Урок изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: «Татарский народный костюм».

Хабибуллина Зухра Баязитовна

Цель и задачи: научить учащихся любить свою страну, знать и хранить традиции и культуру своего народа`        

Методы обучения: Беседа, объяснение нового материала, демонстрация дидактического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_6_klasse.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 6 классе.

Тема урока: «Татарский народный костюм».

Цель и задачи: научить учащихся любить свою страну, знать и хранить традиции и культуру своего народа`        

Методы обучения: Беседа, объяснение нового материала, демонстрация дидактического материала.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, кисти, альбом, акварель, цветные карандаши, иллюстрации.

Роль учителя: направить познавательную деятельность учащихся, контролировать, наблюдать.

Роль учащихся: Нарисовать татарский современный народный костюм, адекватно оценить свою работу.

План урока:

  1. Организационный момент -3 мин
  2. Объяснение новой темы. Беседа по теме. Показ презентации -15 мин
  3. Физминутка -2 мин.
  4. Практическая работа -20 мин
  5. Подведение итога -3 мин.
  6. Рефлексия -2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята»! Отмечаю отсутствующих. Смотрю готовность класса к уроку.

Ребята, на доске написала цифры от 1-5, Разве у нас  урок математики? Для чего же я их написала цифры?

Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к -5.

Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

Проверка домашнего задания.

_Что было задано на дом?

 А теперь поделимся впечатлениями в группах. Отвечаем на вопрос:

-изменились ли ваши представления о современном  в народном костюме после изучения этой темы и выполнения домашнего задания?

А теперь приступим к ответу «Мы глубже поняли слово дизайн»

Хорошо, молодцы

-А что такое дизайн?

Что еще можешь можно добавить

Мне очень понравилась эта тема, так как я хочу стать дизайнером, очень люблю смотреть передачи

А теперь покажите свои рисунки друг другу, гостям.

Оцените свои работы. Спасибо!

Я вам тоже приготовила подарок. Из своей мастерской я принесла куклы –вам они нравятся? Какой наряд вы видите? Как вы думаете, могла бы я стать дизайнером? спасибо за комплиимент

Объяснение новой темы.

Ребята , вы догадались о чем мы с вами будем говорить? Ответ.

Историческая страничка. 

И сегодняшняя темадизайн (Презентация).

Народный костюм -это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Слайд 1 

В национальном костюме татар воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

Слайд 3-5

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

 Слайд 6-7

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду с

Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан) Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани), женщины носили однотонные платья с оборками-бала итэк. Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток. Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Края подола, ворот камзола украшали позументом, мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

 В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Такой костюм состоял из длинного платья с оборкой и передника. Голову женщины покрывали платком, завязывая его особым образом. Платье и передник, тоже были украшены вышивкой, но простыми нитками.

 Края подола, ворот камзола украшали позументом, мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Позумент (галун) — золотаясеребряная или мишурная (меднаяоловяннаятесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка. 

Слайд 8-9 

В женских головных уборах татар  самым популярным девичьим головным убором был калфак, конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. Шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.

Слайд 10

Домашним головным убором мужчин была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

Слайд11

 Национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна и хрома. Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики.

Слайд12

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник-чулпы. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Слайд13

Более древним видом украшений татарок были серьги с подвесками. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Слайд 14-15

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды. Более богатые татарки носили яка чылбыры-украшение из серебра  с позолотой.

Слайд 16

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. Слайд 17

Украшения были чрезвычайно разнообразными. Белэзек, броши

 

  1. Физминутка.

Слайд 18

Ребята,  давайте  вспомним татарские орнаменты. То такое орнамент? Учащиеся отвечают.

У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

Слайд 19-20

     4.Практическая работа.

А теперь приступим к практической части. Перед нами стоит задача нарисовать народный костюм в современном варианте. Но прежде приступить к работе, нам нужно вспомнить правила построения фигуры человека.  (Показываю на доске схему построения фигуры человека.)

 (Проигрывается татарская лирическая музыка для лучшего настроя учащихся на работу.)

5. Подведение итога. Рефлексия.

Анализ детских работ.

 Подведение итога.

        Что мне дал этот урок?

На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

 «Самым интересным на уроке было…»

«Мое настроение  …»

Записываем домашнее задание.