ПРИМЕНЕНИЕ ПОРТФОЛИО ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки.Раскрывается функции, виды портфолио, структура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ПОРТФОЛИО ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ВВЕДЕНИЕ

Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. Однако педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности. Одна из причин: многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем.

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки.

Диапазон его применения: от начальной до высшей школы.

ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Диагностическая функция, должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и результатов учащегося, позволит:

  • Отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов ;
  • проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
  • глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам ;

Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:

  • выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;
  • обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений ученика в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);
  • мотивации к необходимости и полезности контроля прежде всего самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.
  • частого контроля, что заставляет школьников учиться интенсивнее.

Организующая функция педагогического контроля знаний школьников проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. Основным методом, реализующим данную функцию, признается тестирование школьников.

Реализацию воспитывающей функции педагогического контроля посредством портфолио можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительным является повышение учебной мотивации школьников, формирование ответственности за результаты своего учебного труда, формирование установок на сотрудничество учеников и учителей в процессе приобретения знаний, поскольку портфолио:

  • документирует все личные достижения школьников, обеспечивая тем самым их официальное признание;
  • поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяя возможности обучения и самообучения;
  • выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • придает значение планированию учащимся своих образовательных результатов, формируя умение учиться – ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность.

Что касается минусов, к ним можно отнести следующие:

«... первое и самое употребительное — ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе — ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье — ребенок учится для того, чтобы быть лучше других; четвертое — ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете». (Л.Н. Толстой)

ПОРТФЕЛЬ И ЕГО ВИДЫ

Применение технологии портфолио (в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”) в учебном процессе позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, осуществляя интеграцию количественной и качественной оценок. Перспективность использования портфолио обусловлена тем, что идея портфолио отражает новые цели образования, понимание сути учебного процесса, способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса.

В связи с этим , перед учителем иностранного  языка стоят следующие задачи:

 
1) Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
2) Обеспечение знаний на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
3) Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.

4) Развить навык самостоятельной работы учащихся.

5) Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
6) Продолжить работу с одаренными детьми,

7) Развить у учащихся навык рефлексии.

Портфолио в зависимости от целей создания бывают разных типов.
Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).
Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции.
Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
В основе технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежат:
- американский портфель,

- языковой портфель России,

- «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»,
принятые Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А, В, С. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Затем как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня. Через определённый промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик /учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику.
- Европейский языковой портфель, который осуществляет две функции:
• социальную - демонстрирует способности владельца портфеля по иностранным языкам. Портфель служит в качестве приложения к аттестатам/дипломам, предоставляя дополнительную информацию,
• педагогическую – помогает учащимся развивать свои мыслительные способности и самооценку. Эта функция способствует развитию автономности учащегося к изучению языков на протяжении всей жизни.

Таким образом, портфолио - набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели.


ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО


• отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми
• исследовать собственное развитие в течение определённого времени
• учить учащихся оценивать себя
• ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем
• развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы
• развивать письменные навыки
• обеспечивать преемственность в процессе обучения
• узнать что-то новое и улучшить свои знания и умения

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

В портфеле ученика обязательно есть:
• Титульный лист
• Содержание
• Цель изучения немецкого языка
• Письменные работы, характеризующие процесс обучения
• Сочинения
• Рисунки
• Письменные творческие работы
• Листы оценки
• Листы самооценки.

Примерно таким образом выглядит страница «Содержание» в нашем портфеле учащихся:

“Мой языковой портфель”
Содержание
1. Вступление ( Вступление представляет языки общения в семье; где учился; языки, которые изучал в школе и вне школы; пребывание за границей; проекты. Кроме того, он включает Общеевропейскую шкалу уровней владения языками. Пользуясь дескрипторами, учащиеся и учитель оценивают уровень владения иностранным языком учащегося. Шкала даёт учащемуся перспективу дальнейшего развития коммуникативных умений.)
2. Mой портрет ( Языковая биография)
3. Что я знаю и могу (Опросный лист на русском языке в начальных и 5 классах , на немецком языке в среднем и старшем звене).
4. Моё досье (Досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося работы, свидетельствующие об его успехах в овладении языками:
• «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)
• стихи и рассказы, написанные учащимся
• индивидуальные и групповые проекты
• работы, выполненные на компьютере
• письма, открытки
• грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося
• памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).
5. Рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.
Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио. Для этого была разработана форма оценки и самооценки проектов.

 
ФОРМА САМООЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
1. Мне нравится в презентации проекта…
2. Цель моего проекта…                                                                                                                                                                                                    
4. Я выбрал(а) эту тему, потому что…
5. Что удалось/не удалось…
В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку.

ФОРМА ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
Название проекта______________________________________________
Имя ____________________________________________________

Проект…

Соответствие проекта теме и цели

Наличие и соответствие иллюстраций теме проекта


При отборе проектов для портфолио учащиеся могут руководствоваться критериями:
• Он интересный
• Я думаю, мой проект красивый
• Мне он нравится
• Мои одноклассники считают, что он хороший
• Я многое узнал, выполняя это задание
• Мне было интересно делать это задание
• Мой проект показывает, что я …
• Я красиво написал
• Мой учитель посоветовал мне
• Этот проект показывает мои успехи в изучении  языка


Критерии были определены в ходе совместного обсуждения с учащимися.


Оценивание портфеля.
В конце каждой четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. В конце года учащиеся представляют свои портфели и защищают его,  предварительно получив свои портфели с рецензиями .

Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в проведении внеклассных мероприятий.

 
Работу над Портфелем можно начать с Досье, в которое учащиеся складывают свои работы, проекты, творческие задания.
Можно использовать и обратный порядок.
В начале языковой портфель вводится как один из инструментов рефлексии по поводу своей языковой принадлежности и степени владения изучаемыми иностранными языками.


Основные положения создания « Языкового портфеля» заключаются в следующем:
1. Создание «Языкового Портфеля» требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей.
2. Посредством «Языкового Портфеля» осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.
3. «Языковой Портфель» усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.
4. Систематическое поэтапное заполнение «Языкового Портфеля» реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.
5. «Языковой Портфель» создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения  языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Языковой портфель учащихся
- служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету,
- повышает мотивацию учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком,
- учит аккуратно вести записи,
- организовывать их в папку.
Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся. Но более важно для меня то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.

Я думаю, что портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся и своего опыта, потому что работа ученика – это всегда работа учителя.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1.Новикова T.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы // Профильная школа. М., —2004. —С.4-11.

2.Никитина С.И. Эксперимент по созданию портфолио по информатике // Применение новых технологий в образовании: Материалы XVI Международной конференции 28-29 июня 2005. — Троицк, 2005. С. 45-47.

3. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6-11.


4. Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С. 58-59.


5. Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998


6. Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22-27.


7. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1. 2004. С. 8-14


8. Стандарт основного общего образования по иностранному языку