Профилактическая работа и просвещение

Воронина Людмила Николаевна

На этой странице вы можете познакомиться с материалами по профилактической работе логопеда со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практика сотрудничества с семьей обучающегося дошкольного    возраста с ОВЗ, инвалидностью при реализации основных и дополнительных общеразвивающих программ.

Авторы: Воронина Людмила Николаевна- учитель-логопед,

                 Максимова Инна Валериевна-педагог-психолог.

Детско-родительский проект «Вместе весело шагать!». 

Миссия детско-родительского проекта: помочь родителям и детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ОВЗ ТНР подготовиться к встрече с новой жизненной ситуацией- школьному обучению. Дети данной категории, как правило, имеют не только проблемы в речевом развитии, но и в психофизическом, нарушения в эмоционально-волевой сфере, социальной коммуникации и адаптации. Главной задачей в коррекционно-развивающей работе для нас, специалистов ДОУ, является обеспечение устойчивости хода развития детей с нарушениями речи, так необходимой для успешной адаптации в общеобразовательной школе и обществе сверстников. Для достижения коррекционного эффекта работа с родителями является одним из основных аспектов коррекционно-развивающего направления.

Цель  проекта: повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ по вопросам готовности детей к школе в условиях сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: 1)обогащать представления родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе: психологической, интеллектуальной, волевой и физической; 2)создавать оптимальные условия для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формировать мотивацию к поиску новых способов поведения; 3)учить родителей конструктивно взаимодействовать с ребенком с учетом его психофизических особенностей и возможностей, опираясь на сформированную игровую мотивацию.

 Реализация проекта проходит в 3 этапа: Первый –аналитический помогает определить дефициты родителей в вопросах готовности детей к школе, стили родительского отношения (анкеты, опросники); по результатам диагностики проводим анализ уровня речевого и психического развития детей. Через индивидуальные консультации и семинар-практикум «Важное о детях» знакомим родителей с психофизиологическими механизмами развития ребенка, помогаем освоить практические приемы развития детей игровыми средствами.

На  втором, основном этапе разрабатываем и проводим комплексные мероприятия в рамках проекта:  это непосредственное проведение детско-родительских занятий, которые традиционно начинаются с семейного развлечения "Вместе с мамой не страшны преграды!", где у мам и детей формируем мотивацию успеха, познавательной активности и социальной уверенности. При организации занятий опираемся на методологические подходы развивающего обучения. Каждая встреча - это сюжетно-познавательное путешествие, где дошколята проявляют свои знания, смекалку, умение находить нестандартные решения, преодолевая все преграды вместе с родителями. Структура детско-родительских занятий выстраиваем так, чтобы все участники постепенно и безболезненно вливались в единую дружную команду родителей и детей. Вводная часть состоит из   игр-приветствий  - «Здороваемся по сигналу», «Клубочек с именами», «Дружные ладошки», помогающих зародить чувство сплоченности и принятия участниками друг друга.  В основной части  учитель-логопед вместе со сказочными героями предлагает игровые упражнения на звуко-слоговой анализ слов, на формирование зрительного образа буквы, на развитие фонематического восприятия, обогащение словаря: «Какие буквы спрятались», «Расшифруй слово по первым звукам», «Слова-друзья», «Кроссворд». А задания педагога-психолога направлены на развитие познавательных процессов и навыков общения: «Да» и «нет» не говори», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Скажи наоборот», «Живые звуки», «Дорисуй недостающий».  Для поддержания работоспособности и профилактики психофизического утомления осуществляем логическую смену видов деятельности: двигательные разминки на речевые, коммуникативные игры на танцевально-игровые упражнения: «Назови ласково», «Фантастический танец», «Замри», «Придумай слово», «Дотронься до…» и т.д. Заключительную часть строим на рефлексии с добрыми пожеланиями в общем кругу. Третий итоговый - это кульминация всего проекта. Заключительный детско-родительский праздник "Дорогой добра" и круглый стол "Уютная гостиная" с чаепитием и обменом мнений всех членов семей проекта помогают создать доверительную семейную атмосферу вселяющую уверенность в преодолении любых трудностей в дальнейшей школьной жизни.

Итоговая диагностика и отзывы родителей показали положительную динамику в речевом и психофизическом развитии, наблюдалась смена стиля в детско-родительских отношениях. В итоговой анкете родители отмечают, что приобрели новые знания в подборке игр и упражнений, необходимых для развития речи и интеллекта ребенка; обучились более грамотно оказывать помощь ребенку, развивая в нем желание быть инициативным и самостоятельным. Стали проявлять большую заинтересованность в успехах ребенка, испытывать чувство гордости за него, что раскрывает его способности.

У ребят появилась значительная  самостоятельность,  инициативность, рассудительность, умение применять новые знания в нестандартной ситуации.

А также, что самое важное, способность управлять своим поведением; проявлять уверенность в общении со взрослыми и со сверстниками.

Проект рассчитан на 2 года с количеством участников из 8-10 семейных пар, постоянно совершенствуется  в свете новых требований ФГОС, а также с учетом психофизических особенностей вновь набранных детей. Данный опыт работы был представлен коллегам на муниципальных методических объединениях, а также на сайте ДОУ. Внесли предложение  о проведении праздника к Дню матери "Вместе с мамой не страшны преграды!" с вовлечением семей с детьми с ОВЗ из других ДОУ в план городских мероприятий с дошкольниками. Планируем привлекать к данному проекту специалистов г. Зеленогорска по работе с семьями (библиотека им. В.Маяковского, МБОУ "Перспектива", военно-патриотический центр "Витязь", ДЮСШОР).

 Ссылка на видеоролик с рассказом о проекте в youtube: https://youtu.be/qirtLaJPxug