Социокультурные технологии "Истоков" в преподавании физики"

Статья в "Сборнике трудов по материалам II Международной научно-практической Интернет-конференции "Информационные технологии в современном образовании" и участие в очном туре. (Выступление 19 декабря 2014. г. Королёв) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_tehnologii_istokov_obucheniya_fizike.docx198.84 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурные технологии Истоков в преподавании физики.

Середина А.В

МАОУ лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина

г. Щёлково Московская область

С социокультурными  технологиями «Истоков» впервые познакомилась в 1993 году на семинаре Технологической школы бизнеса (TBS)  «Менеджмент в образовании». Тогда она называлась «Технология эффективных коммуникаций». Работаю по ней более 20 лет, непрерывно открывая для себя новые возможности.

Цели методики «Истоков» -  личностное и профессиональное развитие учителя и ученика.

Задачи:

  1. Организация эффективного общения;
  2. Развитие единого социокультурного контекста в процессе обучения;
  3. Использование целостного социокультурного инструментария;
  4. Использование социокультурных педагогических технологий;
  5. Развитие социокультурных ценностей;
  6. Использование стратегии качества социокультурного обучения.
  7. Обучение на едином аналоговом уровне

В основе технологии социокультурный системный подход профессора РАЕН Кузьмина И.А.:

  1. Обучение ведётся на едином аналоговом уровне с использованием подхода «И»:
  2. Настрой учителя на самоутверждение, т.е. достижение полезных мотивированных поступков.
  3. Общение на уровне Взрослый-Взрослый
  4. Изучение и развитие многообразия стратегий мышления.
  5. Главным является создание единого контекста.
  6. Групповая форма работы + делегирование + консультирование.
  7. Своевременный переход из ассоциированного состояния в диссоциированное  обучение – в ассоциированном, наказание – в диссоциированном.
  8. Триада оценки: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
  9. Выход на родителей.

   Социокультурные педагогические технологии «Истоков»:

  1. Технология присоединения (Мы мир все воспринимаем по-разному: визуально, аудиально, кинестетически. Поэтому и обучение должно вести с учётом ведущей модальности учащегося. Для этого её надо определить и присоединиться к ней).
  2. Технология развития целостного восприятия и мышления (Чтобы картина окружающего мира была полной, развиваем и используем все модальности у себя и у учащихся, Кластеры – четвёрки учащихся для активной работы на уроке подбираем по возможности так: руководитель группы имеет 2-3 развитых модальности и по одному визуалисту, аудиалисту и кинестетику в каждой группе).
  3. Технология развития чувствования (Чтобы лучше понимать друг друга, нужно учить учащихся осознавать свои чувства, называть их и грамотно проявлять, а также  учиться считывать чувства собеседника. Поэтому рефлексия – непременный этап социокультурного урока).
  4. Технология мотивации (Эта социокультурная технология даёт широкий спектр факторов, мотивирующих на работу и учит их успешно применять:
  1. Успех и возможность увидеть результат
  2. Одобрение (словом, делегированием полномочий…)
  3. Своевременная обратная связь (Рефлексия)
  4. Взаимопонимание
  5. Творческие возможности, предоставляемые на уроке
  6. Методы самомотивации:
  • Умение ставить цели и достигать их
  • Умение брать ответственность на себя
  1. Технология развития личности (Две ступени:
  1. Первая ступень развития личности – освоение знаний
  2. Вторая ступень – проявление полученных знаний в жизни через поведение.

Задача учителя – дать необходимые знания, а как их использовать для поведения в жизни – выбор учащегося.

  1. Технология развития группы.

Умение работать в группе тоже нужно развивать. В данной технологии разработаны этапы развития группы:

  1. Формирование включённости в группу (Групповые нормы работы ещё не выработаны, всё время напоминаем правила работы в группе).
  2. Формируются групповые нормы и установки на взаимодействие и сотрудничество. Всё больше учащихся способны к согласованным действиям. Учитель может отойти от доминирующей роли, но осуществляет постоянный контроль).
  3. Согласованность всех действий, продуктивная совместная  работа, групповые нормы выработаны. (от учителя требуется только поддержка).
  4. Сформирован и продуктивно работает весь коллектив. (Задача учителя – защитить группу от застоя. Для этого нужно готовить новые более интересные задания, выводя коллектив на новый уровень)
  1. Технология: Ресурс успеха

Эта технология объясняет учащимся, из чего складывается успех и учит его достигать. Ресурс успеха:

  1. Умение ставить цель и формировать будущий результат.
  2. Умение брать ответственность за собственные решения.
  3. Идти не от негатива, а к позитиву.
  4. Умение рефлексировать – переосмысливать результаты своей деятельности.
  5. Любое дело надо начинать в ресурсном состоянии (в состоянии радости, любви, благодарности, удовлетворения, то есть,  на позитиве.

