Эссе, или мысли о профессии и не только

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

Учитель-это прежде всего человек, со своими мыслями и чувствами. В редкие минуты вдохновения я передаю свои мысли на бумаге. Пишу обо всем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27079_moy_pervyy_urok.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon 27148_sredi_lyudey_nemerknushchih_professiy.doc519 КБ
Файл esse.docx16.58 КБ
Microsoft Office document icon esse_budanova_s.n.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Буданова Светлана Николаевна

Учитель начальных классов МОУ СОШ №22 С УИОП г.Тамбова

Вчерашняя выпускница ТГУ им. Г.Р.Державина, а сегодня уже учитель. Хотя по правде говоря «учитель» слишком уж официально. Предпочитаю себя называть другом учеников.

 Мой первый урок

Мой первый урок… Мой… Первый…

Каким он был, уже не вспомню. Помню, класс был небольшой – всего 5 человек, точнее игрушек. Я из всех сил билась над тем, чтобы научить их читать по «Букварю», аккуратно писать в прописях, складывать и вычитать. Вот тогда и пришло ко мне осознание моей будущей профессии.

В 5 классе моим настоящим учеником стал младший брат. Он только пошёл в школу, я же осваивала азы немецкой речи. Мы занимались по настоящему учебнику, вместе читали и писали. Брат потом учил английский, но с десяток слов и фраз на языке Гёте и Шиллера знает.

Первый урок, как первый снег, внезапный и легкий, но долгожданный. Первый урок, как первый шаг, несмелый, но самостоятельный.

Именно такими стали мои первые профессиональные уроки. Профессиональные потому, что к 4 курсу освоена большая часть методик и, кажется, самое время проверять знания опытом. К тому же, практика через неделю!

Всё воскресенье я провела за письменным столом в окружении методичек, учебников, лекций, статей журнала «Начальная школа». Завтра мой первый урок! Имею ли я право уронить марку одного из лучших учителей района? Все должно пройти на отлично, иначе нельзя. В противном случае в одинаковой степени будет стыдно перед детьми, перед мамой, перед преподавателями кафедры, перед собой, в конце концов.

Завтра не просто обычный понедельник, завтра мой первый рабочий день. 12 индивидуальностей… 4 урока… 45 минут…

Понедельник. Утро. За окном зима, трескучий мороз. Выхожу из дома рано, ещё нет и восьми, хотя до школы 5 минут ходьбы. Под ногами скрипит снег. В руках стопка проверенных ученических тетрадей, учебники, планы. Вхожу в школу. Прохожу по немым коридорам. Открываю класс…

Много лет назад я входила сюда с ранцем за спиной…

Вот моя школьная парта…

А вот мой учительский стол…

Мои размышления нарушает звонкий голос первого ученика «Здравствуйте, Светлана Николаевна. Сегодня Вы у нас будете уроки вести?». «Здравствуй, Олег. Да, уроки сегодня проведу я.»…

Второй звонок. «Здравствуйте. Меня зовут Светлана Николаевна. Эту неделю мы будем работать вместе. Давайте пожелаем друг другу успеха!» На секунду в классе воцаряется тишина. Окидываю взглядом класс. На себе ловлю 12 одинаковых взглядов. В каждом из них – благословление и ожидание чуда. Про себя делаю глубокий выдох. «Начинаем урок. Внимательно посмотрите на доску…»

Урок прошёл на одном дыхании, незаметно пролетели 45 минут. Первые оценки. Кажется, всё получилось, всё успели. При этом я не только не нарушила мамину систему преподавания, но и внесла что-то своё. И детям это пришлось по душе!

Второй урок –математика. Казалось бы, что тут такого: решай примеры и задачки. Нет, это огромный труд, зная чуть больше чем ученик, не опуститься до его уровня, не смотреть сверху вниз, а соответствовать ему, думать, как он, быть им. В этом заключается мастерство педагога.

Урок чтения. Раньше для меня было совершенно непонятно, как вести уроки чтения. Здесь нет ни правил, ни формул. И задача уроков какая-то странная «воспитание любви к книге, чтению», «формирование личности квалифицированного читателя»!

Совсем иначе на уроки чтения я взглянула после лекций Первовой Г.М. Литература – это тот учебный предмет, который делает человека человеком. Во многом отношение ребенка к чтению складывается через отношение к урокам чтения самого учителя.

Мне несказанно повезло: тема урока «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Это одно из любимых произведений из учебников для начальной школы.

Решила не придумывать ничего своего, а открыла «Методические рекомендации к урокам детской литературы» (авт. Первова Г.М.). Да и придумывать, собственно говоря, нечего. Всё гениальное просто. Живопись+музыка+слово=успех любого урока чтения.

На уроке звучала музыка Э.Грига. Дети слушали рассказ с закрытыми глазами и представляли картины, о которых я читала.

После окончания чтения дети наперебой стали делиться своими впечатлениями. Я даже не успевала задавать вопросы, а уже получала ответы. Как я была счастлива! Дети прочувствовали, пережили это произведение.

Первый урок. Для настоящего учителя, работающего с душой, с вдохновением, по зову сердца, по призванию, если хотите, каждый урок – первый. Каждый урок не похож на предыдущий. Каждый новый урок – это маленький праздник, прежде всего для детей.

Так прошёл мой первый рабочий день. В пятницу, уходя, дети вот что сказали мне: «Светлана Николаевна, приходите к нам работать». Разве это ли не награда для учителя? Она дороже всех грамот, званий. Она выше скромной учительской зарплаты. Услышав эти слова, все сомнения по поводу правильности выборы профессии рассеиваются.

Учитель – это звучит гордо!



Предварительный просмотр:

«Среди людей немеркнущих профессий…»

 «Сейте разумное, доброе, вечное, сейте! Спасибо Вам скажет сердечное русский народ» – эти прекрасные слова Николая Алексеевича Некрасова вот уже более двадцать пять лет являются жизненным кредо моей семьи.

В нашем небольшом селе Никольское Рассказовского района все знают друг друга в лицо, а такая фигура, как учитель – всегда на виду. Семью Будановых знают и стар и мал. И вот почему.

Семья наша обычная. Все мои предки работали на поле. Но…В 1984 году родилась учительская семья моих родителей: Николая Николаевича Буданова и Надежды Михайловны Будановой.

В детстве мой папа увлекался спортом, занимался футболом и легкой атлетикой. Но потом решил стать учителем физики и математики, оставив спорт своим хобби. Папа – душа компании, человек разносторонних интересов и способностей и, как все физики, немного лирик.

Каждый год, первого сентября заливистой трелью звенит звонок, собирая на первый в жизни урок первоклашек. И не одно поколение никольских малышей начинало свое знакомство с букварем со своей первой учительницей – Будановой Надеждой Михайловной. С самого детства мама хотела стать учителем начальных классов. Мечта ее осуществилась совершенно случайно, когда приехав в сельскую школу, оказалось, кроме места учителя начальных классов для выпускницы иняза ТГПИ ничего нет. Мама – увлеченная работой, стойкая в преодолении любых преград.

Влюбленные в свою работу родители могли не спать ночами, а рисовать плакаты, готовиться к открытым урокам, проверять тетрадки.

Учитель – это слово чище света! Для меня так было, наверное, с самого рождения. Все свое сознательное детство я провела в школе, среди учителей и учеников. Здесь я училась читать, писать, считать. А, приходя домой, рассаживала за « парты» все свои игрушки и учила их.

И вот я стою на пороге большой дороги. Дороги, которая привела меня из детских воспоминаний на педагогический факультет. Невольно задаюсь вопросом: «Кто я?». И без раздумья отвечаю: « Я учитель». Я не просто учитель. Я первая учительница. Я первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверят мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Каждый день на меня будут смотреть глаза моих учеников.

И, наверное, нет в жизни большего счастья, когда ты понимаешь, что выбрал профессию, которой можно и должно гордиться, когда видишь счастливые глаза своих учеников и каждый день, окрыленный спешишь на урок!...



Предварительный просмотр:

Кто ты учитель?

Буданова Светлана Николаевна

МБОУ СОШ №22 с углублённым изучением отдельных предметов г.Тамбова

Ни в одном словаре вы не встретите исчерпывающего ответа на этот вопрос. «Это профессия», — ответят физики без раздумья. Согласно данным Минобрнауки в России насчитывается более миллиона учителей. «Это призвание», — скажут лирики, и в истории педагогики есть тому подтверждения.  Так было предначертано судьбой, что польский врач Януш Корчак остался в народной памяти как педагог.

Кто такой учитель? Ответить на этот вопрос можно лишь тогда, когда сам пройдешь путь учителя. Путь из неудач и успехов, слёз и улыбок, разочарований и побед.

