Шамаева Вера Васильевна

сайт учителя музыки

Через ТЕРНИИ к ЗВЁЗДАМ...

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: пение

Увлечения: птицеводство, рукоделие

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: город Петровск, Саратовской области

Место работы: МБОУ "СОШ№1"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vera-vasilevna-shamaeva
Ни хороших, ни плохих людей, в принципе, нет, есть люди с разными взглядами на жизнь.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА



«Что роднит музыку с литературой»

_________________________________

(Тема урока)


ФИО (полностью)
Шамаева Вера Васильевна

Место работы
МБОУ «СОШ№1» г. Петровск

Должность
Учитель

Предмет
Музыка

Класс
5

Тема и номер урока в теме
Музыка и литература. Урок №1. «Что роднит музыку с литературой».

Базовый учебник
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, «Музыка» 5 класс.





Цель урока: - Показать взаимосвязь музыки и литературы.

9. Задачи:

- личностные УУД - формировать самоопределение гражданской идентичности личности россиянина.

-метапредметные – коммуникативные УУД:

1. Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе инфомации. 2.Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД:

1.Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-предметные – познавательные УУД:

1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.

2.Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.

3.Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (звук, интонация, жизнь, общность жанров) и специфики языка каждого из них.


Тип урока - Введение в тему.
Формы работы учащихся: работа в группах, фронтальная работа, индивидуальные задания.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.
Структура и ход урока..
Организационный момент - 1 мин.
Постановка учебной задачи. – 2мин.
Работа в микрогруппах. – 3 мин.
Свободное обсуждение. – 5 мин.
Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа. Работа с песней. – 10мин.
Слушание музыки. - 5мин.
Динамическая пауза. - 2 мин.
Закрепление новых знаний. – 2мин.
Разучивание песни. – 10мин.
Разноуровневые домашние задания. – 2 мин.
Рефлексия полученных результатов. – 3мин.



Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»

Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: урок-поиск.

Материалы к уроку: П.И.Чайковский «Сладкая грёза», М. И. Глинка «Попутная песня», Локтев «Песня о России», слова и музыка А.Иванова «Слово и нота».



Ход урока.

( слайд №1) – на фоне музыки учитель читает :

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им послужить и стихом.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы. ( Слайд №2) Скажите, какое общее, связующее звено у музыки и литературы?

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.

Учитель: (помогает детям ответить на вопрос) - Литература – это искусство слова, а слова, как известно, состоят из… звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка. Значит общее, связующее звено у музыки и литературы - это звук. Это самая первая связь музыки и литературы. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Какие это музыкальные произведения?

Дети: - песня, романс, кантата. (Слайд №3)

Учитель: - Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

Учитель:– (Слайд №4 «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?»). Создание проблемной ситуации. Задание по группам. 1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? 2 гр. работает над вопросом - Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты? Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения. Резюме.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Дети делают вывод, что это всё явления жизни.

Учитель: - Молодцы! Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это, окружающая нас реальная жизнь. (Слайд №5) . Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста. Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?

Дети вспоминают про интонацию. (Если вопрос вызвал затруднения, можно подсказать им латинский корень слова «intono») .

Прошу детей спеть фрагмент знакомой им песни, например «Песни о России» В.Локтева, с пластическим показом рукой мелодической линии, затем выразительно прочитать слова песни, также рисуя линию текста. Сравнивая движения, дети находят много общего в контурах мелодий спетого и произнесённого текста, то есть выявляют интонационную выразительность мелодии и текста.
Учитель: - Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №6) . И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной. Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?

Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта. (Слайд №7) .

Учитель: - Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств. Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?

Дети: - симфония, концерт, сюита, опера. (Если дают разрозненные ответы, то учитель подсказывает, опираясь на то, что во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям). (Слайд №8) .

Учитель: - Вы просто молодцы! А сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Послушайте его и скажите, какие чувства у вас возникли при прослушивании музыки, какие образы вы себе нарисовали, как бы вы назвали это музыкальное произведение? (Звучит фрагмент музыкального произведения «Попутная песня» М.И. Глинки.)

Дети делятся своими мнениями о прослушанной музыке, дают свои названия произведению, но в целом выделяют присутствие «движения», «темпа», «стремление».