На основе этих технологий формируются активные формы работы «Истоков» - тренинги.  Под тренингом в социокультурном системном подходе понимается интенсивное либо высоко интенсивное обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным технологиям с целью развития социокультурной основы  Человека, Группы, Общества[1].

 Тренинг – вид групповой психологической работы, направленный на приобретение знаний, умений, навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в процессе обучения.

Главными целями тренингов являются освоение учащимися социокультурных ценностей и накопление социокультурного опыта – в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом тренинге выделяется пять аспектов[2]:

  1. содержательный аспект – освоение категорий предмета;
  2. коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого члена группы, толерантность (терпимость к иному, отличному от своего, мнению);
  3. управленческий:
  • планирование:
  • умение поставить цель, исходя из духовно-нравственных ценностей;
  • умение достигать результата;
  • умение делать ценностный выбор;
  • умение управлять своим временем (в Истоковедении время воспринимается как структуированное и наполненное),
  1. психологический аспект – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма;
  2. социокультурный опыт – приобретение опыта взаимодействия, позволяющего учащимся в дальнейшем утверждаться, а не репрезентировать себя в обществе.

Реализация всех аспектов тренинга выводит на принципиально новое качество образования.

        Уникальность педагогической технологии «Истоков» в том, что она впервые создаёт в образовательном процессе основу для организации личностно-ориентированного общения и обеспечивает единство рационального и эмоционального в психическом развитии ребёнка.

Виды социокультурных тренингов:

  • Ресурсный круг:
  • познавательный;
  • рефлексивный;
  • Работа в парах;
  • Тренинг-выбор;
  • Активный экзамен;
  • Тренинг-третий-лишний (с вариативностью решений);
  • Тренинг-покер;
  • Тренинг «Авачинская бухта»
  • Тренинг «Степ».

Принципы эффективного общения в группе:

Методика тренинга строится на основе следующих принципов:

  • Принцип активности участников группы: в ходе занятия все ученики постоянно вовлекаются в активные действия.
  • Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников тренинга. Обсуждаются только те проблемы и ситуации, опыт положительного решения которых есть у учащихся.
  • Принцип творческой позиции участников тренинга. В ходе тренинга создаётся креативная среда, характеризующаяся проблемностью обсуждаемых вопросов, неопределённостью вариантов выполнения задания, принятием различных точек зрения, безоценочностью суждений и отношений участников группы.
  • Принцип рефлексивной оценки результатов работы в тренинге предполагает выявление степени интереса, а также значимости обсуждаемых вопросов для участников, возможности использования полученных знаний в практической деятельности.
  • Принцип диалогового общения, предусматривающий общение в группе на уровне «Взрослый» - «Взрослый». Это связано с осмыслением способов достижения результата, способностью договариваться, приходить к единому мнению.
  • Принцип положительного подкрепления результатов деятельности: каждый даже маленький результат социокультурного развития учащегося и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения.
  • Принцип психологической безопасности и доверия в группе. Замена оценивающей коммуникации на описательную, переориентация контролирующего поведения педагога на совместное решение проблем. Это вызывает эмоциональный подъём у учащихся, снижает чувство тревоги и беспокойства, которые нередко встречаются в традиционных формах работы.

Я бы хотела более подробно остановиться на тренинге «Авачинская бухта».

Методические рекомендации по проведению тренинга «Авачинская бухта»:

  1. Заранее, проводя работу в парах и тренинг-выбор, учащихся знакомят с правилами общения.
  2. Тренинг проводится по окончании полугодия, либо года.
  3. Рассчитан на два урока (90 мин.)
  4. Контролируются 4 больших темы.
  5. Столы ставятся большой буквой П.
  6. Учащиеся рассаживаются по кластерам – четвёркам, с учётом модальностей.
  7. Темы этапов работы (раундов) заранее фиксируются на доске.
  8. Учащиеся приветствуют партнёров по общению (
  9. Раздаточный материал выдаётся на кластер в конверте.
  10. Конверт для первого раунда содержит: жетоны самооценки, бланки взаимооценки, бланки для работы.

Жетоны самооценки:

Бланки для взаимооценки:                                        Бланки для работы:

Оценка

за технику

Оценка

за культуру

Фамилия______________________

Индивидуальный выбор      Выбор группы      

 1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

  1. Каждый выбирают для себя 4 жетона самооценки, жетон взаимооценнки, а также бланки ответов.
  2. Учитель объявляет этапы работы, записывает их на электронной или обычной доске.
  3. Учащиеся оценивают свои возможности по предстоящим этапам работы. (Четыре буквы Ф  на жетоне соответствуют наилучшему владению материалом темы, одна буква Ф - наихудшему). Не показывая соседям, кладут выбранный жетон, соответствующий их знаниям по первому этапу работы,  в конверт.
  4. Получают задания первого этапа.
  5. Задания каждого раунда содержат от трёх до 6 вопросов и несколько вариантов ответов, причём количество верных и неверных среди них не лимитировано.
  6. Работа проводится в два раунда: первый раунд индивидуальный. Учащиеся отвечают на вопросы, выбирая ВСЕ возможные правильные ответы, и записывают в столбце «Индивидуальный выбор».
  7. Через   5-7 минут приступают к обсуждению проблемы, добиваясь единого решения в кластере. Результат записывается в столбце «Выбор группы».
  8. По окончании этапа учащиеся ранжируют партнёров по общению: расставляя в листах взаимооценки партнёров по уровню овладения материалом (оценка за технику) и по умению вести дискуссию (оценка за культуру общения).
  9. Далее благодарят партнёров по общению, встают, забирая ручку и оставшиеся жетоны для самооценки и, делая шаг направо, занимают новое место.
  10. Далее приветствуют партнёров по общению и всё повторяется.
  11. По окончании урока учитель проверяет конверты каждого кластера, занося результаты в таблицу:

Ф.И.

1 раунд (А)

2 раунд (Б)

3 раунд (В)

4 раунд (Г)

Общий балл

оценка

1*

2*

3*

4*

1*

2*

3*

4*

1*

2*

3*

4*

1*

2*

3*

4*

  1. Результат каждого раунда складывается из:

1* - суммарный балл жетонов самооценки,

2* - результат взаимооценки,

3* - экспертная оценка по пятибальной системе, выставленная учителем за выполненное задание.

  1. Все цифры перемножаются, составляя результат раунда.
  2. Суммы баллов за четыре раунда дают итоговый балл, который затем переводится в отметку:

«отлично» - сумма больше 1000 баллов

«хорошо» - от 800 баллов до тысячи

«удовлетворительно» - от 500 баллов до 800.

«Неудовлетворительные оценки не выставляются.

  1. Полученная отметка выставляется в журнал.

IMG_3515  IMG_3514.jpg                

На фотографии урок в 11 классе по теме: «Электрический ток в различных средах».

Подобные уроки очень нравятся учащимся. Можно приводить бесконечно положительные отзывы, накопленные за двадцать лет:

Мне очень понравилось работать на уроке-тренинге -Авачинская бухта «Электрический ток в различных средах). Во время таких уроков можно научиться высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую, работать в команде. В команде гораздо легче усвоить новые знания. (11 класс)

Мне очень понравился тренинг-степ «Механическая картина мира» потому, что была возможность поразмышлять, послушать мнение других, в результате мы ещё раз переосмысливаем свою точку зрения, то есть мы формируем себя. Коллективные работы очень полезны, так как мы учимся слышать друг друга и доказывать свою точку зрения. (10 класс)

Социокультурные технологии «Истоков» дают ответ на все поставленные новыми стандартами вопросы, позволяют:

  • учащимся активно работать весь урок, формируя ключевые компетенции: организационные, информационные,  познавательные, коммуникативные;
  • развить единый социокультурный контекста в процессе обучения
  • формировать:
  •  образовательное пространство в образовательном учреждении,
  • мотивацию к обучению.
  • целостное мышление развивающееся положительно.
  • ориентацию на успех.
  • команду преподавателей-единомышленников,
  • обеспечить самореализацию педагога и обучающегося.

Литература:

  1. И.А. Кузьмин, А.В. Камкин О программе «Социокультурные истоки. //Истоковедение т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 23-28
  2. И.А. Кузьмин. Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1, 1997.
  3. Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 35-41
  4. Лекции И.А. Кузьмина «Технологии эффективного менеджмента»1994г.


[1] И.А. Кузьмин . Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1 1997. С.64.

[2] Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 37.