Начинать путь всегда тяжело. Начинать путь учителя тяжело вдвойне. Всё новое: новый коллектив, новый статус, новые обязательства. Начинается труд. Не работа, а труд. Ежедневный труд над собой. Ежедневная борьба с собой. Поэтому наивно полагать, что учитель — это тот, кто учит. Я уверена, и мои коллеги меня поддержат, что учитель — этот тот, кто учится сам. У своих учеников. У своих коллег. Каждый день. Всю жизнь.

Каким должен быть идеальный учитель? Такой вопрос был задан ученикам одной из школ города Тамбова. Первым, что называли дети, было слово «добрый».

Обсуждаем на уроках чтения с моими учениками сказки: «добрый», «недОбро», «доброта» —вот первое что я слышу от детей. Вдумайтесь: в век гуманизма, век информации, век свободы ребёнку не хватает доброты. А это значит, что выполняя хрестоматийный социальный запрос, мы сознательно пренебрегаем потребностью ребенка.  Ведь взрослые лучше знают, что нужно ребёнку, каким ему быть. И чаще всего эти взрослые – родители. Именно им порою труднее всего объяснить, что ребёнок – это самостоятельность. «Мне бы хотелось, чтобы ваши дети были такими, какие они есть» — с таким словами впервые я обратилась  к родителям своих учеников.

В школу приходят молодые, воодушевлённые, амбициозные, если хотите, учителя. Они горят вопреки и перегорают благодаря. Иначе говоря, учителю не нужно помогать, ему нужно не мешать. Начинающему педагогу в особенности.

Учитель подобен олимпийскому борцу. Но это борьба не за драгоценные награды, а борьба за высвобождение гуманистической, социальной миссии из-под гнета формализма и бюрократизма. Так было во времена Песталлоцци, когда он был вынужден уйти из школы. Так было и 30 лет назад, так есть и сейчас. Общество предъявляет большие требования к школе. И мы уже не учим, а предоставляем образовательные услуги. Мы не участвуем в воспитании, а воспитываем, а порою и перевоспитываем. Обидно.

Учитель — это человек замкнутого времени и пространства. Учитель всегда думает о работе. Встреча двух учителей — это маленький педсовет. Вместе с этим каждый из нас помнит, что нельзя замыкаться лишь в своей профессии. Хорошо бы когда-то и оглянуться, посмотреть вокруг, перевести дыхание. Надо, чтобы хватало времени на художественную, научно-популярную, обществоведческую литературу, на живопись и музыку, на любимое занятие. Словом, хорошо бы, чтобы хватало времени на жизнь во всей её полноте и многообразии.

Учитель, как бы ни говорили, профессия консерваторов. Хотя и новшеств учителям не избежать. Зачастую эти новшества исходят не от самих учителей, а обусловлены педагогической модой. Так педагогическая общественность активно обсуждала далеко не новый метод проектов. По статистике, лишь 3% инноваций действительно новы. Все остальные инновации «работают» при определенных если. Иначе чем можно было бы объяснить отсутствие современных педагогов-новаторов. Если вспомнить, то о С.Н. Лысенковой знали и говорили все.

Учитель — это зеркало. Зеркало для детской души. Учитель пускает сотни солнечных зайчиков за свою карьеру. Об этом и гимн учителей «Учителя в учениках вы продолжаетесь и отражаетесь в своих учениках».  И это отражение складывается из сотен дней прожитых вместе с детьми. Случается так, что учитель и ученики понимают друг друга без слов, с полувзгляда. Так не бывает? Бывает, у тех учителей и учеников, которые верят друг друга.

Учитель — это вера. Бесконечная вера в себя, ибо дорогу осилит идущий. Вера в учеников. Дети приходят в школу. Они приходят учиться? Нет, они приходят за верой, и возвращается их вера учителю сторицей. Нет, наверное, такого человека, который не помнил бы своего первого учителя. Как нет впрочем и учителя, не помнящего своих учеников.

Учителя — особые люди. Их можно выделить среди многих по необычайно глубоким глазам и голосу под стать актёру. Учитель — это актёр. Каждый день он выходит на сцену, каждый урок у него — премьера, каждую минуту за ним наблюдают самые строгие критики, его ученики.

Учитель-это кристалл с сотнями граней. И чем ярче горят глаза учеников, чем выше преломление учительский лучей, тем чище, светлее, а значит и выше цена человеку, имя которому УЧИТЕЛЬ!