Учитель: - Вы все по-своему правы. Но у этого произведения есть своё, авторское название. Композитор М. И. Глинка назвал это произведение «Попутная песня». (Слайд №9) . Давайте ещё раз послушаем фрагмент этого произведения, попробуем изобразить движения, и вы подумаете, как в музыке отражается образ поезда. (Звучит музыка. Дети слушают и анализируют свои впечатления). Скажите, вам понятней было слушать музыку в первом варианте, когда вы не знали названия произведения или во второй раз, уже с названием?

Дети: - С названием было проще понимать музыку.

Учитель: - Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова - намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения. (Слайд №10) .Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения. Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста!

Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

Учитель: - Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством. (Слайд №11). И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные - сказка, поэма, баллада и др.. А сейчас, ребята, я познакомлю вас с прекрасной песней «Слово и нота», в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Рондо». Слушайте внимательно и скажите о чём эта песня. (Слайд №12).

Учитель: - А теперь давайте все вместе с выражением прочитаем текст (обучающиеся читают по цепочке каждую новую строфу). Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.

Дети: - Эта песня о связи слов и нот (музыки и литературы). Их объединяет вера, надежда, любовь.

Учитель: А что вы можете сказать о мелодии этой песни? Какая мелодия? (напевная, лирическая, красивая, плавная). Как вы считаете, подходит ли мелодия к тексту? Как вы думаете, почему и слова и мелодия песни так гармонично подошли друг к другу?

Работа с песней. Вам понравилась песня? Легко ли вам было петь? Почему? (слова и мелодия гармоничны). Где эту песню можно исполнить?

(Слайд №13).

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».



Итог урока.

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Дети: - Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.

Учитель: - Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.

Рефлексия – Что вам понравилось больше всего на уроке? Что запомнилось? Какие чувства вы испытали на уроке? Покажите свое настроение цветной карточкой, которые лежат у вас на парте.

Домашнее задание.

1.Задание по выбору: найти информацию о значении текста и музыкальной интонации в исполнительском творчестве известных вокалистов.

2.Вспомните литературные произведения, в которых рассказывается о музыке и музыкантах.

3.Составить электронную презентацию, включить в неё фрагменты музыкальных произведений в жанрах песни, поэм, былин, сказок.

Спасибо. До свидания!

О себе

Замужем. Имею двух сыновей и одну внученьку. Работаю учителем музыки в школе. Очень люблю природу, животных, птиц, детей и всё, что меня окружает.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Их достаточно много, чтобы перечислить... О войне, о любви и сказки.

Мой взгляд на мир

В мире должно быть и добро и зло, иначе не научишься жить и не станешь человеком.

Мои достижения

Неоднократные победы в различных районных, областных и всероссийских вокальных конкурсах. Грамота Министерства образования.

Моё портфолио

 

  За отчетный период коллектив плодотворно работал по намеченному учебному плану.

Основное направление работы — сохранять   и расширять знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.  Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.  Сформировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению песен. Обучить основам сценической культуры, работе в коллективе. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в ансамбле и сольно, строить, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.

В коллективе ___ человек, в основном мальчики. Общаются  ребята дружно и плодотворно.

Основной репертуар нашего коллектива — хоровой. В него введены такие хоровые  р.н.песни, как «Донцы-молодцы!», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»,»Россия»,  «Походная» В.Шамаевой, «Вечер бродит» Якушевой, и др. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

   Занятия проводятся  раз в неделю по 1 часу. Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено. В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность.

Главное — развитие познавательных потребностей  обучающихся. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования. Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности обучающихся. Использование различных приемов вокального исполнения.  Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привитие  основ художественного вкуса.  Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, историей, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Занятия объединены  в тематические блоки, состоящие  из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом песни, истории её создания. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

  Много времени было отведено работе по постановке голоса, которая является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации." Обучение правильному пению проводилась во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства. Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

  В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память.

 Немало  время стараемся уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры воспитанников. Обучающиеся  должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники  учатся не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение. Моя работа на занятии направлена на то, чтобы рекомендуемый материал воспитанники воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.                                                                                                                                                         В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.                                                                                          СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.                                                                                                                               ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.             МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы