Внеурочная деятельность по предмету.

Ковалевская Екатерина Андреевна

В 2017-2018 учебном году мною организована внеурочная деятельность по предмету немецкий язык в количестве 2 часов в неделю для 7-10 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое значение и популярность получила в XXI веке проблема воспитания и развития детей с признаками одаренности по какому-либо предмету. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач современной системы образования. Творческая, развитая личность представляет собой огромную ценность в сегодняшнем, быстроменяющемся и развивающемся мире. Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся по предмету и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету.

Олимпиада по иностранному языку – это одна из традиционных форм внеклассной работы. Она проявляет себя как проверку знаний учащихся, так и показывает возможности и перспективы, которые открывают перед собой иностранные языки и их изучение. Олимпиада позволяет учителям сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.

    При  подготовке к олимпиадам  большое внимание уделяю навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности.  Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность на факультативах и в кружках, что в дальнейшем и привлекает их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих работ.

   С помощью олимпиады можно развить у школьников интерес к самостоятельному изучению языка и его овладению, к работе с аутентичным материалом, к чтению литературы в оригинале и любых других источников.

Использование программы «по олимпиадной подготовке по иностранному языку (немецкий язык)» направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:

- речевая компетенция – говорение, аудирование, чтение, письмо;

-языковая компетенция – фонетика, орфография, лексика, грамматика;

- социокультурная компетенция – культура, традиции стран изучаемого языка

- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений;

- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Цели данной программы:

  • Подготовка учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку;
  • Расширение интеллектуального потенциала детей;
  • Повышение мотивации к изучению немецкого языка.

Для реализации данных целей нужно выполнить следующие задачи:

  • познакомить учащихся с форматом тестов;
  • развивать языковые, интеллектуальные и познавательные возможности;
  • совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: говорение, письмо, аудирование, чтение;
  • развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком;
  • развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
  • расширить эрудицию учащихся и их лингвистический и общий кругозор.

 

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на занятия с группой детей старшего школьного возраста год по 1 часу в неделю, всего 35 занятий в год.

В подготовке и проведении занятий используются пособия Радченко, О.А. “ Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1, 2,3”, самые разнообразные учебно-методические комплексы российских авторов.

Кроме того, на занятиях предполагается активное использование аутентичного аудио- и видеоматериала по немецкому языку, компьютерных технологий.

Учащиеся в пределах программы получают возможность совершенствовать следующие умения:

Диалогическая речь

  • участие в беседе, обмен  информацией, высказывание и аргументация своей точки зрения, выражать согласие\несогласие;
  • уточнять интересующую информацию у собеседника;

Аудирование

  1. понимать основное содержание высказываний монологического и диалогического характера;
  2. выборочно понимать нужную информацию;
  3. отделять главную информацию от второстепенной.

Чтение

Учащимся предоставляется возможность совершенствовать основные виды чтения на материале аутентичных текстов различных стилей.

Имеются в виду следующие виды чтения:
      — ознакомительное чтение с целью понимания основного содержания;
      — изучающее чтение с целью полного и точного понимания информации;
      — просмотровое/поисковое чтение с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации.

Письменная речь

  • правильно оформлять личное письмо;
  • продолжить рассказ, в котором начало и конец истории заданы

Социокультурные знания и умения

Создаются условия для расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, о взаимоотношениях с нашей страной.

Учебно-тематический план

№ уроков

Разделы

Кол-во часов

Описание

Дата

1

Введение

1

1 урок

Общие рекомендации по выполнению заданий олимпиады

 

2-4

Фонетика

3

2 урок

Состав и классификация гласных фонем немецкого языка. Долгота и краткость гласных. Исключения из правил чтения.

3 урок

Система согласных фонем немецкого языка. Аффрикаты. Сонорные. Смычные. Альвеолярные переднеязычные.

4 урок

Ассимиляция. Мелодика. Фразовое ударение.

 

5-8

Чтение

4

5 урок

Публицистический текст. Чтение с общим пониманием прочитанного. Упражнения к текстам.

6 урок

Художественный текст. Чтение с общим пониманием прочитанного. Упражнения к текстам.

7 урок

Прагматические тексты. Чтение с полным пониманием. Упражнения к текстам.

8 урок

Газетные статьи. Поисковое чтение. Упражнения к текстам.

 

9-12

Аудирование

4

9 урок

Монологическая речь. Полное понимание содержания.

10  урок

Диалогическая речь. Интервью. Детальное понимание аудиотекста.

11 урок

Диалогическая речь. Стандартные ситуации повседневного общения. Детальное понимание аудиотекста.

12 урок

Реклама.

Объявления.

Селективное понимание аудиотекста.

 

13-24

Лексика и грамматика

10

13 урок

Простое предложение

14 урок

Безличные и неопределённо-личные типы предложений. Отрицание в предложении.

15 урок

Имя существительное. Типы склонения имен существительных. Множественное число.

16 урок

Словообразование имен существительных.

17 урок

Предлоги. Несовпадение русских и немецких предлогов.

18 урок

Глаголы.

Их словообразование. Основные формы глаголов. Модальные глаголы.

19 урок

Образование временных форм глагола. Активный залог.

20 урок

Пассивный залог.

21 урок

Конъюнктив.

22 урок

Имя прилагательное.

Словообразование. Степени сравнения прилагательных и наречий.

23 урок

Склонение имен прилагательных.

24 урок

Глаголы lassen, wissen, kennen

 

25-28

Письмо

4

25 урок

Открытка, письмо. Структура написания.

26 урок

Временные наречия, указывающие на последовательность прохождения действий, начало и конец, их продолжительность, частотность и повторяемость

27 урок

Дописывание текста любого жанра.

28 урок

Составление текста любого жанра

 

29-32

Говорение

4

29 урок

Диалогическая речь. Разные виды диалогов. Совершенствование навыков ведения беседы и обмена мнениями.

30 урок

Формулы переспроса, позволяющие обобщать изложенную собеседником информацию или точку зрения.

31-32 урок

Дебаты. Правила ведения успешных дебатов.

Немецкие ток-шоу.

 

33-34

Лингвострановедение

2

33 урок

Научные и общественные деятели Германии. Композиторы. Поэты и писатели.

34 урок

Фразеологизмы и идиоматические выражения в немецком языке

 

35

Заключение

1

35 урок

Обобщение изученного. Итоговый тест

 

Литература:

  1. Бажанов А. Олимпиады по немецкому языку. / А.Бажанов, О. Захарова, А. Карелин, В. Костева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с
  2. Варфоломеева И.М. 150 устных тем по немецкому языку для школьников и поступающих в вузы. / И.М. Варфоломеева, М.А. Иванов, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2001. – 208с.
  3. Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы. / М.А. Иванов, М.А. Марьина, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2000. – 288с.
  4. Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2008. – 144с.
  5. Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2009. – 128с.
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2003.
  7. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков культур: вопросы теории и практики. – М.: САТ/Астрель, 2007.