Предварительный просмотр:

Буданова Светлана Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №22 г.Тамбова

Моя педагогическая философия

«Всё начинается с любви»

Твердят:"В начале было слово".

А я провозглашаю снова: 
всё начинается с любви! 

Р.Рождественский

Всё начинается с любви.  Любовь делает человека Человеком. Любовь к Родине, любовь к семье, к ближнему, любовь, к тому, что ты делаешь.

Учительство тоже начинается с любви: любви к детям и любви детей.

Любовь к детям.  Ну как их не любить? Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. А всё вместе – любить …

 Когда у меня спрашивают, есть ли у меня дети, я гордо отвечаю: «Да, и не один, а целых 30!». Первоклашки, вошедшие 1 сентября ко мне в класс с огромными букетами цветов, сами напоминали маленькие хрупкие цветочки. Какими огромными, удивлёнными глазами они смотрели на меня, ожидая от меня чего-то нового, интересного. И до сих пор, они не знают, какой сюрприз  готовлю им я, ведь они мои дети!

За каждого ребёнка болею душой, и эта «болезнь» наполняет мою жизнь особым смыслом. Общаясь с детьми, я делаю так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, ему хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи с одноклассниками и учителем, и был уверен, что его здесь с радостью ждут.

Хрестоматийную «любовь к детям» каждый понимает по-своему. Любить детей для меня равнозначно быть ребёнком. А ведь и, правда, учитель – это вечный ребенок. С каждым новым классом учитель проживёт  новое детство.

Любовь детей. Разве можно её описать? Её можно почувствовать. Пожалуй, это могут сделать два человека – мама и учитель…

Учитель начальных классов – особенный учитель. Нас называют мамами и родители наших учеников, и сами ученики. Для ребёнка естественно любить свою маму. Почувствуешь мамино тепло, и сразу легче становится. А как хотелось мне, ученице первого класса, вопреки всем запретам, подойти, обнять, поцеловать свою маму, но не могла: она учитель. А этой грани не должно быть в отношениях с моими учениками.

Всё начинается с любви. Любви к своей семье. Наша семья живет по законам жизни, созданным человечеством на протяжении многих веков. Это – честность, порядочность, свобода, скромность, вежливость, ответственность.

Я люблю своих родителей. Обычных необычных сельских учителей.

Как и все физики, папа – талантливый лирик. В его уроках не было назиданий. Он не убеждал нас, что физика обязательно пригодится в жизни, он это доказывал. В сказках, стихах, историях из своей жизни.

Мама – дочь земли героев, для меня сама стала героем педагогического труда. Конкурсы, семинары, курсы, заседания РМО…В этой круговерти она всегда оставалась мамой.

Знаю, что бы ни случилось, они дадут мудрый совет как родители и правильный совет как учителя.

Всё начинается с любви. Любви к книге. А как сегодняшних «цифровых» детей подружить с книгой? Моя учительница русского языка помогла в этом. В  книжном шкафу хранится десяток книг, подаренных ею. На каждой из них  трогательная надпись «будущему учителю»… Прошло много лет, и  книги в подарок получают уже мои ученики.

Всё начинается с любви. Любви к Родине. Это отнюдь не громкие слова. Школа воспитывает патриота. С каждым годом всё сложнее это делать. А как можно воспитать любовь к Родине?

Родина…Бескрайние поля, голубые реки, изумрудные леса, снежные шапки высоких гор.  Всё это живет во мне, и каждый день я делюсь величием нашей страны, восхищением ею и ее людьми со своими учениками.

Учить – это значит делиться. Делиться знаниями.  Воспитывать – это тоже делиться. Делиться – своей душой. Быть учителем – это возможность делиться.

Всё начинается с любви. Любви к профессии. Размышляя о своём жизненном пути, я понимаю, что не могу провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я живу своей работой. Изучаю новые методики, не сижу на месте. Что бы я ни делала, в голове всегда мысль «А как это может пригодиться моим ученикам?». Учитель - это образ жизни, который безоговорочно принимают домашние. Разговоры взахлёб об учениках, о их достижениях и тетради, тетради, тетради…

Всё начинается с любви. Любви к жизни. Я люблю жизнь такой, как она есть. Вот и всё. Я живу потому, что люблю жить, люблю дни и ночи, люблю белый снег и наш чернозем, на котором выращиваю помидоры, люблю тишину и шумные масленичные гуляния, люблю трудности, ведь их преодоление и есть жизнь.

Почему я стала учителем? «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено».