Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
методическая разработка (5 класс) на тему

Шамаева Вера Васильевна

 

 

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив большой (27 человек) и возраст разный (5-10класс), но это вовсе не мешает прекрасно общаться и плодотворно работать. Не раз уже ребята покоряли публику своими выступлениями на сцене и занимали призовые места на районных конкурсах.

Основное направление работы — сохранять   и расширять знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.  Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.  Сформировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению песен. Обучить основам сценической культуры, работе в коллективе. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в ансамбле и сольно, строить, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.

В коллективе ___ человек, в основном мальчики. Общаются  ребята дружно и плодотворно.

Основной репертуар нашего коллектива — хоровой. В него введены такие хоровые  р.н.песни, как «Донцы-молодцы!», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»,»Россия»,  «Походная» В.Шамаевой, «Вечер бродит» Якушевой, и др. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

   Занятия проводятся  раз в неделю по 1 часу. Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено. В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность.

Главное — развитие познавательных потребностей  обучающихся. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования. Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности обучающихся. Использование различных приемов вокального исполнения.  Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привитие  основ художественного вкуса.  Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, историей, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Занятия объединены  в тематические блоки, состоящие  из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом песни, истории её создания. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

  Много времени было отведено работе по постановке голоса, которая является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации." Обучение правильному пению проводилась во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства. Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

  В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память.

 Немало  время стараемся уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры воспитанников. Обучающиеся  должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники  учатся не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение. Моя работа на занятии направлена на то, чтобы рекомендуемый материал воспитанники воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.                                                                                                                                                         В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.                                                                                          СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.                                                                                                                               ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.             МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otchyot_po_rabote_opytno.docx19.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Программа самообразования: "Развитие творческих и познавательных способностей учащихся через интеграцию предметов".

Цель программы.Задачи программы. Актуальность проблемы. План работы, проведения различных мероприятий....

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная  школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...