Мои рассуждения

наталья александровна данилина

На данной странице представлены мои скромные рассуждения о педагогических проблемах, представленные в виде эссе, мини-сочинений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе по теме «Создание педагогом условий для развития детской одаренности в дошкольной образовательной организации».

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает.

В основе ФГОС ДО лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учёт индивидуальных особенностей воспитанников, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Как писал В.А. Сухомлинский: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». А что может случиться, если не заметить их, пройти мимо?  Мы можем лишить ребенка возможности достойно реализовать себя в жизни, стать гением, мастером своего дела.

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Что же нужно для того, чтобы  дети сумели развить свои способности до уровня одаренности и достойно реализовали себя в жизни?

Во – первых, педагог должен знать природу способностей и стимулировать их проявление, во – вторых, создать условия для развития познавательных потребностей ребенка, которые являются важным звеном в процессе развития способностей до уровня одаренности.

Создание условий для развития детской одаренности– необходимый  процесс, поэтому я направляю все свои усилия с первых своих занятий на их выявление на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, общение с родителями, совместно с психологом проводим тестирование, анкетирование.

Стараюсь принимать ребенка таким, какой он есть, учитываю его возрастные и индивидуальные особенности, опираюсь на сильные стороны каждого обучающегося и, по мере необходимости, выстраиваю индивидуальные траектории развития своих воспитанников.

Для развития детской одаренности создаю в группе следующие условия:

- обогащаю окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создания условий для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

- стараюсь обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность , предоставляю детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей;

- стараюсь не сдерживать инициативу детей, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за ребенка то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.

Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку  важно найти именно индивидуальный подход.

Необходимо единство требований к малышу, как работников детской образовательной организации , так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей. Работа с одарённым ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед одарённым ребенком.  Важно создать условия для полноценного качественного развития способностей одаренного ребенка, но так же важно не забывать и об ответственности перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому мы свою работу по развитию детской одаренности строим параллельно с основными видами и направлениями реализации программы.

Моя точка зрения на проблему развития детской одаренности заключается в следующем:  выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам. В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод : каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать.

 Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способности каждого конкретного ребёнка.

«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться» А. Бебель.



Предварительный просмотр:

Эссе «Требования к воспитателю, осуществляющему свою деятельность в соответствии с ФГОС ДО»

На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и

главным из них является переход от федеральных государственных требований к

федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного

образования.

С  1  января  2014  года  вступил  в  силу  приказ  Министерства  образования  и  науки

Российской Федерации от  17  октября  2013 г. №  1155 «Об  утверждении  федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС).

К радости сотрудников дошкольных учреждений государство обратило внимание

на дошкольное образование, а в ФГОС ДО отмечена  само значимость периода

дошкольного детства. Оно перестает быть «подготовкой к школе» и счастливое

проживание, о котором много лет говорили прогрессивные психологи, стало нашей

основной задачей.

О новых стандартах начальной школы мы все слышим уже давно. Но свои первые

знания ребенок получает еще до школы, в свои первые годы жизни.

 Моя задача воспитателя - увидеть и развить способности в каждом воспитаннике,

создать ситуацию успеха. А способности у детей, как нам известно, могут быть

самые разные. Но какой бы не был ребенок способный, коммуникативные навыки в

нашем современном мире необходимы каждому. Еще в детском саду формируются

личностные качества и познавательные способности ребенка, начинается

знакомство с окружающим миром.

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, стимулировал

переход к новым формам работы с детьми, позволяющим обучать дошкольников так,

чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные

образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь

равно значимыми призРоссийское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию». Введение ФГОС  ДО - это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности воспитателя, как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. В обновленную систему образования должен прийти новый воспитатель, с новым типом мышления, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС ДО.

Для меня требования, предъявляемые к воспитателю, осуществляющему деятельность в соответствии с ФГОС ДО заключаются в следующем: воспитатель должен строить деятельность с детьми так, чтобы он учил их решать проблемы. Он должен владеть ключевыми технологиями ,призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов. Главной задачей  воспитателя становится: мотивировать воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов их применения при решении различных проблемных задач. Тем самым, с одной стороны, у детей появляется интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация, с другой – достигается истинное понимание материала. Тот факт, что самостоятельно добытые знания отличаются особой прочностью, доказательств не требует. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов.

Современный ФГОС ДО позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, группы, детского сада. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. Современного воспитателя должны отличать нравственные и гражданские качества, как человека своего времени.

На мой взгляд, особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность воспитателя овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.  Профессиональный воспитатель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации. Это человек, умеющий найти общий язык с детьми , умеющий найти подход к каждому ребенку. Профессиональный воспитатель- значит компетентный, мудрый человек, уважающий и понимающий детей.

Прежде всего, профессиональный воспитатель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, давать не только знания, но и прививать жизненные ценности. Вспомним важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования - профессиональное самосознание воспитателя становится непременным условием развития его как профессионала. Но на первом плане в работе воспитателя стоит любовь к детям.  Детей нужно любить, потому что нельзя воспитывать ребенка, не любя его.