Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики
статья по логопедии на тему

Володина Елена Яковлевна

В материале предлагается проводить  артикуляционную гимнастику в разной форме для повышения мотивации к логопедическим занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 (СЛАЙД)

      Эпиграфом к сегодняшнему выступлению хотелось бы взять вот такие слова:                                                         

 «Любой из нас пришел на свет на этот

 Творить добро, надеяться, любить

 Смеяться, плакать, но при всем при этом

 Должны мы научиться ГОВОРИТЬ».

(СЛАЙД)

     ФГОС ориентирует участников педагогического процесса на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре образовательного процесса. Основная задача педагогов - формирование интереса к процессу обучения и мотивации к различным видам деятельности. Решению этой задачи способствует опора на ведущий тип деятельности ученика младшего школьного возраста - игровую деятельность. Именно в игре ребёнок учится преодолевать трудности, у него формируется произвольность психических процессов. А исправление недостатков речи - огромный труд. Поэтому задача учителя-логопеда - окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил, что занимается тяжёлой работой.

(СЛАЙД)

     Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

(СЛАЙД)

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Считается, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.).

(СЛАЙД)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

 (СЛАЙД)

Причины, по которым надо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед:  их мышцы уже будут подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них  «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем и детям, и взрослым научиться говорить правильно, четко и красиво.

    

(СЛАЙД)

      Артикуляционная гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более  старшего возраста для коррекции речи.

 * Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день; упражнения отрабатывать каждый день, перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения удерживаются по 10-15 секунд      (удерживание артикуляционной позы в одном положении);

* при отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме;

 * обычно берется для гимнастики несколько упражнений закрепленных и одно, два новых;

 * артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии;

* ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений (инд. работа). Поэтому ребенок и взрослый во время проведения гимнастики должны находиться перед зеркалом.

 (СЛАЙД)

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1). Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

  2). Взрослый показывает выполнение упражнения.

  3). Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому).

4). Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5). Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом; подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

(СЛАЙД) 

Для школьников логопедические занятия по  постановке и автоматизации звуков бывают зачастую трудны и однообразны, ребенок не всегда подчиняется требованиям взрослых, проявляет невнимательность, недостаточную работоспособность, повышенную утомляемость.

Поэтому в своей работе учитель-логопед часто сталкивается с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.

Учитывая ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, надо стремиться выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала. На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую интерактивные, новейшие формы:

(СЛАЙД)

 Подготовка к гимнастике. Упражнения для верхнего плечевого пояса. Нашим плечикам и шеи с физкультурой веселее. Данные упражнения: снимают напряжение мышц шеи и плеч; вызывают прилив крови к речевым органам; являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

(СЛАЙД)

 Самомассаж. Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее. Ритм стиха задаёт ритм массажных движений; темп произнесения текста логопеда замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал.

Водичка-водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(СЛАЙД)

  Биоэнергопластика. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями руки. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

(СЛАЙД)

 Использование игрушек, игрушек из «киндер - сюрприза». Данные игрушки во время логопедических занятий активизируют внимание и позволяют наглядно показать данное упражнение.

(СЛАЙД)

 Использование предметных картинок или фотографий на стенде.

Наример, можно использовать предметные картинки, вспоминая определённое упражнение. Картинка с изображением дятла: упражнение «Дятел»; картинка с изображением барабана: упражнение «Барабанщик».

(СЛАЙД)

Упражнения в виде стихокомплексов. Текст стиха задаёт ритм выполнения движения, рассказывает об артикуляционной позе языка. Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Они могут быть статическими и динамическими.

(СЛАЙД)

Артикуляционные считалки: можно проговорить считалку хором, затем дети выполняют упражнение; или логопед рассказывает считалку, дети параллельно выполняют упражнение.

(СЛАЙД)

 Рисунки-подсказки, картинки-образы. Также выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы.

Ребёнок штрихует, раскрашивает образ артикуляционного упражнения, называет упражнение, выполняет это упражнение.

(СЛАЙД)

Артикуляционные уклады могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.

(СЛАЙД)

 Сказочные истории из жизни язычка. Логопед или ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром, и  биоэнергопластикой.  

(СЛАЙД)

 Использование дидактических кукол. 

Мы знаем, что наглядность активизирует внимание, развивает фантазию, делает занятия более красочным, интересным. Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, по моей просьбе учителя трудового обучения изготовили для логопедических занятий дидактическую куклу Утёнок «Кря-кря», которую использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств. Эта кукла является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон.

Утёнок – это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова игрушки сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык. Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык утёнка, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Кстати, Утёнка можно использовать как поощрение, а именно предложить провести артикуляционную гимнастику вместе с Утёнком наиболее старательному ребенку.

Результаты апробации дидактического пособия Утёнок «Кря-Кря» показали, что использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи способствует формированию у школьников интереса и мотивации к различным видам деятельности, повышению эффективности коррекционной работы, более быстрому и успешному преодолению недостатков речи и общения, делает этот процесс увлекательным и интересным.

(СЛАЙД)

Муляжи

Для демонстрации и более чёткого зрительного восприятия артикуляторных укладов в логопедической практике широко используются артикуляционные профили, муляжи органов артикуляции, (СЛАЙД) (1 класс);

(СЛАЙД)

показ упражнений с помощью муляжа языка из красной ткани.

Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для работы в группе.

(СЛАЙД)

 Нетрадиционные упражнения. 

Упражнение с шариком. Захват шарика губами, выплёвывание шарика, передвижение шарика языком в горизонтальной и вертикальной плоскости, что укрепляет круговую мышцу губ.

Упражнение с пробкой. Проговаривание слогов, заученных стишков, чистоговорок, чтение текстов с пробкой во рту. Это очень действенные упражнения для улучшения звукопроизношения и в целом для дикции.

(СЛАЙД)

Упражнение с карандашом, деревянным шпателем (ватные палочки, сладкая соломка и др.). Удержать  данные предметы  губами.

Упражнение с тарелкой. Облизывание тарелки языком в различных направлениях, «Кошечка лакает молоко».

(СЛАЙД)

Упражнение «Вкусное варенье». Ученик слизывает варенье с верхней губы. Это позволяет сделать язык широким и удерживать его в этом состоянии, выполняя движения.

Упражнение с ложкой. Ученик толкает ложку языком, что укрепляет его мышцы.

(СЛАЙД)

   Артикуляционная гимнастика под музыку.

Логоритмическая гимнастика.

Традиционно логопедическая ритмика базируется на использовании связи речи, музыки и движения. На практике не всегда есть возможность использовать музыкальное сопровождение. Поэтому проведение физминуток, динамических пауз в основном проходит без музыкального оформления. Но в нашей школе в этом плане выручает Галина Валентиновна, которая проводит ритмику. Эти коррекционные занятия охватывают весь класс. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

(СЛАЙД)

Использование компьютерных технологий.

Этот вид работы можно использовать, как  при индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях в качестве разминки. Упражнение артикуляционной гимнастики высвечивается на экране монитора. Эти упражнения могут быть взяты из интернета, но можно и самому логопеду сняться в видеоролике, показывая комплекс артикуляционных упражнений. Этот вид работы вы видели в этом учебном году на открытом логопедическом занятии.

(СЛАЙД)

 Упражнения, направленные на формирование воздушной струи. 

Это важная часть при постановке всех групп звуков, но особенно большое значение это имеет при работе над шипящими звуками, над звуком [р]: «Султанчик», «Кораблик», «Загнать мяч в ворота».

 (СЛАЙД)

 «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», «Горох».

(СЛАЙД)

Таким образом, благодаря разнообразным формам артикуляционной гимнастики, работа становится более интересной, увлекательной, эмоциональной. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.  Результат: Сидоренко Дима научился в этом году поднимать язык к верхним зубам (1,5 года ушло на это), но ещё поворачивает голову при выполнении упражнения «Часики», а надо, чтобы работал только язык. У Вики прошёл страх перед выполнением упражнений (её фото много раз были на слайде), спокойно принимает механическую помощь. Славек научилась работать перед зеркалом, в прошлом году её этот вид работы не интересовал. Учащиеся 1 класса уже умеют выполнять гимнастику. Вновь прибывшие ребята тоже включились в процесс Калошин Миша, Харватов Серёжа).У ребят 6 класса новые формы вызвали тоже интерес, они с удовольствием выполняют упражнения с помощью муляжей.

(СЛАЙД) Спасибо за внимание!

Использованная литература

1. Арефьева Л.Н. « Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», Сфера, 2004 г.

2. Володина В.С. « Альбом по развитию речи», «Росмен - пресс», 2006 г.

3. Дьяченко Н.И. « Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших школьников», Москва, 2010 г.

4. Жукова О. « Букварь», Москва, 2008 г.

6. Н.С.Жукова « Я говорю правильно», Москва, 2010 г.

7. Козлова Н. Е. «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм её проведения в условиях ФГОС» http://6.dolsadik.ru/wpcontent/uploads/2016/04/Артикуляционная-гимнастика-Козлова-Н.Е..pdf 

8. Краузе Е.Н. «Практическая логопедия» (конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста), С-П, 2008 г.

9. Куликовская Т.А. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи», Астрель, 2010 г.

10. Маковеева Г.Н. «Речь, ум и здоровье в ваших руках».

11. Мезенцева М. «Логопедия в картинках», Москва, 2009 г.

12. Новиковская «Веселая зарядка для язычка», С-П, Астрель, 2009 г.

13. Скворцова О.И. «Логопедические игры», Москва, 2007 г.

14. Солнцева Е.А.  «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики», Апрель, 2007 г.

15. Ткаченко Т.А. «Логопедическая энциклопедия», мир книги, 2008 г.

 

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области  

«Полтавская адаптивная школа - интернат»

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики как основа формирования правильного произношения звуков

(выступление на МО учителей)

     

  Составитель:

учитель-логопед  

высшей  кв. категории

Володина Е.Я.

2016 - 2017  уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....

Презентация для проведения артикуляционной гимнастики

Презентация с яркими красивыми картинками для проведения артикуляционной гимнастики...

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика.

Выступление учителя - дефектолога на заседании МО учителей начальных классов. Тема "Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика."...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....