Володина Елена Яковлевна

сайт учителя-логопеда

Оптимизм и терпение - вот две важнейшие характеристики педагога

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: ИКТ, изучение специальной литературы

Увлечения: чтение книг, путешествия, кулинария

Регион: Омская область

Населенный пункт: р.п.Полтавка, Омская обл.

Место работы: КОУ Омской области "Полтавская адаптивная школа-интернат"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/volodina-elena-yakovlevna
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г.Гегель

  В современных социально-экономических условиях развития общества, в условиях модернизации российской системы образования перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями, тем более что острой становится проблема увеличения количества детей с речевой патологией и, соответственно, проблема их социализации и интеграции в обществе, развитие их жизненных компетенций.

 Специальные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Это определено тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. В специальных ФГОС для детей с ОВЗ указано: «В связи с неизбежной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду». Социализация отдельной личности неразрывно связана с развитием речи, с развитием всего общества. Успешная социализация детей с нарушением интеллекта  отражает систему их отношений со сверстниками и взрослыми, успешность обучения, возможность личностной самореализации.

  Учителей-логопедов побуждают к переменам инновационные идеи, идеи коллег-практиков, учёных, целых педагогических коллективов. Мечта каждого педагога - воспитать ученика знающего, умеющего мыслить. А мечта учителя-логопеда - это ещё и грамотная, чистая, выразительная речь детей, это доброжелательные, благодарные слова родителей, это тесное сотрудничество и сопереживание в преодолении имеющихся трудностей. Учитель-логопед имеет возможность дарить детям и взрослым надежду, т.е. своего рода «выздоровление». 

В практической деятельности каждый учитель-логопед должен руководствоваться следующим девизом: "Логопед разрабатывает, контролирует, направляет, помогает".

О себе

Фамилия, имя, отчество: Володина Елена Яковлевна

Дата рождения: 27марта 1961г.

Образование: высшее, Омский государственный педагогический институт им.А.М.Горького, факультет иностранных языков, 1983г.; Уральский государственный педагогический университет, факультет олигофренопедагогики, 1994г.

Место работы: Казенное общеобразовательное учреждение Омской области "Полтавская адаптивная  школа-интернат"

Должность: учитель-логопед

Квалификационная категория: высшая; педагогический стаж 26 лет

Звания, награды: Почётная грамота администрации Полтавского района, октябрь 1995г., Почётная грамота комитета по образованию администрации Омской области, август 1997г., Почётная грамота администрации Полтавского Муниципального района, октябрь 2007г., Почётная грамота Министерства образования Российской федерации, февраль 2004г., Свидетельство о занесении на районную ДОСКУ ПОЧЁТА, апрель 2010г.

Публикации: Научно-методический журнал "Логопед", 2010, № 5: внеклассное мероприятие для учащихся младших и средних классов "Учись красиво говорить и любить родной язык"; Сборник материалов педагогического форума "Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования детей особой заботы", декабрь 2011г.: предоставленный материал "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта"; Научно-методический журнал "Логопед", 2011, № 10: Кукольный спектакль "Теремок" (интегрированное музыкально-логопедическое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов)

Мой педагогический принцип: Помочь ученику раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности

Сведения о повышении квалификации: БОУ ДПО "Институт развития образования Омской области" по теме "Технология коррекции речи детей с различными формами дизонтогенеза", 2011г.

Повышение квалификации в БОУ ДПО «ИРООО» по программе «Обновление деятельности педагога в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ» (72 ч.); июнь 2015.

Повышение квалификации в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по теме «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья»; март-апрель 2016.

Сертификат участника вебинара «Применение комплекса БОС «ЛОГО» в профилактике и коррекции речевых нарушений»:  Количество часов - 2; 11 апреля 2017, Санкт-Петербург.

Сертификат участника вебинара «Методика  и коррекция развития речи детей 4-8 лет (Акименко В.М.)»: Количество часов - 2; 13 апреля 2017, Санкт-Петербург.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения Л.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, Оноре де Бальзака, В.Гюго, Стендаля

Стихи А.Пушкина, С.Есенина, Э.Асадова, А.Дементьева.

Книги данных авторов позволяют заниматься самоанализом, объективно обдумывать свои жизненные ситуации, что очищает наш дух и даёт ему силу. Чехов писал:"...Для людей, посвятивших себя изучению жизни, я так же нужен, как для астронома звезда".

Мой взгляд на мир

Горжусь профессией своей…

 (эссе)

       Е.Я. Володина, учитель - логопед

                                       КОУ ОО «Полтавская адаптивная школа-интернат»

 

  Учитель - прекрасная профессия, но я бы сказала, что это не профессия, это призвание. Учителя - особые люди. Какую безграничную, колоссальную ответственность они несут на своих плечах! Профессия учителя - одна из самых важных на свете. Ведь такая профессия - не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик - это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится!

   Быть учителем - это не только возможность чему-то научить, но ещё и возможность каждый день общаться с учениками, открывая для себя новое. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Для меня быть учителем - это и значит жить своими учениками. Я не работаю учителем, я - учитель.

   Я - учи­тель-логопед, а это - педагог, сочетающий в себе профессии актера, музыканта, дизайнера, психолога...Учитель-логопед должен уметь любое слово, фра­зу, предложение так произнести, чтобы ребенок за­хотел говорить красиво или, как еще любят повто­рять учителя-логопеды, - «правильно».

   Хороший логопед - это грамотная, чистая и вырази­тельная речь детей, это доброжелательные, благодарные слова родителей, это тесное сотрудничество и сопереживание в преодолении имеющихся трудностей. Личность учителя-логопеда многогранна. Она содержит в себе профессиональную ком­петентность, речевой этикет, культуру межличностных от­ношений, выдержку и терпе­ние, доброжелательность и находчивость, а еще у логопе­да в распоряжении есть улыб­ка. А если к улыбке приба­вить еще доброе, умное, кра­сиво сказанное слово?!

   Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно ни объяснял, но если он лишен терпения, оптимизма, люб­ви к детям, мастером он не станет. Без этого трудно при­влечь учеников, покорить их мысли и чувства. Учитель - логопед непременно дол­жен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особен­ное. Наверное, поэтому мои ученики радуют успехами, занимаются с увлечением. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, с элементов психогимнастики и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, которые искрятся светом, хотят узнать что-то новое. Всегда стараюсь внести в занятие какую - то «изюминку». Стараюсь помочь ребёнку понять, что надежда, упорная работа и вера помогут преодолеть все трудности. Буду ломать голову, не спать ночами, мучиться, чтобы однажды мой ученик узнал, что такое победа после долгих неудач. Пер­вый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному жела­нию достичь хороших резуль­татов. Естественно, это помо­гает развивать интерес. От интереса ученика протягиваю ниточку-тропинку к его спо­собностям, учу трудиться, по­знавать и открывать неизведанное.

   Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что мне трудно провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моё кредо, мой путь, зовущий и ведущий к успехам педагогического труда. Моя работа позволяет ощущать себя волшебником - дарить детям и взрослым надежду на «выздоровление». Я МОГУ, ХОЧУ и БУДУ дарить эту надежду детям!

За что я люблю свою профес­сию? За то, что она дает мне возможность каждый день со­прикасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказу­емость каждого школьного дня, за то, что моя профессия была и будет всегда. Отдавая детям частичку своего сердца, вкладывая в них свою душу, с чув­ством глубокого удовлетворения могу себе признаться: «У меня тепло на душе, потому что я помогаю де­тям!»

Мои достижения

2009 год:  - Справка за участие в региональной конференции "Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей младшего школьного возраста" с предоставлением следующих                       материалов: - Внеклассное логопедическое мероприятие "Учусь красиво говорить и любить родной язык"(тезисы); - Логопедическое занятие по теме    "Дифференциация звуков [ ч -                       щ];

                    - Сертификат участника регионального конкурса "Открытый урок-2009";

                    - Свидетельство о публикации методического материала/пособия "Добрая книга-лучший друг", Свидетельство "Учусь красиво говорить и любить родной язык", Свидетельство                             "Пословица - всем делам помощница", Свидетельство  "Звуки [ ч - щ ]": Всероссийское электронное издание ЗАВУЧ.ИНФО.

                   - Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

2010 год: - Диплом за III место: участие в районном фестивале-конкурсе детских любительских кукольных коллективов "В мире сказок";

                   - Сертификат за участие в Первом открытом фестивале "Мультимедиа в образовании" и публикацию логопедического занятия "Звуки [ л-р ]": Образовательный портал "Мой                                            университет";

                   - Свидетельство за освоение электронного курса "Активные методы обучения": Образовательный портал "Мой университет";

                   - Свидетельство за выступление на заседании РМО заместителей директоров по УВР: "Проблемы подготовки школьников с СНР к овладению письмом и чтением";

                   - Свидетельство за выступление на заседании РМО учителей начальных классов: Логопедическое занятие в 4 классе, "Практические советы учителям и родителям";

                   - Сертификат за участие в Интернет-конференции "Новые государственные образовательные стандарты начальной школы:проблемы и перспективы" с работой "Инновационные                              методики в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта": ВМО педагогов Омской области.

                  - Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

 2011 год:  - Диплом участника II-ой Всероссийской педагогической видеоконференции по теме: "Роль и место учителя в выполнении перечня поручений Президента по реализации                                              Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа": Всероссийское электронное издание ЗАВУЧ.ИНФО;

                    - Диплом участника III-ей Всероссийской педагогической видеоконференции по теме: "Роль учителя и родителя в становлении характера, мировоззрения и модели поведения                                       ребёнка в жизни": Всероссийское электронное издание ЗАВУЧ.ИНФО;

                    - Диплом  участника VI-ой Всероссийской педагогической видеоконференции по теме: "Новые образовательные стандарты: проблемы реализации": Всероссийское электронное                               издание ЗАВУЧ.ИНФО;

                    - Сертификат участника педагогического форума "Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования детей особой заботы": БОУ ДПО "ИРООО".

                   - Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

2012 год: - Сертификат за размещение материала "Логопедическая азбука (практические советы учителя-логопеда): Всероссийский интернет-педсовет;

                   - Сертификат участника очного этапа Областного конкурса педагогических достижений в 2011/2012 учебном году "Учитель-дефектолог - 2012 года";

                   - Диплом за III место в телекоммуникационном проекте-конкурсе "Компетентностно-ориентированный урок": Образовательный портал "Школа" ОмГПУ;

                   - Сертификат по ИКТ - компетентности: Интернет-холдинг "Электронные образовательные ресурсы "Первое сентября";

                   - Сертификат " Учитель цифрового века": Общероссийский проект "Школа цифрового века";

                   - Диплом  за III место в районном фестивале-конкурсе детских любительских кукольных коллективов "В мире сказок".

                  - Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

2013 год: - Свидетельство, удостоверяющее выступление на семинаре «Психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому»; 28.11.2013;

                    - Рецензия на рабочую учебную программу по логопедии для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида;

                    - Благодарность коллективу КОУ ОО «Полтавская школа-интернат» за эффективную деятельность в рамках регионального ИнКО «Образование детей особой заботы»; 10.12.2013;

                    -  Диплом II степени методических разработок занятий и мероприятий для педагогов «Лучший урок специального образования»; л.з. «Дифференциация звуков [с-з] и букв С-З; 2013;

                    - Сертификат за участие в Первой олимпиаде педагогов «Современное образование»; 17.06.2013.

                    - Выступление на  школьном консилиуме «Итоги логопедического обследования вновь прибывших учащихся»; 2013;

                    - Открытое логопедическое занятие  в 5 классе по теме «Слова-неприятели»; 2013;

                    - Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

                   2014 год:  - Диплом III степени в конкурсе детских любительских коллективов «В мире сказок»; 21 марта 2014 (Кукольный коллектив «Дружные ребята»);

                    - Выступление на областном семинаре «Требования к вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях современной школы» по теме «Психофизические особенности детей                        с ограниченными возможностями здоровья»; 17.04.2014

                   - Сертификат за подготовку лауреата в конкурсе-викторине «Умники и умницы»; май 2014;

                   - Диплом лауреата конкурса-викторины «Умники и умницы» Сырцову Леониду; май 2014;ными возможностями здоровья»; 17.04.2014;

                  - Диплом победителя Регионального заочного конкурса «Открытый урок-2014»; 29 мая 2014;

                   - Печатный материал в информационно-методическом журнале «Образование детей особой заботы»: конспект л.з. по теме «Дифференциация звуков [с-з] и букв С-З», 2 класс; 2014;

                    - Диплом I степени за участие в третьей общероссийской заочной научно-практической конференции для педагогов «Профессиональные компетенции и инновационные технологии                       в труде педагога» по теме «Современные педагогические технологии коррекции речи в работе с детьми с нарушением интеллекта как средство мотивации к учебной деятельности»;                       июнь 2014;

                    - Диплом II степени по итогам Открытого конкурса педагогов «Моя лучшая презентация»: конкурсный материал «Логопедическое занятие для учащихся 5 класса специальной                                   коррекционной школы «Слова-неприятели» (слова с противоположным значением)»; 30.09.2014;

                     - Диплом, III место: II Международный конкурс профессионального мастерства «Профессиональная помощь логопеда и психолога»; методическая разработка «Логопедическое                              занятие для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида по теме «Слова-неприятели»; 10.12.2014;

                   - Выступление на МО учителей «Гимнастика Брейн Джим как  нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения» 2014;

                    - Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме «Дифференциация звуков [с-ш] и букв С-Ш»;

                    - Выступление на  школьном консилиуме «Итоги логопедического обследования вновь прибывших учащихся»;

                    - Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

   2015:        - Отзыв о выступлении на семинаре-совещании «Реализация компетентностно-ориентированного подхода в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ» по теме «Организация                                  логопедического сопровождения в условиях специальной коррекционной школы»; 18.03. 2015;

                   - Диплом II степени:  кукольный спектакль «Сказка о глупом мышонке»; Районный фестиваль-конкурс детских любительских коллективов «В мире сказок»  (10.04.2015);

                   - Сертификат за участие в Общероссийском конкурсе «Лучшая презентация к уроку»; 06.05.2015;

                   - Сертификат за участие в работе семинара по теме «О содержании и организации работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (в                                рамках III Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов» по направлению «Общее образование») в                            объёме 8 часов; 28 января 2015;

                   - Диплом III степени: II Международный конкурс; номинация: Педагогический опыт по теме: «Говорим, общаемся, развиваемся»; май 2015;

                   -  Представление опыта работы по теме «Современные педагогические технологии коррекции речи в работе с детьми с нарушением интеллекта как средство мотивации к учебной                           деятельности» для слушателей курсов повышения квалификации по теме обновление деятельности педагога в соответствии с ФГОС для обучающхся с ОВЗ»; июнь 2015;

                  - Диплом лауреата в номинации «Театральное искусство»; XIXМежрегиональный фестиваль творчества людей с ограниченными возможностями «Преодоление»;  23.11.2015;                                  (Кукольный коллектив «Дружные ребята»);

                   - Публикация авторского материала: Л.з. в 4 классе «Дифференциация звуков [с-ш] и букв С-Ш» на странице итернет-проекта «Копилка уроков - сайт для учителей»; 18.06. 2015;

                   - Диплом, I место за работу «Международное тестирование. Компьютерная грамотность»; Международный специализированный курс «Основы компьютерной грамотности                                            педагогических работников образовательных учреждений»;  образовательный портал Продлёнка; 03.12.2015;

                   - Выступление на МО учителей «Игровые приёмы для развития навыков словоизменения и словообразования у детей с ОВЗ»

                   - Выступление на заседании школьного консилиума "Итоги логопедического обследования вновь прибывших учащихся"; 2015;

                   - Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

    2016: - Выступление на областном семинаре для учителей Исилькульского района «Организация логопедического сопровождения в условиях адаптивной школы-интерната»; февраль 2016;

               - Диплом: Участие в региональном заочном конкурсе «Открытый урок-2016»;

               - Диплом участника Областного фестиваля детских интеграционных театров «Театральная весна - 2016»; Театральный коллектив «Дружные ребята»; спектакль «Сказка о глупом                              мышонке»; 23.05.2016;

                - Публикация авторского материала: "Когда лень - всё идёт через пень" на сайте «Учсовет»; 18.05.16;

                - Сертификат «Лучшая авторская публикация» в номинации «Конспекты занятий Логопедия» «Учиться - всегда пригодится»; 19.05.2016;

                - Диплом II степени «Лучшая авторская публикация» в номинации «Конспекты занятий Логопедия» «Учиться - всегда пригодится»; 24.05.2016;

                 - Выступление на МО учителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»; март 2016;

               - Интегрированное музыкально-логопедическое мероприятие на уровне школы «Учиться – всегда пригодится»; Кукольный спектакль «Козлёнок, который умел считать до 10»; апрель                      2016;

               - Выступление на заседании школьного консилиума "Итоги логопедического обследования вновь прибывших учащихся; 2016;

               - Открытое логопедическое занятие  в  5 классе  по теме «Гласные звуки [ы-и] и буквы Ы-И»;

               - Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

     2017: - Участие в Областном фестивале детских интеграционных театров «Театральная весна - 2017» Театральный коллектив «Дружные ребята»; спектакль «Козлёнок,                          который умел считать до 10». Выход в очный II - ой этап конкурса.  Диплом лауреата.

               - Участие в региональном заочном конкурсе методических разработок и программ по проблемам образования детей особой заботы в номинации «Программно-методические материалы                 обеспечивающие реализацию ФГОС для обучающихся с ОВЗ»;Сертификат: Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» в рамках внедрения ФГОС                                     образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для учащихся 1 - го  класса  (I вариант) общеобразовательной адаптивной школы;

               - Участие в региональном заочном конкурсе «Открытый урок-2017»; Диплом;

              - Благодарность за эффективную деятельность в рамках региональной инновационной площадки – инновационного комплекса в образовании: «Образование детей особой заботы»;

              - Выступление на МО учителей «Вариативность форм артикуляционной гимнастики как основа правильного произношения звуков»; 2017

              - Выступление на МО воспитателей «Вариативность форм артикуляционной гимнастики как основа правильного произношения звуков»; 2017;

             - Внеклассное интегрированное музыкально-логопедическое мероприятие «Мы за здоровый образ жизни». Музыкальный кукольный спектакль «Доктор Пилюлькин». Коллектив                             «Дружные ребята»;

             - Представление музыкального кукольного спектакля «Доктор Пилюлькин» в районном детском саду «Родничок»; 2017. Коллектив «Дружные ребята»;

            -  Консультирование родителей дошкольников и школьников по проблеме коррекции речи (в течение года).

 

Моё портфолио

В своей деятельности руководствуюсь программой Р.И.Лалаевой («Логопедическая работа в коррекционных классах» М., Владос, 1998 г.).

А также  успешно применяю в своей практической деятельности традиционные методики и технологии Н.М.Трубниковой, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой, Т.В.Чиркиной, Р.Е.Левиной, Г.А.Волковой, З.А.Репиной, Е.Д.Худенко  и других.

Систематически совершенствую методику обучения, занимаюсь самообразовательной деятельностью, осваивая инновационные технологии  в области коррекционной педагогики, использую оптимальные технологии для восстановления речевого дизонтогенеза учащихся.

 Регулярно представляю свой опыт на МО учителей, МО воспитателей, родительских собраниях, педсоветах, школьных ПМПК, на заседаниях РМО учителей начальных классов, на заседаниях РМО заместителей директоров по УВР.

Участвую в областных педагогических конкурсах (Школа года, «Открытый урок», конкурс педагогических достижений «Учитель-дефектолог-2012»), районных семинарах, школьных предметных неделях.

Опыт работы занесён в банк данных областной ПМПК, БОУ ДПО «ИРООО».

Размещаю методический материал на Всероссийских сайтах.

 Для меня очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов.  Ищу наиболее эффективные пути построения логопедического сопровождения.

Внедрение современных технологий в содержание логопедических занятий весьма актуально. Чтобы языковая компетенция смогла проявиться в различных жизненных речевых ситуациях, я стараюсь строить свою работу так,  чтобы у учащихся сформировалась положительная мотивация к процессу обучения.  А для этого нужны нестандартные подходы, что и  натолкнуло меня на поиск новых технологий, методик,  форм, приёмов.

         Накопленный опыт по апробации и внедрению современных технологий показывает  большие возможности и  в решении таких вопросов, как социализация детей с ОВЗ. У  учащихся наблюдается положительная динамика формирования коммуникативных и адаптивных умений.Применяемые современные методики и технологии на логопедических занятиях способствует формированию и развитию ключевых компетенций учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: