавливать причинно следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

Актуальность: развитие интереса дошкольников к историческим событиям, постараться дать понятие, что такое Кремль в прошлом и в настоящем.

Цель проекта: 

  1. Продолжать знакомить детей с Московским Кремлем.
  2. Учить воспринимать сведения исторического характера.
  3. Учить детей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху и прослеживать ее приметы в современности.
  4. Учить сравнивать Кремль современный и старинный.
  5. Соединять работу исторического содержания с другими видами детской деятельности.

Задачи проекта:

-приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры;

-знакомство с основной символикой города Москвы и государства;

-развитие общих познавательных способностей: умения наблюдать, сравнивать, высказывать предположения по поводу исторического содержания и предлагать способы их проверки;

-развитие символической функции мышления: умения понимать планы-карты, прокладывать и считать маршруты.

 Предполагаемые результаты для детей:

1.Дети знакомятся с городом Москва, с Московским Кремлем; в прошлом и настоящем;

2.Развивается интерес к историческим событиям;

3.Учатся понимать план-карты в маршрутной игре (что было раньше);

4.Высказывать свои предположения по поводу исторического содержания;

5.Развивается речь, мышление;

6.Развивается наблюдательность;

7.Формируются навыки самостоятельного решения проблем исследования;

8.Развивается изобретательность, конструктивные способности.

Предполагаемые результаты для педагогов:

1.Появится тесный контакт с родителями.

2.Пополнится развивающая предметно-пространственная среда.

Предполагаемые результаты для родителей:

1.Родители станут активными помощниками в группе.

По доминирующей деятельности: исследовательский.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

По продолжительности: краткосрочный.

Срок реализации: один месяц .

Заявитель: дети старшей группы.

Обеспечение проектной деятельности: пособие «Московский Кремль» автор Н.М. Родина

Проектная деятельность дошкольников. Н.В.Верекса, А.Н.Веракса

Дидактический материал «Москва» С.Вохринцева

Журнал «Логопед в детском саду»(проектный метод в логопедической группе детского сада), №1,2012г.

Этапы работы над проектом:

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный)

2 этап – рабочий (внедренческий)

3 этап – коррекционный

4 этап – обобщающий

1 этап аналитико-прогностический (подготовительный):

Система мероприятий

Задачи

1.

Изучение теоретической части развития вопроса.

Создать необходимые условия для реализации проекта.

2.

Повышение квалификации педагога.

Определить цель, наметить задачи для реализации поставленной цели.

3.

Разработка перспективного плана работы.

Разработка диагностического материала

4.

Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Создать соответствующую для реализации проекта предметно-развивающую среду.

Тематический перспективный план работы над проектом.

  1. Беседа: «Столица нашей Родины-Москва»
  2. Рассмотрение наглядно-демонстрационного материала «Окружающий мир-Москва»
  3. Рассказ воспитателя «Старинный и современный Московский Кремль»
  4. НОД «Московский Кремль» (рисование)
  5. НОД «Кремлевская Крепость» (конструирование)
  6. НОД «Башня» (ручной труд)
  7. Изготовление макета старинной Московской Крепости совместно с родителями (работа с родителями)
  8. НОД «Царь-Колокол» (рисование)
  9. Дидактическая игра «Сложи картинку- крепость из разрезных картинок»
  10. Дидактическая игра «Расскажи по картинкам (какие объекты находятся на территории Кремля)»
  11. Викторина
  12. Изготовление маршрутной игры «Кремль»
  13. Эксперимент – на прогулке из снега построить крепость, организовать игру в снежки с детьми
  14. Чтение художественной литературы: рассказ С.Баруздина «Главный город», стихотворения О.Высотской «Салют», рассказ Л.Кассиль « Москва»
  15. Сюжетно- ролевая игра «Путешествие в Москву»